Новости праздник навруз что такое

Навруз — праздник прихода нового года и весны по астрономическому солнечному календарю — приходится на период весеннего равноденствия. Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Навруз – самый древний весенний праздник. Он отмечается в день весеннего равноденствия и заслуженно считается любимым праздником во многих странах евразийского континента. Хотя Навруз считается семейным праздником, гостям в этот день особенно рады. история и традиции праздника.

Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны

В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов преимущественно растительного происхождения. В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. ООН считает, что праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности как между поколениями, так и внутри семьи, а также примирению и добрососедству, что содействует сохранению культурного разнообразия и укреплению дружбы между народами и различными общинами.

Dita e Sulltan Novruzit, арм. Newroz, макед. Новруз, узб. Nowruz, каз. Наурыз, кит. Наурыз, уйг. Нооруз, тат.

Nevruz, крымскотат. Наврез, ног. Навруз, башк. Науруз, чуваш. В других языках встречаются и другие названия, в том числе местные. Ашуги на празднике Новруз в Баку В настоящее время Навруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Среди народов, отмечающих Навруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России , таких как Дагестан , Татарстан , Башкортостан и других. Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия.

Традиции праздника Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс. Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс. В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей. Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [13]. Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе. Навруз имеет древнейшую историю.

В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг.

В этот раз концертная программа, посвященная торжеству, состоялась в онлайн-формате.

Со словами приветствия на сцене «Московского Навруза» выступила руководитель Департамента по национальной политике Управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации Татьяна Вагина: «Праздник Навруз — один из самых древних на земле. Его отмечают в мире более 300 миллионов человек, не меньше 25 миллионов россиян. Это истинно межнациональный праздник.

И я хочу пожелать всем в этом году всего самого доброго и исполнения желаний». Также Татьяна Вагина передала зрителям и участникам мероприятия теплые поздравления от Администрации Президента Российской Федерации и Совета при Президенте по межнациональным отношениям.

Узбекистанцы уверенны, что совершенные в эти дни поступки, будут сопровождать человека на протяжении всего года. Местные жители ходят в гости и дарят друг другу подарки. Богатый стол, подарки — обязательные праздничные атрибуты.

В Кыргызстане празднуется Нооруз. На стол стелют скатерть белого цвета, угощают гостей блюдом Сумелеко. Чем наполняют праздничный стол Есть удивительная традиция под названием «Хафт син», согласно которой все блюда готовятся из 7 ингредиентов. Название каждого компонента должно начинаться на букву «с». Чеснок сир — символ здоровья, яблоки сиб — знак красоты, зелень сабзи символизирует то, что природа пробуждается и т.

На стол обязательно ставят огонь, зеркало и яйца, которые отгоняют злых духов. Главным праздничным блюдом является сумаляк из проращенных пшеничных зерен и муки. Его готовят обязательно с шутливыми припевками и смешными историями.

Да будет новый день, или что такое сумаляк

В Азербайджане главным угощением называют плов, а также традиционные сладости: шекербуру, пахлаву и гогал. В древние времена Навруз праздновался более 53 дней, однако сейчас празднование сократилось в среднем до одного-трех дней. Отмечают праздник весны и в нескольких регионах России — в Татарстане, Дагестане и Башкирии. Кроме того, Навруз популярен у народов тюркского и персидского происхождения, живущих за пределами своих стран. Почему на Навруз красят яйца Многих удивляет, что народы, исповедующие ислам, украшают праздничный стол разукрашенными яйцами. Для большинства эта традиция связана с Пасхой. А вот народы Ближнего Востока и Средней Азии красят яйца именно в честь Навруза — праздника наступления весны. Традиция пошла с доисламских времен, а разукрашенное яйцо символизирует зарождение жизни. Кстати, чаще всего яйца красили в зеленый цвет. Как известно, это очень древний праздник, уходящий корнями в зороастрийское прошлое иранских народов.

Здесь можно провести аналогию с русской Масленицей, которая не имеет отношения к православию, однако верующие спокойно относятся к празднику.

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион Мусульманские праздники Навруз-2024 — праздник Нового года и начала весны Навруз — начало нового года и весны у персо- и тюркоязычных народов. Когда отмечается этот праздник, какова его история и какие традиции он имеет, читайте в материале Life. Многие из этих стран находятся на территории СНГ. Давайте же выясним, когда отпразднуют это событие в 2024 году, какова история праздника, а также почему на Навруз красят яйца.

Когда отмечается Навруз в 2024 году Тюркские и персидские праздники отмечают по лунному календарю в соответствии с исламскими традициями, за исключением Навруза, который праздновали ещё до прихода ислама, отмечается он по солнечному календарю каждый год 21 марта, в том числе и в 2024-м. Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов История праздника Жители Персидской империи, согласно некоторым источникам, начали отмечать Навруз в IV—V веках до нашей эры, во время правления династии Ахеменидов. Навруз, как и другие исламские праздники, упоминается в "Авесте" — главной священной книге зороастризма, одной из древнейших религий, основанной на учениях пророка Заратустры. По легенде, в этот день все жители Земли должны отмечать годовщину возникновения жизни на планете. Также Навруз связан с мифологией: 21 марта, по солнечному календарю, прошли похороны героя Сиявуша, убитого Афрасиабом, что упоминается в "Авесте".

Свечи ставят по числу сидящих за столом, причём догореть свечи должны до самого конца. Ещё на стол ставят ёмкость с водой с плавающим зелёным листом и чашу с розовой водой. Сегодня это, скорее, просто дань традиции.

Что едят в Навруз? На праздничном столе в Навруз обычно оказываются круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Кушанья принято готовить из семи продуктов, преимущественно растительного происхождения.

Их названия, по древней традиции, по-персидски должны начинаться на буквы «с» и «ш»: сумаляк, сипанд семена душистой травы руты , сирко уксус , сэмени проросшая пшеница , сабза зелень , себ яблоко , санджид дикая маслина , сир чеснок и другие. Казахи, татары и башкиры в обязательном порядке ставят на стол баурсаки — обжаренные в кипящем масле кусочки теста. Но и тут у каждого народа есть свои особенности.

Одни считают, что тесто должно быть сладким, другие поливают баурсаки мёдом и патокой. Тесто на баурсаки ставится за день до праздника, а готовить блюдо непременно должны только женщины семьи, как правило, под присмотром самой старшей — матери или жены главы семейства. Фото: Мария Козлова, nsknews.

Так в Азербайджане на столе обязательно должна быть рыба с головой, зачастую фаршированная орехами и кишмишом. Башкирские женщины готовят бешбармак: выкладывают на большой поднос варёную баранину или говядину, раскатанные листы теста, сваренные в мясном бульоне и тонко нарезанный лук. Кроме того, готовят плов.

Чашу с ним ставят в центр стола и едят все вместе из одной ёмкости. На праздничном столе обязательны фрукты, орехи, крашеные яйца, миндаль, сыр и много сладостей, таких как чак-чак, пахлава, шекербура, бадамбура и многое другое. В Азербайджане гостям желают, чтобы год был таким же сладким, как эти кушанья.

Главными блюдами в Навруз также считаются сад аль-Ахбия салат из баранины и риса , тутрама колбаса из субпродуктов , тастира блюдо из перца, яиц и помидоров , хомшурба суп из мяса и овощей. Самое же известное празднично блюдо — это сумаляк, каша из пророщенных зёрен пшеницы, похожая на кисель.

Иранцы надевают красный костюм и за пару монет поднимут вам настроение счастливыми пожеланиями в новом году и традиционными шутками. Есть версия, что Хаджи Фируз — образ древнего месопотамского бога Таммуза, который каждый год возвращается из мира мертвых. Отсюда и черное лицо. Хафт Син — вместо новогодней елки На иранский новый год не принято украшать елку, а принято накрывать на стол. Во всех квартирах, в каждом офисе и даже в магазинах выделяется место, в котором на скатерти разложены традиционные предметы.

Всего их семь, каждый начинается на букву «с» и называется это Хафт Син. Сабзе — проросшая пшеничная трава — для возрождения и обновления Саману — персидский сладкий пудинг — для изобилия и плодородия Сеньед — сладкие высушенные плоды лотоса — для любви Серке — уксус — как символ терпения и мудрости, полученных с опытом Сэр — чеснок — для крепкого здоровья Сиб — яблоки — для молодости и красоты Сумак — красная пряность — для напоминания о восходе солнца Все предметы на Хафт Син носят сакральное значение и связаны с древними традициями зароастризма. Например, красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины — сенджед — подношение богу любви Хордаду. Чеснок символизирует главное бежество зароастризма Ахура Мазду. Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Бахманом то есть победы света над тьмой, добра над злом.

Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков. Это блюдо является подношением зароастристкому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году. За несколько тысячелетий традиция накрывать Хафт Син в Иране осталась практически неизменной. В наше время на новогоднем столе появились еще несколько предметов. Они не являются обязательными и исконными по традиции зароастризма. Но иранцы так же ставят их на стол в Ноуруз: Что еще ставят на хафт син Сомболь — цветущие гиацинты — символ молодости и весны. Секке — золотые монеты — чтобы привлечь достаток в будущем году.

Коран и томик Хафиза — две главные книги Ирана. Живые рыбки — по рыбке на каждого члена семьи. Раскрашенные яйца — по одному на каждого ребенка в семье. Зеркало — символ многообразия мира, важный символ в зороастризме. Свечи — символ огня и очищения, тоже пришло из зороастрийского прошлого Ирана. Апельсин в миске с розовой водой — символизирует Землю. Аиди — традиционные подарки на навруз Какой же новый год без подарков!

А вот на Ноуруз дарить коробки в яркой оберточной бумаге не принято. Ни полезных, ни приятных, ни памятных подарков. На иранский новый год нужно дарить деньги! Эта традиция называется аиди и как бы определяет достаток будущего года. Старшие дарят младшим золотые и серебряные монеты или просто купюры. Причем, деньги принято дарить по строгой иерархии возраста и половому разделению. Дедушка дарит бабушке, бабушка — папе, маме, дочке и сыну, папа — маме, мама — своим детям, внук — внучке.

Внучка, как вы догадываетесь, самая богатенькая в любой семье. Младшая дочка в Иране — главная и всеобщая любимица. Праздничные блюда на Навруз Навруз — большой праздник, который длится несколько дней, а иногда затягивается до конца марта. В это время в Иране принято ходить друг к другу в гости, а если родственники живут в другом городе, то нужно обязательно съездить к ним и навестить всех тетушек и дядюшек. На Навруз в Иране происходит колоссальная внутренняя миграция — огромные пробки, полное отсутствие свободных номеров в отелях, очень много людей во всех туристических и общественных местах. По сути, весь Иран снимается с места и начинает путешествовать по родственникам и гостям на новогодние каникулы. И, конечно же же, это время не обходится без застолий.

В Иране нет какого-то конкретного новогоднего блюда, как, например салат оливье или селедка под шубой в России. Каждая хозяйка готовит любимые блюда для своих домашних. И в каждом регионе есть свои особенности для блюд традиционной персидской кухни. Но все же есть несколько блюд, которые готовят на большие праздники, такие как Навруз или Ялда. В первую очередь это суп аш-е реште.

Навруз 2025: история и традиции праздника

Красиво накрытый стол — это еще одна традиция Навруза. Центральное место на праздничном столе занимает «Суманак» - десерт, который готовят в каждом доме, и считается главным блюдом. Готовят его из проросшей пшеницы. Замачивают и дают возможность прорасти. Затем все это толкут в металлической посуде, смешивают с мукой и кладут в казан. Лакомство должно вариться около 12 часов, при этом его необходимо все время помешивать.

После приготовления суманак принято раздать родным, близким и соседям. По легенде при помешивании суманака нужно загадывать желание. Считается, что если пожелать что-то от чистого сердца, то это обязательно сбудется. Также процесс готовки сопровождается песнями и зажигательными танцами. А в некоторых семьях на стол помимо основных блюд ставят также зеркало и зажигают свечи.

Огонь считается жизненной силой, поэтому нельзя гасить свечи, пока они не догорят до конца. А еще на Навруз потенциальные женихи устраивают смотрины будущей невесты.

Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти.

Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно.

Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании.

К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А.

Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс.

Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы.

В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества.

Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов.

Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е.

Первые обряды, связанные с этим важным для них событием, они начинают проводить именно в этот день, сразу после вечерней молитвы. Что касается сроков проведения праздника, то и тут у всех он разный. Некоторым народам хватает и одного дня, а некоторые веселятся и пируют от недели до 15 дней. А, например, в Афганистане и Иране принято праздновать Навруз Байрам первые 5 дней наступившего года, а также 13-тый. Дни празднования Навруза в разных странах: Казахстан. В этой стране Навруз отмечают 22 марта. Казахский Байрам немного похож на более привычную нам Масленицу. В праздничный день тоже принято накрывать стол и веселится на городской площади. Также в обязательном порядке все люди ставят на стол ключевую воду, домашнюю халву и зерна пшеницы. Люди, проживающие на территории этой страны, празднуют Навруз 20, 21 и 22 марта. Все эти дни являются официальными выходными и благодаря этому азербайджанцы успевают уделить время и молитвам, и общению со своими родными. Хотя официальным днем празднования весеннего праздника считается 21 марта, в некоторых городах и поселках гулянье растягивается до 15 дней. В эти дни люди собираются в чайных, где обязательно употребляют зерна поросшей пшеницы и ароматный плов. В этой стране принято праздновать Навруз Байрам с 21 по 24 марта. Главным символом праздника для таджиков является огонь.

С персидского языка слово "навруз" переводится как "новый день" и означает начало нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Ежегодно его отмечают 21 марта. История появления Навруза Навруз является одним из самых древних на Земле и был известен еще с дозороастрийских времен — его отмечали еще до VII века до н. Происхождение праздника связано с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. По преданию, он был избран богом, чтобы принести людям счастье. Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах": небо, вода, земля, растения, животные и человек. Празднование Навруза 21 марта связано с появлением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад. Согласно этому календарю, год начинался 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия. Именно в этот момент день уравнивается с ночью, и весна окончательно вступает в свои права. Традиции праздника Навруз По традиции к празднованию Навруза начинают готовиться заранее — за несколько недель. За это время человек должен успеть навести порядок в доме и в своей голове, отдать все долги, а также приготовить праздничные блюда.

Что такое Навруз (Новруз), который отмечают 21 марта

В поэме «Шахнаме» начало празднования навруза связывается с началом царствования Шаха Джамшида (отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник). В дни празднования Навруза (традиционно от семи до четырнадцати дней) принято ходить к друг другу в гости и накрывать щедрый дастархан (дословно – скатерть, еда, стол). "Наурыз, Навруз, Науруз, Невруз, Нуруз, Новруз – этот праздник прихода весны богат не только своими традициями, но и своими названиями. Здесь многие из-за своего невежества считают навруз исламским праздником и даже поздравляют мусульман. Во время празднования Навруза на стол обычно ставят зеркало, свечи и крашеные яйца.

Навруз-2024 — праздник Нового года и начала весны

Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества.

Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р.

Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов.

Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу.

Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с.

Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание.

Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е.

Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись!

Стань крепким! Будь большим! Стань прямо!

Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами.

Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия.

В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т.

Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен».

Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира.

В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим.

Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение.

Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.

Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения в городах - соседки по дому и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел. Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье. Как правило, на праздничный стол стараются подать как можно больше разнообразных блюд, сладостей. Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным. В Навруз не принято давать деньги в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существовал неписаный обычай в дни весеннего праздника одаривать людей Навруз-пайы — праздничной долей. Соседям и друзьям отсылался поднос с праздничными угощениями, который возвращался также с угощениями. Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. Родственники обмениваются визитами, дарят подарки. В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы. Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член сельской общины. Полагалась на Навруз лучшим образом кормить домашних животных, благим делом была посадка любых деревьев, особенно каштана, инжира и шелковицы. Принято посещать больных и одиноких. В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Эта традиция сохранилась в Иране, где из 13 дней первые пять посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сизда-бедар "Тринадцатое вне дома". В тринадцатый день наступившего нового года люди покидают свои дома и выезжают за город, либо собираются в парках, садах, где продолжается праздник.

По данным социологов, проведенный опрос позволяет утверждать, что Навруз — один из самых любимых и желанных праздников для узбекистанцев, его с нетерпением ждут и связывают с ним радостные ожидания и надежды. Отвечая на вопрос: «Чем для Вас является праздник Навруз? Навруз любят жители страны и в этом смысле Навруз — это олицетворение мира и согласия. По мнению узбекистанцев, Навруз — это день весеннего равноденствия, после которого наступает Новый солнечный год и начинается новый виток обновления и природы, и общества. Согласно полученным данным, участники опроса считают Навруз, в первую очередь, праздником созидания и благоденствия. Для значительной части опрошенных Навруз является отображением добра и гуманизма, дружбы и взаимопомощи. Участники исследования подчеркнули, что Навруз в Узбекистане — одна из главных народных традиций, наполненная яркими и самобытными обрядами, зародившимися в глубине веков и сохраненными по сей день. В ходе опроса респонденты отмечали, что Навруз является для них самым любимым праздником с детства, который они ждут с нетерпением. Позитив и приподнятое настроение, которые сулит этот день, встречи с близкими и родными, нарядные города и села, многочисленные праздничные мероприятия с музыкальным сопровождением — все это делает Навруз радостным для жителей страны от мала до велика, позволяя на время забыть о насущных проблемах и торжественно встретить приход весны. Существенным элементом празднования Навруза в Узбекистане является угощение: в каждом доме готовят множество национальных блюд и накрывают щедрые дастарханы.

Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника

Здесь многие из-за своего невежества считают навруз исламским праздником и даже поздравляют мусульман. Персидские и тюркские народы традиционно отмечают собственный день весеннего равноденствия — древнейший праздник Навруз. Навруз в Таджикистане — государственный праздник, который отмечается с 21 по 24 марта. История весеннего праздника Навруз (Новруз) – самого древнего на планете[Электронный ресурс]. Навруз Байрам – древний народный праздник, символизирующий начало новой жизни, в этот день иранские и тюркские народы празднуют приход весны и Нового года по.

Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз

С наступлением весны дети объявляют о приходе Навруза другим, совершая радостную церемонию дарения цветов. За одну-две недели до Навруза они собираются группами, идут в горы и хребты собирать весенние цветы, такие как подснежники и желтые цветы, ходят из дома в дом, распевая и объявляя о приходе Навруза. Хозяева берут цветы и раздают детям разные сладости, изюм и орехи. Люди готовятся к Наврузу за пару недель до праздника. Женщины и девушки выносят из дома вещи и убирают в доме, стирают всю одежду, одеяла, занавески и ковры. Ведь чистый дом - это символ чистоты, мира и нового благополучия. По случаю праздника Навруз таджики готовят разнообразные блюда и напитки, накрывают праздничный стол. Суманак - это праздничное блюдо приготовленное из ростков пшеницы.

О том, что такое Навруз Байрам и как его правильно проводить мы и расскажем в нашей статье. Этот день не имеет отношение к религии, его связывают с традициями народов. Эксперты определили, что празднику более 3000 лет, его родиной принято считать Хорасан, который является исторической областью Центральной Азии. Происхождение мероприятия связанно с отмечанием весной начала нового года. Эта традиция встречалась у народов, которые занимались земледелием. Целью обряда является виртуальное очищение себя, мира. Необходимо отметить, что некоторые богословы, которые приняли ислам, относятся к мероприятию критически. Причиной этого являются нормы праздника, которые сохранили домусульманское верование. Через год в ООН торжество признано международным. В этот день символом новой жизни становится пшеница и чечевица, ростки которых должны быть не менее 5 см. Для этого люди за пару недель до торжества высевают крупу. Праздничный стол на праздник должен ломиться от изобилия угощений. Существует поверье, что в ночь на праздник, все члены семьи должны быть дома, так как если не выполнить это требование, им придется на протяжении семи лет скитаться в чужих краях. Традиции празднования Навруза практически не изменились за всю его многовековую историю. К празднику тщательно готовятся заранее: устраивают генеральную уборку в домах, дворах и улицах, обязательно стирают всю имеющуюся одежду, рассчитываются с долгами.

Как отмечают ученые в литературных и исторических источниках Празднование Навруза во время правления Саманидов сопровожладось фанфарами. Ведущие поэты, такие как Рудаки, Фирдоуси, Дакики, с любовью отзывались о Наврузе изображая словами прекрасную картину весны. С наступлением весны дети объявляют о приходе Навруза другим, совершая радостную церемонию дарения цветов. За одну-две недели до Навруза они собираются группами, идут в горы и хребты собирать весенние цветы, такие как подснежники и желтые цветы, ходят из дома в дом, распевая и объявляя о приходе Навруза. Хозяева берут цветы и раздают детям разные сладости, изюм и орехи. Люди готовятся к Наврузу за пару недель до праздника. Женщины и девушки выносят из дома вещи и убирают в доме, стирают всю одежду, одеяла, занавески и ковры. Ведь чистый дом - это символ чистоты, мира и нового благополучия.

Фото: Сергей Новиков Каменные жернова для перемалывания зерна. Фото: Сергей Новиков А мужчины собираются в центре села, чтобы разбудить весну. Начинается самая шумная часть праздника. Праздник оказался там наряду с грузинским многоголосым пением, арабской соколиной охотой, японским театром «кабуки» и еще семью десятками «элементов нематериальной культуры» со всего света. С 2010 года в день весеннего равноденствия, 21 марта, отмечается Международный день Навруз. В Кумухе, центре соседнего Лакского района, небольшая, но очень бодрая делегация устроила сход в крепости над аулом. В качестве «будильников» у них самодельные пистолеты-пугачи и кустарные фейерверки: запаянная с одного конца короткая стальная трубка на подставке, деревянная пробка, самодельный бумажный фитиль и охотничий порох. Заряженную трубу ставят пробкой кверху, поджигают фитиль — и через несколько мгновений деревяшка с грохотом отправляется в небо. В соседнем ауле Шара все проще и суровее, там «минометов» не изобретали. Вместо них использовали деревянные колышки и «стартовую площадку» — большой плоский камень с тремя углублениями. Туда насыпают порох, забивают колья и подносят к камню огонь на длинной проволоке. За «камланием» завороженно наблюдают два десятка аульцев. Для пущей убедительности сигнал «будильника» повторяют раз десять. Ферганская долина: юрта посреди города и конное регби Есть ли что-то общее у дагестанского празднования Навруза со среднеазиатскими традициями?

Узбекистанцы рассказали, почему так любят праздник Навруз

В Российской Федерации тоже отмечается большой праздник Навруз (Нооруз). Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских.

ООН в одиннадцатый раз объявила 21 марта Международным днем Навруза

Навруз Байрам – древний народный праздник, символизирующий начало новой жизни, в этот день иранские и тюркские народы празднуют приход весны и Нового года по. Навруз — праздник прихода нового года и весны по астрономическому солнечному календарю — приходится на период весеннего равноденствия. Праздник в разных языках называется немного по-разному: Новруз в Азербайджане, Навруз в Узбекистане, Наурыз в Казахстане, Нооруз в Кыргызстане. Навруз – первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (перс. После решения ЮНЕСКО в 2009 году праздник получил название «Международный день Навруз».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий