Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе.
Публикации
- Еще раз о гештальт-терапии
- Истоки гештальт-терапии
- Гештальт-терапия, основы: психологические техники, методы и упражнения
- На чем основывается метод
Что такое гештальт простыми словами?
Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание — голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности. Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен. В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите и можете себе позволить именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся». А этот гештальт — в еще больший «Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи».
Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни. Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты пока работа не выполнена, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась. И здесь — один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку вспоминаем теорию поля в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет — ищет способы, а кто не хочет — причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.
Задача терапии — найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе. Стерео-эффект Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция «чистый лист». Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные и неэффективные отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид.
Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию — прямо здесь и сейчас — и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь. Цель такой терапии — вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он — знает.
И при этом неважно, что мы поняли. А теперь мы предлагаем вам удивительный гештальт расклад для психологических карт , который поможет разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше. В этой статье мы подняли очень редкую гештальт тему, да к тому же и весьма щекотливую тему о том, как визуально с точки зрения своей одежды и имиджа выглядит типичный невротик с незакрытыми гештальтами... Вряд ли вы встретите эти мысли и особенно удовлетворительное разъяснение причин данной проблемы как в стане модных блоггеров, так и в стане психотерапевтов. Тема эта лежит «на стыке» в том числе и гештальт методов, но ни те, ни другие, ею не занимаются. А между тем проблема-то есть, она очевидна, вездесуща и её можно разглядеть абсолютно невооружённым глазом! Итак, типичный облик гештальт невротика. Человек, на вид явно «застрял» в каком-то отчётливом десятилетии со всеми его трендами и модами например, в 90-х. Он, например, носит длинные волосы в хвосте хаер , она ходит с хиппи-рюкзачком, у обоих пирсинг в ушах и чёрные толстовки с металлическими группами, но выглядит это всё никак не стильно, а только уныло и страшно, как Сайлент-хилл, как грязные некачественные книги на букинистическом развале. Почему человек так себя ведёт? Попытаемся разобраться без гештальт псизологии. У него что совсем нету денег на обновление гардероба? Вещи изнашиваются и мы приобретаем новые. Может быть, он живёт в полной изоляции от информации и не ведает, что вообще сейчас люди носят? Или он настолько обозлён на мир, на молодёжь, деградировал, и уже почти превратился в брюзгливого старика, который считает, что «раньше всё было лучше» и любая современная мода кажется ему загодя отвратительной, никчёмной, оскорбляющей лично его, её? Это уже ближе к правде, поскольку с точки зрения гештальт психологии все мы любим эпоху, на которую пришлась наша юность, но всё равно нет, не совсем так. Есть вполне благожелательные добрые весёлые люди, которые ещё не научились «ненавидеть весь мир», ещё не превратились в «стариков с клюкой, обвиняющих правительство», но тем не менее, глядя на них, мы всё равно констатируем: застрял а в девяностых. В том времени, когда ему ей было 18-25 лет... Как вы уже знаете, гештальт-психологи объясняют этот феномен просто. В том роковом десятилетии ходячей рекламой которого они и являются осталось максимальное количество их незавершенных гештальтов. Если вооружиться гештальт психологией и ее методами, начинаем понимать что они и не покидают это место и это время, всё ждут чего-то или кого-то... Всё пытаются разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше... Гештальт расклад: «Снимите это немедленно и двигайтесь дальше» Одежда всё-таки вторична, а мысли — первичны. Одежда только отражает то, что живёт у нас в голове, об этом нам говорит психология в частности ее гештальт подраздел. Именно они-то и не позволяют нам поменять причёску, гардероб и аксессуары. Худший и самый распространённый вариант развития событий или «Мама сказала, как лучше! Он будет похож на престарелого хиппана или на упоительно комичного «братка в малиновом пиджаке», как будто пришёл на карнавал. Но чаще всего авторитарные родители, подавляющие своей непререкаемой харизмой собственных детей передают детям в качестве Программы свою эпоху незавершённых ими гештальтов. Иногда это тянется от авторитарной прабабушки к правнучке. И тогда человек отстаёт уже не на десятилетие. С учетом гештальт психологии, уже в реальной жизни человек попросту выпадает из Реальности. Потому что залезть в голову и доподлинно узнать: во что конкретно была «влюблена» прабабушка, чему мама верила и на что полагалась любимая первая учительница мы не можем, но вот выглядеть эклектичным чучелом, составленным из противоречивых, вышедших из моды, деталей, франкенштейном, вообще неприспособленным к живой современности — вполне могём... Итак, Первая Часть Гештальт Расклада. Ниже мы даём Схему и Пример, как проработать одну установку. Подразумевается, что эту установку вы действительно имеете, и что она вам несколько не к лицу... Вытащите спонтанно 1 карту из колоды " 1000 Дорог ".
Она регулирует обмен и считается динамической характеристикой процесса. В случае здорового, естественного контакта с окружающей средой кривая контакта функциональна, проявляя открытость для обмена и прочность для автономии. В различные фазы контакта граница будет разной полное растворение или непроницаемость. В рамках теории кривой контакта возможность осознавать свои границы представляет собой важнейший признак здоровья человека. Цикл контакта представляет собой модель, которая описывает естественный процесс удовлетворения потребностей. Он заключается в создании и разрушении фигур. Синонимами этого процесса считается цикл опыта, цикл организмической саморегуляции. В психологии принято несколько описаний цикла кривой контакта.
И изменяемся неизбежно и ежесекундно, как изменяется река, небо, ребенок. И просто становимся тем, кем нас создал Бог. И главное — получаем очень твердое основание для этих изменений, поскольку небо все же остается небом, а море - морем — при всей их переменчивости. Люди приходят к психотерапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни. А терапевт отказывается от роли «изменятеля» и становится тем, кто способствует встрече человека с его сутью. Цель такой терапии — вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Конечно, существует феномен переноса, открытый Фрейдом. Терапевтическая ситуация провоцирует отношение к терапевту как к родительской фигуре, которая знает, как жить, и может спасти, поскольку человек обращается к психотерапии тогда и с тем, когда и с чем не справляется сам или справляется не так, как хотелось бы. В жизни каждого есть ситуации, в которых мы не можем справиться сами, как не можем сами себя вытащить из болота, сколько бы не рвали на себе волосы. И, несмотря на это, только сам человек знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в ту сторону, но он — знает. В современном мире эта теория изменения, заложенная в работе Перлза, стала принимаемой, распространенной и ценной, поскольку общество изменилось. Впервые в истории человечества, человек вынужден адаптироваться не столько к существующему порядку, сколько к ряду изменяющихся условий. Впервые в истории человечества продолжительность индивидуальной жизни является бОльшей, чем отрезок времени, необходимый для большого социального или культурного изменения. И скорость этих изменений только возрастает. И умение человека быстро меняться, не изменяя себе, становится основой успешной социальной адаптации. Более того, в современной ситуации все большее количество людей обретает возможность самим играть роль «личности в истории» и творить эти самые изменения. ГТ — терапия контакта Как же находит человек эту волшебную дверцу? Точнее — как помогает гештальт-терапевт найти ее? Гештальт-терапию называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется нейтральная позиция «чистый лист» или НЛП, где работают технологии. В гештальт-терапии терапевтические отношения строятся как безопасная зона эксперимента. Дело в том, что клиент обязательно приносит в кабинет не только свои жалобы, но и те неэффективные способы, которыми он пытается свои проблемы решить. Это прекрасно отражено в анекдотах, например, всем известный анекдот, где клиент обращается к психотерапевту: «Знаете, доктор, меня никто не понимает, я совсем одинок. Может быть, ты мне поможешь, старый придурок? Если проблема не решается, это значит, что мы сами, пусть не специально, но сами, отвергаем возможности ее решения. Гештальт-терапевт не только становится частью мира, с которым клиент неосознанно пытается построить свои привычные и, в данном случае, неэффективные отношения, но и рискует быть аутентичным в этих отношениях, предъявлять свои чувства и желания, оставляя за клиентом свободу оставаться прежним или использовать эту обратную связь для собственного изменения. Естественно, профессиональное искусство состоит в том, чтобы сделать подобную встречу темой для размышления и новым позитивным опытом для клиента, а не очередными «граблями», на которые тот наступил. Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия». Это трудно объяснить точно, потому что это чувственный опыт. Это переживание себя в контакте. Это встреча в одном моменте времени чувства, физических ощущений, ясного понимания и видения ситуации и себя в ней. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой, и что со мной происходит. В какой-то момент это переживается как инсайт, а в жизни это может стать континуумом осознавания. Когда это достигается, мы не теряем контакта со своими желаниями, чувствами, намерениями и действиями. Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает большое сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» моих подвигов и страданий. Однако, если человек находит в себе мужество встретиться со своей «тенью», то потом приходит вознаграждение - как переживание власти над своей жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Феноменологическое основание - принцип реальности. Это как раз очень легко объяснить, но очень трудно принять. Существует некоторая реальность данная нам в ощущениях , но существует и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего и это гораздо разнообразнее фактов. И, как ни странно, мнения зачастую оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый? ГТ иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. ГТ избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что? Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе что происходит и как происходит , а не на содержании что обсуждается , чтобы человек воскликнул то самое «ага! Встреча с реальностью часто вызывает большое сопротивление, потому что лишает человека иллюзий, розовых или зеленых очков, и бывает так, что город превращается из изумрудного в серый. Как сказала одна участница группы: «Да, это была правда. Но это какая-то вероломная правда». Кроме того, реальность иногда сталкивает человека с тем, что приходится-таки признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает. Здесь и сейчас Будущего еще нет, прошлое уже произошло. Мы живем только здесь и сейчас. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение. Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. В ситуации терапии жизненная ситуация клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет поведение. И, тем не менее, здесь и сейчас он разговаривает со мной - и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться здесь и сейчас? Диалог Диалог в ГТ — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда эти миры соприкасаются, то в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент иногда впервые получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не-мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я-Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами, и то живое неповторимое, что происходит между нами происходит впервые сию минуту и больше никогда не повторится Это уникальный опыт для клиента, поскольку терапевт — человек извне его жизни, ему ничего от клиента не надо. Он действительно может позволить клиенту быть тем, кто он есть, и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.
Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами
Гештальт подход — это направление в современной теории и практике психологии. Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов.
Как определить наличие незакрытого гештальта
- Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?
- Подписка на рассылку!
- Что такое гештальт
- Мастер-классы
- Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии
Гештальт-терапия – мифы и реальность
В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Гештальт-подход для меня – прежде всего, диалог. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение.
Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии
Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Принцип пространства: Восприятие объектов в трехмерном пространстве организовано на основе их относительного расположения и пропорций. Что значит закрыть гештальт в психологии? Понятие «закрытия гештальта» представляет собой один из ключевых аспектов в теории гештальт-психологии. Эта теория развилась в начале 20 века в работах немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера и Курта Коффки. Гештальт-психология подчеркивает важность восприятия и понимания целостности и структуры воспринимаемых объектов и событий. Термин «гештальт» в переводе с немецкого означает «форма» или «структура». Закрытие гештальта относится к процессу, при котором ум организует фрагментарные визуальные, аудиальные или другие сенсорные восприятия в цельные, понятные формы или образы. Этот процесс играет важную роль в нашем способе восприятия мира и понимания окружающей действительности.
Принцип закрытия гештальта проявляется в нескольких аспектах: Завершенность фигур. Люди склонны видеть недостающие части объектов или форм, чтобы создать завершенные и понятные фигуры. Например, если представить ряд из нескольких отдельных точек, наши мозги могут автоматически воссоздать из них линию или кривую. Контурное восприятие. Закрытие гештальта позволяет нам видеть контуры и обводки объектов, даже если они на самом деле не полностью видимы. Это способствует определению форм и объектов даже при неполных данных. Образование групп.
Закрытие гештальта помогает объединять близко расположенные элементы в группы или образы, что способствует более организованному восприятию окружающего мира. Восприятие символов и символики. Закрытие гештальта также влияет на способность воспринимать символы и абстрактные формы как цельные и значимые объекты, даже если они состоят из различных элементов.
Если копать глубже, то потребность — это основной смыслообразующий фактор восприятия.
В зависимости от ключевой потребности человека и будет складываться ситуация и его отношение к ней. Человек ориентируется в своих потребностях благодаря чувствам и эмоциям, а удовлетворяет потребности благодаря взаимодействию с внешним миром. Таким образом, на протяжении всей жизни, по мере взросления, каждый из нас вмешивается в процесс саморегуляции. Например, маленький ребенок зависит полностью от взрослого.
Его основная биологическая потребность — любовь со стороны взрослых. Поэтому они могут легко поменять себя ради того, чтобы мамочка не злилась, не плакала и давала вовремя покушать. Вот такой простейший пример. Однако, этот пример ужасен.
Все потому, что ребенок с пеленок, привыкший подстраиваться под ситуацию, которая ему неприятна, так или иначе, убивает в себе способность ориентироваться в жизни с помощью своих чувств. Спустя время, малыш взрослеет, становится взрослой полноценной личностью. Все бы хорошо, но… Он расщеплен. Из него в лучшем случае вырастает эгоист, которому очень важно, что хочет он.
Рассмотрим несколько путей Человек игнорирует собственные потребности. Так как его потребности ведут к опасности и боли. Он боится чего-либо хотеть, так из-за него кому-то может стать больно. Он приходит к выводу, что лучше тогда ничего не хотеть вовсе.
Со временем чувствительность у ребенка совсем пропадает, и уже во взрослой жизни у него начинают появляться проблемы: он не может различить собственных желаний от чужих. Человек пытается любыми путями избегать возникновение своих потребностей. Он их знает и чувствует, но избегает, чтобы они удовлетворились. Порой он сам может этого не замечать.
А подсознательно он будет: - пугать себя различными рода фантазиями. Иногда они основаны на личном опыте, иногда на чужом. При этом могут быть следующие отговорки: «Воспитанные люди себя так не ведут» или «Так некрасиво». Вести странные диалоги внутри себя, вместо того, чтобы высказать свое недовольство окружающим.
Человек полностью игнорирует собственные чувства либо подавляет их, не давая волю эмоциям. Однако, постоянно держать контроль над своими чувствами совсем непросто. Рано или поздно они накапливаются и словно снежный ком, могут обрушиться на окружающих в самый неподходящий момент. Это не означает, что можно наплевать на мнение других людей и вести себя эгоистично по отношению к ним.
Крайности тоже неуместны.
И, если пример с водой и стаканом забудется через пару часов, есть ситуации которые отравляют жизнь многие годы. Обиды на родителей Обиды — самый распространенный вариант незакрытого гештальта.
Особенно если дело касается детской обиды на родителей. Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1.
Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями». Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве.
Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем.
Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке. Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию. Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями.
Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов. В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода.
Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит.
Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв.
Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы.
Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать.
В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding. Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью. Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности.
В момент, когда это происходит, и возникает гештальт. Гештальт — это событие, а не что-то статичное. Представьте, что «верхние» нейроны встречаются с «нижними» и договариваются о том, какова реальность в данном месте в данное время. Договорившись, они жмут друг другу руки. Это рукопожатие длиной в несколько сотен миллисекунд и будет гештальтом.
Что такое гештальт-терапия?
Вероятных исхода во взрослом возрасте два: человек обесценивает свои достижения и редко чувствует удовольствие от жизни; он навязывает свои мечты детям, и история повторяется в следующем поколении. Собственные ошибки Считается, что «время лечит»: обиды забываются, невысказанные слова благодарности или извинения теряют смысл. Подсознание же так не считает. Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию. Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут.
Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты.
Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица.
Недостатки гештальттерапии Скудная доказательная база. Данных об эффективности гештальттерапии мало.
В специализированной литературе по гештальттерапии основное внимание уделяется ее теоретическим аспектам. В качестве подтверждения эффективности метода часто описывают различные клинические случаи, но этого недостаточно, чтобы делать далекоидущие выводы. Подходит не всем.
Гештальттерапия — метод без четкой структуры: нет универсального алгоритма, по которому работает психотерапевт. В его взаимодействии с клиентом много спонтанности. Одним людям такой формат подходит.
Поэтому каждый психически здоровый человек стремится к целостной картинке, к завершению начатого дела, чтобы довести его до полноты. Что такое незакрытый гештальт и его значение для человека Что вас побуждает читать эту статью? Интерес, потребность узнать что-то новое? У нас всех есть уйма потребностей, которые мы стремимся удовлетворить.
И если не получается удовлетворить основные из них, тогда мы в скором будущем рискуем оказаться на приеме у специалиста с неврозом или депрессией. По такому принципу работает психика. Мозг человека устроен так, что стремится закончить начатое. Например, вы начали читать книгу или смотреть фильм и никак не можете закончить.
Вот тут-то и возникает незавершенный гештальт — вас постоянно тянет завершить начатое. Это что касается какого-то действия. А если речь пойдет об абстрактных понятиях — отношениях, гневе, горе, обиде — то тут неудовлетворенная потребность незакрытый гештальт влечет за собой хронический дискомфорт, отравляющий жизнь. Иногда не только одному человеку, но и его окружению.
Наверное, вы встречали обиженного человека. С ним даже находиться сложно — он постоянно бурчит, во всем видит негатив и раскидывается обвинениями. Все ли гештальты нужно закрывать? Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть.
Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком. Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными. И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт. И так этот ком может катиться годами и увеличиваться.
Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется. В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни.
По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться! Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее.
Если человек на этом этапе остановится, то гештальт может и будет закрыт, но самопознание завершится, подсознательный страх наверняка останется. Мы приходим к тому, что все-таки не все гештальты нужно стремиться закрывать. Но тут ремарочка: если уж не завершать целостную картинку в сознании, так делать это под присмотром психотерапевта или психолога. Ведь иначе можно до болезни себя довести.
Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто. Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании. Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи.
Что будем иметь на выходе?
Идеальный вариант — когда человек ходит на группу и параллельно занимается индивидуально. Если в группе не хватает внимания к его вопросу, он идет к личному терапевту и прорабатывает ситуацию с ним». Андрей Артемьев, клинический психолог, гештальт-терапевт: Концепции и понятия Эксперименты и феномены Гештальт-терапевт работает с клиентом над выявлением скрытых, неосознанных чувств и эмоций. Для этого он предлагает различные упражнения, которые в терапии называются экспериментами. Выявляемые в ходе упражнений реакции, физические и психические, называют феноменами. К примеру, в качестве эксперимента используется практика монодрамы, или техника «пустого стула». На индивидуальной сессии клиенту предлагается проговорить волнующую его ситуацию с определенным человеком из собственного окружения, которого он представляет сидящим на пустом стуле. В группе роль собеседника может сыграть один из присутствующих.
Беседу модерирует терапевт. В ходе разговора клиент концентрируется на своих ощущениях, эмоциях, телесных проявлениях и других феноменах. Именно реакции, которые он испытывает в настоящий момент, во время сессии, воспринимаются и анализируются терапевтом. В этом проявляется важный для гештальта принцип «здесь и сейчас», согласно которому работа должна вестись только с чувствами в настоящем, даже если они относятся к прошлым событиям. Осознавание, актуальность, ответственность Обращая внимание на феномены в моменте здесь и сейчас, клиент работает над развитием осознавания — одного из главных навыков в рамках гештальт-системы. Идея направленного осознавания вдохновлена дзен-буддизмом, которым увлекался Фриц Перлз. Осознавание — своего рода расслабленное внимание, которое позволяет выявлять из всего спектра чувственной информации ее отдельные составные части. К примеру, если человек боится публичных выступлений и приходит к гештальт-терапевту с таким страхом, в ситуации эксперимента он может осознать, как реагирует его тело в момент страха, в какую цепочку выстраиваются его мысли, какие чувства он испытывает в каждый момент этой ситуации. В обычной же жизни эти ощущения ускользают от его внимания, и чувствуется только страх.
Эта сумма осознавания дает новую глубину проживания опыта и позволяет выявить причины тех или иных реакций. Еще одно важное понятие — актуальность. В рамках концепции «здесь и сейчас» гештальт работает только с проблемами и ситуациями, которые имеют значение в данный момент в отличие, в частности, от классического психоанализа, который пристально изучает детство клиента. Даже если человек приходит на терапию с запросом на долгосрочную перспективу например, желанием построить семейные отношения , гештальт-терапевт будет работать с этим запросом через текущие состояния на каждой отдельной сессии. Также в гештальте очень важно, чтобы клиент брал на себя ответственность за то, что с ним происходит. Если что-то не получается — значит, в том числе и сам человек делает определенный вклад в свой неуспех. Если клиент обижается на кого-то и при этом остается с ним в отношениях, значит, он выбирает оставаться в ситуации, которая ему некомфортна. Считается, что пока человек не присвоит свою часть ответственности, он не будет иметь власть над ситуацией. И только когда это произойдет, он сможет что-то изменить.
Гештальт – Что Это Такое В Психологии?
Поэтому проигрывание воображаемой ситуации диалога с ушедшим помогает выразить свои чувства к нему и таким образом закрыть гештальт. Об этом я рассказывал выше, могу добавить только, что предъявив в воображаемом диалоге претензии к самому себе или другому человеку, можно разрешить конфликт между двумя полярностями конфликтующими сторонами в сознании человека. Например, между агрессивной и обороняющейся, активной и пассивной частью психики индивида. Пациент сначала садится на стул против пустого, а затем меняет место в зависимости от того, от чьего имени он говорит — своего или воображаемого собеседника. Эта техника подготовки человека к непредвиденной или неизвестной ситуации, а также «прогонки» новых способов поведения и общения в безопасных условиях эксперимента. Фантазии могут быть самыми необычными — разговор с популярной личностью, путешествия по незнакомым местам и даже по извилинам собственного мозга. Например, человеку предлагают представить ситуацию, что он некий предмет в старом заброшенном магазине и ответить на вопросы, почему его тут оставили, что он при этом испытывает, на что надеется и т. Отвечая, человек бессознательно проецирует свои настоящие чувства и мысли по отношению к одиночеству, несправедливости, а также пытается ли он искать выход из, казалось бы, фатальных обстоятельств. Позволяет отработать новую линию поведения и выявить реальную обратную связь между двумя личностями. Разум и тело вместе формируют личность. Вспоминая фразу «в здоровом теле здоровый дух», можно с уверенностью утверждать, что при нездоровом духе больно и тело.
Психические расстройства неминуемо сказываются и на телесном здоровье, формируя так называемый психосоматический симптомокомплекс. Поэтому и лечить разум и тело нужно вместе, а лучше всего не допускать накапливания негативных эмоций от незаконченных дел. Например, пациентке, которая в группе проявляет себя как сама «добродетель», предлагают сыграть роль «стервы». Это позволяет проявиться скрытым сторонам личности. Как видите, техник существует множество. Каждый гештальт-терапевт имеет в своем арсенале те, которые он считает наиболее эффективными и безопасными. При этом выбор эксперимента осуществляется с учетом каждого конкретного случая и индивидуальных особенностей пациента. С какими проблемами обычно обращаются к гештальт-терапевту? Хотя в народе бытует мнение, что время лечит, на самом деле это не всегда так. Часто потеря настолько болезненна, что состояние пациента со временем не улучшается, а усугубляется вплоть до развития глубокой депрессии и других видов психосоматических расстройств.
И длиться все это может годами с утратой интереса к жизни, контактов с окружающим миром и жизненных сил. Человек практически выпадает из жизни и для его восстановления необходима дружеская помощь чуткого, сострадательного и все понимающего гештальт-терапевта. Страх перед неизвестным приводит к тревожности, раздражительности и невозможности принять верное решение. Гештальт-терапия помогает разобраться пациенту в самом себе, определиться со своими истинными потребностями и сделать правильный выбор. Понять и принять друг друга можно только представив себя на другом месте. Родители должны представить, что бы они делали на месте своего ребенка в конфликтной ситуации, а дети должны понять, что действия родителей обусловлены прежде всего волнением и заботой, а не диктаторскими замашками. Невысказанные обиды, скрытый гнев, незавершенность ситуации — эти накапливающиеся негативные эмоции и обстоятельства способны в определенный момент привести к нервному срыву. Гештальт-терапия позволит осознать, что или кто является реальным раздражителем и подскажет, как закрыть проблему, устранив влияние раздражающего фактора. Кажется, что есть все — успешная карьера, любимая работа, прекрасная семья, умные и преданные друзья, но как часто становится скучно и тошно на душе.
Неудовлетворенная потребность — это билет на экспресс в сторону невроза. Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью. В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет нам существование. Иногда нам, иногда и всему ближайшему окружению. Представьте любителя приключений, которому не удалось отыскать клад в свою поездку на чудесный остров. Он настолько одержим кладом, что теперь денно и нощно о нем грезит. Если семье «повезет», каждый свой отпуск он будет уезжать на этот остров до конца дней или до нахождения клада читай, закрытия гештальта. Если семья не столь удачлива, все ее члены будут ездить на злополучный остров. И хорошо, если у них будет возможность лежать на пляже, пока этот любитель приключений ищет заветный сундук.
Однако суть и философия ГТ, ее взгляд на мир, как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к индивидуальной истине, скрытой в глубине каждого из нас — все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма. Хотя есть и отличия, их мы увидим дальше. Теоретические корни ГТ — гештальт-психология и теория поля Курта Левина. Само слово «gestalt» нем. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную фигуру. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Проще говоря, исследуя феномены человеческого восприятия, они выяснили, что человеческий мозг ленив и не склонен каждый раз заново создавать из деталей новые образы. Мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений гештальтов. Нармипер, бкувы в солве муогт слдеоавть в лоюбм пояркде — мы все рнаво пноиамем сымсл. Гештальты — атомы нашей психики. Просто, если мы видим что-то не совсем знакомое, мозг сначала ищет в «базе данных», на что же это похоже, и чаще всего находит. Согласитесь, это гораздо удобнее и экономичнее, чем каждый раз изобретать велосипед. И только если совсем не удается найти подходящий «готовый» гештальт, включается ориентировочный рефлекс «что такое? Далее мы увидим, как Перлз переложил эту идею гештальтов на всё функционирование психики в целом. Фигура-Фон Психика человека - целостное образование, основными компонентами которого являются фигуры, то есть те части поля, которые как бы выделяются, и фон - задний план, на котором воспринимаются эти фигуры. Они являются частью целого, структура которого гибка, так как фигура может стать фоном и наоборот. В «народе» это явление широко известно как двойные изображения: два профиля-ваза, красавица-старуха и многие другие. Несмотря на то, что оба изображения присутствуют всегда, видеть мы можем либо вазу, либо два профиля. Фигура и фон могут меняться местами, но 2 фигуры не могут существовать одновременно: что-то обязано стать фоном, на котором и возникнет фигура. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Lamme 1995. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. По сути, это открытие показало — в этом мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что нам важно в данный момент нашей жизни, а все остальное теряется в фоне, проносится мимо, как пейзаж за окном, когда вы за рулем. Когда нам холодно, мы мечтаем о тепле и уюте, когда жарко — о прохладе и свежести, когда ищем сапоги — смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины женщины перестают существовать. Поле определяется как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые" Lewin, 1951, с. Человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающей его ситуации. И поведение человека может быть вызвано внутренними потребностями и мотивами, и тогда оно называется волевым, а может — влиянием внешних объектов, и тогда оно называется полевым. Главное открытие заключалось в том, что мы никогда не свободны от влияния поля, и иногда бывает трудно сказать, чем же на самом деле детерминировано наше поведение — нашими внутренними идеями и ценностями или же внешней средой. Человек не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Как мы видим, гештальтпсихология внесла ощутимый вклад в формирование еще одного тренда 20 века - системного мышления. Еще одна теория - «незавершенных действий», разработанная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, ученицей Курта Левина, экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. То есть, пока дело не сделано — мы не свободны. Оно нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти далеко. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый из нас хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в силах заняться чем-то другим. Перлз совершенно справедливо предположил, что это касается не только внешних, бытовых дел, но и внутренних ситуаций. Например, пока отношения не завершены — они продолжаются. Логично, правда? И мы ведем бесконечные внутренние диалоги, храним обиды многолетней давности и, встретившись, удивляемся тому, что начинаем разговор с того же места, из которого ушли, хлопнув дверью, много лет назад. Теория ГТ В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, по сути — представление о мудрости природы. Если дереву не мешать — оно само возьмет все, что нужно, чтобы вырасти. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен, как дерево, растущее в хорошем месте. Поскольку мы — дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. И вся наша жизнь складывается из взаимодействия с миром. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Если не будет голода, обедать вы не пойдете. Из этого ощущения рождается желание — этот голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью: когда и как его лучше удовлетворить, выбираете время и место, предпринимаете некоторые действия, чтобы реализовать ваше желание. И, наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности в данном случае — собственно с едой. Если все прошло как надо, и вы довольны процессом и результатом, то вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен. В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы обедали с кем-то из коллег или друзей, и как-то об этом договаривались, или вы решали, где вы хотите пообедать. Наконец, вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите именно сейчас или пойти в магазин, или соорудить что-то из того, что есть дома. Точно так же, сам обед мог быть включен в бОльший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся». Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных-разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до 50-летней семейной жизни. Таким образом, все наши неудовлетворенности в жизни возникают из-за того, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются незавершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты пока дело не сделано, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, работа получена, свадьба состоялась, жизнь удалась. Есть еще одна особенность: поле приходит в равновесие, только если гештальт завершен, то есть становится хорошо сформированным "сильным" гештальтом. Говоря бытовым языком, если вы пообедали не там, где хотели, не тем, чем хотели, или не с тем, с кем хотели, то вот этого замечательного состояние «жизнь удалась» у вас не возникает. Остается чувство ментального голода, неудовлетворенности, хотя физически вы можете быть сыты. И здесь — один из ключевых моментов ГТ. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами себе мешаем.
В клинической практике, наряду с принципами клинической феноменологии, для определения прогноза терапии и выбора оптимальной стратегии терапии некоторые современные гештальт-терапевты используют диагностические системы психодинамического направления психологии PDM. История[ править править код ] Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком Фрицем Перлзом , его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом. Фриц Перлз, психоаналитик и убеждённый фрейдист , в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ , и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как ревизию психоанализа [1]. Однако затем его идеи претерпели бурное развитие и быстро превратились в независимую систему психотерапии, вобрав в себя элементы гештальтпсихологии , экзистенциальной психологии , психодрамы и других популярных в 1940-х идей. Paul Goodman и Ральфом Хефферлином [en] англ. Ralph Hefferline в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» англ. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе. Во-первых, стала вновь чаще применяться индивидуальная терапия, которую Перлз недооценивал, считая индивидуальный формат работы устаревшим. Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным.
Гештальт-терапия
А с другой — сам процесс придания формы. Используя наглядные образы, гештальт можно сравнить, например, с пылесосом. Прибор будет являться гештальтом, а вот набор запчастей к нему — нет. Что же это за форма, которая имеет определённую структуру? Юлия Ивлева психолог-гештальт-терапевт Смысл нашего существования заключается в удовлетворении потребностей. Чем больше запросов закрывает человек, тем счастливее и полноценнее он себя ощущает. Как правило, то, что необходимо для удовлетворения потребностей, приходится получать из окружающей среды. А для этого — вступать с ней во взаимодействие. Процесс взаимодействия с внешним миром и называется гештальтом или циклом контакта. Фото: istockphoto. Человек приближается к объекту, который, как ему кажется, может удовлетворить его потребность, оценивает возможности и его качества, предпринимает определённые действия, направленные на получение необходимого.
После полученного результата делает выводы — насколько взаимодействие было удовлетворительным. Если в результате контакта его потребность была закрыта, то принимается решение взаимодействовать с этим объектом и дальше. Если нет, возникает необходимость искать другие способы реализации запроса. Можно взять в качестве примера поиск информации о каком-то событии. Человек проявляет интерес к чему-то и хочет узнать больше о нём. Он ищет информацию в интернете или контактирует со знакомыми с целью найти подходящий источник знаний. Кто-то ему советует посмотреть определённый сайт. Он открывает ресурс, получает всю интересующую его информацию и удовлетворяет возникший у него интерес. Гештальт закрыт. Начиная с простого утоления чувства голода до сложного ответа по поиску смысла жизни.
Но случается так, что человек не умеет определять свои истинные потребности, или обрывает контакт в середине процесса, или не может присвоить себе полученный опыт. В таком случае происходит когнитивный диссонанс. Человек начинает испытывать трудности, неудовлетворённость жизнью, тревогу, злость. В таком случае необходима терапия, которая поможет развить способности контактировать.
Автономия была противопоставлена неразделенности с родительскими фигурами, слиянию, инфантильной, зависимой позиции.
Человек, который может опираться на себя, быть независимым стал идеалом, к которому необходимо помогать двигаться в психотерапии клиенту. Движение от зависимости к автономии определилось как движение от инфантильности к зрелости. Но, как любое одностороннее видение, «жесткий гештальт», эта идея в своем упрощенном варианте стала дамокловым мечом популярной психотерапии и бытовой психологии. Психологи и психотерапевты часто считают главной своей задачей помочь клиенту «сепарироваться» от родительских или их замещающих фигур. В результате такой психотерапии мы часто имеем дело с гневливым, все время и от всех «сепарирующимся» человеком, которой при этом остается глубоко одинок.
В своем докладе я хочу развить несколько идей о том, как принципы гештальт-терапии осознанность, актуальность и ответственность, а также концепция Self могут помочь нам более полно взглянуть на феномен «автономии», если вместо поддержки «сепарации», мы будем помогать клиенту больше осознавать себя, признавать реальность ситуации и определять, что именно принадлежит в этой ситуации ему. Как работа Self, опирающаяся на осознанность, актуальность и ответственность, «автономный» субъект может выбирать и реализовывать свою отдельность и свою связанность с другими. Ключевые термины: автономия, сепарация, self, контактный процесс, осознанность, ответственность, актуальность Подробнее о теме выступления Скрыть Юлия Морозова Психолог, экзистенциальный психотерапевт с 18-ти летним стажем, специалист по адаптации в эмиграции, член Британского психологического общества BPS, создатель центра психологической поддержки на русском языке Clever Psychology в Лондоне, директор образовательной программы для психотерапевтов The Viennese School of Existential Analysis and Logotherapy в Великобритании Тема лекции: экзистенциального анализа Переезд в другой город или страну по тяжести сопоставима с разводом или смертью близкого человека. За последний год из России уехало огромное количество людей. Кто-то экстренно, не обдумав как следует.
Кто-то ускорил свое решение уехать. Но при этом, делал это не так, как задумал, в спешке. Не всегда в ту страну, которую хотел. А есть те, кто уже давно в эмиграции, но тем не менее продолжает страдать и не чувствовать укорененности.
Где обучают гештальт-терапии Гештальт-терапевты проходят обучение в четырех вузах нашей страны, один из которых находится в Санкт-Петербурге, остальные в столице. Проводится строгий отбор, при котором учитывается мотивация человека, его дальнейшие планы, перспективы.
У соискателя должна быть уравновешенная психика, желание помогать людям. Первое образование желательно иметь медицинское или педагогическое. Обучение проходит поэтапно: от базовой ступени низшей или первой до третьей: Первую ступень получают студенты, имеющие образование не ниже средней школы, им выдают сертификат о прохождении начального образования по гештальт-терапии. Вторая ступень доступна тем, кто уже прошел первый этап, также имеет среднее-профессиональное или высшее образование. Им выдается корочка, что они прошли переподготовку по специальности, могут работать по этому направлению. Третий этап определяет дальнейшее направление специалиста, он может выбрать узкую специализацию в рамках проекта, например, работу с детьми, или только индивидуальные сеансы.
Свидетельство об окончании обучения специалистов, пройденных третью ступень, является международным. Далее, по желанию, есть возможность пройти еще три года обучения, чтобы получить степень супервизора или группового ведущего. Длительность курса лечения гештальт-терапией Для достижения положительных результатов необходимо учитывать все обстоятельства происходящие в данный момент: необходимо понять все происходящие события в жизни клиента и даже учитывать обстановку в кабинете психоаналитика. Это помогает клиенту понять все свои эмоции и переживания и научиться самостоятельно влиять на них, принимать решения, которые помогут улучшить качество жизни. Поэтому гештальт-терапия относиться к среднесрочным методам воздействия. Необходимо понимать, что если поставлена конкретная задача, то ее решение может занять около 10 сеансов, а если есть необходимость в развитии и совершенствовании личностных характеристик, возможно, потребуется до 30 занятий развитие личности процесс постоянный.
Для достижения устойчивого положительного результата оптимальным будет от 10 до 20 занятий один раз в неделю. Психологи нашего центра активно используют метод гештальт-терапии, его любят за положительные, устойчивые результаты к которым он приводит. Конечно, трудно решиться на проведение курса, однако, Вы будете удивлены положительными результатами. Если Вы готовы качественно улучшить свою жизнь, вступить на результативную дорогу обретения собственного счастья, гештальт-терапевты нашего центра всегда готовы Вам помочь. Интересные отзывы о гештальт-терапии Гештальт-терапия — относительно новый, но действенный метод, помогающий больным найти опору в жизни, разобравшись со своими застарелыми проблемами. Человек начинает жить «здесь и сейчас», отбрасывая груз прошлых обид.
Вот некоторые отзывы пациентов, которым действительно помогла терапия.
Согласно этому принципу, создаваемое нашим восприятием целое — принципиально иное, нежели сумма его частей. Это нечто большее — сущность. Так, мелодия — это не просто определенная последовательность нот согласитесь, мы узнаем ее, даже если она будет сыграна в другой тональности или музыканты начнут отчаянно фальшивить , картина — не совокупность мазков на холсте, а текст — не набор букв определенного языка это легко проверить, если написать нечто с большим количеством ошибок и пропусков. От чего зависит, какая именно ситуация или объект привлечет наше внимание? Какой образ сложится в нашем восприятии? Вопрос этот по-прежнему открыт. Ибо разные люди воспринимают действительность по-разному.
Прекрасный пример этому — знаменитое изображение, известное нам как «Ваза Рубина» названное в честь автора, датского психолога Эдгара Рубина. На этом изображении можно увидеть то два профиля, то вазу. Когда человек видит вазу, профили исчезают, превращаются в фон. А как только появляются профили, фоном становится ваза. Почему он важен для понимания всей гештальтпсихологии? Потому что потребность нашего мозга достраивать образ до целого определяет тот факт, что нам свойственно завершать начатые действия, проживать до конца те или иные ситуации. Если же какое-то действие остается незавершенным, мы испытываем дискомфорт, тревогу, беспокойство. На нем сосредотачивается наше внимание.
Оно становится для нас фигурой, отодвигающей все на задний план, превращающей остальную нашу жизнь в фон. Нам нужно достроить фигуру для целого закрыть гештальт. Только тогда она сможет стать для нас фоном, освободив место новому. Гештальт воспринимается как незавершенное действие, недоделанная до целого "фигура" Фредерик Перлз и гештальт-терапия Гештальт-терапию как направление психотерапии разработал немецкий психоаналитик еврейского происхождения Ф. Перлз 1893-1970 гг. Он является легендарной в истории мировой психиатрии личностью. В какой-то момент, а именно в начале 40-х годов, Перлз отошел от учения Фрейда и занялся разработкой нового метода. В этом ему активно помогали жена Лаура и американский писатель-авангардист, анархист и философ Пол Гудман.
Официальной датой рождения метода считается 1951 год, когда вышла в свет книга Перлза, Гудмана и Хефферлина «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности», вызвавшая всеобщий интерес и положившая начало популярности гештальт-подхода. Штрихи к портрету Фредерика Перлза Родился в 1863 году в Берлине.
Гештальт-терапия
С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы.