Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной — советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца. Пытаюсь опровергнуть формулу, которая звучала у нас на съемках «Березки»: что профессионал не может состояться без пережитых любовных драм. Государственный академический хореографический ансамбль, который на протяжении многих лет. Главная Новости КультураОткуда выросла «Березка».
«53 новости» побывали на репетиции легендарного ансамбля «Берёзка»
Вальс «Берёзка» — один из первых танцев особенного фирменного стиля Надежды Надеждиной, основательницы ансамбля. Телеведущая опубликовала в Instagram новое фото, решив поделиться с поклонниками своими впечатлениями после выступления ансамбля “Березка”. Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной — советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца.
«Берёзка»: почему секрет знаменитого танца до сих пор не разгадан?
«53 новости» побывали на репетиции легендарного ансамбля «Берёзка» - 53 Новости | «Березка» выступала в самых экстремальных условиях, например в Греции при жаре в 40 градусов в валенках и тулупах, а в 1973 году пережила госпереворот в Чили. |
"Березка" - сокровище русского танца! | В Уфу в рамках фестиваля «Танец – душа народа» приехал Государственный академический хореографический ансамбль имени Надежды Надеждиной «Берёзка». |
Что стало с ансамблем "Березка"? | «Березка» порадует не только кыштымскую публику знаменитыми хороводами-картинами и дивным «плывущим» шагом, ведь основная цель поездки – фестиваль «Синегорье». |
Плывет по сцене «Березка»
Она — из Ярославля, окончила училище культуры, поэтому и волнение необычное. К тому же — сольная партия. Лариса Александрова, солистка государственного академического хореографического ансамбля "Берёзка" им. Надеждиной: - Я с нетерпением ждала гастролей в Ярославль. Сегодня придут мои друзья, родственники, педагоги. Вальс «Берёзка» — один из первых танцев особенного фирменного стиля Надежды Надеждиной, основательницы ансамбля. Попасть в коллектив не просто, кроме пластики, артистки показывают и вокал. Танцуют и учатся в вузах, 70 процентов имеют высшее образование. У двух исполнительниц в Ярославле начались первые гастроли.
Глядя как танцовщицы со степенной грацией перемещаются в хороводе, у зрителей создается впечатление, будто артистки стоят на месте, а вращается сцена под ними. Длинные в пол сарафаны, закрывающие ноги девушек и не колышущиеся при ходьбе, хранят тайну этого редкостного движения, разгадать которое тщетно пытаются хореографы со всего света. Ходят слухи, что при поступлении в ансамбль девушки дают клятву о неразглашении тайны плывущего шага, но его нынешний руководитель Мира Кольцова, опровергает эту информацию. Причину молчания артистов коллектива она видит в их высоком профессионализме, преданности «Берёзке» и желании сохранить его самобытность. Никогда не исполняемый на открытых репетициях скользящий шаг, по мнению, некоторых хореографов, получается в результате того, что солистки через каждое движение делают особое па, незаметно подталкивая подол сарафанов и создавая эффект плавного покачивания.
Однако их теоретические догадки, до сих пор остаются без практического доказательства, а солистки «Берёзки», за всю историю этого танца, прошли своим загадочным шагом более 47 тысяч километров, что превышает длину экватора Земли. Судьбоносная литография Наряду с таинственным шагом визитной карточкой танца «Берёзка», с которого начинается каждое выступление ансамбля, стал удивительно простой, но гениально точно отражающий русскую природу и культуру костюм.
Надежда Надеждина Из колхоза — на сцену А в 1948 году состоялось первое выступление «Берёзки».
Надеждина привезла в Москву из глубинки — города Калинина Тверь — 16 девушек-колхозниц. Они участвовали в самодеятельном танцевальном коллективе и хотели показать своё искусство на сцене театра «Эрмитаж». Но и юные дебютантки на ударили в грязь лицом: их выступление привело зрителей в восторг.
Уникальный «плывущий шаг» И не только простых зрителей. Грацию и плавность движений девушек по достоинству оценили в Министерстве культуры. Надеждиной дали поручение: разработать программу для выступлений за границей, — чтобы представлять страну на международном уровне.
Артистка подошла к делу максимально ответственно: продумала образ русских красавиц на сцене вплоть до мелочей, начиная от деталей народных костюмов и заканчивая финальным поклоном. Особое внимание Надеждина уделяла плавности движений своих «берёзок».
Пиком этого выступления стал совместный номер русского и осетинского ансамблей — танец симд. Это очень торжественный танец, в котором танцуют 15 и более пар. Мы совместили осетинских парней и русских девушек. Концерт имел большой успех.
Я активно принимала участие в его подготовке. После Москвы мы выступили с этой программой во Владикавказе, только здесь с ансамблем «Горец». В результате я удостоилась чести звания народной артистки Северной Осетии. Каков его состав и почему важно, чтобы оркестр был всегда с вами? В составе оркестра 14 человек. По составу — это домры, балалайки, баяны и перкуссия.
В танце колоссальное значение имеет музыка. Мы должны танцевать музыку, составлять с ней единое целое. Потому что только в этом случае зритель получит незабываемое выступление. Наш оркестр прекрасно это понимает и дышит в одном ритме с ансамблем, они блистательно отображают настроение каждого танца. Вообще очень важно, чтобы на сцене все было гармонично — движения, музыка, костюмы. Без этой гармонии невозможно донести до зрителя идею, нельзя рассказать историю.
Сегодня многие концерты составляются режиссерски непродуманно. У нас этого нет. Есть ли сегодня такое понятие как «эстрада»? Это глобальный вопрос. Мне кажется, раньше на эстраде концерт имел сюжетную линию. Обязательно был конферансье, а не просто ведущий, объявляющий номера.
Конферансье имел собственный эстрадный номер разговорного жанра, он подготавливал зрителей к номерам. Сегодня, повторюсь, многие концерты составляются режиссерски непродуманно. Начаться концерт может с жонглера, а в середине будет хор или симфонический оркестр. Необходимо учитывать множество факторов — от малых форм вести к большим, начало концерта должно быть нейтральным, надо учитывать даже цветовую гамму и так далее. Чтобы сразу за ансамблем песни и пляски не выступала современная полуодетая певица и наоборот. Иначе получится не эстрада, а плохой сборный концерт.
Но это проблема, в основном, региональных площадок, где пока слабо развита культура подобных мероприятий.
Ансамбль «Березка» отметит 75-летие в Петербурге с размахом
Танец «Березка» в исполнении танцевального коллектива ДК им. Ленина. Это первый большой концерт "Березки" на сцене Большого театра. Ансамбль «Берёзка» принял участие в марафоне Российского общества «Знание». Елена Гришкова, заслуженная артистка РФ, доцент кафедры народного танца МГИК, педагог-репетитор "Берёзки" с удовольствием поделилась с "МК" историей и секретами успеха. Даже если вы не любитель народных танцев, вам наверняка знаком "фирменный" шаг "Березки": когда зрителю кажется, что девушки стоят неподвижно, а сцена под ними плывет. В своих выступлениях «Березка» сумела сохранить оригинальные черты народного танца и вывести это направление на совершенно новый уровень развития.
Плывущая походка, которая заворожила мир
Концерт начался с выступления «гаскаровцев». Вниманию зрителей сначала представили танец «Гульназира» и «Семь девушек». Оба номера входят в золотой фонд творческого коллектива.
И сейчас наш композитор Филипп Кольцов написал прекрасную музыку к композиции «Реченька» и написал слова, текст песни. Надеемся, что новгородские зрители оценят», — сказала она. На вопрос новгородских журналистов о том, сложно ли держать такую высокую планку, Валентина Николаева ответила: «Для нас это огромная ответственность, трепет. Мы каждый день живем этой работой. Конечно, это высочайшая планка, созданная основательницей коллектива Надеждой Надеждиной.
Мира Михайловна пронесла это через все года, она более сорока лет является художественным руководителем.
Хрупкая, стильная, подтянутая, чувствуется, что жесткая, но прекрасная и уважаемая женщина. Впечатления от выступления Ансамбль танца Березка. Классикой жанра являются "плывущие" по сцене девушки. Не знаю, как у других, а у меня это устойчивая ассоциация. Поэтому на вопрос "ну как концерт? Как 50 лет назад плыли лебедушками, так и сейчас "плавают". Процитирую Миру Михайловну:...
По-моему, это здорово - вот такое многолетнее следование традициям творческого коллектива. Мне нравится, что не заставляют артистов экспериментировать с жанрами и со стилями. Мне нравится это многолетнее постоянство. Никаких неожиданностей! Когда, идя на концерт, получаешь именно то, что ожидал, качественное и в красивой упаковке. И самое главное - эта классика не надоедает, потому что она - внутри, "впитана с молоком матери".
За свою более чем полувековую историю «Берёзка» давала концерты более чем в 80 странах мира. Визитной карточкой ансамбля является знаменитая «плывущая» походка, её уникальная техника держится в секрете. Выступлением «Берёзки» в Любляне открывается богатая российская культурная программа в Словении. По случаю торжеств в честь 100-летия Русской часовни у перевала Вршич , в которых примут участие Президент России Владимир Путин и Президент Словении Борут Пахор, состоятся выступления российских коллективов.
Что происходит
- С поля — на сцену
- «Праздник русской берёзки»
- Легендарный ансамбль «Берёзка» вновь покорил тюменцев
- Вечнозеленые деревья и кустарники: в продаже топовые сорта
Легендарный ансамбль "Березка" начал юбилейные гастроли на Дальнем Востоке
Аутентичный традиционный костюм играет одну из важнейших ролей в создании хореографического образа ансамбля «Березка». Красный сарафан, зеленая веточка березки, взмах бирюзового платочка — и вот уже зритель полностью захвачен и погружен в чарующую силу национальных традиций. Неотъемлемой частью любого выступления ансамбля «Березка» является оркестр русских народных инструментов. Ведь только живое музыкальное сопровождение позволяет задеть самые потаенные струны души, и зритель получает всю палитру красочных впечатлений от танцевально-музыкального спектакля. Выступлениям «Березки» аплодировали десятки миллионов зрителей не только в России, но и в других уголках планеты.
Человек высочайшей культуры и эрудиции она хорошо знала, какие богатства таятся в творчестве русского народа, и видела это глазами поэта. Сочиненный ею девичий хоровод на тему русской народной песни «Во поле березонька стояла» вот уже 75 лет завораживает зрителей своим диковинным, «плывущим» шагом, создающим впечатление, что девушки стоят на месте, а сцена под ними вращается. Яркие, завораживающие узоры и рисунок танца, красивые костюмы, интересные образы и потрясающая хореография!
Хоровод как высокое искусство. Простой девичий круг как вершина хореографического мастерства. Ансамбль «Березка» впервые «проплыл» по сцене под музыку «Во поле березонька стояла» в 1948 году. С тех пор поэзия старинного русского хоровода и образ русской девушки — отличительная особенность коллектива. Успех с первого шага. Чтобы встретиться со своим зрителем, «Березке» понадобилось выйти на сцену лишь раз. А впервые 16 молодых колхозниц Калининской области свой знаменитый хоровод исполнили на сельском фестивале талантов.
В этом рисунке она и нашла идею народного танца, блестяще воплотив ее на сцене — девушки не просто ведут хоровод, они буквально плывут, как лебедушки. Секрет этого плывущего шага многие пытались потом разгадать, в Америке зрители думали, что на ногах у танцоров ролики. И вот с этим номером танцоры из Калинина выступили в Москве. Это был 1948 год. Так 70 лет назад родился ансамбль, покоривший своим творчеством весь мир. Надеждиной Надежда Бруштейн стала, еще будучи балериной Большого театра, — руководство балетной труппы посоветовало ей сменить еврейскую фамилию на благозвучный артистический псевдоним. Этот псевдоним стал ее фамилией на все оставшиеся годы жизни. Худенькая, стройная красавица Наденька с возрастом располнела, но продолжала так же грациозно танцевать. Как и в сериале, были у «Березки» и ее создателя недоброжелатели. Один из таких «друзей» заявил, что ансамбль нельзя считать русским, если им руководит еврейка. А это был конец сороковых годов и начало антисемитской кампании, развязанной на государственном уровне. Надеждину ни тогда, ни потом не тронули, но посоветовали лишний раз не упоминать о своих еврейских корнях. В 1959 году ансамбль «Березка» удостоился Золотой медали Мира. Когда установились дипломатические отношения с Израилем, в состав культурной делегации включили в первую очередь этот танцевальный коллектив. Всего же «Березка» побывала почти в ста странах мира. Надежда Надеждина не была обделена наградами — ей было присвоено звание Народной артистки СССР, она стала лауреатом Сталинской премии, а за год до кончины, в 1978 году, руководительница «Березки» удостоилась звания Героя Социалистического Труда — ей тогда исполнилось 70 лет. Интересный факт: самые лучшие танцы ансамбля, которые считали народными, были созданы самой Надеждой Надеждиной — «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Сибирская сюита»… По сути, она сотворила новый уникальный жанр — танцевальную новеллу, в которой раскрывалось все богатство русской души, русского характера. В газетах тех лет писали: достаточно увидеть один концерт «Березки», чтобы понять душу России. После кончины Надеждиной «Березке» было присвоено ее имя. В годы перестройки «Березка» выступила в Израиле на национальном празднике с танцем «Калинка», в финале которого зазвучала еврейская мелодия «Хава Нагила» — какой же восторг вызвало это у зрителей! И теперь, бывая на гастролях в этой стране, ансамбль старается добавить к русскому колориту еврейский. Вот что сказала она по поводу этой роли в телевизионном интервью: «У меня не было задачи быть похожей на Надеждину внешне, я старалась воплотить внутренний мир этой личности.
Чем ансамбль «Березка» покорил весь мир?
Танцоры разных возрастных групп ярко и динамично показали лучшие учебные фрагменты в классическом и народном танце. В концерт вошли также лучшие танцевальные номера «Березок» и их новые композиции. Гости мероприятия получили возможность увидеть, чемуможно научиться, занимаясь в хореографическом ансамбле «Березки».
В годы холодной войны 1946—1989 иностранная пресса писала, что человечное и одухотворённое искусство «Берёзки» «пробуждает добрые чувства и веру в братство между людьми», и называла выступления ансамбля «огненной сенсацией» [4]. После кончины Н. Надеждиной в 1979 году художественным руководителем и главным балетмейстером коллектива стала ведущая солистка «Берёзки» и первый помощник Н. Надеждиной Мира Михайловна Кольцова , в будущем получившая почётные звания « Народный артист СССР » 1989 и « Народный артист Украины » 2004 , профессор , которая бережно сохраняет творческое наследие основательницы ансамбля, успешно развивает и приумножает его. Ею созданы хороводы «Кружевницы», «Осенний хоровод», «Радуга», «Реченька», «Колокольцы», хореографическая сюита «Защитникам Отечества посвящается», хореографическая картина «Петрушка», кадриль «Хохломская скамейка», танцевально-игровое действо «Московский двор» и другие постановки, являющиеся продолжением, творческим переосмыслением и развитием «надеждинского стиля».
В настоящее время ансамбль «Берёзка» продолжает активную гастрольную деятельность и по-прежнему пользуется широкой популярностью в современной России и в мире. Здания[ править править код ] Русский народный ансамбль "Березка" и костюмы В советское время, до 1990 года, репетиционный зал ансамбля «Берёзка» находился в здании Церкви Преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря , расположенного на улице Петровке в Москве.
Тверские истоки ансамбля «Березка» 15 мая 2023 года исполняется 75 лет хореографическому Ансамблю «Березка». Его истоки исходят из города Калинина теперь Твери. Как это было? В 1943 году был создан Ансамбль песни и пляски при Калининской филармонии, в составе которого было всего 15 человек, среди них колхозники, ткачихи, шоферы, моряки. За первый год своего существования ансамбль дал 80 шефских концертов в воинских частях и около 100 концертов в городах и селах Калининской области. Летом 1944 года Ансамбль песни пляски при Калининской филармонии участвовал во Всероссийском смотре ансамблей и добился выхода в третий тур, получив право выступления в Москве. К этому времени в ансамбле выступали 60 артистов — певцы и танцоры. Большую помощь в подготовке к выступлению в Москве ансамблю оказала землячка — балетмейстер хора им.
Пятницкого Татьяна Алексеевна Устинова. Смотр состоялся в первой половине сентября 1944 года в Москве, в концертном зале им. Член жюри, руководитель и дирижер Государственного хора СССР Александр Васильевич Свешников восторгался выступлением калининских артистов: «Ведь надо же суметь за столь короткий срок создать такой коллектив! Хорош ансамбль, хорош! И хор выступает на высоком уровне, и танцевальная группа. Я с большим удовольствием смотрел танцы «Ах, вы сени мои, сени», «У долинушки калинушка цвела», «Вышли девушки весною на лужок», «Березку» и «Тверскую кадриль». Ансамблю было присвоено звание «Ансамбля высшей категории». Щербакову, что «Всероссийский смотр хоровых коллективов и солистов исполнителей русской народной песни… показал значительный рост советской хоровой культуры. В смотре приняли участие свыше сорока профессиональных хоров, из которых многие созданы за последние годы, в числе их: Воронежский народный хор, Республиканская хоровая капелла, Свердловская хоровая капелла, Челябинский народный хор, Калининский хор русской песни, Московский Областной народный хор». На базе танцевальной группы Ансамбля песни и пляски Калининской филармонии и был в дальнейшем создан ансамбль «Березка».
Основателем и художественным руководителем ныне легендарного хореографического ансамбля «Березка» стала Надежда Сергеевна Надеждина Бруштейн. Надежда Сергеевна Бруштейн стала Надеждиной, будучи балериной Большого театра, — руководство балетной труппы посоветовало ей сменить еврейскую фамилию на благозвучный артистический псевдоним. Этот псевдоним стал ее фамилией на все оставшиеся годы жизни. Она протанцевала в Большом почти десять лет. И в «Лебедином озере», и в «Раймонде», и в «Дон Кихоте». С началом войны руководила ансамблем Сибирского ВО и Карельского фронта в качестве балетмейстера. Ставила танцы и разъезжала с фронтовыми бригадами в части Советской Армии. Особенно пользовалась успехом ее композиция под названием «Фрицы». В 1943 году получила работу балетмейстера на Московской эстраде. Энергично взявшись за дело, поменяла репертуар и обновила коллектив.
После окончания Великой Отечественной войны художественному руководителю балетного отделения «Мосэстрады» Надежде Надеждиной предложили поставить несколько танцев на фольклорном материале, в том числе песню-хоровод «Березка». Надеждина приехала в Калинин, чтобы поставить эти танцы с артистами Ансамбля песни и пляски Калининской филармонии. Так Надежда Сергеевна Надеждина Бруштейн , будучи художественным руководителем балетного отделения «Мосэстрады», становится художественным руководителем Ансамбля Калининской филармонии, собирает и изучает фольклор северных областей России. Она была первым хореографом-постановщиком Ансамбля песни и танца при Калининской филармонии после Великой Отечественной войны.
Коллектив, признанный национальным достоянием России больше 70 лет своим творчеством рассказывает миру, что такое красота по-русски. Вместе с первыми движениями артистов зал наполнился теплотой, кажется в атмосфере растворилась широта доброй русской души. На сцене Тюменской филармонии чудесный девичий хоровод «Берёзка» неслышным, неким диковинным, «плывущим» ходом поразили публику, так открылся концерт известного коллектива. Необычность хороводу придаёт совершенно своеобразная манера держаться, особая женственность линий, лёгкость и плавность движения в танце. Передвижение артистов на сцене похоже на волшебство. Уже после первого номера гости концерта не скупились на аплодисменты и крики «браво!
В Уфе выступил хореографический ансамбль «Берёзка»
дело всей жизни. Танец за танцем совершенно незаметно пролетели почти три часа. Настало золотое время ансамбля «Березка», танцевального коллектива под руководством балерины и хореографа Надежды Надеждиной, который сразу же был признан национальным. В народе нет таких фигур и коленцев, как в танцах «Березка», «Цепочка», «Веретенце», показанных в недавнем концерте, но как это ложится на душу публике. это зримая песня, которая заставляет плакать и восторгаться, замедляет дыхание публики. Танец, исполненный под неспешный мотив популярной русской народной хороводной песни «Во поле березка стояла», имел немалый успех.
Плывет по сцене «Березка»
Танец Березка | Государственный академический хореографический ансамбль, который на протяжении многих лет. |
«53 новости» побывали на репетиции легендарного ансамбля «Берёзка» | Ведь в танцах «Березки» воплотилась сама русская душа. |