Напомним, что Санкт-Петербургский горный университет был основан 21 октября 1773 года по старому стилю. Старейшему техническому высшему учебному заведению страны, Петербургскому горному университету, исполнилось 250 лет. История Санкт-Петербургского университета. Президент России Владимир Путин присвоил Санкт-Петербургскому горному университету почетное именование в честь Екатерины II.
Татьяна Черниговская: Наш прекрасный дом Санкт-Петербургский Императорский университет
Плетнёв — русской словесности, А. Никитенко — русской словесности, Н. Устрялов — русской истории, И. Шульгин — всеобщей истории, С. Куторга — зоологии, Н. Гоголь — истории древней и средневековой. Студентов в 1824—31 годах принято всего 244, окончило курс 115. С 1831 по 1836 год поступило студентов, как казённокоштных, так и своекоштных, всего 382 человека, окончило курс 198 человек.
Всего с открытия университета до 1837 года окончило трехгодичный курс 365 человека, в том числе 193 кандидатами и 172 со званием действительного студента. Платы своекоштные студенты не вносили никакой. Многие посещали лекции в качестве вольнослушающих. Мундир профессорско-преподавательского состава Петербургского университета 1834 С 1830-х годов в университете появляются студенты из аристократических фамилий. Новый университетский устав 1835 оживил научную и преподавательскую деятельность университета первым ректором по новому уставу стал И. Первым, кого Санкт-Петербургский университет возвёл в степень доктора прав, был юрист К. Неволин 1934.
В 1837 году университет был вновь переведён в здание двенадцати коллегий. С 1839 года своекоштные студенты были обложены ежегодной платой в 100 рублей. В 1839 году на средства министерства финансов было образовано временное «реальное отделение», для подготовления преподавателей технических наук; это отделение существовало до 1843 года и затем в 1849—51 годах. В 1839 году для приготовления чиновников, знающих валахо-молдавский язык, была открыта на средства министерства иностранных дел кафедра валахо-молдавского языка, просуществовавшая до 1858 года. Потребность в переводчиках привела к учреждению в 1845 году кафедр армянского, грузинского и татарского языков. Для приготовлявшихся к службе в Царстве Польском по судебному ведомству введено в 1841 году на юридическом факультете преподавание польского законоведения. В 1843 году был образован в составе юридического факультета особый разряд «комеральных наук», имевший целью «приготовление людей способных к службе хозяйственной или административной».
Камеральный разряд существовал до 1860 года, когда был заменён разрядом «административным». В 1854 году из отделения восточной словесности филологического факультета образован особый факультет восточных языков. Оживление академической жизни началось с возвращения молодых ученых, командированных за границу. Из профессоров пользовались известностью, кроме вышеупомянутых: И. Янышев и В. Полисадов — богословия, П. Калмыков и В.
Милютин — энциклопедии законоведения и русского государственного права, И. Ивановский — общенародного права и дипломатии, К. Неволин и К. Кавелин — гражданского права, Я. Баршев — русских уголовных и полицейских законов, В. Спасович — уголовного права, П. Рождественский — законов благочиния и благоустройства, И.
Горлов — политической экономии и статистики, О. Сомов, В. Буняковский, П. Чебышёв — математики, А. Савич — астрономии, Э. Ленц — физики, И. Шиховский и Л.
Ценковский — ботаники, М. Куторга и М. Стасюлевич — всеобщей истории, Н. Костомаров — русской истории, Ф. Фрейтаг и Н. Благовещенский — римской словесности, М. Сухомлинов и А.
Пыпин — русской словесности, П. Прейс и И. Срезневский — славянских литератур, Г. Дестунис — византийских древностей, Джафар Тончибашев и А.
Ректор Людмила Вербицкая говорила, что он должен стать олицетворением всего передового и гениального. Сейчас в брошюрах университет действительно изображают с «Крылатым гением», а студенты перед экзаменом трут ему пятку, иностранцы фотографируются с «Гением» после вручения дипломов. Спустя 16 лет скульптуру решили убрать — в вузе решили, что на этом месте должен стоять памятник министру просвещения и автору триады «Православие. Народность» графу Сергею Уварову. Как уже писала «Фонтанка», на самом деле памятник Уварову собирались устанавливать во дворе СПбГУ, но приехавший на открытие закладного камня губернатор Петербурга Александр Беглов внезапно решил сделать подарок вузу и предложил открыть на этом месте фонтан. Памятнику консерватору Уварову, ненавидимому Пушкиным цензору, по инициативе ректора Николая Кропачева решили поставить возле входа. Однако неожиданно этому нашлось препятствие. Когда уже начались работы «Фонтанка» убедилась — вход в университет огорожен, «Гения» сдвинули с прежнего места , выяснилось, что вузу он не принадлежит.
Всегда внимательно слежу за тем, что здесь происходит. Но увиденное мною превзошло все ожидания. То, что сделано в университете за последние 10 лет, при подготовке к такому действительно знаковому юбилею, это невозможно передать», — заявила она, указав, что находится в состоянии «эстетического шока». По словам Матвиенко, в университете проделана масштабная работа по развитию материально-технической базы, созданию условий для современного образования и жизни для студентов и научных сотрудников.
В 1839 г. И 1849-1851 гг. В 1849 году, после Весны народов , Сенат Российской Империи постановил, что ректор должен быть назначен министром национального просвещения , а не избираться Ассамблея университета. Однако Петр Плетнев был повторно назначен ректором и в итоге стал ректором Санкт-Петербургского университета дольше всех 1840—1861. Форма и пальто студентов Петербургского Императорского университета 1834 г. Потребность в переводчиках привела к созданию в 1845 г. Для тех, кто готовился к службе в Королевстве Польском в судебной системе, было введено в 1841 году на юридическом факультете преподавание польской юриспруденции. В 1843 году на юридическом факультете была сформирована особая категория «коммерческих наук» с целью «подготовки людей, способных выполнять экономические или административные функции». Камерральный разряд просуществовал до 1860 г. В 1854 году на базе кафедры восточной литературы филологического факультета был создан специальный факультет восточных языков. Возрождение академической жизни началось с возвращением молодых ученых, отправленных за границу. В 1855 году востоковедение было отделено от историко-филологического факультета, и 27 августа 1855 года был официально открыт четвертый факультет, факультет восточных языков. В 1859—1861 годах студентки-заочницы могли посещать лекции в университете. В 1861 году в университете обучалось 1270 студентов дневного отделения и 167 студентов заочного отделения, из них 498 - на юридическом факультете - крупнейшем подразделении. Но в этом подразделении был отдел камеральных исследований, где студенты изучали вопросы безопасности, гигиены труда и экологического менеджмента, а также науки, включая химию, биологию, агрономию, а также право и философию. Поэтому на юридическом факультете учились многие российские, грузинские и другие менеджеры, инженеры и ученые. В 1861—1862 годах в университете были студенческие волнения, и он дважды в течение года был временно закрыт. Студентам отказали в свободе собраний и поместили под наблюдение полиции, а публичные лекции были запрещены. Многие студенты были отчислены.
Как поступали в Санкт-Петербургский Университет 200 лет назад
Дмитрий Чернышенко открыл галерею портретов ректоров Санкт-Петербургского государственного университета. Дмитрий Чернышенко открыл галерею портретов ректоров Санкт-Петербургского государственного университета. Ученые Самарского университета им. Королёва и Московского городского педагогического университета при поддержке Российского научного фонда (РНФ) проведут исследование, в ходе которого история Древнего Рима императорской эпохи будет впервые. Санкт-Петербургский государственный университет – старейший и один из крупнейших вузов России.
«Будем опираться на наши ценности и историю»
"Санкт-Петербургский государственный университет сообщает об изменении цветовой гаммы некоторых зданий вуза. Императорский Санкт-Петербургский университет. 9 февраля 2024 г. в рамках мероприятий, приуроченных к 300-летнему юбилею старейшего вуза России, в Санкт-Петербургском государственном университете состоялось торжественное открытие галереи портретов ректоров. Старейшему техническому высшему учебному заведению страны, Петербургскому горному университету, исполнилось 250 лет. Санкт-Петербургская императорская Академия художеств Питерская академия художеств появилась по велению императрицы Елизаветы I Петровны в 1757-м году.
В СПбГУ объяснили причину замены «Крылатого гения» на памятник имперскому министру
Широкому кругу зрителей Евгений Анисимов может быть известен как ведущий телевизионных программ «Дворцовые тайны», «Пленницы судьбы», «Кабинет истории», а также как автор книг «Женщины на российском престоле», «Петр Первый: Благо или зло для России?
В свою очередь, это даст более подробную и реальную картину жизни римского общества, возможность лучше понять те или иные поворотные моменты истории этого государства, стратегии поведения важнейших слоев римского социума в периоды как спокойствия, так и во время военно-политических кризисов. Хронологические рамки нашего исследования охватывают время с последней четверти I в. Это безусловно масштабный период, если подходить к исследованию именно событийной стороны того времени. Однако нас в большей степени интересует социальная история, а не политическая. Кроме того, в отличие от историков Нового и Новейшего времени, в нашем распоряжении не так уж и много сохранившихся источников", — отметил Андрей Маркелов.
Героями исследования могут стать примерно несколько сотен жителей Древнего Рима — это если говорить только о тех, кто будет назван поименно. Фактически же в поле зрения ученых будут находиться более крупные массы населения. Дело в том, что во многих источниках плебс, например, зачастую упоминается лишь в обобщенной форме. Кстати, в Риме в то время проживало около одного миллиона человек. Данные для исследования ученые будут искать в различных исторических источниках — в том числе в произведениях античных авторов, например, в знаменитых "Анналах" П. Корнелия Тацита, историка и сенатора, жившего на рубеже I и II вв.
Особое внимание будет уделено анализу эпиграфических памятников, то есть надписей — на стенах, погребальных плитах, камнях. Ввиду того, что в большинстве своем их авторов интересовала прежде всего фигура императора и только значительные события истории, там часто содержится не так много сведений по интересующей нас теме. Наиболее важную, многочисленную и трудоемкую категорию источников составляют различные виды латинских надписей официального и частного характера, оставленные сенатом как институтом власти, сенаторами, преторианцами и рядовыми жителями Рима. Именно они позволяют реконструировать связи между представителями этих социальных групп.
Все, кроме одного, который имел удовлетворительный гимназический аттестат, были подвергнуты экзаменам. К 1829 г. Занятия начинались в 8 часов утра и продолжались с двухчасовым перерывом до 6 часов вечера.
Таким образом, студенты должны были слушать по 3-4 двухчасовые лекции ежедневно, кроме воскресенья. Срок обучения составлял три года. Студентам полагалось носить форменную одежду - синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком». Оже-де-Ранкур, воспоминания: В 1837 году поступил я на юридический факультет в императорский С. Согласно желания покойнаго императора Николая Павловича и стараниями бывшаго в то время министра народнаго просвещения графа С. Уварова, университет в первый же год своего обновления наполнился молодыми людьми многих аристократических фамилий. Вместе с разрешением носить шитыя золотыя петлицы на воротниках мундиров, вменено было студентам в обязанность ходить постоянно в треугольных шляпах при шпагах без темляка и отдавать честь царской фамилии и генералам, становясь во фронт и спустив с плеча шинель, как это требовалось от офицеров.
На первых порах отдание чести не обошлось без комичных сцен и недоразумений, так, например; один студент, возвращаясь с лекции, нес под мышкой несколько книг и тетрадей; встретив в это время генерала, он поспешил сбросить с плеча шинель, причем книги разсыпалисъ, а с ними вместе и шинель упала на тротуар.
Он также предложил преобразовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет, что стало одним из этапов развития нынешнего СПбГУ. Скульптуру «Крылатый гений» перенесут во двор здания Двенадцати коллегий. Ранее скульптуры из стекла и керамики вписались в пейзажи Елагина острова.
Памятник универсанту может переехать к «Максидому». В СПбГУ забыли его учесть
Власть - 4 августа 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Санкт-Петербургский Императорский университет (1819—1914). Санкт-Петербургский государственный университет – старейший и один из крупнейших вузов России. Императорский Санкт-Петербургский университет — Запрос «ЛГУ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) Девиз Hic tuta perennat (Здесь в безопасности пребывает).
Историки впервые исследуют неформальные связи элиты, военных и народа в императорском Древнем Риме
Проекты уставов и уставы землячеств, коллективные ходатайства студентов 1904; 1907—1917 гг. Переписка о постановке портретов знаменитых учёных в здании Университета 1879 г. Выписки из журналов заседаний Цензурного комитета 1825; 1864—1865 гг. Переписка о студенческих сходках, митингах, забастовках; рукописные тексты объявлений о предстоящих студенческих митингах 1861—1916 гг. Документы об определении, награждении и увольнении преподавателей, чиновников и служащих Университета, Цензурного комитета, Благородного пансиона и училищ губерний, подчиненных С. Бекетова, К. Бестужева-Рюмина, А. Бутлерова, Н.
Костомарова, Д. Менделеева, И. Сеченова, П. Чебышева и др. Документы об определении и увольнении студентов и вольнослушателей; о переводе их на разные факультеты 1819—1917 гг. Ульяновым Ленином , студенческая диссертация А. Ульянова, дипломная работа А.
Поселок Горки на Рощинском шоссе Выборгского района Поехав на отдых с палатками сюда, петербуржцы насладятся живописным видом, выходящим на озеро. Разрешается брать для отдыха собственную палатку любого размера. Также на территории есть специальные домики для гостей. Там оборудована традиционная кровать. Отдых в кемпинге можно устроить даже в том случае, если нет своих палаток. Посетителям их тоже предоставляют.
В зону отдыха проведено электричество. Есть несколько чистых туалетов и душевых кабинок. Также можно пожарить шашлыки в оборудованной мангальной зоне. Поселок Васильево, Мельниковское сельское поселение, Приозерский район Кемпинг в Ленинградской области заинтересует тех туристов, которые любят отдыхать в живописных местах. Неподалеку от лагеря течет река Вуокса. Посетители могут разместиться как в лагере с палатками, так и в специально построенном доме.
На территории есть зона для парковки автомобиля. Сам отдых с палатками для петербуржцев пройдет без особых тягот и лишений, ведь можно воспользоваться несколькими уборными, зоной для умывания, комфортным душем и электричеством. Получится даже зарядить телефон.
Будущий нобелевский лауреат И.
Мечников в 1867 г. Кесслер стал инициатором созыва первого съезда русских естествоиспытателей, который состоялся в конце декабря 1867 — начале января 1868 г. В дальнейшем подобные съезды стали регулярными и сыграли очень важную роль в развитии русского естествознания. В 1867 г.
После заграничного путешествия, где он первым из геологов наблюдал извержение Везувия и защиты докторской диссертации в 1873 г. Благодаря его усилиям был организован и получил развитие Геологический кабинет-музей Петербургского университета. С именем выпускника и профессора Петербургского университета — В. Докучаева связано и зарождение русского почвоведения.
Значительный приток новых выдающихся научных сил после устава 1863 г. Философию преподавали протоиерей Ф. Сидонский и М. А в 1880-82 гг.
В области древней истории началась деятельность ученика М. Куторги — Ф. С середины 1860-ых гг. Создав своими трудами русскую эпиграфическую школу, Соколов заложил основы крупного научного направления в антиковедении.
Другой ученик Куторги — В. Васильевский в 1870 г. Этот ученый стал основоположником научного византиноведения в России. На кафедру отечественной истории в 1865 г.
Бестужев-Рюмин, яркий представитель источниковедческого направления в изучении русской истории. Его диссертация, посвященная древнейшим русским летописям, определяла источники, этапы формирования текстов летописей и принципы работы с ними. Новая кафедра истории искусства оказалась замещена только в 1873 г. В пореформенное время на историко-филологическом факультете появилась блестящая плеяда филологов и литературоведов.
До 1880 г. Срезневского на кафедре славянской филологии. Здесь же в 1864 г. Ламанского, внесшего заметный вклад в развитие славянской истории, филологии и этнографии.
Продолжателем изысканий Срезневского стал и академик И. Ягич, преподававший в 1880-85 гг. Крупными исследователями истории русской литературы и фольклора стали Л. Майков и О.
По инициативе Миллера возникло Общество вспомоществования студентам Петербургского университета, оказывающее материальную поддержку нуждающимся студентам и была открыта первая в России студенческая столовая. На кафедре всеобщей истории литературы в 1870 г. С его деятельностью был связан новый этап в истории литературоведения — переход к сравнительно-историческому методу изучения памятников литературы и фольклора. Его классические труды по общей теории литературы, по истории западноевропейских и русской литературы, исторической поэтике, мировому фольклору получили мировую известность и сделали Веселовского признанным главой крупной научной школы.
Юридический факультет Петербургского университета во второй половине XIX века также выдвинул немало крупных ученых. В эти годы юристы активно занимались изучением истории России с точки зрения развития права, поэтому многие их труды лежали на стыке истории и собственно правоведения. Также после реформ 1860-ых гг. Кафедру энциклопедии права в 1863 г.
Редкин, пользовавшийся репутацией либерала и известностью в качестве не только ученого-юриста, но и общественного деятеля. Лекции по государственному праву с 1867 г. Градовский также приверженец либеральных взглядов и проповедник начал буржуазного конституционализма. На кафедре истории русского права с 1872 г.
Сергеевич, представитель возникшей в Москве юридической школы Б. Еще в ранних его работах возникновение древнерусской государственности трактовалось как договорное начало между князем и народным представительством вече. Вопросы уголовного права и его истории в России разрабатывал с 1864 г. В 1868 г.
Профессором кафедры международного права с 1873 г. Кафедру политической экономии и статистики занимали Э. Вреден и Ю. Первым в 1868 г.
В своих работах Янсон широко использовал богатейшие собрания статистического кабинета университета, содержащего многочисленные издания русских и зарубежных статистических органов. На факультете восточных языков по новому уставу прибавилась кафедра истории Востока. Ее первым профессором стал В. Среди его разносторонних научных интересов первое место занимала история Средней Азии и кочевых народов.
Он одним из первых ученых начал разрабатывать столь важную для отечественной истории тему как взаимоотношение Руси со степными народами. Кафедру армянской словесности занимал К. Патканов, а арабской словесности — В. Первым преподавателем санскритского языка стал К.
С 1870 г. В 1872 г. Розен — в недалеком будущем признаный глава отечественной арабистики и ориенталистики в целом в стенах Петербургского университета. Широким международным признанием успехов университетских востоковедов стал созыв третьего международного съезда востоковедов в Петербурге в 1876 г.
Что касается студентов, то устав 1863 г. Плата за обучение оставалась прежней 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. Так в 1868 г. В 1870-ые гг.
Многим студентам приходилось зарабатывать себе на хлеб, и они не могли регулярно посещать лекции. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. В течении 1863-1869 гг. Одним из наиболее крупных пожертвований стала сумма в 200.
Поляковым для строительства общежития для студентов. Оно было открыто в 1882 г. Количество учащихся в университете неуклонно возрастало: если в 1869 г. Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших Женских Курсов в Петербурге в 1878 г.
Формально курсы были независимым от университета, первоначально даже частным учебным заведением, но фактически все преподавание на них осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. Первые женщины появились в университетских аудиториях в качестве вольнослушательниц еще в 1859 г. Стасова, М. Трубникова, Е.
Конради, А. Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно.
Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты. Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г. Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы. Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г.
На средства, собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. Университетский устав 1884 г. Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой.
Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов. Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению. Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром.
В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета. Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством. Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными.
Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения. Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. Вследствие этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой.
И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А. Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет. Осенью 1889 г. Во главе курсов вставал директор, назначаемый министром; учреждался особый институт инспектрис, которые должны были наблюдать за слушательницами и во внеучебное время; упразднялись естественноисторические кафедры; число слушательниц не должно было превышать 400 человек.
Но несмотря на все препоны курсы продолжали расти и развиваться, к 1903 г. За первые 25 лет существования ВЖК, Общество доставления им средств сумело построить 4 дома с прекрасно оборудованными аудиториями и лабораториями, библиотекой, астрономической обсерваторией, общежитием для студенток. Восстановить же автономное управление ВЖК смогли, также, как и сам университет, только в 1905 г. Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы.
Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома. Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета, назначаемые попечителем учебного округа и министром. То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания. За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний.
Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их. Например, в 1892 г. Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры.
На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать.
Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром. В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г.
На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г. На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг.
На кафедре физики до 1901 г. Петрушевский, его приемником стал И. Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов. Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России.
На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О.
Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики. Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки.
В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел. В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел.
В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России.
Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала. Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н.
Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А.
В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников.
С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов.
После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое.
Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И.
Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели.
С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий.
С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В.
Латышев, П. Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников.
В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг.
В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р.
Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П.
Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г.
Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А. Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н.
На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г. Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И.
Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ.
На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры.
Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В. Поленов, И.
Билибин, М. Врубель, И. Грабарь, М. Добужинский, С.
Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г.
Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин.
Ученый совет горного проголосовал за переименование университета в апреле 2023 года. Президент России поддержал инициативу, подписав соответствующий указ. Теперь последует процесс по переименованию университета на всех ресурсах, включая таблички на корпусах учреждения. Все работы планируют завершить к 1 сентября 2023 года.
СПбГУ – первый университет страны
Представители Санкт‐Петербургского университета совершили визит в город Сыктывкар, где обсудили вопросы поддержки талантливых школьников и целевого обучения в СПбГУ. Дмитрий Чернышенко открыл галерею портретов ректоров Санкт-Петербургского государственного университета. Дмитрий Чернышенко открыл галерею портретов ректоров Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Власть - 4 августа 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Горному университету Петербурга вернули имя Екатерины II
Именно граф Уваров стал автором преобразования вуза. В 1819 году он предложил переименовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет. Неспособные к обучению в Университете оказывались даже среди зачисленных на стипендию Его Императорского величества. Санкт-Петербургский государственный университет определился с местом для установки памятника министру народного просвещения Российской империи Сергею Уварову, сообщили в пресс-службе вуза. Чрезвычайное происществие случилось в Санкт-Петербургском Императорском университете в один из декабрьских дней 1865 года. Санкт-Петербургский государственный университет — самый первый университет России, центр образования и науки.