Императорский фарфорфирменный магазин Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода. металл кобальт имеет серебристо-белый цвет, а синеватый у него только отлив. Считается, что "Кобальтовая сетка" была навеяна изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским "Собственным" сервизом, в узлах золотой сеточки которого выписаны маленькие розовые цветочки.
В Галерее современного фарфора открылась выставка «Кобальт навсегда!»
В 1853 году он предоставил подробный доклад по фарфоровому заводу, где высказал сомнения по поводу правильности управления финансами предприятия и привёл примеры управления иностранными производствами, в частности, Севрской фарфоровой мануфактурой [11]. По инициативе Перовского начали выделяться субсидии на поддержку Императорских фарфорового и стеклянного заводов. Первая часть субсидии в 37000 рублей выделялась на заработную плату художников, так как именно эти сотрудники определяли художественный уровень завода. Вторая часть, — 82000 рублей, выделялась на оборотные нужды завода и должна была быть возвращена. Уровень зарплат был повышен. Директор получал 1500 рублей, декоратор и скульптор — по 1500, живописец — 2500, художник проектов — 2500 [1]. Благодаря этим сбережениям были назначены пенсии: от 250 до 500 рублей мастерам, мастеровым — от 60 до 120 рублей в год. Отдельные выплаты были положены вдовам и сиротам. В 1842 году было создано богоугодное заведение.
В тот же период была создана пожарная команда [11]. Для поддержания порядка и обеспечения морального облика работников, на территории завода были запрещены трактиры. Работали две винные лавки. Для поддержания культурного уровня был организован хор певчих, который пел как в храме, построенном на заводе, так и во время внутризаводских мероприятий [11]. В 1855 году директором стал А. Сивков , который вскоре стал управляющим всеми императорскими заводами, а директором фарфорового завода был назначен П. Затем директорами были В. Ренненкампф и А.
В это же время было отмечено ухудшение обжига и снижение художественного достоинства и стильности изделий. В 1880-х годах была запрещена продажа фарфора частным лицам. Директором завода был Д. Гурьев , а при Николае II — Н. Валериан Емельянович Галямин 1794—1855 был назначен директором в 1832 году. Руководя до этого топографическим училищем, он сумел как-то вручить императрице два альбома своих акварелей. Возможно, не это сыграло роль при выборе его кандидатуры на должность директора изящного завода, но его вкус к прекрасному очевидно сказался на продукции предприятия. При Галямине стали работать такие художники-мастера, как А.
Воронихин, С. Были построены лазарет , аптека, богадельня. Созданы бронзовое заведение, гончарная мастерская. Открыты отечественная школа мастеров-художников по фарфору и училище для детей работников завода. К 100-летию производства создали музей, где демонстрировались образцовые изделия. Если изначально туда допускались только высокопоставленные посетители, то позже музей мог посетить любой желающий. В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах — один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху.
XX век[ править править код ] В 1901—1907 годах были выполнены в бисквите скульптуры Адамсона : «Внимая шёпоту моря», «Поцелуй волны», ,"Рождение Венеры" ; «Последний вздох корабля» , «Демон», «Вопль души». С 1906 по 1935 годы живописной и шлифовальческой мастерскими Фарфорового и Стекольного заводов руководил художник-график Р. Вильде [13]. Коллекция музея дважды эвакуировалась: первый раз — осенью 1917 года её вывезли в Петрозаводск до 1918 , второй — в 1941 году, когда экспонаты были вывезены в Ирбит Урал. Непрофильные отделения и филиалы завода[ править править код ] В 1765 году при заводе было основано училище. В него принимались дети заводских мастеров в возрасте от 5 до 10 лет. Обучение состояло из 4 классов. Помимо практических навыков и грамоты, ученики получали сжатые знания, необходимые живописцам — краткие курсы истории и мифологии , а также обучались Закону Божьему [7].
В 1796 году было открыто мраморное отделение, производившее как постаменты для ваз и других крупных предметов, так и самостоятельные предметы из мрамора, большей частью для высочайших подношений. Были попытки создать и мозаичное отделение, но итальянский специалист, который должен был его возглавить, Яков Рафаэлли, обозначил слишком высокую плату за свои услуги, и от идеи было решили отказаться [1]. Впоследствии работы по изготовлению каменных постаментов и медных обрамлений поручались частным фабрикам, иногда — казённой Екатеринбургской гранильной фабрике. В 1799 году был организован филиал в Гатчине , где производился фарфор низших, более дешёвых, сортов; филиал оказался убыточным и был закрыт уже в 1802 году. В 1833 году, для производства фаянса, на заводе было организовано гончарное отделение, закрытое в 1841 году. В 1840 году при заводе была открыта бронзовая мастерская. Это было сделано для уменьшения расходов на бронзовые обрамления изделий, заказы на изготовление которых уходили частным лицам [14]. В 1837 году к заводу было присоединено гончарное заведение, ранее относившееся к Невским кирпичным заводам.
Под эгидой Императорского фарфорового завода начали производить изделия из фаянса. Однако в 1841 году отделение было закрыто, здание снесено и земли сданы в аренду. В 1844 году директор Императорского фарфорового завода стал руководить Межигорской фаянсовой фабрикой. Благодаря тесному сотрудничеству двух производств на Межигорской фабрике начали выпуск фарфора из местных белых глин и существенно поменялась стилистика выпускаемого фаянса [10]. В 1892—1894 годах на заводе работали специально приглашённые датские художники К. Лиисберг 1892 и К. Мортенсен 1894 , обучавшие русских мастеров « датской подглазурной росписи ». Завод после революции 1917 года[ править править код ] После Октябрьской революции завод был в подчинении Комиссариата земледелия.
В 1918 году завод был передан в подчинение Народного комиссариата просвещения. У завода был статус испытательной керамической лаборатории республиканского значения. С июня 1917 года, после ухода с завода Е. Лансере , и по апрель 1918 года художественным консультантом был Константин Сомов. Осенью 1918 года художественным директором был назначен С. Вместе с ним пришла команда прославленных художников: М. Адамович , Н. Альтман , З.
Богуславская и многие другие. Уже в 1918 году заводом был получен заказ на изготовление бюстов «великих людей революции» и «утилитарно-декоративных предметов с революционными лозунгами». Чехониным были выполнены агитационные тарелки, а также блюдо, посвященное первой годовщине Октябрьской революции. В 1918 году был открыт филиал Государственного фарфорового завода — живописный цех, который был организован в помещениях и на базе Центрального училища технического рисования барона фон Штиглица. В 1919 году завод получил заказ от Комиссариата продовольствия на изготовление мисок и чашек на сумму в 1,5 млн рублей. Перед заводом была поставлена задача выполнить изделия без декора, однако чашки и миски были вручную расписаны по эскизам Чехонина и Ивашинцевой. Изделия были выполнены из грубого фарфора и напоминали трактирную посуду. Отличительной чертой таких предметов является наличие клейма «Компрод».
Завод начал изготавливать большое количество различных предметов преимущество агитационного направления. Отчет Р. В, Вильде сообщает, что в это время на заводе трудилось 30 человек, в филиале бывшего училища барона фон Штиглица — 35.
Сетчатый узор символизировал заклеенные крест-накрест окна блокадных домов и скрещённые лучи прожекторов, подсвечивавших вражеские самолеты на подлете к осаждённому городу. Сервиз с «кобальтовой сеткой» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, хотя специально к экспозиции он не готовился.
Осталась в Ленинграде. Занималась камуфляжем кораблей - при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода. Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага! Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли внимание Анны Адамовны.
То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора... В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. И вот в тяжёлое военное время появился этот узор-напоминание, узор-мороз, узор-надежда. Сначала художница выполнила его специальным кобальтовым карандашом, стержень в нём представлял собой фарфоровую краску. Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым, ложился неровно. Взялась за новинку только Анна Адамовна. Правда, впоследствии «Кобальтовую сетку» стали наносить всё-таки обычными красками. Узор получился очень красивым, он понравился всем и был, так сказать, взят на вооружение. Но громкая слава к художнице не пришла - правда, за новшество её наградили орденом Красной звезды.
Скромная, незаметная Анна Адамовна продолжала трудиться. Расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры. Она была одним из авторов монументальной вазы «Победа» - к первой годовщине нашей Победы над фашистами. Мастерски выполняла портреты на фарфоре - к примеру, портрет Кирова на чайнике из сервиза «Московское метро». В работе, в племяннице Музе Изотовой, которая трудилась здесь же, и в коллегах сосредотачивалась жизнь художницы. Её любили сослуживцы. Особенно мне было приятно и я Вам благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трёх лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий - голода, холода и эксплуатации. Мне очень приятно, что Вы сделали ряд успехов в искусстве.
Старайтесь, старайтесь, успех достигается ценой большого напряжения творческих сил и труда. Меня удивляет мужество, с каким Вы перенесли нечеловеческие страдания, мучительный голод и холод блокады, а особенно Вы, которая всегда была слабенькой и бледной. Но теперь вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю... Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда». А «Кобальтовая сеточка» в широкий тираж вышла в 1950 году. Наносили её уже только кисточкой, на самом фарфоре делали специальные желобки, чтобы линии получались ровными. Окончательный вариант росписи исполнила ученица Анны Адамовна Ольга Долгушина. У художницы Яцкевич было слабое здоровье - кто из переживших блокаду мог им похвастаться? Ездила за здоровьем, за жарким солнцем, за прогретым южным воздухом.
Но кто из нас знает, где найдёт удачу, а где прячется беда? Именно там, на Кавказе, художница простудилась. И в 1952 году на сорок восьмом году жизни умерла.... А в 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий. Ленинградский завод привёз огромную коллекцию своих лучших изделий. И была представлена, так сказать, линейка нынешней продукции - в основном, чайная посуда. Её не готовили специально к выставке, назначение этих вещей здесь было другое: показать широту ассортимента, но не поразить художественным мастерством. И вдруг сервиз с «Кобальтовой сеткой» получил главную награду - золотую медаль за узор и форму а форму придумала Серафима Яковлева. И началось его триумфальное шествие по стране...
У Анны Адамовны есть и ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка», только иначе. Это логотип завода - ЛФЗ. Он тоже выполнен в голубых тонах с золотыми штрихами. И известен каждому, у кого есть хоть один предмет, выполненный на этом заводе. Он - единственный рисунок Анны Адамовны, который она не подписала. На остальных работах она ставила метку «А. Яцкевич» и дату. February 3rd, 2018 , 12:23 am Тонкий и звонкий фарфор, из которого сделана эта чашка, белейший, полупрозрачный костяной, выпускается в России только на Императорском фарфоровом заводе, бывшем Ломоносовском, бывшем же Императорском. Костяной он потому, что почти наполовину состоит из костной муки, которая делает его таким легким, тонким и белым.
А рисунок на чашечке - самая знаменитая, самая узнаваемая роспись петербургского завода - «Кобальтовая сетка», орнамент из перекрещивающихся косых темно- синих линий с золотистыми звездочками в местах их пересечения. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич. Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой. Фарфоровый кофейный сервиз, форма «Тюльпан», рисунок "Кобальтовая сетка", Императорский фарфоровый завод. В 1958 году «Кобальтовая сетка» - простой и элегантный узор, покорила мир. В том году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания , в том числе и предметы, украшенные этой росписью.
Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда - за узор и форму сервиз получил золотую медаль. Яцкевич расписывает сервиз «Московское метро». Фото Н. Cэкке октябрь 1936 года. Анна Адамовна Яцкевич в 1930 году закончила Ленинградский художественно-промышленный техникум и с 1932 года до самой своей смерти в 1952 году проработала на ЛФЗ художником по росписи фарфора. Но узнать, какой огромный успех выпадет на долю ее росписи, Яцкевич не успела: когда «Кобальтовая сетка» неожиданно для всех получила высшую мировую награду, Анны Адамовны уже не было в живых. Ей было всего 48 лет и она ушла так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора… Художник ГФЗ имени Ломоносова А. Фото П. Машковцева 3 марта 1939 года.
Зато теперь каждый, кто пьет кофе из чашечки с таким рисунком, сам того не зная, отдает дань памяти художнице и трагедии - личной и всей страны. Как же возник узор «Кобальтовая сетка»? Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него. Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз - произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII.
Яцкевич» и дату. Названия , с 1765 — Императорский фарфоровый завод , с 1917 — Государственный фарфоровый завод ГФЗ — аббревиатура клейма , в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. Ломоносова ; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. Ломоносова , наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод — до 2005 года. Фарфор ЛФЗ. Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. За всё время пребывания в России 1744-1748 он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера за границей или доверить производство Дмитрию Виноградову , русскому химику, сподвижнику М. Ломоносова , зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы в ноябре 1744 года и с самого начала приставленного к Гунгеру для обучения. Выбор Черкасова оказался удачным: Виноградов смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора. Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался в 10 верстах от Петербурга. В настоящее время он находится в черте города пр. Обуховской Обороны, 151. На заводе работал выдающийся ученый Качалов, Николай Николаевич 20 июня 1883, Санкт-Петербург — 19 июня 1961, Ленинград , химик-технолог, специалист в области оптического стекла, один из первых отечественных разработчиков технологии его варки и основатель теории его холодной обработки шлифовки и полировки , организатор науки и производства, организатор художественного стеклоделия. В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод является собственностью главы «Уралсиба» Николая Цветкова. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод». Кобальтовая сетка Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых является «кобальтовая сетка». Сама же Анна Адамовна Яцкевич 1904-1952 , выпускница Ленинградского художественно — промышленного техникума 1930 г. Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952 г. О триумфе своей росписи в Брюсселе она, к величайшему сожалению, так и не узнала. История создания сервиза связана с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. Продукция С 2005 года ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор». Примечания Ссылки Узор «Кобальтовая сетка» знаменит и узнаваем во всем мире. Это изысканное сочетание глубокого синего и белоснежного используют для сервизов, обеденных наборов. Украшенная кобальтовой сеточкой посуда подходит для сервировки столов на самых торжественных мероприятиях. Воплощение простоты, элегантности и какой-то ненавязчивой, но безоговорочной торжественности — главные отличительные черты орнамента. Он смотрится по-настоящему стильно и дорого. История Впервые эта роспись появилась на фарфоре в 1945 году. Сегодня она является фирменным знаком мастерами которого была придумана и создана. Автор узора «Кобальтовая сетка» — художница Анна Яцкевич. Сервизы с такой росписью на ЛФЗ стали выпускаться сразу же после победы в войне. Первая проба была в другом цвете, но уже через год Яцкевич обыграла свой узор по-новому, создав ту самую кобальтовую роспись. Чайный сервиз «Тюльпан» стал первым в серии. Специалисты сегодня уверены, что бело-кобальтовый орнамент и утонченная форма тюльпана составляют поразительный по красоте союз. Художницу вдохновила посуда императорского двора, расписанная изысканной кобальтовой вязью. Хотя есть свидетельства того, что ее ставший впоследствии знаменитым сервиз изначально был золотым. Стержнем карандаша была краска для росписи фарфора. Художники завода попробовали, но не оценили новинку. И только Анне Яцкевич новый карандаш понравился. Она решила освоить технологию и расписала им свой первый сервиз «Кобальтовая сетка». Сегодня не все исследователи верят в эту версию, но тот экземпляр сервиза и по сей день хранится в экспозиции Русского музея. Престижная победа В 1958 году «Кобальтовая сетка» удостоилась высокой награды. На Всемирной выставке в Брюсселе был представлен чайный сервиз. Примечательно, что он не был специально изготовлен для международной презентации, а входил в то время в ассортимент завода, что относило его не к эксклюзивным вещам, а к товарам народного потребления. Но тем ценнее его победа — золотая медаль. К тому времени Анны Яцкевич уже не было в живых. О триумфе своего творения она так и не узнала. Узор «Кобальтовая сетка» в современном искусстве Орнамент не теряет актуальности и в наши дни. Эксклюзивные права на него имеет завод ЛФЗ. Сегодня олицетворением изысканного русского фарфора является именно узор «Кобальтовая сетка». Посуда для чаепитий и торжественных званых обедов, вазы и сувениры, чашки с утонченной росписью знамениты на весь мир. Анна Адамовна Яцкевич 31 июля 1904-1952 , выпускница Ленинградского художественно — промышленного техникума 1930 г. Кроме того, в этом же техникуме окончила трехгодичное обучение по искусству книги и плаката. По окончании техникума 10 июля 1930 года была направлена на стажирование на завод «Красный фарфорист» в городе Волхове. В предвоенные годы А. Яцкевич много и плодотворно работала — ею созданы вазы, в том числе с с портретами Сталина и других политических деятелей, сервизы «Комсод», «Московское метро» и другие, различные чашки с блюдцами, стопы юбилейные, флаконы и другие изделия. В 1936 году А. Яцкевич создала логотип «ЛФЗ», ставший с тех пор маркой завода и наносившейся на донышках всех выпускаемых до 2006 года на заводе предметов. Яцкевич постоянно участвовала в выставках художников города и страны. Была отмечена значком «Отличник социалистического соревнования Наркомпромстройматериалов», денежными премиями дирекции завода и наркомата. Фото П. Машковцева 3 марта 1939 года. С началом Великой Отечественной войны завод, музейная коллекция и часть сотрудников были эвакуированы из Ленинграда в далекий Ирбит. Некоторые заводские художники остались в блокадном городе. Беспалова-Михалева писала: «А. Яцкевич оставалась на казарменном положении при пустующем фарфоровом заводе, где директором в эту пору был бывший бухгалтер завода А. Как-то поздней осенью 1941 года я и художник Л. Блак решили навестить наш завод. По мастерским художественной лаборатории гулял ветер, разметая листы старинных библиотечных книг, брошенных в беспорядке на волю судьбы. Анна Адамовна рассказала нам, что камуфлирует корабли, прижавшиеся к Невской набережной у завода, запасом фарфоровых красок. Было холодно, пустынно, грустно…» Личная заслуга А. Яцкевич — спасение уникальной библиотеки завода. Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг. Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки. Стала разбираться и выяснила — коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки. Яцкевич решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку. В своей автобиографии А. Яцкевич пишет «мать Анастасия Яковлевна и сестра София погибли в тяжелые дни блокады Ленинграда в 1942 году». Яцкевич была награждена медалью «За оборону Ленинграда. Суетина постепенно стала возобновлять свою работу художественная лаборатория завода. Летом 1944 года планировалось отметить 200-летие со дня основания завода и Н. Суетин обратился к художникам с призывом создать произведения к этому знаменательному событию. Анна Адамовна Яцкевич была награждена орденом «Красной звезды». В ноябре 1944 года А. Яцкевич закончила работу над сервизом «Кобальтовая сеточка» на форме скульптора С. Яковлевой «Тюльпан». Под руководством Н. Суетина А. Яцкевич вместе с художниками А. Скворцовым, Л. Протопоповой и Л. Лебединской работала в 1945-1946 годах над созданием монументальной вазы «Победа» к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. Яцкевич была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Фото 1947 год. В послевоенные годы А. Яцкевич были созданы различные вазы «Орнаментальная», «Люкс», «Кобальтовая» и другие, сервизы для массового производства «Декоративный», «Летний», «Московский», «Желтый фон», «Праздничный» и ряд других, различные чашки с блюдцами. Анной Адамовной была создана роспись большой вазы скульптора Э. Криммера с портретом К. Ворошилова и с картиной «Первая Конная», расписан Кубок Большой Невы, расписан сервиз «Декоративный» на форме «Лотос», где она показала высокий класс мастерства цировки золота и смелое сочетание синего тона с красным селеном. Мастерство Анны Адамовны отличается тонкостью, ювелирностью, точностью композиционных построений. Оно воспитано на лучших традициях старейшего фарфорового завода страны». Как часто бывает в жизни, автор не дожил до заслуженного признания своего замечательного произведения. В октябре 1951 году А. Яцкевич ушла в очередной отпуск, съездила на Кавказ, потом заболела и 13 мая 1952 года на 48-м году жизни скончалась. Похоронена на Богословском кладбище Ленинграда. СССР принимал в ней участие, занимая целый павильон. Одним из предприятий страны, представленных на выставке, был Ленинградский ордена Трудового Красного знамени фарфоровый завод имени Ломоносова, изделия которого вызвали огромный интерес и были удостоены высоких наград выставки. За гармоничное сочетание формы и росписи, простое и образное решение сервиз «Кобальтовая сеточка» был удостоен «Золотой медали» автор А. Яцкевич, посмертно. В 2015 году АО «ИФЗ» с успехом отмечалось 70-летие создания и 65-летие начала промышленного производства сервиза «Кобальтовая сетка». Созданный талантливым русским художником Анной Адамовной Яцкевич в военном городе-герое Ленинграде сервиз «Кобальтовая сетка» стал не только знаковой вещью первого в России фарфорового завода, но и символом нашего города, олицетворением классического петербургского стиля. Сервиз «Кобальтовая сеточка». Автор и испонитель А. Яцкевич, ноябрь 1944 год. Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная роспись золотом, цировка. ГФЗ имени Ломоносова, 1944 год. Собрание ГЭ. Воспроизведение факсимиле автора на дне чайника. Чашка с блюдцем из сервиза «Золотая сеточка». Автор росписи А. Яцкевич, 1948 год. Форма «Тюльпан», автор С. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка. ГФЗ имени Ломоносова, 1950-е годы. Источник 22 января 2016, 15:51 Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых является «кобальтовая сеточка». Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора. Этот узор появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Это был не просто геометрический орнамент. Художница Анна Яцкевич, автор знаменитого синего логотипа ЛФЗ, расписала сеточкой сервиз скульптора Серафимы Яковлевой в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. Другие изделия завода. Кружка «Молоко». Форма Н. Данько 1918 Роспись А. Государственный Эрмитаж Декоративное блюдо «Поклон И. Cказка 1» Автор — О. Модель К. Рауша фон Траубенберга, роспись В. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, серебрение. Павлова Инна Анатольевна Цель моей статьи — рассмотреть художественные особенности одного из самых популярных современных рисунков тиражируемых изделий Императорского фарфорового завода, который вошел в его историю под названием «кобальтовая сетка». Для этого было необходимо ознакомиться с историей Императорского фарфорового завода и музея при нем. Изучить ассортимент выпускаемых изделий и выделить самые популярные, являющиеся брендом фирмы, представить творчество самых известных художников предприятия в создании формы изделий и росписи. Фарфор — благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи. Императорский фарфоровый завод, он был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы, стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Талантливым русским ученым Д. Виноградовым 1720-1758 был открыт секрет изготовления «белого золота». В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260 летнюю историю первого фарфорового завода России. В наше время Завод специализируется, на выпуске изделий, которые декорируются надглазурной и подглазурной росписью, ручным, механизированным и комбинированным способом нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Широко применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ. По заказу завод изготавливает реплики из музейных коллекций продукцию в широком диапазоне: от домашнего сервиза и памятного сувенира — до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков. Так, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга все столы на торжественных приемах были накрыты посудой с маркой «ЛФЗ». На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» С. Яковлева, А. Яцкевич , удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.
Блокадный узор — Кобальтовая сетка
В 1819 году в Санкт-Петербурге открылся второй магазин фабрики. Помимо этого, проводились публичные аукционы [1]. Впоследствии Гурьев договорился с руководством 15 губерний о том, что им будет предоставлена возможность комиссионной торговли продукции завода. На заводе изготавливали высококлассные предметы и комплекты для подношений императору. До 1832 года подарки готовились к Пасхе и Новому году, после — добавилось Рождество. Помимо этого, завод выполнял личные заказы императорской семьи и Великих князей [10]. Выполнялись заказы для других государственных структур, а также для дипломатических подарков. Такой объём государственных заказов привёл к тому, что руководство завода игнорировало потребности рынка, и частные заказы не обеспечивали дополнительного дохода предприятию. Постоянно поступающие казённые заказы позволили выплатить долг Кабинету ЕИВ в размере 150 тысяч рублей, который накопился с 1817 года.
Уровень заработных плат простых рабочих во время правления Николая I составлял 400 рублей серебром в год, что считалось хорошим жалованьем [11]. Высокие цены на продукцию завода привели к тому, что накопились излишки товара. К 1828 году при заводском магазине было готовых изделий на 200 тысяч рублей, в магазине в центре Санкт-Петербурга — на 105 тысяч, в Гостином дворе — на 15 тысяч, в Москве — на 62 тысячи, на Нижегородской ярмарке — на 30 тысяч. Это привело к тому, что многие отделения, включая московский магазин, были закрыты. Остатки товаров продавались с аукциона значительно ниже обычных цен. Были закрыты все магазины кроме заводского и петербургского. Последний был переведён в Кабинет Его Императорского Величества, где действовал до 1856 года [7]. Во время правления Николая I основной продукцией завода были вазы.
Часть из них повторяла античные формы: древнегреческие, древнеримские и древнеегипетские. Помимо этого, были популярны японские и китайские формы. Выпускались вазы с рокайльными сюжетами, повторяющие продукцию Мейсена. В 1835 году были утверждены правила продажи продукции завода частным лицам. В 1837 году на заводе была устроена комната для демонстрации образцов, которая к 1845 году превратилась в музей. Клиенты завода могли выбрать продукцию как в демонстрационной комнате, так и в фирменном магазине в центре Санкт-Петербурга [8]. В зависимости от объёма заказа предполагалась скидка в 10 и 20 процентов, большие скидки давались по личному указанию директора завода. Расчёт велся преимущественно за наличные деньги, но была возможна продажа в кредит.
Для стимулирования личного интереса, директор завода получал процент с продаж. В 1829 году в Санкт-Петербурге прошла выставка мануфактурных произведений, на которой была представлена продукция завода на сумму 38768 рублей. В том числе были представлены три большие вазы, которые вызвали повышенное внимание со стороны жюри и получили хорошие отзывы. Впоследствии завод успешно экспонировал предметы на выставках в 1833, 1839, 1849, прошедших в Санкт-Петербурге и в 1843 и 1853 годах в Москве. Из-за сложности транспортировки в Москву не отправлялись крупные предметы. Изделия завода были представлены на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Продукция получила медаль, а работники — две медали второй степени. Во время правления Николая I в живописной мастерской завода расписывали витражи, однако больших успехов в этом направлении достигнуто не было.
При Николае I заводом управляли: С. Комаров , П. Пенский 13. Галямин , А. Озёрский , П. Во время правления Николая I существовала практика согласования императором заказов Императорскому фарфоровому заводу. В это время на предприятии выпускались изделия, относящиеся к различным стилям: античному, византийскому , древнерусскому и восточному. Активно копировались картины классиков европейской живописи, которые наносились на вазы.
Активно копировались керамические изделия как западных, так и российских заводов. Мода на египетскую тему привела к размещению на Университетской набережной двух египетских сфинксов. Для этих изделий на заводе были изготовлены чаша и ваза. В это же время были изготовлены люстры для Кремлёвского дворца. Они состояли из бронзовой основы и фарфоровых вставок [10]. В 1837—1838 годах на заводе по эскизам архитектора и историка искусства Фёдора Солнцева для Большого Кремлёвского дворца был создан сервиз, получивший название « Кремлёвский ». В истории завода это стал один из самых больших сервизов: только тарелок было изготовлено 4000 [12]. Этот человек стал покровителем завода.
В 1853 году он предоставил подробный доклад по фарфоровому заводу, где высказал сомнения по поводу правильности управления финансами предприятия и привёл примеры управления иностранными производствами, в частности, Севрской фарфоровой мануфактурой [11]. По инициативе Перовского начали выделяться субсидии на поддержку Императорских фарфорового и стеклянного заводов. Первая часть субсидии в 37000 рублей выделялась на заработную плату художников, так как именно эти сотрудники определяли художественный уровень завода. Вторая часть, — 82000 рублей, выделялась на оборотные нужды завода и должна была быть возвращена. Уровень зарплат был повышен. Директор получал 1500 рублей, декоратор и скульптор — по 1500, живописец — 2500, художник проектов — 2500 [1]. Благодаря этим сбережениям были назначены пенсии: от 250 до 500 рублей мастерам, мастеровым — от 60 до 120 рублей в год. Отдельные выплаты были положены вдовам и сиротам.
В 1842 году было создано богоугодное заведение. В тот же период была создана пожарная команда [11]. Для поддержания порядка и обеспечения морального облика работников, на территории завода были запрещены трактиры. Работали две винные лавки. Для поддержания культурного уровня был организован хор певчих, который пел как в храме, построенном на заводе, так и во время внутризаводских мероприятий [11]. В 1855 году директором стал А. Сивков , который вскоре стал управляющим всеми императорскими заводами, а директором фарфорового завода был назначен П. Затем директорами были В.
Ренненкампф и А. В это же время было отмечено ухудшение обжига и снижение художественного достоинства и стильности изделий. В 1880-х годах была запрещена продажа фарфора частным лицам. Директором завода был Д. Гурьев , а при Николае II — Н. Валериан Емельянович Галямин 1794—1855 был назначен директором в 1832 году. Руководя до этого топографическим училищем, он сумел как-то вручить императрице два альбома своих акварелей. Возможно, не это сыграло роль при выборе его кандидатуры на должность директора изящного завода, но его вкус к прекрасному очевидно сказался на продукции предприятия.
При Галямине стали работать такие художники-мастера, как А. Воронихин, С. Были построены лазарет , аптека, богадельня.
В 1958 году «Кобальтовая сетка» — простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда — за узор и форму сервиз получил золотую медаль. Анна Адамовна Яцкевич 1904-1952 , выпускница Ленинградского художественно — промышленного техникума 1930 г. Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952г.
Художник по росписи фарфора. Слава к ней, как к создательнице знаменитой «Кобальтовой сетки» пришла только после смерти. О триумфе своей росписи в Брюсселе она так и не узнала. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора. Как же возник узор «кобальтовая сетка»? Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II.
Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него. Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз — произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII.
Хотя есть свидетельства того, что её ставший впоследствии знаменитым сервиз изначально был золотым. Предметная композиция. Россия, С. Невская порцелиновая мануфактура с 1765 - Императорский фарфоровый завод Сервиз «Собственный» императрицы Елизаветы Петровны в Эрмитаже Сыграл свою роль сервиз «Собственный», изготовленный в середине XVIII века для императрицы Елизаветы Петровны мастером Дмитрием Виноградовым - основоположником русской школы фарфора. Стержнем карандаша была краска для росписи фарфора. Художники завода попробовали, но не оценили новинку. И только Анне Яцкевич новый карандаш понравился. Она решила освоить технологию и расписала им свой первый сервиз «Кобальтовая сетка». Сегодня не все исследователи верят в эту версию, но тот экземпляр сервиза и по сей день хранится в экспозиции Русского музея. Кстати, авторству Яцкевич принадлежит еще один необычный узор - фирменный вензель Ломоносовского фарфорового завода, которым завод клеймит свои изделия и сегодня. Узор получился очень красивым, он понравился всем и был, так сказать, взят на вооружение. Но громкая слава к художнице не пришла - правда, за новшество её наградили орденом Красной звезды. Наносили «Кобальтовую сеточку» уже только кисточкой, на самом фарфоре делали специальные желобки, чтобы линии получались ровными. Окончательный вариант росписи исполнила ученица Анны Адамовны - Ольга Долгушина. К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до триумфа своего узора. Здоровья, подорванного блокадой, для долгой жизни ей не хватило. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что её рисунок стал символом русского фарфора...
Сама художница не дожила до этой победы, но увековечила свое имя в истории русского фарфора. Советская делегация не ожидала громкого успеха. Это объясняют тем, что обычно к выставкам такого уровня готовят специальные экземпляры, разрабатывают новые формы, ищут неординарные решения. А кобальтово-сетчатый сервиз ЛФЗ массово выпускали уже почти 10 лет. Чайная пара без золотых бабочек на сетке. На посуде клеймо ЛФЗ: Сегодня фирменный орнамент наносят уже не вручную, а используют технику перевода — деколирование. Покрывают сеточкой самые разные формы. Форма «Тюльпан» Купольная форма Питерцы выпускают посуду с вариантами легендарной сеточкой, заменив кобальт на красный цвет и золото. Называются варианты соответственно «Блюз» и «Джаз». Серия посуды формы «Соло» Производство в период оттепели и застоя Не прекращавший работу даже во время обороны Ленинграда, после восстановления страны завод вышел на новый уровень. Известный уже на весь мир под маркировкой «ЛФЗ», фарфор стал эталонным. Тончайший, полупрозрачный, поющий. На фоне «народных» брендов — Дулево , Вербилок и других, бывших кузнецовских — посуда ЛФЗ отличалась аристократизмом. Стоимость сервизов из северной столицы тоже была всегда на порядок выше. Сливочно-белый оттенок, полупрозрачные стенки почти невесомых изделий заслуживают высокой оценки. Завод в новейшей истории Через 265 лет после создания Порцелиновой мануфактуры в городе, которому вернули гордое имя Санкт-Петербург, поменяли и название главного фарфорового завода России. Он снова стал Императорским в 2005 г. Сахарница, заварник, конфетница начала XXI в. Такое клеймо ставили с 2002 по 2006 гг. На продукции вновь переименованного ИФЗ ставят клеймо, как на следующем фото: На авторских работах добавляют фамилию и инициалы художника, название изделия. Изюминки ассортимента Вековые традиции — это ИФЗ, фарфор сегодня — постоянный поиск свежих идей, реплики старинных сервизов и новейшие тенденции. Причем любое изделие, будь то комплект посуды, декоративные тарелки или вазы для украшения интерьера, вызывает интерес коллекционеров. Чайный сервиз «Осколки» 6 персон, 22 предмета.
История рисунка “Кобальтовая сетка” на фарфоре
Начинается выставка с чашек с «кобальтовой сеткой». Эскиз был придуман еще в 1944 году художницей Анной Яцкевич. В конце 1950‑х годов «сетка» стала символом ЛФЗ/ИФЗ и остается им по сей день. Сегодня «героем» публикации будет посуда линии «КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА» Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Получилось получить недостающую чашку теперь набор весь в год мечты сбываются может кому-то повезёт. Если же нет будем пить ч. Смотрите онлайн видео «РАСПАКОВКА ТОВАЯ СЕТКА. Сегодня «героем» публикации будет посуда линии «КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА» Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился.
Рисунок блокады: история «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода
Блокадная сетка Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод. Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка». Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой». Эта нежно холодная роспись «родилась» в 1944 году, а к концу 50-х стала фирменным узором предприятия. Именно она придумала узор «Кобальтовая сетка», который потом получил множество наград и стал одним из самых знаменитых в России. Как рассказывают на заводе, в настоящее время несколько видоизмененный рисунок «кобальтовая сетка» выпускается более чем на 100 наименованиях изделий. "Кобальтовая сетка".
Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ
О том, как она ждёт своего читателя, как бывает рада побывать у вас в гостях, как устаёт стоять без движения на полке... Не заставляйте книгу скучать, приходите в библиотеку почаще! Рада приветствовать Вас! Это информационно-познавательный блог школьного библиотекаря.
Блог рассказывает обо всём интересном, что происходит вокруг, а также о книгах, чтении, библиотечных блогах, о нашей библиотеке и о других библиотеках страны и мира. Здесь Вы можете узнать много нового и полезного, подобрать интересные книги для чтения, посмотреть видеоролики, прогуляться по занимательным ссылкам. Не покидайте блог, не узнав для себя чего-то нового!
Подсказочка Для поиска интересующей Вас статьи или темы, Вы можете воспользоваться строкой поиска, либо ярлыками, либо архивом блога. А можете обратиться к страницам вверху блога, которые систематизируют материалы по назначению. Комментарии и вопросы приветствуются.
Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ ИФЗ и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода — она автор знаменитого логотипа ЛФЗ 1936 г. Другие изделия завода. Кружка «Молоко». Форма Н. Данько 1918 Роспись А. Государственный Эрмитаж Шахматы «Руслан и Людмила». Автор - Э. Декоративное блюдо «Поклон И. Cказка 1» Автор - О.
Белова-Вебер Тарелка «Мельница». Автор А. Щекатихина-Потоцкая, 1920 г. Государственный Эрмитаж. Модель К. Рауша фон Траубенберга, роспись В.
Обновление серии "Кобальтовая сетка" Дизайн сочетает в себе ненавязчивую классику форм с изящным декором, поэтому станет безупречным дополнением как к традиционным коллекциям, так и к креативным новинкам от «Императорского фарфора».
В оформлении был использован самый известный рисунок ИФЗ — «Кобальтовая сетка». При создании столового стекла мы обратили особое внимание на удобство, поэтому все предметы стали легче и комфортнее в использовании.
Яцкевич расписала изящным сине-золотым орнаментом на белом фоне пять предметов чайной посуды формы «Тюльпан» скульптора С.
Яковлевой — чайник, сахарницу, сливочник, чашку с блюдцем. Есть несколько версий того, что послужило основой появления этого рисунка. Возможно, это было навеяно и окнами блокадного города.
Все окна в городе были перекрещены бумажными лентами, защищавшими оконные стекла от взрывных волн. А перекрестья прожекторов ищущих в небе вражеские самолеты. Все эти ассоциации могли навеять мотив «сетки» Существует и другая версия появления популярного декора.
В блокаду водоснабжение было нарушено и Анна Яцкевич с другими сослуживцами, ходила на Неву зимой долбить прорубь в реке.
История знаменитого узора «Кобальтовая сетка» от ИФЗ
Кофейный сервиз лфз, кобальтовая сетка. новый. знаменитая "кобальтовая сетка" - напоминание о блокаде Кобальтовая сетка императорский фарфоровый история. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода. Красивый геометрический узор «Кобальтовая сетка» уже давно стал визитной карточкой Императорского фарфорового завода (г. Санкт-Петербург). Сегодня Императорский фарфоровый завод продолжает выпускать сервизы с знаменитым рисунком: набор на шесть персон стоит 40 тыс. рублей. Кроме множества сувениров в виде магнитиков, канцелярии и самых вкусных конфет с кондитерской фабрики им. Крупской туристы часто везут из Санкт-Петербурга изящнейшие чашечки с кобальтовой сеткой и другую красивую посуду с Ломоносовского фарфорового.
[кобальтовая сетка] в категории фарфор, фаянс, керамика
Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. В фирменном интернет-магазине кобальтовая сетка продаются по рекомендованным ценам Императорского фарфорового завода. В каталоге кобальтовая сетка Императорский фарфоровый завод представлены 29 изделий ЛФЗ. Похожие. Следующий слайд. ИФЗ/ЛФЗ Комплект чайный "Кобальтовая сетка", 3 предмета Императорский фарфоровый завод. Похожие. Следующий слайд. ИФЗ/ЛФЗ Комплект чайный "Кобальтовая сетка", 3 предмета Императорский фарфоровый завод. Набор декоративных вазочек (лфз Кобальт), высота 16 см+ 14 см+ 12 см. Продаются комплектом.