Канонизация в датах. Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года в Городце по дороге из Золотой Орды на Русь. Великий князь Александр Невский, и это следует подчеркнуть, был признан святым намного раньше его официальной общероссийской канонизации.
6 декабря - день празднования благоверного князя Александра Невского
После победы над западными агрессорами русичи еще больше уверились в том, что их князь — истинный Божий посланник. Ответ Римскому престолу Кроме вооруженных нападений, католическая Европа предпринимала многочисленные попытки католизации Руси путем хитрости и уговоров. Дважды папа Иннокентий IV обращался с посланиями, в которых предлагал князю следовать по пути отца, якобы согласившегося на подчинение Риму. Одновременно осуществлялось папское давление на Александра Невского с целью объединения усилий с тевтонцами для отражения татаро-монгольских нападений. Во втором папском послании говорится о якобы имевшем место согласии князя на присоединение к католической церкви. Папа цитировал Александра Невского следующим образом: «Ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание».
Также было упомянуто желание князя возвести католическую церковь в Пскове. Одновременно папа просил принять в качестве своего посланника архиепископа Прусского. Наконец, в 1251 году в Новгород пожаловало двое католических кардиналов с буллой. В это же время во Владимире брат Александра Невского Андрей венчался с будущей женой. Обряд проводил митрополит Кирилл — приближенный князя Данила Галицкого, которому папа обещал королевскую власть еще в 1246-1247 годах.
Под угрозой нападения тевтонских рыцарей католическую веру принял литовский князь Мидовг. Несмотря на подобное давление, Александр Невский остался непоколебим. Его ответ папе звучал следующим образом: «Си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем» Мы все понимаем, но вашего учения не примем. Уже в 1251 году князь заключил с королем Норвегии договор о разрешении споров относительно границ и сбора дани со значительной территории карельских и саамских народов. А в 1254 году в результате явного сближения Руси с Норвегией была подписана «Разграничительная грамота».
Таким образом, князь Александр Невский существенно уменьшил угрозу военной и католической экспансии со стороны Запада. Почему Александр Невский — святой Все свои силы и разум князь направлял на решение государственных проблем. И хотя западная угроза была сильна, над Русью нависала более суровая и могущественная на то время Золотая Орда.
И везде он княжил с именем Господа на устах. Александр Невский.
Фреска Архангельского собора Московского Кремля. Однако давление подступающих со всех сторон врагов вынуждало князя вступить в тонкую политическую игру. Русские земли не могли противостоять одновременному натиску всех воинственных соседей. Перед Александром встал нелегкий выбор. Нужно было вступить в союз с одним из наиболее сильных противников: или Ватиканом, или Золотой Ордой.
Гордому князю нелегко далось решение о союзничестве, а фактически — подчинении агрессору. Казалось бы, явно напрашивалось подчинение Ватикану: христиане, хоть и католики, идеологически ближе к православным, нежели кочевники-язычники. Однако князь принял неожиданное решение: он вступил в союз с ордынцами. Но если рассматривать политическую ситуацию того времени и персону русского князя, то такой ход выглядит вполне закономерным. Папа Римский явно хотел обратить православных в католическую веру, в то время как умный Батый на религиозные воззрения православных не посягал, во всяком случае, глобально.
Благодаря непопулярному с точки зрения некоторых историков решению Александра Русь получила передышку, в которой крайне нуждалась. Батый очень уважал молодого князя и понимал: лучшего властителя для покоренных земель не найти. Русины будут честно платить дань, если оставить им православные святыни. Александр Невский неоднократно наносил визиты в Орду, привозя дань и выторговывая у хана все более мягкие условия. Иго было не таким страшным, как это описано во многих учебниках истории: «покровительство» Ватикана обошлось бы Руси гораздо дороже во всех отношениях.
Во время одной из поездок Александр тяжело заболел. Предчувствуя кончину, благоверный князь принял монашеский постриг и встретил смерть в статусе смиренного инока Алексия. На тот момент ему было всего 42-43 года. Русский народ со слезами встретил кончину любимого князя, прославившегося благочестием, мудрым правлением и, конечно, великими победами. Его тело было похоронено во Владимире, бывшем в то время столицей Великого княжества, в монастыре Рождества Богородицы.
Почитание и канонизация Почитать князя стали практически сразу после его кончины, появились даже миниатюры с его изображением. Его действительно любили в народе, хотя нрав Александра Храброго нельзя было назвать излишне мягким. Первое чудо почивший князь явил сразу после кончины. Он сам протянул руку и взял духовную грамоту у отпевавшего его митрополита Кирилла. Икона св.
Александра Невского с житием.
Предполагается, что серебряный саркофаг и деревянную раку для мощей Александра Невского установят на втором этаже Благовещенской церкви, который передали РПЦ несколько лет назад. Минувшим летом "ДП" рассказывал об аналогичной процедуре в отношении усыпальницы, расположенной на первом этаже здания : в нижнем храме находятся надгробия с захоронениями полководца Александра Суворова, членов царской семьи и других известных исторических личностей.
О готовности передать серебряный саркофаг Александра Невского в собственность РПЦ представители Эрмитажа сообщили в мае 2023 года. При этом изначально предполагалось, что транспортировка может произойти в начале июня.
Он добавил, что этот факт никак не умаляет заслуг Александра Невского как талантливого полководца, одержавшего победу в противостоянии с крестоносцами. Напомним, на круглом столе прозвучали также доклады сотрудников Псковского музея-заповедника, Археологического центра Псковской области. В заключение слушателям и участникам представили выпуск программы «Истфакт» «В поисках Вороньего камня».
Чудеса Александра Невского. Как прославленный полководец стал святым
Таким образом, угроза с Запада, который выступил в роли мародера, была снята. Но оставалась угроза с Востока. Монгольская империя была слишком сильна и Русь с ней бы не справилась. Алек сандр Ярославович был свидетелем нашествия Батыя, в то время ему было 16 лет и это уже взрослый человек по средневековым меркам. Он точно знал о реальной силе монголов и тех наличных средствах, которыми располагала Русь. Для борьбы с империей Чингисхана оставались лишь дипломатические средства. Здесь он следовал заветам своего отца, великого князя Ярослава Всеволодовича. В 1247 году Невски й отпра вляется в Орду к Батыю. Оттуда он с младшим братом Андреем выезжает в столицу всей империи Каракорум, куда их вызвала правившая ханша Огуль Гамиш. Это путешествие, которое продлилось два года еще больше утвердила Алекса ндра в мыс ли, что с Ордой военным способом не справиться. Даже сейчас, при наличии современного транспорта, путешествие в Монголию из европейской части России нам представляется делом непростым.
А тогда это была немыслимая поездка на другой конец света. И вот ты год скачешь до места и все время по территории одной страны, наполненной войсками хана. У Невского была во зможность оценить всю мощь империи. В Карокоруме великим князем Владимирским, вопреки старшинству, назначают младшего Андрея. Явно для раздора. Но Александр получает в правление южную, наиболее разоренную, часть. Да, Невский бы л велик им князем Киевским.
Я думаю, что каноническая украинская церковь на это не пойдет. Не знаю, каким может быть в эту сторону давление, но как будто бы сейчас там это не самая болезненная тема, чтобы заниматься ей. Если нет к этому желания», — рассуждает протоиерей. Но я не думаю, что каноническая церковь на Украине, та, которую возглавляет митрополит Ануфрий, и в составе которой значительное большинство православных на Украине, я бы сказал, вообще все православные на Украине, на это пойдет. Другие, которые также называются православными, — они раскольники очевидные», — добавил он. Богослов также считает «абсолютно невозможным» деканонизацию Невского в России. Профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Осипов подтверждает, что иногда в обществе происходят дискуссии по поводу «негативных и положительных соображений» об Александре Невском. Осипов говорит, что сейчас в Украинской православной церкви неустойчивая ситуация, поэтому он «не хочет гадать», какое решение могут принять ее представители о деканонизации: «Там [в Украинской православной церкви] я не знаю, какие процессы будут происходить. Вы же понимаете, что сейчас достаточно неустойчивая ситуация, просто гадать не хочется». В то же время он подчеркивает, что в Русской православной церкви «сложилась твердая традиция и убеждение» насчет князя, поэтому исключения из святых не произойдет: «Я уверен, что нет, этого не будет. В Русской церкви сложилась твердая традиция и убеждение, поэтому я думаю, что такого не случится».
Святой благоверный великий князь Александр Невский — одна из ключевых фигур русской истории, человек, определивший судьбу Русской земли на многие века вперёд. С его именем связана Русская идея мира, свободы и справедливости, в XVII веке он стал символом и эмблемой национальной государственности. В обзоре по выставке сотрудники библиотеки рассказывают об основных вехах биографии Александра Невского, о его выборе, значимом для истории нашей страны, а главное — о том, почему мы храним память об Александре Невском как о национальном герое России. Выставка объединила 113 изданий: на ней нашли своё место Житие Александра Невского и современные биографии князя, летописные своды и исследования исторической обстановки на Руси в XIII веке, труды, описывающие взаимоотношения Русского государства с «грозным» Востоком и «коварным» Западом.
Вместо этого 23 ноября ПЦУ будет отмечать память другого Александра — первоначальника обители "Неусыпных". Ранее день его памяти отмечался 7 марта. Князь Александр Невский был причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году. Князь Александр Ярославич Невский 1221—1263 в разное время носил титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии — великого князя Владимирского.
За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых
Государь весьма ценил его таланты военачальника и дипломата, не забывая и о благочестии. А императрица Екатерина I учредила орден Святого Николая Невского, которым награждали выдающихся деятелей государства. Прорубив окно в Европу и основав на Неве новый город, Петр I отдал его под покровительство своего духовного предшественника. Император повелел построить в Санкт-Петербурге монастырь Александро-Невскую Лавру и перенести туда мощи святого. Почитание Александра Невского не прекращалось даже в советское время, однако вспоминали его преимущественно не как святого, а как великого воина и стратега, благодаря которому русские земли обрели целостность и устояли перед захватчиками. В частности, в 1938 году вышла в прокат одна из лучших работ С.
Эйзенштейна — художественный фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Центральным событием сюжета стало легендарное Ледовое побоище. Патриотический фильм, имевший грандиозный успех, вернули в прокат в первые годы войны. Тогда же был учрежден и советский орден Александра Невского, правда, уже без слова «святой».
Позже это слово появилось уже в одноименной награде Российской Федерации. В наши дни Александр Невский считается покровителем дипломатической службы, морской пехоты и всех сухопутных войск Российской Федерации. Помимо этого, он покровительствует и ряду городов, в том числе Петрозаводску и Санкт-Петербургу. В честь святого князя освящены десятки храмов, названо множество улиц, установлено бесчисленное количество памятников. Икона конца XVI в.
Большинством голосов «Именем России» был избран Александр Невский — великий правитель, воин и дипломат, ярый защитник православной веры. Иконография Самая древняя икона св. Александра Невского датируется XVI столетием. Она хранится в Новгороде, в музее. На этом образе Александр Невский запечатлен вместе с другими святыми — Авраамием и Иоанном.
Эта старинная икона изображает Александра в схиме, то есть, в образе монаха. Несколько позже появились и одиночные образы святого в ростовом, поясном и оплечном изображении. В углу иконы часто изображали Богородицу с младенцем или благословляющую руку Господа. На иконах этого типа св. Александр изображен в монашеском одеянии.
В руках присутствует Крест и Евангелие. Часто руки благоверного князя оставлены пустыми: они воздеты в молитвенном жесте, а иногда одна из них прижата к сердцу, в знак великой любви к Господу.
Брак последнего непосредственно устроил сам митр. Посетил первоиерарх и Новгород, где в тот момент находился Александр Невский. Именно тогда он мог услышать доводы князя, прославившего свое имя победами 1240 и 1242 г. Неврюева рать 1252 г. В дальнейшем основная политическая линия митр. Кирилла и князя Александра Ярославича, получившего владимирский стол, оставалась схожей. Примерно к этому периоду относятся попытки Римской курии установить контакты с князем путем дипломатических сношений [Матузова, 1994, 59].
Этому вопросу посвящена обширная литература [Горский, 1996; Горский, 1994; Кудрявцев, 2010], для нас в данном случае особенно важно то, что направленный Папе через его послов отрицательный ответ, 1 Е. Голубинский уточнил датировку отъезда митр. Кирилла в Никею 1246 г. Примеры их взаимодействия при решении важнейших политических вопросов были далеко не единичными: осуществление «числа», поход вглубь Финляндии 1256 , учреждение епархии в Сарае 1261 , вечевые восстания 1262 г. В качестве основного вывода из проведенного исследования может быть сформулирован тезис, согласно которому в особенно сложные моменты князь Александр и митр. Кирилл непосредственно координировали свои действия. Это, конечно, свидетельствует и о том, что между ними установились и личные, чисто человеческие отношения. Часто бывая на Севере Руси, митр. Кирилл был прекрасно осведомлен о частных нюансах жизни Ярославича, которые нам не известны, но, как можно предположить из рассматриваемого ниже материала, они не давали первоиерарху поводов для смущения с морально-нравственной точки зрения.
По этой причине у него не было причин противодействовать почитанию князя, возникшему уже вскоре после его кончины. Князь Александр Ярославич умер в Городце-на-Волге, возвращаясь из очередного путешествия в Орду, 14 ноября 1263 г. Внимание, которое, в том числе в силу приближающегося юбилея, в последние годы привлекают связанные с князем обстоятельства, реанимировало в популярных публикациях ошибочную гипотезу о смерти Александра в Городце Мещерском Касимов. Полунина, составленном при участии Г. Однако данная трактовка была совершенно опровергнута в XIX столетии на основе исторической географии П. И Мельниковым-Печерским, и для ее возрождения нет никаких оснований. Отходя в иной мир, князь Александр принял решение возложить на себя обеты схимника. Как предполагают, произошло это в местном Федоровском монастыре3, факт существования которого в тот период достоверно подтвержденным все же считать нельзя, поскольку источник Житие говорит о пострижении, не упоминая конкретную обитель. Остаток пути до Владимира свита князя проделала достаточно быстро, и тело умершего было доставлено во Владимир — главный город Северо-Восточной Руси.
Хотя в этот период Владимир все более и более терял реальную политическую значимость, превращаясь в своего рода символ власти. Потому, оканчивая жизненный путь, они предпочитали быть погребенными именно там, а не во Владимире. В этом ряду похороны князя Александра Невского в Рождественском храме Рождественского монастыря выглядят как «переходные»: обитель находилась во Владимире, но это все же не Успенский собор. Во-первых, не будем забывать, что князь принял схиму и вполне мог в последние часы оставить соответствующее распоряжение о погребении; во-вторых, буквально с самого детства он общался с иерархами, вышедшими из этой обители 2 «Городец — старое имя города Касимов, о коем зри в своем месте. В Городце святый великий князь Александр Невский в 1263 г. Как бы то ни было, и постриг, и погребение в монастыре должны были еще в большей степени укрепить установившуюся при жизни князя Александра его тесную связь с Русской Церковью, возникшую во многом благодаря политическому сотрудничеству Ярославича с митр. Кириллом [Кривошеев, Соколов, 2018а, 201-206]. В перспективе это давало определенные основания если не для признания усопшего святым преподобным , то для особого почтения духовенства к памяти о князе. Выше было сказано, что, судя по косвенным данным, у высших иерархов, и в частности у митрополита, сомнений в праведности жизни почившего, вероятно, не было.
Очень торжественно был обставлен погребальный обряд: в нем участвовали представители высшего духовенства: «снемшеся епископи и игумени с митрополитомь Кюриломь» НПЛ, 1950, 84, 312. В приведенной летописной цитате важны два обстоятельства: прежде всего, употребленное во множественном числе слово «епископ», и тот факт, что это известие из новгородского источника. Последний нюанс дает право предположить, что одним из архиереев, провожавших князя в последний путь, был Новгородский владыка. Кроме того, вполне логичным было присутствие здесь рукоположенного незадолго до этого Игнатия Ростовского. Все это стало первым шагом к последующему прославлению князя Александра в лике святых. Свидетельства тому находим и в Житии, в котором имеется сообщение о произошедшем в ходе похорон чуде напомним, что именно чудеса являются основным основанием для канонизации : «Бысть же тогда чюдо дивно и памяти достойно. Егда убо положено бысть святое тело его в раку, тогда Савастиянъ икономъ и Кирилъ митрополит хотеста розъяти ему руку, да вложита ему грамоту душевную. Он же самъ, акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита. И приять же я ужасть, и едва отступиша от ракы его».
Примечательно, что первоиерарх не стал держать произошедшее втайне, сообщив о случившемся пастве: «Се же бысть слышано всемъ от господина митрополита и от иконома его Савастияна» Житие, 1995, 195. Кстати, цитированное выше Житие само по себе также является важным подтверждением мысли о подготовке будущего прославления князя, ведь первая редакция этого памятника была составлена спустя небольшое время после кончины князя. По этому поводу были высказаны три основные точки зрения: В. Кучкин датировал создание памятника периодом начиная с первых лет по кончине Александра [Кучкин, 1990, 36-39], Ю. Бегунов предполагал, что это произошло в 1280-х гг. Янин определил возможный диапазон более широко — второй половиной XIII в. Как бы то ни было, Житие было составлено спустя небольшой промежуток времени по кончине его главного героя, и появление текста само по себе весьма показательно, ведь, как справедливо замечал Е. Голубин-ский, «для празднования памяти святого нужна была служба ему, а равно требовалось, чтобы написано было существовало и его житие» [Голубинский, 1998, 41]. Недавно была сделана крайне слабо аргументированная попытка поставить под сомнение датировку создания Жития, и она не заслуживала бы внимания, если бы свои страницы для автора, столь топорно ее обосновывавшего, не предоставил ведущий исторический журнал.
Сомневающийся выдвинул идею, что Житие было составлено после битвы на Куликовом поле 1380 и тогда же оно было включено в Лав-рентьевскую летопись, которая, как он справедливо считает, была создана «как раз в эти годы». Вне рассмотрения скептика остался, к сожалению, один существенный нюанс: «мних» Лаврентий и правда окончил работу «как раз в эти годы», но не после Мамаева побоища, а до него — в 1377 г. Вернемся, впрочем, «на прежнее» и, подводя некоторые промежуточные итоги, подчеркнем, что ни выбор места для похорон Ярославича, ни другие рассмотренные 4 Разбор данной статьи см. Более того, культ Успения Богородицы и в последующие века по-прежнему оставался на очень высоком уровне, и не случайно, что даже в конце XV в. С другой стороны, организация церемонии прощания с привлечением большого количества иерархов, а также составление Жития вскоре после смерти князя, в котором что важно! Однако и митр. Кирилл, и все остальные прекрасно понимали, что это был очень длительный процесс, и для его завершения было необходимо соблюсти ряд условий, и из них наиболее важными были чудеса [Голубинский, 1998, 40-42]. Акту прославления на уровне всей Русской Церкви а в ту эпоху это оставалось событием исключительным должно было предшествовать местное почитание.
Данные события важны не только с точки зрения защиты территорий, но и с точки зрения защиты православия», - отметил Максим Васильев. Он добавил, что этот факт никак не умаляет заслуг Александра Невского как талантливого полководца, одержавшего победу в противостоянии с крестоносцами. Напомним, на круглом столе прозвучали также доклады сотрудников Псковского музея-заповедника, Археологического центра Псковской области.
В 1251 году Александр отправился в Орду и добился там поистине огромных успехов. Великому дипломату удалось побрататься с сыном Батыя — Сартаком. Таким образом, Александр сам стал сыном хана. Тогда же он привел на русскую землю мощный воинский корпус татар во главе с опытным нойоном Неврюем. Так называемая Неврюева рать была выдвинута против княжеского брата Андрея Ярославича, бежавшего после поражения в Швецию. Воевавший с ним брат Ярослав укрепился в Пскове. Причисление к лику святых новгородского князя вызывает недоумение, если учитывать, с какой жестокостью он подавлял восстания против Золотой Орды в русских княжествах. Тем не менее, православные почитают его святым, а патриарх несколько лет назад объявил его покровителем Сухопутных войск России. Александр, сын новгородского князя Ярослава Всеволодовича, прославился своими победами в двух сражениях — Невской битве и Ледовом побоище. О последнем в советское время даже был снят фильм. Примечательно, что первые упоминания в русских летописях про эти вооруженные столкновения появились через двести лет. Ряд русских историков подвергали сомнению значение Ледового побоища, дескать, особой угрозы выступление тевтонского ордена не несло, тем не менее, победа двадцатиоднолетнего сына князя до сих пор считает выдающейся среди патриотических историков. К тому же, вызывает вопросы то, что ни Александр, ни его отец никак не отреагировали на оккупацию монголами всех русских княжеств за несколько лет до этих битв.
В Харькове снесли памятник Александру Невскому. Перестанут ли считать князя святым на Украине?
12 июня 2021 года в Святодуховском центре Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой Александр Невский. В город доставят Годеновский чудотворный крест и мощи Александра Невского. Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в 1263 г. Причисленный к лику святых, он стал символом победы для народа. В преддверии Дня России Омский региональный центр Президентской библиотеки подготовил для читателей виртуальную выставку «Александр Невский: от рождения до канонизации». День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского. Сегодня мы также вспоминаем ученого ва, славянофила а и адмирала ова.
В Белгород прибудут две великие святыни
Памяти Александра Невского - День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского | Новости Спасского благочиния. Почему был канонизирован Александр Невский? |
6 декабря - день празднования благоверного князя Александра Невского | В современной России доминирует пятый образ Александра Невского как мудрого правителя и опытного дипломата, который многое сделал для восстановления разоренных ордынцами русских земель и предотвращения новых нашествий. |
«История — не церковное житие»: в Казани ученые обсудили судьбу Александра Невского
Новости Спасского благочиния. Почему был канонизирован Александр Невский? Руководитель сектора коммуникаций городской метрополии Наталья Родоманова в эфире телеканала «Санкт-Петербург» рассказала историю канонизации Великого князя Александра Невского и небесного покровителя города на Неве. Князь Александр Ярославич Невский (1221–1263) в разное время носил титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии – великого князя Владимирского. День перенесения мощей Александра Невского в Петербург – один из главных праздников для всех православных страны, начинается рано утром в Александро-Невской лавре. Канонизация Александра Невского. Святой Александр Невский (икона). Во время конференции также обсуждалась роль Русской православной церкви и рассматривались факторы, повлиявшие на канонизацию Александра Невского (канонизация состоялась в 1547 году, хотя «Повесть о житии Александра Невского» была написана еще в.
В Белгород доставят один самых знаменитых чудотворных крестов в мире — Годеновский крест
Так называемая Неврюева рать была выдвинута против княжеского брата Андрея Ярославича , бежавшего после поражения в Швецию. Воевавший с ним брат Ярослав укрепился в Пскове. По мнению Льва Гумилева, налаживание уважительных дружеских отношений с ханом позволило наладить более мирные отношения с Ордой. Одновременно историк отмечал появление синтеза монголо-татарской и восточнославянской культур. Скептически настроенные историки считают, что Александр намеренно договаривался с Батыем и новым ханом Орды Мунке о карательном набеге на город. Однако ученые не располагают прямыми свидетельствами данного предположения.
Историк Андрей Горский также отмечает значительные сдвиги в политическом устройства Руси: Владимир обретает значение общерусской столицы. Значимость Киева в период правления Александра Невского ослабевает. На передний план истории выходит Великокняжеский престол во Владимире. Новгород признает власть своего князя после согласования с Владимиром. Централизация власти в средневековой Руси одновременно способствовала развитию и укреплению православной веры.
Поход на Андрея Ярославича историк считает сугубо татарским планом, поскольку князь был против интересов Батыя в Каракоруме. А сам Александр Невский в значительной мере поспособствовал незначительному характеру карательного нападения. Основы святости князя Из всего сказанного следует, что православная церковь имела все основания канонизировать Александра Невского как глубоко духовного человека и самоотверженного защитника русской земли на военных и дипломатических фронтах. Государственными делами князь был занят до самой смерти. Он за собственные деньги выкупал пленников из Орды.
Предпринимал все меры для сохранения шаткого мира с монголо-татарами. Не делал необдуманных шагов, ведь военные предпосылки для избавления от татарского ига возникли только через сотню лет после правления князя. Перед смертью Александр принял схиму и скончался по пути из Золотой Орды на Русь.
Брак последнего непосредственно устроил сам митр. Посетил первоиерарх и Новгород, где в тот момент находился Александр Невский. Именно тогда он мог услышать доводы князя, прославившего свое имя победами 1240 и 1242 г. Неврюева рать 1252 г. В дальнейшем основная политическая линия митр. Кирилла и князя Александра Ярославича, получившего владимирский стол, оставалась схожей. Примерно к этому периоду относятся попытки Римской курии установить контакты с князем путем дипломатических сношений [Матузова, 1994, 59].
Этому вопросу посвящена обширная литература [Горский, 1996; Горский, 1994; Кудрявцев, 2010], для нас в данном случае особенно важно то, что направленный Папе через его послов отрицательный ответ, 1 Е. Голубинский уточнил датировку отъезда митр. Кирилла в Никею 1246 г. Примеры их взаимодействия при решении важнейших политических вопросов были далеко не единичными: осуществление «числа», поход вглубь Финляндии 1256 , учреждение епархии в Сарае 1261 , вечевые восстания 1262 г. В качестве основного вывода из проведенного исследования может быть сформулирован тезис, согласно которому в особенно сложные моменты князь Александр и митр. Кирилл непосредственно координировали свои действия. Это, конечно, свидетельствует и о том, что между ними установились и личные, чисто человеческие отношения. Часто бывая на Севере Руси, митр. Кирилл был прекрасно осведомлен о частных нюансах жизни Ярославича, которые нам не известны, но, как можно предположить из рассматриваемого ниже материала, они не давали первоиерарху поводов для смущения с морально-нравственной точки зрения. По этой причине у него не было причин противодействовать почитанию князя, возникшему уже вскоре после его кончины.
Князь Александр Ярославич умер в Городце-на-Волге, возвращаясь из очередного путешествия в Орду, 14 ноября 1263 г. Внимание, которое, в том числе в силу приближающегося юбилея, в последние годы привлекают связанные с князем обстоятельства, реанимировало в популярных публикациях ошибочную гипотезу о смерти Александра в Городце Мещерском Касимов. Полунина, составленном при участии Г. Однако данная трактовка была совершенно опровергнута в XIX столетии на основе исторической географии П. И Мельниковым-Печерским, и для ее возрождения нет никаких оснований. Отходя в иной мир, князь Александр принял решение возложить на себя обеты схимника. Как предполагают, произошло это в местном Федоровском монастыре3, факт существования которого в тот период достоверно подтвержденным все же считать нельзя, поскольку источник Житие говорит о пострижении, не упоминая конкретную обитель. Остаток пути до Владимира свита князя проделала достаточно быстро, и тело умершего было доставлено во Владимир — главный город Северо-Восточной Руси. Хотя в этот период Владимир все более и более терял реальную политическую значимость, превращаясь в своего рода символ власти. Потому, оканчивая жизненный путь, они предпочитали быть погребенными именно там, а не во Владимире.
В этом ряду похороны князя Александра Невского в Рождественском храме Рождественского монастыря выглядят как «переходные»: обитель находилась во Владимире, но это все же не Успенский собор. Во-первых, не будем забывать, что князь принял схиму и вполне мог в последние часы оставить соответствующее распоряжение о погребении; во-вторых, буквально с самого детства он общался с иерархами, вышедшими из этой обители 2 «Городец — старое имя города Касимов, о коем зри в своем месте. В Городце святый великий князь Александр Невский в 1263 г. Как бы то ни было, и постриг, и погребение в монастыре должны были еще в большей степени укрепить установившуюся при жизни князя Александра его тесную связь с Русской Церковью, возникшую во многом благодаря политическому сотрудничеству Ярославича с митр. Кириллом [Кривошеев, Соколов, 2018а, 201-206]. В перспективе это давало определенные основания если не для признания усопшего святым преподобным , то для особого почтения духовенства к памяти о князе. Выше было сказано, что, судя по косвенным данным, у высших иерархов, и в частности у митрополита, сомнений в праведности жизни почившего, вероятно, не было. Очень торжественно был обставлен погребальный обряд: в нем участвовали представители высшего духовенства: «снемшеся епископи и игумени с митрополитомь Кюриломь» НПЛ, 1950, 84, 312. В приведенной летописной цитате важны два обстоятельства: прежде всего, употребленное во множественном числе слово «епископ», и тот факт, что это известие из новгородского источника. Последний нюанс дает право предположить, что одним из архиереев, провожавших князя в последний путь, был Новгородский владыка.
Кроме того, вполне логичным было присутствие здесь рукоположенного незадолго до этого Игнатия Ростовского. Все это стало первым шагом к последующему прославлению князя Александра в лике святых. Свидетельства тому находим и в Житии, в котором имеется сообщение о произошедшем в ходе похорон чуде напомним, что именно чудеса являются основным основанием для канонизации : «Бысть же тогда чюдо дивно и памяти достойно. Егда убо положено бысть святое тело его в раку, тогда Савастиянъ икономъ и Кирилъ митрополит хотеста розъяти ему руку, да вложита ему грамоту душевную. Он же самъ, акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита. И приять же я ужасть, и едва отступиша от ракы его». Примечательно, что первоиерарх не стал держать произошедшее втайне, сообщив о случившемся пастве: «Се же бысть слышано всемъ от господина митрополита и от иконома его Савастияна» Житие, 1995, 195. Кстати, цитированное выше Житие само по себе также является важным подтверждением мысли о подготовке будущего прославления князя, ведь первая редакция этого памятника была составлена спустя небольшое время после кончины князя. По этому поводу были высказаны три основные точки зрения: В. Кучкин датировал создание памятника периодом начиная с первых лет по кончине Александра [Кучкин, 1990, 36-39], Ю.
Бегунов предполагал, что это произошло в 1280-х гг. Янин определил возможный диапазон более широко — второй половиной XIII в. Как бы то ни было, Житие было составлено спустя небольшой промежуток времени по кончине его главного героя, и появление текста само по себе весьма показательно, ведь, как справедливо замечал Е. Голубин-ский, «для празднования памяти святого нужна была служба ему, а равно требовалось, чтобы написано было существовало и его житие» [Голубинский, 1998, 41]. Недавно была сделана крайне слабо аргументированная попытка поставить под сомнение датировку создания Жития, и она не заслуживала бы внимания, если бы свои страницы для автора, столь топорно ее обосновывавшего, не предоставил ведущий исторический журнал. Сомневающийся выдвинул идею, что Житие было составлено после битвы на Куликовом поле 1380 и тогда же оно было включено в Лав-рентьевскую летопись, которая, как он справедливо считает, была создана «как раз в эти годы». Вне рассмотрения скептика остался, к сожалению, один существенный нюанс: «мних» Лаврентий и правда окончил работу «как раз в эти годы», но не после Мамаева побоища, а до него — в 1377 г. Вернемся, впрочем, «на прежнее» и, подводя некоторые промежуточные итоги, подчеркнем, что ни выбор места для похорон Ярославича, ни другие рассмотренные 4 Разбор данной статьи см. Более того, культ Успения Богородицы и в последующие века по-прежнему оставался на очень высоком уровне, и не случайно, что даже в конце XV в. С другой стороны, организация церемонии прощания с привлечением большого количества иерархов, а также составление Жития вскоре после смерти князя, в котором что важно!
Однако и митр. Кирилл, и все остальные прекрасно понимали, что это был очень длительный процесс, и для его завершения было необходимо соблюсти ряд условий, и из них наиболее важными были чудеса [Голубинский, 1998, 40-42]. Акту прославления на уровне всей Русской Церкви а в ту эпоху это оставалось событием исключительным должно было предшествовать местное почитание.
Ранее день его памяти отмечался 7 марта. Князь Александр Невский был причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году. Князь Александр Ярославич Невский 1221—1263 в разное время носил титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии — великого князя Владимирского. Прозвище Невский получил после победы над войском Швеции в битве 15 июля 1240 года.
В обзоре по выставке сотрудники библиотеки рассказывают об основных вехах биографии Александра Невского, о его выборе, значимом для истории нашей страны, а главное — о том, почему мы храним память об Александре Невском как о национальном герое России. Выставка объединила 113 изданий: на ней нашли своё место Житие Александра Невского и современные биографии князя, летописные своды и исследования исторической обстановки на Руси в XIII веке, труды, описывающие взаимоотношения Русского государства с «грозным» Востоком и «коварным» Западом. Подробнее о книгах, вошедших в экспозицию, смотрите в нашем обзоре. При копировании материалов обязательно размещайте активную ссылку на omsklib.
Канонизация Суворова станет предметом ожесточенных споров
Последний этап, приведший к канонизации Александра Невского, связан с именем Ивана Грозного, который 25 января 1547 года возложил на себя царский венец. Канонизация Александра Невского началась с первого его «подвига», осуществленного, как пишут российские летописи, 15 июля 1240 года. Согласно этим историческим мифом, князь Александр Ярославович во главе новгородской дружины разбил войско шведов близ устья. Ранняя смерть Александра Невского в 1263 году (ему было 42 года) перевела образ великого князя в иную плоскость: из мирской политики в область сакральную, затем в сферу военно-патриотическую и политическую.
За что Александра Невского причислили к лику святых
Прославление князя Александра Невского как святого укладывается в схему, предложенную Е. Е. Голубинским, выделившим три основных этапа этого процесса. Гробница Александра Невского — ансамбль памятников, созданных по указу императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII века. Канонизирован князь Александр Невский был в 1547 году, Русской Церковью митрополитом Макарием, при царе Иване Грозным.