Новости что означает слово сретение

«Слово «Сретение» в переводе со славянского означает «встреча», – говорит священник Георгий Кочетков. Что значит слово «Сретение»? Слово «сретение» имеет славянские корни и означает «встреча».

Сретение Господне: когда отмечают, история и традиции православного праздника

15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл. В православии 15 февраля отмечается Сретение ― день, который знаменует собой поворотную точку в ходе зимы. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.

Сретение Господне: коротко о празднике

У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно. Разве не так? Сретение: народные приметы Праздник, почитаемый в народе, может рассказать о том, какая погода ждет в ближайшее время и в перспективе. Если на Сретение — оттепель, это означает, что весна будет теплой. Если идет снег, весна будет дождливой и длинной. Метель, разгулявшаяся 2 февраля, говорила нашим предкам о поздней и холодной весне.

Полуденный снег — о хорошем урожае пшеницы. Сильный ветер обещает изобилие фруктов. Спокойная погода — много льна. Они не лишены хитрецы. Но это чувство не является корыстным. Скорее, оно направлено во благо окружающих.

В переводе с греческого языка Василий означает «царь». Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало, что можно и нельзя делать в Трифонов день, его отмечают 14 февраля, в Никитин день , который отмечается днем ранее, в Трехсвятие или Собор трех святителей, который празднуют 12 февраля, в Григорьев день и Аксиньин день. Специальная рубрика UG. RU «Народный календарь» посвящена старинным русским обычаям и приметам.

К ним относится и Сретение. Ежегодно его празднуют 15 февраля. Сретение Господне: история Для христиан Сретение — очень значимое событие.

В этот день исполнилось ровно 40 дней со дня рождения Иисуса Христа. И Богородица принесла младенца в Иерусалимский храм, что посвятить его Господу. И в этот момент произошло то самое Сретение или встреча младенца со старцем Симеоном, который очень ждал данного события. По преданию, когда-то Симеон переводил ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий и вдруг прочел: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Не Дева, а супруга, решил старец и хотел так и написать, но ангел Божий остановил его, уточнив, что отныне Симеон будет жить, пока не увидит Сына Господня, которого родит именно Дева. Симеон жил очень долго — больше 300 лет, безропотно ждав исполнения воли Божией, находясь при храме. И когда он увидел, как Мария с младенцем идет по ступеням обители, вышел навстречу.

Кроме этого, Сретение Господне считается молодежным торжеством. Что значит Сретение Дословный перевод названия праздника с церковнославянского языка звучит как «встреча». Но это не просто встреча в ее бытовом понимании. Использование слова «Сретение» придает данному событию более глубокий смысл: когда меньшее встречается с чем-то большим. Это и объясняет основной смысл торжества — встречу, сближение человека с Богом. Есть и еще одна трактовка, которая не противоречит, а дополняет данный смысл.

Но это верование берет истоки не в православной вере, а в языческих традициях, связано с почитаемым некогда на Руси бога Перуна. Также сретенские свечи зажигали, если семья сталкивалась со стихийными бедствиями, болезнями, всяческими трудностями. Считалось, что они помогали роженицам при родах, больным эпилепсией.

Сегодня громничные свечи верующие зажигают в трудные минуты, когда обращаются к Богу за помощью, просят у него защиты и спасения. Сретенская вода У всех на слуху вода Крещенская, но Сретенская вода обладает не меньшими целебными свойствами, считается такой же сильной. Сретенской водой омывают лицо от злого глаза, окропляют жилое помещение, освящают детей перед экзаменами, дают выпить больным людям. Праздничные запреты Православные праздники связаны с некоторыми ограничениями и Сретение не исключение. От каких дел стоит отказаться, когда Сретение Господне: Любая работа в этот день считается греховной, кроме той, которая служит на благо людей МЧС, врачи. От всех остальных занятий, направленных на зарабатывание денег, сегодня придется отказаться. Уборка, стирка, глажка — повседневный труд, который не уместен в церковные праздники, тем более такие важные, как Сретение. Считается, что нарушая запрет и занимаясь сегодня домашними делами, хозяйка обязательно обожжет руку, пораниться или что-нибудь сломает. Садовые работы, так же как и домашние, под запретом.

Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел. Читайте также — Радость встречи. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей. Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души — какое это счастье для человека. Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?!

Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным. Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра — «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра — в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле.

Сретение Господне: коротко о празднике

Симеон и Иисус. Автор: Шишкин Андрей Алексеевич. После крещения Руси почти все языческие обряды и торжества церковь "подстраивала" под христианскую веру. Так Сретение начало почитаться как долгожданная встреча человечества со своим Спасителем. Сретение Господне входит в двенадцать главных церковных праздников, приуроченных жизнеописанию Сына Божьего и Богородицы. И что примечательно, католики его отмечают 2 февраля, а в армянской православной традиции этот день чтят 14 февраля. На сегодняшний день религиозные и языческие традиции, связанные со Сретеньем, так переплелись между собой, что стали нераздельны. Дева Мария, вносящая сына в храм. Библейская предыстория, заложенная в основу христианского праздника По еврейским законам женщина, родившая мальчика, не ранее нежели через сорок дней могла принести его в храм на обряд к Господу. И к тому же мать обязана была сделать очистительное жертвоприношение. Как правило, это был то ли годовалый ягненок, то ли пара голубей.

Рожденную же девочку приносили и вовсе на 80-е сутки. Богородица, согласно закону введенному Моисеем, принесла в иерусалимский храм своего сына в назначенный срок для обряда посвящения Богу, а также двух белых голубей, которые и были очистительной жертвой. Однако в жертвоприношении она не нуждалась, так как зачат младенец был непорочно. А Мария и здесь проявила смирение и покорность. Автор: Андреа Селести. И когда Пресвятая Дева с Сыном Божьим на руках переступила порог храма, их встретил древний старец — по имени Симеон. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа. И согласно писанию в год рождения Спасителя старцу исполнилось 360 лет по иным источникам - 300. Святой Дух привел его в тот день в Иерусалимский храм дабы он воочию увидел чудо. Старец осознал, что пророчество ангела, когда-то предрекшего ему знаковую встречу, исполнилось.

И, что Младенец на руках Девы Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет до его появления на свет, и что теперь он может спокойно умереть.

Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству... В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши». Кто такая Анна-пророчица? В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча.

В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» Лк 2:37 — 38. Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. Как начали праздновать Сретение Господне? Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления».

Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно. При императоре Юстиниане 527-565 , в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход.

Так и надо сделать.

В северо-западных областях России, где ощущается влияние католической традиции, силен обычай в этот день освящать в церкви свечи. Их называют «громницами». Считается , что они имеют силу против грома, молнии, проливного дождя и града. В некоторых местах России существует обычай в день Сретения освящать в церкви воду от сглаза. В старину на Сретение обязательно пекли пирожки в виде птичек-жаворонков, что означало окончание морозов и приход тепла. Лучше всего в день Сретения заниматься добрыми делами, благотворительностью, помощью животным, пишут « Известия ».

В народе на Сретение стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила, кружилось какое-то время спустя над их головами, слегка шелестя под сводами храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься. И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь.

Смущена, Мария молчала. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет, Твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око». Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле для двух этих женщин под сенью колонн.

Почти подгоняем их взглядами, он шел молча по этому храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала.

Сретение Господне: традиции и приметы, что нельзя делать 15 февраля

Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, традиции празднования и народные приметы на Сретение.
Февраль Сретенье – что за праздник, в чем его суть, какие приметы с ним связаны Слово "среча" много много лет назад означало слово "счастье".
Праздник Сретение Господне Февральский праздник Сретение Господне является одним из древнейших и почитаемых у христиан.

Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника?

Февраль Сретенье – что за праздник, в чем его суть, какие приметы с ним связаны Слово Сретение многим теперь уже не понятно.
GISMETEO: Сретение: что говорит народный календарь? - Природа | Новости погоды. Сретение (также пишется Сретение), также известный как Праздник Сретения Иисуса Христа, Праздник Очищения Пресвятой Девы Марии или Праздник Святой Встречи, является христианским праздником, посвященным сретению Иисуса в Храме.
Сретение Господне: коротко о празднике Слово Сретение многим теперь уже не понятно.

Значение слова «сретение»

Сретение Господне, также известное как Сретение Господней Богородицы или Сретение. Слово «сретение» имеет славянские корни и означает «встреча». Само по себе слово «сретение» или «сърѣтение» толкуется как «встреча», но с первого раза, без глубокого погружения в историю понять истинное значение этого слова трудно.

Сретение Господне: когда в 2023 году, что означает праздник, история и традиции

По традиции, во время праздничного богослужения в церкви освящают свечи, а после раздают их прихожанам. Такие свечи очень ценились, обязательно приносились домой и хранились в течение года. Первый раз громничную свечу зажигали сразу после прихода домой из церкви — «чтобы повень весенняя не повредила посевы, а мороз чтоб деревья не побил». В течение же года свечу зажигали в таких случаях: если над домом бушевала страшная непогода, если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм, если возникали сложности в родах, если человека «поймала черная болезнь» эпилепсия , если человек умирал с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых. Вторая важная традиция на Сретение — освящение воды. Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали с тающих капающих сосулек. Сретенскую воду использовали в таких случаях: для лечения ран и внутренних болезней, от сглаза и ведьмовских чар, кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом, в начале сезона пасечники кропили ею ульи, этой же водой окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы. Что нельзя делать на Сретение Запреты на Сретение Господне похожи на другие большие христианские праздники. Так, в этот день: нельзя пропускать торжественного богослужения в церкви, а если не получается отстоять его целиком, следует зайти и хотя бы поставить свечу и помолиться, нельзя уходить из храма без свечи — освященную сретенскую «громничную» свечку бережно несут домой и хранят целый год, нельзя исполнять тяжелой физической работы, кроме той, что делается безвозмездно для блага других людей, не следует отправляться в дальнюю дорогу — она может кончиться неожиданно и плохо. Народные приметы на Сретение Так как в славянской традиции Сретение — переломный день, когда Зима встречается с Весной и впервые «борется» с ней, с 15 февраля связана масса примет о погоде, урожае и вообще о том, каким будет грядущий год.

Вот основные приметы на Сретение: Если в ночь на Сретение небо чистое и видно все звезды, в этом году следует ждать большой урожай фруктов. Если на Сретение начнется оттепель, жди поздней весны.

Что означает слово «Сретение» Слово «Сретение» в переводе со старославянского языка означает «встреча». В это время произошло важное событие: встреча Ветхого и Нового Завета. Древний мир встретился с Христианством.

Праздник, посвященный знаковому событию, которое называется «Сретение Господне», всегда отмечают в одно и то же время — 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Он называется двунадесятым, то есть одним из самых важных в христианстве. Очистительная жертва Фото: icons. Согласно древнему обычаю, на 40-й день после рождения мальчика его полагалось принести в храм. Если на свет появлялась девочка, родителям разрешали прийти в церковь только на 80-й день.

По закону Моисея они приходили не с пустыми руками. В качестве дара нужно было принести голубку и годовалого ягненка. Если семья была небогатой, ягненка разрешалось заменить голубкой. Эту жертву принято было называть очистительной: после нее женщина могла снова посещать храм. Несмотря на то, что зачатие было непорочным, родители Иисуса Христа — Пресвятая Дева Мария и Иосиф Обручник — тоже пришли в храм, а в качестве дара принесли двух голубок.

Встреча в храме Фото: pravblog. Согласно писаниям, ему было около трехсот лет. Симеон хотел покинуть мир, но сделать это мог только после встречи со Спасителем. И она состоялась.

История праздника Сретение Господне Событие, которое празднуется 15 февраля, описано в Евангелии от Луки. Дело в том, что, согласно Ветхому завету, родившие ребёнка женщины не имели права на протяжении нескольких недель посещать храмы и касаться священных предметов — они считались «нечистыми».

Количество дней, которые женщина должна была провести вне храма, различалось в зависимости от пола рождённого ребёнка: если младенец был мальчиком — 40 дней, а если девочкой — 80 дней. По прошествии этих дней следовало принести ребёнка в храм и сопроводить свой визит очистительной жертвой. Родители Иисуса Христа, хоть Он и появился на свет в результате непорочного зачатия, не стали нарушать правила и пришли в Иерусалимский храм через 40 дней после этого события. В качестве очистительной жертвы они принесли двух голубей — хотя обычно для этого использовали ягнёнка и голубку, бедным людям разрешалось брать двух птиц. Обряд жертвоприношения был довольно кровавым: одну птицу закалывали, а крылья другой обмакивали в кровь и отпускали её на волю. Фото: vk.

Что значит Сретение Часто встречается вопрос, что значит слово «сретение». Сретение — слово из старославянского языка, которое означает «встреча», — недаром оно однокоренное со словами «встретить», «обретать». Это слово стало калькой с греческого Hypapante,которое означает то же самое. Встреча, о которой идёт речь, произошла в Иерусалимском храме, когда туда принесли Младенца Христа. В этот момент там присутствовал старец, обладающий пророческим даром, по имени Симеон — один из 70 учёных, которые переводили Священное писание с иврита на греческий. Согласно преданию, во время перевода он собирался исправить во фразе «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» слово «дева» на «жена» — то есть «непорочная девушка» на «женщина», — однако ему явился ангел и предрёк, что Симеон не умрёт, пока не увидит, как сбылось пророчество и родился мессия.

Ждать ему пришлось долго — предание гласит, что на момент встречи с Иисусом ему было около 300 лет. Симеон, увидев в храме родителей Иисуса, после обряда подошёл к ним и, взяв Младенца на руки, произнёс: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Следом за ним подошла работавшая в храме праведная Анна — она поклонилась Иисусу и вышла на улицу, рассказывая о рождении мессии. Именно об этой встрече Симеона и Анны с Сыном Божиим и идёт речь в названии праздника.

К сожалению, частый ответ — это «встреча зимы и весны! Священник помог ответить ребятам на этот и другие интересные вопросы.

Отец Сергий также рассказал о смысле праздника, о том, что главная встреча — это встреча Бога и человека. Такая встреча должна произойти в жизни каждого человека.

Сретение Господне

Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне Слово «сретение» на церковнославянском языке означает «встреча».
Сретение Господне В переводе с церковнославянского языка слово "сретение" означает "встреча".

Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать

Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку. Пьетро Каваллини. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка. Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней а если родилась девочка — то и все восемьдесят. Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву.

В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу.

Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка.

Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Встреча в Иерусалимском Храме После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон.

Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк 2:29-32. По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий.

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить?

Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» женщина. Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк 2:25-26. И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь.

Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».

Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» Лк 2:34-35.

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы?

Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества.

Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами. Анна-пророчица В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча.

Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам» [9]. В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося» [10]. Последний год царствования Юстина I , действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня.

Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий». Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"» [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник , Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14].

Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17].

Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т.

Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св.

Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20].

Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г.

Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св.

Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св.

Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.!

Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской.

Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля.

Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25]. Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня.

Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом». Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте!

Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов! Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции.

Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена?

Священник проходит по храму, окропляя верующих, после чего начинает крестный ход. Сретенские свечи сохраняют после службы и зажигают только в особых случаях во время молитвы. Огарки, которые остаются после домашнего возжжения свечей, не выкидывают.

Их нужно принести обратно в храм на переплавку. Верующие молятся о прощении грехов, укреплении в вере, защите и покровительстве, даровании мира в семье. Также 15 февраля принято молиться перед иконой Богородицы «Умягчение злых сердец». На Руси в прежние времена пекли «голубок» из сдобного теста.

Их приносили в храм в память о том, как Дева Мария и Иосиф принесли голубей в Иерусалимский храм при посвящении Иисуса Богу. Сретение Господне в 2024 году — что можно и нельзя делать В этот светлый праздник не следует ссориться и ругаться с близкими, заниматься бытовыми делами или работой по дому. Очень важно провести день в кругу родных и близких. Так как знаменательная дата не приходится на дни поста, можно не скупиться на праздничный стол.

Единственное ограничение может соблюдаться, если Сретение выпадает на пятницу или среду. Тогда мясные блюда заменяют на рыбные деликатесы.

Что нельзя делать 15 февраля? Запрещалось в праздник тяжело трудиться, рукодельничать, а также заниматься домашними делами: подметать и мыть пол, проводить уборку, стирать, шить и вязать. По примете, так можно навлечь на свой дом беды и болезни, из него счастье выгнать. Не планировали на Сретение дальние поездки. Старики говорили, что домой нескоро вернешься, а в пути могут приключиться большие неприятности. Нельзя 15 февраля ругаться, конфликтовать, ссориться, потому что весь негатив вернется сторицей в тройном размере.

Не мылись в праздник, так как болезни могут прилипнуть. Запрещалось стричь волосы, иначе можно жизнь свою укоротить. Не разрешалось на Сретение употреблять алкоголь — до добра это не доведет. Нельзя проводить различные магические ритуалы и гадать. Это большой грех. По поверью, нарушавший запрет будет всю жизнь расплачиваться, наказаны будут и его потомки. Не стоит 15 февраля класть на кухонный стол деньги. В старину полагали, что они растворятся без следа, а значит, начнутся финансовые проблемы.

Читайте также: Гороскоп здоровья 2024: что ждать всем знакам зодиака от Зеленого Дракона Приметы на 15 февраля о погоде По народному поверью, на Сретение зима встречается с весною, поэтому 15 февраля определяли погоду на ближайшие три месяца. Старики говорили: «Какова встреча, такова и весна». Наступила оттепель — весна будет ранняя и теплая.

Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?

Рассказываем, какие есть народные приметы на 15 февраля, как принято отмечать Сретение. Использование слова «Сретение» придает данному событию более глубокий смысл: когда меньшее встречается с чем-то большим. Славянское слово «Сретение» буквально означает встречу.

Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем

Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру. Богослужение Сретения У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля. Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу.

Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения.

В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место. Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные.

В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии. Обычай освящения свечей Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков.

Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр Могила составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня.

В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии фестиваль, связанный с пастушеским культом , славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы. Народные традиции Сретения В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое.

Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной.

Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел.

Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом.

Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи.

В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи. Иконы Сретения Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника.

За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу. Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме.

Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме.

Ему молятся об избавлении от душевных и физических недугов, греховных помыслов, просят наставить на истинный путь, помочь в защите от врагов. Сретение Господне. На этой иконе Симеон принимает Иисуса из рук Марии. Икона помогает укрепиться в вере, найти выход в сложной ситуации, обрести душевный покой при потере близкого человека. Икона «Симеон Богоприимец» Солнце на лето, зима на мороз Наши предки считали, что на Сретение зима первый раз встречается с весной. В деревнях в этот день выгоняли на улицу скот. Начинали готовиться к предстоящей посевной. Лед на реках становился непрочным, и выходить на него уже опасались. Солнце на Сретение означало близкий конец холодов.

В пасмурный день ждали «власьевских морозов», которые могли нагрянуть 24 февраля. Оттепель предвещала раннее тепло. Снегопад говорил о затяжной и дождливой весне. Ясные звезды на ночном небе предупреждали, что зима затянется. Что категорически нельзя делать на Сретение Православным христианам категорически запрещено пропускать праздничную храмовую службу. Все верующие должны в этот день зайти в храм, прочесть молитву и зажечь свечку. Запрещено на Сретение тяжело трудиться.

Praesentatio S. Mariae in templo, церк. Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см.

Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу праздника Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение.

Сретение Господне: два тайных смысла праздника, что можно делать, а что нельзя

Слово «сретение» на церковнославянском языке означает «встреча». То есть слово «сретение» означает не только встречу, но и смену религиозных эпох. Слово Сретение многим теперь уже не понятно. Современные пастыри говорят, что какого-либо особого значения освященные на Сретение свечи не имеют. Современные пастыри говорят, что какого-либо особого значения освященные на Сретение свечи не имеют. религия, справка, сретение господне, новости беларуси.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий