Окончательной датой окончания восстания Хмельницкого принято считать январь 1654 года, когда Хмельницкий заключил в Переяславе унию о вхождении левобережной Украины в состав России и передаче казацкого совета царю России. В 1648 году в Речи Посполитой разгорелось очередное восстание казаков, руководил им Богдан Хмельницкий.
Чем закончилось восстание Богдана Хмельницкого ?
Поводом к восстанию 1648 г. послужило чисто личное дело одного из казацких старшин, Богдана Хмельницкого. Всё меняется, когда предводителем запорожцев становится наполовину шляхтич, наполовину казак Богдан Хмельницкий. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого.
Военные и дипломатические победы Богдана Хмельницкого
Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией. В 1648 г. на территории Запорожской Сечи вспыхнуло восстание казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого (1595–1657). Предыстория восстания и Освободительная война 1648-1654 гг.
XVII век. Как Богдан Хмельницкий Малороссию спас
Зборовский договор Б. Одобрение Земским собором в Москве идеи воссоединения Украины с Россией 17 сентября 1651 г. Белоцерковский мир Б. Хмельницкого с Польшей.
От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа. Однако, поскольку эти призывы повторялись, а сам Хмельницкий одерживал военные победы, в Кремле решили этим наконец воспользоваться. После этого решения для ведения переговорного процесса в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным. Местом проведения генерального военного совета был избран город Переяславль, куда посольство прибыло 10 января 1654 года. Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 16 января.
После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы московские послы первыми принесли присягу от лица Русского царя.
Палий польский приказ оставить Фастов выполнять отказался, заявив, что власть Речи Посполитой на Гетманщину не распространяется. Дело в том, что демаркация границы между Речью Посполитой и Россией после "Вечного мира" не проводилась, вплоть до Первого раздела Польши. Палий попытался воспользоваться этим юридическим казусом. Однако надежд на то, что поляки будут решать проблему мирным путём, было мало, и потому полковник провёл на своих землях мобилизацию всех сил.
Таким паладином православия и единой Гетманщины, союзной русским царям, оставался Семён Палий. Ярый патриот вольного казачества, он не предавал своих идей — даже после того, как предавали его Одновременно наказной гетман Самусь отказался сдать полякам атрибуты казацкой военной власти — клейноды: булаву, бунчук, печать и пять пушек. Он поднял восстание в Корсуни и Лысенке, вырезав там всю польскую шляхту и зажиточных евреев вместе с семьями. Осенью поляки разместили на Киевщине в районе Белой Церкви, Черняховки и Бородянки свои воинские контингенты общей численностью 12 тысяч человек. Тем временем казаки пытались договориться — отправили прошения в сейм и новому королю Польши саксонскому курфюрсту Август II. Оба требования казаков отвергли.
Саксонцу вообще было не до казаков — он готовился к войне со шведами в союзе с русским царём и датским королём. Ему совсем не нужны были польские волнения. А казаков он серьёзной силой не считал, поэтому подтвердил универсал Сейма о роспуске казачьих полков и закрепощении крестьян Киевщины и Брацлавщины. От немедленного решения "казацкого вопроса" правобережных полковников тогда спасло только начало Северной войны. Августу II вновь потребовались опытные солдаты, и Палий послал ему отряды конницы и пехоты. Тем не менее, осенью 1700 года в поход на Фастов отправилось 4-тысячное польское войско польного коронного гетмана Иеронима Любомирского.
Казаки и крестьяне укрепили город и подготовились к осаде. Не ожидавшие такого активного отпора поляки пожгли посад и отступили. Как же быть с тем, что, согласно мнению целого ряда украинских историков, украинской государственности пошла не первая тысяча лет? Нестыковка какая-то. Стоит разобраться Зимой 1702 года казаки собрались в Фастове на раду, в которой традиционно участвовали представители всех сословий православного общества. Было решено поднять антипольское восстание с целью освобождения Правобережной Украины и последующего объединения с Левобережьем.
К сожалению, казаки не учитывали, что на 1702 год Россия, которая потерпела под Нарвой от шведов разгромное поражение, не могла отказаться от союзничества саксонского курфюрста. Пока Август II очень удачно отвлекал на себя шведские войска Карла XII, Пётр I восстанавливал свою армию, артиллерийский парк и потихоньку "отжимал" у скандинавов построенные ими в устье Невы крепости. Ссориться с поляками и саксонцами из-за нескольких казацких полков русскому царю в тот момент было совсем не с руки. Восстание Восстание полыхнуло в первой половине 1702 года и быстро охватило территорию от Припяти до Днестра. Горели панские имения и фольварки, восставшие резали поляков, евреев и униатов. Главным центров антипольского сопротивления стал Фастов, а его главой — Палий, по имени которого восстание стали называть "Палиивщиной".
Палия поддержал и Самусь. Восемь дней спустя казаки пошли на приступ, но поляки его отбили. Тогда казаки частью сил обложили город, а часть Самусь повёл на север Киевщины на соединение с полковником Абазиным, который незадолго до того освободил от присутствия ляхов Брацлав и двинулся к Виннице. Они как-то по-особому праздничны и иногда кажутся гостями, надолго оставшимися в Первопрестольной. В них видна рука одного очень оригинального мастера, прибывшего в Москву из Киева Собранное Феликсом Потоцким польское ополчение Киевского воеводства — посполитое рушение — заперлось в Бердичеве. Казаки взяли этот городок штурмом и устроили в нём резню поляков и евреев.
Потоцкий спасся чудом. Тем временем остальные отряды восставших стремительно освободили Винницу, Бар, Калуш, Могилёв-Подольский, другие города и местечки. В Приднестровье 3. Сполохи восстания, зажженного Палием, достигали Волыни и Галичины.
Это событие — Переяславская рада 1654 года, на которой малороссы высказались за воссоединение с Русским царством. Факт добровольного перехода малороссов под власть московского царя — как кость в горле для украинских националистов. Недаром главный историко-идеологический центр нынешних киевских властей — Украинский институт национальной памяти УИНП — утверждает, что Переяславская рада оказывает «наибольшее деморализующее влияние на ментальность широкого круга людей». И рекомендует считать ее не иначе как «мифом о добровольном объединении украинцев с русскими». Переяславская рада 1654 г. Картина 1951 года Пересмотр значения Переяславской рады возникает всякий раз, когда речь заходит об отрыве Украины от России. Так, в 1919 году, в период послереволюционного разгула украинского сепаратизма, соглашение о воссоединении с Россией «отменил» в Переяславле некий атаман Зеленый. Зеленый Д. Терпило — типичный персонаж Гражданской войны. Этот сельский учитель начальной школы из Триполья знаменит тем, что сколотил большую банду, воевал как за Петлюру, так и за большевиков, поднял антибольшевистское восстание и погиб от шальной пули в бою с армией Деникина. Вот как описывает «отмену» Зеленым Переяславской рады современный писатель-националист Иван Собченко в своем псевдоисторическом романе «Атаман Зеленый против всех»: «15 июля отряд Зеленого неожиданно переправился на левый берег Днепра и захватил Переяславль, здесь по приказу атамана были расстреляны 75 местных коммунистов и советских работников во главе с руководителем уезда Ивановым. Слышались радостные выкрики… Над людским морем развивались знамена и хоругви. Было много священников, представителей общественности, огромное количество местных горожан и жителей окрестных сел. Атаман Зеленый торжественно прочитал Манифест о денонсации Переяславльского договора от 1654 года о единстве Украины и России, освятили Манифест. Как заявил сам атаман, Манифест вступил в силу немедленно. Так атаман бросил исторический вызов самому Богдану Хмельницкому». Переяславская рада. Воссоединение Украины. Картина Алексея Кившенко. Центральный военно-морской музей Расстрел 75 украинцев непосредственно перед «бросанием вызова Хмельницкому» неудивителен — Зеленый был известен своими расправами. Что, надо сказать, ставит под большой вопрос искренность радостных выкриков, «послышавшихся» украинствующему писателю на этом представлении. Но это — трагедии Гражданской войны. А вот — фарс 1990-х. В июне 1992 года, на волне постсоветского самостийного угара, в городе Переяслав-Хмельницком бывшем Переяславле собрался некий Великий Совет Украинского казачества. В новом «историческом» документе, подписанным Чорноволом и его ряжеными сподвижниками, сообщалось: «От сего дня и пока солнце светит над Украиной, старая присяга царю московскому не действует, потому что казачество от нее отрекается, чтобы дать клятву народу нашему верно служить, только ему одному и нашей родной Украине… От давней клятвы, данной казаками на этом месте, отрекаемся и крест целуем: Гетьман Украинского Казачества и вся Генеральная старшина и атаманы…». Но даже после такого мощного политического ритуала «проклятие» Переяславской рады не покинуло молодое «незалежное» государство. Оно с новой силой проявилось в гражданской войне в Донбассе. В августе 2016 года скандально известная неонацистка из партии «Свобода» и по совместительству преподаватель филологии в одном из львовских вузов Ирина Фарион, выступая на центральном телевидении, заявила, что война в Донбассе — «это не АТО… Это война, которая ведется с украинцами с 1654 года», — то бишь с Переяславской рады. Даже единственное и довольно сомнительное достижение нынешнего киевского режима — получение Украиной безвизового режима с Европой — Петр Порошенко назвал на пресс-конференции в Киеве «преодолением последствий Переяславской рады». На самом же деле, и Порошенко это прекрасно понимает, актуальность Переяславской рады невероятно выросла в связи с недавним выходом Крыма из состава Украины и войной в Донбассе. Столь важное историческое событие, как Переяславская рада 1654 года, необходимо рассмотреть подробнее. Древнерусское государство, от которого берут начало современные Россия и Украина, возникло в IX в. Но огромную территорию объединяли единые вера, культура и язык. В период феодальной раздробленности древнерусское государство раскололось. А нашествие татаро-монголов в первой половине XIII в. Князь Северно-Восточной Руси Александр Невский, оказавшись перед угрозой одновременных ударов крестоносцев с запада и татаро-монголов с востока, не предал православную веру и выбрал меньшее из двух зол — принял ярлык на княжение от монгольского хана Батыя. Такой выбор позволил в будущем собрать воедино Северо-Западную и Северо-Восточную Русь и объединить страну под властью московских князей. Почтовая марка Украины Конник Даниила Галицкого. Даниил сблизился с Ватиканом. В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования. Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия. На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года. В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом». Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство. В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде».
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад
Но настоящая беда для православия настала в 1569 году. Оказавшееся в ходе Ливонской войны на краю пропасти, русско-литовское государство пошло на заключение с польским королевством Люблинской унии. На практике из-за того что Польша к тому времени была уже гораздо сильнее Литвы, уния эта привела к прямому поглощению Великого княжества Литовского Польшей. Но в «общем» деле поляки явно «перетягивали одеяло на себя». Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье. Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год.
Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати. Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства. Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них. Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу. Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров.
За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»! Притеснения по религиозному признаку с каждым годом становились все сильнее и сильнее. Польские ксендзы католические священники и монахи порой развлекались тем, что запрягали в повозки православных юношей и девушек и использовали их в качестве тяглового скота. Особо унизительным для православного населения стала передача церквей в аренду еврейским корчмарям трактирщикам со взиманием ими большой платы за каждый проведенный обряд. Они, как эмоционально повествует в своей «Истории русов» архиепископ Георгий Конисский, «с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбыточество, и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы.
При всякой требе христианской, повинен был ктитор торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи», нередко подвергаясь при этом еще и издевательским насмешкам за свою приверженность православной вере. Сверх всякой меры усилилась эксплуатация крестьян. Спесивые польские землевладельцы, гнушаясь заниматься хозяйством, отдавали получение оброка на откуп взятым для этой цели управляющим, а те, в стремлении выжать максимальную прибыль, порой вынуждали селян работать на них шесть дней в неделю. Чтобы прокормить семью, крестьянам приходилось обрабатывать свой клочок земли в воскресенье, что, ко всему прочему, противоречило христианскому укладу. Любое неповиновение, а тем более бунт, карались самым жесточайшим образом. Польские паны относились к своим малороссийским холопам с нескрываемым презрением и почитали их скорее не за людей, а за скот «быдло» , предназначение которого в том, чтобы удовлетворять их все более и более возрастающие потребности.
Малороссийское казачество Не всякий человек готов был мириться с такой жизнью. Самые непокорные решались на побег. Бежали чаще всего на юг, за днепровские пороги, туда, где давно уже обосновалась вольница, состоявшая из отчаянных храбрецов. Беглецы примыкали к подобным им бунтарям, готовым рисковать жизнью в дерзких разбойничьих предприятиях, вместо того чтобы год за годом гнуть спину на польских панов и их бессовестных подручных. Постепенно собралось целое войско. По месту формирования его стали именовать Запорожским — от слов «за порогами».
Сами же храбрецы, как и их собратья в низовьях Дона, называли себя казаками. Это слово перешло в славянский обиход от степных кочевников, обозначавших так вольного всадника, не имевшего по бедности своей слуг, но и ни от кого не зависящего. Главным опорным пунктом запорожских казаков стала деревянная крепость, засека по-другому — «сечь» на острове Хортица. Власти Речи Посполитой поначалу отнеслись к появлению на своей окраине фактически совершенно не зависимого от них казачьего полугосударства не только весьма настороженно, но и откровенно враждебно. Бежавшие от них «хлопы», готовые отстаивать свою личную свободу с саблями в руках, стали сильными раздражителями для неуемного самолюбия чванливых панов. Довольно скоро, однако, выяснилось, что только лишь запорожцы способны эффективно защищать южные границы государства от грабительских набегов крымских татар и наносить им чувствительные ответные удары.
Понимание выгод такого положения вещей возобладало над польской спесью. Казаков продолжали считать разбойниками, но каких-либо экстраординарных мер к ликвидации Сечи не предпринимали. Несколько по-иному королевские власти относились к так называемому «реестровому» казачеству. Этот новый подкласс подданных заполнил ту пустоту, что образовалась в нише мелкопоместного малороссийского дворянства после его «ополячивания». За свою службу они получали свободу от панов, приличный надел земли, а в период привлечения к военным действиям — еще и жалование.
Подобное совершенно правильно сделали в 1822 году с польским переводом французской книги Г. Де Боплана поляки.
Титул польского перевода книги Боплана: «Интересное описание польской украйны и реки Днепр от Киева до того места, где та река впадает в море». Из издания «Zbior pamietnikow historychnych o davney Polsze». В заглавии своего перевода они отметили, что у Боплана в XVII веке речь шла о пограничных областях на юге Польши, то есть о польско-татарском пограничье: «Занятное описание польского пограничья и реки Днепр». О «Генеральной карте Украины» 1648 г. Наконец, имеем совершенно точный как по значению, так и по смыслу обоснованный перевод на русский язык названия «Генеральной карты» Боплана 1648 года: «Обобщенный набросок малонаселенных равнинных пространств, получивших повсюду известность словом украйна. С прилегающими к ним удаленными от метрополии областями Польши». Стела с названием плана безымянной земли - украйны Польши Г.
Показать список оценивших.
В то же время восстания шли в Белоруссии, но гораздо слабее. Хмельницкий отправлял на помощь казаков. С начала восстания Хмельницкий неоднократно обращался с просьбой принять в подданство казаков к русскому царю, но тот уклонялся от ответа. По Белоцерковскому договору реестр сильно уменьшили. Земский собор одобрил принятие Украины в Россию.
Замечание 2 Переяславская рада проголосовала за вхождение в состав России.
Но пример первого «оказачивания» вдохновляющее действовал на белорусов, как только приходила надежда на новое освобождение от шляхты. Попытка казачьего «реестра» в Белоруссии Решив официально поддержать Украину против Польши в 1654 году, царское правительство приняло меры, чтобы вольное украинское казачество не принесло в Белоруссию своих понятий. Москва имела свои виды на Белоруссию прежнее Великое княжество Литовское и собиралась заводить там российские порядки, а не передавать эту страну Гетманщине.
Учитывая, однако, большую популярность самой идеи казачества среди белорусского народа, на Москве решили использовать её в своих интересах. Так возникло странное образование — Белорусский казачий полк — который некоторые по недоразумению считают основным и чуть ли не единственным явлением казачества в Белоруссии. В заблуждение вводит его официальный статус. Это был аналог реестровых казаков Речи Посполитой на Украине.
Белорусский казачий полк, подчинявшийся царю, не противопоставлялся шляхте и, более того, возглавлялся шляхтичами. Царское правительство опиралось в Белоруссии, присоединяя её к России, на православную шляхту и не собиралось давать крестьянам казачьих прав. Но, конечно, быстро ввести стихию белорусского казакования в рамки царского реестра было столь же невозможно, как ранее невозможно было полякам остановить бурный стихийный рост Низового войска Запорожского. Белорусский казачий полк принял участие в русско-польских военных действиях в Белоруссии в 1654-1659 гг.
Его роль была незначительна. Гораздо популярнее среди белорусов были самовольные казацкие полки. Таковые появлялись везде, где ступали лошади казаков Хмельницкого.
«Неизвестная война» 1654-1667. Предпосылки войны
Восстание Хмельницкого — широкомасштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского против правительства Речи Посполитой. События восстания Богдана Хмельницкого разворачивались в 1648 – 1657 годах, то есть продлились они целых 9 лет. Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. В октябре 1648 года Богдан Хмельницкий осадил Львов. Богдан Хмельницкий. На начальном этапе войны армия Речи Посполитой несколько раз была разбита Хмельницким, который победил врага не только полководческим талантом, но и умением находить себе союзников.
Основные события освободительной войны под руководством Хмельницкого.
Дошло и до установления лимитов на число постоянных жителей-украинцев. Например, право жить во Львове получили лишь 30 православных семей. Все они размещались на маленькой, тесной Русской улице. Художник Йозеф Брандт. Фото: commons. Настоящим бедствием стал самовольный захват земельных владений.
Показательна тут судьба будущего гетмана Богдана Хмельницкого, который владел небольшим хутором Суботов. Воспользовавшись его отсутствием, польский подстароста напал на его хутор, разграбил его, увез женщину, с которой Хмельницкий жил после смерти первой жены, обвенчался с ней по католическому обряду, избил младшего сына Хмельницкого, что, как предполагают некоторые историки, стоило ему жизни. Все попытки Хмельницкого добиться справедливости в судебном порядке не увенчались успехом. Католическая церковь оказывала давление на православную веру. В начале XVII века большинство православных магнатских родов и значительная часть шляхты приняла католицизм и полонизировалась, фактически объединившись с польско-литовской знатью в один правящий класс.
Запорожские казаки, война 1648—1654 Движущей силой антипольского сопротивления стали запорожские казаки. Часть казаков — так называемые реестровые — находилась на государственной службе и защищала границы Речи Посполитой от набегов крымских татар. Они были официально зачислены в армию, получали жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием. Другую часть казачества составляли беглые холопы, крестьяне, мещане. Они нанимались к зажиточным казакам, занимались ловлей рыбы, охотой, но чаще всего жили военными набегами.
В конце XVI — начале XVII века запорожские казаки неоднократно поднимали восстания против властей Речи Посполитой и шляхты, однако ни одно из них не принесло окончательного успеха. Либо польская армия побеждала повстанцев, либо Варшава шла на ситуативные уступки, но потом только усиливала давление. На этом фоне взоры малороссийского населения всё чаще обращались в сторону единоверной Москвы. Казаки, в частности, просили принять их в подданство в ходе антипольских восстаний 1591—1593, 1637 и 1638 годов. В 1648 году самое масштабное восстание против поляков поднял избранный казацким гетманом Богдан Хмельницкий.
Казаки смогли несколько раз победить польские войска. В частности, казацко-татарское войско одержало победы при Желтых Водах и Корсуни, взяв в плен коронного польского гетмана Николая Потоцкого. Эти успехи вызвали колоссальное воодушевление в малороссийском обществе. Портрет Багдана Хмельницкого.
Битва закончилась 5 мая 1648 г. Стефан Потоцкий умер от полученных ранений, другие знатные поляки попали в плен или погибли.
Тем временем основные силы стояли у Чигирина; поляки ни о чем не переживали — воины отдыхали, пьянствовали и думали, что передовой отряд уже разобрался с Хмельницким. Только через несколько дней Потоцкий-старший понял, что вестей от сына нет не просто так, и, имея 7 тыс. Там он надеялся дождаться отряда И. Вишневецкого 6 тыс. Но войско Хмельницкого приросло, и теперь сила была за ним. Вместе с Тугай-беем он пошёл на Корсунь.
С наскока взять польский лагерь не получилось — пушки нанесли атаковавшим ощутимые потери. Потоцкий мог дать бой на удобной позиции, однако побоялся рискнуть и начал отступление на Богуслав. На лесистой дороге Хмельницкий устроил полякам засаду. Там повстанцы Потоцкого и «накрыли». Несколько сотен казаков тут же перешли на сторону Хмельницкого, а остальных ожидал полный разгром. Хмельницкий взял в плен обоих гетманов — и Н.
Потоцкого, и М. Так 16 мая 1648 г. Битва под Жёлтыми Водами. Pinterest Поражение поляков под Корсунем имело большое психологическое значение. После него восстание разрослось. Казаки пополняли войско Хмельницкого, повсюду повстанцы изгоняли из поместий польских панов; восстали киевляне, которые прогнали шляхту и католических священников.
Богдан Михайлович принял титул гетмана Запорожского войска. Поляки пришли в смятение. Брацлавский воевода Адам Кисель писал в те дни: «Страшное превращение наступило в нашем отечестве! Непобедимое для турецкого императора и стольких монархов, оно побеждено одним изменником-казаком… Теперь уже рабы господствуют над нами… Все украинские провинции, откуда мы черпали всяческую силу отечества, взяли они у нас, как свои, саблею… Так внезапно, так тяжко этот неприятель растоптал польскую славу и драгоценное отечество наше». То письмо Хмельницкого королю Владиславу после битвы не возымело результата, переговоры поляки не начали — через несколько дней Владислав скончался, а на избрание следующего короля требовалось время. Пока оно шло, казаки и отряд Вишневецкого упорно боролись за украинские города и крепости.
Повстанцы постепенно отвоёвывали пространство; Хмельницкий вернул и своё поместье. В сентябре два войска встали друг перед другом под Пилявцами.
Но войско Хмельницкого приросло, и теперь сила была за ним.
Вместе с Тугай-беем он пошёл на Корсунь. С наскока взять польский лагерь не получилось — пушки нанесли атаковавшим ощутимые потери. Потоцкий мог дать бой на удобной позиции, однако побоялся рискнуть и начал отступление на Богуслав.
На лесистой дороге Хмельницкий устроил полякам засаду. Там повстанцы Потоцкого и «накрыли». Несколько сотен казаков тут же перешли на сторону Хмельницкого, а остальных ожидал полный разгром.
Хмельницкий взял в плен обоих гетманов — и Н. Потоцкого, и М. Так 16 мая 1648 г.
Битва под Жёлтыми Водами. Pinterest Поражение поляков под Корсунем имело большое психологическое значение. После него восстание разрослось.
Казаки пополняли войско Хмельницкого, повсюду повстанцы изгоняли из поместий польских панов; восстали киевляне, которые прогнали шляхту и католических священников. Богдан Михайлович принял титул гетмана Запорожского войска. Поляки пришли в смятение.
Брацлавский воевода Адам Кисель писал в те дни: «Страшное превращение наступило в нашем отечестве! Непобедимое для турецкого императора и стольких монархов, оно побеждено одним изменником-казаком… Теперь уже рабы господствуют над нами… Все украинские провинции, откуда мы черпали всяческую силу отечества, взяли они у нас, как свои, саблею… Так внезапно, так тяжко этот неприятель растоптал польскую славу и драгоценное отечество наше». То письмо Хмельницкого королю Владиславу после битвы не возымело результата, переговоры поляки не начали — через несколько дней Владислав скончался, а на избрание следующего короля требовалось время.
Пока оно шло, казаки и отряд Вишневецкого упорно боролись за украинские города и крепости. Повстанцы постепенно отвоёвывали пространство; Хмельницкий вернул и своё поместье. В сентябре два войска встали друг перед другом под Пилявцами.
Как раз в это время запорожский гетман получил подкрепление ещё 3 тыс. После этой победы Хмельницкий пошёл на Львов и Замостье; взяв их, он открыл бы путь на Варшаву. Однако Львов крепко оборонялся три недели, и казакам пришлось отойти; держалось и Замостье.
Пока шла осада, новый король Ян Казимир предложил Хмельницкому переговоры. Не будем вдаваться в перипетии переговорного процесса — плодов они всё равно не принесли, стороны лишь использовали время для нового столкновения. В августе 1649 г.
Данный шаг нельзя назвать иначе как политический промах: все затратные и кровопролитные мероприятия не принесли удачи и четких выгод России; Речь Посполитая получила нужную передышку, смогла преодолеть военно-политический кризис и уже в 1656 году изгнать шведское войско со своих земель. Замечание 6 К моменту окончания русско-шведской войны Польше удалось достичь соглашения с Империей и Бранденбургом, что в значительной мере привело к усилению ее позиций. Помимо этого, 27 июля 1657 года скончался гетман Богдан Хмельницкий, а этот факт вызвал серьезное осложнение политической ситуации на Украине. В многовековой борьбе Руси с Польшей он совершил значительный поворот на сторону Руси и нанес аристократическому строю Полыни такой удар, после которого этот строй не мог уже держаться в нравственной силе.
Хмельницкий в половине XVII столетия обозначил то освобождение русского народа от панства, которое в полной мере произошло в наше время. Этого мало: его старанием Западная и Южная Русь была уже фактически под единою властью с Восточною Русью. Не его вина, что близорукая, невежественная политика боярская не поняла его, свела преждевременно в гроб, испортила плоды его десятилетней деятельности и на многие годы откинула дела, которые совершились бы с гораздо меньшими усилиями, если бы Москва понимала смысл стремлений Хмельницкого и прислушивалась к его советам". Иван Выговский, которого избрали новым гетманом, в 1658 году заключил в городе Гадяч союз с поляками, по условиям которого Украина снова являлась частью польско-литовского государства рисунок 4.
Выговский вынашивал план сыграть на противоречивых отношениях Москвы и Варшавы и учредить Украинское государство под протекцией соседней страны. Выбирая между Россией и Речью Посполитой, новоизбранный гетман остановился на последней. Эго резко усложнило ситуацию на Украине. Далеко не все казачество было с этим согласно: так как это означало отказ от всех завоеваний Богдана Хмельницкого.
Становилось осевидным, что и Россия без борьбы не предаст всех достигнутых ранее соглашений, а прогнать ее нельзя с приобретенных земель не удастся простым росчерком пера. Все это ознаменовало раскол среди верхушки казачества возглавили оппозицию полковник Мартын Пушкарь и кошевой атаман Яков Барабаш , появились свидетельства о восстаниях в разных частях Украины, ожесточились боевые действия на фронтах русско-польской войны под Вильно, Мстиславлем, Старым Быховым , а поступок Выговского российский царь расценил в качестве измены. Самой крупной битвой на данном этапе войны стоит считать сражение под Конотопом 28 июня 1659 года. Пожарского и С.
Львова, где последние потеряли около 5 тысяч человек. Но данный проигрыш мало изменил общую ситуацию на фронте: был проигран один бой, но не вся война. Летом 1659 года Выговский был свергнут, а вместо него на должность гетмана выбрали сына Богдана Хмельницкого — Юрия. Он возобновил политику отца, которая была направлена на союзнические отношения с Россией.
В начале 1660 года ситуация складывалась благоприятно для русских войск, князь Хованский 3 января захватил Брест. Но уже весной 1660 года было заключено польско-шведское мирное соглашение в Оливах, что давало Речи Посполитой возможность сменить дислокацию войск против России, которые стали ненужными на шведской линии фронта. Хованского и С. Осенью ожесточенные сражения развернулись на р.
Русские гарнизоны в городах Великого княжества Литовского сидели в осаде большей частью успешно отражая нападения войск Речи Посполитой. Осенью 1660 года осложнилась позиция русских войск на Украине - их разбило польское войско во главе с Чудновым. А 23 октября 1660 года армия В. Шереметьева и вовсе сдалась польско-татарской армии военачальник русского войска до самой старости пробыл в татарском плену.
По мнению историков, Чудновское поражение стало наитяжелейшей военной катастрофой России в русско-польской войне 1654-1667 годов. Еще 17 октября 1660 году Юрий Хмельницкий повторил поступок опального гетмана Выговского и подписал аналогичный Гадячскому Слободищенский трактат, в котором фактически Запорожская Сечь и казачество были вынуждены подчиняться польской короне без предоставления Украине широкой автономии. Более того, казаки были вынуждены оказать поддержку Речи Посполитой и выступить в военных действиях против России, что было расценено царем Алексей Михайлович в качестве измены и нарушения присяги, даваемой ранее. Замечание 8 Положение исправил комендант Киева Юрий Барятинский, который отказался исполнять приказ русского воеводы Василия Шереметева о сдаче Киева.
Ему также приписывают авторство знаменитой фразы: "Я подчиняюсь указам царского величества, а не Шереметева; много в Москве Шереметевых! Неудачным стало для России и развитие войны в конце 1661 года: она утратила большое количество своих приобретений первого этапа кампании. В октябре русские войска терпят поражение в битве на Кулишковых горах, а спустя месяц пал гарнизон русских в Вильнюсе, который держал осаду более полутора лет. К моменту взятия Вильно гарнизон составлял лишь 78 человек, которые остались в живых, а уже к зиме 1662 года поляки вернули себе занятые ранее Могилев и Борисов.
В июне 1662 года русским войскам удалось нанести контрудар и разорить окрестности Чигирина — верховной ставки украинских гетманов. В ноябре 1663 года польская армия короля Яна Казимира и предводителя казаков П. Тетери вторглась на Украину, рассчитывая на бескровную передачу власти и лояльное отношение со стороны крепостных гарнизонов. Замечание 9 Однако, такой сценарий не произошел, скорее наоборот, завязались тяжелые бои в частности, осада Глухова.
Поход Яна Казимира не увенчался успехом, в марте 1664 года ему пришлось отступить, его арьергард был разгромлен русскими под Мглином. Обширная военная кампания разделилась на большое количество локальных театров военных действий по территории всей Украины и Беларуси, в которых к 1664 году Россия и Речь Посполитая полностью вымотали друг друга. И 1664,и 1665 годы были заполнены, по высказыванию историографа А. Малова, "небольшими взаимными набегами".
Было очевидно, что война подходит к своему логическому завершению. Андрусовское перемирие Переговоры о заключении мира были начаты в апреле 1666 года в деревне Андрусове. Во главе русской делегации стоял опытный дипломат А. Таким образом, 30 января 1667 года было заключено Андрусовское перемирие сроком на 13 с половиной лет.
Польша признавала право за Россией на Левобережную Украину, а Киев планировалось передать России лишь на два года, однако, он так и не был возвращен Речи Посполитой рисунок 5. Историческая оценка событий Процесс перехода украинских земель "под высокую руку царя московского" получил в истории неоднозначную оценку. К данному событию в российской и советской историографии длительное время был применим термин "воссоединение Украины и России". В его применении есть определенная логика: и Украина, и Россия - наследники Киевской Руси, обладают общими историческими корнями, а потому есть все основания трактовать сей процесс не как присоединение Украины к России, а как воссоединение Украины с Россией.
Пример 3 В советской и российской исторической науке всегда говорилось о братской дружбе русского и украинского народов, добровольном характере объединения России и Украины в 1654 года, помощи русских украинцам в их национально-освободительной борьбе против коварных поляков.