Новости о чем опера хованщина

В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника.

ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. "Хованщина". Опера для политиков

На площади в последнюю минуту боярин Стрешнев объявляет царский указ о помиловании. Марфа уводит Андрея в безопасное место. Действие пятое Сосновый бор. Лунная ночь. Досифей молится о братии «Здесь, на этом месте святом». Мир победил, говорит он, и им остается сгореть в огне во имя святой веры.

Раскольники идут в скит. Доносятся звуки войсковых труб. Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его. Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени.

Маркези в переводе Е. Мусоргского в 5 д. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г. Сетова, 26 октября 1892 г. Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г.

Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи. Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла. Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой.

Как и в «Борисе Годунове», народу в «Хованщине» принадлежит огромная роль в развитии действия. Его драма находит выражение в хоровых сценах. То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др. По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского.

С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная — невозможность изображения на сцене религиозных распрей. Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт. Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств. Были устранены наиболее взрывчатые эпизоды. Но и в таком виде «Хованщина» долго не могла попасть на профессиональную сцену.

Отдельные постановки в частных антрепризах Киев, 1892; Петербург, 1893 не изменили положения. На нее продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности.

Далее мы наблюдаем сцену, в которой находится князь Голицын. Он чем-то обеспокоен, накануне Марфа, представившись гадалкой, напророчила беду. Он не хочет в это верить и приказывает утопить девушку, но благодаря обстоятельствам, ей удается бежать. После случается ужасное, заговорщики узнают о том, что все проделки и планы давно известны царю и стоит ожидать расправы. Хованский спрятался в имении, считая, что там он будет в абсолютной безопасности.

Его убеждения в том, что беспокоится не из-за чего, не оправдались. К нему приезжает Хованский, якобы для того, чтобы дать приглашение, но как только он выходит, его поражает удар кинжала.

Благодаря мировой известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 году в Мариинском театре и в 1912 году в Большом театре. Оба раза Фёдор Шаляпин участвовал в постановке и исполнил роль Досифея. В последующие годы оперу поставили в различных театрах по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, а в 1959 году появился фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре была постановка с финальной сценой, аранжированной Игорем Стравинским.

Мусоргский использовал свои характерные методы в музыке и драматургии, включая индивидуализацию персонажей через музыку и введение народных песен.

Религиозный уровень повествования выражен в конфликте двух концепций миросозерцания — «Святая Русь» в образе старообрядцев противопоставлена «окну в Европу» начала Петровской эпохи. После Петербурга опера поедет в Большой театр, где прозвучит с 13 по 17 марта.

Магическое впечатление от оперы Хованщина

Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить.

Он того стоит. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?

Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою? Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет? Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским. Пропала дань татарская, престала власть боярская, А ты, печальница, страждешь и терпишь!

Господи, ты, с высот беспредельных наш грешный мир объемлющий, ты, ведый тайная вся сердец, болящих, измученных, Ниспошли ты разума свет благодатный на Русь, даруй ей избранника, той бы спас, вознес злосчастную Русь, страдалицу. Ей, господи, вземляй грех мира, услышь меня: Не дай Руси погибнуть от лихих наемников!

Досифей, указывая на них, говорит: «Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает…» Вбегает Марфа и бросается в ноги Голицыну, рассказывая, как ее чуть не задушил его холоп; спасли ее «петровцы», солдаты царя Петра.

В дверях появляется Шакловитый. Он сообщает, что поступил донос на князей Хованских, которые «на царство покусились», что царь Петр назвал заговор «Хованщиной» и велел сыскать его зачинщиков. Хованский бросается к Шакловитому с поднятыми кулаками, но, встретив его решительный взгляд, отступает.

Он поворачивается к Голицыну, ища поддержки у него, но, не найдя, опускается в кресло. В это время мимо окон проходит отряд петровских войск. Заговорщики со страхом смотрят на эту нарождающуюся, но уже грозную для них силу.

В оркестре мощно звучит тема «Рассвета на Москве-реке». Терем князя Хованского. На скамье у дома сидит Марфа.

Грустно вспоминает она о своей любви, о счастливом прошлом с князем Андреем. Сейчас лишь одно представляется ей утешением: вместе с изменившим ей Андреем сгореть на раскольничьем костре. Входит Досифей.

Ему поверяет Марфа свое отчаяние. Не время, не время, голубка», — отвечает старец, уводя Марфу от дома Хованских. В мрачном раздумье проходит слободой Шакловитый.

Он тверд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси: сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит претерпеть!.. Пьяной ватагой вваливается толпа стрельцов. Вслед за ними вбегают стрельчихи, затевают брань с мужьями, но тщетно стараются развести их по домам.

Приходит подьячий. Притворяясь перепуганным, а в душе злорадствуя, он рассказывает стрельцам, что петровцы идут на них в наступление. Вызвав общее замешательство, подьячий скрывается.

Стрельцы взволнованы, они зовут из терема своего батю Ивана Хованского и требуют, чтобы он повел их в бой на Петра и его войско. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Он советует стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы.

В горе и страхе стрельцы и стрельчихи взывают к богу. Сенные девушки стараются развлечь его песнями. Вбегает гонец от князя Голицына и передает Хованскому совет — поберечься.

Хованский взбешен: кто посмеет тронуть его в родовой вотчине?

А боярин Голицын тоже во вражеских руках: стражники снаряжают его в ссылку. Сгущаются тучи над головами всех участников событий — Марфы, Досифея. Петровские полки идут к Кремлю Действие пятое Раскольник Досифей не хочет сдаваться врагу, готов умереть за правое дело.

Он знает, что раскольники обречены и зовет их с собой — к смерти во имя истинной веры. Раскольники с пением гимна, вместе с ними Марфа, шествуют на поляну, где разожжен костер. При появлении войск Петра старообрядцы восходят на костер и погибают. Весь раскольнический скит охвачен огнем.

За этим с ужасом наблюдают люди. Возможно, просто перечитав либретто, не все поймут истинный пафос и смысл «Хованщины». Мусоргский пишет оперу об обреченности народа, всего прежнего строя русской жизни. Впереди — имперское будущее России и бесконечные страдания простолюдинов, навсегда обойденных всеми достижениями дворянской России.

Оцените статью.

Отметим важную особенность — художественное оформление Федора Федоровского оказалось неподвластно цензуре времени. Впервые оно было показано еще в 1913 году, в дни парижской постановки «Хованщины» в сценической версии Дягилева, при участии Равеля и Стравинского. Живописные цветовые решения, декорации, костюмы, световые линии, даже рисунки некоторых мизансцен, впервые предложенные Федоровским для дягилевской антрепризы, принесли ему, тогда совсем молодому художнику, славу и мировую известность. Грозные стрельцы в красных кафтанах с секирами в руках либо в белоснежных рубахах, на которые вот-вот должна пролиться их алая кровь; фигура боярина Шакловитого в роскошных одеждах, угрожающе нависшего над смертельно напуганным Подьячим; мощное архитектурное решение декораций стрелецкой слободы с громадными бревнами, из которых сложены избы, почти как древнерусские деревянные храмы, — именно тогда был разработан и задан монументальный сценографический канон, который сопровождал постановки «Хованщины» в XX и XXI столетиях в театрах нашей страны.

Можно сказать, что музыкальные редакции сменяли друг друга, но живописный фундамент оставался незыблемым. Таков был дух видения Федоровским «Хованщины», сила образной грандиозности и, по словам режиссера Бориса Покровского, его «могучего и вместе с тем какого-то расцвеченного темперамента». Шакловитый — Эльчин Азизов Обратимся теперь к музыкальной составляющей постановки. Как уже говорилось, Мусоргский не успел закончить «Хованщину». В клавире не был записан весь пятый акт с «любовным отпеванием» Марфой своего возлюбленного Андрея Хованского и финальной сценой самосожжения раскольников в скиту. Хотя доподлинно известно, что эту музыку композитор показывал друзьям в последние месяцы своей жизни.

Партитуры оперы практически не существует, за исключением двух небольших отрывков в виде концертных номеров: песни Марфы «Исходила младешенька» и хора стрельцов «Поднимайтесь, молодцы». Весь XX век композиторы-соавторы, текстологи-источниковеды, композиторы-оркестровщики пытались решить проблему целостности оперы. Каждый из них, будь то Римский-Корсаков, Стравинский, Ламм, Асафьев, Шостакович, прибегал к различным методам и приходил к противоположным решениям. Что же мы слышим в спектакле Мариинского театра? Валерий Гергиев дирижирует по партитуре оперы в оркестровке Шостаковича в редакции 1960 года, как указано на сайте постановки. Однако маэстро, отойдя от «буквы» партитуры Шостаковича, в двух принципиальных случаях отходит от оригинала.

Первый эпизод касается второго акта, окончания знаменитой сцены «заговора князей», когда Федор Шакловитый объявляет, копируя манеру речи Петра I: «Обозвал хованщиной и велел сыскать».

Краткое содержание оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского

В "Хованщине" такой конфликт постоянно обострен, на нем построены все линии сюжета. Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. Это — последняя опера композитора, над созданием которой он работал с 1872 года по. Действие оперы происходит в Москве в 1682 году. опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом.

Опера Мусоргского «Хованщина»

Сам Шаляпин в 1911 году пел партию Досифея в Мариинке. Он же способствовал переносу спектакля с декорациями Константина Коровина на сцену Большого театра. В 1959-м Шостакович оркестровал партитуру. И с 1960 года Мариинка тогда Театр оперы и балета имени Кирова первой обратилась к редакции Дмитрия Дмитриевича. Эту версию с декорациями Федора Федоровкого и представили в Москве.

Действие оперы разворачивается в Москве. На следующий день после кровавых стрелецких погромов дозорные хвалятся расправой над ненавистными боярами. В это время боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос. Общая история двух главных театров страны насчитывает не один век Он пишет молодому Петру I на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея.

Лютеранка из немецкой слободы Эмма пытается скрыться от преследующего ее, одержимого страстью Андрея Хованского. Раскольница Марфа, бывшая возлюбленная Андрея, останавливает насилие. Вернувшийся князь Иван Хованский вмешивается в происходящее и отдает девушку на растерзание стрельцам. Но Андрей готов скорее убить ее, чем допустить это.

Расправу прекращает глава раскольников Досифей. Старообрядец дарит Эмме свое благословение и спасает от поругания: отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника.

Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется. Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью. Остался ты верен мне! Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. Большому слава! Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын — встает на ее защиту.

Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца. В Кремль! Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу. Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер.

На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим. Входит дворянин Варсонофьев, клеврет князя Голицына. Он сообщает князю, что к нему настойчиво просится "лютерский священник". Князь велит пригласить пастора. Пастор обращается к Голицыну с просьбой заступиться за Эмму.

Князь отказывается: "Не могу входить я в дело частное Хованских". Тогда пастор переходит к другой теме: дозволить в Немецкой слободе возвести церковь "еще одну, только одну". Эта просьба выводит князя из равновесия: "Рехнулись, что ли, вы, иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить!.. Снова входит Варсонофьев. Это под видом гадалки пришла Марфа. Клеврет готовит все необходимое для гадания. Начинается центральная сцена этого действия — сцена гадания. Она предсказывает князю, что его ждет опала. Суеверный князь Голицын в смятении.

Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что нагадала ему, он велит слуге утопить Марфу, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. В разгар их перебранки является Досифей; он становится между ними; князья стоят неподвижно, отвернувшись друг от друга. Он уговаривает князей помириться. В глубине сцены торжественно проходят чернорясцы раскольники с книгами на головах такова ремарка композитора , их сопровождает толпа народа. Их хор звучит словно фанатический гимн. Нами да стариной паки Русь возвеселится! К ней со словами утешения обращается Досифей. Она узнает его и тогда рассказывает, как слуга Голицына пытался задушить ее по приказу князя , и как она едва сумела вырваться — благо петровцы подоспели. Упоминание о войске Петра и о том, что оно, оказывается, уже совсем близко, повергает князей в шок.

Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна Софья велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. За сценой слышны голоса петровцев. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню. Действие начинается хором раскольников — как и во втором действии они поют тот же свой фанатичный гимн. Их пение слышится сначала издалека за сценой , затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену.

Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев. Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским. Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей.

Учитывая, что все названные выше балеты Посохова получили «Золотую маску» за лучший спектакль, его новая постановка, безусловно, заслуживает внимания. Тем более что в спектакле примут участие как примы и премьеры, так и молодые и перспективные артисты труппы. Историческая сцена Большого театра «Раскол.

Пять актов о «Хованщине». Сочинение это написано по заказу Дома культуры. Очевидно, сложные времена требуют сложных тем, а события конца XVII в. Восшествие на трон Петра Первого было кровавым: жестокое подавление стрелецких бунтов, церковная реформа — трагический разлом коснулся всех слоев общества. Опера «Хованщина» — шедевр русской музыки XIX в. Сочинение выстраданное, незавершенное, с трагической постановочной судьбой — мало кому удается найти ключ к постановке. Композитор из Ростова-на-Дону Антон Светличный работает именно с партитурой Мусоргского, а посвящает премьеру режиссеру Дмитрию Чернякову и его «Хованщине», поставленной в Мюнхене в 2007 г.

Метод, который выбрал композитор для своего опуса, — своего рода пересочинение, когда музыка словно пропускается через эстетику и техники другого времени. Самое известное сочинение такого рода — «Зимний путь» Ганса Цендера по вокальному циклу Франца Шуберта, его несколько лет назад привозил в Москву дирижер Теодор Курентзис. Денис Мацуев и его друзья покажут в Москве программу на стыке классики и джаза.

Мусоргский - Хованщина Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника Действие оперы происходит в Москве в 1682 году. В начале оперы боярин доносит Петру о случае, недавно произошедшем в городе: начальник стрельцов Иван Хованский метит на престол Петра, причем на престол он хочет посадить своего сына.

Его не устраивают новые порядки законы Петра, которые, по его мнению, приведут к разрухе и беспорядку. Далее автор описывает чествование Ивана Хованского другими стрельцами за такой решительный и смелый шаг. Параллельно появляется любовная линия: Андрей влюбляется в Эмму, но самое интересное, что и отец неровно дышит к девушке из немецкой слободы. Происходит потасовка, но в результате прихода Досифея, главы раскольников, все разрешается довольно благоприятно. Далее мы наблюдаем сцену, в которой находится князь Голицын.

М. Мусоргский. Хованщина

Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. Тот факт, что даже в таком виде «Хованщина» является одной из лучших опер мирового репертуара, не может не вызывать некоторого негодования. «Хованщина» — произведение столь неоднозначное, что каждый режиссер может трактовать оперу по-своему. Таким образом, я предложил решение, как сделать драматургическое построение оперы "Хованщина" более стройным и логичным, только переставив эпизоды и чуть подкорректировав слова пастора, ничего оттуда не выкидывая и ничего не добавляя, кроме дуэта Марфы и Андрея. это быстро, легко и просто.

Хованщина (опера)

С таким иммунитетом и апокалипсис пережить - раз плюнуть, что символично продемонстрировано в спектакле. После самосожжения раскольников, из темноты и праха вновь рождается мотив знаменитого "Рассвета на Москве-реке", а это значит, что жизнь продолжается несмотря ни на что. Рассказывая некоторое время назад о своем замысле, Борис Александрович Покровский поделился опасением, что после такой постановки могут быть и самоубийства, ибо люди поймут, кто они есть. Действительно, в "Хованщине" много такого, что звучит как удар топора, как приговор. Чего стоят, к примеру, слова пришлых людей, олицетворяющих в опере русский народ: "pre" Ох ты, родная матушка Русь, Нет тебе покоя, нет пути, Да тебя же, родимую, гнетут.

Что гнетет тебя Не ворог злой, злой, чужой, Непрошеный, а гнетут тебя, Родимую, все твои ж ребята удалые... И Покровский, и Ростропович по отдельности достигли высот, по праву им подобающих, но, к сожалению, музыка и действие существуют на сцене не в диалоге, а в разных, непересекающихся плоскостях. И уж совсем "не из той оперы" чрезмерно авангардистская и ироничная для этих стен сценография Теймураза Мурванидзе, в которой нет и намека на любовь к России и Богу. Короче говоря, совместные усилия режиссера, дирижера и художника увенчались примерно таким же успехом, как в достопамятной басне Крылова "Лебедь, рак и щука".

Розанова об определённой литературе, как о гениальной — но всё же плевательнице. При внимательном просмотре и иногда проигрывании первым делом сразу бросился — не в глаза, а скорее уж «в уши» — хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам», где они молят, оказавшись в тяжёлом и тревожном положении, выйти к ним начальника — кн. Хованского-старшего известного в реальной истории под прозвищем «Тараруй». Само гармоническое построение хора сразу вызвало в памяти композиции времён барокко — с цепочкой уменьшенных септаккордов и их разрешений: сперва ум.

Эта «цепочка» вызывает в памяти множество барочных композиций — ну хотя бы знаменитое «Stabat Mater» Эм. Асторги, композитора баховского времени — хотя, конечно, фактура у Мусоргского в разы примитивнее. Затем, уже в последнем действии, ариозо вождя старообрядцев Досифея, принявшего страшное решение о самосожжении. Фактура сопровождения весьма интересна — по большому счёту, скупое двухголосие, гаммообразные ходы баса, да ещё и с напряжёнными тритоновыми построениями, вызывающие в памяти аналогии с прелюдированием баховских времён, примитивизация фактуры — явная попытка сделать нечто ещё более архаическое по сравнению с баховским временем когда Римский-Корсаков в песне Веденецкого гостя в «Садко» употребил нечто похожее в сопровождении — его верный приспешник Ястребцев сравнил такую музыку с живописью прерафаэлитов, старавшихся, как известно, писать картины «под XV век».

Опять трагический момент, ответственный, тяжёлый — и опять архаика. И далее — Досифей вопрошает старообрядцев, готовы ли они сжечь сами себя. В его партии — речитатив, иногда на одной ноте, иногда похожий на дьяконские возгласы. А вот аккомпанемент — строгий, из простых аккордов, иногда с гармоническим «перекрашиванием» той или иной ступени, опять же похож на подобный речитатив с сопровождением у… Монтеверди, композитора аж начала XVII века!

Опять напряжённейший по драматургии момент — и опять архаика! И далее — просто предельная чёткость. Досифей поёт: «Да сгинут плотские козни ада» хроматическим ходом в сопровождении довольно-таки ехидных, авангардных для того времени гармоний — и дальше: «от лица светла правды и любви» — и «светлое лицо» сопровождено буквально тремя простейшими аккордами, да ещё и в похожей на церковное пение фактурой! Просто плакатно показано: авангард — аду, простейшая гармония — правде и любви!

Да, и ещё до того. Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн. Голицыну, предсказывая ему незавидную судьбу «Тебе угрожает опала и заточенье в дальнем краю». Пока идут воззвания к разного рода, гм, духам — гармония также по тому времени авангардна.

Но вот гадание свершилось, предсказана печальная судьба — и Марфа поёт предсказание на мелодию, взятую из народной протяжной песни крайне рекомендую послушать старую запись в исполнении Максаковой-бабушки, чтобы прочувствовать, что такое пение, а не просто «вокализирование», более или менее умелое. Сопровождение же мелодии подчёркнуто просто. Никаких гармонических хитростей. Нет даже минорной доминанты в миноре, бывшей у кучкистов весьма любимой.

Простейшие аккорды в простейшей же гармонической взаимосвязи — такого типа, как будто перед нами — не вторая половина XIX века, а едва ли не екатерининские времена. Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни.

Но здоровьем Фёдор Алексеевич был слаб. У него опухали ноги. Предполагают, что он страдал цингой. В итоге юный царь умер в 20-летнем возрасте 27 апреля 1672 года. Наследника он после себя не оставил, его единственный сын прожил всего 10 дней. Таким образом обозначился кризис престолонаследия.

После смерти Фёдора Алексеевича началась борьба за влияние на государственное управление между двумя боярскими родами: родственниками первой жены Алексея Михайловича — Мстиславскими, и родственниками его второй жены — Нарышкиными. Нарышкины «выстрелили» первыми, возведя на престол маленького Петра I. Тем самым они фактически совершили дворцовый переворот, так как престол должен был наследовать Иван, родной брат Фёдора, но он тоже был весьма нездоров, и якобы понимая, это Фёдор на смертном одре назвал своим преемником 10-летнего Петра. Однако Мстиславские решили дать отпор. Они подняли на бунт стрельцов, которые после создания полков нового строя выполняли функции московской территориальной обороны. Стрелецкий бунт сделал своё дело. Петра на престоле потеснил его болезный единокровный брат Иван, а их старшая сестра Софья, дочь Алексея Фёдоровича от Марии Мстиславской, была правительницей регентшей. Стрельцами командовал Князь Иван Хованский, по имени которого и названа смута, и оперное произведение о ней.

Это был известный и довольно успешный военачальник.

Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь , а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку.

Фёдор Шакловитый был казнён. Драматургия и музыка В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским ; князя Голицына , фаворита Софьи ; старообрядцев во главе с Досифеем реальный Игумен Досифей 1690 ум. Если князь Хованский , потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры. Огромная роль в развитии действия принадлежит народу — ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове».

В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"

С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал её “Хованщина”» (1872), продолжается крёстный и славный путь оперы. В общем и целом если вы любите оперу, "Хованщину" нужно слушать обязательно. В "Хованщине" такой конфликт постоянно обострен, на нем построены все линии сюжета. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет.

"Хованщина" М.Мусоргского в МАМТе, реж. Александр Титель, дир. Александр Лазарев

Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают «Хованщину» выдающимся произведением искусства. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы,останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского.

Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу.

Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу.

Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра.

Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев.

С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить. Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея.

То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др. По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского. С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная — невозможность изображения на сцене религиозных распрей.

Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт. Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств. Были устранены наиболее взрывчатые эпизоды. Но и в таком виде «Хованщина» долго не могла попасть на профессиональную сцену.

Отдельные постановки в частных антрепризах Киев, 1892; Петербург, 1893 не изменили положения. На нее продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности. Спектаклем, доказавшим гениальность оперы, была постановка 1897 г. И только благодаря ему в 1911 г.

Коутса Шаляпин — Досифей, И. Ершов — Голицын, П. Андреев — Шакловитый, В. Шаронов — Хованский, Е.

Збруева — Марфа. Спектакль стал поворотным в судьбе оперы. Партия Досифея принадлежит к числу крупнейших созданий Шаляпина. В его интерпретации она выдвинулась на первое место.

Шаляпин и Е. В 1913 г. Стравинского и М. Равеля дирижер Э.

Купер, режиссер А. Вслед за этим началась всемирная слава этой народной драмы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира. Наиболее значительные спектакли: Москва, 1950 г. Голованова; Ленинград, 1952 г.

Среди крупнейших исполнителей — Григорий и Александр Пироговы, М. Рейзен, А. Огнивцев, И. Петров, Н.

Обухова, С.

Раскольники проводят ритуал очищения. Марфа — среди них. Ее «греховную песню» слышит одна старая раскольница по имени Сусанна и начинает грозить Марфе предать ее церковному суду.

Однако Досифей и здесь становится на сторону Марфы и защищает ее от угрозы Сусанны. Марфа раскрывает Досифею свои чувства к нему. Теперь она мечтает быть вместе со своим любимым и готова взойти за ним на костер в случае его казни. В самый разгар размышлений о судьбе Руси-Матушки входит Шакловитый, который молит Бога о даровании Московии избранника, который сумел бы спасти страну от круговорота напастей и бедствий, заблаговременно видя в этой роли себя самого.

Тем временем улица переполняется нетрезвыми стрельцами. Шакловитый, проклиная всех, скрывается. Стрелецкие жены начинают бранить своих пьяных мужей. Врывается насмерть перепуганный Подьячий и говорит, что их стрелецкую слободу атаковали петровские войска.

Стрельцы просят князя Хованского, возглавить их и вести в бой против петровцев.

Премия «Золотая Маска» за «Лучший спектакль в опере» 2016. Композитор определил ее жанр так — народная музыкальная драма. На этих эскизах особое место занимает русский народ. В опере сложно отыскать хотя бы одного положительного героя, но легко разглядеть «злосчастную Русь страдалицу»… Мусоргский приступил к сочинению своего грандиозного исторического коллажа в 1872 году, именно в тот период, когда интерес к отечественной истории был как никогда велик. В сюжете оперы переплетены исторические события, произошедшие между стрелецким бунтом 1682 года он и дал название опере и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. Русский народ тогда оказался раздираем спором о выборе своего цивилизационного пути, спором о старой и новой вере, мучим извечными вопросами «кто виноват» и «что делать».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий