С шестнадцати лет Сезария Эвора пела в тавернах, с девятнадцати — на круизных судах. Сезария Эвора — культовая «босоногая дива», гениальная певица из Кабо-Верде, которая восхищала миллионы людей, исполняя композиции в стилях морна, фаду и модинья. Cesaria Evora), по прозвищу «босоногая дива», родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу – втором по величине в крошечном островном государстве Кабо-Верде. Телеграм-канал @news_1tv.
Эвора, Сезария
Биография Сезарии Эворы детство и юные годы Сезарии Эворы. В Лиссабоне ее талант был замечен продюсером Жозе да Силвой и он пригласил Сезарию на запись во французскую столицу. Сезарию Эвору называли "босоногой дивой". На сцену она всегда выходила босиком. 17 декабря 2011), более известный как Cize, был певцом и автором песен из Кабо-Верде.
Цезария саид биография. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы
Сезария Эвора — биография певицы. 256. Cesaria Evora. 17-го декабря умерла известная и уникальная в своем роде певица Сезария Эвора, которая пела на родном кабовердийском креольском диалекте португальского языка. Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии.
Эвора Сезария — Биография
Она делала всё возможное, чтобы тысячи жителей Кабо-Верде учились читать и писать. В своей стране она полностью содержала всю систему образования. Из-за проблем со здоровьем осенью этого года певица объявила о завершении эстрадной карьеры.
Записанные "живьем" они усиливают плавность и эмоциональную глубину звучания ее голоса.
Альбом начинается дебютным синглом "Petit Pays" и включает несколько более ритмичных вещей, а также ряд душещипательных мелодий, которые Цесария исполняет со свойственной ей неподражаемой небрежностью. Французская газета La Vie Paris написала об этом альбоме: "Шарм Цесарии Эворы, ее богатый, насыщенный теплыми тонами голос снова как и прежде трогают нас. Не упустите возможность получить истинное удовольствие.
Газета Le Monde Paris восторженно замечат, что "голос Эворы способен тронуть любую душу". Последние ее выступления включали два аншлаговых концерта на джазовом фестивале в Монреале в 1995 г. В будущем, в октябре 1996 г.
Я знал, что ей 70 лет, что она очень больна, что у нее диабет в тяжелой форме, что она пела босиком не из солидарности с нищими женщинами Африки, как любят писать массмедиа, а потому что на больные и распухшие ноги не налезала никакая обувь в ее райдере значилась обязательная подача кресла-каталки к трапу самолета и чтобы гримерная была на одном этаже со сценой - она не могла подниматься по лестнице. Я знал, что один глаз у нее не видит совсем, а второй - очень плохо, что два года назад она перенесла инсульт, а год назад - операцию на открытом сердце, что осенью перед концертом в Париже ей стало плохо, и она объявила об окончании концертной деятельности. Я знал все это, но, когда 17 декабря услышал о ее смерти, чуть не расплакался.
А мой друг-музыкант в пьяном виде позвонил из Израиля и десять минут рыдал в трубку. Чем же так проняла всех эта неуклюжая, безвкусно одетая, с головы до ног увешанная золотыми побрякушками, полуграмотная она практически не умела ни читать, ни писать немолодая женщина без особенных вокальных данных, певшая вдобавок небрежно, неточно и безучастно? Почему для людей, восприимчивых к музыке, для тех, у кого, как говорят французы, «тонкое нёбо», ее пение было совершенно неотразимым и воспринималось буквально как факт личной биографии?
Я попытаюсь сегодня что-то рассказать об этом, но на самом деле ничего объяснить здесь нельзя. Пардон за банальность, но волшебство таланта и чудо искусства не поддаются никаким логическим объяснениям. Для затравки поставлю вам песенку, которую все вы наверняка слыхали, и расскажу, как я услышал ее в первый раз.
Это было в Париже, ранней весной 2000 года. Мы с моей женой Маришей гуляли по городу, и в один из моментов ей, как и всякой нормальной женщине, натурально, захотелось походить по какому-то огромному многоэтажному универсальному магазину, а я, как всякий нормальный мужчина, всей душой ненавидя шопинг во всех его проявлениях и понимая, что это дело может затянуться надолго, остался внизу в небольшом кафетерии. Мне действительно пришлось просидеть там часа полтора, и все это время молодой бармен за стойкой раз за разом ставил на своем бумбоксе одну и ту же песню.
И никому это не надоедало. И даже, когда Мариша вернулась, мы ушли не сразу, а прослушали ее еще несколько раз. Nho antone escaderode С тех пор прошло уже много времени.
За подотчетный период я эту песню, которую про себя называл просто «Антошка-дерошка» , слушал бессчетное количество раз, но, только готовясь к этому вечеру, удосужился задуматься, о чем же собственно в ней поется. Скажу сразу, узнать это оказалось очень непросто. Как известно, Эвора пела на креольском диалекте португальского, который даже португальцы понимают с трудом.
Текст на креольском языке в интернете нашелся, нашлись после чрезвычайно долгих поисков даже два перевода на английский и один на французский, причем все три довольно сильно отличались друг от друга. К счастью, текста в этой песне очень мало. Как почти всегда у Эворы, это многократно повторяемые два куплета и припев.
И если попытаться привести английские и французский переводы к некоему общему знаменателю, то в песне поется примерно следующее: «Когда я в первый раз приехала в Рибейра Гранде это такой городок в Португалии , я славно провела время в одной забегаловке. Нас было трое, и мы так надрались ромовым пуншем, что потеряли контроль над собой и стали ходить, как скрюченный сеньор Антош». И это все.
А в припеве просто повторяется имя и фамилия - Антош Эскадерош. Кто это такой, в песне не уточняется. Вообще, тексты песен Эворы - это отдельная история, и мы о них еще поговорим.
Но для порядка сначала все-таки немного биографии. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу на острове Сан-Висенте архипелага Кабо-Верде, который по-русски чаще называли Острова Зеленого Мыса - португальской колонии, расположенной в 600 км к западу от побережья Сенегала. На этих девяти обитаемых островах сегодня живет чуть больше 400 тысяч человек для сравнения: это примерно в два раза меньше, чем в московском Северном округе.
Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей.
Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют.
Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре. С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B.
Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим.
Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем. К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство.
При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье.
Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии.
Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни.
Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей.
В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон.
Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет. То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину.
На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком.
Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую.
Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы.
Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде.
С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня!
На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Это были самые тяжелые годы». Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», — расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще — гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди — богатые и бедные, близкие и незнакомые.
Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, — курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», — смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, — золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой.
А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», — объяснит она. Много не надо. Она не покупала себе особняки в других странах, с гастролей она неизменно возвращалась в Кабо-Верде, продолжая жить в том же доме, что и ее мать. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что.
Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования. Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике — это всего лишь красивый миф». Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране — благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир. О своих возлюбленных она говорила немного, но всегда с трогательным смущением.
С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Miss Perfumado» в 1992 году.
Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре [10]. В 2005 году впервые выступила в Сибири — в Иркутске , Красноярске и Новосибирске , вернулась в эти города в 2007 году.
Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе
Вопрос «Кто поет? Это небольшой остров, принадлежащий архипелагу Кабо-Верде, еще их называют островами Зеленого Мыса. Ее отец был музыкантом, а мама простой кухаркой. В семье было семеро детей, отец умер рано, и вся забота о малышах легла на плечи матери. Маленькую Сезарию сначала отдали в приют, а когда девочка подросла и вернулась домой, то активно помогала маме по хозяйству. У Сезарии рано проявился талант к музыке, и уже с 14 лет она активно выступала на площадках своего города. Сначала девушка исполняла африканские песни, коладеру и морну. У певицы был поистине завораживающий тембр голоса и люди обожали слушать в ее исполнении ностальгические и искренние песни о любви, жизни и нелегкой судьбе. В 17 лет Сезария вместе со своими музыкантами регулярно выступала в клубах и зарабатывала неплохие деньги для себя и своей семьи.
Музыкальная карьера и успех Сезария Эвора начала свою музыкальную карьеру в юности, выступая на улицах Кабо-Верде. Ее уникальный голос и страсть к исполнению привлекли внимание местных музыкантов, которые помогли ей записать ее первую песню. С тех пор она стала национальной знаменитостью благодаря своим эмоциональным и искренним выступлениям. В конце 1980-х годов Сезария Эвора начала сотрудничать с французским композитором Жаном-Клодом Ибель. Вместе они записали несколько альбомов, которые получили большой успех как во Франции, так и во всем мире. Ее музыка стала известна как «музыка без паспорта», потому что она объединяет в себе элементы кабо-вердианской музыки, фламенко, морена, морабной музыки. Своим международным успехом Сезария Эвора принесла не только известность кабо-вердианской музыке, но и дала голос малоизвестному архипелагу и его жителям, которые живут среди бедности и трудностей. Ее песни выражают любовь к родной земле и народу, а также радость и грусть человеческой жизни. В 1995 году Сезария Эвора выпустила свой самый успешный альбом «Кабо Верде», который принес ей мировую славу. Ее голос, пронизывающий душу, и застойный стиль исполнения сделали ее одной из самых любимых и узнаваемых африканских певиц.
Она также стала первой африканской певицей, которая выступила на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке. Ее концерты проходили с аншлагом по всему миру, и ее голос остался в сердцах поклонников навсегда. Наследие и признание Сезария Эвора оставила огромное наследие в мире музыки. Ее уникальный голос и передача эмоций в каждой песне сделали ее одной из самых знаменитых и влиятельных африканских певиц всех времен.
И тоже аншлаг.
Певица пела босиком, затягиваясь сигаретой между куплетами. Босиком - потому что в знак солидарности со своим народом, который в большинстве живет очень бедно. И больше половины бюджета страны - отчисления от ее концертов. Поет она о любви и женщинах. А их жизнь на Кабо-Верде - борьба.
Так говорила она: По креольски женщина - это борец. Именно женщины становятся главами семей, поднимают детей в одиночку, заботятся о своих престарелых родителях. Это история ее самой.
Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре [10]. В 2005 году впервые выступила в Сибири — в Иркутске , Красноярске и Новосибирске , вернулась в эти города в 2007 году. Начиная с 2005 года, объехала с концертами практически всю Россию, выступала во Владивостоке , Хабаровске , Уфе , Челябинске , Тюмени , Перми , Ярославле и многих других городах. Во время гастролей в Австралии в 2008 году Эвора перенесла инсульт.
В 2009 году она выпустила свой последний альбом «Nha Sentimento», записанный в Миндело и Париже. В 2009 году Сезария Эвора стала рыцарем Почётного легиона , получив награду из рук министра культуры и коммуникаций Франции Кристин Албанель, став первой жительницей Кабо-Верде, удостоенной этой награды.
Сезария Эвора (Cesaria Evora) биография, фото, личная жизнь, слушать песни онлайн
Сезарию Эвору называли "босоногой дивой". На сцену она всегда выходила босиком. — Я Сезарию почти не помню, маленькая была, когда меня к ней в гости привозили, в Кабо-Верде, — рассказывает Катя Эвора. Всемирно известная певица Сезария Эвора скончалась в субботу в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага.
Сезария Эвора: история чернокожей Золушки
Cesária Évora. Певица Сезария Эвора: Новые Известия - новости России и мира сегодня. Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива. Сезария Эвора («босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011, Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Сезария Эвора появилась на свет 27 августа 1941 года в портовом городке Минделу, которая находится в островном государстве Кабо-Верде.