Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается где работает зарплата. Особенности профессии Среди большинства современных профессий социологи занимают одно.
Кто такой социолог — какая польза для общества
Государственные институты. Без знания структуры общества, запросов населения, статистических показателей развития экономики и всего общества в целом невозможна деятельность государственных институтов — политики, власти, права, юрисдикции. Коммерческие организации. Понятно, что ни дня коммерческая организация не сможет функционировать без оценки рынка, его емкости, ресурсов, анализа запросов целевых групп. Некоммерческие организации. Некоммерческие организации, имеющие целью производство социально значимых благ, стоят первыми в списке заинтересованных субъектов экономической деятельности. И здесь комментарии не требуются. Как видим, фактически все участники экономического пространства испытывают потребность в услугах профессиональных социологов.
Кто такой социолог? Социолог — квалифицированный специалист, профессионально анализирующий, оценивающий и описывающий явления и проблемы, которые происходят как в обществе в целом, так и в отдельных группах. Можно сказать, что социология зародилась в глубокой древности: еще древнегреческие философы Платон и Аристотель рассуждали о проблемах общества. Однако же как самостоятельная наука она оформилась только в XIX веке. Ее основоположником стал Огюст Конт, который первым перешел от созерцая общественных явлений к их изучению посредством эмпирических методов. Науке об обществе Конт изначально дал название социальная физика. И лишь спустя время ее стали называть социологией.
Этот термин произошел от двух греческих слов: socio общий и logos слово , что можно трактовать как слово об общем. Дальнейшим развитием науки, и как следствие, появлением профессии социолог, общество обязано Эмилю Дюркгейму. Именно этот французский ученый описал множество социологических методов исследования, которые и по сей день являются основополагающими принципами классической социологии. Основные должностные обязанности современного социолога, который работает на предприятии, включают в себя: проведение внутри рабочего коллектива социологических исследований и, на основе на полученных данных, внедрение мероприятий, нацеленных на то, чтобы потребности сотрудников — материальные и духовные — были максимально удовлетворены. Это должно способствовать повышению производительности труда работников, а в результате и эффективности производства; проведение социологических исследований от этапа их разработки до анализа полученной информации и на основе полученных данных прорабатывать рекомендации относительно того, как можно оптимизировать организацию труда; участие в проектировании программ, направленных на социальное и экономическое развитие организации; участие в обсуждениях повышения зарплаты сотрудников, а также в работах по улучшению систем, направленных на стимулирование трудовой деятельности персонала обеспечение жильем и санаторно-курортным отдыхом, улучшение питания и так далее ; совместные работы с психологом по определению социальных проблем на предприятии и поиск способов их решения; при необходимости предоставление методических рекомендаций сотрудникам, которые помогут решить социальные вопросы. В коммерческих организациях социологи проводят маркетинговые исследования, «раскручивают» продукцию, продвигают товары и услуги компании-работодателя. В консалтинговых компаниях, центрах аналитики и ряде государственных учреждений задача специалиста по социологии состоит в том, чтобы исследовать и анализировать мнение граждан по поводу проблем экономического, политического или социального характера, а также узнавать, что думают избиратели о кандидатах во время выборов на ту или иную должность.
Подходящие вакансии Сфера социологии предлагает множество вариантов работы. Карьерный путь социологи связывают с наукой или бизнесом. В первом случае они изучают явления в социуме, работая в организациях, специализирующихся на социологических исследованиях. Труды некоторых специалистов могут печатать в журналах научного направления. Часто профессионалы посещают различные конференции и выступают со своими докладами. Специалисты нередко выбирают вакансии, связанные с маркетинговыми исследованиями. Когда люди получают специальность социолога, они могут устроиться во многих областях.
Большой объём знаний и навыков позволяет им связать свою жизнь с различными сферами. Для специалистов предлагают много разных организаций, где они могут применить свои знания: частные консалтинговые компании; издательства и иные средства массовой информации; аналитические организации; предприятия с отделом исследований или маркетинга, курсами личностного роста; государственные или муниципальные органы власти; учебные учреждения. Социологи-аналитики часто нужны для разработки масштабных задач в области управления или экономики. Специалисты могут работать в отделах кадров в крупных компаниях. Иногда профессионалы посвящают своей деятельности сайты.
У выпускника вуза есть 2 основных карьерных пути — наука и прикладная социология. Если молодой специалист выберет первый путь, он будет изучать различные социальные явления, публиковаться в научных журналах, выступать на конференциях, преподавать. К сожалению, в России хорошо финансируются только приоритетные научные направления разработка вооружения, исследование космоса, нефтедобыча и т. Тем, кто стремится к более-менее достойному заработку, стоит устраиваться в компании, которые занимаются изучением общественного мнения «Левада-центр», ГФК «Русь», «Циркон» и другие. Также можно заниматься маркетинговыми исследованиями, а это уже коммерция, где зарплаты во всяком случае, в Москве могут исчисляться уже не десятками, а сотнями тысяч.
При трудоустройстве важен опыт, поэтому начинать подрабатывать стоит еще в студенческие годы.
Социологи организаций: Исследуют социальные структуры и динамику внутри компаний и организаций. Медиа-социологи: Анализируют влияние массовых коммуникаций и медиа на общество. Социологи семьи и гендера: Исследуют семейные отношения и социокультурные аспекты семейной жизни. Социологи образования: Фокусируются на исследовании образовательных систем и процессов. Криминологи: Изучают преступность, ее причины и последствия.
Социологи политики: Исследуют государственные и общественные программы социальной поддержки. Социологи здоровья и медицины: Изучают социальные факторы, влияющие на здоровье и здравоохранение. Какими качествами должен обладать социолог? Социолог должен обладать следующими качествами: Глубоким пониманием социальных процессов и явлений. Аналитическим мышлением для интерпретации данных и проведения социологических исследований. Отличными наблюдательными способностями для изучения социальных взаимодействий и поведения людей.
Коммуникативными навыками для проведения интервью, опросов и других методов сбора данных. Умением работать с большим объемом информации и проводить качественный анализ полученных результатов. Эмпатией и пониманием разнообразных социокультурных контекстов. Объективностью и нейтральностью при изучении и анализе социальных явлений. Творческим подходом к решению социологических задач и проблем. Кому подходит профессия социолог?
Профессия социолога подходит для людей, увлеченных изучением общественных явлений, социокультурных процессов и взаимодействия людей в обществе. Социолог должен обладать аналитическим мышлением, способностью к систематизации информации и интересом к изучению социальных тенденций. Также важно иметь навыки работы с данными и методами социологического исследования. Принимая во внимание особенности этой профессии, будущему социологу следует быть готовым к работе в команде, уметь эффективно общаться с разнообразными социальными группами и быть открытым к разнообразию мнений и точек зрения. Также важно иметь чувство социальной справедливости и этические принципы при работе с данными и информацией о людях. Перед тем как утвердительно ответить себе на вопрос "кем я хочу стать", рекомендуем подготовиться к выбору профессии и сделать этот выбор осознанным.
Ни для одной должности компетенции, касающиеся обучения, формирования мотивации, повышения качества работы персонала, не получили большого числа выборов экспертов. Особенно очевидно отсутствие обязанностей, связанных с подготовкой интервьюеров обучение, коммуникации и т. Представления экспертов о необходимом уровне базового профессионального образования для работы социологом-исследователем отражают практику воспроизводства кадров, сложившуюся в отрасли. Так, многие эксперты упоминали о наличии вертикальных лифтов для карьерного роста особо способных интервьюеров, которые, имея богатый практический опыт работы в поле без социологического образования, продвигаются по служебной лестнице на должности супервайзеров, руководителей отделов.
Руководители исследовательских компаний отмечали, что для работы рядовым специалистом полевых отделов не требуется даже уровня бакалавра социологии. Фактически, по мнению большинства экспертов, наличие базового социологического образования необходимо для должностных позиций аналитика, руководителя аналитического отдела и преподавателя. Для остальных должностей полевики приемлемо любое среднее или высшее профессиональное образование, с обязательным опытом практической работы в социологической отрасли. Интересна позиция участников исследования относительно должности интервьюера.
Многие эксперты сетовали на непродуманный функционал и вынужденно заниженные требования к образованию интервьюеров — основных коммуникативных посредников между исследователем и респондентом. Такая ситуация, по мнению экспертов, обусловлена постоянным дефицитом этой категории работников и их быстрым «выгоранием». Тем более удивительно, что в функционале сотрудников полевых и аналитических отделов обучение интервьюеров отмечалось лишь небольшим числом экспертов. В отечественной и зарубежной методической литературе тема труда интервьюера на концептуальном методологическом уровне представлена достаточно масштабно.
Особенности поведения интервьюера в разных форматах опросов, типичные ошибки, допускаемые интервьюерами, анализ видов преднамеренных и непреднамеренных фальсификаций со стороны интервьюеров и пр. Если в зарубежных профессиональных стандартах требования к работе интервьюеров в основном представлены в детальном описании разных исследовательских технологий и этических кодексах 16, в отечественной социологии эти вопросы остаются прерогативой методических изысканий, академических изданий, методических пособий по прикладной социологии [Мягков, 2003, 2018; Стацевич, 1993; Рогозин, Ипатова, 2015]. Отрадно, что по мере развития отечественной опросной индустрии описание функций интервьюера в конкретных исследовательских проектах находит свое воплощение в инструкциях для организаторов и исполнителей полевых работ, и в большинстве исследовательских компаний эти документы стали обязатель- 16 ГОСТ Р ИСО 20252-2014 Исследование рынка, общественного мнения и социальных проблем. В последние годы были заявлены интересные попытки институализировать труд интервьюера и даже разработать профессиональный кодекс полевого интервьюера, но пока эти практики не выходят за рамки методических изысканий и пособий 18.
В силу целого ряда причин усиливающегося дефицита, высочайшей текучести интервьюерских кадров, их хронически внештатного трудоустройства, отсутствия требований к профессиональному социологическому образованию и, что тоже важно, очень динамичного изменения самих опросных технологий вопрос о легитимации должности интервьюера вряд ли будет решен. Сегодня в отрасли социологических исследований интервьюер по-прежнему не имеет статуса самостоятельной профессии и является некоторым «инструментальным приложением» к профессиональной деятельности социолога. Полученные результаты экспертного исследования и оценка ситуации в отрасли послужили исходной информационной базой в работе над стандартом профессии. Таким образом, проведенное исследование, анализ собранных нормативных документов российских исследовательских компаний, изучение профессиональных кодексов американских, европейских и отечественных профессиональных ассоциаций и компаний позволили осуществить выбор оптимального формата профессионального стандарта и уточнить сегмент в рамках профессии «социолог», наиболее остро нуждающийся в нормативном оформлении функциональной структуры и квалификаций профессиональной деятельности.
Далее события развивались стремительно, даже драматично. Начиная с 2016 г. Во время VI Грушинской конференции прошли первые публичные слушания проекта стандарта, и вскоре он был зарегистрирован на сайте Минтруда для всеобщего обсуждения. Десятки конференций, несколько социологических конгрессов в России и за рубежом — это далеко неполный список площадок, программа которых включала тему профстандарта за последние годы см.
Постепенно на смену опасениям потери творческого духа профессии в случае ее «бюрокра- 17 См. Обсуждение проекта стандарта привело к долгожданной консолидации «академиков» и «практиков». Преподаватели университетов, наконец, получили вполне четкие ориентиры для подготовки специалистов, востребованных рынком, для разработки образовательных стандартов и программ, согласованных с работодателем. Для агентов коммерческого сектора социологических и маркетинговых исследований — исследователей и заказчиков — важно, что профстандарт позволит привести профессиональные нормы и требования в деятельности специалистов по социологическим и маркетинговым исследованиям в соответствие с мировым стандартам и российским законодательством; создаст, наконец, наглядную для всех игроков рынка основу для понимания профессиональных квалификаций социолога; будет стимулировать соблюдению профессиональных стандартов качества на каждом этапе реализации исследовательского проекта.
Дополнительным стимулом для активизации стало осознание риска «опоздать на поезд»: Гильдия маркетологов и несколько маркетинговых агентств оказались более расторопными и оперативно разработали и зарегистрировали свой профстандарт «Маркетолог», в который включили профессиональные функции, связанные с проведением маркетинговых исследований 20. Концептуальное и методологическое понимание исследования как жанра для двух разных профессий получило нормативную интерпретацию в транскрипции профессии маркетолога. Этот и другие аналогичные сюжеты 21 отчетливо продемонстрировали риск упустить возможность отстоять функциональные рамки профессии социолога и вынудить профессиональное сообщество руководствоваться профстандартами «смежников». Стандарт получил свое окончательное название: «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным исследованиям» 23.
Основные цели стандарта разработчики видят в создании объективной основы для формирования программ высшего социологического образования; для профессионального обучения, подбора, развития и эффективного использования персонала исследовательских компаний; для оценки профессиональных квалификаций социологов и в итоге — повышения престижа профессии, конкурентоспособности отечественных социологов. Список литературы References Артамонова М. Artamonova M. Буланова М.
Bulanova M. Sociological Studies. In Russ. Волович В.
Надежность информации в социологическом исследовании. Киев : Наукова думка. Volovich V. Kiev: Naukova dumka.
Мягков А. Иваново : Ивановский гос. Myagkov A. In: Sociocultural problems of history and modern development of the Russian province: Interuniversity collection of scientific papers.
Ivanovo: Ivanovo State University. Правда и ложь в социологических опросах: методы измерения и контроля: учебное пособие. Паниотто В. Качество социологической информации методы, оценки и процедуры обеспечения.
Киев : «Наукова думка». Paniotto V. Kiev: Naukova Dumka. Рогозин Д.
Насколько разумна наша вера в результаты «бумажных» квартирных опросов? Rogozin D. Moscow: Raduga. Саганенко Г.
Цифровое общество требует новых методов управления. В России растет спрос на социологов
Коммерческие организации. Понятно, что ни дня коммерческая организация не сможет функционировать без оценки рынка, его емкости, ресурсов, анализа запросов целевых групп. Некоммерческие организации. Некоммерческие организации, имеющие целью производство социально значимых благ, стоят первыми в списке заинтересованных субъектов экономической деятельности. И здесь комментарии не требуются. Как видим, фактически все участники экономического пространства испытывают потребность в услугах профессиональных социологов. Кто такой социолог? Социолог — квалифицированный специалист, профессионально анализирующий, оценивающий и описывающий явления и проблемы, которые происходят как в обществе в целом, так и в отдельных группах. Можно сказать, что социология зародилась в глубокой древности: еще древнегреческие философы Платон и Аристотель рассуждали о проблемах общества.
Однако же как самостоятельная наука она оформилась только в XIX веке. Ее основоположником стал Огюст Конт, который первым перешел от созерцая общественных явлений к их изучению посредством эмпирических методов. Науке об обществе Конт изначально дал название социальная физика. И лишь спустя время ее стали называть социологией. Этот термин произошел от двух греческих слов: socio общий и logos слово , что можно трактовать как слово об общем. Дальнейшим развитием науки, и как следствие, появлением профессии социолог, общество обязано Эмилю Дюркгейму. Именно этот французский ученый описал множество социологических методов исследования, которые и по сей день являются основополагающими принципами классической социологии. Основные должностные обязанности современного социолога, который работает на предприятии, включают в себя: проведение внутри рабочего коллектива социологических исследований и, на основе на полученных данных, внедрение мероприятий, нацеленных на то, чтобы потребности сотрудников — материальные и духовные — были максимально удовлетворены.
Это должно способствовать повышению производительности труда работников, а в результате и эффективности производства; проведение социологических исследований от этапа их разработки до анализа полученной информации и на основе полученных данных прорабатывать рекомендации относительно того, как можно оптимизировать организацию труда; участие в проектировании программ, направленных на социальное и экономическое развитие организации; участие в обсуждениях повышения зарплаты сотрудников, а также в работах по улучшению систем, направленных на стимулирование трудовой деятельности персонала обеспечение жильем и санаторно-курортным отдыхом, улучшение питания и так далее ; совместные работы с психологом по определению социальных проблем на предприятии и поиск способов их решения; при необходимости предоставление методических рекомендаций сотрудникам, которые помогут решить социальные вопросы. В коммерческих организациях социологи проводят маркетинговые исследования, «раскручивают» продукцию, продвигают товары и услуги компании-работодателя. В консалтинговых компаниях, центрах аналитики и ряде государственных учреждений задача специалиста по социологии состоит в том, чтобы исследовать и анализировать мнение граждан по поводу проблем экономического, политического или социального характера, а также узнавать, что думают избиратели о кандидатах во время выборов на ту или иную должность. Подходящие вакансии Сфера социологии предлагает множество вариантов работы. Карьерный путь социологи связывают с наукой или бизнесом. В первом случае они изучают явления в социуме, работая в организациях, специализирующихся на социологических исследованиях. Труды некоторых специалистов могут печатать в журналах научного направления. Часто профессионалы посещают различные конференции и выступают со своими докладами.
Специалисты нередко выбирают вакансии, связанные с маркетинговыми исследованиями. Когда люди получают специальность социолога, они могут устроиться во многих областях. Большой объём знаний и навыков позволяет им связать свою жизнь с различными сферами. Для специалистов предлагают много разных организаций, где они могут применить свои знания: частные консалтинговые компании; издательства и иные средства массовой информации; аналитические организации; предприятия с отделом исследований или маркетинга, курсами личностного роста; государственные или муниципальные органы власти; учебные учреждения. Социологи-аналитики часто нужны для разработки масштабных задач в области управления или экономики. Специалисты могут работать в отделах кадров в крупных компаниях. Иногда профессионалы посвящают своей деятельности сайты. Если человек решает открыть собственный бизнес, то ему необходимо иметь организаторские способности и навыки в управлении людьми.
При открытии своего дела человек может выбрать любую социальную направленность.
Информирование властей об общественном мнении, жизни людей 2 «Власть узнает мнение народа о себе»; «для руководства важно знать, как разные слои общества реагируют на важные события»; «доводит до власти сведения о жизни населения»; «доводят общественное мнение до власти»; «должны в правительстве знать, что думают люди о разных проблемах»; «доносит до правительства мнение населения»; «доносит мнение большинства»; «мнение рядовых людей становится известным властям»; «так обеспечивается связь с народом»; «это делается изучение мнения людей по заказу правительства». Информирование людей, общества «Информацию выдают достоверную»; «доступ к информации»; «информативный характер»; «информацию выдают». Сбор данных, пополнение статистики 2 «А откуда бы еще узнавали статистику? Обеспечение социальной защиты, заботы о людях 2 «Забота о пенсионерах»; «как-то пообщаться с человеком и помочь»; «наблюдает пожилых людей, оказывает помощь»; «оказывают социальную помощь нуждающимся»; «они за всех переживают, помогают людям»; «они о чем-то хлопочут»; «помогают тем людям, которые не могут двигаться или просто сильно старые»; «помощь людям больным, престарелым, помогают им, покупают продукты, лекарства»; «соцработники приносят пользу людям пожилым». Анализ полученной информации 1 «Анализ всего этого»; «анализируют все услышанное»; «выявить какие-то тенденции»; «изучают и преподносят данные»; «они делают выводы»; «просчитывает». Приносят пользу в целом 1 «Без социологов сейчас нельзя обойтись»; «большую»; «все работы приносят пользу»; «для чего-то же придумана»; «какая-то польза есть»; «положительную»; «приносит пользу, и все». Прогнозирование развития общества, государства, человечества 1 «Возможность прогнозировать на будущее»; «информация о будущем человечества»; «на основе анкетирования создают прогнозы для развития общества»; «прогноз будущего государства»; «прогнозы на будущее дают на основе настоящего»; «прогнозы на будущее, уверенность в правильности развития общества»; «умные прогнозы сделают и помогут».
В-третьих, уровень зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге намного выше.
В-четвертых, разнообразие отраслей, где молодой специалист сможет применить на практике полученные знания. После окончания 4 лет обучения выпускник получает диплом социолога, который дает право начать карьеру. Чаще всего начальный этап начинается еще во время обучения, когда молодой практикант начинает работать интервьюером. Чтобы начать учиться на специалиста, нужно поступить в высшее учебное заведение. Это может быть как университет, институт, так и академия, предполагающая бакалавриат.
Организация мероприятий по решению социально-важных проблем характерно для социолога из НКО. Осведомление населения. Благодаря работам социологов у людей если возможность получить объективные данные о том, что думает большинство по тому или иному мнению, поэтому нам так интересно изучать социологические данные. На сайте Институт социологии ФНИСЦ РАН вы могли бы познакомиться с актуальными исследованиями на 2022 год и получить примерное представление, какими проектами порой занимаются социологи. История профессии Социология — это довольно новая наука.
Особый вклад в развитие социологии снесли французские, немецкие и английские ученые-философы. Так, основателем социологии как науки считается французский философ Огюст Конт. Он же дал и название науке в 1839 году, соединив слово socius лат. Он положил начало теории позитивизма, которой и обосновал необходимость выделения социологии в отдельную науку. Позже их труды стали классикой. Особую популярность социологические исследования получили в начале-середине XX века, во время острых социальных и политических событий — первой мировой войны, февральской и октябрьской революции для Российской Империи и др. Сейчас социология играет особую роль: она помогает взглянуть на мир и общество объективно, выделить острые социальные проблемы и определить вектор ближайшего развития общества. Специализации Социология может быть: Прикладной.
Please wait while your request is being verified...
Где можно получить профессию социолог? Для того чтобы работать в данной сфере, необходимо получить среднее специальное или высшее образование по направлению «Социология». Вместе с экспертами рассказываем, кто такой социолог, чем он занимается, какая у него зарплата, как им стать в 2024 году. Профессия социолога подразумевает постоянное взаимодействие с людьми, позволяя развивать навык, полезный для всех сфер жизни. Изучение общественного мнения, качества функционирования общественных институтов, настроений и трендов — вот чем занимаются социологи.
Социология – профессия настоящего и будущего
Так, выделяются специалисты, изучающие: предпринимательство и все, что с ним связано; мода и ее влияние на развитие общества. На самом деле это только небольшая часть направлений работы, в которых могут найти себя социологи. У многих сложилось странное мнение, что социолог — обязательно должен выходить в народ, и проводить многочисленные и разнообразные анкетирования. И уже на основе полученных данных составлять отчет и планирование.
Так вот, тот, кто проводит анкетирование — получил название интервьюер. Это самая начальная ступень в развитии специалиста. Чаще всего ими бывают студенты, обучающиеся на социологов.
Сами дипломированные специалисты используют данные анкет как инструмент, позволяющий получить необходимые для исследования данные. Для успешного проведения исследования, социолог должен уметь: ставить цель, разрабатывать определенные задачи и гипотезы, выбирает определенный метод и способы сбора информации, выбирает, как будет проводиться анализ полученных данных.
Волгоградский институт экономики, социологии и права. Круг обязанностей Профессиональный социолог должен знать очень много и постоянно развиваться профессионально, ведь социальные процессы непрерывны, мир быстро меняется. Специалист обязан владеть основными экономическими методами, знать социологические подходы, уметь пользоваться профессиональным ПО, перенимать опыт зарубежных коллег. Традиционно в обязанности социолога входит составление программ, проведение социологических исследований, их грамотная интерпретация и анализ, разработка рекомендаций по совершенствованию тех или иных процессов, консультирование по социальным вопросам. Кому подходит профессия Социология подходит любознательным, пытливым людям, способным воспринимать любую информацию критически. Было бы ошибкой относить эту науку к числу сугубо гуманитарных.
Для сбора информации нередко используют такой инструмент, как общественный опрос, где социолог может общаться с гражданами в живую. Очень важно вести разговор профессионально, чтобы человек хотел поделиться мнением. В дальнейшем это поможет сделать результаты опроса более объективными. Плюсы и минусы профессии Плюсы работы социологом: Творческая работа. Вам предстоит работать с данными, проводить исследования, которые могут быть интересны и вам. Нужная профессия. Социологи играют важную роль. Они помогают взглянуть на проблемы объективно и вносят ясность, так как с цифрами спорить сложнее. Возможность работать удаленно. Благодаря современным технологиям сегодня социолог может работать дома за своим компьютером. Минусы работы социологом: Рутинная работа. Рутинной может оказаться работа с таблицами и сухими данными, которой в этой сфере довольно много. Средняя востребованность.
Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике профиль или истории, обществознанию. Выпускники колледжей, техникумов без ЕГЭ и иностранные абитуриенты могут пройти тестирование в ЮУрГУ по статистике, информационным технологиям, русскому языку. Елена Ивановна Салганова, заведующая кафедрой социологии, и Михаил Рыбалко СГ-401 на обсуждении грантового исследования Источник: Данил Рахимов После окончания бакалавриата есть возможность продолжить обучение в магистратуре по программе «Экспертиза, консалтинг и управление социологическими исследованиями». В 2023 году в магистратуре по социологии 7 бюджетных мест и контракт. Вступительное испытание — собеседование.
Социолог - это какой специалист? Профессия социолог. Известные социологи
— Социолог — это профессия, которая, как вы уже сказали, предполагает непосредственную работу с людьми. С одной стороны, каждый социолог ведет научную деятельность, но с другой — занимается тем же самым: собирает и систематизирует данные, полученные в результате наблюдений или экспериментов. Образование - 14 апреля 2023 - Новости Челябинска - Чем занимается социолог? Социолог Дороти Смит определяет социальное как «постоянное согласование и координацию деятельности отдельных лиц». Социолог – это специалист, который занимается изучением общества и социальных явлений, анализирует различные социальные процессы и их влияние на людей. Социолог – это специалист, который занимается изучением общества и социальных явлений, анализирует различные социальные процессы и их влияние на людей.
Кто такой социолог и чем он занимается?
Он занимается тем, что изучает и делает анализ явлений, происходящих в той или иной группе населения, в разных социальных слоях. Такой специалист изучает окружающее его общество, а полученные результаты использует таким образом, чтобы создать все условия для внедрения современных технологий развития общества. Именно по этой причине, говоря, что за профессия социолог, чем он занимается, можно сказать, что он работает в обществе и для самого общества. Для успешной работы, он использует технологии изучения, ведет систематизацию и внедрение новых разработок, позволяющих изучать и улучшать: работает над устранением всех выявленных негативных факторов, выявляет существующие потребности, возникающие проблемы помогает быстрее найти выход из сложившейся ситуации. Что должен знать и уметь специалист Так как основная задача социолога заключается в сборе информации о всех процессах, которые происходят в обществе, то при выполнении поставленной перед ним задачи он должен знать, как использовать необходимые методики: провести опрос населения.
Он может быть индивидуальный, через интернет, может проводиться тайно или публично, или же по телефону; осуществлять аналитические исследования, в том числе и проводимые через социальные сети; проводить опросы у специально отобранных категорий и групп людей. Специалист должен понимать основной принцип составления опросников и анкет. Нужно уметь правильно использовать сленг, понятный для той категории, в отношении которой будет проводиться исследование.
А результаты описывают в академических трудах. А вот социологи-практики занимаются изучением реальных социологических показателей: проводят опросы, запускают различные исследования, организовывают наблюдения за людьми и конкретными аспектами их жизни. Результаты, получаемые в процессе такой деятельности, помогают не только изучать общественные явления, но и прогнозировать их. Социологические опросы актуальны в разных областях: от маркетинга до избирательных кампаний. Именно эти специалисты рассказывают человеку, какие среднестатистические настроения существуют в обществе накануне выборов и какую марку масла предпочитают жители Москвы или других городов.
Социология: направления специализации Что же изучают на факультете социологии в институтах? Это зависит от специализации, которую выберет студент.
И перед проведением любого исследования разрабатываются его задачи, определяется цель, выбирается способ получения информации и анализа. И лишь потом формируется анкета, в которой каждый вопрос тщательно подобран и находится на определенном месте. Следующий этап — анализ полученных данных. Выбранные из анкет ответы загружаются в программы и начинается обработка информации при помощи математических методов. Важно верно интерпретировать результаты. Мы кратко рассказали лишь о части работы социолога, ведь социология способна анализировать прошлое, изучать настоящее и делать предположения о будущем.
Так, социологи рассчитывают результаты выборов, определяют причины некоторых событий и проводят анализ аспектов, влияющих на развитие социума. В основном они работают в научных учреждениях, в СМИ и агентствах по маркетингу. Где обучаются социологи Во многих высших учебных заведениях существуют факультеты социологии. Там дают необходимые знания и навыки. Большое значение имеет верный выбор вуза, в котором изучают прикладные способы анализа и программы, используемые социологами в работе. В стране считаются лучшими факультеты социологии в таких университетах, как МГУ, Ленинградский государственный университет им. Имена преподавателей этих вузов известны в сфере науки, они создали множество монографий, в том числе и учебников. Профессия социолог Социолог обязан постоянно получать знания, ведь мир все время меняется, а значит, изменяются и социальные процессы.
Социолог обязан хорошо разбираться в процессах , происходящих в экономике, взаимодействовать с целью накопления опыта с зарубежными коллегами. Социологи составляют программы и разрабатывают схемы исследований, анализируют происходящие процессы, оказывают консультативную помощь. Эта профессия подойдет людям желающим впитывать знания и умеющим критически относиться к полученным сведениям. Социологи работают с математическими методами, статистикой, теорией вероятности. Эти люди очень умны и умеют в любой компании поддержать разговор. Карьера и перспективы Социологи имеют возможность работать в любой отрасли экономики, от культуры и рекламы до науки и производства, ведь везде нужны специалисты, умеющие анализировать различные процессы и имеющие навыки планирования работы предприятий. Еще будучи студентом можно выбрать направление своей работы — науку или бизнес. Если студент желает заниматься научной деятельностью, то предпочтет изучать социальные явления, будет публиковать собственные работы и участвовать в различных конференциях.
Желающие работать с бизнес-сфере уделят основное внимание прикладной социологии, это позволит в дальнейшем работать в учреждениях, проводящих социологические исследования, в маркетинговых компаниях. Социолог востребован в области управления и научно-исследовательских разработок. Для этого рекомендуется закончить аспирантуру. Доход социолога зависит от опыта работы и сферы, в которой он работает, в случае если он грамотно подает информацию, проводит качественный анализ, владеет иностранными языками и может работать со специальными программами — шансы получать высокую зарплату велики. Размышления людей об устройстве общества, иначе говоря, социологические воззрения сопровождали весь ход развития всего мирового сообщества. Первые такие высказывания можно найти в легендах, мифах и сказаниях. Затем общественные идеи находят свое отражение в истории античности и философии, впоследствии проникают в литературу, экономику, политику, право и искусство. Основоположником социологической науки принято считать ученого и философа Франции Огюста Конта , который в 1839 году первый раз использовал термин социология, написав работу «Курс позитивной философии».
Не стоит забывать о том, что все люди разные и то, что подходит одному, может просто не подойти другому. Именно по этой причине, стоит разобраться, кто может стать специалистом, а кому стоит выбрать другое направление профессиональной деятельности. Так, для того чтобы стать профессиональным социологом необходимо: обладать пытливым нравом; уметь критически рассматривать любую ситуацию; всегда искать доказательства предлагаемого решения; уметь удивляться происходящим событиям.
При этом социолог не является гуманитарием. Сюда входит строгий математический анализ и разработка методов для получения конечного результата. Именно в этом и будет заключаться суть работы специалиста социолог кто это — мы рассмотрели в этой статье.
Ваше мнение, важно для нас! Пока оценок нет.
Чем занимается социолог?
Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается где работает зарплата. 67% от всех опрошенных.). Профессия Социолог в вузах России: где получить профессию Социолог, чем занимаются специалисты (обязанности), зарплаты, перспективы и многое другое о профессии Социолог.
Кем и где может работать социолог: список профессий, связанных с социологией
Они пришли на смену советским заводским социологам, освободившись от идеологического давления, но сохранив значительную часть функционала, связанного с информационным обеспечением кадровой политики, изучением актуальных социальных проблем предприятий и территории и т. Одновременно им пришлось осваивать новые грани исследовательского ремесла: изучение отраслевых рынков и потребительского поведения, электоральных исследований и изучения социально-политических ориентаций населения, инвестиционной привлекательности территорий и пр. Отсутствие у работодателей в этом сегменте представлений о должностной структуре, квалификационных требованиях профессии «социолог-исследователь» и совершенно невнятная позиция по поводу профессиональных норм и стандартов в самом профессиональном сообществе и по сей день приводят к тому, что социологи часто занимаются несвойственной им деятельностью специалисты по рекламе, курьеры, секретари, кадровики и т. С одной стороны, профессиональная деятельность социологов, особенно выходцев из философской и «научно-коммунистической» среды, воспринималась ими как некий глоток свободы, возможность неподцензурного творчества с неопределенным результатом и исключительно методологической рефлексией по поводу качества собственного труда. Любые регламенты отвергались ими как посягательство на свободу творчества и угроза со стороны чиновников введения сертификации, аудита и т. С другой стороны, наличие этических кодексов, профессиональных стандартов европейских и американских ассоциаций рассматривалось как вполне достаточная нормативная база многими представителями отечественного профессионального сообщества, особенно интегрированными в зарубежные ассоциации. Сигналов от академического сектора также не поступало, поскольку единые образовательные стандарты, разрабатываемые УМО, жили своей жизнью, независимо от потребностей работодателей, коими в большинстве своем выступали исследовательские компании. В дополнение каждый университет в 1990-е гг. Однако необходимость разработки отечественного стандарта профессии «социолог» назревала по мере развития отрасли, прежде всего в сегменте исследовательских компаний.
Появление конкурсных, тендерных механизмов взаимодействия заказчиков и исполнителей ФЗ-44 и коммерческие тендеры обострило потребность в разработке объективно измеряемых показателей успешности компаний и квалификации сотрудников, то есть в создании некой нормативной основы определения конкурентных преимуществ исполнителей проектов. Заказчики социологических исследований хотели иметь четкие ориентиры, позволяющие оценить уровень надежности результатов исследования, иметь представление о нормативном и организационном оформлении исследовательского проекта. Сегодня вопрос создания профессионального стандарта социолога в России уже имеет историю, которая началась в 2009-2011 гг. В профессиональном сообществе осознание необходимости разработки стандартов проявилось в серии статей, круглых столов, меморандумов и форумов. Например, плюсы и минусы разработки стандартов обсуждались на III Всероссийском социологическом конгрессе в 2009 г. Вот одно из положений Меморандума: «Большинство социологов России серьезно озабочено состоянием дел в самом социологическом сообществе и перспективами его воспроизводства и развития в будущем. Речь в данном случае идет не о формальном единстве. В условиях мультипарадигмальности социологической науки такое единство недостижимо.
Наличие различных площадок для обмена мнениями представителей разных научных подходов можно только приветствовать, а толерантность к другому мнению должна стать нормой развития социологической науки и всех социологических организаций России. Речь идет о формировании нормальной и полноценной конкурентной среды, в которой достижения каждого определялись бы, прежде всего, качеством его работы. Это ставит в центр повестки дня на ближайшее будущее исключительно болезненную проблему разработки стандартов качества социологических исследований и обучения по ним, прежде всего, для будущих социологов, а также качества подготовки и защиты диссертаций, публикуемых российскими социологами статей и монографий» 10. В 2009 г. Участники дискуссии констатировали назревшую необходимость разработки стандартов качества социологической информации как основания дальнейшего развития профессии. Была обозначена целесообразность стандартизации в условиях перехода к индустриальному, массовому производству социологической информации: «Задача стандартизации возникает тогда, когда некоторое действие становится массовым, тиражируется и воспроизводится. Уникальные процессы, в т. Когда же исследовательская деятельность становится индустриальной, т.
Поэтому следует говорить о стандартах для определенного класса исследований, выводя за рамки этого разговора иные, например, академические исследования, для которых уникальность остается одним из основных критериев качества» [Соколов, 2010]. В целом этот круглый стол стал первым серьезным разговором в профессиональном сообществе о роли профессионального стандарта, о поле его применения, о направлениях разработки. Его появление было продиктовано нарастающим недовольством исследовательских компаний и представителей государственных и муниципальных заказчиков практикой размещения и выполнения государственных заказов на социологические исследования. Низкая квалификация представителей госзаказчика особенно в регионах , отсутствие четких представлений об исследовательских технологиях и критериях оценки качества результатов, незнание ресурсных затрат стандартных исследовательских технологий, с одной стороны, и низкая квалификация значительной части исполнителей госзаказов побеждающих в конкурсах за счет демпинга , рассчитывающих на закрытость результатов социологических исследований, их неподконтрольность внешней экспертизе со стороны профессионального сообщества — с другой, привели к снижению доверия к профессиональной компетентности социологов и к череде судебных разбирательств относительно правомерности действий исследователей. В Меморандуме был актуализирован вопрос о необходимости разработки четких критериев качества реализации стандартных исследовательских процедур, о создании института и регламента независимой экспертизы качества результатов. Одним из ключевых шагов по реализации Меморандума стало проведение в 2011 г. Участники Форума пришли к заключению, что формирование правового поля вокруг исследовательской отрасли требует перевода дискуссии о качестве результатов социологического исследования из научно-методологического дискурса в нормативно-правовой. Это означало, что методологические требования к социологическому исследованию должны быть дополнены технологическими правилами профессиональной деятельности с четко прописанными процедурами, предъявляющими единые требования к порядку осуществления исследовательского процесса, к критериям оформления и оценке качества результатов, с технологическими и этическими нормами взаимодействия с заказчиками, подрядчиками и поставщиками услуг.
Следует признать, что перечисленные «знаковые» события не привели к началу официальной систематической работы над стандартом профессии, отчасти из-за незаинтересованности со стороны Минтруда РФ, отклонившего в 2011 г. Однако вызовы как со стороны общества, так и внутри профессионального сообщества продолжали множиться. Череда судебных разбирательств 2013-2014 гг. Своеобразным откликом на перечисленные вызовы стало появление в 2012 г. По инициативе нескольких ведущих социологов 15 было создано сетевое сообщество с целью проведения коллаборативных исследований, в основу которых был положен принцип открытости всех этапов исследовательского процесса для профессионального сообщества и широкой общественности. Реализация совместных проектов силами исследовательских компаний из разных регионов способствовала формированию согласованных требований к оформлению дизайна исследования и методической стратегии, стандартизации функционала полевых работ и форматов презентации результатов исследований. Другим интересным феноменом в последнее десятилетие стало «нормотворчество» исследовательских компаний, которые по мере роста численности сотрудников и опыта исследовательской деятельности активно разрабатывают собственные положения, стандарты, регламентирующие взаимодействие подразделений внутри компании и отношения с заказчиками, подрядчиками, информантами и т. Примечательно, что до последнего времени никто даже не пытался рассмотреть их в качестве объекта социологического исследования с целью идентификации профессии.
Попытка собрать и проанализировать эти внутренние регламенты исследовательских компаний в 2014 г. Так, на призыв прислать свои положения, должностные инструкции и пр. Их анализ позволил определить наиболее значимые для компаний составляющие исследовательского процесса, нуждающиеся в регламентации см. Таблица 2. Стабильное качество результатов своей профессиональной деятельности исследовательские компании рассматривают как производную от эффективности и технологической точности полевых работ и продуманности отчетных документов, в том числе их соответствия отечественному законодательству. Полученные нами документы выполнены либо в контексте процессного подхода, то есть подробно регламентируют последовательность действий специалиста для достижения качественного результата, либо оформлены в виде описания функционала различных «социологических должностей». Значительную роль в этом «нормотворчестве» сыграли и крупные игроки отечественного исследовательского рынка, такие как ИПСОС Комкон, ГФК, Кантар ТНС, и другие, придерживающиеся международных кодексов и инициировавшие «приобщение» региональных компаний к корпоративным стандартам профессиональной деятельности. В состав этой группы вошли руководители крупных региональных исследовательских компаний, многие из которых совмещают исследовательскую деятельность с преподаванием в профильных департаментах, на факультетах социологии.
Более того, в 2014 г. В 2014 г. Рабочая группа провела опрос руководителей, начальников отделов 87 исследовательских компаний по поводу профессиональных функций, выполняемых специалистами отрасли, и требований, которые предъявляют работодатели к своим сотрудникам. В исследовании приняли участие практики отрасли исследований из 37 городов, расположенных во всех федеральных округах РФ. Итоговая география исследования в целом представляла сложившуюся локализацию хозяйствующих субъектов отрасли. Большим числом участников были представлены столичные города Москва и Санкт-Петербург и города-миллионники с развитой инфраструктурой отрасли Самара, Томск, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Результаты исследования позволили определить сложившуюся должностную структуру исследовательских компаний. Преобладающее число российских предприятий, специализирующихся на проведении социологических и маркетинговых исследований, имеют в своей организационной структуре полевые отделы.
Исключение составляют компании, специализирующиеся на онлайн-исследовани-ях. В небольших компаниях с численностью пять—семь сотрудников, руководитель полевого отдела выполняет, как правило, и функции супервайзера. Рисунок 2.
За один год учебы студенту придется заплатить 80 000 рублей. Факультет среднего профессионального образования Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Учеба здесь обойдется в 32 000 рублей за один год. Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции. Цена года обучения — 39 800 рублей. Стоимость двенадцатимесячного обучения в этом ПТУ равняется 64 580 рублей. Петровский колледж. За год учебы колледж попросит 44 000 рублей. Продолжительность учебы в этих ССУЗах составляет два года и десять месяцев для поступивших после одиннадцатого класса и три года и десять месяцев для тех, кто окончил девять классов школы. Все перечисленные образовательные организации за исключением Колледжа экономики, страхового дела и информационных технологий и Гуманитарного техникума экономики и права финансируются из государственного бюджета, поэтому в них есть возможность учиться бесплатно. Курсы и тренинги Это — образовательные учреждения Москвы, проводящие социологические курсы и тренинги. Цена — 3 900, срок один месяц. Образовательный центр «Каменный город». Стоимость — 4 150, длительность — шесть недель. Стоимость — 31 900, продолжительность — полгода. Курсы по повышению квалификации при Высшей школе экономики. Срок — два месяца, стоимость — 16 500 рублей. Курсы при Институте социологии РАН. Цена — 24 000, время — три недели. А это — аналогичные учреждения Санкт-Петербурга.
В конце 1990-х — начале 2000-х гг. Основные изменения были связаны с функциональной специализацией, сегментацией внутри профессионального сообщества. За последние 25 лет значительно увеличился академический сектор, в основном за счет открытия новых департаментов и кафедр социологии в региональных российских ВУЗах. Если вначале 1990-х гг. Соответственно, выросла потребность в воспроизводстве кадрового корпуса преподавателей социологических дисциплин. В 1990-е гг. Тем не менее образовательный стандарт отстает от реальной исследовательской практики, и теоретически образованные выпускники зачастую не могут применить полученные знания на практике без дополнительной переподготовки. Вторым сложившимся сегментом в профессиональном сообществе стал динамично развивающийся сектор исследовательских компаний, специализирующихся на проведении социологических и маркетинговых исследований. Для отечественной социологии это фактически новая отрасль информационных услуг с развитой рыночной инфраструктурой. По мере развития этого сегмента обозначились несколько важных тенденций. Потребность в формировании корпоративной культуры, профессиональных норм и стандартов исследовательских практик, обслуживающих данный профессиональный сегмент. На первых порах эта потребность удовлетворялась, да и сегодня во многом удовлетворяется за счет профессиональных кодексов, стандартов европейских и американских социологических и маркетинговых ассоциаций, которые «принесли» на российский исследовательский рынок крупные исследовательские компании, открыв в России свои филиалы, дочерние предприятия. Российские исследовательские компании в 2000-е гг. Рост числа исследовательских компаний освоение специалистами новых исследовательских технологий и сегментов рынка информационных услуг, с одной стороны, и повышение методологической культуры заказчиков социологических и маркетинговых исследований — с другой, вывели проблему функционала профессии и качества продукции из методологического поля в нормативно-правовое. Третий, менее многочисленный, но также активно развивающийся в отечественной экономике сегмент профессионального социологического сообщества — это специалисты отделов маркетинга предприятий, социологические службы в органах исполнительной власти. Они пришли на смену советским заводским социологам, освободившись от идеологического давления, но сохранив значительную часть функционала, связанного с информационным обеспечением кадровой политики, изучением актуальных социальных проблем предприятий и территории и т. Одновременно им пришлось осваивать новые грани исследовательского ремесла: изучение отраслевых рынков и потребительского поведения, электоральных исследований и изучения социально-политических ориентаций населения, инвестиционной привлекательности территорий и пр. Отсутствие у работодателей в этом сегменте представлений о должностной структуре, квалификационных требованиях профессии «социолог-исследователь» и совершенно невнятная позиция по поводу профессиональных норм и стандартов в самом профессиональном сообществе и по сей день приводят к тому, что социологи часто занимаются несвойственной им деятельностью специалисты по рекламе, курьеры, секретари, кадровики и т. С одной стороны, профессиональная деятельность социологов, особенно выходцев из философской и «научно-коммунистической» среды, воспринималась ими как некий глоток свободы, возможность неподцензурного творчества с неопределенным результатом и исключительно методологической рефлексией по поводу качества собственного труда. Любые регламенты отвергались ими как посягательство на свободу творчества и угроза со стороны чиновников введения сертификации, аудита и т. С другой стороны, наличие этических кодексов, профессиональных стандартов европейских и американских ассоциаций рассматривалось как вполне достаточная нормативная база многими представителями отечественного профессионального сообщества, особенно интегрированными в зарубежные ассоциации. Сигналов от академического сектора также не поступало, поскольку единые образовательные стандарты, разрабатываемые УМО, жили своей жизнью, независимо от потребностей работодателей, коими в большинстве своем выступали исследовательские компании. В дополнение каждый университет в 1990-е гг. Однако необходимость разработки отечественного стандарта профессии «социолог» назревала по мере развития отрасли, прежде всего в сегменте исследовательских компаний. Появление конкурсных, тендерных механизмов взаимодействия заказчиков и исполнителей ФЗ-44 и коммерческие тендеры обострило потребность в разработке объективно измеряемых показателей успешности компаний и квалификации сотрудников, то есть в создании некой нормативной основы определения конкурентных преимуществ исполнителей проектов. Заказчики социологических исследований хотели иметь четкие ориентиры, позволяющие оценить уровень надежности результатов исследования, иметь представление о нормативном и организационном оформлении исследовательского проекта. Сегодня вопрос создания профессионального стандарта социолога в России уже имеет историю, которая началась в 2009-2011 гг. В профессиональном сообществе осознание необходимости разработки стандартов проявилось в серии статей, круглых столов, меморандумов и форумов. Например, плюсы и минусы разработки стандартов обсуждались на III Всероссийском социологическом конгрессе в 2009 г. Вот одно из положений Меморандума: «Большинство социологов России серьезно озабочено состоянием дел в самом социологическом сообществе и перспективами его воспроизводства и развития в будущем. Речь в данном случае идет не о формальном единстве. В условиях мультипарадигмальности социологической науки такое единство недостижимо. Наличие различных площадок для обмена мнениями представителей разных научных подходов можно только приветствовать, а толерантность к другому мнению должна стать нормой развития социологической науки и всех социологических организаций России. Речь идет о формировании нормальной и полноценной конкурентной среды, в которой достижения каждого определялись бы, прежде всего, качеством его работы. Это ставит в центр повестки дня на ближайшее будущее исключительно болезненную проблему разработки стандартов качества социологических исследований и обучения по ним, прежде всего, для будущих социологов, а также качества подготовки и защиты диссертаций, публикуемых российскими социологами статей и монографий» 10. В 2009 г. Участники дискуссии констатировали назревшую необходимость разработки стандартов качества социологической информации как основания дальнейшего развития профессии. Была обозначена целесообразность стандартизации в условиях перехода к индустриальному, массовому производству социологической информации: «Задача стандартизации возникает тогда, когда некоторое действие становится массовым, тиражируется и воспроизводится. Уникальные процессы, в т. Когда же исследовательская деятельность становится индустриальной, т. Поэтому следует говорить о стандартах для определенного класса исследований, выводя за рамки этого разговора иные, например, академические исследования, для которых уникальность остается одним из основных критериев качества» [Соколов, 2010]. В целом этот круглый стол стал первым серьезным разговором в профессиональном сообществе о роли профессионального стандарта, о поле его применения, о направлениях разработки. Его появление было продиктовано нарастающим недовольством исследовательских компаний и представителей государственных и муниципальных заказчиков практикой размещения и выполнения государственных заказов на социологические исследования. Низкая квалификация представителей госзаказчика особенно в регионах , отсутствие четких представлений об исследовательских технологиях и критериях оценки качества результатов, незнание ресурсных затрат стандартных исследовательских технологий, с одной стороны, и низкая квалификация значительной части исполнителей госзаказов побеждающих в конкурсах за счет демпинга , рассчитывающих на закрытость результатов социологических исследований, их неподконтрольность внешней экспертизе со стороны профессионального сообщества — с другой, привели к снижению доверия к профессиональной компетентности социологов и к череде судебных разбирательств относительно правомерности действий исследователей. В Меморандуме был актуализирован вопрос о необходимости разработки четких критериев качества реализации стандартных исследовательских процедур, о создании института и регламента независимой экспертизы качества результатов. Одним из ключевых шагов по реализации Меморандума стало проведение в 2011 г. Участники Форума пришли к заключению, что формирование правового поля вокруг исследовательской отрасли требует перевода дискуссии о качестве результатов социологического исследования из научно-методологического дискурса в нормативно-правовой. Это означало, что методологические требования к социологическому исследованию должны быть дополнены технологическими правилами профессиональной деятельности с четко прописанными процедурами, предъявляющими единые требования к порядку осуществления исследовательского процесса, к критериям оформления и оценке качества результатов, с технологическими и этическими нормами взаимодействия с заказчиками, подрядчиками и поставщиками услуг. Следует признать, что перечисленные «знаковые» события не привели к началу официальной систематической работы над стандартом профессии, отчасти из-за незаинтересованности со стороны Минтруда РФ, отклонившего в 2011 г. Однако вызовы как со стороны общества, так и внутри профессионального сообщества продолжали множиться. Череда судебных разбирательств 2013-2014 гг. Своеобразным откликом на перечисленные вызовы стало появление в 2012 г. По инициативе нескольких ведущих социологов 15 было создано сетевое сообщество с целью проведения коллаборативных исследований, в основу которых был положен принцип открытости всех этапов исследовательского процесса для профессионального сообщества и широкой общественности. Реализация совместных проектов силами исследовательских компаний из разных регионов способствовала формированию согласованных требований к оформлению дизайна исследования и методической стратегии, стандартизации функционала полевых работ и форматов презентации результатов исследований. Другим интересным феноменом в последнее десятилетие стало «нормотворчество» исследовательских компаний, которые по мере роста численности сотрудников и опыта исследовательской деятельности активно разрабатывают собственные положения, стандарты, регламентирующие взаимодействие подразделений внутри компании и отношения с заказчиками, подрядчиками, информантами и т. Примечательно, что до последнего времени никто даже не пытался рассмотреть их в качестве объекта социологического исследования с целью идентификации профессии. Попытка собрать и проанализировать эти внутренние регламенты исследовательских компаний в 2014 г. Так, на призыв прислать свои положения, должностные инструкции и пр. Их анализ позволил определить наиболее значимые для компаний составляющие исследовательского процесса, нуждающиеся в регламентации см. Таблица 2.
И только социологи остаются без наград, работа их не видна. Но именно они работают над улучшением жизни общества и каждого человека. Социологи — настоящие прорицатели: основываясь на анализе статистических и анкетных данных, они в силах предсказать исход политических баталий, спрогнозировать развитие событий в обществе. Перспективы профессии Студенты на кафедре социологии осуществляют свою учебную практику в роли интервьюеров, опрашивая ту или иную аудиторию. Так можно подобнее ознакомиться с особенностями профессии, отшлифовать свои навыки взаимодействия в социуме и обработки данных.