298! Преподаватели и обучающиеся об Институте наук о ЗемлеПодробнее. Международная научная конференция «Современные процессы глобализации и регионализации: к новой пространственной организации общества», 10-11.11.2023 г. СПбГУ, Институт наук о Земле, СПбКонференция. Группа сотрудников молодого Института наук о земле Санкт-Петербургского государственного университета добивается восстановления самостоятельности географического направления. — Владислав Владимирович Гуржий, доктор геолого-минералогических наук, доцент кафедры кристаллографии, председатель научной комиссии Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета. GISS проводится Студенческим научным обществом Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета.
Новости СПбГУ: Вручение дипломов выпускникам Института наук о Земле
Академия талантов совместно с Институтом наук о Земле СПбГУ завершила профильную программу «География. Ведущий центр образования и науки в области геологии, географии, гидрометеорологии, экологии и природопользования на Юге России. Ребятам преподают сотрудники Института наук о Земле СПбГУ, Горного, ВСЕГЕИ и других научно-вузовских центров. СПбГУ, Институт наук о Земле, кафедра почвоведения и экологии почв.
Ученый совет СПбГУ принял решение о создании Института истории
Например, печально известный Соколов был на истфаке единственным франкофоном — преподавателем, свободно говорящим и пишущим по-французски. Теперь он за решеткой — и людей, способных свободно общаться с франкоязычными коллегами, у нас не осталось, — рассказывает собеседник «Ридуса». Бывают ситуации и хуже: не так давно вынужден был уйти на пенсию Алексей Егоров , ведущий в России исследователь Древнего Рима — и теперь специалистов по Риму на кафедре античности просто нет. А странных и даже возмутительных распоряжений хватает. Тотальная оптимизация Одной из первых «структурных» реформ новой университетской власти стало упразднение в СПбГУ вечернего и заочного отделений, а также второго высшего образования. Так люди, работающие полный рабочий день, и жители других городов потеряли доступ к уникальным университетским учебным программам. Свое решение ректор объяснял тем, что, мол, эти формы обучения — наследие прошлого, что «мы готовим элиту, а элиту на вечернем отделении не выучишь». Но, возможно, основной мотив был проще и приземленнее: экономия. Особенно удачно такая идея смотрится в контексте того, что в некоторых международных рейтингах вузов большую роль играет отношение количества преподавателей к количеству студентов. В общем, мы теперь будем меньше работать за те же деньги, не правда ли, чудесная перспектива?
Следом за вечерним и заочным отделениями отправился институт соискательства: упрощенный путь защиты диссертации, нечто вроде заочной аспирантуры. Их Кропачев начал сливать: например, геологический и географический факультет превратились в единый Институт наук о Земле. Слияния сопровождались сокращением преподавательского состава. Угроза нависла и над истфаком: его ректор решил слить с философским факультетом. Декан Даудов поддержал это решение, ученые советы обоих факультетов послушно проголосовали «за» — но тут неожиданно возмутились студенты. К протестам подключились и несколько известных преподавателей. В результате руководство отказалось от этой идеи, ограничившись преобразованием истфака в Институт Истории. Последняя «оптимизирующая» инициатива Кропачева поразила университет этим летом; на этот раз оптимизация касалась отдельных учебных курсов. В апреле 2019 года первая проректор СПбГУ Марина Лаврикова подписала приказ, согласно которому, для открытия спецкурса по выбору требуется не менее 10 записавшихся на него студентов.
Приказ, как писала « Новая газета », не обсуждался ни с учебно-методическими комиссиями, ни со студсоветом, что было объяснено его «техническим характером». И студенты, и преподаватели пришли в ужас. И толпа специалистов по древнеримским надписям стране не требуется, достаточно одного-двух. Но эти один или двое незаменимы: без людей, умеющих читать оригинальные тексты, рухнет вся наука о Древнем Риме. Так или иначе, новый приказ бил по всем будущим специалистам, от историков до химиков и геологов. Снова восстали и студенты, и преподаватели; против реформы было собрано 3300 подписей. Они добились своего: уничтожение спецкурсов приостановлено.
За всю многолетнюю историю существования двух факультетов постоянно находились точки пересечения и в обучении студентов и в тематике научных исследований Деятельность сотрудников новой структуры университета охватывает практически все области наук о Земле: от глобальной эволюции нашей планеты до изучения земного вещества на атомно-молекулярном уровне, от базовых принципов картографии и землеустройства до сложнейших технологий поиска полезных ископаемых, от океанологии и климатологии до важнейших проблем экологии и устойчивого развития.
Ученый совет СПбГУ также провел выборы заведующих кафедрами и конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. Отметим, что преобразование носит условный характер и связано исключительно с решением денежных вопросов: после реформ ректора Николая Кропачева факультеты потеряли самостоятельность, все решения относительно финансов принимали проректоры, курирующие несколько направлений, пишет «Фонтанка. Создание института же дает подразделению самостоятельность.
Исследовательские проекты, выполняемые под руководством высококлассных специалистов, являются хорошим заделом для дальнейшего пути в самых разных областях знания высокотехнологичная медицина, управление процессами, экономика, биоинформатика. Углубленная подготовка в области математики и информатики позволит получить серьезный задел для успешного участия в различных статусных олимпиадах и конкурсах. Набор специальных курсов и факультативных занятий формирует особый ход креативного мышления с серьезным упором на логическое решение разнообразных профессиональных задач, встающих перед школьниками в процессе интеллектуальной деятельности. Совместно с компаниями-партнерами СПбГУ планируется проведение летней школы по информатике, в рамках которой обучающиеся знакомятся с прикладными аспектами профессии. На углубленном уровне изучаются алгебра, математический анализ, геометрия, физика, информатика и иностранный язык. В летний период предусмотрены практическая деятельность в математике, физике и информатике, а также выполнение индивидуального проекта с последующей его защитой. Химия - 10 класс Программа предполагает расширенное и углубленное изучение биологии и химии порядка 7—8 часов в неделю на предмет.
ГУЗ принял участие в юбилейных мероприятиях Петербургского аграрного университета
Новости СПбГУ: Вручение дипломов выпускникам Института наук о Земле | Подборка из 8 видео | Институт наук о Земле Санкт-Петербургский государственный университет обеспечивает образовательную платформу, где вы можете проявить свой потенциал и обрести новые знания. |
В Санкт-Петербургском горном университете открыта новая лаборатория | Институт наук о Земле СПбГУ создан с 1 февраля 2014 года. |
Выездное заседание Бюро Отделения наук о Земле Российской академии наук
Евразийский международный университет построит в Ломоносове кампус почти за 50 млрд | Главная О ВУЗе Новости Наука и практика ГУЗ принял участие в юбилейных мероприятиях Петербургского аграрного университета. |
Поступление в Академическую гимназию 2024 | Ректор Племяшов Кирилл Владимирович, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент РАН выступил с докладом «Современные биотехнологические приемы в развитии племенного животноводства». |
Организации: Институт наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета, Россия | Как пояснил заместитель научного руководителя проблемной лаборатории «Наука о Земле» Евгений Грохотов, основной задачей моделирования является создание цифровых двойников геологических объектов. |
Новости СПбГУ: Вручение дипломов выпускникам Института наук о Земле | В мероприятии приняли участие студенты и преподаватели СЗИУ РАНХиГС и СПбГУ, а также представители общественности и законодательного собрания. |
💥 Похожие видео
- Институт земли
- Контакты факультета:
- Конференция для старшеклассников 2024_Подведение итогов
- ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
- Институт наук о Земле СПбГУ отмечает столетие со дня создания
Новости СПбГУ: Вручение дипломов выпускникам Института наук о Земле 📽️ Топ-8 видео
СПбГУ презентовал геополитическую обсерваторию G.O.R.K.I., которая будет изучать проблемы экономического развития. GISS проводится Студенческим научным обществом Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета. Именно поэтому ему и удалось обновить кафедру экономической и социальной географии», — рассказал директор Института наук о Земле СПбГУ, вице-президент Русского географического общества профессор Кирилл Чистяков. Институт наук о Земле СПбГУ. 2 года. 5 бюджетных мест. Почвоведение. Магистратура (35.04.03). С петербургским университетом подобное случилось в ноябре месяце, когда доцент Института Истории (бывшего истфака) СПбГУ, известный ученый и популяризатор исторической науки Олег Соколов был схвачен полицией за попыткой избавиться от трупа собственной.
Программы подготовки и проходные баллы (Институт наук о Земле)
Он постоянно сопровождает различные медные руды, являясь продуктом их выветривания. В настоящее время основным источником малахита для ювелирных и отделочных работ является Демократическая Республика Конго. Характерной особенностью африканского малахита являются более крупные, по сравнению с уральским, правильные концентрические кольца с более контрастным чередованием светлых и тёмных зон. Дело в том, что в старину на Урале среди добытчиков камня ходили легенды о том, что в горах действительно есть девушка в малахитовом платье, перед красотой которой никто не в состоянии устоять. В древнем Египте малахит очень ценили. Знать использовала камень в качестве теней для век.
Жрецы использовали малахитовые обереги в ритуалах. Из малахита вырезали печати, амулеты и прекрасные украшения. В античности и эпоху Возрождения малахит был распространенным детским амулетом, который вешали на шею.
Слияния сопровождались сокращением преподавательского состава. Угроза нависла и над истфаком: его ректор решил слить с философским факультетом. Декан Даудов поддержал это решение, ученые советы обоих факультетов послушно проголосовали «за» — но тут неожиданно возмутились студенты. К протестам подключились и несколько известных преподавателей. В результате руководство отказалось от этой идеи, ограничившись преобразованием истфака в Институт Истории. Последняя «оптимизирующая» инициатива Кропачева поразила университет этим летом; на этот раз оптимизация касалась отдельных учебных курсов. В апреле 2019 года первая проректор СПбГУ Марина Лаврикова подписала приказ, согласно которому, для открытия спецкурса по выбору требуется не менее 10 записавшихся на него студентов.
Приказ, как писала « Новая газета », не обсуждался ни с учебно-методическими комиссиями, ни со студсоветом, что было объяснено его «техническим характером». И студенты, и преподаватели пришли в ужас. И толпа специалистов по древнеримским надписям стране не требуется, достаточно одного-двух. Но эти один или двое незаменимы: без людей, умеющих читать оригинальные тексты, рухнет вся наука о Древнем Риме. Так или иначе, новый приказ бил по всем будущим специалистам, от историков до химиков и геологов. Снова восстали и студенты, и преподаватели; против реформы было собрано 3300 подписей. Они добились своего: уничтожение спецкурсов приостановлено. Но надолго ли? Мои собеседники поминали недобрым словом «наукометрию» — бич современной системы образования, формальную оценку эффективности ученого по количеству и цитируемости публикаций, которая в Институте Истории СПбГУ приобрела карикатурные формы. Заслуженные преподаватели, ведущие специалисты в своих областях вынуждены уходить или пускаться на разные ухищрения, поскольку предпочитают писать книги, а не статьи, или исследуют непопулярные, малоцитируемые темы.
Говорили и об активном внедрении «болонской системы», сомнения в целесообразности которой сейчас звучат на самом высоком уровне. Однако, чтобы рассказать обо всех проблемах СПбГУ, потребовалась бы статья впятеро длиннее этой. Прославленные ученые, главы научных школ уходят, не имея сил участвовать в гонке за публикациями. Их ученики также не остаются в СПбГУ. На их место приходят посторонние, порой случайные люди». Такими выходками отличаются всего несколько преподавателей, и прекратить это очень легко: достаточно декану вызвать их к себе и ясно дать понять, что неэтичное поведение на факультете нетерпимо». Но университет штормит, все мы живем от реформы до реформы, опасаясь в любой момент потерять большую часть заработка или быть уволенным — и на такие «мелочи» никто не обращает внимания. Как не обращали внимания и на эксцентричное поведение и неуравновешенность Соколова, пока это не закончилось трагедией, — говорит собеседник «Ридуса». В искаженном зеркале желтой прессы университет предстает каким-то сомнительным заведением, польза от которого непонятна, а вред очевиден».
В этом году формат мероприятия следующий: научное, актуальное не только для первокурсников. Практики сгруппированы не направлениям, а по курсам прохождения. Что требуется от выступающих: представить доклад научно-популярного характера о практиках и экспедициях, прошедших в 2023 году. Материал должен включать в себя следующие аспекты: 1. Цель и задачи практики; 2.
Одноклассники Санкт-Петербургский государственный университет отметил столетие создания Института наук о Земле. На торжественное заседание по поводу юбилея в главном корпусе университета собрались ученые, полярники, преподаватели и студенты, сообщает телеканал «Санкт-Петербург». Институт наук о Земле - первое в России учреждение, с которого началось географическое образование страны.
Санкт-Петербургский государственный университет
- Новости СПбГУ: Вручение дипломов выпускникам Института наук о Земле - YouTube
- Институт наук о Земле СПбГУ 2024, проходной балл, стоимость обучения, официальный сайт
- Нездоровая атмосфера: что скрывается в недрах СПбГУ
- Институт наук о Земле в СПбГУ
- Добро пожаловать!
Институт наук о Земле
Академическая гимназия при СПбГУ - Официальный сайт | Ярослава Шагина. Видео Новости СПбГУ: Вручение дипломов выпускникам Института наук о Земле автора МОСТ СПбГУ. |
Институт наук о Земле | Инженер-исследователь Института наук о Земле СПбГУ кандидат физико-математических наук Арсений Шлыков: Созданный нами алгоритм — это очередной небольшой шаг к улучшению точности геофизических исследований земли. |
Поступление в Академическую гимназию 2024
Место проведения Институт наук о Земле СПбГУ, г. Санкт-Петербург. Сроки проведения 5 — 7 апреля 2024 года. Петербургского городского отделения РГО, доктор географических наук, заслуженный географ РФ. Петербургского городского отделения РГО, доктор географических наук, заслуженный географ РФ. 8 июля дипломы о завершении разных этапов образования в Санкт-Петербургском государственном университете получили выпускники Института наук о Земле.
Новости СПбГУ: 100 лет Институту наук о Земле
Увольнения «неудобных» и «несогласных», вместе с тем, что многие недовольные уходят сами, привели к текучке кадров и нехватке специалистов. Например, печально известный Соколов был на истфаке единственным франкофоном — преподавателем, свободно говорящим и пишущим по-французски. Теперь он за решеткой — и людей, способных свободно общаться с франкоязычными коллегами, у нас не осталось, — рассказывает собеседник «Ридуса». Бывают ситуации и хуже: не так давно вынужден был уйти на пенсию Алексей Егоров , ведущий в России исследователь Древнего Рима — и теперь специалистов по Риму на кафедре античности просто нет. А странных и даже возмутительных распоряжений хватает. Тотальная оптимизация Одной из первых «структурных» реформ новой университетской власти стало упразднение в СПбГУ вечернего и заочного отделений, а также второго высшего образования. Так люди, работающие полный рабочий день, и жители других городов потеряли доступ к уникальным университетским учебным программам. Свое решение ректор объяснял тем, что, мол, эти формы обучения — наследие прошлого, что «мы готовим элиту, а элиту на вечернем отделении не выучишь».
Но, возможно, основной мотив был проще и приземленнее: экономия. Особенно удачно такая идея смотрится в контексте того, что в некоторых международных рейтингах вузов большую роль играет отношение количества преподавателей к количеству студентов. В общем, мы теперь будем меньше работать за те же деньги, не правда ли, чудесная перспектива? Следом за вечерним и заочным отделениями отправился институт соискательства: упрощенный путь защиты диссертации, нечто вроде заочной аспирантуры. Их Кропачев начал сливать: например, геологический и географический факультет превратились в единый Институт наук о Земле. Слияния сопровождались сокращением преподавательского состава. Угроза нависла и над истфаком: его ректор решил слить с философским факультетом.
Декан Даудов поддержал это решение, ученые советы обоих факультетов послушно проголосовали «за» — но тут неожиданно возмутились студенты. К протестам подключились и несколько известных преподавателей. В результате руководство отказалось от этой идеи, ограничившись преобразованием истфака в Институт Истории. Последняя «оптимизирующая» инициатива Кропачева поразила университет этим летом; на этот раз оптимизация касалась отдельных учебных курсов. В апреле 2019 года первая проректор СПбГУ Марина Лаврикова подписала приказ, согласно которому, для открытия спецкурса по выбору требуется не менее 10 записавшихся на него студентов. Приказ, как писала « Новая газета », не обсуждался ни с учебно-методическими комиссиями, ни со студсоветом, что было объяснено его «техническим характером». И студенты, и преподаватели пришли в ужас.
И толпа специалистов по древнеримским надписям стране не требуется, достаточно одного-двух. Но эти один или двое незаменимы: без людей, умеющих читать оригинальные тексты, рухнет вся наука о Древнем Риме. Так или иначе, новый приказ бил по всем будущим специалистам, от историков до химиков и геологов. Снова восстали и студенты, и преподаватели; против реформы было собрано 3300 подписей.
И что самое главное, страдают «фундаментальные и прикладные научные школы географии и геологии в СПбГУ». В сравнении с общим числом сотрудников 50 подписавшихся под письмом — это немного. Об атмосфере страха в институте и небывалых полномочиях директора на ученом совете говорил профессор кафедры геоэкологии и природопользования Анатолий Опекунов. В кабинете Максима Резника лежат еще восемь писем от «несогласных». В них преподаватели утверждают: им угрожали увольнением, требуя отозвать подписи.
После того как депутат публично рассказал об этом, угрозы, как говорят на факультете, прекратились. Сергей Аплонов назвал вмешательство Резника привлечением «третьеразрядных депутатов», а письма — «кляузами в разнообразные инстанции». В ответе на «письмо пятидесяти» заместитель председателя ученого совета СПбГУ Игорь Горлинский подробно расписал направления и успехи развития Университета, но на вопросы преподавателей не ответил. Неравный брак В новой структуре географы чувствуют себя ущемленными. Преподаватели бьют тревогу: уходят люди с мировыми именами. Раньше контракты с преподавателями заключали на пять лет, теперь — на один-два года. Так, недавно институт расстался с профессором Владимиром Дорофеевым, ведущим научным сотрудником Ботанического института им. В его защиту студенты выходили на пикеты, но безрезультатно. Педагоги понимают, что новая схема контрактов — общеуниверситетская тенденция.
Но, по словам кандидата географических наук Юлии Козловой, их декан не делает ничего, чтобы защитить своих преподавателей. Доходит до абсурда. С одной из кафедр уходил на пенсию профессор. Чтобы обеспечить преемственность курса, предлагали взять двух молодых специалистов. Директор заявил, что возьмет их, если они принесут грант институту. Зарплаты не очень держат — преподаватели рассказывают, что им перестали оплачивать практику со студентами, часы подготовки к занятиям, лекции в аспирантуре, научное руководство.
Решать сложные задачи нужно коллективными усилиями. Нельзя не отметить, что мы меньше стали ездить за рубеж и обмениваться знаниями с коллегами. Многие опасаются, что это повлечет за собой снижение уровня исследований и публикаций. Чтобы не допустить этого, нам нужно больше внимания уделять образованию в геофизике, повышению квалификации.
Отвечать на вызовы предстоит молодому поколению геофизиков. Именно сегодняшние студенты и аспиранты будут осваивать новые области знаний, открывать новые регионы, изобретать и совершенствовать приборы, им предстоит отвечать на вызовы современности. Много над чем нам предстоит работать, многое обсуждать. Для этого на Инженерной геофизике мы планируем работу новых секций, ряд круглых столов и молодёжную программу. Бури недолговечны, и сейчас мы все особенно нужны друг другу. До встречи в живописном майском Санкт-Петербурге! В этом году «Инженерная и рудная геофизика 2023» состоится в Санкт-Петербурге, городе не только культурных, но и геологических традиций.
Их наличие может привести к осложнениям при бурении скважин», - рассказала Екатерина Никонова. Аспирант первого курса Илья Шуклин вносит свою лепту в фундаментальную науку. Он создаёт задел для планируемых в будущем комплексных геофизических исследований Антарктиды.
Её тектоническая карта, которую составляет молодой человек, позволит понять закономерности, влияющие на строение и движение земной коры континента. Например, о причинах, влияющих на тепловой баланс поверхности Земли. Не секрет, что основной источник геомагнитного поля, которое играет огромную роль в его сохранении, находится именно внутри планеты, и наука пока имеет о нём весьма смутные представления. В том числе, о том, каким образом генерируются и распространяются различные типы электромагнитных колебаний», - отметил Илья Шуклин. Его коллега Илона Рогова также сделала выбор в пользу фундаментальных изысканий, правда, объект её научных интересов находится гораздо ближе — на Карельском перешейке. Девушка, которая учится на кафедре минералогии, кристаллографии и петрографии, изучает геохимические характеристики циркона в гранитах рапакиви Губановской интрузии. Это минерал, изучение которого даёт наилучшее представление о возрасте горной породы в целом.
СПбГУ и Академия талантов провели интенсив для будущих географов
Саблино Ленинградской обл. В 1922 году независимо создается Географо-экономический исследовательский институт ГЭНИИ , преобразованный из Ученой коллегии Географического института. Первым директором был избран П. Одновременно к Университету был присоединён и Географо-экономический исследовательский институт. В первый период своего существования, с 1925 по 1930 год, факультет состоял из 3-х отделений: общегеографического, этнографического и антропологического. Первым деканом факультета был академик А. Затем Я.
В последующие годы количество специальностей и кафедр постепенно увеличивалось. В связи с реорганизацией Университета, факультет переименован в факультет географии и геофизики. Этнографическое отделение переводится в Ленинградский институт истории и литературы с 1937 г. В 1931—32 гг. Соответственно был создан и сектор подготовки географов. В нем восстановлено и геологическое образование, которое было возвращено из Горного института [5] 1933 г.
Образован геолого-почвенно-географический факультет. Факультет переезжает в здание на Менделеевской линии , д. Факультет разделён на географическое и геолого-почвенное отделения [6]. До разделения факультет насчитывал 19 кафедр: общей геологии, исторической геологии, петрографии и геохимии, кристаллографии, физической географии, географии почв, экспериментального почвоведения, палеонтологии, минералогии, гидрологии, климатологии, статистики, экономической географии, картографии, геоморфологии, грунтоведения, полярных стран, страноведения. На факультете обучалось 1278 студентов, он был самым крупным в ЛГУ как по числу кафедр, так и по числу студентов [7]. К 1941 г.
На факультете обучалось 572 студента и 37 аспирантов [8]. В 1941—1945 гг.
На углубленном уровне изучаются алгебра, математический анализ, геометрия,биология, химия и иностранный язык. В летний период предусмотрены практическая деятельность в биологии и химии, а также выполнение индивидуального проекта с последующей его защитой. География - 10 класс Программа практик включает комплекс учебных блоков охватывающих различные разделы наук о Земле: геологическое строение территории, физико-географическая и ландшафтная характеристика региона, климатические и гидрологические условия региона, особенности почвенного покрова и биогеографические характеристики региона, особенности состава населения и культурно-этнографические особенности региона,особенности территориальной организации хозяйства региона проведения учебной практики. Выбор региона проведения дальней учебной практики обуславливается рядом характеристик территории, которые позволяют выявить и наиболее ярко показать основные географические закономерности и особенности территориальной организации населения и хозяйства. На углубленном уровне изучаются алгебра, математический анализ, геометрия, география, история, обществознание включая экономику и право и иностранный язык. В летний период предусмотрены практическая деятельность в географии и геоэкологии, а также выполнение индивидуального проекта с последующей его защитой.
Прикладные математические и информационные технологии - 10 класс Обучение предполагает фундаментальную математическую подготовку на профильном уровне и может стать первым шагом в профессиональном образовании и построении карьеры в сфере IT.
Общий объём инвестиций, который ЕМУ рассчитывает привлечь на создание инфраструктуры, составляет 48 млрд рублей. В беседе с изданием " Ведомости Северо-Запад " глава вуза упомянул, что в рамках проекта планируется в том числе строительство новых зданий в других локациях, однако их точное количество пока неизвестно. Согласно проекту, кампус Евразийского международного университета рассчитан на одновременное пребывание 18 тыс.
Также на территории студгородка предусмотрят жильё для преподавателей и сотрудников университета, и, конечно, рекреационную зону. По словам Константина Клименко, проект реализуется в рамках сотрудничества со странами-участниками БРИКС, а все инвестиции будут исключительно частными.
Изучение вопросов поиска и развития месторождений природного водорода является задачей, требующей консолидации многих академических институтов, а также привлечения финансирования на исследования в этой области и разработку нормативной базы. Лейла Азретовна Абукова. Во время выступления Л. Абукова рассказала о поисках водорода в различных геологических регионах мира.