Миссионерство иногда отличают от прозелитизма, однако четкие различия между миссионерством и прозелитизмом отсутствуют. Что такое миссионерская Литургия и для чего она в нашем городе? В субботу 14 сентября — в день церковного новолетия — в Боровецкой церкви впервые Набережных Челнах состоится Миссионерская Божественная Литургия с пояснениями.
Современные миссионерские усилия в православных церквях: ограничения и возможности
Беседы с батюшкой. Миссионерство | Значение слова «миссионер» и само миссионерство окутано миллионом тайн, домыслов и предрассудков, иллюзий и стереотипов. |
Миссионерская деятельность РПЦ и католической церкви. История миссионерства | Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. |
Прокуратура Волжского района: Что такое миссионерская деятельность? | Задачей данного исследования является определение различий в содержании понятий «миссионерство» и «прозелитизм». |
Что такое миссионерство кратко
Сегодня поговорим о том, что это такое и как прихожанину храма быть миссионером. Миссионер поставил перед собой задачу: обратить зырян в христианство или сложить за Христа голову. Что такое миссионерство?
Религия, права и свободы
Что такое миссионерская работа? По сути, миссионеры — это люди, которые выполняют поручение Христа. А чтобы это племя поняло, что такое православие, нужен миссионер, готовый поехать туда на два-три года, жить, работать, шутить, помогать — все делать вместе с этими аборигенами, понять их прежде всего.
Современные миссионерские усилия в православных церквях: ограничения и возможности
Миссионерский отдел -- Что такое миссионерство? | Настоящая Концепция учитывает миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия Священным Синодом "Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви". |
Миссионерство — Википедия | Сегодня поговорим о том, что это такое и как прихожанину храма быть миссионером. |
Священник Иоанн Парамонов: Миссионерство и мы | Православная газета | Миссионерский отдел Детский крестный ход В гостях у преподобного Саввы Дорога за Урал «Дорогою добра» О миссионерском отделе Стратегии православного миссионерства Что такое миссионерство? |
Миссионерство | Миссионерское служение крайне сложно. |
Ответы : Кто такие миссионеры?? | Начать программу, наверное, стоит с такого, казалось бы, банального вопроса, но при этом актуального: кто такие миссионеры, что такое миссионерство как процесс? |
Миссионерство (миссия)
Сегодня поговорим о том, что это такое и как прихожанину храма быть миссионером. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. христиане и миссионеры, русская православная церковь: православные новости. Это подстегнуло интерес к Японии нового поколения миссионеров, а сама деятельность Ксавьера стала отправной точкой для распространения христианства в этой удивительной стране.
Православное миссионерство: история, современность, проблематика, методика
Давайте поговорим о том, кто такие миссионеры и чем они занимаются. Например, миссионер думает о том, чтобы вырос приход, чтобы этот человек мог потом помочь церкви (материально или еще как-то, не суть важно). Надо сказать, что миссионерские отделы работают практически во всех епархиях Русской Православной Церкви. По сути, миссионеры — это люди, которые выполняют поручение Христа.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
А Христос призывает нас обличать нечестие, язычество и нерадивое отношение к вере людей, которые принимают таинство Крещения. Но это очень трудно сегодня. Главный идеал — свобода? Вот обратите внимание, почему в средне века нашу страну называли святой Русью? Да потому что общественным идеалом была святость. Сергий Радонежский, стяжавший ее, для людей был гораздо авторитетнее, чем московский князь или даже митрополит, потому что он был выше их духовно. Дмитрий Донской приезжает именно к этому старцу за благословением на Куликовскую битву как к самому высокодуховному человеку в России. И не важно, кто ты — попрошайка, как Василий Блаженный, который был нищим, просящим милостыню на паперти Покровского собора. Кстати, именно люди переименовали его в храм Василия Блаженного. Насколько ценилась святость, людей высокой духовности почитали особо, потому что у них можно было многому научиться. Сегодня на первом месте стоит свобода.
Прежде всего, свобода внутренняя от всяких духовных законов: как я понимаю, так и делаю, ограничиваюсь только уголовным кодексом. Но уголовный кодекс — это «тройка» в пятибалльной системе, это нижняя граница духовности, а вот как учиться на «пятерку», как достигнуть высоты духовной — общество не говорит, оно не знает, потому что таких идеалов у общества нет. Миссионерское служение крайне сложно. Да и сами миссионеры впадают в разные крайности. Кто-то старается сделать свои беседы максимально интересными, признаюсь, на начальном этапе это даже необходимо, но вообще-то вера, религиозная жизнь — это тяжелая работа. Стать чемпионом мира, лауреатом конкурса, победителем научной олимпиады — все это требует огромных затрат, но гораздо труднее научиться правильно любить в рамках духовных законов. Человек ведь приходит в Церковь, чтоб научиться правильно любить. Мы забыли, что главная заповедь Христа — возлюби. Часто известные люди говорят, что живут по десяти заповедям: не убей, не укради и так далее. Но ведь они были даны не нам, а еврейскому народу, чтобы он дождался Мессию.
Жестокий закон воздаяния ока за око необходим был для сохранения народа в пределах минимальной нравственности, чтобы он потом смог выслушать Мессию и понять проповедь любви. Когда приходит Христос, вместо «не убей» Он говорит «молитесь за врагов своих». И вот когда ты это рассказываешь, тебя же не понимают. И православные люди продолжают жить по уголовному кодексу, поэтому нельзя бесконечно давать людям интересные лекции, вера — тяжелейшая работа, но ставка высока — вечность. Ставка здесь — твоя преображенная душа, которая правильно ориентируется в духовном пространстве, правильно понимает добро и зло, видит соблазны и искушения и умеет противостоять им. Она обладает знаниями, что полезно для нее, а что нет. Нравственно то, что полезно душе — А как понять границы, где нравственно, а где нет? Все просто: что полезно душе, то нравственно, что неполезно — безнравственно. А для того, чтоб понять, что полезно, а что вредно, надо вести духовную жизнь. Вот моему старшему сыну, когда он заболевал, достаточно было поставить два горчичника, и он поправлялся.
На второго ребенка можно было поставить хоть двадцать — они на нее не действовали.
В результате крушения России около трех миллионов человек оказались вне Родины. Беженцы, вынужденные бороться за выживание, были носителями православной русской культуры и православной веры. Если складывались благоприятные обстоятельства например, в г. Харбине, в Париже в тридцатые годы , то быстро возника ли православные общины, строились храмы, организовывались русские школы, училища и др. Одновременно русские несли по всему миру "даже до конца земли" великую русскую православную культуру. В Европе, в Америке, в Азии, встречаясь с язычеством, католичеством или протестантизмом, русские свидетельствовали о высоте и глубине православной веры. Одновременно благодаря диаспоре, разросшейся по всему миру, было покончено с замкнутостью "православных миров", и православные общины были поставле ны на виду всего мира. Так осуществлялась великая духовная миссия русской эмиграции.
Весь постхристианский Запад "даже до концов Земли" знаком сегодня с Православием, но можно ли надеяться, что хоть один из народов готов был бы принять хрис тианство и войти в Православную Церковь, как это было еще в XIX веке? Здесь крайне важен опыт Православия в Америке. В результате возникновения многочисленных новых православных приходов и объединения их вокруг православной епархии Русской Церкви, окрепшей в начале ХХ века при епископе Тихоне Беллавине впоследствии Патриархе Московском и всея Руси , появилась новая автокефальная церковь - Американская 1970. По явление Американской церкви, как и Японской 1970 , явилось качественно новым этапом в миссио нерской жизни всего Православия. Одной из центральных, главных проблем жизни Американской церкви является проблема взаимоотношения православия и секулярной американской псевдохристианской культу ры. Дело в том, что эклектичная, "синтетическая" современная культура, в значительной мере ориентирован ная на язычество, претендует на всего человека, не оставляя ему реальной свободы выбора - сегодня западный образ жизни и западное видение мира слишком далеко ушли от христианского. В России внешне ситуация значительно более безнадежная. По мере того как в XX в. Америка, Азия, Европа обогатились сотнями православных приходов, Россия превратилась в духовную пус тыню.
Во всей Сибири оставалось несколько действующих храмов. Духовные школы то полностью запрещались, то разрешались, а затем снова подвергались разгрому во время "хрущевских" гонений, надолго пе реживших правление Хрущева. В чем же отличие жизни Православной Церкви в России и на свободном Западе? Главным отличием является то обстоятельство, что к середине ХХ в. Запад в основном сам отказался от веры и жизни по вере, жизни в Церкви. У нас же только часть народа соблазнилась и отступила от Христа. Другая же часть не отказалась от веры и Церкви в эпоху невиданных гонений и пострадала за Христа. Сейчас непросто описать по дробности этой героической истории гонений, хотя известно очень многое и множество свидетелей еще живы. Общее число пострадавших за веру составляет сотни тысяч, а может быть, и миллионы человек.
Сонм новомучеников российских предстоит за нас ныне пред Богом и зовет нас сегодня к труду проповеди веры. Поэтому нет оснований объединять духовные пустыни Запада с посттоталитарной жаждой духовности в России. О возможности духовного возвращения свидетельствуют и первые плоды посттоталитарного веро проповедования, строительства храмов, воссоздания духовных школ, возрождения православных изда тельств, монастырей и многое, многое другое. И главное для нас сегодня - обретение корней в мученическом подвиге за Христа наших отцов и дедов. Если это произойдет, откроются и пути промысла Божия, ведущие к воссозданию православной Руси, этого уникального "православного мира", живущего идеалами святости, стремящегося к святости, и в этом смысле - святой Руси. В следственных показаниях епископа Арсения Жадановского на допросе 28 мая 1937 г. Православная Церковь неоднократно переживала гонения и снова воз рождалась, так и в настоящее время, которое переживает Церковь при советской власти, должно измениться: церкви будут восстановлены, и снова откроются монастыри, советская власть будет свергнута народом, а управлять страной будут только русские верующие люди, преданные Православной Церкви" [vii]. Сегодня наступает время духовного возрождения России, которое провидели многие наши святые. И главная задача - это евхаристическое возрождение православных приходов, на которые обращено пристальное внимание общества.
И сегодня каждый монастырь, каждый приход стремится быть тем праведником, без которого не стоит ни одно село, ни один город, ни тем более государство. Возрождение богослужебной жизни и вхождение в благодатную евхаристическую жизнь Церкви, в Царствие Божие, делает каждого церковного христианина полноценным свидетелем Царства Божия, пришедшего в силе, ставит его в ряды миссионеров. Веропроповедничество жизнью, которая также по мере облагодатствования становится евхаристичной на всех путях житейских, является сегодня основной формой миссионерства, поскольку по причине умножения беззаконий доверие к словам иссякло. Евхаристичность жизни означает также стяжание благодатной любви к страждущему миру и многострадальному народу российскому. И эта любовь не расслабляет христиан, а сообщает им духовную напряженность, позволяющую преодолевать одну из основных трудностей современной жизни - про тивостояние православного и современного секулярного видения мира. Глубокое воцерковление народа, семьи, возрастание детей в христианских семьях и в храме, воспитание и образование юношества, участие детей, юношей и взрослых в активной приходской жизни позволяет выявить тех, кто способен сейчас к миссионерскому служению. Народ Божий должен сам дать из своей среды миссионеров, стремящихся потрудиться подвигом священноапостольства. Подготовка к служению - это с одной стороны духовное возрастание, а с другой - образование и приобретение навыков, опыта, в том числе опыта участия в жизни храма богослужебной и внебогослужебной и опыта общения с людьми. Веропроповедничество всегда более обращено к сердцу, чем к уму: "Но чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца: от избытка бо сердца уста глаголют.
И потому тот, кто исполнен и избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих, и которая указует как, где и что говорить... Иннокентий Вениаминов [viii]. Уже сейчас начинается создание центров духовного просвещения - миссионерских центров, работа которых оказывает влияние на все слои населения.
Сергиев Посад, указывает на актуальность литургических объяснений в наше время. В нем непредвзято выявлена явная литургическая неосведомленность современного жителя Подмосковья. Например, из 46 человек, назвавших себя православными не говоря о всех 96 опрошенных! Другие данные этого исследования также помогают понять актуальность миссионерского богослужения в наши дни. Важный вопрос в этом деле — вопрос ответственности. Что есть наша миссионерская и катехизаторская ответственность за оставление без миссионерского просвещения некрещеных и без катехизации церковных, но не просвещенных людей ср. Эта ответственность наверняка еще выше, чем светская ответственность перед законом за оставление человека в опасности[7],[8]. Симеон Новый Богослов, — значит не иметь Христовой любви к ближнему»[9]. Нельзя миссионеру навредить людям тем, что он что-то важное мог и умел, но не осуществил, ведь это просто отсутствие любви! А без неё не может быть настоящего миссионерства, не может быть даже минимального христианского жития: «люби ближнего твоего, как самого себя» Лев. Ведь если самим нравится, чтобы нам все объясняли и разжевывали, почему бы тогда не возродить древние традиции и не подарить ближним экзегетически объяснительно ориентированные миссионерские службы? Почему бы не поддержать эту идею, обсуждаемую сегодня в рамках Межсоборного присутствия? Следовательно, совершается миссионерское богослужение, в первую очередь, для тех, кто далёк от этой культуры, далек от понимания церковной службы, то есть для неверующих, сомневающихся, крещеных, но не изучивших основы своей веры и богослужения и т. Последних в России как раз большинство. Вспомните период своей жизни, когда Вы были неофитом, когда стояли в храме и ничего не понимали и представьте, как рады будут люди тому, что им объясняют богослужение во время его совершения. Методический абрис: как и когда совершать Этот технический термин «миссионерское богослужение» не должен пугать церковного уставщика, — он только по форме своей технический[12], и не подразумевает нового уставного явления. Как это выглядит? Это богослужения, которые отличаются от привычных нам лишь наличием в них элементов катехизации, помогающих людям лучше понять веками формировавшееся чинопоследование. Такие элементы суть: - богословские комментарии[14] к богослужению, которые произносятся с целью разъяснить находящимся в храме его смысл и значение в «Концепции» указывается: «подобная катехизация также необходима при совершении всякого Таинства и обряда»[15] ; - распространение брошюр с текстами чинопоследования и комментариями к нему как дополнение, как аналог богословских комментариев или в иной форме [16]; - экзегетическая проповедь после чтения Священного Писания документ говорит, что «при необходимости Священное Писание может быть прочитано на национальном языке просвещаемого народа или на русском языке с богословскими комментариями»[17] ; - использование в качестве храма различных приспособительных помещений, в т. И в «Концепции», и в современной практике совершения миссионерских богослужений по епархиям последние предстают перед нами во многом именно так, как видел их протод. В таком храме раз в месяц можно было бы служить всенощную с комментариями. Ведь многие священники совершают крещение с комментариями, то есть поясняют: «Вот сейчас мы отрежем вашему малышу волосики, и это будет означать то-то и то-то». А что мешает всенощное бдение совершать так же? Перед каждым действием за одну-две минуты объяснять, что сейчас будет сделано и почему»[21]. И если в 2003 году и ранее это было мечтой отечественной миссионерской школы, то сегодня это — реальность! В группу служб, объединяемых этим термином, входят богослужебные чинопоследования суточного круга[22], все виды Литургии, все Таинства и все т. Вместе с тем, в положениях «Концепции» нет и намека на повсеместный и обязательный переход на совершение всех служб и треб с объяснениями. Речь лишь о возможности: там, где тьма непонимания церковной службы застилает светлые, искренние очи нашего современника, и многие приходящие в храм многое в богослужении не могут уразуметь, можно раз в неделю, раз в месяц или с другой частотой совершить миссионерские службы, например, в день субботний.
За осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований закона предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 5 тыс. Муниципальное образование Кавказский район Краснодарского края.
Религия, права и свободы
В 1882 году было основано Императорское Палестинское общество , опиравшееся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В Пекине также действовала русская духовная миссия. Общее руководство миссионерством в Российской империи осуществлял Синод , который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всероссийские и местные съезды миссионеров. После революции 1917 года и с установлением советской власти в России было прекращено государственное финансирование религиозных объединений, и миссионерство постепенно сошло на нет. С 1988 года Русская православная церковь получила возможность распространять своё учение. Открылось множество храмов, епархий, монастырей, духовных школ, где ведётся миссионерская и социальная деятельность. Издаются православные книги, газеты, журналы, фильмы и записи музыки, функционируют церковные радиостанции, телеканалы, интернет-сайты, организуются музеи, выставки, конференции, паломничества, крестные ходы, официальное участие в различных государственных и частных мероприятиях. В XX веке началось широкое распространение буддизма в западных странах, вызванное эмиграцией из Китая, Японии и других буддийских стран. В странах Запада были основаны первые буддийские общества, открывающие европейцам пути таких школ, как Дзэн и Тхеравада.
Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 году в африканских миссиях насчитывалось около 16 тысяч членов мужских и 30 тысяч членов женских христианских орденов большинство — не африканцы. В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства: создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 году католический орден «белых отцов» отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами.
Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение. Миссионерство в России[ править править код ] Миссионерство в России было тесно связано с христианизацией славянских , а затем нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом , атеизмом , развратом , революционной деятельностью и укрепляло российскую государственность. С 1867 года распространением христианства среди татарского населения занималось братство святителя Гурия в Казани. В 1870 году в Москве было основано Православное миссионерское общество , объединившее различные сибирские миссии.
Причиной тому слишком большая разница в культуре, а также то, что китайский язык смогли освоить лишь самые одаренные. А вот мусульманские миссионеры в это время только укрепляли свои позиции. Их главной целью стали кочевые народы, которые не имели тоталитарной религии. Подобная тактика привела к тому, что мусульманский мир начал одолевать христианский, несмотря на то, что у последнего была значительная фора во времени. Католические проповедники вместе с испанскими конкистадорами отправились покорять Новый свет.
Однако на тот момент их цели были далеко не христианскими. Вера была лишь предлогом для того, чтобы развязать очередную войну с индейцами. А миссионер — это главное орудие в этой войне. Ведь именно он предлагал диким племенам новую религию и, если те отказывались, обвинял их в язычестве и ереси. А убийство еретиков греховным не считалось. Православные миссионеры В Киевскую Русь миссионерство пришло вместе с христианством. Изначально обучали слову Божьему лишь тех, кто жил в непосредственной близости от столицы. Но с годами их учение разошлось по всей земле русской.
Но, наверное, прежде всего христианская община прирастала за счет того, что все постепенно узнавали, как хорошо в Церкви, а не за счет захватов, требований, выступления с позиции силы. Иерей Николай Святченко , председатель отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии Нам приходится учитывать сложную экономическую обстановку, поэтому мы ориентируемся на социальные проекты — питание неимущих, помощь попавшим в трудную ситуацию, организацию некоммерческих организаций в сфере реабилитационной деятельности. Через помощь ближнему мы свидетельствуем о Христе без агрессии и давления и даем людям возможность сделать личный выбор, поскольку подлинное исцеление от психосоматических недугов невозможно без возрождающей Божией благодати. Мы используем и все известные и традиционные формы современной миссионерской деятельности — как внутри прихода, так и вне его. С евхаристической общины должна начинаться проповедь за пределами храма. Община может и должна заниматься не только внешней, но и внутренней миссией: социальной, молодежной и катехизаторской деятельностью. При этом очень важно, чтобы сама община понимала: приход — не только административная единица, но и люди, которые наделены Богом различными дарами для служения Христу. Каждый человек, участвующий в евхаристической жизни, может быть служителем Христа, реализуя те таланты — духовные, душевные или физические, которыми наградил человека Господь. Недопонимание этой евангельской мысли препятствует современной миссии Церкви. Нужен понятный для мирян путь реализации их талантов в проповеди Евангелия, чтобы простой прихожанин не чувствовал ущербность своего служения перед другими известными нам формами служения и был активным служителем Господа. ОПЫТ ДИСКУССИИ Игумен Силуан Туманов , председатель епархиального издательского совета Независимо от того, где мы общаемся с людьми, в реальной жизни или в социальных сетях, надо отдавать себе отчет в том, что Церковь — это богочеловеческий организм, а значит, в значительной степени — человеческий и, следовательно, неоднородный. И обычно миссионерам приходится расплачиваться за грехи других людей. Те, кто занимается миссией в Церкви, часто стараются вырвать человека из общества и привести его к порогу храма. Но когда человек в храм входит, он не узнает ту Церковь, о которой ему проповедовали, не видит там ничего себе близкого. Мне кажется, задача миссионера состоит в том, чтобы дать человеку прийти не в конкретный приход, не к конкретному священнику, а ко Христу, проведя его между Сциллой и Харибдой, между индивидуализмом когда человек ходит в Церковь только потому, что там ему приятно и партийностью когда люди дружат против кого-то. Можно, конечно, стоять на позиции «если самим членам общины в Церкви хорошо, они способны привлечь новых адептов». Но если мы вспомним о первых веках существования Христовой Церкви, то увидим, что людей вытаскивали из общества с помощью совсем другого.
Каждый христианин – миссионер
И в «Концепции», и в современной практике совершения миссионерских богослужений по епархиям последние предстают перед нами во многом именно так, как видел их протод. В таком храме раз в месяц можно было бы служить всенощную с комментариями. Ведь многие священники совершают крещение с комментариями, то есть поясняют: «Вот сейчас мы отрежем вашему малышу волосики, и это будет означать то-то и то-то». А что мешает всенощное бдение совершать так же? Перед каждым действием за одну-две минуты объяснять, что сейчас будет сделано и почему»[21]. И если в 2003 году и ранее это было мечтой отечественной миссионерской школы, то сегодня это — реальность! В группу служб, объединяемых этим термином, входят богослужебные чинопоследования суточного круга[22], все виды Литургии, все Таинства и все т. Вместе с тем, в положениях «Концепции» нет и намека на повсеместный и обязательный переход на совершение всех служб и треб с объяснениями. Речь лишь о возможности: там, где тьма непонимания церковной службы застилает светлые, искренние очи нашего современника, и многие приходящие в храм многое в богослужении не могут уразуметь, можно раз в неделю, раз в месяц или с другой частотой совершить миссионерские службы, например, в день субботний.
Или по схеме суббота-воскресенье по-очереди — вариантов много. Оптимальным дополнением Таинств и треб, я думаю, могут стать и более частые толкования. Не очень часто, не очень редко — совершает их в г. Губкине миссионер прот. Димитрий Карпенко. Главным элементом миссионерской службы многие миссионеры сегодня видят богословские комментарии, поэтому основная нагрузка литургической экзегезы ложится на них. Субъективный интерес подогревается тем, что эти комментарии являются основным методом миссионерской службы и официально[23]. Богословские комментарии как элемент катехизации вызывает больше всего вопросов и привлекает наибольшее внимание блоггеров, клириков, критиков.
Синтез соборной молитвы и гомилетического материала при грамотном методическом подходе не нарушает молитвенности службы, — церковная традиция хранит множество примеров совмещения молитвы и проповеди в разных частях богослужения. Вместе с тем, отделять библейскую и литургическую проповедь от богослужения в наши дни равносильно разговору о меде, в котором сам мед собеседникам вкусить не дано. Эту мысль ярко выражает русский гомилет Триодин И. Однако может посетить мысль, мол, молодо еще наше миссионерское богослужение… Но молода только практика богословских комментариев и некоторых других элементов катехизации, а сама служба — обычная и по чину. К тому же, уже началась теоретическая научно-богословская разработка вопросов миссионерского богослужения. Вслед за усилиями о. И все же пояснения за службой — это проповедь или лекция по литургике из курса духовной семинарии? В процессе работы над темой удалось прояснить, что сопоставление по цели, актуальности, предмету, чертам и т.
Их нынешняя форма подходит под форму беседы гомилии , причем беседы экзегетической, — формы, которая простым, отеческим языком изъясняет и Писание, и богослужение, и Таинство. Конечно же, процесс обсуждения методических вопросов таких служб продолжается. Например, дискутируется вопрос количества комментариев за конкретной частью суточного круга.
Формы миссионерской деятельности такие: воспитательная, в основном касающаяся тех, кто только становится на путь веры в Бога и крещения, и тех, кто большую часть сознательной жизни не вел жизнь по христианским канонам; апологетическая, направленная на противостояние неправославным учениям, в первую очередь сектантским и еретическим; информационная, берущая на вооружение средства массовой информации и печатную продукцию; внешняя, стремящаяся обратить в православие народы с иной национальной культурой; примиряющая, имеющая своей целью помочь осознанию необходимости создания мира на всех уровнях взаимоотношений людей: от семьи до общества. Похожие методы применяются и в других религиях. Ислам Кроме христиан в истории миссионерства немаловажную роль играют мусульмане. Среди них есть отдельные люди, посвятившие себя давату, то есть проповеди ислама и приглашению всех людей жить по Божьей воле. Образец миссионера — пророк Мухаммед, распространявший послание Корана. Первое большое количество новообращенных пришлось на 628 год, когда был заключен мирный договор между мусульманами и многобожниками Аравийского полуострова. Проповедники ислама воспользовались этим и смогли привести в свою веру почти в 10 раз больше людей, чем было до этого. Далее в этой роли часто выступали купцы, посещавшие разные земли, и подвижники-суфии. Они должны были быть грамотными и благожелательными, использовать знания, проявлять доброту, терпение и мудрость, уметь изъясняться простым языком. Сейчас существует множество организаций и самостоятельных проповедников, стремящихся привести людей к духовному просвещению. В исламе считают, что все люди планеты родились мусульманами, а те, кто исповедует другую веру, просто являются заблудшими, и их нужно вернуть. Перейти в религию легко. Для этого нужно только прочитать символ веры при свидетелях. В нем признается единство Бога и Мухаммед как его посланник. В последнее время обращение документируется сертификатом. Это нужно для того, чтобы точно была определена непринадлежность к другим религиозным течениям. Ранее обрезание было обязательной процедурой при принятии веры. Сейчас считается, что при переходе в ислам в зрелом возрасте это необязательно, хотя и желательно. Дальнейшая жизнь определяется правилами, записанными в Коране. Мусульманки обычно более ограничены в правах, чем мусульмане. Так, выходить замуж за человека другого вероисповедания нельзя, тогда как жениться можно на женщине, исповедующей любую религию, кроме буддизма. Исключение — язычницы. Коран объясняет это тем, что приверженец вер Писания можно обратить в ислам, чем и должен заниматься муж. Женщина же должна во всем слушаться мужчину и не прекословить ему, поэтому обратить его в свою веру она не сможет. Буддизм Люди, верящие в Будду, привлекают новых людей в свои ряды осторожно. Считается, что нельзя переходить в эту религию без правильной подготовки. Вообще же, принятие этой веры не является сложным, нужно только произнести словесную форму почитания Будды, его правил и общины перед монахом. После этого можно совмещать обряды буддизма с таинствами других религий. Самый известный буддийский миссионер — это индийский политик Бхимрао Амбедкар. Его деятельность была очень успешна, так как многочисленные представители нижних каст в Индии массово принимали новую религию, не предусматривающую деление на общественные группы по происхождению и правовому положению. Помимо этой страны буддизм распространялся по Европе, Северной Америке и Австралии. Иудаизм В национальном этическом мировоззрении еврейского народа к миссионерской деятельности относятся неоднозначно.
С евхаристической общины должна начинаться проповедь за пределами храма. Община может и должна заниматься не только внешней, но и внутренней миссией: социальной, молодежной и катехизаторской деятельностью. При этом очень важно, чтобы сама община понимала: приход — не только административная единица, но и люди, которые наделены Богом различными дарами для служения Христу. Каждый человек, участвующий в евхаристической жизни, может быть служителем Христа, реализуя те таланты — духовные, душевные или физические, которыми наградил человека Господь. Недопонимание этой евангельской мысли препятствует современной миссии Церкви. Нужен понятный для мирян путь реализации их талантов в проповеди Евангелия, чтобы простой прихожанин не чувствовал ущербность своего служения перед другими известными нам формами служения и был активным служителем Господа. ОПЫТ ДИСКУССИИ Игумен Силуан Туманов , председатель епархиального издательского совета Независимо от того, где мы общаемся с людьми, в реальной жизни или в социальных сетях, надо отдавать себе отчет в том, что Церковь — это богочеловеческий организм, а значит, в значительной степени — человеческий и, следовательно, неоднородный. И обычно миссионерам приходится расплачиваться за грехи других людей. Те, кто занимается миссией в Церкви, часто стараются вырвать человека из общества и привести его к порогу храма. Но когда человек в храм входит, он не узнает ту Церковь, о которой ему проповедовали, не видит там ничего себе близкого. Мне кажется, задача миссионера состоит в том, чтобы дать человеку прийти не в конкретный приход, не к конкретному священнику, а ко Христу, проведя его между Сциллой и Харибдой, между индивидуализмом когда человек ходит в Церковь только потому, что там ему приятно и партийностью когда люди дружат против кого-то. Можно, конечно, стоять на позиции «если самим членам общины в Церкви хорошо, они способны привлечь новых адептов». Но если мы вспомним о первых веках существования Христовой Церкви, то увидим, что людей вытаскивали из общества с помощью совсем другого. Апостолы говорили: «Люди, мир гибнет! И единственная возможность спастись — прийти к нам, Иисус вас спасает». На фоне войн, чумы, голода, мора, землетрясений — это совершенно замечательный миссионерский ход. А вот когда человек спокоен, когда у него всё более-менее благополучно в жизни, как его привести ко Христу?
Католические миссионеры в Китае. Православные миссионеры среди народов Северной Сибири. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Бунин, «Учитель», 1894 г.
Каждый христианин – миссионер
Но это также заблуждение. Достаточно вспомнить слова величайшего миссионера — святого апостола Павла: «Как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? Поэтому все мы должны быть миссионерами в меру своих сил, в первую очередь, для ближних своих. Но нельзя бездумно кидаться проповедовать, вынуждая людей шарахаться от верующего, как от какого-нибудь сектанта. Можно условно разделить людей на несколько категорий, к каждой из которых нужен особый миссионерский подход. Вот некоторые из них: 1. Атеисты по воспитанию. Это, в основном, взрослые или пожилые люди, выросшие в советское время и имеющие представления о вере, почерпнутые еще из школьных советских учебников, где вся логика аргументов строилась на фразе «Гагарин в космос летал, а Бога не видел».
Есть и молодежь, которая унаследовала такие взгляды из семейного воспитания. Они не верят в мистику вообще, но реально произошедшее чудо, которое они не смогут отрицать, способно перевернуть их жизнь. Средняя масса. Они верят в инопланетян, гороскопы, в фен-шуй и в то, что «что-то такое там есть», даже в то, что загробная жизнь возможна. Они с удовольствием послушают и о христианстве, но на скорое обращение рассчитывать, как правило, не приходится. Зато, на этих людей оказывает сильное впечатление личный пример верующего человека. Потомственные иноверцы.
Это люди, выросшие в семьях, исповедующих другие религии или относящихся к другой конфессии, которые обычно также мало знают о своей вере, как и наши крещеные «православные». Для них придерживаться семейной религиозной традиции важнее, чем искренний поиск веры. Эти люди часто инстинктивно отказываются от бесед, чувствуя, что миссионер может разрушить их хрупкую веру в свою религию, как правило, поддерживающуюся просто воспитанием. Сектанты, или убежденные иноверцы. К этой же категории можно отнести и оккультистов, и людей, одинаково готовых практиковать любую религию. Эти люди с удовольствием вступают в споры, в надежде обратить миссионера в свою веру. Как правило, они хорошо подкованы в Священном Писании, знают кое-что из христианской истории, догматики.
Сектанты часто специально обучены некоторым штампам, которыми легко побеждают в споре недостаточно подготовленных миссионеров. С ними можно качественно дискутировать, только если хорошо знаешь историю Церкви, текстологию Священного Писания, Библейскую критику, историю религий, религиоведение и сектоведение, литургику, философию, психологию и многое другое. Но для миссионера очень полезны такие беседы в качестве стимула к обучению. Есть, конечно, и другие категории людей, а многие люди относятся сразу к нескольким категориям. Многое зависит от культурного уровня и образования человека, которые надо учитывать в беседах с ним и стараться говорить на привычном ему языке. Какие же средства проповеди доступны миссионеру в наше время? Все возможные, и в первую очередь, современные средства: телевидение, интернет, музыка.
Все люди сейчас смотрят телевизор, с интересом читают форумы и блоги в интернете. И на основе мнения каких-нибудь «писак», поднаторевших в раскрутке жареных тем, или высказываний новых «пророков» от блогосферы, они формируют свои собственные убеждения. Слово, усиленное средствами интернета и ТВ, — это мощное средство воздействия на сознание и мироощущение целых обществ. И для нас было бы ошибкой не использовать эти прекрасные возможности для проповеди. Однако на этом пути есть одна проблема, все более остро встающая перед миссионером, да и перед христианином вообще. Эта вытеснение христианских тем с наиболее популярных интернетовских площадок общения.
Но в этом деле им тоже нужно помогать и поддерживать. Спасибо за ваши размышления, очень надеемся, что совместными усилиями удастся достичь поставленных вами задач и справиться с трудностями. Теперь хотелось бы поговорить о вашем визите на Рязанскую землю. Очень радостно видеть вас в нашем городе. Насколько я знаю, вы приехали для участия в Межрегиональном молодежном цикле миссионерских семинаров «Святогорье» в Пронске. Поделитесь впечатлениями от данного мероприятия. Такие многодневные семинары, на мой взгляд, очень нужны, важно, что там собираются представители разных епархий, и это в большинстве своем активные миряне и священники. Здесь отводится достаточно времени для неформального общения, во время которого можно обсуждать разные вопросы, находить какие-то решения, и это очень здорово. Также сюда приезжают интересные выступающие, делятся опытом, происходит обмен знаниями, контактами. Безусловно такие мероприятия важны и интересны, поэтому их проведение стоит больше освещать заранее. Многие могли бы и пожелали приехать, но элементарно им неоткуда было об этом узнать. Это как раз вопрос коммуникации и информации, который надо налаживать и развивать. А вы там о чем рассказывали? Изначально у меня была тема «Миссия в современных условиях и в цифровой среде». Больше всего мы говорили о том, что сейчас можно называть миссией, какие у нас есть возможности для миссии, а их на самом деле огромное количество. Пожалуй, исторически больших возможностей, как внутренних, так и внешних, Церковь и не имела. Также говорили о том, какие есть сложности в миссии. Отчасти затронули медиа-сферу и вопросы манипуляции людьми через медиа: как эти манипуляции работают, как их заметить и защититься от них, как научить себя в огромном потоке информации отфильтровывать всё лишнее, вредное, ненужное и не поддаваться на манипулятивные техники. Безусловно, это очень интересные и необходимые для понимания вещи. Раз уж вы затронули медиа-сферу, напомню, что вы являетесь непосредственным разработчиком всем известных миссионерских интернет-проектов. Многие из нас уже пользуются приложениями Молитвослов, Библиотека, Библия за год, Мой приход и другими. Какой из этих проектов вам нравится больше всего? Расскажите немного о нем. Во-первых, хочу напомнить, что каждый год с первого сентября у нас стартует акция «Библия за год». Это как раз тот проект, к которому легко может присоединиться каждый желающий и за год прочитать всю Библию. В проекте формируется особый план чтения, который позволяет за год прочитать Библию целиком и при этом задать возникшие вопросы. Оно позволяет каждому храму иметь собственное удобное и быстрое мобильное приложение, а прихожанам быть в курсе происходящего на приходе, узнавать его историю, новости, подавать записки, совершать пожертвования и т. У данного приложения есть некоторые преимущества перед группами в социальных сетях, мессенджерами, однако оно не призвано их полностью заменить, а позволяет сделать более качественной и удобной информационную среду прихода. Везде ли оно необходимо? К примеру, есть небольшие сельские приходы или приходы, где много пожилых людей? Безусловно, не везде оно актуально и нужно. У ряда приходов давно не обновлялись сайты, поэтому говорить о необходимости мобильного приложении для них не приходится. Если же говорить о старшем поколении, то большинство бабушек сейчас вовсю пользуются смартфонами. В этом проблемы не вижу.
В России это понятие стало распространяться в XVIII веке, в эпоху бурного заимствования с Запада, и для различия двух родов миссии стали говорить о " духовных миссиях " Церкви и "дипломатических миссиях" государства. Первой нарочито учрежденной русской духовной миссией стала Китайская Пекинская в 1713 году, хотя подобные учреждения как Даурская духовная миссия , существовали в Русской Православной Церкви и ранее. С этого времени понятие "миссии" развивалось в русском языке в фарватере западноевропейского употребления. Поэтому к концу XIX века к значению слова "миссия" добавились "полномочие," "назначение," "призвание" [4].
Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания. Статья 29 Конституции РФ: « 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Примеры сект: Баптисты, Свидетели Иеговы. Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является их молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии.
Беседы с батюшкой. Миссионерство
Давайте поговорим о том, кто такие миссионеры и чем они занимаются. Состоялась встреча председателя Синодального миссионерского отдела с миссионерами Белорусской Православной Церкви и духовенством Минской епархии. А вот понятие «миссионерская деятельность» появилось в законодательстве не так уж давно. Каким должен быть миссионер? 11:25 - Опыт миссионерской деятельности отца Сергия. Это подстегнуло интерес к Японии нового поколения миссионеров, а сама деятельность Ксавьера стала отправной точкой для распространения христианства в этой удивительной стране.