В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Систематизированы и обобщены теоретические основы композиции письменного текста. Композиция речи — последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема.
Вступление: начало речи
- Обязательные части публичной речи и их функции
- Типичная структура выступления
- 29. Композиция выступления. Риторика.
- Типичная структура выступления
- Понятие «композиция публичного выступления», что оно значит
Построение и виды публичной речи, ее особенности
Оратор — Тот, кто произносит речь. Тот, кто обладает ораторским даром, красноречием. Дискуссия — публичное групповое обсуждение вопроса, проблемы. Тезис — Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. Основная и дополнительная литература. Основная литература: Власенков А. Русский язык. Власенков, Л. Юфа — Манн, Иванов и Фербер, 2017 - 264 с. От Сократа до Джобса. Терешиной — Эксмо, 2014 - 384 с.
Культура речи. Петрякова, — М. Русская риторика и культура речи: учеб. Голуб, В. Теоретический материал для самостоятельного изучения.
В завязке нужно обозначить проблему и связать её с интересами слушателей: «Сегодня я расскажу вам о жанре интервью, потому что, во-первых, интервью журналисты берут очень часто, во-вторых, вам в скором времени нужно будет самим взять первое интервью, а сделать это не так просто, как может показаться…». Функции назначение вступительной части: привлечь внимание слушателей и подготовить аудиторию к восприятию речи, её основной части; завоевать доверие аудитории и вызвать интерес к предмету. Приведём также некоторые практические рекомендации по вступительной части речи, которые дают известные авторы риторических трудов П. Сопер, И.
Стернин и др. Неправильные приёмы в начальной части выступления случаи «коммуникативного самоубийства» : говорить, что вы не оратор и т. Основная часть публичной речи. Способы расположения материала Функции основной части, как я уже отмечал, определяются видом речи и её целевой установкой. Однако независимо от вида речи основное требование, предъявляемое к главной части выступления, — это логическая последовательность и стройность изложения материала. Поэтому в современной ораторской литературе описываются методы построения речевых отрезков выступления. Способы расположения материала Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Оратор начинает основную часть выступления с рассмотрения конкретных случаев, примеров и подводит слушателей к главному обобщающему положению, выводам. Примерная модель индуктивного построения основной части следующая: Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях и т.
Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая: Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления. Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. Метод аналогии — сопоставление сравнение различных явлений, событий, фактов. Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема.
Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения.
Рассмотрены этапы планирования и написания черновика, методы сбора материала, правила формулирования темы и ключевого тезиса, а также способы совершенствования структуры, стиля, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации письменного текста. Подробно представлены наиболее распространенные стратегии письменного изложения: описание, повествование, описание процесса, иллюстрация, сравнение, причина и следствие, аргументация. Уделено внимание деловой корреспонденции, структуре и лингвистическим особенностям официальных писем.
При создании структуры публичного выступления также крайне важны законы органичной композиции. У каждого из этапов спича есть свои задача и объем. Чтобы все было органично и правильно, нам нужно знать основы подготовки публичного выступления. Они не предполагают изложения сути, скорее, проходят на эмоциональном уровне для установления с аудиторией контакта и выхода из него. Но знание объемов — это только начало. Чтобы написать хороший текст публичного выступления и затем реализовать его, нам важно также изучить правила разработки структуры спича. Именно их мы и будем рассматривать далее. Правила структуры публичного выступления Часть 1. Чтобы сходу получить первый лимит симпатии и доверия, публике лучше всего сделать комплемент. Например, «Для меня большая честь сегодня выступать перед вами…», «Я рад, что у меня есть возможность выступать перед специалистами такого уровня…. Тут я хочу предостеречь вас от простого упоминания этого числа. Используйте сравнения и образы, доступные для публики. Например, интересный факт, имеющий прямое отношение к теме: «задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…». Вопрос или цепочка вопросов.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
Закон тождества — всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна неизменна самой себе, то есть иметь устойчивое основание. Закон непротиворечия — два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, истинно только одно из них. Закон достаточного основания — всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание, то есть должна быть достаточно обоснованной. Закон исключенного третьего — утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.
Другим сложно запомнить длинную речь. Но выступать можно по-разному: воспроизводить по памяти; импровизировать.
Проще всего читать написанный текст. Но обычно так делают во время дипломатических встреч, экономических или политических собраний. А также читают на юбилеях и других торжественных встречах. Заучивать речь нежелательно, так как в любой момент ее можно забыть. Хотя ораторы, обладающие отменной памятью, досконально изучают свои тексты. Импровизация уместна в ситуациях, когда нужно постоянно поддерживать общение с аудиторией.
В этом случае выступающий получает моментальную живую реакцию от слушателей. Но идеальным вариантом считается запоминание текста с возможностью прочитать его с листка. То есть оратор должен знать свою речь наизусть, но важные цифры и данные, цитаты он не заучивает. Запоминать информацию проще, если она визуализирована. Текст стоит дополнить графиками, таблицами, диаграммами, схемами. Некоторые части можно написать в виде песни или стихов — рифма тоже способствует быстрому запоминанию.
Но такой прием лучше использовать только в речи, написанной для неофициальных поводов. Стихи на дипломатической встрече будут неуместны. Рекомендации ораторам Идеальная публичная речь складывается из нескольких компонентов: умения четко формулировать мысли и выбирать стиль текста, знания правил и норм языка, представления о цели и назначении выступления. Но иногда ораторам приходится доносить до аудитории информацию, не имея достаточно времени на подготовку. Унять волнение и набросать подходящую речь помогут некоторые советы. Выступать можно только с тем докладом, где хотя бы в общих чертах изложена суть проблемы.
В статье рассматриваются информационные тексты интернет-изданий со структурно-семантической и функционально-семантической точки зрения, затрагивается тема их интертекстуальных и интратекстуральных связей. Информационная заметка: W-Fragen и принцип «перевернутой пирамиды» Как известно, классическая новостная заметка имеет краткую форму, состоит из одного или нескольких предложений. Ее семантическая структура определяется тем, что в самом начале она должна содержать ответы на следующие вопросы: что произошло, где, когда, как, с кем и почему. Кроме того, необходимо указание источника информации. В немецких учебных пособиях для журналистов всегда говорится о так называемых W-Fragen, т.
Существенным является и дальнейшее построение текста. События излагаются не в хронологическом порядке, как это свойственно рассказу или протоколу, а сначала сообщается наиболее важная информация, далее следуют детали и менее важная информация по степени убывания ее важности. Этот способ построения часто изображается в виде перевернутой пирамиды. Это образ, пришедший из американской журналистики еще в 30-е гг. Появление такой формы текста объясняют несовершенством телеграфной техники в середине XIX в.
Вскоре выяснилось, что данная форма оказалась выгодной для издательства - текст можно было легко сократить с конца - и удобной для читателя, который мог быть быстро сориентирован в новостях и по первому предложению понять, стоит ли читать текст дальше [2, с. Такое же построение имеет вводное предложение так называемый лид в развернутой информационной статье Bericht , который также содержит основную информацию и имеет ориентирующую функцию [2, с. Текст в интернет-изданиях и в печатных СМИ Первоначально текст в периодических изданиях предполагал линейное прочтение. Развитие средств массовой коммуникации и увеличение информационного потока привело к тому, что статьи все реже прочитываются с начала до конца. Беглый просмотр и выборочное чтение являются превалирующими типами чтения уже многие годы, поэтому и в печатных СМИ имеются различные способы задержать внимание читателя необычные заголовки, иллюстративный материал и различные способы навигации заголовки, выделение текста, разбиение текста на части и пр.
Тексты в современных электронных изданиях изначально не предполагают линейного восприятия. Известно, что основными чертами онлайн-текстов являются гипертекстуальность и мультимодальность. Текст может быть связан с другими текстами и информацией «различных семиотических систем» [2, с. Пользователь провоцируется к нелинейному восприятию информации. Но достаточно ли этих внешних, связанных с техническими свойствами Интернета, особенностей текста в онлайн-изданиях для того, чтобы они полностью изменили традиционные модели восприятия новостной информации?
Известно, что гипертекстуальность и мультимодальность не являются абсолютно новыми явлениями. Они существуют и в печатных СМИ. Современную прессу невозможно представить себе без фотоматериалов, а интегрирование визуальной информации в текст, особенно типичное для бульварной прессы, получает все большее распространение. Несомненно, в электронных СМИ гипертекстуальность и мульти-модальность реализуются иначе и имеют возможность в большей степени повлиять на структуру и содержание текста. С другой стороны, «новые СМИ» возникли на базе «старых», и существует определенная инерция в отношении структурно-семантических особенностей, в частности в использовании традиционных форм публицистического жанра.
Информационный текст в общей структуре издания. Тематическое и жанровое распределение Для восприятия публицистического текста важно не только понимание его внутренней формальной и содержательной структуры, но и его место в общей структуре издания, его расположение и соотношение с другими текстами и другим информационным материалом. Читатель печатных СМИ, прежде всего качественной прессы, привыкает к определенной структуре издания: газета разделена на традиционные тематические рубрики, кроме того, в каждой рубрике имеется стандартное расположение текстов по жанрам. Главным образом это касается первых страниц, сообщающих основные новости и комментарии к ним: как уже упоминалось, на первой странице располагаются информационные тексты, далее следуют комментарии. Стандартным по форме является и любой выпуск радио- или теленовостей [1, с.
То же можно наблюдать на сайтах бульварной прессы, например, Bild. Практически во всех интернет-изданиях можно обнаружить рейтинг популярности материалов, таким образом пользователь может руководствоваться критерием популярности для ориентирования в материалах издания. Начальный информационный блок и его функции Начальные информационные блоки, построенные стандартно и состоящие обычно из визуального материала, текста и лида, являются оригинальной особенностью интернет-изданий.
Некоторые исследователи считают их даже особым новым публицистическим жанром [2, с. Они выполняют важные функции: привлекают внимание читателя, ориентируют его и информируют. От того, насколько привлекательно, интересно и убедительно будут реализованы интратекстуальные связи, т.
Значение начального блока важно еще и потому, что, в отличие от читателя газеты, пользователь не может видеть сразу весь материал, т. Важную роль, несомненно, играет фотография и ее интегриро-ванность в общую структуру начального информационного блока. Фотографии часто носят конкретно-иллюстративный характер.
Это снимки тех людей и событий, о которых говорится в тексте, например Ангела Меркель возлагает цветы к мемориалу на Бернауэр Штрас-се в память о погибших www. Иллюстрация может быть и условной и таким образом указывать только на тему статьи. Например, фото с наведенным фокусом на женские туфли к статье о парламентском споре по поводу квоты женщин на руководящих постах www.
На сайте Bild. На сервисных сайтах применение этих средств объясняется тем, что основной целью пользователей является чтение электронной почты и использование других интернет-услуг, и для привлечения внимания к новостной информации необходимы особые средства. Но и на сайтах серьезной прессы можно довольно часто встретить в начальных блоках сочетания «игровых» заголовков и броских фотографий.
Например, в Spiegel Online от 16. Какими бы разными ни были интернет-издания, их начальные информационные блоки имеют общие моменты. В каждом издании они имеют стандартную форму и характеризуются функциональной связанностью.
Просмотрев их, часто можно получить представление об имеющихся новостях, не читая весь текст. Комбинация изображения, заголовка и лида обычно дает ответы на основные вопросы новостной заметки. Можно выдвинуть предположение, что начальный блок в интернет-СМИ выполняет ту же функцию, что и лид со структурой «перевернутой пирамиды» в традиционных печатных изданиях.
Формальная и семантическая структура информационного текста Несмотря на всю специфику построения электронных текстов, структура «перевернутой пирамиды» не исчезла полностью со страниц онлайн-изданий, как это предсказывали некоторые исследователи [6]. Focus Online как сайт, ориентированный, в основном, на материалы информационных агентств и новости, помещает тексты, имеющие традиционную композицию информационного текста, будь то краткая заметка или лид развернутой информации. На большинстве же сайтов «перевернутая пирамида» не является превалирующей структурой или не имеет четко выраженной формы.
Начальный информационный блок, как правило, повторяется в начале полной версии материала. Большинство текстов интернет-изданий можно отнести к жанру развернутой информационной статьи Bericht. Анализ данных текстов показывает, что они имеют по преимуществу традиционную формально-семантическую структуру информационного текста: лид содержит основную информацию о событии W-Fragen , далее следует не очень важная информация.
Однако «перевернутая пирамида» имеет менее выраженный характер, чем это имеет место в печатных СМИ: если ее основание четко оформлено, то сужение к вершине происходит под менее острым углом, так как степень важности последующих фактов не всегда очевидна, они скорее могут быть равными по важности. В новостях о событиях, развернутых во времени и имеющих продолжение, в конце текста не дается краткая информация о начале развития события, как это делалось прежде в печатных СМИ вершина пирамиды. Автор рассчитывает на то, что читатель находится в соответствующем информационном дискурсе и благодаря этому сможет понять его текст.
Композиция публичного выступления
29. Композиция выступления | Композиция речи — то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. |
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича | Работа по проекту «Медиа-студия «Звучащая книга» продолжается. Приглашаем участников проекта и всех желающих на мастер-класс по ораторскому искусству «Структ. |
Русский язык. 11 класс | На наш взгляд, композиция публичной политической речи, представленная в работе Е. Н. Зарецкой, наиболее чётко и полно отражает выступление говорящего. |
Композиция публичной речи - презентация онлайн | Композиция речи — то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. |
Как создать эффективную новостную заметку: основы композиции и секреты привлекательности
Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Речь идет также об исчерпывающем перечне закупок, под которыми заказчики пытаются завуалировать услуги по освещению своей деятельности. Композиция речи — то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. это логичное построение выступления, четкая последовательность его отдельных частей.
Композиция выступления
Композиция выступления это ни что иное, как выстраивание аргументов с целью доказательства основного означенного тезиса. Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. С учетом этой специфики предложена новая методика формирования композиции рерайтерских интернет-сообщений. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко. Рассказываем, как подготовить речь к публичному выступлению с учетом обстановки: на работе, в кругу единомышленников или в суде.
Композиция публичной речи
Кохтев выделил во введении такой компонент композиции речи как начало речи, отметив, что «политическая речь начинается с этикетных формул, «зацепляющих» крючков, для привлечения слушателей» [2, с. Анализ — это мысленное расчленение объектов на их составные части, мысленное выделение в них отдельных признаков. Синтез — это мысленное соединение в целое частей объекта, его признаков. Сравнение — это мысленное установление сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам. Обобщение — это мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие. Интересной, представляется главная часть композиции публичной политической речи по П. Главная часть соответствует в его работе тому или иному плану. Сопер отмечает, что планы не являются взаимоисключающими и имеют только ориентировочный характер. Он выделяет 8 планов: 1. Сопер подчёркивает, что «первые четыре плана наиболее употребительны в речах, имеющих целью убедить в вопросах факта; другие, особенно пятый и шестой, чаще применяют в речах с намерением убедить в вопросах, связанных с линией поведения, и последние два — в речах, воодушевляющих и зовущих к действию» [4, с. Наиболее развёрнутое и подробное членение компонентов композиции политической речи представлено в работах Е.
Он приводит пример, как можно было бы закончить речь о Ломоносове: «Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии.
Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке к выступлению. Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении.
Учебное пособие без грифа.
Аннотация Систематизированы и обобщены теоретические основы композиции письменного текста. Рассмотрены этапы планирования и написания черновика, методы сбора материала, правила формулирования темы и ключевого тезиса, а также способы совершенствования структуры, стиля, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации письменного текста.
Сейчас хотелось бы обратить внимание на то, что анализ речевой композиции не сводится к описанию приемов. Как и везде при анализе композиции, исследователь должен обращать внимание на проблему взаимосвязи элементов, на их взаимообусловленность. Нам, например, мало увидеть, что разные страницы романа «Мастер и Маргарита» написаны в разных стилевых манерах: там разная лексика, разный синтаксис, разные темпы речи.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
Как создать структуру публичного выступления? План и этапы | Примерами использования композиции речи в коммуникации могут служить публичные выступления, презентации, лекции, инструкции или повествовательные тексты. |
Русский язык. 11 класс | это логичное построение выступления, четкая последовательность его отдельных частей. |
Композиция публичного выступления | Композиция речи состоит из начала речи, вступления, главной части (Содержание) и конца речи. |
Николаев А. И. Основы литературоведения
Знаете ли вы, что... Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации Вчера в газете, программе... Те слушатели, кто смотрел программу, будут заодно с оратором. Совет Д. Карнеги: постановка проблемного вопроса и ответ на него, но малоподготовленная пассивная аудитория реагирует на вопрос пассивно.
Риторический вопрос, задать его эмоционально, после вопроса — пауза. Карнеги: должен быть развит, конкретизирован, одиночный вопрос выглядит декларативно, будто использован для красоты. Изложение цели и задачи выступления. Эффективно в подготовленной аудитории, где слушатели хорошо разбираются в проблеме.
Риторическое обращение Начнем, коллеги. Дамы и господа! Технические приемы захвата внимания для привлечения неосознанного внимания: — произнесение намеренно громкой фразы; — совершение необычного действия например, долго искать что-либо в портфеле ; — включить свет, произвести стук например, хлопнуть в ладоши. Нельзя во вступлении: — говорить, что Вы не оратор; — начинать с извинений; — начинать шуткой, так как русская аудитория к этому не привыкла, отдельный человек воспринимает шутку отлично, но аудитория в целом воспринимает такого оратора как несерьезного.
Если коммуникативный прием например, стремление понравиться аудитории будет расшифрован, то его действие будет равно нулю и он ухудшит коммуникативную позицию оратора. Общие принципы построения основной части публичного выступления. Принцип краткости — аудитория не любит длинных выступлений, краткое выступление при сходстве содержания всегда оценивается выше, как выступление "по делу". Принцип последовательности — последовательное развитие одной темы, не перескакивание с одной темы на другую.
Микротем должно быть не больше 3, и все они должны быть подчинены теме. Принцип целенаправленности. Заключается в наличие следующих обязательных элементов: Проблема — заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость, или значимая для той или иной группы людей. Тема — аспект проблемы, избранный для обсуждения.
Тезис — главная мысль. Формулируется в виде утверждения, которое должно быть однозначно понимаемым. Аргументы — доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Цель — доказательство тезиса при помощи аргументов.
Принцип усиления — речевое воздействие на слушателей должно увеличиваться к концу выступления за счет — расположения материала по значимости; — усиления эмоционального накала изложения; — усиления интенсивности изложения. Принцип результативности — публичное выступление обязательно должно содержать предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации по дальнейшему поведению, сформулированные словами. Способы подготовки к выступлению.
Пользователь провоцируется к нелинейному восприятию информации.
Но достаточно ли этих внешних, связанных с техническими свойствами Интернета, особенностей текста в онлайн-изданиях для того, чтобы они полностью изменили традиционные модели восприятия новостной информации? Известно, что гипертекстуальность и мультимодальность не являются абсолютно новыми явлениями. Они существуют и в печатных СМИ. Современную прессу невозможно представить себе без фотоматериалов, а интегрирование визуальной информации в текст, особенно типичное для бульварной прессы, получает все большее распространение.
Несомненно, в электронных СМИ гипертекстуальность и мульти-модальность реализуются иначе и имеют возможность в большей степени повлиять на структуру и содержание текста. С другой стороны, «новые СМИ» возникли на базе «старых», и существует определенная инерция в отношении структурно-семантических особенностей, в частности в использовании традиционных форм публицистического жанра. Информационный текст в общей структуре издания. Тематическое и жанровое распределение Для восприятия публицистического текста важно не только понимание его внутренней формальной и содержательной структуры, но и его место в общей структуре издания, его расположение и соотношение с другими текстами и другим информационным материалом.
Читатель печатных СМИ, прежде всего качественной прессы, привыкает к определенной структуре издания: газета разделена на традиционные тематические рубрики, кроме того, в каждой рубрике имеется стандартное расположение текстов по жанрам. Главным образом это касается первых страниц, сообщающих основные новости и комментарии к ним: как уже упоминалось, на первой странице располагаются информационные тексты, далее следуют комментарии. Стандартным по форме является и любой выпуск радио- или теленовостей [1, с. Стандартное расположение информации на странице характерно и для электронных средств массовой коммуникации.
Здесь тоже важна привычка пользователя к типичному расположению текстов, видео- и фотоматериалов, что позволяет ему легче ориентироваться и находить интересующую его информацию. Интернет-издания, в отличие от печатных, в силу технических особенностей имеют больше возможностей для организации материалов по разным критериям: не только по темам и жанрам, но и по времени появления материала и его популярности, причем возможна перегруппировка по разным критериям в зависимости от желания читателя. Тем не менее лишь некоторые критерии оказываются основными и характерными для большинства изданий, другие же оказываются на периферии. Временной критерий становится главенствующим для организации домашней страницы издания, здесь расположены, как правило, самые новые материалы, возможно, учитывается и мнение редакции о важности материала.
Информационные материалы располагаются в центральной части страницы, но не в виде полных текстов, а в виде начальных блоков, представляющих собой обычно фото или видео, заголовок, лид, иногда первые строки статьи. Эти начальные блоки составляют вертикальную полосу. Таким образом, на странице помещается довольно большое количество информации, о которой пользователь может получить начальное представление, сориентироваться и сделать выбор. От каждого начального блока можно перейти к тексту или текстам, видео или фото.
Другим ведущим критерием, ориентирующим пользователя в информации электронных изданий, является распределение их по тематическим рубрикам, обычно не отличающимся от рубрик печатных СМИ, например: в Spiegel Online: Politik, Wirtschaft, Panorama, Sport, Kultur u. Названия можно увидеть сразу на верхней горизонтальной панели. Кроме того, после основных новостей на домашней странице еще раз следуют названия рубрик и соответствующие начальные блоки. Тематически рубрики могут пересекаться, поэтому один и тот же начальный блок может оказаться на разных тематических страницах в окружении различных материалов.
Жанровая принадлежность текста не является явно выраженным организующим критерием для электронных изданий. Наиболее последовательно разделение текстов по жанрам наблюдается в FAZ. Focus Online не учитывает критерий жанровой принадлежности. То же можно наблюдать на сайтах бульварной прессы, например, Bild.
Практически во всех интернет-изданиях можно обнаружить рейтинг популярности материалов, таким образом пользователь может руководствоваться критерием популярности для ориентирования в материалах издания.
Структура такого сообщения напоминает расходящиеся по воде круги. Изложение, осуществляемое посредством концентрического метода, представляет собой возврат к проблеме на том или ином "витке" развертывания структуры речи; 6. Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим.
Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора. В этой части композиции следует подвести итог выступлению, а именно: вы должны возвратиться к началу речи, к тезису, напомнить о чем говорили и к каким обобщающим выводам пришли. При этом, как считает Н.
Кохтев, заключение, как и вступление, может содержать этикетные формулы поблагодарить аудиторию за внимание. Речевые формы заключения: - заострить проблему, усилить впечатление от речи - повторить основные этапы развития темы - показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие - выдвинуть конкретное предложение Общие принципы построения выступления [39]: 1. Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима; 2. Пинцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения; 3.
Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора; 4. Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств; 5. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла; 6. Закон края см.
Этим искусством в полной мере владели ораторы прошлого, в том числе и выдающиеся русские судебные ораторы второй половины XX века П. Александров, В. Спасович, С. Андреевский и др.
Как создать эффективную новостную заметку: основы композиции и секреты привлекательности
Перенасыщенность заметки фактами может привести к тому, что она станет трудной для понимания и запоминания. Поэтому авторы чередуют в новостных текстах разноплановые сведения: ключевые, уточняющие, повторные, дополнительные и нулевые. Без фоновых данных текст будет слишком сухим, а с их чрезмерным количеством — бессмысленным. Без привычных в разговорной речи нейтральных слов и оговорок нулевой информации текст будет неприятно читать, как будто он написан роботом, а не человеком. К тому же, они помогают сделать новость более целостной. Чтобы понять, насколько новость информативна, автор определяет соотношение ключевой информации к другим видам сведений. Наиболее приемлемый показатель информативности для новостных заметок — 0,4-0,6. Если он выше, текст слишком сложный, если ниже — не интересный.
Осветить событие не трудно. Труднее добыть «мясо», то есть найти повод, который заинтересует широкую аудиторию, собрать оригинальный материал. Если вы это сделаете, то с легкостью определите структуру для своего новостного текста. Похожие записи.
Композиция речи Изобретенная речь должна быть соответствующим образом расположена. Они все внимание обращают на прелестные выражения, на цветущие слова и картины, не думая и не подозревая, что истинное красноречие всех веков и народов состоит...
Пушкина Н. Это понятие сложнейшее, многоаспектное, не сводимое к статичным представлениям о вступлении, средней части и заключении.
В хорошо подготовленной аудитории должно быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина. Зачин нужен для завладения вниманием аудитории. Сопер говорил: «Повлиять на безразличную инертную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против вас».
Внимание аудитории может быть непроизвольным к сирени, молнии, движущемуся предмету в аудитории , произвольным сознательным и послепроизвольным поддерживаемое интересом. В аудитории нужно вызвать произвольное внимание, для этого нужно создать у слушателей установку на внимание. Приемы захвата внимания. Обращение к событию, времени, месту. Сопер советует: «Начните с места, где находитесь».
Мы собрались сегодня в аудитории…; Вот висит портрет…; Сегодня годовщина…; Два месяца назад я выступал в этой же аудитории и тогда... Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что их волнует ежедневно, к вопросам, которые помогут им решить повседневную проблему. Интересы аудитории включают вопросы жизни и смерти, здоровье, деньги, профессию, социальный престиж, опасности, безотлагательные мероприятия. Проблемы, которые волнуют аудиторию, — это патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к животным. Можно затронуть «групповые интересы» коррупция, налоги, экология, преступность ; злободневные интересы эпидемия гриппа, выборы, новые законы, положение в мире ; «конкретные интересы» автомобиль, дом, бедность, покупки.
Внимание аудитории можно привлечь, вызвав любопытство: — затронуть необычный факт, о котором слушатели не знают Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах? Эйнштейн говорил: «Образование — это то, что остается, когда все выученное забыто» , софизмы — логически правильные построенные суждения, но по сути неверные Лекарство — добро, чем больше добра, тем лучше, следовательно, нужно принимать больше лекарств; Сидящий встал, тот, кто встал, тот стоит, следовательно, сидящий стоит; Половина населения земного шара носит очки, следовательно, нужно лечить уши. Аудитории самой не захочется решать проблему, она захочет, чтобы ее решил оратор, и внимание будет обеспечено. Обращение к борьбе, конфликту, которые вызывают невольный интерес. Люди охотно наблюдают за скандалами, драками, пожарами, авариями Ссоры между супругами обычно дело.
Демонстрация какого-либо предмета Вот книга, но в ней нет ни слова правды. Рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из жизни, о переживаниях, ощущениях Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что…; Как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора... Цитирование знакомого или знаменитости. Исторический эпизод Мы все довольно плохо знаем историю, и уроки прошлого нас мало чему учат. Знаете ли вы, что...
Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации Вчера в газете, программе... Те слушатели, кто смотрел программу, будут заодно с оратором. Совет Д. Карнеги: постановка проблемного вопроса и ответ на него, но малоподготовленная пассивная аудитория реагирует на вопрос пассивно. Риторический вопрос, задать его эмоционально, после вопроса — пауза.
Это поможет читателю лучше понять развитие событий и их взаимосвязь. Все эти принципы помогают создать логическую и последовательную структуру новостной заметки, делая ее более понятной и удобной для чтения. Примеры хорошей композиции новостной заметки Хорошая композиция новостной заметки играет важную роль в привлечении внимания читателя и передаче информации. Основная часть: По предварительным данным, пожар начался в одном из жилых домов и быстро распространился на соседние здания. Пожарные бригады прибыли на место происшествия в течение нескольких минут и начали борьбу с огнем.
Однако, из-за сильного ветра и отсутствия гидрантов в районе, огонь быстро распространился на соседние здания. В результате пожара, несколько человек погибли, а десятки жильцов были эвакуированы. Развитие событий: Пожарные бригады продолжают борьбу с огнем и пытаются предотвратить его распространение на другие здания. Местные власти организовали временное убежище для эвакуированных жителей и предоставили им необходимую помощь. Полиция начала расследование причин пожара.
Заключение: Пожар в центре города вызвал панику среди жителей и привел к серьезным последствиям. Власти обещают провести тщательное расследование и найти виновных в этом происшествии. Кроме того, на фестивале будут представлены различные жанры музыки, включая рок, поп, инди и электронную музыку. Развитие событий: Организаторы обещают уникальные выступления и незабываемую атмосферу на фестивале. Билеты уже доступны для приобретения на официальном сайте мероприятия.
Кроме того, будут организованы различные развлекательные зоны, фуд-корты и магазины с музыкальными товарами.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
Композиция также помогает подчеркнуть главные и наиболее важные моменты новости, делая их более выделенными и запоминающимися. Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления. В композицию публичного выступления и определение основных принципов входят планы – простые и сложные.