Способность национальной экономики противостоять критическим угрозам наиболее полно характеризует национальную экономическую. Глобализация – это усиление взаимозависимости и взаимовлияния национальных экономик, это постепенное превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.
Проблема внешнеэкономического равновесия.
Сегодня национальная внешнеэкономическая и экономическая политика в целом не может не ощущать на себе воздействия внешних факторов, связанных с сильной взаимозависимостью государств. В целом, глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости национальных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и процессов в мировом хозяйстве. В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. растущая взаимозависимость национальных экономик, охватывающая валютную, кредитную и финансовую сферы. Взаимозависимость национальных экономик возникает в результате взаимной торговли и экономических отношений между странами. Взаимозависимость национальных экономик означает, что *обязательна координация макроэкономической политики.
Мировая экономика – Бесплатные ответы на тест Синергия
Однако процесс корпоративизации экономики с позиций национальных интересов носит противоречивый характер. Основу современного производства составляют крупные и крупнейшие структуры, склон- ные к монополизму, а конкуренция между ними является олигополистической. Ее потенциал, с точки зрения ориентации производства на общественные интересы, ограничен. В своей хозяйственной деятельности крупные корпорации не гнушаются сговорами о тарифах, ценах, прибылях и долях рынка, т. Антимонопольная политика страны недостаточно эффективна, так как не имеет прочных традиций в российской действительности, где на протяжении десятилетий преобладали крупные предприятия монопольного типа. Дело осложняется условиями и способами формирования предпринимательства на первых этапах трансформации. Государство и сегодня продолжает испытывать на себе давление корпоративного сектора экономики. Об этом свидетельствует явление, которое иногда именуется как приватизация государственной власти. Суть его состоит в том, что государственные органы разного уровня подпадают под влияние тех или иных бизнес-структур, что означает обретение крупным бизнесом не только экономической, но и политической власти.
Это негативно воздействует на остальных участников рынка. По оценкам экспертов Всемирного банка, они в среднем получают вдвое больше льгот, чем среднее предприятие той выборки, которая стала предметом их анализа. Такие неформальные по своей сути отношения бизнеса и государства нетерпимы с точки зрения национальных интересов. В последнее время все чаще выдвигаются требования об усилении социальной ответственности бизнеса. Это способствовало бы нормализации социальной ситуации в обществе. Но такие призывы не всегда получают адекватный отклик. Тем не менее некоторые изменения во взаимоотношениях государства и бизнеса все-таки обозначились, появились положительные тенденции. Наблюдается ослабление спекулятивного сектора и постепенный рост промышленных предприятий, расширение реального сектора экономики.
Предпринимаются попытки отдалить олигархов от непосредственного управления экономической политикой. Это открывает определенные предпосылки для упорядочения предпринимательских экономических интересов. Процесс вовлечения интересов крупного бизнеса в систему национального экономического интереса еще далек от завершения. Так, продол- жающийся отток капитала сдерживает процесс диверсификации производства в соответствии с общественными потребностями и, в целом, — повышение эффективности производства. Поэтому в современных условиях стоит задача налаживания взаимодействия государства и бизнеса. Диапазон такого взаимодействия должен простираться от совершенствования институциональных условий функционирования корпораций до государственной поддержки тех из них, что следуют в своей практике национальным интересам. Общая линия должна состоять в налаживании партнерских отношений с бизнесом, преодолении конфликтных ситуаций. Здесь видятся два взаимосвязанных аспекта.
Первый — формулирование национальных финансово-экономических интересов и превращение государства в основной субъект данных интересов. Второй — реализация на этой основе стратегии согласования интересов различных групп общества. Исходя из реальной практики можно выделить следующие институциональные уровни согласования интересов и повышения финансово-экономической безопасности: 1. Государственный уровень согласования интересов выражается в нормативном регулировании вопросов корпоративного управления. Возникающие здесь проблемы являются, главным образом, результатом несложившейся административной и судебной практики осуществления норм Гражданского кодекса РФ. Поэтому на государственном уровне необходимо приложение максимума усилий к формированию судебной практики, популяризации и распространению нормативно-правовых знаний среди широкого круга лиц. Корпоративный уровень согласования интересов определяется развитием внутрикорпоративных норм, традиций и установок. Детализация законодательных норм, а также выбор конкретных процедур реализуются через внутрикорпоративные документы: устав, положение об общих собраниях акционеров, о совете директоров, о правлении.
Необходимость выхода предприятий на международные рынки в условиях неразвитости отечественной банковской системы и фондового рынка требует соблюдения западных стандартов в области как корпоративного управления, так и финансовой отчетности. Эту проблему призван разрешить принятый кодекс корпоративного поведения, который, по замыслу разработчиков, должен стать своеобразной библией взаимоотношений акционеров и менеджеров.
Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу! Иван, помощь с обучением 6 часов назад Здравствуйте! Иван, помощь с обучением 12 часов назад Василий, здравствуйте! Иван, помощь с обучением 1 день назад Анна Михайловна, здравствуйте!
Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю. Иван, помощь с обучением 1 день назад Сергей, здравствуйте! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?
Иван, помощь с обучением 1 день назад Инна, здравствуйте! Сможете помочь?
Глобализм представляет собой идеологию этих корпораций, а сами они являются главными носителями этой идеологии. Однако главная проблема проявляется в виде неформального сопротивления. Эти силы сделали наступление глобализма не только нелёгким и более медленным, но и показали, что на пути его распространения глобализм ожидают тяжёлые, дорогостоящие битвы. Хотя некоторые части света, в особенности Азия и Африка, сильно сопротивляются глобализму как идеологии, наступление глобализации здесь представляется неминуемым, в особенности на экономическом поле. В истории со времён Цезаря и до наших дней ещё никому не удавалось установить глобальный порядок в мире хотя охотники до установления такого порядка в истории человечества то и дело проявляли себя , потому что мир не только очень разнообразен, но и весьма неустойчив, полон вызывающих новых устремлений, соответствующих самой природе человека. Высокие шансы у глобализма связаны с тем, что эту идеологию активно продвигают США, которые доминируют над остальным миром. Оно во всё большей степени характеризуется не только несоблюдением, но и грубым нарушением норм международного права. Некоторые исследователи считают "новый мировой порядок" только одним из множества до конца незавершённых международных проектов.
Такую же позицию континентального доминирования на Дальнем Востоке занимает Япония. Характерные черты этого явления начинают проявлять себя уже сегодня. Ни Турция, ни Бразилия, ни Индия, ни Нигерия не являются сегодня и не станут в ближайшем обозримом будущем мощными политическими, экономическими и уж тем более финансовыми силами, но благодаря своей военной силе ещё долго будут пребывать в ранге региональных держав. Создатели этого "порядка" право на самоопределение толкуют исключительно как право народа на национальное самоопределение, но не на политическое и экономическое. В этом деле у них есть не только союзники и последователи, но и враги. Враги сильных мира сего редко легитимизируются как таковые попросту из страха. Любовь к победителям - общее свойство человеческой природы. В целом это явление, представляющее США и привязанные к ним страны, сегодня обозначается различными терминами, но чаще всего употребляются следующие три: глобализм, глобализация и новый мировой порядок. Поэтому сразу определимся: глобализм - это идеология, глобализация - процесс, а новый мировой порядок - система. Совокупное действие этих факторов определяет функционирование всего человеческого общества в духе установок идеологии глобализма.
Само собой понятно, что воспользоваться такой выстроенной конструкцией могут далеко не все участники мирового рынка. Коммуникации - мгновенные, мировая экономика функционирует одновременно на всех континентах". Противодействие глобализации носит, прежде всего, политический характер, например, усилия стран по сохранению государственного суверенитета. Как экономическая неизбежность она принята и Россией, и Китаем, и в этом смысле она уже представляет собой почти реализованный экономический порядок мира. Противодействие глобализации усиливается в государствах, в которых развит национализм. Поэтому при сложившихся обстоятельствах ТНК вынуждены опираться на силу, которой на сегодняшний момент обладает только США. Бжезинский, до принуждения силой. Существует скрытое сопротивление тех, кто внешне вроде бы является сторонником глобализации. Однако преимущества, предоставляемые глобализацией крупным игрокам в мировой экономике, заставляют многих, даже и эти государства, всё больше склоняться к поддержке глобализации, потому что этого от них требуют национальные экономические и финансовые элиты. Терроризм оспаривает всемогущество глобализации и разрушает её авторитет.
Глобализация не подразумевает ни создание универсального государственного сообщества, ни универсальности на всех уровнях. Очевидно, что пока ещё не может произойти то, что в начале XIX в. Понятно, что тот, кто не обладает большой силой, хотел бы обуздать большую силу с помощью права. Содержание её проявляется в навязывании идеологических установок глобализма в качестве неолиберализма, в систематической и контролируемой демократизации государств, в повышении роли и значения международных организаций силы, таких как НАТО, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т.
Это вполне укладывется в общий тезис о преимуществах и выгодах международного разделения труда и обмена. При этом МЭО должны в полной мере служить диверсификации и стабильному функционированию национальных экономик, обеспечивая условия взаимного стимулирования. К ним относятся разнообразные формы МЭО.
Для малых стран их значение очень велико, для крупных - меньше.
Ответы на тесты по теме Экономика
Проблема внешнеэкономического равновесия. | Способность национальной экономики противостоять критическим угрозам наиболее полно характеризует национальную экономическую. |
Глобализация мировой экономики: что это такое и какие перспективы она открывает? | В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. |
Проблема внешнеэкономического равновесия. | и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа. |
Финансиализация глобальной экономики и её последствия для России | Экономическая взаимозависимость стран — прочная хозяйственная взаимосвязь стран на основе МЭО и взаимодействия национальных экономик. |
Эффекты взаимозависимости стран
- Авторизоваться
- Пример употребления на «Секрете»
- Тесты с ответами - Мировая экономика
- Нужна помощь с работой по экономике?
- Взаимозависимость и проблема эк-й безопасности национальных экономик
Авторизоваться
- Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия
- Взаимозависимость Экономическая | InvestFuture
- Всемирное хозяйство и национальная экономика
- Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике - Перспективы
- Национальный банк Республики Беларусь
- Эффект взаимозависимости стран проявляется
Каталог статей
Взаимозависимость и взаимовлияние национальных экономик. Усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости стран мира. Мировая экономика приобретает черты единого целостного образования, взаимодополняемости. Взаимозависимость означает, что события в одной части мира могут оказывать немедленное воздействие на отдаленные регионы, что подчеркивает глобальный характер современных экономических проблем и возможностей.
Мировая экономика – Бесплатные ответы на тест Синергия
Если дефицит баланса текущих операций меньше, чем положительное сальдо счета финансовых операций с капиталом, то запасы иностранной валюты в ЦБ увеличатся. Если больше, то нехватка поступлений в страну иностранной валюты по сумме этих счетов компенсируется из запасов ЦБ. В сумме сальдо счета текущих операций, сальдо счета финансовых операций с капиталом и изменение официальных резервов ЦБ должны составить ноль. Это означает, что платежный баланс в итоге должен быть сведен без остатка. Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества. Валютный курс как экономическая категория. Факторы влияющие на валютный курс.
Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны, при сделках купли-продажи. Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка, либо быть строго регламентированной решением Правительства или его главным финансовым органом, обычно Центральным банком. Существуют две основные системы валютных курсов: При системе фиксированных валютных курсов валютный курс после фиксации остаётся неизменным в течение длительного времени. Если валютный курс под влиянием рыночных процессов сильно отклоняется от установленного курса и становится завышенным, это приводит к устойчивому дефициту платежного баланса отрицательному сальдо. В этом случае валютный курс может быть зафиксирован на новом, более низком уровне девальвация валюты. Это приведет к удешевлению экспорта и удорожанию импорта и, следовательно, будет способствовать выравниванию платежного баланса.
Точно так же, если валютный курс становится заниженным, приводя к устойчивому избытку платёжного баланса положительному сальдо , то он может быть зафиксирован на новом, более высоком уровне ревальвация валюты.
На основе эконометрической модели международной связи ОЭСР были подсчитаны размеры эффекта передачи экономического роста или взаимозависимости 1979. Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения «сжатия» , повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта.
Это обусловливает сжатие экономики других стран и в свою очередь приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. Так, экспортная ориентация производства ставит страну в зависимость от изменения мировых цен, колебаний мирового спроса, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для небольших стран с узкой специализацией экономики.
Не менее чревата отрицательными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, ограничения на экспортные поставки в странах-экспортерах — все это неблагоприятно отражается на стране-импортере. Большое значение в этом плане имеет дифференциация стран по экономической мощи, уровню экономического развития, роли в мировой экономике. Сохраняющиеся построения мировой экономической системы дают односторонние преимущества ведущим странам и группам стран. Считается, что экономическая мощь часто имеет большее влияние на уровень прибылей, чем дешевая рабочая сила, новая технология или рациональное управление.
Наиболее слабые участники мировой экономики не могут обеспечить защиту своих интересов. Экономическая безопасность. Ведущие экономические страны стремятся обеспечить себе долговременные стратегические преимущества. Для этого применяются приемы внешнеэкономических войн, ослабления национальных инфраструктур, целенаправленного создания геополитических ситуаций. Страны, не способные выдержать темп воспроизводственных процессов, остаются на периферии деловой активности в мире, выполняют вспомогательную роль.
Через внешнеэкономические связи национальное богатство более слабых стран обеспечивает поддержание мирового воспроизводственного процесса, но сами они оказываются отделенными от распределения мирового дохода. Неравномерность развития различных стран и неравноценный интерес к их участию в международных экономических отношениях делают позиции сторон неравными, создают возможность давления и даже экономического шантажа. Нередко так складываются отношения «бедных» и «богатых» стран в международных торгово-экономических и валютно-финансовых связях. Все это предполагает отсутствие безопасности в мировой экономике. Раньше у стран были две четко разграниченные сферы безопасности, в которых она обеспечивалась различными инструментами.
В конце XX в. Ранее государство, добившись внутренней стабильности, могло защитить себя вовне. Сейчас международная сфера оказывает мощное влияние на внутреннюю сферу и расшатывает ее. Экономическая безопасность международная и национальная носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Первоначально вопрос об экономической безопасности возник среди развивающихся стран.
Он нашел отражение в принципах Бразильской концепции коллективной экономической безопасности 1974 г. В 1984 г. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма. Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и восточноевропейских стран в отношениях Запад — Юг, Запад — Восток.
Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары ; создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др. Преднамеренный ущерб может наноситься валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений.
Увеличение национального дохода в одной стране в условиях интернационализации обмена способствует росту импорта товаров и услуг в глобальном масштабе. Данный эффект может использоваться в экономической политике. Крупная в экономическом отношении страна своей денежной и фискальной политикой может стимулировать внутреннее производство и соответственно импорт, что вызовет рост экспорта другой страны. Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения «сжатия» , повышая процентные ставки и налоги , то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости.
Возникнет новый импульс для административной реформы, осуществляемой с применением лучшего мирового опыта. Снижение административной ренты станет для бизнеса самостоятельным — и очень действенным — фактором повышения конкурентоспособности. Но у этого сценария есть и еще один аспект. Расширение границ доступного нам рынка должно достигаться не одним лишь путем создания единого экономического пространства с участием ряда республик бывшего СССР. Требуется формирование аналогичного по функциям пространства с участием объединенной Европы не только на восточном Единое экономическое пространство — ЕЭП , но и на западном Общее европейское экономическое пространство — ОЕЭП направлениях. Отметим, что при формировании общего с Европой экономического пространства сохраняются второе и третье из указанных позитивных следствий сценария — расширение привлекательности внутренних инвестиций и снижение административных издержек. Но одновременно достигается еще один, самый значимый результат. Если расширение рынка на страны СНГ фактически решает задачу восстановления традиционного российского рынка и традиционных связей бывшего СССР, если при этом меняются — хотя и очень заметно — только количественные показатели хозяйственной деятельности, то взаимодействие с Европой обеспечивает другой процесс, также очень важный для сегодняшней России: качественное развитие. Речь опять-таки идет о задействовании внешних источников развития, но на этот раз не технологических связей, рынков сбыта или источников капитала, а в первую очередь новых стандартов качества и управления администрирования и выработки решений. Ведь ни для кого не секрет, что соблюдение стандартов качества и разработка изделий новых поколений, обладающих потребительскими качествами на уровне высших мировых стандартов, представляют для российских предприятий серьезные трудности в традиционных для России и СССР отраслях промышленности. Расширение российского рынка на страны СНГ, восстановление традиционных связей не способствуют ускорению и облегчению этих процессов — это лишь может содействовать накоплению ресурсов для дальнейшего качественного технологического рывка. Зато тесные связи с рынками Европы, использование европейских стандартов качества пусть и таким «внешне инициированным» способом все же помогут российским предприятиям приступить к созданию продукции нового поколения в области автопрома, авиапрома, электроники и т. При этом нельзя забывать о двух обстоятельствах. Во-первых, сказанное не относится к основному и традиционному направлению сотрудничества России и Европы — экспорту-импорту энергоносителей. Россия рассматривает это направление сотрудничества, доказавшее взаимную выгоду, как важнейший источник собственного благосостояния и накопления ресурсов для решения масштабных задач страны — перспективных и ближайших. На этом пути должен действовать принцип взаимодополняемости России и Европы. В то же время для сотрудничества в более высокотехнологичных областях может сработать принцип взаимного сближения, а зачастую и уподобления. Хочется особо подчеркнуть, что это изменения, которые должны произойти не только у нас, но и у наших европейских партнеров. Под гармонизацией законодательства недопустимо понимать односторонний переход России к применению норм европейского права. Наша правовая система — часть российской государственности, а ОЕЭП не предусматривает ни полного, ни ассоциированного членства России в ЕС. Мы уже унифицируем экономическую жизнь с учетом европейских стандартов, и впоследствии нам будет намного проще расширить общее экономическое пространство на западном направлении. Но нефтегазовый экспорт имеет слишком важное значение для страны, чтобы Россия не стремилась к достижению особых договоренностей с ЕС по этим вопросам. Во-вторых, инициировать развитие извне следует чрезвычайно аккуратно, с тем чтобы, не тормозя процессов качественного роста, сократить до минимума те возможные негативные социальные последствия в переходный период, о которых говорилось выше. Для этого правительство использует постепенное введение в действие законов и нормативных актов, государственную поддержку мероприятий, от которых зависит конкурентоспособность товаров и услуг на европейском рынке да и сама возможность продвижения в Европу , и в конечном итоге «государственное лоббирование» интересов российских производителей в ЕС. Это — все та же социальная составляющая. Ведь расширенное пространство подразумевает приход не только инвесторов, но и конкурентов. Значит, образование экономического пространства должно сопровождаться созданием пространства социального, то есть учетом интересов менее развитых регионов, построением системы социального обеспечения, учреждением целевых фондов поддержки, формированием целой инфраструктуры снижения социальных издержек. Все это требует средств, причем немалых. Степень рисков здесь зависит от нашей способности обеспечить требуемые темпы структурной реформы. С одной стороны, приход инвесторов предоставит необходимые для нее капиталовложения. С другой — национальная экономика может не выдержать роста конкуренции в случае, если структурные преобразования начнут отставать особенно это важно для европейского направления. Поэтому единое пространство нужно создавать по мере вызревания каждого его элемента в реальной ткани хозяйственной жизни — шаг за шагом, исходя не из политических устремлений, а из экономической целесообразности. Очевидно, что создание такого пространства — задача и приоритет не одной только России. Россия не может и не будет никому навязывать свои планы; она не намерена осуществлять экспансию на чужих территориях. Единое пространство возможно только как продукт осознанного взаимного интереса или, точнее, баланса интересов. Формат данной статьи не позволяет проанализировать основания, по которым та или иная страна является нашим потенциальным партнером по общему пространству. Надо лишь отметить, что этот анализ должен учитывать сложное и уникальное для каждой страны переплетение политических, экономических, правовых, исторических, культурных и цивилизационных факторов. Курс на взаимное экономическое сближение является официальной политикой как России, так и этих государств. Пространство СНГ — это сфера наших стратегических интересов. В свою очередь, Россия является зоной национальных интересов государств Содружества. Россия заинтересована в экономическом прогрессе на всем пространстве СНГ, потому что взаимозависимость процессов нашего развития очевидна. Инфраструктура здесь изначально создавалась как единая. Для многих товаров этих стран рынки соседей были и остаются практически единственным рынком. Между тем процесс формирования Единого экономического пространства Россия — СНГ столкнулся с рядом объективных проблем. Прежде всего не до конца преодолены последствия тяжелого системного кризиса. Он был вызван искусственным разрывом сформировавшихся в советский период хозяйственных связей, который усугублялся трудностями периода перехода к рыночной экономике, межнациональными и межэтническими конфликтами. Совместные усилия государств СНГ по воссозданию общего пространства на новой основе хотя и были предприняты практически сразу после оформления их государственной независимости, но носили противоречивый характер.
вопрос. Концепции зависимости, независимости, взаимозависимости.
- Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия. Менеджмент в России и за рубежом № 3'2001
- Глобализация мировой экономики: что это такое и какие перспективы она открывает?
- Всемирное хозяйство и национальная экономика
- Международная экономическая безопасность
Взаимозависимость и проблема эк-й безопасности национальных экономик
Взаимозависимость национальных экономик означает, что: | 6. Взаимозависимость национальных экономик означает, что. |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | Взаимозависимость национальных экономик, являющаяся следствием процесса глобализации, приводит к тому, что изменения в одной национальной экономике вызывают ответный эффект в других странах. |
Онлайн-тесты на : Мировая экономика - все вопросы (2/18) | Основными факторами, определяющими экономическую взаимозависимость стран в современном мире, являются близость уровней экономического развития и уровня рыночной зрелости стран, которые интегрируются; географическая близость, наличие общей границы и. |
НОУ ИНТУИТ | Макроэкономика. Лекция 2: Макроэкономическое равновесие | Взаимозависимость национальных экономик возникает в результате взаимной торговли и экономических отношений между странами. |
1.4. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная безопасность.
В ходе усиления взаимозависимости национальных экономик, развития и усложнения мирохозяйственных связей само понятие «открытая экономика» меняется. Формирование финансово-экономической безопасности государства: взаимодействие и взаимозависимость национальных и глобальных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Национальная экономическая безопасность – защищенность экономики от внутренних и внешних факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса производства и уменьшают уровень жизни.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Это приведет к тому, что: Кривая предложения пиломатериалов сдвинется вверх и влево Кривая спроса на пиломатерилы сдвинется вверх и вправо Кривая предложения пиломатериалов сдвинется вниз и вправо Кривая спроса на пиломатериалы сдвинется вниз и влево Структура управления, при которой хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления, называется … функциональной.
Его деятельность как субъекта национальных экономических интересов недостаточна. Государство в значительной мере ориентировано на интересы крупного капитала, что препятствует выработке и реализации соответствующей политики, корректирующей деятельность предпринимательских структур в интересах общества. Это противоречит и общемировым тенденциям, и особенностям России. Предпринимательство, в свою очередь, не спешит обозначить национальную ориентированность своих интересов, проявить социальную ответственность, чего давно ожидает от него общество. Сложившаяся структура предпринимательства, изначально ориентированная преимущественно на собственные интересы, меняется медленно. Динамика развития малого предпринимательства практически отсутствует, застыв на уровне, не достигающем 900 тыс.
Затруднено взаимодействие крупного, среднего и малого предпринимательства. Сохра- За государством сохраняется, на наш взгляд, решение задач, непосредственно связанных с возможностями наилучшего согласования интересов различных рыночных сил. Важным шагом на этом пути было бы осознание и четкое обозначение субъекта государственной собственности, необходимой для удовлетворения интересов общества в целом. В рыночной экономике именно государственные предприятия должны иметь в основе принятия хозяйственных решений, прежде всего, общественные интересы няется порочная практика преимущественного развития «сильных» отраслей, ориентированных на топливно-энергетический и сырьевой сегменты международного разделения труда и обособление от остальных отраслей народного хозяйства, а то и подчинение его своим интересам. Такое положение явно не отвечает национальным интересам, консервирует отмеченные патерналистские тенденции взаимодействия общества и государства. В данной связи отметим следующее.
Сегодня в России роль государства хотя и теряет всеобъемлющий характер воздействия на хозяйственную жизнь, что было характерно для советской экономики, тем не менее остается значительной. За государством сохраняется, на наш взгляд, решение задач, непосредственно связанных с возможностями наилучшего согласования интересов различных рыночных сил. В рыночной экономике именно государственные предприятия должны иметь в основе принятия хозяйственных решений, прежде всего, общественные интересы. Кроме того, их деятельность может поддерживать состязательность в хозяйствовании как фактор эффективности. Как акционер государство может и должно гармонизировать деятельность корпоративных объединений с содержанием национальных интересов. В свою очередь, корпоративный сектор, не говоря уже о среднем и малом бизнесе, заинтересован в деятельности государственных предприятий, в той части, в какой они обеспечивают стабильность социально-экономической системы.
С позиций национальных финансово-экономических интересов государственный сектор, значительно подорванный в результате преобразования собственности, нуждается сегодня в укреплении. Основные проблемы во взаимоотношениях государственного предпринимательства с национальными интересами сложились в системе управления. Здесь устойчиво сохраняются обозначившиеся в первые годы реформ тенденции преобладания интересов управленческого слоя, а не государства как представителя общества. В результате недостаточного государственного контроля руководители унитарных предприятий пользуются свободой хозяйственных действий подобно частному собственнику. На предприятиях смешанной формы собственности и в совместных предприятиях представители государства зачастую попадают в зависимость от менеджеров акционерных обществ и, как следствие, оказываются не способны исполнять обязанности по защите функций государства как акционера и преследовать государственные интересы в той мере, в какой это предполагает доля государственной собственности. Распространена практика передачи активов предприятий со смешанной собственностью в дочерние частные компании, когда функции государства как собственника еще более ослабевают [2].
Такое присутствие государства в указанных акционерных обществах оборачивается прямыми потерями для страны. Доля государственных унитарных предприятий сегодня невелика. Тем не менее за государством сохраняется контроль за многими сферами хозяйства. Возможности государства в защите национальных интересов, несмотря на масштабы приватизации, все еще значительны. Государство остается самым крупным предпринимателем, инвестором, покупателем, продавцом, кредитором и должником. В российской экономике роль государства необходима также для контроля за процессами трансформации.
В корпоративном секторе наблюдается сложная структура разного рода объединений: холдингов, финансово-промышленных групп, вертикально и горизонтально интегрированных компаний, демонстрирующих объективный процесс концентрации и централизации капитала. Однако процесс корпоративизации экономики с позиций национальных интересов носит противоречивый характер. Основу современного производства составляют крупные и крупнейшие структуры, склон- ные к монополизму, а конкуренция между ними является олигополистической. Ее потенциал, с точки зрения ориентации производства на общественные интересы, ограничен. В своей хозяйственной деятельности крупные корпорации не гнушаются сговорами о тарифах, ценах, прибылях и долях рынка, т.
Главная » Статьи » Национальная экономика » Тема 5 Международная экономическая взаимозависимость Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Одна из аксиом политико-экономического развития мировой экономики в послевоенный период - поступательный рост их взаимозависимости. Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. В результате - национальные экономики "проникают" друг в друга.
После финансового кризиса в мире стало наблюдаться их сжатие. Сказались возросшие трудности с финансированием и рост транзакционных издержек вследствие неопределенности поставок сырья и материалов. Ряд компаний после разрушительного цунами в Японии в 2011 г. Компании постоянно обновляют стратегии и пересматривают свои границы. Модель производства, действующая в настоящее время, не обязательно будет эффективной в будущем. Многие глобальные цепочки добавленной стоимости базируются на межстрановых различиях в трудовых и капитальных издержках, которые непрерывно меняются. Например, по мере роста благосостояния населения Китая растет и уровень заработной платы. Сам Китай развивает новые производства, требующие рабочей силы с более высокой квалификацией, а некоторые старые виды производства переносятся в другие страны. Торговые и производственные модели будут меняться и в дальнейшем, и эти изменения должны учитываться в экономической политике и ее инструментах. Концепция глобальных цепочек добавленной стоимости ставит ряд серьезных методологических проблем при сборе статистических данных о международных торговле и производстве. Обычная текущая статистика дает, как правило, искаженную картину рассматриваемых процессов [7]. В ней используются укрупненные показатели, которые многократно включают в себя стоимость промежуточных продуктов, торгуемых вдоль цепочки добавленной стоимости. В результате на страну конечного производителя приходится наибольшая величина добавленной стоимости торгуемых товаров и услуг, в то время как роль стран, поставляющих промежуточные товары, оказывается недооцененной. Статистика двухсторонней торговли и объемов выпуска продукции на национальном уровне не позволяет в полной мере визуализировать цепочки стоимости или производственные сети и связи. В связи с этим ОЭСР в кооперации с ВТО разработали новые базы данных торговых потоков в терминах показателей добавленной стоимости на основе глобальных моделей международного производства и торговых сетей. Потоки промежуточной продукции между странами и отраслями можно найти в базе данных двусторонней торговли по отраслям и категориям конечного использования [8]. Модель ICIO позволяет детально анализировать глобальные цепочки добавленной стоимости и транзакции между различными отраслями и странами по 37 отраслям глобальной экономики. Предыдущие исследования охватывали лишь ограниченное число отраслей. На сегодня имеется пять полноценных балансовых моделей за 1995, 2000, 2005, 2008 и 2009 г. В связи с концепцией глобальных цепочек стоимости встает вопрос: в какой степени страны вовлечены в процесс вертикальной фрагментации производства? Для ответа на него в экономической литературе ранее других использовался показатель вертикальной специализации VS , который представляет долю импортируемых товаров в совокупном экспорте страны [9]. Однако этот показатель работает только на начальных стадиях цепочек добавленной стоимости обратная вертикальная интеграция. Поскольку каждая страна участвует в глобальных цепочках стоимости в качестве поставщика промежуточных товаров и услуг, используемых в других странах для дальнейшего экспорта, был введен дополнительный показатель вертикальной специализации VS1 , представляющий собой долю экспортируемых товаров и услуг, используемых в качестве промежуточного импорта для производства экспортных товаров других стран [10]. Сочетание VS и VS1 дает возможность всесторонней оценки участия страны в глобальных цепочках добавленной стоимости как в роли потребителя зарубежных промежуточных товаров восходящие связи, или обратная интеграция , так и в роли поставщика промежуточных товаров и услуг, используемых в третьих странах нисходящие связи, или прямая вертикальная интеграция [11]. Показатель участия ряда стран ОЭСР в глобальных цепочках стоимости приведен на рис. При этом индекс участия в цепочках добавленной стоимости в меньшей степени коррелирует с размерами экономики, чем импортное содержание экспорта, поскольку отражает использование промежуточных товаров третьих стран. Индекс участия в глобальных цепочках добавленной стоимости развивающихся стран свидетельствует об аналогичных тенденциях рис. Индекс участия в глобальных цепочках добавленной стоимости развивающихся стран в 2013 г. Доля импортных промежуточных товаров в экспорте той или иной страны, а также доля собственных промежуточных товаров, используемых в экспорте третьих стран, дают представление о вертикальной специализации, но ничего не говорят о протяженности цепочек добавленной стоимости и числе производственных стадий в каждой из них. В экономической литературе протяженность цепочек оценивается с помощью индекса, вычисляемого на основе межотраслевых балансов [12]. Значение индекса можно интерпретировать как реальное число производственных стадий. Минимальное значение индекса равно единице, когда для производства конечного продукта вообще не используются промежуточные товары или услуги.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Предположим, что этот сценарий удается осуществить. Первое и самое важное его следствие — появление мощного, нереализуемого сейчас стимула для инвестиций. Известно, что капиталовложения зависят от емкости прежде всего внутреннего рынка, а последняя — от численности населения. Например, население Китая на порядок превышает население России, поэтому при прочих равных или приблизительно равных условиях на порядок выше и приток инвестиций в Китай. Второе следствие: при выходе нашего экономического пространства за российские границы бывшие иностранные инвесторы скажем, казахстанские банки, проявляющие готовность идти в нашу экономику со своими деньгами превратятся в инвесторов внутренних.
Это даст российским предпринимателям, «заморозившим» деньги в офшорах, недвусмысленный сигнал: пришло время возвращаться в собственную страну. Третье: расширение экономического пространства невозможно без модернизации механизмов его функционирования. Возникнет новый импульс для административной реформы, осуществляемой с применением лучшего мирового опыта. Снижение административной ренты станет для бизнеса самостоятельным — и очень действенным — фактором повышения конкурентоспособности.
Но у этого сценария есть и еще один аспект. Расширение границ доступного нам рынка должно достигаться не одним лишь путем создания единого экономического пространства с участием ряда республик бывшего СССР. Требуется формирование аналогичного по функциям пространства с участием объединенной Европы не только на восточном Единое экономическое пространство — ЕЭП , но и на западном Общее европейское экономическое пространство — ОЕЭП направлениях. Отметим, что при формировании общего с Европой экономического пространства сохраняются второе и третье из указанных позитивных следствий сценария — расширение привлекательности внутренних инвестиций и снижение административных издержек.
Но одновременно достигается еще один, самый значимый результат. Если расширение рынка на страны СНГ фактически решает задачу восстановления традиционного российского рынка и традиционных связей бывшего СССР, если при этом меняются — хотя и очень заметно — только количественные показатели хозяйственной деятельности, то взаимодействие с Европой обеспечивает другой процесс, также очень важный для сегодняшней России: качественное развитие. Речь опять-таки идет о задействовании внешних источников развития, но на этот раз не технологических связей, рынков сбыта или источников капитала, а в первую очередь новых стандартов качества и управления администрирования и выработки решений. Ведь ни для кого не секрет, что соблюдение стандартов качества и разработка изделий новых поколений, обладающих потребительскими качествами на уровне высших мировых стандартов, представляют для российских предприятий серьезные трудности в традиционных для России и СССР отраслях промышленности.
Расширение российского рынка на страны СНГ, восстановление традиционных связей не способствуют ускорению и облегчению этих процессов — это лишь может содействовать накоплению ресурсов для дальнейшего качественного технологического рывка. Зато тесные связи с рынками Европы, использование европейских стандартов качества пусть и таким «внешне инициированным» способом все же помогут российским предприятиям приступить к созданию продукции нового поколения в области автопрома, авиапрома, электроники и т. При этом нельзя забывать о двух обстоятельствах. Во-первых, сказанное не относится к основному и традиционному направлению сотрудничества России и Европы — экспорту-импорту энергоносителей.
Россия рассматривает это направление сотрудничества, доказавшее взаимную выгоду, как важнейший источник собственного благосостояния и накопления ресурсов для решения масштабных задач страны — перспективных и ближайших. На этом пути должен действовать принцип взаимодополняемости России и Европы. В то же время для сотрудничества в более высокотехнологичных областях может сработать принцип взаимного сближения, а зачастую и уподобления. Хочется особо подчеркнуть, что это изменения, которые должны произойти не только у нас, но и у наших европейских партнеров.
Под гармонизацией законодательства недопустимо понимать односторонний переход России к применению норм европейского права. Наша правовая система — часть российской государственности, а ОЕЭП не предусматривает ни полного, ни ассоциированного членства России в ЕС. Мы уже унифицируем экономическую жизнь с учетом европейских стандартов, и впоследствии нам будет намного проще расширить общее экономическое пространство на западном направлении. Но нефтегазовый экспорт имеет слишком важное значение для страны, чтобы Россия не стремилась к достижению особых договоренностей с ЕС по этим вопросам.
Во-вторых, инициировать развитие извне следует чрезвычайно аккуратно, с тем чтобы, не тормозя процессов качественного роста, сократить до минимума те возможные негативные социальные последствия в переходный период, о которых говорилось выше. Для этого правительство использует постепенное введение в действие законов и нормативных актов, государственную поддержку мероприятий, от которых зависит конкурентоспособность товаров и услуг на европейском рынке да и сама возможность продвижения в Европу , и в конечном итоге «государственное лоббирование» интересов российских производителей в ЕС. Это — все та же социальная составляющая. Ведь расширенное пространство подразумевает приход не только инвесторов, но и конкурентов.
Значит, образование экономического пространства должно сопровождаться созданием пространства социального, то есть учетом интересов менее развитых регионов, построением системы социального обеспечения, учреждением целевых фондов поддержки, формированием целой инфраструктуры снижения социальных издержек. Все это требует средств, причем немалых. Степень рисков здесь зависит от нашей способности обеспечить требуемые темпы структурной реформы. С одной стороны, приход инвесторов предоставит необходимые для нее капиталовложения.
С другой — национальная экономика может не выдержать роста конкуренции в случае, если структурные преобразования начнут отставать особенно это важно для европейского направления. Поэтому единое пространство нужно создавать по мере вызревания каждого его элемента в реальной ткани хозяйственной жизни — шаг за шагом, исходя не из политических устремлений, а из экономической целесообразности. Очевидно, что создание такого пространства — задача и приоритет не одной только России. Россия не может и не будет никому навязывать свои планы; она не намерена осуществлять экспансию на чужих территориях.
Единое пространство возможно только как продукт осознанного взаимного интереса или, точнее, баланса интересов. Формат данной статьи не позволяет проанализировать основания, по которым та или иная страна является нашим потенциальным партнером по общему пространству. Надо лишь отметить, что этот анализ должен учитывать сложное и уникальное для каждой страны переплетение политических, экономических, правовых, исторических, культурных и цивилизационных факторов. Курс на взаимное экономическое сближение является официальной политикой как России, так и этих государств.
Пространство СНГ — это сфера наших стратегических интересов. В свою очередь, Россия является зоной национальных интересов государств Содружества.
Как взаимозависимость влияет на мир? Глобализация и взаимозависимость экономический эффектНапример, усиление конкуренции между местным и иностранным бизнесом, инвестиции транснациональных компаний в развивающиеся страны, возможности трудоустройства в одних регионах и безработица в других. В чем заключается одно из преимуществ растущей экономической взаимозависимости? У растущей экономической взаимозависимости есть много преимуществ: больше людей имеют доступ к различным товарам и услугам, цены падают по мере того, как цепочки поставок… Почему важна взаимозависимость в стране? Взаимозависимость способ, которым страны открывают свои рынки; они могут улучшить свои торговые отношения и инвестиции между ними. Какое значение имеет растущая экономическая взаимозависимость для такой страны, как Соединенные Штаты? Экспорт и импорт увеличиваются как доля национального производства. Международные политические и экономические события оказывают все большее влияние на цены на энергоносители в США.
Какие страны больше выигрывают от экономической взаимозависимости развитых или развивающихся стран? Какие страны больше выигрывают от экономической взаимозависимости? Развитые страны получают выгоду от дешевой рабочей силы и импорта. Однако они уязвимы для проблем, возникающих в развивающихся странах, таких как чрезмерная задолженность. Почему глобализация и растущая взаимозависимость создают риски для мировой экономики?
Внедрение, рост, зрелость и упадок 8. Какие факторы обусловили появление теории конкурентных преимуществ Портера? Постоянными инновациями, неустанным обновлением технологий 9. Основные детерминанты конкурентных преимуществ Параметры факторов производства, стратегия фирмы, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли 10.
Тождественно ли выражение «эффект возрастающего масштаба» и «эффект экономии от масштаба» производства? Нет 11. Через какие каналы осуществляется реализация машин и оборудования на мировом рынке? Каковы основные формы международной торговли услугами? Трансграничная торговля, то есть ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Потребление за границей, то есть ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны 3. Торговое коммерческое присутствие в стране предоставления услуги, то есть ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Кому принадлежит наибольшая доля в торговле услугами на мировом рынке? Европа 14.
Какие формы передачи технологий существуют? Патентное соглашение, лицензионное соглашение, передача ноу-хау, инжиниринг, франчайзинг, лизинг 15. Какие существуют виды лицензий? Разовая, генеральная Тема. Национальное и международное регулирование торговли 1. Таможенный тариф и таможенная пошлина — понятия тождественны? НЕТ 2. Какие существуют направления внешнеторговой политики? Политика свободной торговли ; Протекционизм 3.
Что такое крайняя форма протекционизма? Экономическая автаркия 4. Что включают количественные методы регулирования торговли? Квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта 5. Фискальная функция относится как к импортам, так и к экспортным пошлинам? Каким странам предоставляются минимальные тарифы? Которые имеют статус благоприятствуемой нации 7. Чем отличается введение импортной квоты от введения импортного тарифа? Источник Эффект взаимозависимости стран проявляется Механизм взаимозависимости.
Интернационализация хозяйственной жизни привела к возникновению взаимозависимости воспроизводственных процессов на мировом уровне. Увеличение национального дохода в одной стране в условиях интернационализации обмена способствует росту импорта товаров и услуг. Увеличение дохода и импорта в одной стране и соответственно дохода в другой стране вызывает ответный спрос на импорт в третьих странах в силу взаимосвязанности производственных процессов. Этот ответный эффект на рост доходов в одной стране, таким образом, вызывает увеличение совокупного спроса в других странах, что является дополнительной реакцией на первоначальное расширение спроса в одной стране. Данный эффект может использоваться в экономической политике.
Региональная и субрегиональная интеграция становится в условиях глобализации доминирующей тенденцией на всех уровнях — от корпоративного до национального. Решающее значение имеет правильный выбор ниши, которую государство или союз могут занять в мировом разделении труда. Наша задача — создать такую необходимую миру конструкцию, которая не могла бы функционировать без России и союзов с ее участием.
В третьем тысячелетии успех качественного развития любого государства предопределяется его способностью задействовать не только внутренние, но и внешние источники роста. Однако все понимают, что потенциал рынка энергоносителей ограничен, к тому же сам рынок не застрахован от резких и всегда плохо предсказуемых колебаний. Его нельзя рассматривать как основу для стратегии экономического роста. Что касается производимых в России и на большей части постсоветского пространства несырьевых товаров и услуг, то их привлекательность на мировых рынках невелика в силу их пока еще невысокой конкурентоспособности. В такой ситуации есть два очевидных подхода к проведению внешнеэкономической политики. Один состоит в том, чтобы, сохраняя или даже усиливая защищенность национального рынка от внешней конкуренции, стимулировать внутренние инвестиции в основной капитал, реструктурировать таким образом производство и насытить внутренний рынок качественной продукцией, которая по мере возрастания конкурентоспособности начнет находить сбыт и за границей. Возросшие вследствие этого доходы от внутренней и внешней торговли обеспечат расширенное воспроизводство на новой качественной основе, а тем самым — требуемый экономический рост. Однако у этой модели имеется серьезный недостаток.
Неясно, хватит ли капиталов как российских, так и зарубежных , готовых работать на пока еще недостаточно емкий российский рынок, при том что окупаемость вложений далеко не очевидна, а административные издержки по-прежнему велики. Другой — противоположный — подход предполагает быструю либерализацию рынка. В этом случае можно надеяться на встречные уступки со стороны коммерческих партнеров, которые позволят тем российским предприятиям, что выдержат возросшую конкуренцию, беспрепятственно торговать со всем миром. Основные риски данного сценария связаны с тем, что переходный период приспособления российской экономики к новым условиям жесткой конкуренции явно чреват негативными социальными последствиями. И кроме того, на внешних рынках, как неоднократно приходилось убеждаться, нас никто не ждет. Но есть и еще один путь — расширение границ доступного рынка. Для России, к примеру, эта задача экономически означает создание выходящего за пределы политической карты РФ однородного пространства для деятельности российских компаний. Такая же схема подразумевается для наших соседей — Казахстана, Белоруссии, Украины.
Предположим, что этот сценарий удается осуществить. Первое и самое важное его следствие — появление мощного, нереализуемого сейчас стимула для инвестиций. Известно, что капиталовложения зависят от емкости прежде всего внутреннего рынка, а последняя — от численности населения. Например, население Китая на порядок превышает население России, поэтому при прочих равных или приблизительно равных условиях на порядок выше и приток инвестиций в Китай. Второе следствие: при выходе нашего экономического пространства за российские границы бывшие иностранные инвесторы скажем, казахстанские банки, проявляющие готовность идти в нашу экономику со своими деньгами превратятся в инвесторов внутренних. Это даст российским предпринимателям, «заморозившим» деньги в офшорах, недвусмысленный сигнал: пришло время возвращаться в собственную страну. Третье: расширение экономического пространства невозможно без модернизации механизмов его функционирования. Возникнет новый импульс для административной реформы, осуществляемой с применением лучшего мирового опыта.
Снижение административной ренты станет для бизнеса самостоятельным — и очень действенным — фактором повышения конкурентоспособности. Но у этого сценария есть и еще один аспект. Расширение границ доступного нам рынка должно достигаться не одним лишь путем создания единого экономического пространства с участием ряда республик бывшего СССР. Требуется формирование аналогичного по функциям пространства с участием объединенной Европы не только на восточном Единое экономическое пространство — ЕЭП , но и на западном Общее европейское экономическое пространство — ОЕЭП направлениях. Отметим, что при формировании общего с Европой экономического пространства сохраняются второе и третье из указанных позитивных следствий сценария — расширение привлекательности внутренних инвестиций и снижение административных издержек. Но одновременно достигается еще один, самый значимый результат. Если расширение рынка на страны СНГ фактически решает задачу восстановления традиционного российского рынка и традиционных связей бывшего СССР, если при этом меняются — хотя и очень заметно — только количественные показатели хозяйственной деятельности, то взаимодействие с Европой обеспечивает другой процесс, также очень важный для сегодняшней России: качественное развитие. Речь опять-таки идет о задействовании внешних источников развития, но на этот раз не технологических связей, рынков сбыта или источников капитала, а в первую очередь новых стандартов качества и управления администрирования и выработки решений.
Ведь ни для кого не секрет, что соблюдение стандартов качества и разработка изделий новых поколений, обладающих потребительскими качествами на уровне высших мировых стандартов, представляют для российских предприятий серьезные трудности в традиционных для России и СССР отраслях промышленности. Расширение российского рынка на страны СНГ, восстановление традиционных связей не способствуют ускорению и облегчению этих процессов — это лишь может содействовать накоплению ресурсов для дальнейшего качественного технологического рывка. Зато тесные связи с рынками Европы, использование европейских стандартов качества пусть и таким «внешне инициированным» способом все же помогут российским предприятиям приступить к созданию продукции нового поколения в области автопрома, авиапрома, электроники и т. При этом нельзя забывать о двух обстоятельствах. Во-первых, сказанное не относится к основному и традиционному направлению сотрудничества России и Европы — экспорту-импорту энергоносителей. Россия рассматривает это направление сотрудничества, доказавшее взаимную выгоду, как важнейший источник собственного благосостояния и накопления ресурсов для решения масштабных задач страны — перспективных и ближайших. На этом пути должен действовать принцип взаимодополняемости России и Европы. В то же время для сотрудничества в более высокотехнологичных областях может сработать принцип взаимного сближения, а зачастую и уподобления.
Хочется особо подчеркнуть, что это изменения, которые должны произойти не только у нас, но и у наших европейских партнеров. Под гармонизацией законодательства недопустимо понимать односторонний переход России к применению норм европейского права. Наша правовая система — часть российской государственности, а ОЕЭП не предусматривает ни полного, ни ассоциированного членства России в ЕС. Мы уже унифицируем экономическую жизнь с учетом европейских стандартов, и впоследствии нам будет намного проще расширить общее экономическое пространство на западном направлении.