Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь». В прошлом году театр Женовача отпраздновал творческое совершеннолетие и проводил 18-й сезон премьерой спектакля «Мандат» по Николаю Эрдману. Сбор труппы МХТ им. Чехова, на котором Сергей Женовач был представлен в качестве нового худрука, наглядно продемонстрировал, что театр может быть искусством высокой дипломатии.
Сергей Женовач поставил спектакль с пометкой "Запрещено для детей"
Так в 2005 году создается театр «Студия театрального искусства», в котором ставит только Сергей Женовач и (почти) только проверенную временем отечественную литературу. Вся природа дарования Женовача, его психофизика не заточены на то, чтобы он был интендантом огромного театра с тремя сценами. В театре «Студия театрального искусства» режиссер Сергей Женовач представил премьеру — гоголевского «Ревизора». «Студия театрального искусства» — один из самых молодых театров Москвы. Художественный руководитель — Сергей Женовач.В основе репертуара «СТИ» — малоизвестны.
Поделиться
- Сергей Женовач думает над тем, как возглавлять МХТ Чехова
- В театре Женовача открылись римские бани - МК
- Сергей Женовач: Зрители в псковском театре доброжелательные и внимательные
- В МХТ имени Чехова вспыхнул скандал после громкого решения руководства :: Культура :: Дни.ру
- Хабенский вернул спектакль Богомолова в МХТ им. Чехова
Марина Зудина поддержала недовольство актеров худруком Сергеем Женовачем
Константин Богомолов, режиссер: — Ничего не могу сказать о том, как восприняла назначение труппа Московского художественного театра. Это очень большой и сложный коллектив. Лично я желаю Сергею Васильевичу удачи. Он приходит в очень непростую труппу, и это потребует от него немалых психологических и дипломатических затрат. Надеюсь, что он сохранит наследие Олега Павловича Табакова и приумножит его. Но, конечно же, я не могу знать намерений нового худрука. Он самостоятельный, сильный режиссер со своим видением театра.
Вскоре МХТ поймет позицию и политику нового руководителя. Евгений Писарев, худрук Театра им. Он, бесспорно, большой мастер, прекрасный педагог и режиссер. Но Художественный театр за годы управления Олегом Павловичем Табаковым заметно разросся. Сегодня это самый большой театр с многочисленной звездной труппой. И тут очень важно, кто войдет в связке с Сергеем Женовачом в качестве директора, кто будет отвечать за строящийся филиал и уже действующие сцены, будет поддерживать его начинания.
Я читал оценки самого Женовача о том, что такие предложения бывают раз в жизни. Да, согласен, такое выпадает единожды, но ему придется очень трудно. Дай Бог, чтобы ему хватило сил, выдержки и терпения. Таланта ему не занимать. Очень важно, кто будет рядом с ним в качестве директора. От того, кто станет второй ключевой фигурой, зависит очень многое.
Спектакли доступны в любое время и технически даже в любом месте, но лучше все-таки приехать в нужную точку — иначе будет не то. Город превращается в огромную декорацию: в саду «Аквариум» вас подключают якобы к прямой трансляции из Театра Варьете — его изображает театр имени Моссовета, а качели на Триумфальной помогают пережить полет Маргариты. Сюжет перенесен из Москвы 30-х в наши дни: мастер не писатель, а сценарист, поэт-конъюнктурщик Бездомный сочиняет христианскую поэму вместо богоборческой. Ничего принципиально нового в романе такое прочтение не открывает: это просто городское приключение в компании всевозможных звездных голосов — от Ингеборги Дапкунайте в неожиданной роли Воланда до Ксении Собчак и прочих знаменитых журналистов. Аудио записали, когда Серебренников еще был под домашним арестом и каждый день гулял по одному и тому же маршруту на Пречистенке, не имея права от него уклоняться. Режиссер рассказывает о своих знаменитых соседях — архитекторе Федоре Шехтеле, Айседоре Дункан, Есенине, Пастернаке, том же Булгакове — а зрители сличают услышанное с биографией самого рассказчика. Исторические закономерности — тот же домашний арест: художник повторяет судьбу предшественников и не может сойти с маршрута.
Вместе с Баяливым Шутина работала над «исторически недостоверной комедией» «Ромул великий» в Театре им. В основе инсценировки — сценарий фильма Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь», который киноведы называют «финальной точкой в развитии кинематографа оттепели». Художником станет Филипп Шейн.
Вишнёвый сад. Слов нет! Этой премьерой откроется уже 20-й, юбилейный сезон театра СТИ в сентябре 2024 года. Пресс-служба театра приводит комментарий Женовача относительно спектакля: «Возникла идея сделать необычную работу, разрушить привычную форму, в которой мы всегда работали.
В труппу вошли выпускники его мастерской.
Развернуть описание.
В СТИ сезон 2023—2024 станет «сезоном учеников»
С 2005 — художественный руководитель театра «Студия театрального искусства». Московский театр «Студия театрального искусства» под руководством Сергея Женовача впервые приехал в Казань и представил сразу три своих спектакля. Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь». «Первое, с чего начал свою работу Сергей Женовач, он лишил театр, для которого еще ничего не сделал сам, этого филиала. Сергей Женовач, Театральный режиссёр: полное расписание событий на Яндекс Афише с возможностью покупки билета на ближайшие мероприятия. Художественный руководитель театра Сергей Женовач поделился планами на предстоящий 19-й сезон и рассказал о замыслах, связанных с юбилейным, 20-м сезоном.
Женовач поставит в "Студии театрального искусства" спектакль по Чехову с минимумом слов
Ленсовета билетов в продаже уже нет. В обзоре «Клопс Афиши» рассказываем подробнее о постановках дебютанта фестиваля. На сцене — мужская половина труппы театра, с азартом разыгрывающая авантюрную историю про то, как именно и кто кого обманул. Жанр более чем нетривиальный — «жульничество в 9 эпизодах и 25 явлениях». Это очень циничная ситуация, но если ты вступил в игру, неважно, каким образом ты выиграешь, где и как сжульничаешь, иначе обыграют тебя. Проигравшим же быть не хочется.
И если с Хабенским, который пытается возглавить протест и на его волне сам занять желанное местечко в руководстве, все ясно, то Тенякова выразила мнение совсем другой актерской коалиции, которую возглавила Ирина Мирошниченко. У Ирины Петровны накопилось к худруку множество обид. Например, 24 июля она отпраздновала день рождения. А родной театр, где она служит с 1965 года, даже открытку не прислал.
Мол, зачем поздравлять, ведь не юбилей. Интриги дорого обходятся Константину Хабенскому. Он полысел и привык начинать день с бутылки пива. Актриса театра «Современник» Людмила Иванова незадолго до своей смерти в 2016 году рассказывала мне в интервью о том, что «за бриллианты Ирины Мирошниченко можно купить половину Москвы», а немалую часть камешков ей подарил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Не секрет, что одно время Мирошниченко была «узаконенной любовницей» Олега Ефремова и практически хозяйкой театра. Ради сцены она пожертвовала всем, и оставаться не удел - не для нее. Со всеми капризами Ирины Петровны соглашался даже Олег Табаков. Зная, что «при ее связях с ней лучше дружить», он организовал для нее бенефисный спектакль «Моя дорогая Матильда». Там актриса исполняет на нижегородском французском песни Сержа Генсбурга, и щеголяет в красивых платьях.
Вообще, эта педагогическая деятельность занимает очень много времени и сил. Но это чрезвычайно важно для меня. РЖ: А как бы вы определили суть и направление ваших сегодняшних творческих поисков? Я работаю во многом интуитивно. Есть люди, которые прекрасно формулируют, издают манифесты. И что? Все в итоге определяет сценическая площадка. А бывает наоборот. Человек не может двух-трех слов связать, избегает интервью, а создает такой театральный мир, который содержит столько театральных идей, что хочется это изучать, повторять.
Главное для меня - сохранение игровой природы театра и создание спектакля как особой среды, мира, существующего по своим законам. Сочетание театра как драматического искусства и его направленности на зрителя. Можно говорить про любовь - и не любить конкретного человека. Можно заниматься театром - и делать это только для себя. Зачем делать что-то замечательное, если этого никто не может оценить? Театр - это как в любви: все направлено на другого человека. Театр - это высказывание. Здесь не может быть просто красивых слов, красивых формулировок. Вас захватывает - или вас не захватывает.
В этом все дело. Спектакль практически возникает в окружении зрителя. А на сцене возникает некий ассоциативный ряд, чтобы у зрителя возникала такая реакция. Есть разные художники, творчество которых хочется постигнуть. Со своим стилем. Я вот недавно посмотрел спектакль Резо Габриадзе. РЖ: «Локомотивы»? Все его так называют! А название у него трогательное и замечательное.
Он называется «Эрмон и Рамона». Как и в случае любого настоящего творения, его не хочется обсуждать. Не хочется говорить, что удалось, что не удалось. Ты воспринимаешь его так же, как если пошел дождь, засветило солнце. Это данность. Кто-то любит солнце, а кто-то лучше переносит дождь. Но это явление, и с ним не считаться невозможно. Что-то в этой работе, наверное, сложилось, что-то не сложилось, но об этом не хочется даже говорить. А хочется просто смотреть, думать, воспринимать.
Вот это и есть театр. Когда есть высказывание. Важно в каждом спектакле объясняться в любви своей профессии. Чтобы профессия развивалась, а не просто возникали некие прокатные представления для того, чтобы поразвлекать зрителей. В театр часто приходишь за отдохновением, чтобы отвлечься от реальности, но чтобы понять эту реальность, а не просто забыться, развлечься. Нравственная составляющая в театре должна присутствовать. РЖ: Какое место в контексте вашей нацеленности на игровой театр занимает актерская импровизация? А как же! Без нее воспитание актера невозможно.
Это просто основа основ. А чему же еще учить? Вообще, нужно понимать, что никакая театральная система не может сделать человека очень талантливым. Она помогает восполнить то, что человеку изначально не дано, пройти какие-то трудные моменты. Именно тогда и прибегаешь к системе. Вот система Михаила Александровича Чехова. Она же не подходит всем. Все не могут по ней заниматься. Просто у Чехова было необычайно подвижное, гибкое воображение.
Но оно же не у всех есть. Так что идти нужно от себя. Нужно разбудить в человеке творческое начало. Для кого-то очень важна форма, для кого-то - какие-то содержательные вещи. Для одного важно отстранение, для другого - погружение. Представление и проживание - они существовали всегда. И они неотделимы одно от другого. Если человек увлечен процессом игры, забывает все вокруг - это не значит, что нет элемента показа. Мы все равно работаем для людей.
Мы, педагоги, можем только показать ход, которым можно идти. А дальше все зависит от меры таланта. И тут мы, к сожалению или к счастью , ничего сделать не можем. Кто-то склонен к музыкальности, кто-то берет другим. Обучение - это и есть попытка помочь человеку с тем, чего он не умеет, и уточнить то, что он умеет уже сам по себе. Помочь это сохранить. А то, что он не умеет, - преодолеть. Бывают артисты очень ритмичные, но они не могут скорости переключать. А бывают с хорошими голосами, но немузыкальны.
Бывают музыкальны, а что-то еще не так. Есть те, кто владеют словом замечательно, но не умеют мыслить и думать. А есть те, кто думают, а словом и жестом выразить этого не могут. Очень важно понять, чего человек не может, с какой проблемой он пришел. Чтобы вместе с ним попытаться эту проблему решить. РЖ: В ваших спектаклях метафора чтения реализуется буквально. Возникает эффект не разыгрывания авторского текста, а именно его прочтения. Это очень современно. Очень важно найти интонацию автора.
Она у каждого автора своя. К тому же в стихотворной пьесе она особая, в прозаической - иная.
После окончания прошел стажировку и стал преподавать в мастерской своего профессора. В 2001 году набрал первый свой курс. К его окончанию, в 2005-м, был показан не один дипломный спектакль, а фестиваль работ «Шесть спектаклей в ожидании театра». Еще он неоднократно говорил нам, что обучение — это большой, долгий и сложный процесс, который должен продолжаться всю жизнь, не только в стенах университета. Преподавательскую деятельность Сергей Женовач совмещал с постановками, многие из которых получали театральные премии.
Среди них: спектакли «Правда — хорошо, а счастье — лучше», «Захудалый род» получили и «Золотую маску», и «Гвоздь сезона», спектакли «Битва Жизни» и «Река Потудань» — «Золотую маску», постановки «Мальчики» и «Мастер и Маргарита» — «Хрустальную Турандот», и это далеко не все награды мастера. С 2018 по 2021 год Сергей Женовач являлся художественным руководителем МХТ имени Чехова, тогда «Студия театрального искусства» была его филиалом. С началом весны текущего года «СТИ» вновь стала самостоятельным федеральным театром. И мы делом стараемся доказать это. Вишневый сад и зеленые яблоки — то, что ассоциируется у зрителей «СТИ» с самим театром сейчас. Возможность созерцать бушующий мир, сдерживаемый острым разумом, — то, что ассоциируется у меня со спектаклями этого театра. Я спросила у актрисы Марии Шашловой, которая служит здесь с его основания, что, какие качества не могут сочетаться в ее представлении с Сергеем Женовачом, и получила ответ.
Великие люди тем и велики, что в любой период своей жизни могут сочетать в себе все, что угодно, любые проявления, возможные в действительности. Что касается «негативных черт», я не вполне понимаю это.
Виртуальный хостинг
- 1. «Игроки»
- Сергей Женовач отправил героев Гоголя в баню
- Сергей Женовач поставил спектакль с пометкой "Запрещено для детей"
- Театр «Студия театрального искусства»
- Сергей Женовач оказался не Олегом Табаковым / Литературная газета
Сергей Женовач: «Мы забыли культуру драматического театра»
В театре Женовача отметили 15-летие жестким стебом - «Новости Театра» | | Интервью о театре «Студия театрального искусства», об учениках, о том, как режиссер должен воспринимать общественное мнение, и почему в театре все средства хороши. |
Telegram: Contact @teatrsti | Главная» Новости» Женовач театр официальный сайт афиша. |
Сергей Женовач: «Мы забыли культуру драматического театра» | Худрук МХТ им. А.П. Чехова Сергей Женовач начал в театре кадровую реформу. |
Вдова Олега Табакова: «Первое, с чего начал свою работу в МХТ Женовач, — лишил театр филиала» | Хотя понять его по-человечески можно: Женовач отстаивал и выстраивал свой репертуар, свое понимание театра. |
Сергей Женовач «Беседа о театре».
Известное дело, в 2022 году мало чем можно удивить на театральной, тем более столичной сцене. Хотя, конечно, в первые секунды зал ахает. Тем более как? В театре, где сюртуки всегда надевают по эпохе и застегивают на все пуговицы? На сцене предстают интерьеры то ли Сандуновских бань, то ли римских терм, выстроенные сценографом Александром Боровским в натуральную величину, куда Городничий Дмитрий Липинский входит аки античный сенатор а на другой погляд криминальный авторитет , ослепляя обнаженным мускулистым торсом, обернутым простыней наподобие тоги.
Но сначала публике за внезапно упавшим занавесом с профилями Гоголя и Пушкина предстают буквально Содом и Гоморра — весь цвет олигархата городка, «откуда три года скачи, никуда не доскачешь» в обнимку с полуголыми девицами. Тут их и застает «пренеприятное известие». И обмозговывать, как принимать и пускать пыль в глаза заезжему ревизору, они тоже будут прямо здесь — не выходя из сауны, три с лишним часа плескаясь на все лады, затащив сюда, а точнее внеся, как мессию, подпоенного Хлестакова. Известно же, где решают вопросы статусные мужи при чинах.
Ты либо крест сними, либо штаны надень — по расхожей поговорке хочется негромко подсказать из середины ряда особо завравшемуся мелкому чиновнику… Но именно так — с массивными позолоченными крестами и чуть прикрытыми причинными местами — они и будут давать взятки и проводить совещания по богоугодным и учебным заведениям, мелко крестясь в страхе «погореть на службе» и судорожно окунаясь в воду, словно в купель.
То он плавает бесформенной вялой медузой в бассейне. То под музыку Верди и Бизе лучшие люди города N таскают его на руках как тряпичную куклу. Все действие он пьет и не просыхает.
И никакого развития образа. Спектакль получился не только многолюдный: в нем заняты актеры СТИ и приглашенные артистки массовки есть среди них прехорошенькие , но и травмоопасный благодаря постановочной «находке» художника и режиссера. Жена Городничего Анна Андреевна мечтая о доме «первом в столице», невзначай обнажает разбитую в кровь коленку. Не иначе, поскользнулась возле бассейна.
С риском для жизни снуют по мокрому полу Добчинский и Бобчинский. Как на коньках скользит пожилой слуга Осип. И это цветочки! Смертельный номер покажет в финале Городничий.
Импровизированный стол все тот же бассейн застелен белой скатертью-простыней. По периметру простыню прижимают расставленные яства. В кульминационный момент, когда Гордничий узнает, что Хлестаков его облапошил: вот когда зарезал, так зарезал! Хорошо, что падает в воду, а если бы виском о бортик?
Кто-то в зале аж вскрикнул, как в цирке.
Я всегда именно так и работаю: инсценировка принимает окончательный вид, когда возникает решение пространства, потому что без пространства — это литературная работа, которая никак не связана с театром. Если ты не знаешь образ действия, если нет идеи, то спектакль не может возникнуть. И мы обратились к замечательному иллюзионисту Артему Щукину, который творчески подошел к работе. Как в любом деле — это труд, труд и труд. Любой фокус долго придумывается, долго готовится и долго тренируется.
Как вы думаете, насколько необходимо такое вовлечение публики? Потому такие же «правила игры» используются и в спектакле. И зрители уже не просто наблюдают за тем, что происходит на сцене, а находятся внутри действия. Это была самоирония?
От того, кто станет второй ключевой фигурой, зависит очень многое. У меня однажды был короткий творческий разговор с Табаковым: он сказал, что исповедует тотальный театр. И надо сказать, что это действительно так. В Художественном театре ставили самые разные режиссеры, а их спектакли эстетически находились в некотором конфликте. Но при этом все было прекрасно. Из этого и состоял театр.
То, что делал Табаков, как строил репертуар, в результате повело театр в очень интересном направлении. Хотелось бы, чтобы эта традиция была продолжена. Как мне кажется, это было бы правильно. Ну а там посмотрим. Может быть, Женовач предложит иной эстетический и вкусовой путь развития, но тогда ему придется многое поменять. Правда он декларировал, что революции не случится. Будем надеяться на лучшее. Римас Туминас, худрук Театра имени Вахтангова: — Для меня стало неожиданностью, что Министерство культуры с нами, театральным сообществом, по поводу кандидатур на пост художественного руководителя МХТ им. Мы почувствовали себя одним единым цехом. Я уже выразил свои «соболезнования» Сергею Женовачу, потому что сам прошел схожий путь в Театре имени Вахтангова.
Ему предстоят испытания. Он большой режиссер, профессионал своего дела, и это всем понятно. Главное, что он человека любит, а значит, со временем ему ответят взаимностью.
«СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА» РАССКАЗАЛА О ПЛАНАХ НА СЕЗОН
Было объявлено, что Сергей Женовач, поставленный руководить театром в 2018 году после смерти Олега Табакова, все же покидает свой пост. Новости телеканала Театр в социальных сетях. "Не разбивать театр на княжества" Женовач открыл 121 сезон в МХТ. Антоний Погорельский «Двойник» Спектакль мастерской С. В. Женовача Режиссер-педагог Екатерина Половцева. Так в 2005 году создается театр «Студия театрального искусства», в котором ставит только Сергей Женовач и (почти) только проверенную временем отечественную литературу. Более того Марина Зудина уверяет, что Сергей Женовач перестал заботиться о сотрудниках театра.
«Гамлет» Мастерской Сергея Женовача перенесён на сцену Учебного театра ГИТИС
Telegram: Contact @teatrsti | Интересно, что основатель и художественный руководитель театра «Студия театрального искусства» с 2005 года Сергей Женовач в 2018 году стал еще и художественным. |
театр СТИ 2024 | ВКонтакте | Досталось всем и по-честномуВ первый день весны Студия театрального искусства Сергея Женовача, что на улице Станиславского, отметила дату — 15 лет. |
Вдова Олега Табакова: «Первое, с чего начал свою работу в МХТ Женовач, — лишил театр филиала» | Художественный руководитель театра «Студия театрального искусства» Сергей Женовач рассказал на сборе труппы о планах на сезон. |
Хабенский вернул спектакль Богомолова в МХТ им. Чехова | В Telegram-каналах, посвященных театрам, уход Женовача связывают в том числе с его репертуарной политикой. |
Большой театр • Сергей Женовач | Так в 2005 году создается театр «Студия театрального искусства», в котором ставит только Сергей Женовач и (почти) только проверенную временем отечественную литературу. |