В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. Как мог, помогал финансами и тыл: налоги были значительно увеличены, через военные займы и денежно-вещевые лотереи проводилась финансовая мобилизация средств граждан. Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу. Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу. Советский тыл во время войны".
Тыл – это половина победы, и даже больше
Хотя относилась она, в первую очередь, к действиям в прифронтовой полосе, но определяла задачи и для всего населения. Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение», - говорилось в документе. И советский народ проявил небывалый энтузиазм и патриотизм. Люди работали по 12-20 часов в сутки, иногда неделями не выходили с заводов. Страна превратилась в один боевой и трудовой лагерь, подчиненный единственной цели — победе.
Впоследствии, чтобы отметить этот самоотверженный труд, было учреждено почетное звание «Труженик тыла». Вокруг этого призыва объединились люди самых различных взглядов и привычек, военные и сугубо штатские, мужчины и женщины, без различия возраста и происхождения.
Книга Г. Олехновича «Трудящиеся Белоруссии — фронту» посвящена производственной деятельности предприятий одной из республик СССР, эвакуированных в Вологду, Киров, Саратов и другие тыловые регионы. Здесь описан трудовой подвиг простых тружеников с указанием фамилий и достижений. Книга будет интересна краеведам и историкам.
Юркина , «Кострома — фронту» под редакцией С. Шепелева — лишь малая часть свидетельств ратного труда во имя победы. Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству. В армию были призваны механизаторы, агрономы и другие квалифицированные специалисты. Большое количество посевных площадей и поголовье скота оказались на оккупированных фашистами территориях. Для нужд фронта изымались тракторы, автомобили, лошади.
В тяжелейших условиях деревенские труженики, перевыполняя дневные нормы, производили сельскохозяйственную продукцию порой при помощи простых лопат и подручных инструментов. Движение «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт» приобрело массовый характер не только на предприятиях, но и в сельском хозяйстве. В книге Ю. Арутюняна «Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны» показано влияние военного времени на судьбы крестьянства, его борьба за обеспечение страны продовольствием, героическое сопротивление захватчикам на оккупированной гитлеровскими войсками территории. Представлена статистика о динамике колхозного населения, о развитии земледелия и животноводства, о распределении колхозной продукции. Издание основано на систематизированном документальном материале.
Книга спецкора газеты «Красная Звезда» А. Кочеткова «Трудный хлеб» — это рассказ о колхозниках заволжского села Дмитриевка, о том, как они в годы войны выращивали урожай на своей земле, как выстояли в трудный час в битве за хлеб, как выполняли план военных лет, как сдали сверх плана в фонд Красной Армии 400 тысяч пудов зерна, тысячи пудов мяса и овощей, приобрели для фронта на личные сбережения 16 танков и 2 самолета. Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от маневренности армии, от своевременного снабжения вооружением и продовольствием ударных сил, от связи фронта и тыла, которая была возможна только при хорошо отлаженной транспортной системе. Перед советской транспортной системой в годы войны стояли три главные задачи — перевозки и развертывание воинских подразделений, эвакуация и перебазирование производственных предприятий и рабочих из западных районов страны в восточные, перевозки по обеспечению нужд военной экономики. Срыв любой из названных категорий перевозок безусловно мог повлечь за собой тяжелые последствия в войне.
В этой области были приняты чрезвычайные меры, в целом оправданные обстановкой войны. На фронт были мобилизованы многие миллионы советских людей. Обязательное всеобщее обучение военному делу охватило 10 млн. Была расширена сеть фабрично-заводских училищ ФЗУ , через которые прошло около 2 млн. Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. С осени 1941 г. С 1942 г. Часть сельхозпродуктов горожане получали в форме натуроплаты за труд в выходные дни в пригородных колхозах. Для крестьян были расширены возможности продажи продуктов своего приусадебного хозяйства на колхозных рынках. Вместе с оправданными жесткими социальными мерами были предприняты действия, порожденные культом личности И. Продолжались незаконные аресты граждан. Советских солдат и офицеров, попавших в плен, объявили предателями Родины. Были депортированы целые народы - немцы Поволжья, чеченцы, ингуши, крымские татары, калмыки. В идеологической области продолжалась линия на укрепление патриотизма и межнационального единства народов СССР. Значительно усилилось начатое еще в предвоенный период прославление героического прошлого русского и других народов. Были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями «Родина» и «Отечество». В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма в мае 1943г. В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма независимо от характера их общественно-политических систем. В годы войны состоялось примирение и сближение советской власти с Русской православной церковью, которая 22 июня 1941 г. Сталина Поместный собор избрал митрополита Сергия Патриархом всея Руси. Литература и искусство. Был смягчен административно-идеологический контроль в области литературы и искусства.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов
На производство танков, например, были переведены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные предприятия, в том числе эвакуированные из прифронтовой зоны. Так, при слияния трех предприятий — базового Челябинского тракторного, ленинградского Кировского и Харьковского дизельного был создан крупнейший танкостроительный завод — «Танкоград» в Челябинске. Уже в июне 1941 г. Из всех отраслей индустрии самый тяжелый урон понесла в начале войны металлургия. Выплавка стали и чугуна, выпуск проката черных металлов сократились более чем в три раза. Была резко ослаблена сырьевая база отрасли: около 70 процентов добычи железной руды приходилось на долю оккупированных врагом юго-западных районов страны. В апреле 1942 г. Столь же сложная ситуация сложилась в угольной отрасли. В декабре 1941 г. Основными производителями угля в стране должны были стать Урал, Кузбасс, Караганда. Возрастало значение месторождений Дальнего Востока и Печорского угольного бассейна.
В целом по угольной отрасли спад производства был остановлен в марте 1942 г. Немаловажную роль сыграли восстановительные работы в начале 1942 г. Чрезвычайные условия начального этапа войны не могли не сказаться на объемах военной продукции. Заметно возросшие в первые недели войны, они затем стали снижаться, и лишь в декабре 1941 г. В 1942 г. Со второй половины 1942 г. К концу 1942 г. Основная часть вооружения была изготовлена на предприятиях Востока страны, превращенного в главный арсенал СССР. Удельный вес оборонных заводов, расположенных в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане и Средней Азии, повысился с 18,5 процентов в июне 1941 г. Перестройка промышленности СССР на военный лад была осуществлена в короткие сроки — к середине 1942 г.
К этому времени в полную силу работала на нужды обороны большая часть эвакуированных предприятий. Давали продукцию 850 вновь построенных заводов, шахт, электростанций, доменных печей. Были в основном налажены хозяйственные связи между отдельными отраслями и внутри них, нарушенные в результате оккупации западных районов страны.
В среднем за день боя в Берлине расходовалось свыше 300 вагонов различных боеприпасов и других материальных средств, однако органы тыла своевременно снабжали войска, обеспечив Великую Победу советского народа.
Во-первых, как гласит азбучная истина военной науки, победа в любой войне, а тем более такой затяжной и кровопролитной, какой явилась Великая Отечественная война, протяженностью 1418 дней и ночей, зависит не только от военного искусства полководцев, но и от уровня организации материально-технического обеспечения войск, то есть от крепкого тыла. Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны доказал, что бесперебойность снабжения войск является одним из главнейших условий победы в любой войне. В-третьих, было показано, что, с учетом континентального характера театров военных действий, важное значение имело эффективное руководство органами управления тылом в организации подвоза вооружения, военной техники и других материальных средств. Сталин сказал заместителю наркома обороны СССР — начальнику Тыла Вооруженных Сил в момент назначения его на должность Народного комиссара путей сообщения: «Я отдаю себе отчет, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника Тыла.
Но снабжение фронта — это прежде всего подвоз! Всего за годы Великой Отечественной войны Тыл Вооруженных Сил принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 65 млн т горючего, боеприпасов, продовольствия и фуража. Общий пробег только автомобильного транспорта составил свыше 2,5 млрд км, что эквивалентно свыше 60 тыс. В-четвертых, первый и второй периоды Великой Отечественной войны показали, что в самых тяжелых условиях ведения боевых действий, прежде всего в обороне, из всей номенклатуры материальных средств войска выше всего ставили продовольствие, боеприпасы и горючее.
В начале 1942 года 33-я армия под командованием авторитетного командующего Н. Ефремова не смогла выполнить поставленные задачи, поскольку войска не были обеспечены продовольствием и боеприпасами. А в октябре-ноябре 1942 года командующий 62-й армией, оборонявшей Сталинград, генерал В. Чуйков телеграфировал заместителю начальника Тыла Вооруженных Сил генералу В.
Виноградову: «Не шлите мне фуфайки и телогрейки, мы и без них в окопах обойдемся. Шлите, в первую очередь, боеприпасы». В-пятых, Тыл решал не только задачи по обеспечению действующей армии всем необходимым для успешного ведения боя, но и народно-хозяйственные задачи, которые выполнялись неразрывно как в интересах всей страны, так и ее Вооруженных Сил. Это Тыл Вооруженных Сил построил нефтепровод по дну Ладоги и обеспечил продовольствием население в числе прочих мероприятий, позволивших жителям блокадного города выстоять в нечеловеческих условиях существования.
Тогда норма обеспечения хлебом была снижена до минимума, необходимого для поддержания жизни человека. Она составляла: для рабочих и инженерно-технических работников — 250 г в сутки, для служащих, иждивенцев и детей — по 125 г. Всего за годы войны было построено свыше 120 тыс. В-шестых, Тыл Вооруженных Сил принимал активное участие в оказании помощи населению освобожденных стран Восточной Европы продовольствием и другими необходимыми материальными средствами.
По решению советского правительства, народам Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Германии, освобожденных от фашизма, из запасов Красной Армии было выделено свыше 900 тыс. Красноармейцы раздают еду жителям Берлина И, наконец, важную роль в организации деятельности Тыла в течение всей войны играл тот факт, что во главе вновь созданного централизованного и маневренного Тыла Вооруженных Сил бессменно, как и Верховный Главнокомандующий, находился талантливый организатор, военачальник со стратегическим мышлением — генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв. Характеризуя отношение И. Сталина к отдельным военачальникам, Г.
Жуков отмечал: «Нельзя не сказать здесь доброе слово о А. Хрулёве, с мнением которого Верховный очень считался и часто с ним советовался по широким вопросам снабжения войск». Следует добавить, что его уважал лично Маршал Г. Жуков и другие видные военачальники.
В послевоенный период многое для развития и дальнейшего совершенствования тыловых органов и служб сделали: выдающийся полководец Маршал Советского Союза И. Баграмян и Маршал Советского Союза С. С учетом складывающейся геополитической обстановки и с переходом страны на рыночные условия перестраивался и Тыл Вооруженных Сил, которым с 1997 по 2008 год руководил начальник Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии В. Теория материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь органичной преемницей теории системы тылового обеспечения советских Вооруженных Сил, представляет собой составную часть военной науки и опирается на результаты исследований в области строительства обеспечивающих систем, организации всестороннего обеспечения войск и сил флота, управления, обучения и воспитания воинов.
В свою очередь, выводы и рекомендации теории материально-технического обеспечения Вооруженных Сил влияют на соответствующие области военной науки, способствуя их дальнейшему развитию. В настоящее время система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил сформировалась как единый комплексный механизм, способный выполнять поставленные задачи. Эффективность материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в значительной степени зависит от уровня развития форм и способов применения сил и средств МТО, их технической оснащенности и способности адекватно реагировать на вызовы и угрозы современности. Как говорят обыватели, «генералы готовятся к прошедшей войне».
Мы, безусловно, учитываем опыт предыдущих войн, но исходим при этом из современных реалий. Анализ вооруженных конфликтов последних двух десятилетий с участием вооруженных сил ведущих государств показал, что основные усилия на начальном этапе их эскалации направлены как на уничтожение живой силы, вооружения и техники, так и на разрушение объектов их экономической, военной инфраструктуры, и главным образом коммуникаций. Поэтому заблаговременное, тщательное и всесторонне продуманное планирование основных мероприятий, нацеленное на упреждающее развертывание системы материально-технического обеспечения войск сил и обеспечение их всем необходимым, является сегодня одним из ключевых факторов успеха в современных военных конфликтах. Первое — обеспечение постоянной боевой готовности Вооруженных Сил, которое реализуется выполнением задач: - ввода в эксплуатацию современных образцов вооружения и военной техники; - ремонта и технического обслуживания вооружения и военной техники; - разработки перспективных образцов вооружения и военной техники и принятия их на вооружение.
Второе — оперативная и боевая подготовка соединений частей, организаций МТО, включающая в себя: - проведение учений по материально-техническому обеспечению войск сил ; - проведение конкурсов по специальностям МТО.
Вследствие небольшой глубины Берлинской операции, плотности ведения огня и больших потерь личного состава фронтовые тыловые части практически не перемещались. Во время штурма Берлина в непосредственной близости развернулись резервные армейские госпитали, для розыска и эвакуации раненых создавались специальные команды. В среднем за день боя в Берлине расходовалось свыше 300 вагонов различных боеприпасов и других материальных средств, однако органы тыла своевременно снабжали войска, обеспечив Великую Победу советского народа. Во-первых, как гласит азбучная истина военной науки, победа в любой войне, а тем более такой затяжной и кровопролитной, какой явилась Великая Отечественная война, протяженностью 1418 дней и ночей, зависит не только от военного искусства полководцев, но и от уровня организации материально-технического обеспечения войск, то есть от крепкого тыла. Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны доказал, что бесперебойность снабжения войск является одним из главнейших условий победы в любой войне. В-третьих, было показано, что, с учетом континентального характера театров военных действий, важное значение имело эффективное руководство органами управления тылом в организации подвоза вооружения, военной техники и других материальных средств. Сталин сказал заместителю наркома обороны СССР — начальнику Тыла Вооруженных Сил в момент назначения его на должность Народного комиссара путей сообщения: «Я отдаю себе отчет, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника Тыла.
Но снабжение фронта — это прежде всего подвоз! Всего за годы Великой Отечественной войны Тыл Вооруженных Сил принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 65 млн т горючего, боеприпасов, продовольствия и фуража. Общий пробег только автомобильного транспорта составил свыше 2,5 млрд км, что эквивалентно свыше 60 тыс. В-четвертых, первый и второй периоды Великой Отечественной войны показали, что в самых тяжелых условиях ведения боевых действий, прежде всего в обороне, из всей номенклатуры материальных средств войска выше всего ставили продовольствие, боеприпасы и горючее. В начале 1942 года 33-я армия под командованием авторитетного командующего Н. Ефремова не смогла выполнить поставленные задачи, поскольку войска не были обеспечены продовольствием и боеприпасами. А в октябре-ноябре 1942 года командующий 62-й армией, оборонявшей Сталинград, генерал В. Чуйков телеграфировал заместителю начальника Тыла Вооруженных Сил генералу В.
Виноградову: «Не шлите мне фуфайки и телогрейки, мы и без них в окопах обойдемся. Шлите, в первую очередь, боеприпасы». В-пятых, Тыл решал не только задачи по обеспечению действующей армии всем необходимым для успешного ведения боя, но и народно-хозяйственные задачи, которые выполнялись неразрывно как в интересах всей страны, так и ее Вооруженных Сил. Это Тыл Вооруженных Сил построил нефтепровод по дну Ладоги и обеспечил продовольствием население в числе прочих мероприятий, позволивших жителям блокадного города выстоять в нечеловеческих условиях существования. Тогда норма обеспечения хлебом была снижена до минимума, необходимого для поддержания жизни человека. Она составляла: для рабочих и инженерно-технических работников — 250 г в сутки, для служащих, иждивенцев и детей — по 125 г. Всего за годы войны было построено свыше 120 тыс. В-шестых, Тыл Вооруженных Сил принимал активное участие в оказании помощи населению освобожденных стран Восточной Европы продовольствием и другими необходимыми материальными средствами.
По решению советского правительства, народам Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Германии, освобожденных от фашизма, из запасов Красной Армии было выделено свыше 900 тыс. Красноармейцы раздают еду жителям Берлина И, наконец, важную роль в организации деятельности Тыла в течение всей войны играл тот факт, что во главе вновь созданного централизованного и маневренного Тыла Вооруженных Сил бессменно, как и Верховный Главнокомандующий, находился талантливый организатор, военачальник со стратегическим мышлением — генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв. Характеризуя отношение И. Сталина к отдельным военачальникам, Г. Жуков отмечал: «Нельзя не сказать здесь доброе слово о А. Хрулёве, с мнением которого Верховный очень считался и часто с ним советовался по широким вопросам снабжения войск». Следует добавить, что его уважал лично Маршал Г. Жуков и другие видные военачальники.
В послевоенный период многое для развития и дальнейшего совершенствования тыловых органов и служб сделали: выдающийся полководец Маршал Советского Союза И. Баграмян и Маршал Советского Союза С. С учетом складывающейся геополитической обстановки и с переходом страны на рыночные условия перестраивался и Тыл Вооруженных Сил, которым с 1997 по 2008 год руководил начальник Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии В. Теория материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь органичной преемницей теории системы тылового обеспечения советских Вооруженных Сил, представляет собой составную часть военной науки и опирается на результаты исследований в области строительства обеспечивающих систем, организации всестороннего обеспечения войск и сил флота, управления, обучения и воспитания воинов. В свою очередь, выводы и рекомендации теории материально-технического обеспечения Вооруженных Сил влияют на соответствующие области военной науки, способствуя их дальнейшему развитию. В настоящее время система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил сформировалась как единый комплексный механизм, способный выполнять поставленные задачи. Эффективность материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в значительной степени зависит от уровня развития форм и способов применения сил и средств МТО, их технической оснащенности и способности адекватно реагировать на вызовы и угрозы современности. Как говорят обыватели, «генералы готовятся к прошедшей войне».
Мы, безусловно, учитываем опыт предыдущих войн, но исходим при этом из современных реалий. Анализ вооруженных конфликтов последних двух десятилетий с участием вооруженных сил ведущих государств показал, что основные усилия на начальном этапе их эскалации направлены как на уничтожение живой силы, вооружения и техники, так и на разрушение объектов их экономической, военной инфраструктуры, и главным образом коммуникаций. Поэтому заблаговременное, тщательное и всесторонне продуманное планирование основных мероприятий, нацеленное на упреждающее развертывание системы материально-технического обеспечения войск сил и обеспечение их всем необходимым, является сегодня одним из ключевых факторов успеха в современных военных конфликтах.
Ее детство пришлось на тяжелое военное время. Непростая судьба выпала на долю этой несгибаемой женщины. Жизненный путь Назибы был нелегким, но она никогда не утрачивала оптимизма. В этот торжественный юбилейный день собрались не только родные и близкие Назибы, но и представители администрации города и Советского района, Управления социальной защиты населения по городу Югорску и Советскому району, совета ветеранов г.
История советского тыла
Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности: электронных копий книжных и периодических изданий; архивных документов; кадров видеохроник и фотографий из фондов национальных библиотек; фильма в формате VR-360.
Юркина , «Кострома — фронту» под редакцией С. Шепелева — лишь малая часть свидетельств ратного труда во имя победы.
Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству. В армию были призваны механизаторы, агрономы и другие квалифицированные специалисты. Большое количество посевных площадей и поголовье скота оказались на оккупированных фашистами территориях.
Для нужд фронта изымались тракторы, автомобили, лошади. В тяжелейших условиях деревенские труженики, перевыполняя дневные нормы, производили сельскохозяйственную продукцию порой при помощи простых лопат и подручных инструментов. Движение «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт» приобрело массовый характер не только на предприятиях, но и в сельском хозяйстве.
В книге Ю. Арутюняна «Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны» показано влияние военного времени на судьбы крестьянства, его борьба за обеспечение страны продовольствием, героическое сопротивление захватчикам на оккупированной гитлеровскими войсками территории. Представлена статистика о динамике колхозного населения, о развитии земледелия и животноводства, о распределении колхозной продукции.
Издание основано на систематизированном документальном материале. Книга спецкора газеты «Красная Звезда» А. Кочеткова «Трудный хлеб» — это рассказ о колхозниках заволжского села Дмитриевка, о том, как они в годы войны выращивали урожай на своей земле, как выстояли в трудный час в битве за хлеб, как выполняли план военных лет, как сдали сверх плана в фонд Красной Армии 400 тысяч пудов зерна, тысячи пудов мяса и овощей, приобрели для фронта на личные сбережения 16 танков и 2 самолета.
Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от маневренности армии, от своевременного снабжения вооружением и продовольствием ударных сил, от связи фронта и тыла, которая была возможна только при хорошо отлаженной транспортной системе. Перед советской транспортной системой в годы войны стояли три главные задачи — перевозки и развертывание воинских подразделений, эвакуация и перебазирование производственных предприятий и рабочих из западных районов страны в восточные, перевозки по обеспечению нужд военной экономики. Срыв любой из названных категорий перевозок безусловно мог повлечь за собой тяжелые последствия в войне.
От слаженной работы разных видов транспорта — железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного — зависела победа. О героическом подвиге сотрудников всех видов транспорта написано немало художественных книг и серьезных научных монографий. В издании Г.
Куманева «Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945» обстоятельно освещается работа железнодорожного транспорта и героический труд железнодорожников в годы войны.
Прибыл в шк. Малыш попал в больницу, а после выписки оттуда его усыновила жительница Ярославля Вера Коршунова, давшая ребенку свою фамилию. Он вырос и стал военным летчиком, — Кербиков показывает фотографию, на которой запечатлен мужчина в военной форме. Многие осиротевшие дети из Ленинграда остались у нас". За годы войны на воспитание в Ярославском крае было взято более 2,6 тыс. Город-госпиталь Как и многие прифронтовые города, Ярославль принимал раненых с фронтов. Только за шесть месяцев 1941 года в Ярославскую область поступило свыше 100 тыс.
С июля по сентябрь в области было развернуто 32 эвакогоспиталя на 8,4 тыс. К 15 сентября 1941 года — еще 34 госпиталя на 9 560 коек. Поток раненых с Северо-Западного и Волховского фронтов постоянно нарастал, медики работали с предельной нагрузкой. С 1942 года в области стали создаваться профильные госпитали: сортировочные, туберкулезные, инфекционные, неврологические и т. В Музее боевой славы есть воспоминания профессора Ярославского медицинского института В. Ильиной, которая отмечала, что раненые поступали в госпитали в плохом физическом и тяжелом эмоциональном состоянии. Для них проводили беседы, рассказывали о последних сводках Совинформбюро, положении на фронтах. Иногда для больных устраивались концерты, приходили артисты Волковского театра или самодеятельные артисты, школьники.
Между поездками на фронт давали концерты фронтовые бригады". Кстати, до войны в Ярославле не было медицинского института. Он образовался в 1943 году на базе эвакуированных из Белоруссии Минского и Витебского мединститутов.
Также познакомились с биографией и документами Кузаковой Евдокии Александровны — исследователя фольклора и языка манси, кандидата филологических наук, краеведа, учителя, ветерана труда и труженицы тыла. Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности: электронных копий книжных и периодических изданий; архивных документов; кадров видеохроник и фотографий из фондов национальных библиотек; фильма в формате VR-360.
Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре
Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу. Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. В фильме речь идет о деятельности добровольческих организаций, работающих в тылу для поддержки бойцов на передовой. "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Процессы напоказ
- Тыл Вооруженных Сил в документах. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
- Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»
- Советский тыл в годы ВОВ. Эвакуация промышленности | Программы | Общественное Телевидение России
- Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл
- Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
Тыл Вооруженных Сил в документах. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
все, что нужно было фронту для разгрома врага. Советский тыл во время войны". Мало кому сейчас известны обстоятельства, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны После подписания пакта Молотова – Риббентропа, до января 1941.
Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"
Оборудование, которое были вынуждены оставить, разбивали кувалдами, чтобы враг, уже стоявший у ворот города, не смог им воспользоваться. Приходилось разрушать то, что создавали своим трудом долгие годы. Много лет спустя, после войны, мастер кузнечного цеха Витебского станкостроительного завода им. Коминтерна А. Забежинский вспоминал: «Особенно тяжело было смотреть в те дни на старых рабочих: Концевого, Суворова, Нарцышко и других. Вся их жизнь была связана с родным заводом.
Каждый удар по станкам они воспринимали как личную боль». Первый эшелон с заводским оборудованием и людьми этого завода отправился в далекий тыл ночью 3 июля. Через четыре дня второй — в составе 60 товарных вагонов. Оставшееся оборудование вплоть до 9 июля рабочие закапывали в землю, чтобы не досталось врагу. В считаные дни коллективы 15 наиболее крупных предприятий Могилевской области погрузили и отправили в тыл 935 железнодорожных вагонов с наиболее ценным оборудованием, готовой продукцией, кадрами: труболитейный завод — 19 вагонов, шелковая фабрика — 26 вагонов, кожевенный завод — 192 вагона, швейная фабрика — 156 вагонов, а также станочный парк быховского ацетонового, кричевского цементного заводов, шкловской бумажной фабрики и т.
Спасти людей и производство День и ночь кипела работа по эвакуации промышленного оборудования и кадров на предприятиях Гомеля. В городе насчитывалось 42 крупных завода республиканского и союзного подчинения — «Гомсельмаш» 2500 человек , станкозавод им. Кирова 800 человек , паровозовагоноремонтный 2800 человек и др. Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им.
Кирова И. Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки. Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому». Дети, эвакуированные из Минска в г. Хвалынск Саратовской области, идут в школу.
Несколько дней заняла эвакуация одного из крупнейших предприятий города — Гомельского паровозовагоноремонтного завода. Он находился вблизи железнодорожного узла, который враг остервенело бомбил сутками напролет. Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В.
Болвак, К. Козловский, Ф. Пригаров, П. Земков, Е. Ковалевич, Б.
Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей. Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля.
Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки вес некоторых достигал 35 тонн! Много позже, после войны, мастер А. Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом. Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом!
В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия.
В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта. Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом.
Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов.
Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота.
В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота.
Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке.
Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели.
Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным.
И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу...
Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г. Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов.
Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е. Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К.
Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К.
Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы. Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А.
Повсеместно недоставало чистых бинтов для перевязки, поэтому раны либо не обрабатывали, либо рабочие перевязывали их грязными тряпками. Антисептика в целом считалась новым словом в медицине. За один только месяц пришлось обработать более чем 3000 таких ран. Некоторые наблюдательные заводские врачи отметили тесную связь между кожными заболеваниями и серьезным истощением — позднее в ходе научных исследований питания эта догадка подтвердилась. Когда человек не получал жиров, белка и цинка, даже неглубокие ранки заживали долго, а риск заражения увеличивался. Опаснее всего было работать в таких отраслях, как добыча угля, черная металлургия, машиностроение и химическое производство. В 1943 году на угольных шахтах Кузбасса зафиксировали один несчастный случай на каждых шестерых рабочих, а на химических заводах — один на каждые двенадцать человек в 1942 году и один на каждые тринадцать в 1943-м. Среди несчастных случаев было много серьезных, даже со смертельным исходом. Среднестатистическое происшествие выводило рабочего из строя в Кузбассе на двенадцать рабочих дней, на химических комбинатах — на четырнадцать, на ГАЗе — на четырнадцать с половиной, что почти вдвое превышало число дней, которые ГАЗ терял из-за несчастных случаев в предшествующие войне месяцы.
На кузбасских шахтах в 1942 году погибло 275 человек, а 1943-м — 365 человек. Причины столь частных аварий были очевидны даже случайному наблюдателю. Цеха были загромождены металлом, оборудованием и ломом. Складских помещений не хватало, и готовая продукция превращала цеха и коридоры в зоны опасных препятствий. Поскольку электричество и топливо старались экономить, заводы освещались слабо. Электрические лампочки были редкостью, а естественный свет едва проникал во многие цеха из-за немытых окон, тем более там, где стекло было разбито, их закрывали фанерой. На огромном металлургическом комбинате в Кузнецке лампочки были вставлены в менее чем 15 процентов патронов. На угольных шахтах не хватало древесины для подпорок, что увеличивало риск обвалов. В условиях повышенного риска молодые, неопытные и зачастую непригодные для этой работы люди начали трудиться почти без обучения.
Шахтеры на добыче угля — профессия, опасная даже при самых благоприятных обстоятельствах, — проходили минимальную подготовку. В конце 1943 года прокурор Ростовской области пожаловался, что в шахты посылают подростков, иногда всего тринадцати-четырнадцати лет. Самые юные отрабатывали под землей полную смену — одиннадцать часов, — несмотря на то что трудовое законодательство предписывало ограничить рабочий день для этой возрастной категории шестью часами.
Россияне проголосовали за принятие поправок в Конституцию, которые серьезно меняют государственные приоритеты и закрепляют основные принципы, отметил в беседе с «Известиями» депутат Госдумы Виктор Зубарев. По его словам, это важный шаг для дальнейшего развития государства. В стране есть запрос на социальную справедливость и повышение качества жизни. Задача депутатского корпуса — обеспечить принятие всех необходимых для этого законов, — подчеркнул он. Без тыла нет победы После этого президент вернулся к главной теме — учреждению почетного звания «Город трудовой доблести». Владимир Путин поддержал идею присвоить его сразу 20 городам страны. В День памяти и скорби президент посетил уникальный музейный комплекс в парке «Патриот», а ветераны рассказали о своем 22 июня 1941 года — За бесперебойное производство военной, гражданской продукции предприятия этих городов были неоднократно удостоены орденов или Красных знамен Государственного комитета обороны. Многочисленные факты личного мужества, трудового героизма жителей документально подтверждены, — подчеркнул президент, пообещав подписать все необходимые документы в самое ближайшее время. В частности, Екатеринбург был центром уральской промышленности, который принял большинство эвакуированных предприятий, сообщила во время видеоконференции почетный архивист Елена Малышева. Пермь — единственный центр поставок карбюраторов для самолетов. В Челябинске, который во время войны обрел неофициальное название «Танкоград», и вовсе было разработано 13 типов танков.
Культура для силы духа русского народа Если говорить об основных аспектах кратко, советский тыл в годы войны и фронтовики поддерживались не только собственными силами советских тружеников и партизанами, но и культурными деятелями. Писатели прославляли героизм народа в своих произведениях и на практике доказывали любовь к Родине, вступая в ряды Красной Армии. На фронтах воевали А. Гайдар, М. Шолохов, А. Твардовский, А. Фадеев, К. Симонов и другие. Не умер и русский кинематограф. Все фильмы, которые выходили в годы войны, поднимали силу духа советского народа, были насыщены духом патриотизма, который вел советское общество к победе над фашизмом, и героизма. Церковь в военные годы Церковь находилась в крайне затруднительном положении до 1941 года. Однако с началом наступления немецкой армии священники начали призывать верующих давать отпор врагу и ценой своей жизни защищать Родину. Такая позиция удивила Сталина настолько, что атеистический лидер даже пошел на диалог с духовными лицами и прекратил оказывать на них давление, но послабление было кратким. Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом. За помощь священников, которая заключалась в духовных наставлениях советских воинов, Иосиф Сталин освободил часть духовных лиц из ГУЛАГа, самолично открыл несколько семинарий и разрешил избрать Патриарха. Широко известен случай, когда Москву, на подступах к которой уже стояли немцы, облетели на вертолете с иконой. После этого фашистских захватчиков удалось отбросить от столицы.
Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны
Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. Какие дополнительные факторы, кроме героизма советского народа в тылу, сыграли роль в быстром переводе экономики на военные рельсы? Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.
Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную
Советская культура в конце 20-начале 30 гг. все, что нужно было фронту для разгрома врага. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Давай посадим немецкий самолет, на котором нас будут перебрасывать в тыл Красной Армии. Тогда мы сможем доказать нашу преданность советской власти. 4 мая 2023 года в Дальневосточной государственной академии физической культуры проходила работа круглого стола «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл.