Почти все чукчи живут в обычных домах с отоплением, а иногда и евроремонтом.
Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
RU Там, где нет ничего, кроме свободы Мы увидели несколько стоящих чумов, из которых шел дым: нас ждали и заранее развели костры, чтобы сделать чай. Кочевники предложили надеть традиционные ненецкие костюмы — термобелье не спасало от идущих со стороны Карского моря ветров. Одежда для ненцев — не просто часть культуры, ее действительно носят на повседневной основе. Оленьи шкуры греют гораздо лучше, чем любой современный пуховик. Ненецкая верхняя одежда для мужчин называется «малица», для женщин — «ягушка». Важной частью национальной одежды является пояс: к ним приделывают красивые фигурные пряжки. RU — Я однажды заблудился в тундре совсем один, шел пешком, — рассказывает оленевод, — была зима, метель, минус 60. Всё замело, не мог найти дорогу к чуму. Пришлось спать на земле, прямо на снегу. На мне была малица, она настолько теплая, что можно переночевать в ней зимой на улице — всё равно выживешь.
Со мной так и получилось. Было, конечно, холодно, но удалось пережить ночь. Стены в холодное время года покрывают оленьими шкурами. Летом кочевники располагаются прямо на земле, зимой пол утепляют деревянным настилом. За деревом кочуют в ближайшие поселения, иногда это больше 7 дней пути. Там же покупают всё необходимое: еду, которая не портится, чай и кофе, лекарства, батарейки. Почти в каждом чуме есть спутниковый телефон : по нему связываются с родственниками, вызывают вертолет санавиации, если нужна медицинская помощь. Кроме того, многие покупают солнечные батареи , поэтому могут пользоваться ноутбуками и телевизорами, которые подключают к спутниковым тарелкам. RU Ямальские оленеводы удивительным образом сочетают технологии и жизнь на лоне природы: они берут от современности именно то, что им нужно, чтобы повседневность стала комфортнее.
Умерших не закапывают в землю: без специальной техники пробить вечную мерзлоту невозможно. Покойников кладут в деревянные ящики, оставляя их стоять прямо в тундре.
Долгий перелет утомителен: затекают ноги, и сказывается смена часовых поясов. Когда в Москве 12:00, на Чукотке 21:00.
Биологические часы легче перестраиваются при возвращении на «материк», чем при возвращении в Певек. Моя мама иногда прилетает в Москву таким рейсом. Билеты покупает за 3—5 месяцев до поездки, но на цене это не отражается. Авиаперевозками внутри округа занимается Чукотавиа.
Через Якутию можно бесплатно провозить багаж весом 20 кг, а не 23 кг, как в остальных аэропортах. С Чукотки люди везут с собой оленину, местную рыбу и икру Бывает, что дату вылета переносят на 2 недели, и отпуск автоматически продлевается на тот же срок. Отмена рейса — уважительная причина для опоздания из отпуска. Средняя зарплата в Чукотском автономном округе в 2022 году Больше всех получают работники добывающей промышленности.
Старатели — это те, кто добывает золото, а артель — что-то вроде их кооператива. Месторождение Купол принадлежит канадской компании Kinross Gold, его работники получают больше, чем на Майском. Там работают в основном вахтами по 6 месяцев. Еще есть «Чукотская горно-геологическая компания» и «Северное золото».
Кроме того, работу предлагают аэропорт, ТЭЦ, автомобильная база, «Чукотская торговая компания» и гидрометеостанция. Можно найти работу и в других сферах, но зарплата будет небольшой. Просто приехать на Чукотку и найти высокооплачиваемую работу не получится.
Их гены свидетельствуют о том, что они имеют общие корни с другими этническими группами, такими как эскимосы и коренные народы Сибири. Это указывает на то, что чукчи появились в этом регионе уже давно и имеют древнюю историю. Однако, происхождение чукчей не ограничивается только генетическими исследованиями.
Археологические находки также играют важную роль в понимании истории этого народа. Недавние раскопки на территории Чукотки, где проживают чукчи, позволили обнаружить древние поселения и артефакты, свидетельствующие о наличии постоянной человеческой активности на этой земле уже более 10 000 лет назад. Это подтверждает теорию о том, что чукчи являются одной из самых старых этнических групп в этом регионе.
Попросил вырезать с куском носа и стал дальше на него ловить. Запасного крючка не было, а рыба клевала, в азарт вошёл». За окном плачут чайки, сопки спускаются к берегу бледно-голубого залива Лаврентия. Пейзаж пересекает череда покосившихся электрических столбов.
Владимир и Анна живут в многоэтажном доме на сваях, вбитых в вечную мерзлоту на окраине села Лаврентия, столицы Чукотского района. В семидесятых правительство решило «уплотнить» регион, построило здесь школу, больницу, ДК и несколько хрущёвок, в которые свезли чукчей и эскимосов из деревень, раскиданных по побережью Берингова пролива. Слушаем и разбираемся в песнях китов и дельфинов в выпуске подкаста «Звуки науки» Взлётно-посадочная полоса рассекает село с населением в тысячу двести человек ровно посередине. Дорога здесь — только до соседнего села Лорино, поэтому, за вычетом приходящего несколько раз за лето старенького теплохода «Капитан Сотников», аэродром — единственное средство сообщения с миром. Во время дождей облака не дают самолёту сесть, а размокшая грунтовая взлётка — подняться, и село на пару недель оказывается отрезанным от континента напрочь. По улицам бродят собаки самого разного вида, но все — с ясными голубыми глазами. Чистых чукчей здесь почти не осталось».
Дед Владимира — казак, отец его ближайшего помощника — ингуш. Оба считают себя чукчами, и не без оснований: язык глава общины знает лучше большинства соседей. Наконец, уазик тормозит возле большого ангара на берегу залива. Он принадлежит общине морских зверобоев «Дауркин», названной в честь первого чукотского картографа. В 1747 году, в разгар русско-чукотских войн, его семья попала в плен к русским. Отец бежал; мать, родственницу одного из чукотских вождей, сожгли заживо, а мальчика отправили в Анадырь. Там Дауркина крестили именем Николай, дали ему образование, и до конца жизни он верно служил российскому государству в качестве первопроходца и географа.
Чукчи встретили русских первопроходцев настолько ожесточённым сопротивлением, что в 1742 году Сенат издал указ «оных немирных чюкч искоренить вовсе». По разным подсчётам, в процессе исполнения указа российские войска уничтожили до трети коренного населения полуострова, но войну всё равно проиграли. В решающей битве чукчи убили главу карательной экспедиции — майора Павлуцкого, захватили полковое знамя и перешли в наступление. Империи пришлось договариваться. В обмен на мир и прекращение нападений на остроги колонистов чукотским вождям предложили дворянство и практически полное самоуправление — в состав империи чукчи вошли номинально, без уплаты ясака. Там, где оказались бессильны ружья и артиллерия, роковую роль сыграли сначала алкоголь, а в советское время — интернаты, куда насильно забирали детей малых народов Севера. В перестройку китобои фактически спасли тающее население полуострова.
Тогда магазины опустели по всей стране, но здесь это вылилось в настоящую гуманитарную катастрофу и полномасштабный голод. Без дотаций, без современного оружия и скоростных катеров китобои кололи морского зверя пиками со старых лодчонок и кормили людей. Владимир говорит о трудных временах просто: «Когда киту зимой нужно вдохнуть, он проламывает лёд». Но вымирание Чукотки, начавшееся в советское время, продолжается. Сегодня чукчей осталось около 16 тысяч, из них родным языком владеют менее трети — в основном старики. Речь не об ассимиляции, поскольку коренные жители Арктики не становятся русскими. Утратив язык и культуру, чукчи в посёлках спиваются и гибнут, особенно если не заняты оленеводством и не ходят за морским зверем.
У ангара китобоев из «Дауркина» тяжёлые железные ворота с двух сторон: одни обращены на село, другие открываются в море. У входа — тёмная комнатка, где пьют чай, чуть дальше — общая мастерская, где китобои точат гарпуны и ремонтируют снаряжение. Над столом Владимира висит большая фотография осетинских гор — напоминание о кавказских корнях. За мастерской — бобина с ржавой цепью и крюком, на котором катера спускают в море и вытаскивают обратно. В углу охотники бросают отрубленные головы нерп — пригодятся для отчёта. Морского зверя коренные народы Чукотки добывают по особым правительственным квотам. Продавать добытое мясо запрещено — только есть самим и делиться с односельчанами.
Сведения о добытых нерпах, моржах и китах вносятся в специальный документ, по которому государство выплачивает потом компенсацию за труд охотника. Большая часть правительственных квот приходится на нерп. Разве что зрачок сложно прожевать, — рассказывает Владимир. Пытается раскусить — не выходит. Выплёвывать не хочется. И давай делать отцу знаки, чтобы разрезал глаз прямо во рту». Под притолокой ангара висит вяленое китовое мясо.
Члены общины макают его в прокисший жир, заедают салом — вот и весь обед. Женщина неопределённого возраста заглядывает и со смущённой развязностью клянчит кусок китовой кожи. Охотники отмахиваются как от мухи. Она делает пару шагов назад, но не уходит, вертится рядом. Я интересуюсь, когда ближайшая охота на кита, но Владимир только усмехается: «Здесь так не планируют. Сегодня поздно, а завтра будет завтра. В море В ангаре готовят новенькие катера к первому спуску на воду.
Их предстоит доставить филиалам общины в других сёлах, раскиданных по берегу Чукотского полуострова. Владимир прикрикивает на работников, чтобы пошевеливались, и зовёт их лентяями. Подгонять не нужно только Рустама, сына инженера по промыслу. Его смуглое, вечно сосредоточенное лицо не оставляет сомнений: как и у Владимира, часть предков мальчика пришли сюда откуда-то с юго-запада. На вопросы он отвечает односложно и оживляется лишь при виде охотничьего или рыболовного снаряжения. Рустаму тринадцать, но он мало общается со сверстниками из посёлка. Он трудится у зверобоев и по первому зову бросается помогать каждому, кто попросит.
В свободное время мальчик приводит в порядок гарпун: строгает древко и точит металлический наконечник, застревающий в теле кита. По принципу действия он мало отличается от костяного предка, которым чукчи, по данным археологов, пользовались как минимум последние две тысячи лет. К наконечнику крепится верёвка с буем. Когда гарпун попадает в кита, тот ныряет, верёвка натягивается и разворачивает наконечник на 90 градусов. Когда кит выбивается из сил, его добивают из карабинов.
Современная жизнь чукчей (30 фото)
Но в отличие от ненцев и долган, проживающих в тундре, здесь перемещаться гораздо труднее. Высокие и непреступные горные хребты, лесотундра и большое количество горных рек требуют особого отношения и подхода к изготовлению оленьих нарт. Да и выходят из строя они гораздо чаще. Поэтому во — время продолжительных стоянок, всегда найдется чем заняться. Для перевозки детей в таких суровых условиях у чукчи есть специальные нарты — кибитки, теплые и удобные для долгих переходов между стоянками. Олени — для общины это все. Одним словом — вся жизнь. Все связано с ними, и вся жизнь проходит в тесном контакте с природой. На время стоянки, стадо пасется в некотором отдалении от стойбища.
Приходится немного поискать разбредшихся оленей. У пастухов главная забота, не допускать появления оленя — дикаря близ стада. А дикаря развелось очень много и он уже не пуглив, вынослив и способен без труда увести за собой домашнее стадо. Но есть один безотказный способ привлечь оленя к чужаку — покормить его солью. Действует безотказно и олени буквально выстраиваются в очередь, звеня своими колокольчиками, словно буренки на Северном Кавказе. Но в современном мире, даже малым коренным народам нужны деньги. Покупать топливо, продукты, технику и много чего еще. Поэтому экономика тут простая, ежегодный забой оленины и оптовая её продажа.
Таким образом, общественное устройство и управление чукчей не подвергалось изменениям. Чукчи не несли никаких натуральных земских повинностей. Царское правительство оставило за собой лишь право наблюдения за государственными границами на территории расселения чукчей и регламентацию торговли с ними. Участившиеся в начале XIX века случаи проникновения иностранных судов в русские воды северной части Тихого океана заставили правительство проявить большее внимание к Чукотке. Несмотря на то, что в 1834 году американским судам было запрещено заходить в русские внутренние моря и заливы, десятки китоловных судов плавали в Беринговом море и Северном Ледовитом океане, вели интенсивную торговлю с чукчами, эскимосами, коряками. В период крымской войны браконьерство, контрабандная торговля у берегов Чукотки еще усилились. В связи с этим стало заметно падать количество пушнины, поступавшей от чукчей на Анюйскую и другие ярмарки. Русским товарам, доставляемым за тысячи верст из центра России, было трудно конкурировать с товарами из портов западного побережья Америки.
Убытки несли не только русские купцы, но и ближние к русским чукчи, которые служили посредниками в торговле.
Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории. Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни.
Наш первый собеседник - режиссер-документалист, опытный зоотехник и знаток Чукотки Владимир Пуя. Зимой 2014 года он отправился работать на восточный берег Залива Креста — части Анадырского залива Берингова моря у южного берега Чукотского полуострова. Там, рядом с национальным селом Конергино, он снимал фильм о современных чукотских оленеводах, — в прошлом самых богатых, а сейчас почти забытых, но сохранивших традиции и культуру предков жителях Чукотского автономного округа. В Анадырь, а затем в национальные поселки можно долететь на самолете. Но потом из поселка добраться до конкретной оленеводческой бригады в нужное время очень сложно", — объясняет Пуя. Стойбища оленеводов постоянно перемещаются, причём на большие расстояния.
Сайт Владимира Кудрявцева
Чукчи, дети Ворона Как жили и во что верили представители самого таинственного 4. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Ведя преимущественно кочевой образ жизни, чукчи также могли в любой момент отступить и стать недоступными для врага. В селе Канчалан живут 500 человек. Почти все — представители коренного народа Чукотки. С раннего детства они приучены к оленеводству и рыбалке и работают в тундре даже в метель и сильный мороз. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах.
Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете?
Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам. Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. Где живут северные народы. Оленеводы ведут кочевой образ жизни, они постоянно переезжают с места на место, подыскивая пастбища для оленей.
Сколько чукчи живут на Чукотке на самом деле
Существовал целый ряд регулярных праздников осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир , родоначальнику чукчей и т. Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня , далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не было достоянием лишь специалистов-шаманов. Будущие шаманы, почувствовав своё призвание, переживали предварительный период своего рода невольного искуса, впадали в глубокую задумчивость, бродили без пищи или спали по целым суткам, пока не получали вдохновения. Некоторые даже умирали от этого кризиса; некоторые получали внушение о перемене своего пола , то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимали одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходили замуж, женились и т. Покойников либо сжигали, либо обёртывали пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивали себя сами или, по их просьбе, убивались близкими родственниками. Большинство чукчей к началу XX века было крещено в Русской православной церкви , однако до сих пор встречаются сторонники традиционных верований шаманизма. Фольклор[ править править код ] У чукчей имеется богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости.
Основные жанры чукотского фольклора : мифы , сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как, например, «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят? Пример последней: В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костёр и заварила чай [28]. Вышла девочка из полога, а бог поймал её и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается.
И видит — бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь?
Согласно документов, которые опубликовал Хабаровскстат, из 47,5 тысяч жителей Чукотки 25,5 тысяч — русские. На втором месте по численности представители коренного населения округа. Национальность "чукча", а также "лыгъоравэтлъан" или "чаучу" в анкетах указали 13 292 опрошенных. На третьем месте представители украинского народа. К соответствующей национальности причисляют себя 1 526 жителей самого восточного региона России. Среди коренных жителей Чукотки один из самых многочисленных народов — эскимосы.
Но в поселениях, расположенных севернее столицы, жители переживают и полярную ночь, и полярный день. Чукотку не назовешь солнечным регионом, но все же здесь больше ясных дней, чем в Санкт-Петербурге. Из-за близости к морю в Анадыре высокая влажность. Летом часто стоит туман, который рассеивается только к 13-14 часам дня. Здесь все время дует ветер, и зачастую холодный. Местные жители говорят, что Анадырь стоит на семи ветрах. Хотя находятся «моржи», которые переодеваются в шорты, как только выглядывает солнце. Жизнь в Анадыре. Некоторые используют балаклавы. А еще на Чукотке есть понятие "летняя шапка". Вопреки ожиданиям, северное сияние в Анадыре бывает нечасто. Для того, чтобы увидеть это явление всей красе, лучше ехать за полярный круг, на север. Потому что незачем. Нет железных дорог, а благоустроенные автодороги проложены только в пределах населенных пунктов. За вокзал в Анадыре туристы принимают здание казначейства.
Он таким образом избавляется от паразитов. Малюсков живущих на его коже и китовых вшей. Красная книга Чукотки это 89 видов, среди них: якутский снежный баран, белый медведь, овцебык и другие. Популяцию овцебыков удалось стабилизировать, в тоже время снежных баранов осталось всего 55 особей на всю Чукотку. Абсолютный чемпион по милоте - берингийский суслик, он же еврашка. Благодаря своей наглости и мимимишности он не боится людей и даже умудряется собирать с них дань в виде печенек. В отличие от заповедников, национальный парк Берингия свободно принимает туристов. Для нас в национальном парке построили сруб на Сенявинском кардоне, закупили быстроходные лодки и специальные костюмы для водных экскурсий. Рядом с кордоном оборудовали бассейн на горячем источнике. Сотрудники национального парка развивают новый подход к охране природы, когда интересы человека и диких животных и растений находятся в гармонии. Эскимосы, чукчи и традиции морской охоты. В краеведческом музее посёлка Провидения я узнал, что традиция промысла морского зверя насчитывает не меньше 4000 лет, а скорее всего больше. Первыми охотниками на китов и моржей стали эскимосы, сами они себя называют инуиты. Учёные точно не знают откуда пришли на территорию их предки. По одной из версий откуда-то с побережья Китая и Вьетнама. Осев на севере, они изобрели поворотный гарпун, байдару, каяк, непромокаемую одежду. На протяжении тысячелетий они совершенствовали свои навыки. Чукчи пришли на побережье Чукотки лишь в 13 веке. Это были оленеводческий племена с просторов Евразии. Самоназвание — луораветлат, «настоящие люди», но есть и другие. Придя на побережье, чукчи быстро переняли традиции морской охоты у эскимосов и уже ни в чем им не уступали. Более того, чукчи научили местных жителей строить яранги вместо традиционных замлянок. По информации на 2021 год на Чукотке проживает 12500 чукчей и 1500 эскимосов. При общем населении в 48 000 человек. По сравнению с 1989 годом, 164 800 человек, население уменьшилось более чем в три раза, в основном за счет отъезда некоренных жителей. В тоже время, численность чукч, эскимосов и других местных жителей оставалась практически одинаковой на протяжении последних 100 лет. Крупнейший национальный посёлок — село Лорино из 2000 населения 1500 чукч, его ещё называют столицей китового промысла России. Главный посёлок эскимосов — Новое Чаплино, там проживает 300 эскимосов. Они также поддерживают традиции морской охоты на кита, но в более скромных масштабах. Руководит китобойнной бригадой с 2009 года Оттой Алексей Анатольевич. Его заместитель Владимир Пина рассказывал мне, как в 90е годы прошлого века местные жители выживали только благодаря охоте на морских зверей. Владимир рассказывал, что в магазинах продавались только спички и соль, продукты если и привозили то распределяли их по талонам. Что бы как то прокормится люди стали восстанавливать традиции охоты по рассказам стариков. Гарпуны и другие орудия охоты делали из металлолома оставшегося от советской техники.
Как живут чукчи — оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.
Официальная страница Правительства Чукотского автономного округа. Эксклюзивные и оперативные новости от Губернатора и Правительства. Печальная судьба старинной усадьбы, где жил молодой Ленин. Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать. Почти все знают, что Чукотка — это на севере, там очень холодно и живут олени и чукчи.
Где живут чукчи и эскимосы?
В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Супруги живут в двухкомнатной квартире в селе Омолон, неподалеку содержат небольшой участок земли, где выращивают овощи и зелень.