Новости что говорят на масленицу

Но не всегда капризы погоды на Масленицу говорят о пасмурной весне.

Новости страны Северной

Празднование Масленицы и Проводы русской зимы давно стали доброй традицией в нашем районе. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». И это самый главный смысл Масленицы во время перехода от мясоеда к посту, — говорит отец Владимир. Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье.

Масленица придет, блин да мед принесет. История и традиции праздника

Масленицу в Русской Православной Церкви считают «подготовкой к Великому посту» и предостерегают верующих от безудержного веселья. Иногда Масленицу также называют «Широкая», хотя, говоря строго, это именование исторически носили только четыре дня этой седмицы, с четверга по субботу. Раньше в народе говорили, что тот, кто не веселится на Масленицу "будет жить в горькой беде и жизнь худо кончит". О Масленичной неделе, Масленице, истоках и традициях «53 новости» побеседовали с кандидатом педагогических наук, преподавателем Педагогического института. Масленица сегодня — В ЛНР на Масленицу сожгли чучела Зеленского и Байдена.

Что же такое Масленица? Беседуем с исследователем Ольгой Тимониной

В традиционной русской кухне были популярны блины с луковым припеком, с мясом, с рыбой, с грибами, с яйцами, с медом, с гречкой, с картошкой, с творогом и, конечно, со сметаной и лесными ягодами. К блинам подавали сливочное масло, черную и красную икру, малосоленую рыбу, рубленую сельдь. По мнению историков, слово «блин» - это искаженное «млин», берущее начало от слова «молоть», и означает «перемолотый». Одним словом, мучное изделие. Приготовление блинов всегда было и остается священным таинством. На первой блинной опаре гадали, ее рецепт хранили в тайне, а замешивать тесто выходили к колодцу, творя заклинания, обращенные к месяцу. По православной традиции первые блины отдавали нищим, странникам, богомольцам. Масленичная неделя В народе у каждого дня Масленицы есть свое название и свои традиции.

Понедельник - «встреча Масленицы». В 2014 году - 24 февраля В этот день начинали печь блины, причем первый блин не ели, а отдавали нищим или выставляли на окно. В понедельник делали чучело Масленицы, надевали на него старую одежду и с пением возили по селу, затем ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях и на заледенелых рогожках. Считалось, чем дальше катятся салазки, чем громче смех и шум, тем урожайнее будет год. Вторник Масленицы - «заигрыш». В 2014 году - 25 февраля В старину этот день посвящали молодоженам, тогда же начинались массовые гулянья - строились балаганы, карусели, ледяные горы, устраивались катания на санях. Среда Масленицы - «лакомка».

В 2014 году - 26 февраля На «лакомку»» хозяйки приглашали в дом гостей: соседей, родных, друзей и накрывали стол.

С помощью блинов также привораживали. Девицы шептали над тестом, чтобы блин был красивым, а судьба — счастливой. Народный календарь Масленичной недели Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определенные приметы и ритуалы, которые важно было соблюдать. Нетяжелый понедельник встреча Масленицы На Руси невеста переезжала в дом мужа. С утра девушки шли в гости к родителям, а на ужин приходили уже зять со сватами. Их нужно было хорошо накормить и никого не обидеть.

В масленый понедельник и выпекали первый блин, который отдавали бедным. Заигрышный вторник В масленый вторник начинали зазывать Масленицу: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Во время Великого поста справлять свадьбы было запрещено, поэтому их устраивали сразу после него — на Красную горку. Тогда молодые могли пожениться. Также во вторник праздничной недели в гости приглашали друзей и родственников. Лакомая среда или Тещин день В этот день зять должен был прийти в гости к теще, которая угощала блинами. Отведать блинов приходили также его друзья и родственники.

Праздник Масленицы - это 7 дней радости и изобилия! Поэтому и любят этот праздник в народе, поэтому и зовут Масленицу ласково: «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная Масленица», «веселая», «перепелочка», «объедуха», «ясочка». И нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Ведь потом долгих семь недель, до самой Пасхи, нельзя будет веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Раньше в народе говорили, что тот, кто не веселится на Масленицу "будет жить в горькой беде и жизнь худо кончит". И действительно, как можно пройти мимо этого праздника жизни - с шумными забавами, веселыми и массовыми гуляньями. Масленица - это наш исконно русский национальный карнавал! Блины-символ масленицы Считается, что предтечей современного блина был овсяный кисель, который кто-то решил подогреть на огне. Позже блины стали печь не только из овсяной муки, но и пшеничные, ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные.

В традиционной русской кухне были популярны блины с луковым припеком, с мясом, с рыбой, с грибами, с яйцами, с медом, с гречкой, с картошкой, с творогом и, конечно, со сметаной и лесными ягодами. К блинам подавали сливочное масло, черную и красную икру, малосоленую рыбу, рубленую сельдь. По мнению историков, слово «блин» - это искаженное «млин», берущее начало от слова «молоть», и означает «перемолотый». Одним словом, мучное изделие. Приготовление блинов всегда было и остается священным таинством. На первой блинной опаре гадали, ее рецепт хранили в тайне, а замешивать тесто выходили к колодцу, творя заклинания, обращенные к месяцу. По православной традиции первые блины отдавали нищим, странникам, богомольцам.

Пятница — "тещины вечера". Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары. Зятья приглашали в гости своих тещ — угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. В некоторых местах "тещины блины" происходили на "лакомку", то есть в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Так что зятья тоже могли приглашаться на блины к теще. Но если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" приглашали на блины. Суббота — "золовкины посиделки". В этот день молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала своих подруг-девиц, если золовки были замужем, то звала замужних подруг или родственниц. Невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом собраться и посудачить. В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодые, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку. Там они должны были поклониться "миру" — собравшимся посмотреть на событие деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: "давай, давай! Воскресение — "прощеное воскресенье", а также "проводы, целовник". В этот день принято просить прощение у всех близких, обиженных за причиненное зло, за какие-то свои проступки. И простить про себя с чистым сердцем их же за такие же действия, которые случайно или умышленно были причинены. Это очень светлый и красивый день перед началом Великого поста. В 2018 году Великий пост начинается с 19 февраля. После этого можно приниматься за песни и пляски, таким образом провожая пышную Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело — главную героиню праздника Масленица, олицетворяющее уходящую зиму. Чучело устанавливают в центре огромного костра и прощаются с ним шутками, песнями, танцами.

Масленица: что за праздник и как его отмечать

Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня. В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все в полную силу предавались праздничным утехам. Всю неделю пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях. И сейчас почти в каждой семье обязательно существует традиция — хотя бы один раз за неделю непременно полакомиться блинами.

Масленичные дни Понедельник — первый день Масленицы называется "встреча". В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. В старину верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай и длиннее уродится лен. Из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, насаживали чучело на шест и с пением песен возили на санях по деревне. Затем это чучело ставили на снежной горе, с которой и начиналось катание на санях.

К этому дню достраивались качели и балаганы. Начинали печь блины. В этот день родственники ходили друг к другу, чтобы договорится, как провести неделю. Вторник — "заигрыш". В этот день принято было заводить веселые игры и угощать за созданное веселье блинами.

Молодежь с утра шла кататься с гор и есть блины. Этот день был особенно волнительным для незамужних девушек, поскольку на заигрыш устраивались смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. Среда — "лакомка". В этот день все хозяюшки готовят различные вкусности в больших объемах и украшают ими богатый стол, но блины естественно на первом месте.

Также в этот день теща демонстрировала расположение к зятю и приглашала его на угощенье. В деревнях в складчину сообща варили пиво. Четверг — "разгуляй".

Затворничать тоже не стоит: в таком случае год будет неудачным, поэтому надо принимать участие в народном веселье. Однако нельзя принимать гостей в неприбранном доме. Успеть прибраться нужно до четверга, то есть до начала Широкой Масленицы — массовых народных гуляний. Праздничная неделя традиционно завершается сожжением чучела, что символизирует конец зимы и наступление весны. В костер под чучелом люди бросают ненужные и старые вещи: так прежние проблемы не перейдут в новый год. Пепел после сожжения чучела нередко закапывают в полях. Примета гласит, что так можно добиться богатого урожая.

А у вас сбывались масленичные приметы? Постоянно сбываются Сбылись так, что мы перестали отмечать Масленицу Не верю в приметы.

Со стимуляцией плодородия связана еще одна сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Главный атрибут Масленицы — блины. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы. Традиции на Масленицу Дохристианская Масленица — отмечавшийся в марте, в дни весеннего равноденствия, языческий праздник проводов зимы — комоедицы. Празднование масленицы сопровождалось обрядами, прославлявшими солнце, символизировавшими смерть сезонной смерти и приближение возрождения природы, и продолжалось в течение недели. Масленица была днями всеобщего веселья и разгула, пиршества.

Это был праздник желудка, сопровождавшийся пьянством и едой до обжорства. Находилось место и эротике. В некоторых селениях устраивались складчины-братчины, сообща, всей деревней, варилось пиво. Масленица — это широкий праздник. На расходы нельзя было скупиться. Характерной особенностью празднования Масленицы являются катания. Специально устраивались ледяные горы, на которых собиралось множество народа. Катались на санках и на санях, создавая на них «кучу малу», на бересте и на любых подручных средствах. По традиции в деревнях на Масленицу непременно катались на лошадях, запряженных в разукрашенные сани. В передней части саней устанавливалась оглобля с закрепленным наверху колесом, символизировавшим солнце.

Организовывались целые санные поезда. При всех развлечениях и потехах, катаниях и гуляниях присутствовали и принимали в них активное участие ряженые, скоморохи — таковы народные традиции на Масленицу. Переряживание, как и катания, было в обычае на протяжении всей недели. Широко также были распространены кулачные бои. Завершались праздники сожжением Масленицы. Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица, у которых свои традиции. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье.

Но и в эти дни существовали некоторые христианские ограничения по приему пищи, но верующим разрешалось есть сливочное масло, рыбные блюда и яйца. После Масленицы всегда начинался Великий пост с его многочисленными запретами.

Древние славяне до принятия православия верили в солнечное божество Ярило. Поэтому Масленицу неправильно называть женщиной. Бог солнца, по мнению наших предков, на рубеже февраля-марта уже посылал на студеную землю первые теплые лучи солнца. Этот молодой божественный парень часто умирал и потом вновь оживал, а в дни его воскрешения у славян появлялась надежда на хороший урожай летом. Более тысячи лет назад Масленицу отмечали в два раза дольше, чем сейчас, целых две недели. Восточнославянские народы гуляли неделю до весеннего равноденствия и еще недельку после этого мартовского дня. Петр Великий в масленичные дни любил кататься на тройке лошадей. Императрица Елизавета Петровна на Масленицу любила объедаться блинами до отвала. За один раз она съедала более десяти блинчиков.

Если раньше Масленицу отмечали в дни весеннего равноденствия, то после христианизации Древней Руси праздник стали привязывать к христианской Пасхе. Веселье всегда начиналось за 56 дней до пасхального праздника. Екатерина Великая на Масленицу принимала участие в маскараде, который шел три дня. В шествии участвовало несколько сотен петербуржцев. Древние русичи считали, что на Масленицу Ярило-бог активно помогает снеготаянию. Славяне в древности отмечали Масленицу на день весеннего равноденствия, который называли словом «комоедица». Дело в том, что тогда медведя именовали «ком». И поэтому появилась поговорка, что первый блин — комам, то есть первый блин надо отдавать медведям. И поэтому наши предки ходили в тайгу и оставляли на пенечке сладости для медведя.

Прошло несколько столетий и пословицу трансформировали в «первый блин комом», изменив одну букву. И смысл стал совершенно другим, никак не связанным с хозяином русской тайги. Начинающие кулинары неправильно пекли блины и поэтому стали говорить про блинный ком. До девятнадцатого века блин не был символом этого праздника начала весны. В древние времена блины были поминальной едой. Но двести лет назад благодаря усилиям некоторых этнографов, совершивших исследовательскую ошибку, блины были признаны масленичным угощением. Традиция прижилась, поэтому менять ничего не стали. На Руси сжигали масленичное чучело не для встречи весны, а для плодородия почвы. Ярило был не только солнечным богом, но и богом плодородия.

Сожженное чучело превращалось в пепел, который служил удобрением для почвы и делал ее плодородной. Столетия назад в некоторых уголках нашей страны масленичное чучело перед сожжением проносили по территории села в закрытой посудине, похожей на гроб. На Масленицу девушкам было запрещено трудиться, они должны были только есть блины и веселиться. Поэтому праздник часто называли Бабьей неделей. Курентованье — это праздник у словенцев, аналог нашей Масленицы. В этот день пляшут и веселятся, ходят в вывернутых наизнанку старых пальто и тем самым прогоняют надоевшую зиму.

Масленница. История праздника и традиции.

С давних пор в последний день масленичной недели старались сделать как можно больше добрых дел. С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Новости. Тыквенные тянки, полбу и узвар отведали на Масленицу в музеях Куликова поля. Масленица стала приходиться на последнюю неделю перед Великим постом.

Масленица в 2024 году: 11 — 17 марта

Что нельзя делать в Прощёное воскресенье Так как в этот день нужно прощать и просить прощения, то не следует набирать перед постом новых грехов. Сегодня нельзя злиться, ругаться, хвастаться и завидовать. Кроме этого, не рекомендуется серьёзно перегружать организм блинами и горячительными напитками, поскольку в понедельник начинается пост и следует подготовить себя к некоторым ограничениям в пище. Что можно и нужно делать в Прощёное воскресенье Прежде всего следует вспомнить, кого вы могли обидеть за прошедший год. Также, если вы чувствуете вину перед усопшими родственниками, то стоит помолиться и мысленно попросить у них прощения. Кроме этого, нужно посетить церковную службу, исповедаться и причаститься, чтобы подготовить тело и душу к Великому посту.

Это прямой отсыл к мясопусту. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку, в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, оба мужчины, раздевались догола и имитировали баню. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробу. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями, но, тем не менее, я отношусь к тем учёным, кто видит и в этом глубокий христианский символизм. То, что чучело имеет женское обличье — вполне объяснимо. Понять этот символизм можно, обратившись к книгам Библии. Там вообще есть ответы на все вопросы. Почитайте, например, седьмую главу книги пророка Исаии или первую главу книги пророка Наума. В толковании на главу книги пророка Исаии чётко объясняется, что следует понимать под «чучелом» и его величанием, а затем свержением и сжиганием потоплением, растерзанием , и почему оно является символом тьмы, смерти, тления, почему ему велят молоть муку и почему мы, вступая в Великий пост, вслед за византийским христианством и в его поддержку против всех ересей всё это оставляем. А в толковании на первую главу книги пророка Наума объясняется, как в народном карнавальном действе со сжиганием всего ветхого, истлевающего, соломы и терний раскрывается аллегорический глубокий смысл и живая и ясная историческая память о войне с персами и победе Ираклия над внешним врагом и ересью. Нужно помнить, что народная мудрость, то есть фольклор и его обрядность, говорит с современным человеком иносказательно: притчей, загадками, аллегорией во всякой сказке и были. Понять их можно, обращаясь к христианским смыслам, раскрытым в книгах Библии и истолкованным святыми отцами. Эти книги обращают внутренний взор человека в его собственную душу. Если нет в фольклорном произведении этого высокого душеспасительного смысла, то и толк в нём не велик. Добавлю, что следует наряжать чучело Масленицы в ветошь, делать её из соломы и не тратить на её наряды из хороших отрезов льна. Это всё равно, что бросать деньги на ветер и в огонь, не уважать труд тех, кто производил эти ткани, приучение детей к бескультурью и расточительству.

Это была настоящий праздник Масленицы, славянский праздник встречи Весеннего Солнца. Его праздновали много, много и много раз. Из века в век именно с момента Равноденствия люди считали весну вошедшей в свои права. Праздник исчислялся Солнечным Коловоротом, день, когда просыпалась Мать сыра Земля, когда спускался к ней молодой и огненный Ярило-Солнце, был настоящим славянским праздником Весны. Это день, когда одни Боги приходили в мир Яви, а другие покидали его. Возможно, с сожалением уходит от нас Морена-Зима, но такова её доля — покинуть мир людей по весне, потерять свою власть, чтобы вернуть её к следующей зиме. Масленица у славян — праздник, начинающийся с поминок Помните славянский Велесов День, праздник Бога Мудрости и Чародейства, который был 11 февраля? Теперь вспомните, почему отмечают сороковой день со дня смерти. Сорок — это одно из трех известных славянам чисел, имеющих сакральный смысл. Славяне помнили, что Душа достигает Нави, Обители Мёртвых, за сорок дней после смерти. Так вот, ровно через сорок дней от 11 февраля, именно, в день весеннего Равноденствия или сразу после него, 22 марта, Велес, Властитель Трёх Миров, отмечает символические поминки по Морене, которая ушла в Навь до следующих холодов. Вот что такое сжигание чучела Морены-Мары. Это древний огненный обряд, который был принят у славян в отношении умерших. Вот что такое праздник Масленицы. Знали вы об этом, когда поджигали соломенную куколку? Ведь такое знание придает смысл всему действию. Иначе же сакральное действие превращается в простую «гулянку»! Если понимать подоплеку этого обряда, тогда даже становится понятно, почему праздник Масленицы называется Комоедицей. Совсем не потому, что «первый блин комом». Потому, что Великий Велес, обладая способностью к оборотничеству, чаще всего любил приходить на праздники в виде медведя, то есть «кома». Первый блин отдавали медведю, и пословица приобретает сакральный смысл только в первоначальном виде: «первый блин кому медведю ».

Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянских исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». В списках кумиров и идолов, которых уничтожали христиане, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре, Морене, Мароне как о богинях, которым поклонялись язычники. Вот Перуна-Громовержца мы тут топили. Это точно. Было тут такое идолище поганое. Богиня с созвучным именем Моране Марзана впервые упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 году. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Церерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. А богиней смерти она становится в XVIII веке с подачи лужицкого лютеранского пастора Михаила Френцеля, который называет Марзану «суеверием поляков Силезии и Лужици» и его сына Абрахама Френцеля, который в своем трактате об идолах славян посвящает Марзане отдельную главу. Позже Вацлав Ганка, чешский славист и поэт в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену как богиню смерти. Во второй половине XIX века подделки Ганки были разоблачены, но это мнение закрепилось во всех переводах на русский язык. Так что русский фольклорист Александр Афанасьев в своем трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 заблуждается вполне искренне. Этнографы пишут, что в Новгородской губернии в конце XIX — начале XX века костры с ветошью были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры с ветошью, и чучела, наряженные в ветхие одежды и рубище. Сырную седмицу, последнюю подготовительную неделю перед началом Великого поста, справляют и ныне повсеместно во всех православных народах. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласуется с поеданием блинов, это тоже не домысел. В средние века, когда Церковь, предположительно, сократила Масленицу до одной недели, утвердились и названия дней сырной седмицы с её обрядностью: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тёщины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделя была разделена на узкую Масленицу с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом и по обету случилось чудо — была одержана победа. Церковь ввела это в свой богослужебный устав. Одним словом, чтобы понять символику масленичных действ, надо погрузиться в историю Церкви. Кстати, император Иракий — интереснейший исторический персонаж.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий