В Самарском театре оперы и балета состоится премьера оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки».
Оркестр Большого театра исполнил Ленинградскую симфонию Шостаковича в Самаре 5 марта
Наталия Макарова работала в министерстве культуры и молодежной политики Самарской области руководителем финансово-экономического управления. В Самарский академический театр оперы и балета она пришла в 2006 году на должность финдиректора. Однако спустя два года вернулась в министерский кабинет руководителя финансово-экономического управления, где проработала 10 лет. С 2019 года опытный менеджер вновь перешла на на работу в САТОБ, заняв должность заведующего постановочным цехом. В марте 2023 года Макарову повысили до заместителя генерального директора по производственно-постановочной работе.
Сообщение о назначении появилось на официальном сайте театра. Наталия Макарова родом из Тюмени. В 1990-м году будущий руководитель самарского театра окончила Тюменский государственный университет по специальности «финансы и кредит». Молодому специалисту была присвоена квалификация «экономист».
Однако на этом Наталия Макарова свое образование не завершила.
На тот момент у театра даже не было своего здания, и спектакли он играл на сцене театра драмы. Уже в первый год существования театра в его репертуаре появились и балетные спектакли: первой балетной премьерой 3 июля 1931 стал «Красный мак» на музыку Рейнгольда Глиэра.
С 11 января 1934 театр переехал в переоборудованное здание театра-цирка «Олимп» на месте нынешней Самарской филармонии , которое стало назваться театром имени Карла Маркса». В репертуаре шли и названия, не утратившие популярности по сей день оперы «Евгений Онегин», «Травиата», «Царская невеста», балеты «Корсар» и «Бахчисарайский фонтан» , и ставшие сегодня редкостью — опера «Лакме» Лео Делиба или балет «Конек-Горбунок» на музыку Цезаря Пуни. В 1938 году театру построили здание, которое он занимает по сей день — Дворец культуры на площади Куйбышева в историческом центре города.
Сегодня это одно из самых больших театральных зданий в России и охраняемый памятник архитектуры эпохи сталинского классицизма. Здание построено по проекту ленинградских архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена на месте взорванного большевиками кафедрального собора. В 1939 году вслед за переименованием города новое название получил и театр: Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
К тому времени балетная труппа театра, расформированная в 1937 после ухода Томского, была заново воссоздана Натальей Даниловой, ученицей Агриппины Вагановой. Первой премьерой обновленной труппы стало «Лебединое озеро» 1940 года. Данилова также много занималась постановками танцев в операх и опереттах, особенно после того, как в июле 1941 к театру оперы и балета присоединен Куйбышевский театр музыкальной комедии.
Название новой организации стало звучать так: Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии. В октябре 1941 Наталья Данилова успела выпустить масштабный балет «Дон Кихот». А дальше театр лишился своего дома, поскольку осенью 1941 в Куйбышев, запасную столицу, был эвакуирован из Москвы Большой театр.
Наш театр уступил ему свою сцену, а сам выступал в домах культуры и воинских частях и отправлял на фронт бригады артистов.
Открыл вечер номер "Трагическое скерцо", затем зрителям показали отрывок из балета "Страница прошлого", который представляет собой череду оживающих фотографий из жизни Рабочего, Солдата и Матроса. Далее - "Спортивный танец западной комсомолки и четырех спортсменов", "Праздничный вальс", "Танец с зонтиками". Мировая премьера одноактного балета «Фортепианный концерт» — первая работа, которую для САТОБ создал Максим Петров, хореограф из Санкт-Петербурга, чьи балеты с 2015 года регулярно пополняют репертуар Мариинского театра. В третьем отделении зрителя увидели одноактный балет «Ленинградская симфония» на музыку первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии. Балет «Ленинградская симфония», либретто и хореография которого созданы Игорем Бельским, на тот момент артистом балетной труппы театра имени Кирова ныне Мариинский театр , был впервые представлен на сцене 14 апреля 1961 года. Оформление создавал художник-плакатист Михаил Гордон. Балет состоит из трех частей: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием».
Его герои — Юноша и Девушка, чью безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров.
Концерт оркестра и хора Шостакович Опера Балет при участии Сергея Маковецкого
Коллектив относится очень трепетно к каждому его слову, поскольку в этом названии кроется большой труд и наследие их предшественников. Оно по-прежнему будет значиться во всех официальных документах. Изменится лишь внешнее оформление - новый бренд включает в себя логотип, сувенирную продукцию, а в качестве звонка, оповещающего зрителей о начале спектакля, планируют использовать музыкальную подпись композитора - DSCH. А венцом этого списка станет новое брендовое название. У некоторых гостей возникли сомнения, что название "Шостакович Опера Балет" теряет ассоциацию с Самарой. В свою очередь коллектив театра надеется, что, напротив, такое название поможет создать в умах россиян тесную связь личности великого композитора и города, который стал значимой страницей в его жизни и творчестве.
Потому что все артисты-от премьеров до кордебалета и миманса профессионалы высочайшего уровня. А каждая постановка балетмейстера, художественного руководителя балета Юрия Бурлаки-это не только событие в балетном мире, это эксклюзив, сочетающий возвращение, реконструкцию шедевров русской балетной классики с утонченным чувством вызовов времени, бережным подходом к наследию с использованием современных высоких технологий.
В истории Самарского Куйбышевского театра оперы и балета было шесть постановок «Дон Кихота». На моей памяти три-Чернышова, Долгушина и Шморгонера. Все балетмейстеры выдающиеся, с яркими творческими концепциями. И все же, постановки шли в несколько сокращенном варианте, -собственно так «Дон Кихот» идет на многих крупнейших сценах. Но этот балет, в основе либретто которого эпизоды романа Сервантеса, связанные с историей любви цирюльника Базилио и дочки трактирщика Китри, разворачивающиеся в декорациях ренессансной Испании, со всеми ее колоритными месенджерами-яркими костюмами, темпераментом, кастаньетами, веерами и т. В большинстве прочтений идальго в балете в основном присутствует, будучи скорее героем, связывающим сюжет, да и партия его пантомимная. В спектакле Самарского театра при пантомимной роли-Дон Кихот активное действующее лицо.
Он и на лошади выезжает, и с ветряными мельницами сражается, равно как и Санчо Панса, которому достается от деревенских девушек и который появляется на ослике, вместе со своим хозяином, восседающим на Росинанте. За настоящих коня и ослика-особый респект!
Чтец — Сергей Маковецкий. Прозаические тексты, представляющие собой сцены из повседневной жизни детей, написал сам Модест Мусоргский. Почти все они посвящены друзьям и вдохновителям композитора: «С няней» — посвящена «великому учителю музыкальной правды» композитору Александру Даргомыжскому; «В углу» — посвящена другу композитора, художнику и архитектору Виктору Гартману; «Жук» — посвящена идеологу «Могучей кучки» критику Владимиру Стасову; «С куклой» — посвящена «Танюше и Гоге Мусоргским», племянникам композитора, детям его старшего брата Филарета; «На сон грядущий» — посвящена «Саше Кюи», сыну композитора Цезаря Кюи; «Кот Матрос» — без посвящения;.
У некоторых гостей возникли сомнения, что название "Шостакович Опера Балет" теряет ассоциацию с Самарой. В свою очередь коллектив театра надеется, что, напротив, такое название поможет создать в умах россиян тесную связь личности великого композитора и города, который стал значимой страницей в его жизни и творчестве. Министр культуры региона Татьяна Мрдуляш отметила: - Я считаю, что решение театра вынести имя Шостаковича в свое название, в свой бренд - очень правильное. Это заявка на то, чтобы быть достойными этого имени, это заявка на то, чтобы быть авангардными, это заявка на то, чтобы быть современными, сохраняя традиции и ту историю, которая стоит и за именем великого композитора, и за названием Самарского академического театра оперы и балета.
Имя Дмитрия Шостаковича самарскому оперному присвоили в марте этого года, причем с прямого согласия вдовы и детей композитора. Новый логотип горожане уже могут увидеть на афише грядущего спектакля "Дон Кихот Ламанчский".
Начало нового сезона Самарский театр оперы и балета отметил на крыше
В Самарском театре оперы и балета 5 марта 1942 года была впервые исполнена Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. 12 августа, в пятницу, в Самаре на экранах мультимедийного комплекса на склоне площади Славы начнет работу цифровая фотовыставка «Шостакович Опера Балет в фотографиях». Вместе с тем, министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш сообщила, что официальное название “Самарский академический театр оперы и балета” сохранит свое название.
Digital Opera
Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки». Культура - 2 марта 2022 - Новости Тольятти - 19 марта на Малой сцене Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича в рамках Международного фестиваля оперного искусства «Славянский дом» представили оперу «Медведь» Сергея. 9 сентября в Самарском театре оперы и балета пройдет официальное открытие фестиваля "Шостакович. Выставка организована Самарским академическим театром оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича и посвящена открытию 92-го театрального сезона, которое состоится меньше, чем через месяц.
Самарский академический театр оперы и балета имени Шостаковича сохраняет свое название
ХХ век", в рамках которого в Самаре и Тольятти пройдут спектакли и концерты с участием Сергея Маковецкого, Дмитрия Синьковского, Алексея Гориболя и других известных артистов. Театр откроет фестиваль яркой премьерой оперетты Дмитрия Шостаковича "Москва, Черемушки". Выставка "Шостакович Опера Балет в фотографиях" продолжит свою работу до 12 октября 2022 года.
Франсе, Л. Далапикколлы и других. Алексей Трифонов подчеркнул, что благодаря разнообразной и интересной программе фестиваль будет интересен широкому кругу зрителей. Композитор Леонид Десятников выразил уверенность, что такой масштабный фестиваль украсит музыкальную карту страны. А дирижер Фёдор Леднёв подробно остановился на программе концерта, которым он откроет фестиваль 11 сентября.
Директор театра оперы и балета Сергей Филиппов рассказал, какие спектакли театра состоятся в рамках фестиваля: будут показаны опера «Леди Макбет Мценского уезда», балет «Ленинградская симфония», а также будет представлена премьера оперы «Игроки» в постановке режиссера Юрия Александрова под управлением главного дирижера Самарского театра оперы и балета Евгения Хохлова.
Повесть итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих» могла бы быть давно забыта, если б так не понравилась русским. В 1918 году Владимир Маяковский снял по ее мотивам фильм, который назвал «Барышня и хулиган», а уже в середине ХХ века Александр Белинский написал сценарий, а балетмейстер Константин Боярский придумал хореографическое решение для балета. Музыка была взята из трех ранее существующих балетов Дмитрия Шостаковича — «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей», а также в партитуру вошли фрагменты из музыки Шостаковича к кинофильмам. Только в Малом театре балет выдержал 236 представлений. По свидетельству Константина Боярского, эта работа была перенесена им на сцены 28 театров страны и поставлена за рубежом.
Позже, в 1970 году, по балету был снят кинофильм на студии «Ленфильм». С того момента, как я впервые услышал и увидел балет в Петербурге, меня не покидала идея когда-нибудь его поставить. Я еще не знал в каком театре, но так меня это произведение проняло, что, приехав в Самару, я снова стал бредить этой идеей. В тот момент, когда дирижер пришел работать в самарский театр, тот только открылся после реконструкции, необходимо было сначала восстановить классический репертуар.
Не могу не сказать отдельные слова благодарности нашему замечательному другу, петербургскому меценату Вячесла ву Заренкову, котор ый фактически подарил театру великолепные декорации и костюмы. Юрий Бур лака рассказ ал, что в русском классическом наследии "Раймонда" - самый большой и густонаселенный балет. В такой версии этой постановки нет ни в одном театре мира. Возрождая сегодняшнюю версию старинного спектакля, я посвящаю ее памяти моих учителей, мастеров Большого театра, которые передали мне бесценные сведения об этом балете.
В Самаре решили переименовать театр оперы и балета
Культура - 10 сентября 2023 - Новости Самары - Вечер балетов "Самара Шостакович Балет I" был представлен в трех актах. Об этом сообщает Победителей определило международное жюри под председательством худрука конкурса Владимира Васильева. Самарский академический театр оперы и балета имени Шостаковича разрабатывает новый бренд, который будет использовать на афишах и сувенирной продукции.
Хореография Якобсона, музыка Шостаковича
Премьера спектакля в Самарском театре прошла 24 и 25 апреля 2021, задержавшись на год из-за пандемии. Переодевания «Маскарада» Как и другие оперы Верди, «Бал-маскарад» получил свою порцию «внимания» от цензоров. Либретто было написано по пьесе французского драматурга Эжена Скриба, в основе сюжета — убийство заговорщиками шведского короля Густава III во время бала-маскарада в Шведской опере в 1792. Незадолго до премьеры, в 1858, итальянский революционер Феличе Орсини совершил неудачное покушение на императора Наполеона III, и тема цареубийства на сцене стала нежелательной. К исторической основе в либретто достроена обязательная для итальянской оперы любовная линия «король» Ричард тайно влюблен в Амелию, жену своего соратника и друга Ренато и мистика в лице колдуньи Ульрики, предрекающей Ричарду гибель от руки друга. С тех пор режиссеры то возвращают героев «по месту прописки» в Швецию, то расселяют в Америке разных лет — особенно притягательны в этом смысле 1940-1950-е. По такому пути, в частности, пошел Давиде Ливерморе, ставивший «Бал-маскарад» в Большом театре в 2018. Номинально действие самарской постановки тоже происходит в «эпоху нуара», но фактически к Америке 50-х отсылают разве что костюмы. Чисто символически За визуальную часть спектакля отвечали художник Эрнст Гейдебрехт автор сценографии множества столичных и региональных спектаклей и Татьяна Ногинова, в 2021 получившая «Золотую маску» за костюмы к самарскому балету «Бахчисарайский фонтан». Команда уже сотрудничала с Разенковым в спектаклях Башкирской оперы «Орлеанская дева» и «Герцогиня.
Сценическое пространство лаконично и погружено во мрак. Доминирующий цвет — черный, лишь в последнем действии появляется «кровавый» красный акцент: перчатки заговорщиков «руки по локоть в крови» , платье Амелии и лента Ричарда. Сценография насыщена символическими деталями. Бутафорский золотой конь в кабинете Ричарда в первом действии, зарифмованный с игрушечной деревянной лошадкой в последнем.
В нашем городе была дописана и впервые прозвучала знаменитая Седьмая «Ленинградская» симфония. Фестивали, посвященные памяти композитора, в Самаре проходят с 2006 года. Предстоящий фестиваль отличается от прежних своей концепцией и масштабом. В программу фестиваля войдут 22 мероприятия, включая оперные и балетные спектакли, 18 кинопоказов, 12 публичных лекций и 8 паблик-токов. А 13 и 14 сентября Большой театр России покажет балет «Укрощение строптивой». Татьяна Мрдуляш тепло поблагодарила фестиваль «Черешневый лес», который стал партнером мероприятия и оказал огромную помощь. В художественный совет фестиваля вошли выдающиеся российские музыканты, композиторы, музыковеды, а его почетными сопредседателями стали вдова Д.
Театр сегодня[ править править код ] В начале Великой Отечественной войны культурная ситуация в городе резко изменилась: в октябре 1941 года в «запасную столицу» Самару тогда город назывался Куйбышев эвакуируется Государственный Большой театр СССР. Художественная инициатива переходит к крупнейшим мастерам советской оперной и балетной сцены. Историческим событием стала премьера на сцене Куйбышевского оперного театра Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Великое произведение, отражающее трагические события военного времени, передающее величие подвига советских воинов, было дописано композитором в декабре 1941 года в эвакуации в «запасной столице» и исполнено оркестром Большого театра под руководством Самуила Самосуда 5 марта 1942 года [7]. Участники спектакля были награждены Сталинской премией , которую передали в Фонд обороны [8]. В благодарность за помощь местных жителей в это трудное время, его артисты и после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. В 2005 году , в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, коллектив Большого театра России подарил самарским зрителям новую встречу со своим искусством. Гастрольные спектакли и концерты балет Шостаковича « Светлый ручей », опера Мусоргского « Борис Годунов », Седьмая симфония Шостаковича, концерт духового оркестра и солистов оперы прошли с триумфальным успехом. Опера "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева, 2021 Театр живет интенсивной жизнью. Завершилась реконструкция, в афише появляются новые названия, певцы и танцовщики побеждают на престижных международных и всероссийских конкурсах, в труппу вливаются новые творческие силы.
Шостакович Опера Балет Самарский академический театр оперы и балета им. Шостаковича О театре Самарский академический театр оперы и балета отсчитывает свою историю от 1 июня 1931 года. В этот день коллектив, носивший тогда название Средневолжская краевая опера, дал первый спектакль для самарской публики: оперу «Борис Годунов» в постановке режиссера Иосифа Лапицкого и дирижера Антона Эйхенвальда. На тот момент у театра даже не было своего здания, и спектакли он играл на сцене театра драмы. Уже в первый год существования театра в его репертуаре появились и балетные спектакли: первой балетной премьерой 3 июля 1931 стал «Красный мак» на музыку Рейнгольда Глиэра. С 11 января 1934 театр переехал в переоборудованное здание театра-цирка «Олимп» на месте нынешней Самарской филармонии , которое стало назваться театром имени Карла Маркса». В репертуаре шли и названия, не утратившие популярности по сей день оперы «Евгений Онегин», «Травиата», «Царская невеста», балеты «Корсар» и «Бахчисарайский фонтан» , и ставшие сегодня редкостью — опера «Лакме» Лео Делиба или балет «Конек-Горбунок» на музыку Цезаря Пуни. В 1938 году театру построили здание, которое он занимает по сей день — Дворец культуры на площади Куйбышева в историческом центре города. Сегодня это одно из самых больших театральных зданий в России и охраняемый памятник архитектуры эпохи сталинского классицизма. Здание построено по проекту ленинградских архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена на месте взорванного большевиками кафедрального собора. В 1939 году вслед за переименованием города новое название получил и театр: Куйбышевский государственный театр оперы и балета. К тому времени балетная труппа театра, расформированная в 1937 после ухода Томского, была заново воссоздана Натальей Даниловой, ученицей Агриппины Вагановой. Первой премьерой обновленной труппы стало «Лебединое озеро» 1940 года. Данилова также много занималась постановками танцев в операх и опереттах, особенно после того, как в июле 1941 к театру оперы и балета присоединен Куйбышевский театр музыкальной комедии. Название новой организации стало звучать так: Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии.