Сегодня 29 января на телеканале "Хабар 24" вышло интервью с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, передает «Диапазон» @gazeta_diapazon. На ХХХІІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана, состоявшейся 25 апреля в Астане, президент Касым-Жомарт Токаев выступил с жестким заявлением и. Анонсированный Акордой официальный визит президента Касым-Жомарта Токаева в Поднебесную, который должен состояться 17-19 мая, предварило интервью, которое. Сегодня 29 января на телеканале "Хабар 24" вышло интервью с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, передает «Диапазон» @gazeta_diapazon.
Нет русофобии: Токаев поставил точку в вопросе использования русского языка
Демонстранты требовали снижения цены до уровня 50 тенге за литр. Позже Алматы начали захватывать радикалы и экстремисты. В стране в вели режим ЧП до 19 января. Во время беспорядков, по предварительным данным, погибли 227 человек, в том числе 19 сотрудников правоохранительных и специальных органов, а также военнослужащих. Президент Казахстана заявил, что считает январские события в стране террористической атакой.
И нам, не затягивая, эту проблему надо решать. Реформы — это прежде всего изменение системы или, во всяком случае, внесение серьезных коррективов в дееспособность самой системы, ее функционирование. С этой точки зрения, отвечая на Ваш вопрос, как бы предугадывая некоторые события в будущем, я могу сказать, что серьезно думаю над реформированием парламентской системы в нашей стране и, конечно же, партийной системы. Поскольку как Глава государства, и я об этом сказал 28 января на съезде партии, я считаю, что я должен стоять несколько выше всех общественно-партийных и политических структур. Служить неким «магнитом» для того, чтобы привести различные общественно-политические силы к единому знаменателю с точки зрения их позиций, которые были бы продиктованы интересами нашего государства.
А то ведь у нас, по-моему, это просто слова. Я с Вами согласен. Оппозиция имеется и в самой правящей партии. И партия, я об этом уже сказал, сама должна реформироваться с учетом потребности нашего общества. Считаю, что в Мажилисе должно быть несколько сильных партий. В крайнем случае они должны приходить к консенсусу, если нет конституционного большинства. В конце концов, находить общий язык с точки зрения формирования Правительства. Посмотрите, как в Германии все культурно происходит. Партии меняются.
Люди выступают достаточно спокойно. Другие партии их выслушивают, приходят к каким-то соглашениям, рекомендуют своих людей на ключевые посты в Правительстве и так далее. Я думаю, со временем мы к этому придем. Во всяком случае, я хотел бы, чтобы в годы моего президентства это случилось. Общественность относится к Вам с таким большим доверием. Знаете, я сколько живу в этой стране, тоже может быть впервые это чувствую. Осознание того, что у нас есть Президент, который тоже может у нас что-то изменить и сделать. Понимаете, раньше такого не было. В конце концов, это уже наша история.
Но моя миссия как Президента состоит в том, чтобы достичь положительных результатов трансформации всего общества и всей политической системы. И, естественно, экономики. Нельзя в наших исторических реалиях говорить о том, что мы будем сейчас заниматься экономикой, а политика подождет. И мы помним, что Маркс говорил на эту тему: «Основа — это экономический базис. Но есть политическая надстройка, которая посылает свои импульсы в сторону экономического базиса. А иногда политическая надстройка играет более важную роль, нежели экономический базис». Поэтому нужно заниматься одновременно и политической трансформацией общества, и экономическими преобразованиями. Это моя миссия. То есть никакого переделывания законов и тем более Конституции не будет.
У нас будет какая-то реформа в этом вопросе? Сейчас эта реформа осуществляется. Как она осуществляется, какими темпами — это, конечно, вопрос дискуссионный. Но она осуществляется. Она специализируется на рассмотрении предпринимательских проблем, инвестиционных споров. Мы сейчас значительно усиливаем статус Высшего судебного совета, который должен играть определяющую роль при подборе судей. Мы направляем в судейский корпус людей, которые, возможно, не являются профессиональным судьями. Но не всегда ведь быть профессиональным судьей — гарантия, что он судит честно. И, конечно же, главный критерий — это добросовестность и честность.
Если не ошибаюсь, чуть более 20 миллиардов тенге. Такое ощущение, что олигархи, похоже, не торопятся туда взносы вносить. Какие меры Вы будете предпринимать по отношению к ним, чтобы это было на регулярной основе. Как Вы видите работу этого Фонда и поступления финансов туда? Я лично сам не вмешиваюсь в деятельность Фонда. Руководителем этого Фонда был назначен бывший министр финансов Болат Жамишев. Есть попечительский совет. Я не участвовал в его формировании. Они работают на общественных началах.
Мое дело — простимулировать поступление взносов в этот Фонд, и, по-моему, сигнал был очень четкий. Во-первых, это не налог. Это благотворительность. Но всегда нужно ставить какие-то параметры. Это вопрос попечительского совета. Он принял резолюцию по поводу событий в Казахстане и требует международного расследования. Ваше отношение к этому документу и к институту — Европарламенту? Если бы люди знали, во сколько он обходится государствам-членам, то, наверное, критическое отношение к этому институту было бы более сильным. Но я не хочу комментировать, потому что это дело Европейского Союза.
Если они считают необходимым содержать такой институт за такие средства, то пожалуйста. Резолюция не носит обязательного характера. Это рекомендательная резолюция. Они уже второй раз принимают резолюцию по Казахстану. Поэтому мое отношение к этой резолюции абсолютно спокойное. Что касается международного расследования событий в Казахстане, я не считаю необходимым проводить такое расследование. Справимся сами. У нас есть люди честные, объективные. Они сами по своей воле решили создать подобного рода институт.
Я сам заинтересован в том, чтобы мы получили истину, получили правду. Другое дело, что эта резолюция продиктована лоббистами. Лоббисты работают по заказу наших людей, которые в свое время покинули Казахстан, заработав серьезные, большие деньги в нашей стране, и сейчас тратят на то, чтобы организовывать те или иные демонстрации, стравливают людей, действуют по принципу «чем хуже, тем лучше». В этом плане я сравниваю богатых людей из Узбекистана, которые заработали большие деньги за пределами Узбекистана. Они приезжают на свою историческую родину и просят Президента Узбекистана дать им поручения: «Что мы можем сделать для узбекского народа, какую помощь оказать? В этом большая разница между узбекскими так называемыми олигархами и нашими олигархами, которые или здесь, или тем более за границей атакуют свою страну. Изменится ли характер сотрудничества с Китаем? И как будут развиваться наши отношения с США? Прогнозируется ли их ухудшение?
Мы же не можем менять своих соседей. Во-вторых, Китай достиг огромных успехов в своем экономическом развитии. Китай является передовой страной с точки зрения развития высоких технологий, искусственного интеллекта. Мы должны, конечно же, сотрудничать с Китаем. Мы зависим от рынка Китая.
Все случаи незаконного задержания граждан и использования против них силовых методов будут тщательно расследоваться. Одна из бандитских группировок проживала в пятизвездочном отеле и расположился командный штаб на первом этаже гостиницы «Казахстан». Вскрываются такие факты, которые раньше было себе трудно представить». О приказе стрелять на поражение: «Руководители правоохранительных органов боялись брать на себя ответственность… Это была настоящая война - нужно было брать на себя ответственность… По вооруженным бандитам мы должны открывать огонь - я взял ответственность на себя». О возможном долге перед Путиным: «Никаких разговоров с Путиным, что мы потом рассчитаемся, естественно, не было. И никаких условий тоже не было». Токаев сообщил, что в феврале посетит с визитом Москву и подпишет с Путиным документ о долгосрочных взаимоотношениях. О первом президенте: «Никакого торга не было. Был разговор, что нужно срочно решить вопрос о статусе председателя Совета безопасности». Об акиме Алматы Сагинтаеве: «Он попал в очень трудную ситуацию. Не каждый находит решение в такой обстановке. Человек он добросовестный, но и настроение алматинцев я тоже обязан учитывать. Придет время - узнаете». О переименовании Алматы: «Зачем мы будем переделывать все документы. Алматы больше подходит для людей казахоязычных.
Именно этой теме был посвящен круглый стол с участием профессорско-преподавательского состава университета, студенческих активистов и молодых ученых. Участники круглого стола остановились на основных вопросах интервью. Спикеры более подробно остановились на тех ответах, которые были озвучены Президентом, в частности, на вопросы внутренней и внешней политики, социально-экономического развития страны, январских событий 2022 года, строительства АЭС и других актуальных тем.
«Пройдена точка невозврата»: эксперт об интервью Токаева
Китай играет все более важную роль в нашей части мира, в Центральной Азии, и это вполне естественно. Я думаю, что все мои коллеги в Центральной Азии согласились бы со мной в том, что мы извлекаем выгоду от наших отношений с Китаем. И мы будем делать все возможное, чтобы продвигать такого рода сотрудничество», — ответил Токаев. В диалоге речь шла и о независимости Тайваня. Не должно быть «два Китая». Тайвань — это часть Китая. Принцип территориальной целостности всех государств закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций, который необходимо соблюдать. И этот принцип также был заложен в декларации и в Уставе Шанхайской организации сотрудничества.
Поэтому вновь подчеркну, для нас это абсолютно ясно: Тайвань — это часть Китая. И у нас нет никаких сомнений по этому поводу», — сказал президент. В 2023 году Казахстан примет председательство в ШОС. Токаев высказался и о предстоящей встрече.
В ближайшее же время ею планируется охватить остальные регионы Казахстана. В свою очередь, это актуализирует важность подготовки специалистов в сфере этнологии и этноконфликтология», — продолжил Андрей Чеботарев.
Политолог выделил для себя также повышение уровня участия в работе АНК и действующих под ее эгидой этнокультурных объединений представителей молодежи. Это, как считает он, в том числе выразится в назначении молодых граждан заместителями руководителей соответствующих структур. В последнем случае явно будет преобладать оказание необходимой помощи гражданам, пострадавшим от стихийного бедствия, включая ремонт поврежденных домов и строительство нового жилья вместо разрушенного», — заключил Андрей Чеботарев.
В таких случаях интернет отключается не только в Казахстане, но и в целом ряде стран, потому что его используют недобросовестные люди в своих целях. Надо отметить, что среди командиров бандитских формирований были люди информационно очень хорошо специально подготовленные, то есть была дезинформационная кампания — так называемые фейки лились рекой». Во время беспорядков жители Казахстана сталкивалась с перебоями в работе интернета. Президентство на два срока «Не знаю, как долго я буду президентом Казахстана, но абсолютно точно знаю, что в соответствии с конституцией не более двух сроков. Никакого переделывания законов и, тем более конституции, не будет». Казахстану требуются реформы «Я могу сказать, что серьезно думаю над реформированием парламентской системы в нашей стране и, конечно же, партийной системы.
Как глава государства, я об этом сказал 28 января на съезде партии [»Нур Отан»], считаю, что я должен стоять несколько выше всех общественно-партийных и политических структур, служить неким магнитом, чтобы привести различные общественно-политические силы к единому знаменателю». Токаев не торговался с Назарбаевым о власти и личных привилегиях «Никакого торга не было. Разговоров о личных привилегиях не было. Единственный разговор — о статусе в Совете безопасности.
Ни одна проблема в мире не может быть решена без участия этого государства. Поэтому международное значение президентских выборов в такой гигантской стране, как Россия, всегда высоко и на это обращают внимание многие страны мира», — подчеркнул он. Как сообщало EADaily , в беседе с «Суверенным Казахстаном» Касым-Жомарт Токаев также заявил, что он не собирается вносить изменения в Основной закон страны и баллотироваться на новый президентский срок в 2026 году.
Токаев рассказал о подробностях январских беспорядков в Казахстане
– Президент Токаев в интервью откровенно ответил на вопрос о системе двоевластия, которая существовала в определенный период. На 20-й минуте интервью Токаев утверждает: «Впервые за 30 лет ОДКБ каким-то образом проявила себя, направив ограниченный контингент в Казахстан. Президент РК дал большое интервью государственному ТВ Казахстана «Хабар-24» впервые после кровопролитных январских событий, потрясших страну и, вероятно, положивших. Не исключено, что и Токаев пригласил Путина в Астану после «совета» от китайского коллеги Си Цзиньпина. Пресс-служба Президента опубликовала полное видео эксклюзивного интервью Касым-Жомарта Токаева журналисту телеканала "Хабар 24", передает Зампред комитета нижней палаты парламента по делам СНГ Константин Затулин в интервью радиостанции «Говорит Москва», что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев позволил.
Токаев рассказал о подробностях январских беспорядков в Казахстане
Попытки двоевластия, Назарбаев, АЭС, Кровавый январь: большое интервью Токаева. Газета Egemen Qazaqstan опубликовала интервью Касым-Жомарта Токаева генеральному директору "Қазақ газеттері" Дихану Қамзабекұлы. Касым-Жомарт Токаев отметил, что всем необходимо следовать принципу верховенства закона и порядка, а также призвал к решительной борьбе с вандализмом.
Андрей Чеботарев обозначил ключевые моменты из речи Токаева на сессии АНК
Такие безответственные, по сути, провокационные разговоры приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии. Мною было принято решение амнистировать граждан, попавших под влияние провокаторов. Амнистия применена в отношении 1 095 граждан из 1 205 осужденных ранее. А организаторы беспорядков и лица, получившие сроки за теракты, государственную измену, попытку насильственного захвата власти и другие тяжкие преступления, в полной мере отбудут свое наказание". О двоевластии "В сложившейся политической ситуации "транзита власти" политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В нашей стране действовали президент и верховный главнокомандующий, а также председатель Совета безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии. Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или "тандема". Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше президента.
Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну. Считаю, что вообще не должно быть "старшего и младшего президентов". Уходя — уходи. О политических заключённых "Главная задача власти — неукоснительное обеспечение законности и порядка. Поэтому любое нарушение закона наказуемо. А политические взгляды и идеологические предпочтения людей к закону и правопорядку не имеют никакого отношения. Отдельные личности несмотря на предупреждения органов прокуратуры со странной настойчивостью нарушают закон, видимо, таким образом пытаясь получить широкую общественную известность.
Другими словами, ставят себя выше закона. В своих выступлениях я неоднократно говорил, что все проблемы нужно решать цивилизованно, в конструктивном ключе — не криками и провокациями на площадях, а в рамках специально созданных диалоговых платформ и механизмов и, прежде всего, в стенах парламента". О президентских выборах — В соцсетях ходит новость, будто вы планируете провести референдум по Конституции и в 2026 году намерены вновь принять участие в президентских выборах. Это правда? Убеждён, произвольное внесение изменений в Конституцию, тем более по такому фундаментальному вопросу, уже невозможно.
В октябре вы вместе с президентами России и Узбекистана участвовали в церемонии запуска поставок российского газа в Узбекистан через территорию Казахстана. Насколько этот проект важен для вашей страны? Какие еще крупные экономические и инвестиционные проекты с Россией сейчас реализуются и какие — в ближайших планах? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития взаимодействия в нефтегазовой сфере и в области мирного атома? Поэтому поставки российского голубого топлива отвечают интересам всех участвующих сторон.
Запущенный 7 октября проект будет способствовать расширению и модернизации газотранспортной инфраструктуры Казахстана, укрепит региональную стабильность и энергетическую безопасность Центральной Азии, придаст мощный импульс промышленному развитию наших стран, улучшению бизнес-климата, повышению уровня жизни граждан. Мы заинтересованы в полноценном использовании своего транзитного потенциала и готовы к дальнейшему увеличению объемов транспортировки российского газа. Так, 1 ноября на Международном газовом форуме было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве между правительством Казахстана и "Газпромом", направленное на выработку и реализацию долгосрочных, с горизонтом до 15 лет, планов взаимовыгодного партнерства. Казахстан и Россия давно и успешно сотрудничают и в нефтяной сфере. В нашей стране успешно работают такие российские концерны, как "Лукойл" и "Татнефть". Кроме того, в 2022 году завершено строительство нефтехимического комплекса Kazakhstan Petrochemical Industries KPI , который войдет в десятку крупнейших производителей полипропилена в мире. В данном проекте участвует и российская компания "Сибур". Транспортировка нефти через территории обеих стран занимает значительную долю в наших топливно-энергетических комплексах. Порядка 80 процентов казахстанской нефти экспортируется на внешние рынки по российской территории Каспийский трубопроводный консорциум. Аналогично российская нефть поставляется в КНР через территорию Казахстана.
В период до 2033 года планируется осуществить транзит более 100 млн тонн российской нефти. Одним из ключевых направлений нашего энергетического сотрудничества является взаимодействие в сфере мирного атома. Есть разные мнения по поводу целесообразности строительства АЭС в нашей стране. С одной стороны, в Казахстане имеется значительный потенциал для развития атомной энергетики. Страна занимает первое место в мире по объему добываемого природного урана, также имеется свое производство компонентов ядерного топлива и доступ к услугам по изотопному обогащению урана. На базе Ульбинского металлургического завода выпускается готовое ядерное топливо для атомных электрических станций Китая. С другой стороны, у многих граждан и экспертов есть опасения касательно безопасности атомных станций. И это понятно, учитывая трагическое наследие Семипалатинского испытательного полигона. Мы высоко ценим предложенную российской стороной помощь в строительстве АЭС на территории Казахстана. А окончательное решение по этому вопросу будет принято по итогам заявленного референдума.
В 2019 году я в своей предвыборной платформе заявил, что по наиболее важным стратегическим проблемам решения будут приниматься посредством референдумов. Отвечая на ваш вопрос касательно инвестиционного сотрудничества, хотел бы отметить, что валовый приток прямых инвестиций из России в Казахстан за последние 18 лет превысил 20 млрд долларов. В свою очередь казахстанские инвестиции в Россию составили порядка 6 млрд долларов. Такая динамика стала возможной в том числе благодаря промышленной кооперации, в рамках которой субъекты бизнеса двух стран реализуют 143 совместных проекта на сумму 33,5 миллиарда долларов. Успешно претворены в жизнь 30 знаковых проектов на сумму порядка 3,2 миллиарда долларов. В настоящее время в таких ключевых для экономики отраслях, как машиностроение, металлургия и химическая промышленность, реализуются 40 проектов на сумму 16,6 млрд долларов с созданием более 15 тысяч рабочих мест. Взаимодействие в этом направлении наглядно демонстрирует огромный потенциал развития казахстанско-российского сотрудничества". Западными странами введено беспрецедентное количество санкций, которые в том числе затрагивают транспортно-логистическую сферу. Тем не менее Россия и Казахстан успешно сотрудничают в этой области, например, развивая транспортный коридор "Север — Юг". Каковы ваши оценки перспектив такого взаимодействия?
Маршрут способен в корне изменить транспортную структуру, уровень кооперации и взаимодействия внутри огромной Евразии. Для развития коридора "Север — Юг" сторонами принимаются синхронные мероприятия по модернизации инфраструктуры, увеличению терминальных мощностей и подвижного состава, снятию административных барьеров и созданию благоприятных условий для перевозчиков. Укрепление транспортной взаимосвязанности Казахстана и России, в том числе посредством коридора "Север — Юг", непременно будет способствовать росту взаимной торговли и инвестиций. Сегодня именно транспорт и логистика выходят на первый план в международном сотрудничестве. По сути дела, в мире идет острая конкуренция за контроль над транспортными маршрутами, логистикой.
Эксперт перечислил особенно интересные, по его мнению, тезисы из интервью. Один из них - тема захвата аэропорта в Алматы. Токаев сказал о том, что боевики прибыли в город под видом гастарбайтеров. Этот рейс курсировал на протяжении всего декабря, а после 5 января он больше не прилетал. В данный момент все это — только предположения, основанные на открытых данных, но в целом они подтверждают официальную версию.
Что характерно — из захваченного аэропорта улетали еще и частные джеты, и они пропадали над Балхашом, то есть выключали приборы. Все это наводит на подозрения", - отметил эксперт. Другой важный факт связан с политическими реформами. Токаев заявил , что должно быть некое дистанцирование Президента от деятельности любых партий и движений. Поэтому, по его словам, возможно, уже к концу этого года, будет рассмотрен вопрос целесообразности его дальнейшего председательства в Nur Otan. Кроме того, Токаев сказал о том, что хочет видеть несколько сильных политических партий в Парламенте. Скорее всего, будет еще более серьезное послабление, связанное с регистрацией партий, так как предыдущее результата не дало. Возможно, весь следующий год мы будем видеть, как партийная система страны перезагружается", - сказал Никита Шаталов. Еще одним немаловажным тезисом он назвал обещание Президента не менять Конституцию, чтобы остаться президентом после двух положенных законом срока. Пока есть суперпрезидентские полномочия, у него есть все шансы в ручном режиме сильно обновить политическую систему", - сказал эксперт.
Никита Шаталов предполагает, что теперь Президент будет намного чаще появляться на публике, чтобы фиксировать свой курс на перемены и объявлять новые инициативы. И еще одно сравнение, которое напрашивается, — это Франция времен Помпиду, который был премьером при де Голле и после революции 1968 года стал президентом. За короткий срок он провел промышленную модернизацию страны и построил много новой инфраструктуры. И стилистически они с Токаевым были очень похожи", - считает Никита Шаталов. Громких заявлений не было. Было понятно, что основывается на конкретных цифрах, фактах. Импонирует, что конкретные и реальные задачи высказаны. Не было грез. Взвешенные оценки основаны на объективных фактах, доказательствах, есть конкретные аргументы", - считает Жанар Буканова. При этом Президент много апеллирует к ответственности самих граждан, что эксперт считает правильным.
Она делится с гражданами. У нас достаточно сильный неправительственный сектор.
Правительство просило предоставить ему самостоятельность и дополнительные полномочия — оно их получило. Но надо понимать, что и спрос теперь будет особый».
То есть от премьера, его замов и министров требуются стратегия и воля. Сейчас их, видимо, нет. Президент уже не раз поднимал этот вопрос, очевидно, надеясь, что правительство как-то начнет работать эффективнее. Но чуда пока не произошло, и, судя по всему, экономическое чудо будет воплощать в жизнь другая команда», - подытожил эксперт.
Другой политолог — Газиз Абишев — в свою очередь отметил, что в интервью Токаев вновь подтвердил многовекторный внешнеполитический курс, основанный на прагматичной защите национальных интересов. Президент отметил, что сам, будучи министром иностранных дел, принимал участие в разработке этого курса. В его основе лежит взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными партнерами и в первую очередь — с соседями. В частности, по словам Абишева, особый интерес представляют отношения с Россией, основным стратегическим партнером и союзником Казахстана, с которым нашу страну связывают свыше 300 договоров и соглашений.
Взаимные визиты, в том числе большой визит президента РФ Путина в Астану, подтвердили неизменно дружественный характер отношений между двумя странами. Токаев подчеркнул: Россия играет исключительно важную роль в мировой политике, обладая статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН и участвуя в формировании глобальной повестки. Учитывая положение дел на украино-российском фронте, ситуацию в соседней экономике, ситуацию в нашей экономике, степень готовности коллективного Запада — что было бы с Казахстаном, если бы он в порыве эмоций начал стучать кулаком по столу в защиту чужих национальных интересов? Все более важными становятся отношения с Китаем, подчеркнул Абишев.
Казахстан будет преследовать только свои интересы
Новости спорта на Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал эксклюзивное интервью Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Одной из маленьких (или не очень) сенсаций Петербургского экономического форума, несомненно, стало публичное выступление президента Казахстана Токаева. На 20-й минуте интервью Токаев утверждает: «Впервые за 30 лет ОДКБ каким-то образом проявила себя, направив ограниченный контингент в Казахстан. Об отношениях России и Казахстана, статусе русского языка на постсоветском пространстве и роли ООН — в эксклюзивном интервью Касым-Жомарта Токаева «Известиям».
Токаев дал интервью китайскому телеканалу
И это негативно скажется на экономике Казахстана. От союзничества с Россией Казахстан вроде как и не отказывается, но по словам Токаева, пришло время выстраивать отношения так, чтобы санкции Запада не ударили по экономике. Сейчас, в первую очередь, Казахстану необходимо решать свои внутренние проблемы. Вчера на форуме в Санкт-Петербурге президент Казахстана прямо и честно ответил на сложный вопрос Маргариты Симоньян. Российская журналистка спросила у казахского лидера о его взгляде на специальную операцию и что об этом говорят в самом Казахстане. По словам Токаева, общество в его стране открытое, поэтому высказываются разные мнения. Что касается лично его мнения, то два правила, заложенных в устав ООН, в настоящее время противоречат друг другу — это территориальная целостность государства и право нации на самоопределение. Также Токаев заявил, что Казахстан не будет признавать Луганск и Донецк. И это был действительно честный и откровенный ответ на вопрос журналистки.
Но, прежде всего, это нужно нам, его гражданам, чтобы Казахстан всегда был чистым и красивым. Это должно стать образом жизни. Это вопрос не только нашей столицы или крупных городов, он касается и малых городов, районов, сел. Весь Казахстан должен быть чистым. А это зависит от нас и от молодёжи. Я верю в нашу молодёжь", — сказал Глава государства. Касым-Жомарт Токаев отметил, что всем необходимо следовать принципу верховенства закона и порядка, а также призвал к решительной борьбе с вандализмом.
Как вы знаете, в текущем году мы отмечаем 10-летие подписания Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Дружба между народами Казахстана и России, конечно, имеет гораздо более длительную историю и уходит в глубину веков. Тем не менее заключенный в 2013 году межгосударственный договор очень символичен, поскольку подчеркивает устремленность казахстанско-российских отношений в будущее. Именно в таком русле я оцениваю сотрудничество между нашими странами — это добрососедство и союзничество, имеющие богатое прошлое и блестящее будущее. Повестка нашей предстоящей встречи с президентом России в Астане традиционно весьма обширна. Мы планируем обстоятельно обсудить вопросы двустороннего политического, торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества. Рассмотрим аспекты взаимодействия в рамках международных организаций и интеграционных структур. Обменяемся мнениями по текущему состоянию и перспективам развития международной ситуации. Отдельным пунктом программы станет наше участие в Форуме межрегионального сотрудничества. Это уникальный и очень эффективный формат, способствующий укреплению горизонтальных связей между регионами и предпринимателями двух стран. В текущем году мы проводим в казахстанском городе Костанае уже 19-й по счету форум. Тема мероприятия — сотрудничество в сфере сельского хозяйства. Уверен, что форум будет успешным и плодотворным, так же как и предстоящий визит президента России в Казахстан. Насколько этот проект важен для Вашей страны? Какие еще крупные экономические и инвестиционные проекты с Россией сейчас реализуются и какие — в ближайших планах? Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития взаимодействия в нефтегазовой сфере и в области мирного атома? Поэтому поставки российского "голубого топлива" отвечают интересам всех участвующих сторон. Запущенный 7 октября проект будет способствовать расширению и модернизации газотранспортной инфраструктуры Казахстана, укрепит региональную стабильность и энергетическую безопасность Центральной Азии, придаст мощный импульс промышленному развитию наших стран, улучшению бизнес-климата, повышению уровня жизни граждан. Мы заинтересованы в полноценном использовании своего транзитного потенциала и готовы к дальнейшему увеличению объемов транспортировки российского газа. Материал по теме 04:00, 08 ноября 2023 Так, 1 ноября на Международном газовом форуме было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве между Правительством Казахстана и "Газпромом", направленное на выработку и реализацию долгосрочных, с горизонтом до 15 лет, планов взаимовыгодного партнерства. Казахстан и Россия давно и успешно сотрудничают и в нефтяной сфере. В нашей стране успешно работают такие российские концерны, как "Лукойл" и "Татнефть". Кроме того, в 2022 году завершено строительство нефтехимического комплекса "Kazakhstan Petrochemical Industries KPI ", который войдет в десятку крупнейших производителей полипропилена в мире. В данном проекте участвует и российская компания "Сибур". Транспортировка нефти через территории обеих стран занимает значительную долю в наших топливно-энергетических комплексах. Аналогично российская нефть поставляется в КНР через территорию Казахстана. В период до 2033 года планируется осуществить транзит более 100 млн тонн российской нефти. Одним из ключевых направлений нашего энергетического сотрудничества является взаимодействие в сфере мирного атома. Есть разные мнения по поводу целесообразности строительства АЭС в нашей стране. С одной стороны, в Казахстане имеется значительный потенциал для развития атомной энергетики. Страна занимает первое место в мире по объему добываемого природного урана, также имеется свое производство компонентов ядерного топлива и доступ к услугам по изотопному обогащению урана. На базе Ульбинского металлургического завода выпускается готовое ядерное топливо для атомных электрических станций Китая. С другой стороны, у многих граждан и экспертов есть опасения касательно безопасности атомных станций. И это понятно, учитывая трагическое наследие Семипалатинского испытательного полигона. Мы высоко ценим предложенную российской стороной помощь в строительстве АЭС на территории Казахстана. А окончательное решение по этому вопросу будет принято по итогам заявленного референдума. В 2019 году я в своей предвыборной платформе заявил, что по наиболее важным стратегическим проблемам решения будут приниматься посредством референдумов. Отвечая на ваш вопрос касательно инвестиционного сотрудничества, хотел бы отметить, что валовый приток прямых инвестиций из России в Казахстан за последние 18 лет превысил 20 млрд долларов. В свою очередь казахстанские инвестиции в Россию составили порядка 6 млрд долларов.
Так ли это? Ничего подобного в современном Казахстане не существует. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного другого нормативного документа, по которому граждане могли бы преследоваться за свои политические взгляды. Наоборот, реформы укрепили систему защиты прав человека. Приняты законодательные поправки, усиливающие независимость судов. Расширены категории дел для судов присяжных. В стране полноценно функционирует институт Уполномоченного по правам человека, который получил конституционный статус. Последовательность и глубину реформ показывает тот факт, что в декабре прошлого года мною подписан уже второй Указ в области прав человека. Главная задача власти — неукоснительное обеспечение законности и порядка. Поэтому любое нарушение закона наказуемо. А политические взгляды и идеологические предпочтения людей к закону и правопорядку не имеют никакого отношения. Отдельные личности несмотря на предупреждения органов прокуратуры со странной настойчивостью нарушают закон, видимо, таким образом пытаясь получить широкую общественную известность. Другими словами, ставят себя выше закона. О каких политических преследованиях можно говорить в стране, в которой работает множество независимых СМИ, а политическая цензура не существует? Более того, после принятия нового закона о митингах, когда вместо разрешительного был введен уведомительный порядок, число мирных митингов в Казахстане увеличилось кратно. В своих выступлениях я неоднократно говорил, что все проблемы нужно решать цивилизованно, в конструктивном ключе — не криками и провокациями на площадях, а в рамках специально созданных диалоговых платформ и механизмов и, прежде всего, в стенах Парламента. Сейчас в Парламенте представлена самая широкая политическая палитра, отражающая взгляды всех основных слоев нашего общества. Законодательно закреплен институт парламентской оппозиции. Напомню, что в Мажилис по итогам последних выборов прошли шесть партий, три из которых впервые получили депутатские мандаты. При этом одна из парламентских партий изначально является оппозиционной. Многие зарубежные политики и эксперты, в том числе из стран Запада, выражают поддержку нашим демократическим реформам, отмечая их передовой характер. Действительно, в нашем геополитическом окружении мы единственная страна, которая провела такую масштабную демократическую трансформацию и добилась большого прогресса в деле защиты прав человека. Это правда? Убежден, произвольное внесение изменений в Конституцию, тем более по такому фундаментальному вопросу, уже невозможно. Конституционная реформа была осуществлена не для того, чтобы вносить произвольные изменения в Основной закон. Положение об однократном президентском сроке в Конституции неизменно. Эта норма является такой же незыблемой, как и нормы о независимости, унитарности, территориальной целостности и форме правления нашего государства. Раз мы коснулись этой темы, воспользуюсь случаем и раскрою некоторые подробности. Идею однократного семилетнего срока я высказывал в закрытых дискуссиях еще 15 лет назад. Тогда это предложение не поддержали. После избрания Президентом взвешивал все «за» и «против», много размышлял, как можно воплотить эту идею на практике. В 2022 году было реализовано несколько важных конституционных изменений, направленных на ликвидацию суперпрезидентских полномочий. И тогда же мною была предложена идея однократного семилетнего срока. Эта инициатива получила всенародную поддержку. Этим все сказано. В Послании 2023 года Вы провозгласили новый экономический курс Справедливого Казахстана и поставили цель удвоить объем национальной экономики к 2029 году, доведя его до 450 миллиардов долларов. Насколько реалистично при такой динамике достичь поставленной цели? Это самый значительный номинальный рост в Центральной Азии. Положительная динамика отмечается и по ВВП на душу населения, прогнозный показатель на 2023 год составил почти 13 тысяч долларов, годовой рост оценивается в 1,6 тысячи долларов. По прогнозу МВФ, к 2028 году данный показатель вырастет на треть — до 16,8 тысячи долларов. Правда, должен отметить, что для меня макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению, все же главное — это реальное благополучие граждан. Благоприятные прогнозы станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов к управлению экономикой. Я вижу два основных направления. Первое — это решение ряда точечных задач, способных стимулировать страновое развитие. К ним относится реализация крупных промышленных проектов. В сентябрьском Послании Правительству поручено определить перечень возможных крупных проектов и подготовить План инфраструктурного развития. Эти проекты прорабатываются, проводятся консультации с крупным бизнесом, институциональными инвесторами и экспертным сообществом. Нужно также решить важную задачу привлечения инвестиций, в том числе путем приватизации и возврата активов. Масштабные инвестиции способны «разогнать» экономику и сформировать новые точки роста. Поэтому моим Указом недавно создан Инвестиционный штаб, наделенный широкими полномочиями для улучшения инвестиционного климата и качественной реализации инвестиционных проектов. Второе направление включает в себя меры по реализации системных реформ, которые закрепят новые «правила игры» для всей экономики. Правительством по моему поручению разрабатывается новый Налоговый кодекс, призванный перезапустить взаимоотношения государства и бизнеса. Совершенствуя налоговую систему, очень важно отойти от исключительно фискального подхода. Нужен баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня доходной части бюджета. Большое значение имеет новый Бюджетный кодекс. Мы должны кардинально поменять отношение к бюджетным деньгам, поставив во главу угла рациональность, бережливость, актуальность их использования. Здесь серьезную роль призваны сыграть новые законы о государственных закупках и государственно-частном партнерстве. Эти документы позволят обеспечить прозрачность госзакупок и создать финансовую основу для развития экономики. Особое внимание следует уделить повышению эффективности квазигосударственного сектора. Меры по его модернизации уже определены, сейчас идет их практическая реализация. Отвечая на Ваш вопрос, хочу также отметить, что экономическая конъюнктура в мире, безусловно, влияет на нашу страну. Но любые сложности всегда открывают и новые возможности. Правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий. Важно, чтобы все меры по стимулированию экономического роста сопровождались структурными реформами, направленными на развитие предпринимательства и конкуренции, защиту частной собственности, обеспечение справедливости правосудия. При таком подходе мы добьемся всех поставленных целей, в том числе и по удвоению объема национальной экономики в намеченные сроки. В этой связи хотелось бы спросить, какие меры принимаются для решения данной проблемы? Одним из моих первых решений на посту Президента был Указ 2019 года о сокращении долговой нагрузки граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Тогда в качестве разовой акции были списаны беззалоговые кредиты 500 тысяч человек. Затем, в 2023 году, вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Это были важные шаги, снизившие остроту вопроса. В своем прошлогоднем Послании я поручил Правительству принять новые системные меры для кардинального исправления ситуации, которая в основном связана с низкой финансовой грамотностью граждан. С другой стороны, очевидно, что нужно ужесточать регулирование потребительского кредитования и деятельности коллекторских компаний. Кое-что в этом направлении уже сделано. К примеру, за последние годы в пять раз увеличены требования к банкам и микрофинансовым организациям по объему капитала потребительского кредитования. Введен запрет на получение новых займов при наличии просрочки по кредитам, а также запрет на начисление вознаграждения по всем кредитам после 90 дней просрочки. На постоянной основе проводятся проверки коллекторских агентств. Для защиты прав заемщиков разработаны поправки в законодательство о кредитовании, которые еще больше ужесточат требования к микрофинансовым организациям, коллекторским агентствам и банкам. Предлагается ограничить продажу кредитов коллекторам. Процедура урегулирования приобретенной задолженности станет обязанностью коллекторских компаний. Расширяются полномочия и банковского омбудсмена. Документ уже рассматривает Мажилис Парламента. Готов поддержать эти инициативы. Способно ли нынешнее Правительство, занятое множеством оперативных вопросов, решать задачи стратегические? Как Вы оцениваете эффективность работы Правительства в целом? И Казахстан здесь не исключение. Главный вопрос — оптимальное распределение ресурсов и эффективное планирование. Нынешний состав Правительства сформирован только весной прошлого года. Конституционная реформа и парламентские выборы «обнулили» мандат Парламента и Правительства. Согласно Конституции, Правительство сложило полномочия перед вновь избранным составом Мажилиса. Кандидатуру нового главы кабинета министров представила партия Amanat, занявшая большинство мест в Мажилисе. Не буду скрывать, партия сделала это, проведя консультации с Президентом. Экономический блок ее предвыборной платформы был сформирован на основе программы действующего Правительства. Полномочия Правительства значительно расширены. После сентябрьской реорганизации Администрация Президента сосредоточилась на стратегических направлениях социально-экономического развития страны и больше не занимается детальной опекой Правительства, отдельных министерств и ведомств. Теперь Администрация выступает как политический штаб, не вмешивающийся в работу исполнительной власти в режиме «ручного управления». Дублировавшиеся ранее функции переданы Правительству. Прерогатива принятия отраслевых решений также перешла на уровень Правительства и профильных органов. Повысилась бюджетная самостоятельность регионов. Одним словом, инструментов у Правительства хватает. С его стороны требуется продуманная стратегия действий и, конечно, воля для успешного решения поставленных задач. Правительство просило предоставить ему самостоятельность и дополнительные полномочия — оно их получило. Но надо понимать, что и спрос теперь будет особый. В экстренном порядке приходится заниматься ликвидацией аварий, поддерживать подачу тепла, энергии и воды в населенных пунктах по всему Казахстану. Почему сложилась такая ситуация? Все понимают, что текущие проблемы в этой отрасли возникли не за один день, а накапливались годами. Износ теплоцентралей и другого оборудования в регионах достигает 80 процентов. При этом инвестиции в коммунальное хозяйство все эти годы не соответствовали потребностям. Отрицательно влияют на ситуацию и некоторые информационные «сетевики», намеренно нагнетающие штатные ситуации на объектах электроэнергетики, называя положение с теплообеспечением «трагедией». Глубокая модернизация инженерной инфраструктуры по всей стране — это очень масштабная и сложная задача, но она постепенно решается. В весенне-летний период Правительство и акимы приняли меры для обеспечения качественной подготовки к отопительному сезону. Проведена работа на проблемных объектах, состояние которых было критическим. Сейчас задача-минимум — не допустить серьезных аварий и остановки теплоснабжения в домах.