Выставка посвящена творчеству советского неофициального художника Элия Белютина. Он работал в стиле абстрактного экспрессионизма и постепенно пришел к созданию своего художественного языка – «модульной живописи». 11 февраля на 99-м году жизни скончалась вдова художника Элия Белютина Нина Молева. Элий Белютин был автором «теории всеобщей контактности», трактующей искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. Я верю журналистам что у нее не оригиналы известных художников, слишком сомнительная история про коммуналку, но на фото по некоторым багетам видно что картины имеются всё равно не дешевые.
Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина
Посетители увидят уникальные книги, рукописи, личные вещи из архива семьи Нины Молевой и Элия Белютина. Выставка произведений Элия Белютина — дань огромного уважения и почтения к художнику и его вдове, которая на протяжении многих лет является покровителем и добрым другом Музея. Элий Михайлович Белютин 1925—2012 — российский художник, педагог, теоретик искусства. Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность». В соавторстве со своей женой, Ниной Молевой, выступал в качестве автора трудов по истории художественной педагогической системы XVIII—XIX веков, а также являлся основоположником теории «всеобщей контактности». Его теория исходила из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин перенёс в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества. Элий Белютин окончил художественный факультет Педагогического института.
Причём дочь княжны, прекрасно зная, какое богатство хранится у неё над головой, не продала ни одной вещи из коллекции. Через голод, лишения гражданской войны и Великой Отечественной она пронесла свою тайну. Я спрашивала её потом: "Мария Никитична, ведь вы остались без профессии, без средств к существованию, с девочкой на руках, неужели вам не пришло в голову что-то продать? После двадцатилетнего заточения коллекцию атрибутировал друг их семьи — профессор-искусствовед Алексей Рыбников.
Он снова натягивал холсты на подрамники и буквально вытирал пыль с фарфоровых статуэток эпохи барокко. Через неё художник-авангардист и единственный наследник коллекции постепенно перенёс все экспонаты домой. А жили они неплохо — в пятикомнатной квартире Нины Молевой, доставшейся ей по наследству. Хрущёв назвал Белютина содомитом Примечательно, что Элий Белютин был одним из тех художников-авангардистов он являлся создателем творческого объединения "Новая реальность" , работы которых нелестно оценил Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв во время выставки в московском Манеже 1 декабря 1962 года. Кто вы на самом деле?! Копейки мы вам не дадим! Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, вы завтра получите паспорта и на дорогу! Да, да, уезжайте, — ругался Хрущёв на авангардистов. Но Белютин никуда не уехал, а продолжал жить в Москве до самой смерти в 2012 году. Весь советский период уникальная коллекция находилась у них дома.
Молева и Белютин не особо скрывали наличие у них таких ценностей — об этом знала вся культурная и богемная Москва. Эти работы они дарили музеям России. Например, передали Третьяковке 14 картин. Кроме того, у них были влиятельные покровители в самых разных сферах, и поэтому их не трогали, ведь они не пытались ничего вывезти за границу, хотя, занимая различные посты, нередко ездили за рубеж.
Можно предположить, что именно теория всеобщей контактности стала основной так называемого «Project Zero», одного из масштабных проектов в мире по развитию творческого мышления человека, который начался в 60-х годах прошлого века в Гарвардском университете. Основные положения российского и американского проектов очень похожи. Теория, лежащая в основе «Project Zero», называется теория множественных интеллектов The Theory of Multiple Intelligences. Ее автором считается один из самых известных американских мыслителей в сфере образования Ховард Гадрнер. Методики создания креатива в мире Вообще теме создания креативного мышления в мире сегодня стали уделять огромное внимание.
В США и Канаде практически во всех ведущих университетах есть курсы по этому предмету. Причем они финансируются многими известными брендами такими как Visa, Pepsico и др. А Китай на одном из пленумов КПК два года назад вообще включил развитие креативности нации в число стратегических задач. Внутренние проекты по развитию креатива открывают и крупные компании. Это и Google и Apple. Так, недавно корпорация Hyundai инициировала проект My Baby: Discover 2050. Это внутрикорпоративное соревнование дизайнеров, направленное на развитие креативного мышления и, в итоге, на создание необыкновенных автомобилей будущего. Проект Белютина возрождается в России В это году в России теория всеобщей контактности приобрела второе дыхание.
Разговоры были основательные, по часу и больше. Мы были по-прежнему близки.
Она же никого к себе домой последние годы не пускала, контактировала только с сиделкой. Но она не была одинока, много общалась. В ее день рождения я смогла дозвониться до нее только после обеда. С утра телефон был постоянно занят... Галиная Заболотская поддерживала теплые дружеские отношения с Ниной Михайловной. Есть шансы, что что-то получит и Калининградский музей изобразительных искусств? Как она сама говорила в СМИ, по этому завещанию все переходит государству в лице президента. Было оговорено, что президент будет вправе распорядиться этим наследием после ее ухода из жизни. Конечно, мы будем ходатайствовать о том, чтобы наш музей изобразительных искусств рассматривался как место хранения и экспонирования коллекции. Но сначала надо почитать, что значится в завещании.
Она не раз говорила, что в завещании наш музей упомянут. А дальше… Может быть, там есть желание неделимости коллекции. Словом, не будем опережать события. Завещания на сегодняшний день никто не видел, и обстоятельств не знаем. Мы руководствуемся тем, что были близки с Ниной Михайловной, она передала нам самую большую часть коллекции работ Элия Белютина.
БЕЛЮТИН Элий (Элего) Михайлович (1925 – 2012)
Через день после разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже, которую организовал художник-авангардист Элий Белютин — его произведения находились в самом центре экспозиции, — к ним домой. В книге описана знаменитая коллекция Белютина и Молевой, оцененная в начале 1990-х годов на сумму 400 000 000 долларов — собрание работ старых мастеров, принадлежавшее известному советскому художнику-абстракционисту Элию Белютину (1925–2012). Студенты Института педагогического образования и социальных технологий посетили выставку «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина. На следующий день к власти пришел Путин и вскоре подписал награждение Элия Белютина орденом Почета. Белютин Элий Михайлович (1925–2012) − российский художник и теоретик искусства, один из лидеров неофициального искусства.
Элий Белютин
Согласно официальной версии, собирать ее начал около 150 лет тому назад дед Элия Белютина, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринев. Хрущёв назвал Белютина содомитом Примечательно, что Элий Белютин был одним из тех художников-авангардистов (он являлся создателем творческого объединения "Новая реальность". Модульное письмо Элия Белютина стало завершающим этапом его творчества, а многолетняя педагогическая практика оформилась в философский трактат «Теория всеобщей контактности» — о коммуникативной связи произведения искусства и человека. На 87-м году жизни в Москве скончался художник-авангардист, преподаватель и мистификатор Элий Михайлович Белютин, основатель знаменитой студии своего имени и участник легендарной выставки в Манеже 1962 года. Прекрасные художники Серов и Айвазовский всем близки по радостным воспоминаниям из детства, поход на их выставку не требует разбора политического контекста и экономического кризиса. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов.
Покровитель странствующих
Новое здание , закончилась 20 декабря 2020 О выставке Калининградский музей изобразительных искусств гордится тем, что обладает значительной частью наследия Элия Белютина — большого художника, педагога, теоретика искусства, основоположника теории «всеобщей контактности», основателя и руководителя студии «Новая реальность»: среди его учеников Виктор Булдаков, Вера Преображенская, Марина Зайцева, Анна Лаврова, Наталья Левянт, Майя Филиппова, Юрий Скопов и другие талантливые художники. В своем творчестве Элий Михайлович проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создал свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов. Нина Михайловна Молева, выпускница Щепкинского училища и аспирантка искусствоведческого факультета МГУ, обвенчалась с художником Элием Белютиным в 1949 году.
Элий Михайлович Белютин родился 10 июня 1925 года в Москве в семье писателя. Он с детства проявлял любовь к искусству, успешно окончил Московский художественный институт имени В. Сурикова, где в 1942—1947 учился у А. Лентулова, П. Кузнецова и Л. Затем он занимался в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского Педагогического института, а с 1950 года сам начал преподавать в различных учебных заведениях и студиях. Элий Михайлович руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики, у которой был арендован зал для занятий в Доме учителя на Большой Коммунистической улице. Именно здесь зародилась студия «Новая реальность». Педагогические методики и упражнения Белютина поражают своей разработанностью и тонким психологическим подходом.
Поведение музея при этом очень странное, если учитывать стоимость коллекции, о которой сообщают СМИ, а сведения о судьбе и ценности коллекции Белютина весьма противоречивые. До сих пор толком непонятно, где она в итоге находится. Как вам картины Элия Белютина, что вы о них думаете? Пишите в комментариях. Мне картины Белютина совсем как говорится "не зашли". Красоты в них не вижу совершенно, зато вижу множество реплик на признанных мэтров живописи - от Пикассо до Филонова. Но это, конечно, мое личное мнение. А вот супругу его всегда очень уважала! И книги ее у меня есть не скажу, что прям настольные, но иногда тянет перечитать , и на лекции ее ходила. Она умела очень увлекательно подать материал. А как она умела работать с архивами!
А теперь смотрю и вижу совсем другое. Композиция какой-то смысл есть, да? Смеёмся вместе. Вполне возможно, что отсюда. Объясняю, что искать части тела не обязательно, и пробую обсуждать с посетителями цвета, линии и формы. Вступаем в контакт с искусством. Но рассматривание картин часто превращается в поиск частей тела и предметов. Людям нравится находить на абстракциях натянутый носочек балерины, гриф гитары, кактус и нос белого медведя. Они спрашивают: - Правильно же, тут ведь это нарисовано, да? Бегущий блин, я тоже так могу - Блин, я тоже так могу, - часто говорят те, кто быстро пробегает мимо картин. Спешат смотреть выставку фарфора. Здорово было бы принести сюда бумагу и краски и порисовать. Пока посетители могут выразить себя и свои мысли только с помощью стикеров: их можно наклеить на стену в специально отведённом месте. По замыслу кураторов надписи на стикерах должны продолжать воображаемую полемику Элия Белютина и сторонника традиционной живописи,которая представлена в качестве описаний к произведениям и раскрывает теории и законы искусства Белютина, но посетители используют стикеры по-разному. Две недовольные пенсионерки думают, что бы такого написать. На этом и порешили. С некоторыми посетителям придумываем бесконечные интерпретации картин, а с некоторыми говорим об искусстве. И я всегда спрашиваю у них, что это вообще такое - искусство. Вы меня, конечно, извините, но это всё просто выпендрёж. Галерея закрывается, в гардеробе выстроилась очередь. На стене висят афиши выставок Музея современного искусства.
Выставка художника-абстракциониста Элия Белютина открылась в Якутске
Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, Элий Белютин создал так называемую модульную живопись, язык символов. Выставка посвящена творчеству советского неофициального художника Элия Белютина. Он работал в стиле абстрактного экспрессионизма и постепенно пришел к созданию своего художественного языка – «модульной живописи». Полвека назад художник Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности.
Выставка «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина
С 1954 года Белютин является организатором и бессменным руководителем студии экспериментальной живописи и графики «Новая реальность», получившей официальный статус. Смыслом занятий Студии было «раскрепощение эмоций художника». Уникальность школы Белютина включает не только метод работы, но и ее структуру. Художник студии Леонид Рабичев вспоминал, что мастерская становилась площадкой для совместного творчества десятков художников, постоянно взаимодействовавших друг с другом.
Рисовали они, то правой, то левой рукой, и двумя сразу, используя самые разные техники и их применяя с особой быстротой. Иногда Элий Белютин, чтобы «раскрепостить» творческую энергию, наводил хаос во время штудий. Критиковал произведения, просил намазать холст мылом, кричал, иногда призывал «уничтожить собственное произведение».
Белютин в ноябре 1962 года организовал первую после 1920-х годов, выставку абстрактного искусства в помещении Студии на Большой Коммунистической улице. В экспозиции представили более двухсот работ шестидесяти участников Студии. Он был недоволен непонятным, чужеродным ему искусством абстракции.
И началась кампания против абстракционизма и формализма. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. В 1961 году он с большим успехом участвовал в выставке «Художественные галереи» в Париже Galerie Lambert.
Элий Михайлович Белютин родился 10 июня 1925 года в Москве в семье писателя. Он с детства проявлял любовь к искусству, успешно окончил Московский художественный институт имени В. Сурикова, где в 1942—1947 учился у А.
Лентулова, П. Кузнецова и Л. Затем он занимался в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского Педагогического института, а с 1950 года сам начал преподавать в различных учебных заведениях и студиях.
Элий Михайлович руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики, у которой был арендован зал для занятий в Доме учителя на Большой Коммунистической улице. Именно здесь зародилась студия «Новая реальность». Педагогические методики и упражнения Белютина поражают своей разработанностью и тонким психологическим подходом.
Учебные занятия института, куда попал молодой фронтовик Элий Белютин, продолжались с грехом пополам в окруженной немцами Москве. Рисунку учил некто Почиталов, живописец Горощенко в открытую писал портрет Гитлера, бывший царский офицер Глеб Смирнов и столп академизма Николай Машковцев готовили докдады на немецком языке. В Самарканде же, куда эвакуировался институт во главе с Аристархом Лентуловым, умершим в 1943 году от голода, он учиться никак не мог. А впервые я увидел его в пору расцвета и славы на гранитных ступенях Дома моделей весной 1962 года. Московским стилистам и модисткам раз в неделю он преподавал рисунок, а поскольку все они были красотки, то отбою от поклонников не было. Ухажеры встречали их у выхода, чтоб увлечь в кафе, в кино, домой. Это был тщательно и со вкусом одетый мужчина, бежевый костюм и пестрая бабочка, плащ через плечо, суровый взгляд , пышные бакенбарды. Мне он показался человеком другой, не богемной породы; но и не директор кремлевского цирка.
Чужой, неприступный гуру! Эта чуждость не улетучилась и летом, в порту Химки, когда художники арендовали пароход для артистического путешествия по Волге. Одет был он иначе — голубые джинсы, клубный пиджак, пестрый шейный платок, а его собеседник, знаменитый рисовальщик Валерьян Богаткин в потрепанной соломенной шляпе и босоножках казался лишним мусором в изысканной композиции. Потом был Белютин похорон рисовальщика Лени Мечникова, бывшего морского офицера, одного из героев Манежа. Стоял он отдельно от толпы, как монумент в черном пальто. И позднее — Белютин дает интервью польскому телевидению. Повелительные жесты, культурная речь. Откуда явился этот возмутитель спокойствия, кто его породил и где он обкатал свой властный характер наставника и провокатора?
Родился он в 1925 году, в советской Москве, в коммуналке Большой Садовой улицы, в семье совслужащего с польским прошлым Михаила Павловича Белютина. Мать Лидия Ивановна, аристократка двух известных родов Гриневых и Курбатовых. На итальянский манер сына назвали Элигий или упрощенно Элий. Семья благородной русской интеллигенции с международными корнями. Много лет спустя, в эпоху перестройки, Э. Моя экскурсия в литературный мир советской Москвы увенчалась неожиданным открытием. Литератор с фамилией М. Молевой — дело темное.
Везде силы зла и мрака!.. Счетовод — активный участник троцкистской оппозиции? Служебная халатность? Расчетливое вредительство против генеральной линии коммунизма? Туманная субстанция!.. На вопрос Н. Наверное, врать вождю не решился. Папа — не писатель, а партийная шишка, троцкист и враг народа.
Два года потрясенная Лидия Ивановна Гринева-Белютина провалялась в психушке. Ребенок рос на руках у бабушки Марии Никитичны, хорошо учился и усидчиво рисовал без уклонов и загибов. Прямая линия реализма соблюдалась безукоризненно. Когда грянула война, Элик одним из первых добровольно побежал воевать с фашистами. Там парня подстрелили и контузили. Прострел левой руки и орден Красной Звезды за храбрость. С 42-го по 47-й старательно рисовал гипсовые слепки под руководством Глеба Алексеевича Смирнова, отпрыска известной артистической фамилии. Метод советской академии — ближе к натуре!
Работа получила высший балл, а автор — назначение на кафедру искусствоведения в Городской пединститут им. Там заправляла очень видная личность сталинской эры — Николай Григорьевич Машковцев, презиравший декадентов и французскую мазню в искусстве. Работа под руководством колоритного шефа — парная баня в Сандунах, огуречный рассол вместо пива и брюнетка на закуску. В 1948 году Белютин подрядился на грязную, но денежную работу в бригаду монументалистов. Страну охватила лихорадка монументальных украшений. Заводы, каналы, театры, клубы зазывали умелых альфрейщиков большими заработками. А куда смотрел политрук? Товарищи, да это же не бригада советских живописцев, а кагал сионистов!
Почему Сталин окрысился на евреев? Там было почти тихо, если не считать наступавшего на пятки доносчика Борьки Неменского, наглого типа со связями в Кремле. Сорок лет спустя, в Париже, я встретился с дочкой Эльконина, художницей Марией Викторовной. Был и вернисаж, и разговор в кафе. Решительное заявление о всемирно известном деятеле искусства мне показалось грубым и прямым. Повсюду, как колорадские жуки, кишели немецкие, британские и югославские шпионы под видом смирных советских граждан. Их выводили на чистую воду. Сидеть в общественной сральне стало небезопасно.
Бдительный сосед доносил о составе подозрительного говна. Людей с запорами отправляли на излечение в морозные сибирские лагеря, где все единодушно срали кровавым поносом. Русская самобытность под советским соусом!.. От престарелого В. Здесь же говорила дочка пострадавшего, что придавало особый вес и основательность версии. Знаменитая пара — Белютин и Молева! В 1953 году Элий женился на красавице дворянских кровей Нине Михайловне Молевой. Внучка боевого генерала, лектор литинститута, активистка комсомола, комиссар агитбригады.
Теория всеобщей контактности. Педагогическая система. Издание 2-е. Доброчиньска А. Новые галактики Элия Белютина. Выставка работ студии Э.
Молева Н. Эта долгая дорога через XX век. Жизнь и творчество Элия Белютина. Баланс столетия. Shenkar Nadine. Vasilij Kandinskij ; Ely Bielutin.
Выставка художника-абстракциониста Элия Белютина открылась в Якутске
БЕЛЮТИН ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ Элий Михайлович (р. 10.6.1925), рос. живописец и теоретик иск-ва (2005). Художник Элий Белютин одарит музей18 апреля 2008 года Государственный исторический музей принимает в дар произведения живописи и графики художника и педагог. В Калининграде открывается выставка выдающегося советского художника Элия Белютина (1925-2012). Об этом в четверг, 26 ноября 2020 года, сообщили в Музее изобразительных искусств*. На следующий день к власти пришел Путин и вскоре подписал награждение Элия Белютина орденом Почета. Элий Белютин известен как создатель уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности.
Элий. Искусство. Любовь
Сообщалось, что Польша обратилась к вдове художника Нине Молевой, ставшей после смерти Элия Белютина его единственной наследницей, с просьбой передать собрание этой стране и захоронить художника на польской земле. А Элию Белютину, преподавателю Полиграфического института, разрешили создать студию экспериментальной живописи еще в 1954 году. Неординарная, неожиданная для зрителя коллекция произведений легендарного художника Элия Белютина есть тот посыл, который привлечет в музей не только жителей Нижнего Тагила, но и других городов области и регионов.