Новости великий пост христианский

Если вы приняли решение поститься, то вспомните слова Василия Великого «Истинный пост есть устранение от злых дел». 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. В 2023 году православные христиане встретят Великий пост в конце февраля после Масленицы. И, таким образом, Великий Пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности, как сугубое время молитв не столько о себе даже, а молитв о тех людях в том мире, в котором мы живём и который мы надеемся привести ко Христу. Великий пост длится 7 недель и состоит из двух частей: святой Четыредесятницы (она длится сорок дней) и Страстной или Великой седмицы.

Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье

27 февраля у православных христиан начался Великий пост, который продлится до 15 апреля. Рассказываем в статье про Великий пост в 2023 году — когда он начинается и заканчивается, а также составили подробное описание того, что можно и нельзя есть и делать. Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста. 15 марта у православных христиан начался Великий пост. Лазарева суббота у православных христиан — это суббота перед Вербным воскресеньем, суббота шестой недели Великого поста.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Календарь питания в Великий пост по дням Самые строгие периоды Великого поста — первая и последняя Страстная неделя. В первый день поста принято полностью отказаться от еды, такое же правило для Страстной пятницы — это день, в который состоялся суд над Христом и его распятие. Также многие православные христиане отказываются от еды в Великую субботу, которая предшествует Воскресению Христову. В будние дни принято ограничиваться одним приемом пищи вечером, по субботам и воскресеньям можно есть два раза: в обед и вечером. Также по выходным разрешено пить вино, но не больше 200 мл, а людям с зависимостью от алкоголя употребление строго запрещено на протяжение всего поста. Важно понимать, что строгое соблюдение всех требований Великого поста обязательно только для священнослужителей, монахов и послушников. Если же вы ведете обычную жизнь и работаете пять дней в неделю, тем более если работа эта сопряжена с физическим трудом, полное воздержание от пищи или ее однократный прием могут быть просто опасными для здоровья. Поэтому всегда ориентируйтесь на свое состояние и потребности желудка — цель поста не в том, чтобы заморить голодом христиан и обеспечить их проблемами со здоровьем.

Великий пост для православных христиан про совершенствование и духовный рост, поэтому если у вас от голода начинает болеть живот и кружиться голова, не нужно ждать вечера и терпеть. Кому можно не поститься Разумеется, соблюдать пост можно только здоровым людям без хронических заболеваний и проблем. Поэтому если у вас анемия, диабет или заболевания ЖКТ, не стоит пускаться во все тяжкие и через силу соблюдать все предписания Великого поста. Также не советуют поститься детям до 14 лет, беременным и кормящим женщинам, пожилым людям. Если у вас есть особенности по здоровью, но все равно для вас важно соблюсти Великий пост, во-первых, посоветуйтесь со своим врачом, какие продукты вы можете безболезненно исключить из рациона. Также можете обратиться за советом к настоятелю церкви, в которую вы ходите. Даже если вы на период поста откажетесь от алкоголя, фастфуда, вечеринок и нецензурной лексики, проведете эти дни за чтением Библии и будете совершать пусть и маленькие, но добрые и искренние дела, это будет гораздо лучше, чем если вы просто будете изматывать организм голоданием.

Какие еще есть правила на время Великого поста Во время Великого поста особенно ценно помогать тем, кто в этом нуждается. Если позволяет финансовое положение — помогайте деньгами малоимущим, переводите пожертвования в фонды или оказывайте помощь адресно.

Себе внимай…» [12]. Все эти слова о вреде пространного общения, кажется, прямо обращены к участникам социальных сетей. Кто-то мне возразит, что посещает только те страницы, что посвящены христианству.

Увы, предостережения святых отцов вполне можно отнести и к этим виртуальным площадкам. Изречения безымянных старцев ярко свидетельствуют о вреде многих разговоров даже о добром: «Если часто открываются двери в комнате, из нее легко уходит тепло. Так и душа, если человек много говорит, хотя бы и доброго, теряет теплоту» [13]. Ибо от этого обыкновенно рождается много зла. Страсть лишнее говорить больше всех страстей незаметно и удобно вредит.

Часто, начав с Божественных слов, переходим к сквернословию, клятвам и всему злому» [14]. Так происходит и в интернете. Сколько споров, оскорблений, брани, еретических мыслей можно встретить даже на христианских страницах… Поневоле вспомнишь сетования свт. Григория Нисского, который описывал такие споры мирян с великой горечью: «…одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом.

Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах копейках , а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Справишься: готова ли баня? Поневоле задумаешься, возможно ли сохранить мир души и покаянный настрой, посещая социальные сети?

Поневоле взмолишься словами свт. Николая Сербского: «Господи мой, не удаляйся от меня, да не умрет душа моя от препирательства праздного. Молчание в присутствии Твоем взращивает душу мою; празднословие в разлуке с Тобой раздирает и превращает ее в лен истрепанный» [16]. А каким предостережением звучат для любителей, казалось бы, невинного удовольствия пообщаться в социальных сетях слова прп. Макария о том, что любая страсть, с которой не борется человек, препятствует спасению: «Что возлюбил человек в мире, то… овладевает им и не позволяет ему собраться с силами.

При этом все блюда должны быть простыми и без изысков. Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи.

Так и здесь, не стоит рисковать, чтобы невзначай не подорвать свое здоровье. Следует также помнить, что, несмотря на то, что значительное внимание уделяется пищевым ограничениям, пост не является диетой и это не лечебное голодание.

Смысл соблюдения поста - в его ограничительной составляющей, что имеет особое значение в контексте напряженной духовной работы православного человека над собой. Иначе нет никакого смысла в соблюдении пищевых ограничений. В последнее время все большее число православных россиян живут активной и осознанной церковной жизнью. Поэтому давайте расставим акценты на физической составляющей поста, а именно - правилах питания, которых необходимо придерживаться. Посоветуйтесь с врачом и священником Главное правило - из рациона исключаются все «скоромные» продукты, то есть продукты животного происхождения мясо, рыба, молоко и молочные продукты , в отдельные дни предписывается воздерживаться от употребления пищи, прошедшей термическую обработку, растительного масла, вина. Если говорить более подробно, то по пищевым ограничениям постные дни делятся на несколько «степеней строгости». Что разрешено? Хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты, орехи.

В данном случае разрешена термическая обработка в процессе приготовления блюд. Во время поста всего два таких дня. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Допускается также употребление рыбной икры, но не рыбы в Лазареву субботу. И еще. Согласно каноническим правилам поста в будние дни пища принимается один раз в день - в вечернее время. В субботу и воскресенье пища принимается дважды - в обеденное время и вечером. А вот теперь, внимание!

Соблюдать все эти правила стоит только после консультации с врачом и священником. Зачастую те, кто не имеет опыта, совершают ряд ошибок в питании, а тут требуется, так сказать, своя практика. Разнообразьте рацион Одна из основных ошибок постящихся — это резкое исключение животной пищи. А к Великому посту традиционно подходят постепенно, соблюдая ограничения в употреблении животной пищи не только каждую среду и пятницу на протяжении года исключая дни церковных праздников , но и в течение предваряющей сорокадневный пост Масленичной недели. Резкий переход к питанию по строгому канону Великого поста может привести к обострению хронических заболеваний, нарушению углеводного баланса в сторону гипогликемии, и тогда появятся слабость, потливость, головная боль, а нередко и обмороки. Следует также учесть и то, что внезапное изменение питания с переходом на постную пищу нередко влечет за собой постоянное чувство голода. А желание перекусить приводит к использованию доступных и готовых к употреблению продуктов. А те же чипсы, лапша быстрого приготовления, сухарики, карамельные конфеты и шоколад не могут считаться пищей, полезной для здоровья, что может привести к обострению инфекционных и аллергических заболеваний.

Следует, конечно, стремиться к разнообразию рациона, но с умом. Из овощей, например, сейчас доступны капуста белокочанная, цветная и брокколи, морковь, свекла, тыква, лук репчатый и порей, сельдерей, разнообразные фрукты, бобовые и крупы.

Навигатор Великого поста: не пропустите главное

Рассказываем о том, что можно и нельзя есть в пост и когда можно ограничиваться не только водой с хлебом. Главные правила поста Вы удивитесь, но священники постоянно повторяют, что строгая диета — не обязательная часть Великого поста как и купели в Крещение. Самое главное — это не обряды, а молитва и очищение духа. Кроме того, даже если вы и собрались перейти на ограниченное питание, прежде всего нужно проконсультироваться с врачом. Поститься не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, пациентам с заболеваниями ЖКТ, а также при диабете, онкологии и хронических заболеваниях. Одно из главных правил духовного очищения — молитва.

Что можно и что нельзя в Великий пост? Великий пост — строгий, не благословляется не только мясная и молочная как в нестрогие посты , но и рыбная пища за исключением праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Детям, пожилым, больным, беременным и кормящим пост смягчают о том, как это можно сделать, лучше посоветоваться со священником.

Россияне, осведомленные о Великом посте, по-разному проводят это время. Православные россияне во время Великого поста чаще прибегают ко всем перечисленным способам самоограничений и духовно-религиозных действий. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Есть можно только раз в день, вечером. Но по субботам и воскресеньям разрешается употребление пищи два раза в день, в обед и вечером. В понедельник, среду и пятницу нужно употреблять еду в холодном виде, без растительного масла. По вторникам и пятницам разрешается горячая пища без масла. По субботам и воскресеньям разрешается добавлять растительное масло в пищу, также разрешается употреблять виноградное вино кроме субботы Страстной седмицы. В страстную Пятницу это последняя пятница Великого поста рекомендуется не есть вообще. В субботу многие соблюдающие пост тоже воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи. Продукты, которые можно есть во время Великого поста: хлеб черный, злаковые хлебцы; крупы овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшеничная, ячневая ; соленые и маринованные овощи, варенье из ягод и фруктов; грибы различного приготовления;.

Библия как учебник

  • Библия как учебник
  • С чего нужно начать Великий пост
  • Главное за день
  • Главные правила поста

Главные правила поста

  • Что такое пост?
  • Навигатор Великого поста: не пропустите главное
  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
  • Великий пост начался у православных христиан
  • Статьи Балаково.
  • Великий пост — 2024: когда начало, в чем суть и что запрещено | 360°

Оптина пустынь

Новости от 18.03.2024 09:56 Фото: АПН. У православных Казахстана 18 марта начался Великий пост. В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая. Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. Рассказываем, как долго постились первые христиане и чем православный пост отличается от католического.

Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста

18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. «Приходит пост Великий, которому прилично более всего благоразумное молчание»[6]. 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов. праздником Пасхи Христовой.

Великая суббота: важные традиции и запреты

  • Читайте также
  • Священник Виталий Зорин рассказал, каков плод Великого поста - Столица58
  • Великий пост 2024: когда начинается, суть, что можно и нельзя есть, календарь питания по дням
  • Наука сохранять здоровье. Гастроэнтеролог – о пользе православных постов
  • Великий пост в 2024 году | Предание.ру - православный портал
  • Великий пост и Пасха 2023: когда начинаются, главные традиции и правила питания -

Великий пост и Пасха 2023: когда начинаются, главные традиции и правила питания

Великий пост Главный многодневный пост у православных христиан установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне.
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году Великий пост, который начался сегодня у православных христиан, будет продолжаться до 18 апреля.
Великий пост: история, смысл и ответы на главные вопросы Великий пост в 2024 году начинается 18 марта – 4 мая.

Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть

Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. Великий пост в 2024 году начинается 18 марта – 4 мая. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Великий пост делится на четыре периода и продолжается он 48 дней: – первые 40 дней – Четыредесятница.

Священник Виталий Зорин рассказал, каков плод Великого поста

Поститься не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, пациентам с заболеваниями ЖКТ, а также при диабете, онкологии и хронических заболеваниях. Одно из главных правил духовного очищения — молитва. Важно посещать храм, помнить о покаянии, следить за собой, совершать как можно больше добрых дел, уделять время близким, помогать малоимущим, одиноким и нуждающимся. И очень важно говорить больше приятных слов от чистого сердца. Как готовиться к посту Ограничение привычного рациона во время Великого поста может обернуться большим стрессом для организма, поэтому готовиться к такому стоит заранее.

Для этого за две недели до поста нужно начать сокращать в рационе долю мяса и других продуктов животного происхождения, каждый день увеличивать долю растительной пищи запасайтесь белком , а за неделю до поста — проститься с кисломолочными продуктами.

И первый из них - нужно научиться молиться. Прибавлять к тому, что имеем, еще что-то.

Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву. Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтирь, или главу из Евангелия. Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем еще хотя бы один день в будни.

Учимся бороться с грехами. Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить. Например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь.

Или обсуждать с близким другом подругой третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова. Ну, или держать старую обиду на родственника начальника, учительницу, соседа и т.

Как это победить? Ежедневно молиться за него. Учимся покаянию.

Выбираем из списка грехов самые тайные — те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник — человек опытный, он наверняка посоветует то, что надо.

Учимся творить добрые дела. Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т.

Если этого не было, то осознать, что день прожил зря. Учимся радоваться. Красоте Божиего мира.

Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины.

Короче, всему тому, что нас приближает к Богу. Протоиерей все объясняет достаточно доступно, главное же — это начать, пусть и с малого. Ну и, наконец, стоит сказать о том, что в современном мире пост, как и другие церковные установления, может потерять смысл или стать бесполезным.

По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков.

Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался.

Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом.

Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения.

Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров.

Великий пост

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. В 2024 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится в субботу, 4 мая. Вторая неделя Великого поста: Русская православная церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Если вы приняли решение поститься, то вспомните слова Василия Великого «Истинный пост есть устранение от злых дел».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий