стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Некоторые исследователи утверждают, что венчание на царство Ивана IV Грозного стало стартом для многих лет насилия и жестокости.
Литература
- Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях
- Венчание на царство Ивана IV Грозного
- Как короновали русских царей?
- Жены Ивана Грозного: трагическая судьба всех цариц
В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного
Иван IV сохранил титул Великого Князя, но именовал себя в первую очередь царем — как в дипломатических бумагах, так и в документах, связанных с внутренней политикой Российского государства. Иван IV и иерей Сильвестр во время московского пожара 1547 года Источник: runivers. Летом 1547 года в Москве произошло несколько крупных пожаров. Жители города винили в поджогах бояр и подняли бунт, во время которого убили дядю Ивана IV Юрия Глинского. Разгневанная толпа двинулась в село Воробьево, где находился царь. Решившись на переговоры с восставшими, Иван Васильевич смог уладить конфликт и обещал править в согласии со своими подданными. Символом его обещания стал первый Земский собор, названный «собором примирения». Получив народную поддержку и невиданную ранее самодержавную власть, Иван IV приступил к серьезным преобразованиям: принял новый Судебник, провел административную реформу, создал стрелецкое войско. В 1561 году Константинопольский патриарх прислал Ивану Грозному грамоту, в которой подтвердил титул царя на Руси и подробно изложил порядок священного действа — «Пространный чин». Впереди были годы кровопролития во время опричнины, разорительная Ливонская война, трагическая гибель наследника и последовавшая за ней смерть самого Ивана IV. А обряд венчания на царство остался: в 1584 году по византийскому порядку титул принял последний из правителей-Рюриковичей — Федор Иоаннович.
Ему впервые был присвоен скипетр — главный знак верховной власти. Успенский собор Московского кремля Источник: regnum. Здесь собраны материалы о различных периодах истории нашей страны и всеобщей истории, представлен цикл видео и аудиолекций от ведущих российских историков, собраны биографии выдающихся исторических личностей и многое другое.
И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране. По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами. На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл.
Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате. Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae.
С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог. Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух».
На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание. Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие. Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий.
Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти. В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела.
Власть от Бога Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успенском соборе. На венчании притствовали все духовенство, родственники и бояре, площадь перед собором была заполнена народом.
Митрополит торжественно возложил на Дмитрия символы власти: шапку Мономаха это было сделано впервые и оплечье бармы , затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключевский, помазал его миром, а дед Иван III благословил пятнадцатилетнего внука «на великое княжение Владимирское, Московское и Hовгородское». Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собора Дмитрия осыпали монетами. Дальнейшая судьба Дмитрия незавидна. Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Дмитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова; вышла из-под опалы и Софья. Участь помазанника Божия Дмитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Дмитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Дмитрия Великим князем. Почему он так поступил, не ясно.
Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях
А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного. В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством.
Литература
- Литература
- Глава XV ~ Проза (История)
- Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула
- Поиск на BarCaffe
Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного
Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_ стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году.
Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство
Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Московские цари и Российские императоры венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти, 1479). Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. В этот же день в 1547 году русский государь Иван IV, известный также как Иван Грозный, впервые венчался на царство. Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства.
Иван Васильевич, ставший Грозным
В списке РНБ. Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон. О1-512; 1-й пол. Стихирарь» , РНБ. Певческий сборник, писанный Логгином Шишеловым в Троице-Сергиевом мон-ре в сер.
Первый цикл составлен на память митр. Петра и содержит на «Господи, воззвах» 3 «ины стихиры» на подобен 2-го гласа «Киими похвальными венцы» «Кыми похвалеными венецы увяземо», «Кыми пророческими пении венчаемо», «Кыми духовеными пении воспоимо» - Л. Николаю Мирликийскому 6 дек. Богородицы во храм и весьма близко повторяющий ее форму, т.
Второй цикл стихир с именем И. До недавнего времени об атрибутивных пометах И. Леонидом Кавелиным Сведения о слав. Спириной, и сведения архим.
Леонида были подтверждены. Указания на авторство царя, имеющееся как перед стихирами на «Господи воззвах», так и перед стихирами на литии, в последнем случае должно быть отнесено не только к 1-й стихире «Отче преблаженне святителю Петре, аще и гробо твои молчите» 1-го гласа - Л. Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными...
Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ. Петру «Отче преблаженне... О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Славник «Денесе собори рустии...
По тексту, опубликованному Д. Лихачёвым , В. Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» Владимирской иконе и «Кыми похвальными...
В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И. При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным. За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе ГИМ.
Руди, пер. Алексеева, коммент. Алексеева, Т. Описание слав.
Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского: По ркп. ПДПИ; Т. Платонову: ученики, друзья и почитатели. Очерки по истории музыки в России.
Образцы древнерус. История рус. Тропарь и кондак на пренесение честным мощем кн. Михаилу Черниговскому, «творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российскаго»: К пробл.
Эпоха Ивана Грозного…: [Аннот. Воронова: Альбом из 2 грампластинок. Песнопения рус. Свердловск, 1991.
О значении идеи наследования «истинно православного христианского самодержавства» для развития духовного творчества рус. Выдающиеся рус. Челябинск, 2005. Малоизвестная певч.
Челябинск, 2006. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Однако портрет первого рус. В 60-х гг.
В композиции на юж. Насыщенная яркими конкретными деталями сцена не могла не восприниматься современниками как иллюстрация эпизода из «Повести о болезни и смерти вел. Василия III», описывающей трогательное прощание вел. Однако композиция не выходит за рамки канонического сюжета прощания христианина с семьей, а изображение отрока не индивидуализировано и не наделено знаками царственности.
Из материалов Стоглавого Собора 1551 известно, что И. Этот образ представлен в левом нижнем клейме на «Четырехчастной» иконе 1547-1551 из Благовещенского собора Московского Кремля: в нижнем регистре написаны святые в молении, перед ними - коленопреклоненные люди «живы суще», среди к-рых выделяется юноша в узорчатой шубе и шапке с меховой оторочкой. Исследователи предполагают, что т. При этом представленная фигура - обобщающий образ государя как одного из «земнородных», без конкретизации.
Болезнь царя Иоанна IV в 1553 г. Имеется больше оснований связывать с И. Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресв. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит древнюю: «Великiй князь Iаннъ Васiлiевичъ име велiю вр къ Преч с т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися».
Клеймо интерпретируется как моление И. Сорокатый В. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер.
Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец вел. Василий III, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню. Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания И. Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, напр.
Изображение паломничеств на р. Тихвинку вел. Василия III и И. Чуванова кон.
XVI - нач. Внимание к царскому костюму и регалиям характерно и для миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг. По сведениям Д. Ровинского, миниатюрный портрет И.
Черткова: «... В росписи 1561 г. Владимира Мономаха были изображены вел. Василий III и И.
Иконописный портрет. XIX - нач. Национальный музей Дании, Копенгаген По сведениям Ровинского, перечисленные изображения относятся к репрезентативному типу портретов рус. На ней изображено воинское шествие от горящего города к вратам Нового Иерусалима.
Войско возглавляет арх. Михаил, за ним следует всадник в доспехах и шлеме с алым стягом. В центре посреди войска представлена фигура в имп. Некоторые исследователи 20-80-х гг.
В лит-ре 90-х гг. Квливидзе, В. Сорокатый возобладала иная т. Константина Великого библиографию вопроса см.
Фрагмент композиции «Древо государей российских». Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря фреска снята со стены в 40-х гг. ГИМ Среди изображений И. Оплечный образ И.
По мнению Е. Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг. Белецкий датировал портрет И. В последнее время ученые М.
Красилин, А. Горматюк и др. На портрете у И. Особый тип средневек.
Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве 1689 , созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля 60-е гг. В росписи Новоспасского мон-ря свод галереи полностью отдан изображению древа государей. Княжеские и царские персоны заключены в овальные обрамления, образованные вьющимся побегом; И.
На нем царское платье с золотой каймой и поясом, украшенными драгоценными камнями, шуба на меховом подбое распахнута, круглая княжеская шапка с меховой оторочкой расписана крупными цветами. Несмотря на то что внимание мастеров сосредоточено на одежде и регалиях, они попытались индивидуализировать облик царя: у него сухощавое вытянутое лицо с подчеркнутыми скулами, маленькими глазами, тонким носом, густыми волосами и длинной бородой с проседью. Первый рус. По колористическому решению, типу и орнаменту одежд образ И.
Портрет из «Царского Титулярника». Матвеева как историко-генеалогический и дипломатический документ был составлен Царский Титулярник, или Большая государственная книга. Титулярник открывает традицию офиц. Иллюстрации к нему - поясные портреты рус.
Изображение И. В отличие от т. Портреты И. На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676-1682 гг.
Родословное дерево рус. Композиция повторялась позднее, напр. УИХМ К этой же традиции исторической персонографии относятся неск. Один из них сер.
Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных вымышленных портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях. В портрете И. На плечах И. Некоторые детали одежды горностаевый мех, зубчатый венец указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп.
Оба портрета датируются 2-й пол. Даен М. Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ.
Артель Ф. Серия рельефных инталий на зеленой сибир. Брюса нюрнбергским мастером И. Доршем ГЭ.
Еще один цикл портретных медалей рус. Иванова создан в 1768-1772 гг. Екатериной II. В 1774-1775 гг.
Шубин по заказу императрицы выполнил для Чесменского дворца под С. Еготова, с 1851 в залах нового музейного здания К. Тона; повторения в Петровском путевом дворце и в здании Сената в Кремле. В сравнении с портретами первых Рюриковичей, представленных в рыцарских доспехах и шлемах с перьями, портрет И.
Такое изображение свидетельствует о том, что личность И. Две серии бюстов рус. Шопена в С. Ростовой образ И.
Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Палехские мастера. В 1882 г. Филимонова было решено возобновить роспись Грановитой палаты Московского Кремля украшена стенописью в кон.
Следуя схемам и описаниям Ушакова, мастера создали портреты российских государей в стилистике живописи эпохи историзма. Монументальная фигура И. Димитрия Донского, вел. Лицо И.
На царе платье с каймой, расшитой жемчугом, и узорчатый плащ, скрепленный на груди овальной фибулой, на голове царский венец с 2 ярусами «городцов», отдаленно напоминающий Казанскую шапку; у И. Очевидно, палешане использовали в качестве образца портрет И. Фрагмент гравюры. Никитина из собрания Ф.
Юсупова, ГРМ; см. По указанию президента АХ А. Оленина акад. Уткин в 1832 г.
Сказания кн. Условные портреты И. Краткое ист. Российская история с 63 портретами вел.
Петра I» П. Пикара 1717, РНБ , «Вел. Голышева во Мстёре ГЛМ , и др. Образцом для мн.
Штенглином с оригинала И. Бельского в 1742 г. Ровинский указал 80 гравированных портретов И. Антокольского , с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т.
Гравюра из кн. Iohannis Basilidis... Так, Энтони Дженкинсон, представитель англ. Oртелия «Зрелище земного мира» Лондон, 1562; экз.
В верхнем левом углу карты помещено изображение И. Две гравюры из коллекции Ровинского дают представление о том, как оценивали личность рус. На заглавном листе редкой кн. С правой стороны от государя стоят 3 боярина, слева - клирики с книгами и четками, рядом с ними изображены иконы Божией Матери, Иисуса Христа и святителя в зап.
На гравюре из кн. Слева и справа от него царские палачи, один из которых отсекает преступнику голову, виселица, колесо и человек, посаженный на кол, толпы мужчин и женщин, приговоренных к смерти. Скульптор М. Еще один упоминаемый Ровинским «листок» с аналогичным портретом хранится в Австрийской национальной б-ке в Вене: И.
Ни один из прижизненных портретов И. Однако зап. Василия III с подписями, в которых изображенный именуется как И. Ровинский признает оригинальными 2 портрета.
Первый профильный поясной портрет гравирован на дереве Гансом Вейгелем в 1563 г. Экземпляр портрета, раскрашенный в манере старинных нем. Ioannis Basilidis magni Moscouae ducis vita Witebergae, 1585; экз. Изменения внесены в костюм: поверх кафтана надето расшитое цветами оплечье, нет золотой цепи; черты лица острее и соответствуют человеку более зрелого возраста.
Фотография Швейна. Ключевского и Н. Костомарова, создавших противоречивый и мрачный образ грозного самодержца. Эта историческая тема нашла отклик в литературе и творчестве ведущих мастеров живописи и скульптуры.
Одним из первых появилась картина В. Мосоловым выполнена серия гравюр. В 1871 г. Антокольский создал статую «Царь Иоанн Васильевич Грозный» бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон , за к-рую был удостоен звания академика: царь без регалий власти сидит на троне в мрачных раздумьях.
Автор создал драматический образ «мучителя и мученика», державшего в страхе гос-во. В 1875 г. В 1885 г. Известны произведения В.
ГМИР: Альбом. В 1897 г. Нестеров - автор композиции «Папские послы у Ивана Грозного» эскиз 1884 г. Маковский - «Смерть Ивана Грозного» ок.
Над образом И. Шустов, К. Лебедев, К. Вениг, П.
Плешанов, Н. Неврев, Г. Седов, И. Пелевин, К.
Вещилов и др. Глазунов, О. Гроссе, палехский мастер Н. Вакуров 1934, МПИ и др.
Герасимов по оригинальной методике воссоздал облик И.
Название произошло от древнерусского «държа» власть. Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Владимиру. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства. По одной версии — это венец творенья византийских ювелиров, по другой — родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей - она пришла с Ближнего Востока. В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, которая отказалась от крещения и причащения по православному.
Кроме того, новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти. Церемония венчания на царство подробно запечатлена в миниатюрах Царственной книги — последней части Лицевого иллюстрированного летописного свода, самого крупного летописного произведения средневековой Руси. Лицевой летописный свод был создан по повелению Ивана IV в 1560—1570-е гг. Уникальный памятник древнерусского книжного искусства, имеющий всемирное значение, состоит из около 10 тысячи листов, объединенных в десять томов, и украшен более чем 17 тысячами миниатюр. Первые три тома повествуют о событиях священной и всемирной истории, включая текст Библии, Троянскую историю, историю древнего Востока, древнего Рима и историю Византии, доводя повествование до X века.
В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг. В 1582—1583 гг.
Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях. Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг. Дочери умерли в детстве.
После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд».
Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы. Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими».
Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство». Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха».
При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г.
Кто был первым русским царем
Первый русский царь | Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. |
На Руси состоялось первое венчание на царство | А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем – потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский. |
16 января 1547 года на царство венчан великий князь Иван IV Васильевич - Русский Исполин | Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах. |
Правление Ивана 4 Грозного: 1533 - 1584 | Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. |
Православный взгляд. Царь Иван Грозный
В союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укреплять «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. Иван IV венчался на царство. Титул царя пришёл на Русь из Византии — там эта традиция сохранилась от Рима. Термин «царь» восходит к латинскому caesar. Имя знаменитого диктатора Римской империи Гая Юлия Цезаря 100—44 до н. По-видимому, сам византийский обряд венчания принесла на Русь Софья Палеолог — именно её супруг Иван III в 1498 году венчал своего внука как наследника. Но пока ещё не как царя — как «великого князя». Царский титул позволял правителю России занять существенно более выгодную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» приравнивался к королевскому, то есть занимал второе место после императорского.
Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права». Царь не испугался: он принял вызов бояр. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев. Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия. Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога - знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»... И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в «штыки». Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни. Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева - Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву».
Первый русский царь Первый русский царь В этой статье мы поговорим о временах царя и великого князя Ивана IV Васильевича, называемого «Грозным». Правда ли, что Иван Грозный был первым русским царем, или этот титул использовался на Руси до него? Каковы основные этапы жизненного пути Ивана Грозного? Какими свершениями запомнился потомкам этот русский царь? Давайте разбираться. Использование титула «царь» до Ивана Грозного Прежде чем термин «царь» происходящий от древнеримского «цезарь» стал в 1547 году официальным титулом правителя Московского государства, он прошел длительную эволюцию. Однако это не был официальный титул: это слово могло употребляться для прославления князя с использованием византийских образцов красноречия и для подчеркивания политического престижа умершего князя. Ярослав Мудрый - первый из русских правителей, которого иногда называли царем Ситуация изменилась в середине XIII века. После нашествия Батыя и установления зависимости русских княжеств от монголо-татар титул «царь» начал применяться к правителю Золотой Орды. В эти же самые годы Константинополь «Царьград» находился под властью крестоносцев, что на Руси было расценено как «погибель царства». Перенос царского титула на правителя Орды может свидетельствовать о том, что Орда заняла в русском общественном сознании пустующее место «царства». Восстановление Византийской империи в 1261 году привело к тому, что на Руси «царями» стали именовать сразу двух правителей: императора Византии и хана Золотой Орды. При этом русские князья почти перестают называться «царями» даже для их обозначения «высоким стилем». Положение начало меняться с конца XIV столетия, когда под предводительством великого князя московского и владимирского Дмитрия Ивановича «Донского» велась открытая борьба с властью Орды. В 1374-1382 гг. Дмитрий правил фактически совершенно независимо. Вероятно, именно по этой причине в «Слове о житии и преставлении» он именуется царем. Одновременно царем назывался природный Чингизид - хан Тохтамыш, тогда как не принадлежавший к династии Чингизидов узурпатор Мамай царем не считался. В отношении Тохтамыша Рогожский летописец и Симеоновская летопись высказываются более чем уважительно: «Князь же великий Дмитреи Ивановичь, то слышавъ, что сам цар идеть на него съ всею силою своею, не ста на бои противу его, ни подня рукы противу царя». Ордынский хан Тохтамыш, которого в Москве называли царем иллюстрация из Лицевого летописного свода В 1453 году османы взяли Константинополь, окончательно пало христианское православное «царство». С этого момента Великое княжество Московское стало считать себя единственным православным государством, представлявшим реальную силу, и решило наследовать место Византии в мире, то есть стать «царством». Уже в написанном в 1461-1462 гг. Однако на монеты этот титул не попал, и психологический барьер, из-за которого ордынский хан «сам царь» считался правителем более высокого ранга, чем кто-либо из русских князей, продолжал существовать даже в конце XV века при Иване III Васильевиче. По мере уменьшения зависимости от Орды царский титул стал все чаще применяться к московским великим князьям. Иван III под конец жизни начал систематически называть себя новым расширенным титулом «царь и государь всея Руси». Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III — Дмитрия Ивановича. Дмитрий Иванович Внук — первый, кого венчали на царство Наконец, в 1547 году произошло официальное венчание Ивана IV на царство, и этот титул окончательно утвердился в качестве официального, поэтому словами «первый русский царь» обычно называют именно Ивана Грозного.
Восьми лет царевна Анна Петровна уже сама писала письма матери. Анна была для своего времени образованной женщиной, говорила прекрасно по-французски, по-немецки, по-итальянски и по-шведски. Известно также, что Анна Петровна очень любила детей и отличалась привязанностью к своему племяннику Петру. Беллинсгаузена руководитель экспедиции и М. Лазарева совершили кругосветное путешествие. В 1820 г.
Как короновали русских царей?
В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного | При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл. |
Музеи Московского Кремля: ГЛАВНАЯ | Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством. |
В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного | АиФ Владимир | В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. |
Кто был первым русским царем
Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного.