Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. 26 февраля 2004 года Европейский парламент признал факт депортации чеченцев и ингушей актом геноцида. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. Ардахар) депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.

Операция «Чечевица». 23 февраля 1944 года

Операция «Чечевица»: Какой была депортация чеченцев и ингушей в 1944 Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев".
Чеченские чиновники ограничились постами о депортации на фоне празднования 23 февраля Для чеченцев и ингушей дата 23 февраля связана с трагическими событиями.

ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. 73 года со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года

73 года назад, 23 февраля 1944 года началась массовая депортация чеченцев и ингушей в Центральную Азию. 23 февраля года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — [HOST]. с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена насильственная депортация чеченцев и ингушей с мест их постоянного проживания в отдалённые районы Казахстана и Киргизии (частично — в Таджикскую и Узбекскую ССР).

Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля?

В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. В районе Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии. Глава Чечни Рамзан Кадыров упрекнул митингующих ингушей в неуважении к руководителям двух республик.

23 февраля: в Париже вспоминали жертв сталинской депортации чеченцев и ингушей

23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.
«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля Что вытерпели чеченцы и ингуши?
Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина.
Митинг, посвященный годовщине депортации ингушей и чеченцев, прошел в Назрани 23.02.2023, 13:58. Рамзан Кадыров призвал не забывать о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году.
Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы? | ИА Чечня Сегодня Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни.

История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей

Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года. Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чём я лично убедился после четырёх месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии. Ранним утром 23 февраля 1944 года началась насильственное выселение чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию. Новостной информационный проект российских мусульман, Новости, История и современность, 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей. В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты.

Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля?

Отношения чеченцев и ингушей к советскому правительству исторически были, мягко говоря, очень сложными. Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года. 26 февраля 2004 года Европейский парламент признал факт депортации чеченцев и ингушей актом геноцида. Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года. 23 февраля 1994 года в 50 годовщину большевистской депортации чеченцев в Сибирь, президент ЧРИ Джохар Дудаев заявил на митинге в столице Ичкерии, что отныне чеченский народ больше не будет отмечать траур, как того хотели враги.

Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля

Были изменены все топонимические названия. По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи.

Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г.

Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c. Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н.

Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н. По его мнению, даже в «III-м в. Территория нахов-нахчматьян постоянно подвергалась нападениям различных кочевых народов — киммерийцев, скифов, сарматов, алан, гуннов и др. Ослабленное этими нападениями нахское государственное объединение распалось после того, как оно было разгромлено в результате похода селевкидского царя Антиоха III около 212—209 гг. После этого, в результате новых нападений различных завоевателей, прежде всего кочевников, нахи стали отступать к современным границам Чечни, теряя подконтрольные территории, свое влияние на Центральном Кавказе.

О том, что чеченцы в древности играли большую роль на Кавказе, пишет и Ф. Тотоев: «Древняя жизнь чеченцев представляет для исследователя много загадочных, порой, неразрешимых вопросов, — пишет он. В кавказоведении давно сложились и сегодня существуют два направления о происхождении чеченцев. Согласно одному из них, чеченцы — это потомки племен, в глубокой древности переселившихся из Передней Азии на Кавказ, наследники великих культур Востока — хеттской, шумерской и т. Направление это возникло еще в ХIХ в. Услар, К.

Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев. Но более многочисленны представители второго направления в кавказоведении, утверждающие, что чеченцы нахи, нахчматьяне — это коренное, аборигенное население Северного Кавказа, у которых были очень тесные торговые и культурные связи с Передней Азией и Закавказьем. Более того, из этих районов на Северный Кавказ постоянно переселялись различные племена, которые, сыграв определенную роль в этнокультурном развитии нахов, впоследствии растворились в местной этнической среде [6, c.

Так, Г. Гумба пишет: «… Несмотря на все более отчетливо выявляющееся близкое этноязыковое родство нахов и хуррито-урартов, вряд ли было бы правомерно рассматривать нахские народы как едва ли не прямых потомков хуррито-урартов и проводить прямую связь между ними и населением Урартского царства, как это иногда представляется в литературе» [9, с. Еще раньше в подобном же ключе высказывался и выдающийся археолог-кавказовед, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев: «В последнее время ряд ученых стремится доказать, что культура или культуры раннебронзового века Северного Кавказа создана пришельцами из Ближнего Востока, с одной стороны, а с другой — из Западной Европы. Другими словами, речь идет о том, что в эту эпоху на Северном Кавказе обитали и семиты, и индоевропейцы, а также по одной из версий и тюрки, то есть представители трех крупных языковых семей, исключая, как видим, кавказскую. Разумеется, такого в действительности не могло быть.

Спрашивается, а где же жили в таком случае коренные народы Северного Кавказа и вообще откуда и когда они появились на Кавказе? Для меня очевидно, что процесс, отражающий этнокультурное развитие северокавказских народов, начался и происходил на их исконной территории, причем задолго до бронзового века» [15, c. Не менее категорично высказывался по данному вопросу и известный археолог-кавказовед В. Марковин: «…Вайнахи… имеют право называться аборигенным населением. Им нет нужды искать своих предков в Египте, Индии и в других далеких и близких странах» [14, c. Очень многие авторы, основываясь на данных археологических исследований, свидетельствуют, что уже во II—I тысячелетиях до н.

В обыденном сознании чеченцев существует предание, что чеченцы все вышли из Нашха территория — Галанчожского района Чеченской Республики. По нашему мнению, утверждение народных преданий о том, что все чеченцы вышли из Нашха, скорее всего, является аллегорическим, иносказательным. Истина же, видимо, в том, что район Нашха представлял собой древний культурно-религиозный и сакральный центр, сложившийся, как минимум, в 1-м тысячелетии до н. В качестве символа единства чеченского народа в Нашхе, по народным преданиям, был изготовлен в древности огромный общечеченский котел, склепанный из вертикальных медных полос, на котором были выбиты тамги всех чеченских тейпов [20, c.

А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли.

Сначала она не поверила, что я — это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве. Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются. Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы.

Золотарёв, А. Макшеев, писали, что благонадёжным выступает лишь славянское население России, а неблагонадёжными считались все народности окраин империи. Идея «неблагонадёжности» была восторженно принята советским руководством, командованием НКВД. В слове «чечевица» обыгрывалось явное созвучие с наименованием северокавказского этноса — чеченцы. Детали и сроки операции бурно обсуждались членами Политбюро. В весенние месяцы 1942 года на территории Чечено-Ингушской автономной республики были приостановлены мобилизационные мероприятия. Власти мотивировали это тем, что чеченцы и ингуши не употребляют в пищу свинину, а она была в то время основным ингредиентом для производства тушёнки, отправляемой на фронт. По первоначальному плану высылка ингушей и чеченцев должна была осуществляться в Омскую и Новосибирскую область, а также в Алтайский край. В декабре 1943 года территории депортации были изменены. В республике перед самым началом депортации объявили о проведении военных учений, чтобы успокоить местное население. Под предлогом «учений» в горные районы Северного Кавказа армия. Общее число военнослужащих, непосредственно осуществляющих депортацию, составляло почти 100 тысяч солдат и офицеров. Депортация началась в 2:00 23 февраля 1944 года. Осуществлялись мероприятия насильственными методами, солдаты выгоняли людей из своих жилищ, конвоировали на вокзалы и грузили в эшелоны. В труднодоступных, горных районах Чечено-Ингушской республики, откуда сложно было вывести людей, участниками операции стирались с лица земли целые аулы вместе с жителями. Власти долгое время отрицали насильственные методы проведения депортации, но по свидетельству очевидцев имели место расстрелы пожилых людей, инвалидов, сожжение домов, жестокое избиение тех, кто оказывал сопротивление. Закончилась операция 9 марта 1944 года. Простая статистика, а за ней трагедия двух народов. В ходе насильственной депортации в эшелонах от голода и холода погибло 1 272 человека, 750 человек были убиты непосредственно на месте задержания.

У одного мужчины умерла мать, он положил ее к стенке, прикрыл одеялом, а сам лег к ней спиной — надеялся, что ее не найдут. Солдаты отобрали у него тело матери и выбросили в снег. С нами не нянчились: малейшее недоразумение и несогласие — расстрел. Конечно, везти трупы две-три недели невозможно. На больших станциях их сгружали на пол, а на малых, где не было помещений, родственники зарывали тела прямо в снег. Обязательно читали молитву, но уже потом, в поезде». Крайне неудовлетворительно проводится раздача скота, а розданный скот из-за отсутствия работы многие спецпереселенцы режут и продают. В ряде районов заготовка местных стройматериалов, строительство и ремонт жилдомов прекращены». От Челябинска 100 км. Мой отец был столяр по профессии. Он долго болел туберкулезом и впоследствии от этой болезни умер. Но работал он до последнего дня. От голодной смерти нашу семью и спасло то, что он был хороший мастер своего дела. Из нашей семьи, состоявшей из 13 человек, семеро ходили на работу. Люди могли умирать с голоду, главное — чтобы они выполнили заготовки. На трудодни — 100 граммов, 200 граммов… Первый раз, когда мы получили за год шесть мешков пшеницы, мы говорили: вот это житуха! Хлеба я досыта наелся первый раз в 1948 году. Где-то в 1950 году в первый раз увидели деньги». Из воспоминаний Иссы Кодзоева «Привезенная обувь из Ингушетии не подходила по сезону и быстро сносилась. О покупке обуви не могло идти и речи. Поэтому приходилось делать обувь самим. Хотя изначально дети сидели целый день дома под кусками ткани, так как не было одежды. Женщины и мужчины носили мешки, в которых делались вырезы для рук и также для ног. Все мы хотели кушать. Родители не подавали виду, как им было тяжело глядеть на своих голодных детей. Перед отъездом в Казахстан мама набрала кукурузы в мешок, которую мы потом и ели. У нас уже было тепло тогда, все таяло, грязь была. При погрузке в вагоны все мы были грязные, и от этого заводились вши. После прибытия в казахскую степь лица от холода и ветра покрывались болячками, которые долгое время не заживали и кровоточили. Лекарств обработать раны не было, да и речи об аптеке не могло и быть. Спустя время уже распространялся тиф по всей степи, и люди умирали как мухи. Помню, нас каждый день выгоняли на различные работы. И в один день семья ингушей не вышла на работу, оказалось, что они все умерли. Просто замерзли. Ни лопат, ни ломов. В снег зарывали зимой, кого-то волки съедали. Вещи стирали и люди мылись при помощи золы и песка. А больше ничего и не было. У нас у всех были длинные волосы, и у всех завелись вши.

В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации митингами и чтением молитв

Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию.
Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей • Arzamas 23 февраля года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — [HOST].

Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь

Основной причиной гибели депортированных в сильные морозы назывались атмосферные и изменившиеся бытовые факторы, хронические изнуряющие заболевания, физическая слабость конвоируемых ввиду их преклонного либо юного возраста. Депортированные были оторваны от своего традиционного образа жизни и с трудом приобщались к жизни в колхозах. Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки. Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими. Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. Всего с момента вселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120 и умерло 146 892 северокавказца. Небольшое количество чеченцев имевших оружие и оказавших сопротивление, были расстреляны на месте.

В августе 1942 года один из организаторов антисоветского движения в регионе Майрбек Шерипов во главе отряда в 150 человек вошёл в село Химой и разграбил его. В результате в отряд Шерипова стали со всей республики стекаться недовольные советской властью. Группа сразу же оказалась под полным контролем советских спецслужб. Она просуществовала в течение четырёх месяцев, пока НКВД не приняло решение о её ликвидации [17]. Реальная численность банды другого известного противника власти Хасана Исраилова , включая внедрённых в её состав агентов НКВД, никогда не превышала 14 человек [15]. Контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников и советников [17]. По мнению ряда историков, ситуация с «широким антисоветским движением» в Чечено-Ингушетии являлась лишь грандиозной игрой органов советской госбезопасности. В пользу этого объяснения говорит и тот факт, что руководители местных спецслужб, якобы поддерживавшие бандитов и резко критикуемые республиканскими партийными органами за бездействие, получали благодарности, ордена и чины от центрального руководства. Все недовольные советской властью, контактировавшие с Исраиловым, рано или поздно попадали в руки НКВД. Хасуха Магомадов , примкнувший к группе Исраилова, вскоре заметил эту закономерность.

После ликвидации очередной группы немецких парашютистов он тайно покинул банду и до самой своей гибели в 1976 году действовал самостоятельно [19]. Булганину о расследовании фактов расстрела в 1943 г. При проведении этих операций работниками НКВД во главе с Колесниковым задерживались лица, подозреваемые в связях с бандитами, а затем незаконно, без суда и следствия, расстреливались. Всего в апреле—мае 1943 г. Так, например, по указанию Колесникова в селе Бачи-Юрт было задержано 19 чел. Во время конвоирования из числа задержанных 17 человек, в т. Скрывая свое преступление, Волосов доложил Колесникову, что задержанные были убиты якобы при попытке к бегству, в то время как это не соответствовало действительности. Колесников же не принял мер к расследованию этого чрезвычайного происшествия и неосновательно дал заключение о правильности применения оружия. В селе Бельты в апреле 1943 г. В пути следования конвой, без всяких поводов, расстрелял граждан и их трупы доставил в райотдел НКВД.

Старший конвоя Дубасов ложно доложил Колесникову и Волосову, что задержанные были убиты при попытке к бегству. Колесников и в этом случае не принял мер к установлению обстоятельств расстрела 4 задержанных граждан, а ограничился необоснованным донесением наркому внутренних дел Чечено-Ингушской АССР о том, что задержанные были расстреляны при попытке к бегству. В мае 1943 г. Колесников является пенсионером МВД, нигде не работает, Волосов и Дубасов работают на предприятиях г. В данное время все они проживают в г. Местожительство Мейшвили неизвестно… [20]. Андреев, ст. Многие чеченцы и ингуши воевали в составе Красной армии. Примерно 9 тысяч чеченцев и ингушей находились на службе в частях РККА в момент начала войны, и ещё 30-40 тысяч влились в её ряды в течение двух лет войны. В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии, из которых 270 были горцами [21].

Одним из защитников Брестской крепости был Магомед Узуев , которому в 1996 году посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение , из них около 10 тысяч составляли вайнахи. Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении. Помимо упомянутых, в республике также были сформированы 242-я горнострелковая дивизия , 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений [22]. С ноября 1941 года в Грозном шло формирование 114-й Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии. В дивизию записалось на 600 человек больше добровольцев , чем полагалось по штату [23]. Однако завершить её формирование не удалось: в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о ненаграждении отличившихся бойцов из их числа [24]. С просьбой к правительству набрать из числа жителей Чечено-Ингушетии добровольцев обратилась группа чеченских и ингушских офицеров [25] [26]. В 1942 году на базе дивизии был сформирован 255-й отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк , который принял участие в Сталинградской битве. Из-за больших потерь, понесённых в ходе битвы, и невозможности пополнить его состав из Чечено-Ингушетии командованием было принято решение из остатков полка создать два разведывательных кавалерийских дивизиона и влить их в 4-й кавалерийский корпус под командованием генерал-лейтенанта Т.

Шапкина [27]. Звания Героя Советского Союза были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были чеченцами включая Мовлади Висаитова , удостоенного звания в 1990 году. При этом в наградных документах они были записаны под другими национальностями Хаваджи Магомед-Мирзаев был записан татарином , Ирбайхан Бейбулатов — кумыком , Хансултан Дачиев — осетином , Ханпаша Нурадилов — азербайджанцем , национальность Абухаджи Идрисова вообще не была указана. В то же время, из 110 уроженцев Северной Осетии, представленных к званию Героя, удостоились этой чести 75 бойцов [28]. К присвоению звания Героя были представлены дважды Махмуд Амаев , А.

Нас не увезут туда, где нет Аллаха!

Но они это все прошли достойно, и дай Аллах, чтоб такое больше никогда не повторялось", - подписал изображение Нурмагомедов. Он заявил, что боль депортации никогда не сотрется из памяти потомков, но отметил необходимость двигаться вперед и занять "достойное место в братской семье народов и регионов России". Депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Кыргызстан происходила в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.

С другой стороны, согласно данным, обнародованным российским историком Василием Филькиным, на фронтах Великой Отечественной войны сражались 28,5 тысяч чеченцев и ингушей 19,5 тысяч призванных или пошедших на фронт добровольцами плюс девять тысяч тех, кого война застала в армии , а по информации чеченского Общества ветеранов войны — даже 44 тысячи человек. На фронте погибли около 2300 чеченцев и ингушей. Одним из последних защитников Брестской крепости был ингуш Умат-Гирей Барханоев. Но в то же время многие западные и европейские исследователи считают, что миф о дезертирстве вайнахов — это всего лишь оправдание принудительной сталинской миграции народов СССР. По их мнению, чеченцы и ингуши традиционно оставались невосприимчивыми к попыткам их советизации.

Тейповая система этих народов была довольно сильной и определяла основные стороны их жизни. Коммунистическая партия имела небольшое влияние на эти народности, учитывая, что религиозные лидеры и старейшины сохранили свои социальные позиции. Традиционная и советская системы накладывались одна на другую, и большинство решений Москвы вызывало сопротивление и протесты. Чеченцы встретили советскую власть решительным противодействием, когда она применила жесткую тактику коллективизации. Начавшаяся война еще больше усугубила эту сложную ситуацию. Часть населения Чечено-Ингушетии открыто враждебно относилась к советской власти. По данным «Sciencespo» — научного издания, специализирующегося на изучении массовых убийств, геноцидов и местного сопротивления, некоторые жители ЧИАССР пытались установить контакт с немцами, как это сделали украинцы или русские. Несколько лидеров повстанческих группировок рассматривали наступление Германии как возможность получить автономию или даже независимость.

Однако немцы отказались принять их условия, и вайнахи прекратили все обсуждения. Официальные документы 1943-1944 годов свидетельствуют об обратном. В этих документах оценивается роль местного населения в остановке наступления немцев и сопротивлении захватчикам, которые в течение примерно двенадцати недель оккупировали только северо-запад республики, вся Чечено-Ингушетия оккупирована не была. Фактически, многие ингуши и чеченцы служили в Красной Армии или принимали активное участие в партизанских движениях.

Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля

Тела умерших отбирали у родных и выбрасывали их вдоль железнодорожных путей. Осознав, что делают с умершими, горцы начали прятать трупы, чтобы хотя бы довезти их до места депортации и предать по исламским обрядам земле. По прибытии на место, горцев просто высадили в голой степи. Десятки тысяч человек умерли уже в первые месяцы, поскольку им не предоставили ни жилья, ни пропитания. Власти на местах были не готовы, а зачастую просто не хотели помогать спецпоселенцам. Многие колхозы отказывались принимать депортированных, происходили конфликты с местным населением. Только за первые три года после прибытия в Среднюю Азию вымерла четверть от общего числа депортированных, то есть около ста с лишним тысяч человек. Сейчас ученые много спорят о том, что двигало Сталиным и Берией, когда они принимали столь чудовищные решения о депортациях и геноциде целых народов. Изощренная политика стравливания некогда братских народов с начала 1930-х годов породила в стране всеобщую, насильственную "миграцию населения". Горцев выселяли на равнину, чеченцев, ингушей и другие горские народы — в Казахстан и Киргизию.

Причем на освобождавшиеся места переселяли другие народы-"побратимы" — осетин в Ингушетию, лакцев на земли чеченцев-акинцев, аварцев в Чечню. Плоды этой деятельности не заставили себя долго ждать. Уже в конце 1950-х годов депортированные народы стали возвращаться на родину, где сталкивались с "новыми жильцами" в своих домах. Почти на всем протяжении 1960-70-х годов по Чечне, Ингушетии и Дагестану прокатывались массовые волнения на почве национальной неприязни некогда братских народов Кавказа. А трагедия осетино-ингушского конфликта до сегодняшнего дня отравляет отношения между двумя народами. Другие исследователи усматривают в депортации горцев не только желание стравить Кавказские народы, не только скрыть провалы собственной национальной политики.

Только позже все узнали, что путь их лежит в голые степи Казахстана. Зачистка Кавказа Вопреки версиям, разработанным советскими историками, о том, что чеченский и ингушский народы готовились встречать немцев, как освободителей, а Гитлеру готовили белого коня, это было далеко не так. Конечно, со стороны горских народов сопротивление и противостояние советской власти не прекращалось от самой революции вплоть до 1940-х годов.

Многие горцы не могли простить молодой советской власти безжалостную продразверстку, насильственную коллективизацию, закрытие мечетей, уничтожение религиозной литературы, казни и высылки мусульманских ученых и простых верующих. Но, во-первых, это движение сопротивления советской власти не было столь массовым, чтобы охватывать весь чеченский или ингушский народы. Во-вторых, десятки тысяч чеченцев и ингушей воевали на фронтах Великой Отечественной против фашистских захватчиков, покрывая себя и свой народ неувядаемой славой. В-третьих, если и были среди горцев Кавказа отдельные элементы и группы, желавшие перейти на сторону немцев, то это не было исключением и для остальных народов СССР. Самый массовый переход на сторону гитлеровцев совершили представители народов, населявших западные районы СССР, казаки и сами русские. В западных районах, оказавшихся под угрозой вторжения немцев, жители переставали выполнять приказы партийных и советских органов об эвакуации, уничтожении государственного имущества и организованном сопротивлении захватчикам. Огромное количество населения готово было встретить немцев, как освободителей от сталинского гнета. Именно из этих перебежчиков и была сформирована так называемая Русская освободительная армия РОА , которая под командованием генерала Власова воевала на стороне немцев против советской армии. Стоит отметить, что численность почти миллионной РОА не идет ни в какое сравнение с ничтожно малыми группками горцев, симпатизировавших немцам.

Но репрессировали, почему-то, отдельные кавказские и тюркские народы. Партия сказала, надо… 31 января 1944 года вышло секретное "Постановление Государственного комитета обороны о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР". С этого момента на Кавказе закрутился маховик государственного террора против целых народов. Возобладала порочная политика перекладывания вины за ошибки государства в национальной политике на "банд-группы" из числа отдельных народов.

Что примечательно, Молотов и Жданов в компании других членов ЦК ратовали за немедленную депортацию, а Берия и Сталин — за то, чтобы подождать. Оппонировал этим двум согласным друг с другом группам лишь один человек — Анастас Микоян. Естественно, активное выступление против вождя означало политическое и физическое самоубийство, поэтому Микоян пытался указать на то, как это будет воспринято на Западе.

Его никто не послушал. Но свое мнение он не поменял, даже под усилившимся давлением. Тоталитарная система не позволяла существовать открытой оппозиции в обществе. Что касается высшего руководства страны, то как таковой оппозиции в документах, в том числе и в "Особой папке" И. Сталина, применительно этнических общностей не просматривается, - утверждает Николай Бугай. Дело жизни Микоян попал в опалу, хотя и сохранил свой пост министра торговли СССР до смерти Сталина, но с начала 50-х он уже не присутствовал на встречах с руководителем страны такой же участи "удостоился" и Молотов. Политическое чутье подсказывало Микояну не высовываться раньше времени.

На своем посту он пересидел не только Сталина, но и самого Берию. Люди Берии с 1952 года выбивали из арестованных по делу Еврейского антифашистского комитета показания на Анастаса Микояна, но ход делу дать не удалось из-за смерти вождя. Микоян открыто присоединился к критике своего бывшего покровителя именно Сталин сделал его кандидатом в члены Политбюро только вслед за Хрущевым в 1955 году. Исследователь Марьям Яндиева считает, что таким образом он лишь прикрывал свою спину. Обвиняя Сталина, он будто снимал с себя ответственность за депортацию народов Кавказа, защищая "шкурный интерес". Удручающее впечатление на меня произвело то, что Сталин добился выселения целых народов — чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, немцев Поволжья и других — с их исконных земель в европейских районах и в Закавказье, а также татар из Крыма, греков из Закавказья уже после того, как немцы были изгнаны с территорий, где проживали эти народы. Я возражал против этого.

Но Сталин объяснял это тем, что эти народы были нелояльными к Советской власти, сочувствовали немецким фашистам. Я не понимал, как можно было обвинять целые народы чуть ли не в измене, ведь там же есть партийные организации, коммунисты, масса крестьян, советская интеллигенция! Но Сталин был упрям. И он настоял на выселении всех до единого с обжитых этими народами мест, - будто оправдывается сам Микоян. За два года до этого именно через Микояна проходят все жалобы, обращения видных представителей репрессированных диаспор к Хрущеву. Для этого была создана так и называвшаяся "Комиссия Микояна", которая решала конкретные вопросы, связанные с политическим устройством Чечено-Ингушской АССР и восстановлением ее конституционных прав. Сац, Микоян и Хрущев в 1936 году "Массовое выселение целых народов не было вызвано необходимостью и не диктовалось военными соображениями, а было одним из проявлений чуждого марксизму-ленинизму культа личности, грубым нарушением принципов национальной политики партии", - говорилось в постановлении Президиума ЦК КПСС от 14 ноября 1956 года.

Процесс возвращения растянется на долгие годы и так и не будет полноценно завершен по ряду причин. Рабочее дело Анастаса Микояна оказалось долгим. Он пробыл на посту в составе высших органов власти 57 лет. Умер он в 1978 году, успев даже поучаствовать в решении Карибского кризиса, а также продвинуть тиражи книг Эрнеста Хэмингуэя с писателем он лично был знаком.

Ещё более масштабная войсковая операция была проведена в августе 1925 с целью разоружения населения и пресечения беспорядков. Кампании по раскулачиванию и коллективизации привели к новой волне восстаний.

Весной 1930 было очень неспокойно, пришлось ввести войска. В 1932 году началось массовое восстание чеченцев, опять подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооружённых восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. Заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Кобулов писал в докладной записке Берии: «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. В октябре 1941 г.

В январе 1942 г. В марте 1942 г. В 1943 г. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты.

Сначала забирали мужчин, после приходили за женщинами и детьми. На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия. На семью формально разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения — при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек только с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте всё будет возмещено. Разумеется, никто ничего не возмещал и все оставленное имущество депортируемых расхищалось.

Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Смертность была высокая. Умиравшие в дороге от голода и болезней, оставлялись незахороненными вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как отходить от эшелона запрещалось далее 5 метров. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументированы факты расстрелов не подчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом, «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» и т. Операция продолжалась до 9 марта 1944.

Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года

На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев. с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена насильственная депортация чеченцев и ингушей с мест их постоянного проживания в отдалённые районы Казахстана и Киргизии (частично — в Таджикскую и Узбекскую ССР). "23 февраля 1943 года по надуманным обвинениям чеченцы были насильственно выселены с родной земли. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". Глава Чечни Рамзан Кадыров упрекнул митингующих ингушей в неуважении к руководителям двух республик.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий