Теодор Курентзис — один из самых известных и своеобразных молодых дирижеров нашего времени. Хотел бы встретиться с Теодором Курентзисом лично и поговорить с ним об этом. Теодор Курентзис. © Александра Муравьева. В интервью ТАСС мастер рассказал о премьере, а также о том, почему он остается работать в Пермском театре оперы и балета, несмотря на все трудности. Teodor Currentzis, Peter Sellars, the international cast of soloists, and the Utopia Orchestra and Choir presented Purcell’s semi-opera as a concert performance at the Felsenreitschule, one of the Salzburg Festival’s principal stages.
Биография Теодора Курентзиса
В середине 2000-х еще известный скорее профессионалам Теодор стал главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета, там основал оркестр и хор musicAeterna, а в 2011-м почти в полном составе перевез их в Пермь, став худруком Пермского оперного театра. Фото: Александра Муравьева 2010-е — годы, когда в дни крупных премьер Теодора утренние рейсы Москва—Пермь были на треть, а в дни Дягилевского фестиваля — почти полностью наполнены меломанами, интеллектуалами, журналистами и модниками; годы, когда в оборот вошло словосочетание «пермский Моцарт», относившееся не то к исполнительскому стилю легендарных записей Теодора тех лет, не то к нему самому; когда в одной из пермских кондитерских по дороге к театру продавались пирожные с темным шоколадом под названием «Ночь с маэстро» или это все-таки городская легенда? Эти годы сложно забыть любому, кто был к ним причастен, не говоря уже о том, что они сделали Курентзиса всероссийской и европейской звездой: постоянным участником Зальцбургского фестиваля и главным дирижером немецкого оркестра SWR в Штутгарте. В 2019-м «пермский период» закончился: Курентзис и его оркестр переехали в Петербург, где разместились в одном из знаковых пространств города, Доме Радио на углу Итальянской и Малой Садовой улиц, откуда вела свои трансляции во время блокады Ленинграда Ольга Берггольц, где бывали Шостакович и Мария Юдина. Дом Радио превратился в поражающий воображение хаб «другого» искусства и интеллектуальной культуры: помимо выступлений musicAeterna и камерных вечеров артистов оркестра там бурлят события в диапазоне от лекций или кино- и слушательских клубов до таинственных «концертов-мистерий» или «сеансов партиципаторного погружения». Заявлений от Курентзиса, однако, ждали: летом 2022 года несколько выступлений musicAeterna в Парижской филармонии, Баварской опере и т. Одиозный музыкальный критик Норман Лебрехт назвал коллектив Курентзиса «Газпром-оркестром», намекая на то, что энергетический гигант выступил спонсором российского тура musicAeterna в 2022-м. В день написания этого текста Теодор Курентзис триумфально выступил с Третьей симфонией Густава Малера в Берлинской филармонии.
Он дирижировал своим новым коллективом, Utopia: международным оркестром, который существует на деньги европейских фондов и частных донаторов и работает по сессионному принципу — то есть собирается для конкретной программы или тура. Ранее сообщалось , что Utopia, как и оркестр musicAeterna многие музыканты которого играют в обоих проектах станут резидентами Дома Радио — но теперь уже берлинского; бывшего восточногерманского радиовещательного центра Funkhaus, который работает сейчас как площадка для музыкальных событий и техно-вечеринок.
Оба слова имеют одинаковый корень, но часто в жизни они бывают полностью противоположны по смыслу, — говорит дирижер в своем прощальном письме. В послании Теодор Курентзис также выражает благодарность многим людям, с которыми ему удалось поработать за эти годы.
Так, дирижер говорит о том, что с большим уважением относится к бывшему губернатору Пермского края Олегу Черкунову, — Теодор разделял его идею о том, что у города должна быть мечта. Курентзис также обратился к своим друзьям и коллегам: солистам, оркестрантам, хористам, танцорам, а также посвятил отдельные строки своим пермским зрителям. Хочу поблагодарить всех тех людей, которые никогда не выходили на сцену, — тех, кто надел венок славы неизвестного. Моих любимых пермских зрителей, которые прошли этот тяжелый путь со мной, чтобы говорить в этом письме на одном языке.
И, наконец, администрацию Пермского края, потому что без их полнейшего непонимания, отсутствия трепета и чуткости я никогда не нашел бы силы принять решение покинуть свой рай. До встречи на Дягилевском фестивале! Теодор Курентзис родился в Афинах и с самого детства проявлял большой интерес к музыке: в четыре года начал играть на фортепиано, а с семи лет стал брать уроки игры на скрипке. В 1987 году Теодор окончил теоретический факультет Греческой консерватории, в 1989-м — факультет струнных инструментов.
Есть мнение, что помимо директора необходим музыкальный руководитель из числа людей, готовых сотрудничать с Курентзисом. Информированный источник называет в качестве предложенной Курентзисом кандидатуры Валентина Урюпина, бывшего кларнетиста и дирижёра оркестра MusicAeterna, а сейчас — руководителя симфонического оркестра Ростовской филармонии. Планируется также сформировать худсовет, который будет определять названия новых репертуарных спектаклей и кандидатуры постановщиков. По договорённости с минкультом у Курентзиса в Перми будет постоянная резиденция в ДК им. Солдатова, где для него оборудуют рабочий кабинет. Расписание работы дворца будет скорректировано с учётом пожеланий дирижёра. В частности, репетиционную базу и основную площадку Пермского губернского оркестра под управлением Евгения Тверетинова планируется перенести в ДК им. Калинина, где заканчивается капитальный ремонт.
По словам источника в минкульте, в новом помещении у духового оркестра будут более просторные и более хорошо оборудованные площади. Работа детских творческих кружков ДК им. Солдатова не претерпит изменений. Это решение со всей очевидностью показывает, что Курентзис старается дистанцироваться от театра, очевидно, опасаясь, что появление Владимира Кехмана на совещании у губернатора, посвящённом строительству нового здания Пермской оперы, — это не случайный эпизод. В случае прихода Кехмана с командой Курентзис совершенно точно не будет с ними сотрудничать. Пока что Вячеслав Торчинский уверяет, что строительство новой театральной сцены будет идти в запланированном порядке и при этом будут учитываться все пожелания Теодора Курентзиса. Андрей Борисов, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета: — Наступает время перемен. В конце августа Теодор Курентзис покидает пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета.
Мне очень жаль, что это произошло, но я уважаю позицию Теодора. Театр вступает в новую реальность, его ожидает переходный период. Мы будем сохранять и развивать традиции, заложенные Теодором, держаться курса, им намеченного. Вместе с тем Теодор остаётся с нами и со своим зрителем, которого уважает и не в силах покинуть. Эпоха Теодора Курентзиса в Перми продлилась всего восемь лет, но какие это были годы! Его стремление к запредельному качеству исполнения определило место Пермской оперы в авангарде современного театрального контекста. Наш театр стал конкурировать не только со столичными театрами, но и с лучшими мировыми сценами, нередко определяя зарубежную новостную повестку. В 2018 году хор MusicAeterna был назван лучшим коллективом мира, став лауреатом премии International Opera Awards — оперного «Оскара».
Труппу театра, которую благодаря усилиям и таланту Теодора отличают высокое качество исполнения и профессиональный подход к подаче материала, ждут на крупнейших мировых фестивалях и в самых знаменитых концертных залах.
Еще в 22 года он приехал из Греции учиться дирижированию в Россию, потому что ему показалось, что здесь в 90-х была жива вера в высокие идеалы. Другая составляющая популярности — работоспособность и непререкаемая, ни с чем не считающаяся вера в успех. Почему дирижер с гастрольным графиком, расписанным на пять лет вперед, и с предложениями контрактов от Парижской оперы до Ковент-Гардена живет и работает в российской провинции? Верит, что и там может сделать чудо и музыкальный театр с мировым именем. Верит и делает: на счету Пермского театра оперы и балета постановки с великими режиссерами, в том числе нашумевшая «Травиата» Роберта Уилсона, который на пресс-конференции сказал: «Нью-Йорк — это провинция, потому что мы там ничего не знаем о том, что происходит в Перми» и имел в виду, конечно, работу Курентзиса.
Третья составляющая — умение руководить оркестром. MusicAeterna Теодора — единственный базирующийся в России коллектив, который приглашают на крупные международные фестивали и лучшие концертные площадки. Ну и четвертая часть — гениальность, без которой ничего великого не получается. Мы узнали у Теодора, из чего она складывается и как в ней сочетаются разум и чувства. Знакомство с любым композитором или дирижером, знание контекста его жизни мешает восприятию его произведений. Все это связано с моими представлениями о человеке.
Я считаю, что у каждого есть, с одной стороны, истинное «Я», природная сущность, поток энергии, который и проявляется через искусство. С другой стороны, есть эго или личность, которая возникает из-за неврозов и закрывает истинную сущность как некий «фасад». Возьмем, например, невроз недополучения любви от родителей в детстве: из-за него человек не может полноценно взаимодействовать с миром, ему приходится изобретать защитные механизмы, отгораживаться от окружения. За время жизни человек обрастает все большим количеством неврозов и защит, и их мы и называем личностью. Судить с точки зрения моих «фасада» и поведения мою работу неправильно. Если я мог бы делать музыку, которую делаю, и не появляться на сцене, ее восприятие было бы более чистым.
Думаю, даже интервью, которое я вам сейчас даю, может в результате помешать восприятию моей работы. Зачем вам знать о грешном прошлом христианских святых? Это так важно? Их святые подвиги нужно знать. Разве важно знать, что Мусоргский был алкоголиком? Как это помогает воспринимать его музыку?
Если человек пишет божественную музыку — он гений. И чтобы интерпретировать и исполнять его музыку, надо с ней слиться, а не вникать в контекст его жизни. Если вы были когда-то влюблены, то поймете: вдруг что-то случается, и вы готовы умереть за другого человека. Это же ненормально. Это мешает? Я знаком со многими знаменитыми композиторами, и я хотел бы не быть с ними знаком.
Я хочу знать их только через их музыку. Например, выдающийся дирижер Николаус Арнонкур крупнейший представитель аутентизма — движения, которое выступает за точное исполнение музыки прошлого, — прим. Арнонкур настолько повлиял на меня, что я не хотел, чтобы его собственное эго, его «фасад» изменили мое отношение к его работе. Помочь справиться со страхом и избавить от одиночества?
Теодор Курентзис: «Я строю свой мир»
Это обычный стиль Теодора Курентзиса, который был в числе слушателей. Необычным оказалось выступление генерального менеджера театра Марка де Мони, который прочел собственное стихотворение на английском языке — раньше он никогда стихов публично не читал. Значит, случай был особенным. Сам Курентзис выступил с туманной, прочувствованной речью. Когда свет зажгли и все собрались расходиться, один из ближайших сотрудников Курентзиса сказал нескольким из нас: «Что ж, Пермь заканчивается. Но место силы возникнет там, где появится Теодор». Этот вечер, как выяснилось, был прощальным. Пермь: начало Теодор Курентзис появился в Перми восемь лет назад в благоприятной обстановке. Возможно, последнему как раз и принадлежала идея переманить Курентзиса из Новосибирска. Тогда место худрука Пермской оперы покидал Георгий Исаакян, перебиравшийся в Москву. В одном из интервью он назвал переход Курентзиса из Новосибирска в Пермь бессмысленным горизонтальным перемещением.
Зачем оно понадобилось? В Новосибирске Курентзис успел создать оркестр и хор экстракласса, а также осуществить первую в истории оперную копродукцию Новосибирска и Парижа.
Театр вступает в новую реальность, его ожидает переходный период.
Мы будем сохранять и развивать традиции, заложенные Теодором, держаться курса, им намеченного. Вместе с тем Теодор остаётся с нами и со своим зрителем, которого уважает и не в силах покинуть. Эпоха Теодора Курентзиса в Перми продлилась всего восемь лет, но какие это были годы!
Его стремление к запредельному качеству исполнения определило место Пермской оперы в авангарде современного театрального контекста. Наш театр стал конкурировать не только со столичными театрами, но и с лучшими мировыми сценами, нередко определяя зарубежную новостную повестку. В 2018 году хор MusicAeterna был назван лучшим коллективом мира, став лауреатом премии International Opera Awards — оперного «Оскара».
Труппу театра, которую благодаря усилиям и таланту Теодора отличают высокое качество исполнения и профессиональный подход к подаче материала, ждут на крупнейших мировых фестивалях и в самых знаменитых концертных залах. Он задал нам всем эту высокую планку, на которую мы будем равняться и впредь. В последние дни мы с Теодором обсуждали празднование 150-летия театра и планы на новый сезон, программа которого сформирована при его непосредственном участии.
Разумеется, мы не расстаёмся, мы будем дружить и сотрудничать, но каким образом это будет происходить, зависит не только от труппы и администрации театра, но и от зрителей. Надеюсь, они нас поддержат. Замечательно, что местом такой реализации для Теодора Курентзиса так долго была Пермь, сначала абсолютно не принимавшая его, позже разделившаяся на два лагеря и уже затем, в завершение романа, в едином порыве протягивающая свои ручки: «Куда же ты?!
Замечательно, что Теодору сегодня не надо доказывать свою необходимость для Перми — все всё понимают. Дальше всё зависит от Перми: если здесь будут созданы для таланта условия лучше, чем где-либо, — Теодор будет работать здесь. Будем надеяться, что серость не займёт места в чиновничьих креслах.
Будем надеяться, что город не станет писать письма, в которых Теодора обвиняют во всех театральных грехах. Будем ждать новых премьер, новых фантастических фестивальных проектов от Теодора. Хочется, чтобы все помнили: для творца родина там, где ему хорошо.
Теодор Курентзис на протяжении последних двух лет занимался Дягилевским фестивалем, концертами, зарубежными гастролями, которые давно уже не укладываются в пермские габариты, и не занимался повседневной жизнью театра. Сейчас эта ситуация перешла в статус официальных договорённостей, и это правильно, потому что если эти договорённости будут соблюдаться, если не возникнет какой-то форс-мажор, если не налетит коршуном Кехман и все не рассорятся, то всё будет хорошо. За Курентзиса можно не беспокоиться: он в любом случае не пропадёт.
Он — человек очень востребованный во всём мире. А вот за его коллектив MusicAeterna тревожно: кому-то из музыкантов придётся бросать в Перми дома, дачи, друзей, коллег и снова обустраиваться на новом месте, а кому-то, наоборот, переживать, что его не взяли в новый проект. Правда, оркестр MusicAeterna всегда наполовину состоял из приглашённых музыкантов, но всё же подобные перемены вряд ли будут безболезненными для коллектива.
Это инициатива оркестра: сделать концерты для тех, кто не может пойти в консерваторию. Для больных, для заключенных. Они хотели играть в хосписе. Но когда пришли и увидели пациентов, у них стали дрожать руки. Хоспис, кто не знает, это лечебное учреждение, где помогают смертельно больным людям — не вылечиться, а достойно умереть без особых страданий.
Впрочем, многолетняя история Первого московского хосписа знает по крайней мере один случай, когда обреченный на смерть больной выздоровел. Двенадцать пациентов хосписа вывезли в холл на кроватях и в инвалидных креслах. Остальные слушают музыку из своих палат. Время от времени звучанию музыки мешает тревожный писк на сестринском посту. Кто-то из пациентов зовет на помощь.
После концерта главный врач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова скажет Курентзису, что по ее экспертному мнению, каждому из двенадцати слушателей он и его оркестр подарили по два дня жизни. Что на Земле полно народу, способного отнять жизнь, но подарить двадцать четыре дня жизни людям… — Вот что вы сделали, Теодор, — будет утверждать Вера Миллионщикова, пожимая Курентзису руки. Мы спрячемся после концерта в кабинете Миллионщиковой, и дирижер скажет мне: — Мы приехали в Москву на «Золотую маску». А заодно… я дружу с Чулпан Хаматовой. Я позвонил ей.
Мы договорились и пришли. Он родился в Афинах. Он говорит по-русски с заметным акцентом. Может быть, поэтому в его устах возвышенные слова типа «духовная жизнь» «музыка — это миссия» звучат нормально. Не думаешь, что он сумасшедший.
Просто думаешь — иностранец. Он скажет: — Есть много людей в России, которые занимаются благотворительностью всерьез. Я и мои оркестранты, мы не можем быть причислены к этим людям. Мы просто играем музыку. И мы получаем от этого не меньше, чем отдаем.
Это у нас лаборатория такая в Новосибирском оперном театре, оркестр Musica Aeterna. Мы концентрируемся на ультрасовременной и барочной музыке. Это музыкальный монастырь у нас. Есть некоторые утопии, которые не к месту в Москве. Здесь все упирается в деньги, особенно такие вещи, как музыка или любовь.
Музыка здесь слишком коммерциализирована. Эксперимент вроде нашего, может быть, и возможно осуществить в Москве, но очень сложно. В Москве все вокруг заставляет музыканта думать о том, сколько он получает в месяц и на какой машине ездит. А у нас машины нет, квартиры нет, и поэтому мы счастливы. Мы проводим двадцать четыре часа вместе.
Читаем книги, учим языки. Он собрал оркестрантов со всей страны. Ходят слухи, будто его лютнист, например, подрабатывает мытьем окон в высотных зданиях.
Оркестр Musica Aeterna Ensemble активно гастролирует по странам Европы и бьёт рекорды по числу номинаций на премию «Золотая маска». Интервью и выступления Теодора Курентзиса Настоящее и творческие планы Летом 2019 года Теодор прекратил работу в Пермском театре оперы и балета. О причинах своего решения рассказал в интервью Ксении Собчак. Новым местом его творческой деятельности стало историческое здание Дома Радио в Санкт-Петербурге, где под репетиции и концерты отведён первый этаж. Такой переезд был встречен с негативом со стороны активистов города, назвавшими ситуацию «варварским захватом» исторического памятника. Они считают, что символ блокадного Ленинграда так и должен им оставаться.
Но здание давно нуждается в ремонте и замене коммуникаций. Дирижёр заявил, что согласовывает с владельцем возможность вернуть прежнюю атмосферу, царившую в здании, и заняться поиском специалистов по оцифровке блокадного радиоархива.
Эффект кукушонка: Теодор Курентзис как мнимая и реальная угроза петербургскому культурному болоту
московская консерватория, ночной концерт, теодор курентзис Поклонники маэстро Курентзиса привыкли к концертам, заканчивающимся далеко за полночь. Биография дирижера Теодора Курентзиса: личная жизнь сейчас, развод с бывшей женой. Правила жизни Теодора Курентзиса. Дирижер, Пермь. Редакция сайта. Российский дирижер греческого происхождения Теодор Курентзис родился 24 февраля 1972 года в Афинах. Биография Теодора Курентзиса: личная жизнь, жена, Юлия Махалина, Инстаграм дирижера, концерты, музыка, оркестр. Теодор Курентзис — один из самых значимых людей в классической музыке — рассказывает о жизни в Греции, величии ее культуры и о самих греках.
Личная революция и отрицание авторитетов: философия Теодора Курентзиса
Теодор Курентзис с отцом и братом В 1990 году талантливый музыкант организовал свой собственный оркестр, играющий камерную музыку. Теодор самостоятельно тренировал и подбирал репертуар для членов коллектива, просуществовавшего четыре года. После дирижер пришел к выводу, что ему необходимо продолжить обучение, чтобы достичь новых вершин. Мало кто знает, но грек, еще живя в Афинах, увлекся музыкой российских композиторов, постоянно ее слушал и изучал. Поэтому неудивительно, что в 1994-ом дирижер приехал в культурную столицу России со взвешенным решением покорить ее своим мастерством и талантом. В тот год гениального музыканта сразу взяли на курс Ильи Мусина в консерваторию Петербурга. Известно, что в процессе учебы Теодор прошел стажировку в питерском оркестре Юрия Темирканова. Молодой Теодор Курентзис и Илья Мусин Стоит отметить, что преподаватели Курентзиса уже тогда пророчили вундеркинду великое будущее, отзываясь о нем исключительно в положительном ключе. В беседах с представителями СМИ артист не раз говорил, что все, чего он добился, заслуга его мудрых наставников.
Окончив консерваторию, молодой дирижер с головой погрузился в работу. На протяжении пары лет виртуоз сотрудничал с Владимиром Спиваковым и национальным оркестром, с которым он даже побывал в международном турне. Новым витком в карьере Курентзиса стала работа дирижером в Московском театре, в котором Теодор отыграл две постановки великого Джузеппе Верди. Музыка За время карьеры Теодор посетил превеликое количество фестивалей и конкурсов, а также сыграл пару десятков различных мировых и российских произведений.
И как он повлиял на судьбу самых ярких представителей сегодняшнего музыкального театра? Эти и другие вопросы ведущий «Театрального подкаста» Антон Гетьман обсуждает с учеником Мортье, всемирно известным дирижером, основателем и художественным руководителем оркестра MusicAeterna Теодором Курентзисом.
Ведущий: Антон Гетьман, директор театра Новая Опера. Гость: дирижер, основатель и художественный руководитель оркестра MusicAeterna Теодор Курентзис.
Берга «Воццек», а с 2011 года — главным дирижёром Пермского театра оперы и балета. С этого времени основанный им камерный оркестр Musica Aeterna базировался в Перми.
На пермской сцене репертуар дирижёра остаётся столь же разнообразным: «Королева индейцев» Г. Пёрселла, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, « Кармен » Ж. Бизе, « Травиата » Дж.
Верди , балеты С. Чайковского , « Петрушка » И. Дирижёр осуществил постановку оперы Д. Шостаковича «Оранго», долгое время считавшейся утерянной, а также мировые премьеры опер «Носферату» Д.
Курляндского, «Тристия» Ф. Прокофьева » в 2007 году и «За достижения в области музыкального аутентизма» в 2008. В 2006 году Теодор Курентзис стал одним из организаторов фестиваля современного искусства «Территория».
В 2011—2019 годах Курентзис был художественным руководителем Пермского театра оперы и балета, сюда вместе с ним переехали музыканты musicAeterna. С 2012 года стал художественным руководителем Дягилевского фестиваля в Перми. Анна Гусева — режиссер и руководитель нового направления musicAeterna Dance, которое придумал Теодор Курентзис. Она была режиссером оперы De temporum fine comoedia Карла Орфа, которую ставили для Дягилевского фестиваля в Перми. В 2022 году опера получила пять номинаций на премию «Золотая маска». Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
Как Теодор Курентзис спас классическую музыку
Теодор Курентзис зарабатывал больше, чем губернатор Пермского края. «По желанию Теодора Курентзиса в театре снова будет главный приглашённый дирижёр. Оркестр Теодора Курентзиса просуществовал целых четыре года.
Личная жизнь
- Детство и образование
- Творческая биография
- Жизнь после Курентзиса
- Законы в тренде
Отставка Курентзиса: что скрывается за скандальным уходом маэстро из Перми
Teodor Currentzis, Peter Sellars, the international cast of soloists, and the Utopia Orchestra and Choir presented Purcell’s semi-opera as a concert performance at the Felsenreitschule, one of the Salzburg Festival’s principal stages. Оркестр Теодора Курентзиса просуществовал целых четыре года. Биография дирижера Теодора Курентзиса: личная жизнь, жена, творчество. За дверью с табличкой «Курентзис Теодор Иоаннович» располагался одновременно и ночной клуб, где до утра крутили артхаусное кино, и храм, где курился ладан, но главное — импровизированная консерватория. Биография Теодора Курентзиса: личная жизнь, жена, Юлия Махалина, Инстаграм дирижера, концерты, музыка, оркестр.
Кто такой Теодор Курентзис?
Можно сказать, что Теодор Курентзис – вундеркинд, он в 15 лет уже окончил теоретический факультет Афинской консерватории, а уже через год – факультет струнных инструментов. Теодор Курентзис выступает не только в Европе: с огромным успехом прошел его гастрольный тур по Японии и выступления в Нью-Йорке. Хотел бы встретиться с Теодором Курентзисом лично и поговорить с ним об этом. Правила жизни Теодора Курентзиса. Дирижер, Пермь. Редакция сайта. «Теодор Курентзис выступает с оркестром Musica Aeterna, который по прописке относится к Перми, но реально в нем играют музыканты из разных стран Европы, а репетиций он всегда закладывает много. Главный допандемийный поставщик новостей Теодор Курентзис наконец вернулся к публике после более чем полугодового перерыва.