Манифест о роспуске II Государственной Думы Высочайший манифест БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, Император и Самодержец Всероссийский, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ, и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всем нашим. заявил журналистам РИА "Новости" на пресс-конференции 24 декабря спикер Госдумы второго созыва Геннадий Селезнев. Должностные лица II Государственной Думы. Процесс роспуска II Государственной думы, проработавшей 102 дня, вошёл в историю также как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением избирательной системы. По старому стилю, 3 июня, как и все тогда зафиксированные даты, в настоящее время. Часть 7. Лица Второй Государственной Думы-2 Государственная дума Российской империи III созыва — представительный законодательный орган Российской империи, созванный после досрочного роспуска II Государственной думы.
Правила комментирования
- Роспуск Государственной Думы II созыва — Рувики
- Госдума досрочно лишила мандатов двух депутатов
- Политическая ситуация
- Роспуск II Государственной думы
- Арабский халифат и его распад
- Смотрите также:
Этот день в истории: 16 июня 1907 года — последний день Первой русской революции
В ходе рассмотрения вопросов кадеты проявляли уступчивость, призывая «беречь Думу» и не давать правительству повода для её роспуска. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Повод для роспуска Думы: 1 июня 1907 П. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи. Избирательный закон. Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П. Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало.
Считается общепринятым, что издание Третьеиюньского избирательного закона стало государственным переворотом, так как он нарушал 86 статью Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 года. Причины роспуска Второй думы: 2.
Как товарищ председателя Думы, он не был формально избран председателем группы. Березин был членом ПСР и уже отсидел три года20. Представитель трудовой группы был избран вторым товарищем председателя Думы. В комиссиях доля трудовиков нередко была занижена относительно их численности. Березин в Аграрной комиссии возглавил подкомиссию по законодательным указам. Народнические фракции находились в блоке между собой.
Они создали информационное бюро и совместные комиссии, собирались на соединенные заседания21. Их идеологические позиции были сходны, поэтому имеет смысл рассмотреть их совместно. Народники проводили прежде всего идею сословной исключительности крестьян: на них держится государство, все же остальные социальные слои паразитируют на них22. Между тем крестьяне, по мнению народников, находились в тяжелом положении. Председатель трудовой группы заявлял, что "Россия вымирает и вырождается"23 из-за нехватки средств у крестьян. Ответственность за это возлагалась на правительство и помещиков. Эсер крестьянин И. Кирносов рассуждал так: "Бог сотворил человека и вручил ему землю, но у нас ее нет, почему это?
Я прямо скажу и откровенно: украли у нас ее"24. По мнению народнических депутатов, жившие в 1907 г. Именно этого народники стремились добиться с помощью Думы. В дебатах по земельному вопросу народники избегали конкретных оценок возможного увеличения крестьянского землевладения и не отвечали на указания о недостатке земли для всех. Передача земли крестьянам считалась актом не столько экономической целесообразности, сколько социальной справедливости. Политическая про- стр. Думская тактика народнических фракций II Думы не отличалась последовательностью. Неонародническая идеология, как известно, предусматривала постепенное развитие социалистических отношений в рамках буржуазного строя.
Народнические фракции, состоявшие из более зрелых по возрасту людей, имевших самостоятельные занятия, были настроены прагматичнее эсдеков. Не отрицая агитационно-пропагандистского значения Думы, народники стремились использовать ее и для проведения реформ, прежде всего касавшихся земельного вопроса, расширения политических свобод и демократизации местного самоуправления. Более всего но не только это касалось депутатов из крестьян. Они не хотели роспуска Думы25, были озабочены главным образом землей и были склонны избегать конфликтов по другим вопросам. Вследствие такого социального состава трудовая группа в большинстве придерживалась более умеренных позиций по сравнению с энесами и эсерами. Народники-интеллектуалы, как и социал-демократы, относились к своим политическим требованиям как к религиозным догматам и были малоспособны к лавированию и компромиссам. Они считали императорское правительство воплощением зла, и какие-либо уступки властям признавали невозможными в принципе26. По данным полиции, эсер Д.
Зимин заявил на собрании выборщиков: "Дума должна предъявить счет с процентом высокому лицу за все хищения его и его дворни, и если счет не будет оплачен, то народ должен ответить кровавой баней - беспримерной в истории"27. В Думе об этом не заявлялось, но многими подразумевалось. Поэтому попытки народников разрабатывать реформы чередовались с революционными выступлениями. Эсеры решили голосовать за отклонение бюджета без передачи в комиссию. Все три фракции в апреле высказались за отклонение проекта об определении числа призываемых новобранцев28 впрочем, большинство трудовиков не явилось на голосование , а в мае отсутствовали в зале при обсуждении вопроса о подготовке покушения на императора крестьяне сочли это демонстрацией не против монархии, а против группы правых. Между тем Основные законы 1906 г. Постепенно члены народнических фракций убеждались в невозможности радикальных реформ и переходили на последовательно революционные позиции 29. Но многие крестьяне-трудовики первоначально не сочувствовали такому повороту30.
Некоторые трудовики в переписке с избирателями призывали их к радикальным выступлениям, вплоть до убийств полицейских, прибывших для подавления беспорядков, в то время как другие советовали сохранять спокойствие и не допускать насилий31. После решительного отказа правительства провести принудительное отчуждение земли середина мая "бережение" Думы потеряло для крестьян-народников смысл32. Однако в конце мая при обсуждении в Думе законопроекта об амнистии значительная по некоторым данным, большая часть трудовиков проголосовала за кадетское предложение сдать этот законопроект в комиссию для выяснения его конституционности33, отложив тем самым революционную демонстрацию Думы, на которой настаивало их руководство. Как и социал-демократы, многие народники особенно из интеллектуалов сочувствовали революционерам и сочли своим долгом "по мотивам совести и чести" провести через Думу законопроект о политической амнистии, имевший значение лишь для революционной агитации34. На деловой работе Думы сказалось влияние народников. Они прежде всего трудовики и консервативные крестьяне добились постановки на обсуждение аграрного вопроса, а также передачи в комиссию правительственных проектов крестьянской реформы "столыпинской" , уже введенных в стр. Однако из-за малой компетентности народнических депутатов и, быть может, нежелания кадетов ускорять события добиться отмены этих указов не удалось. Радикальные депутаты от Украины с начала марта создали межфракционную украинскую группу.
Первоначально в нее вошел 21 член, затем ее численность выросла до 41 - 4235. Незадолго до роспуска Думы украинские трудовики сделали попытку создать на ее основе фракцию, и на ее заседании присутствовало, по сообщениям в печати, около 40 членов. Однако, судя по документам, украинские депутаты вышли только из Трудовой группы, остальные же, оставаясь в своих фракциях, в украинской работали параллельно36. Пять ее членов покинули Трудовую группу к концу мая большинство протестовало против революционных выступлений , а 15 вышли в связи с созданием фракции. Восемь членов новой фракции в том числе четверо беспартийных в начале сессии примыкали к правым, два трудовика являлись членами ПСР. Все 20 депутатов представляли Украину. Их средний возраст - 40 лет. Украинская фракция состояла из одних крестьян и отличалась самым скромным образовательным уровнем.
Один депутат получил незаконченное среднее, остальные 19 - начальное и домашнее образование. Председателем фракции являлся 28-летний полтавский крестьянин и московский бухгалтер эсер Е. Фракция добивалась "национальной и территориальной автономии всех областей Российской империи", передачи частновладельческих земель сверх трудовой нормы в краевой земельный фонд вместо общегосударственного, на чем настаивали трудовики , издания законов об охране труда и национализации "заводских имуществ"38. К концу сессии во II Думе было шесть беспартийных депутатов левее кадетов. Из них четверо А. Гриневич, М. Деревянко, А. Лопатин, В.
Ширяев ранее входили в трудовую группу и покинули ее в знак протеста против революционных выступлений, еще один, А. Кузнецов был исключен из группы эсеров за безнравственное поведение, Н. Познанский не входил во фракции, но объявил себя сочувствующим трудовикам. Крайне левых взглядов придерживались, предположительно, два члена казачьей группы. Председатель ее, 56-летний кубанский землевладелец, историк и экономист Ф. Щербина, до апреля входил в народно-социалистическую фракцию, но покинул ее, протестуя против решения отклонить проект о новобранцах39. Другой член группы Н. Фомин был избран как беспартийный левый, а в Думе ничем себя не проявил.
Средний возраст восьми беспартийных и других членов казачьей группы левее кадетов - 39 лет. Трое получили высшее образование, один - среднее, четверо - начальное. Четверо из восьми принадлежали к средним и высшим слоям, остальные занимались земледелием. К этим депутатам принадлежал старший товарищ председателя Думы. Беспартийные и другие члены казачьей группы левее кадетов относились к правительству а крестьяне - и к имущим классам столь же враждебно, как и прочие крайне левые, однако в большинстве не поддерживали революционные голосования и выступления в Государственной думе. Средний возраст членов кружка - 43 года. Девять членов польского кружка были депутатами I Государственной думы. Председателем коло являлся 43-летний редактор польской газеты Р.
Член коло стал председателем Финансовой комиссии. Польское коло поддерживало радикально-демократические реформы в области политики, нередко оказываясь решительнее кадетов. Лидер кружка с думской трибуны заявлял, что царское правительство необходимо "уничтожить"41. В то же время польские автономисты выступали за неприкосновенность частной собственности и возражали против принудительного отчуждения частновладельческих земель42. Основной целью своей деятельности польские депутаты считали самостоятельность Польши. Коло подготовило проект автономии на основе конфедеративной связи с империей, который даже кадеты и трудовики сочли чрезмерно радикальным43, а также проект полонизации учебных заведений в Польше. Для достижения своей цели кружок считал необходимым заключать "политические контракты", то есть отдавать свои голоса по не затрагивавшим Польшу вопросам в обмен на уступки, ведущие к достижению ее самостоятельности. В случае отказа правительства от такой покупки автономисты были готовы голосовать вместе с революционерами44.
Мусульманская фракция в начале сессии насчитывала 30 членов. В начале марта из-за разногласий по вопросу о помощи голодающим шесть депутатов перешли в трудовую группу45; во фракцию вступили пять вновь прибывших депутатов. Средний возраст членов фракции составлял 43 года. Высшее образование получили 10 из 29, среднее и незаконченное среднее - столько же, начальное и домашнее - девять. Мусульманская фракция включала представителей всех слоев населения с преобладанием высших и средних. Четыре депутата являлись членами I Думы. Председателем фракции был 36-летний уфимский помещик и земский деятель М. Объединенные конфессионально, члены фракции проводили идеи демократизации и защиты культуры мусульманских народов.
В политическом отношении фракция не была единой. Из 28 ее членов на конец апреля было девять левых и социалистов, шесть примыкавших к кадетам и 13 не определившихся47. Руководство мусульманской фракции составляли члены партии народной свободы. Однако фракция относилась к правительству враждебней и голосовала обычно с польскими автономистами. Большинством голосов мусульманские депутаты высказались за проведение политической амнистии в законодательном порядке48. По аграрному вопросу во фракции имелись серьезные разногласия. Большинство сошлось на необходимости принудительного отчуждения и передачи отчужденных земель в областной земельный фонд, предназначенный лишь для жителей области49. В конституционно-демократическую фракцию в начале думской сессии к 1 марта 1907 г.
В ходе сессии фракцию покинуло три депутата: два перешли в трудовую группу и один - в связи с избранием председателем Думы. На деле председатель продолжал работать в тесном контакте с кадетами. В ходе сессии к кадетам перешло трое правых один из них входил также в группу беспартийных , пять членов группы беспартийных вероятно, оставаясь в группе и трое вновь прибывших на сессию из числа избранных после ее начала , а также четыре члена мусульманской фракции и два члена казачьей группы. Последние шесть оставались в своих фракциях. Каратаев, С. Максудов, Ш. Сейфетдинов, Б. Султанов, Ш.
Сыртланов, Х. Хасанов, М. Шахтахтинский, Т. Эльдарханов , рассматриваются здесь как члены мусульманской фракции и к кадетам далее не относятся. Казачья группа, напротив, выступала совместно с кадетами и вносила самостоятельные проекты лишь по вопросам, непосредственно касающимся казаков. Эти предложения также отражали кадетскую идеологию. Поэтому 12 депутатов, входивших и в кадетскую фракцию и в казачью группу М. Араканцев, А.
Афанасьев, К. Бардиж, П. Вопилов, М. Воронков, К. Каклюгин, П. Кудрявцев, А. Панфилов, А. Петров, А.
Петровский, И. Ушаков, В. Харламов , считаются кадетами. Примыкающими к ним признаются еще три члена казачьей группы, о которых нет сведений об их несогласии с кадетской идеологией. Один из них входил в Партию демократических реформ И. Лаптев и двое были беспартийными Я. Егошкин и Ф. Один из этих депутатов прибыл в ходе сессии.
Четыре формально независимых депутата сидели и голосовали вместе с кадетами. В их число входили председатель Думы, один член Партии демократических реформ В. Кузьмин-Караваев и два беспартийных Н. Коншин и Г. Последние прибыли в ходе сессии, один из них ранее входил в социал-демократическую фракцию. Еще один член палаты П. Трофименко не значится в списках фракции, но объявил себя кадетом в анкете и показан таковым в других источниках. Поэтому он также считается примыкающим.
Нет сведений о фракционной принадлежности двух депутатов Я. Ревякин и Н. Тобоков , избранных как кадеты и прибывших незадолго до роспуска. Они также рассматриваются как кадеты. Кадетами являлись также все трое неприбывших депутатов. Заметно высокое представительство промышленных центральных и северных губерний, Черноземного центра и, благодаря казачьей группе, Северного Кавказа - при небольшом числе избранных от Украины и Поволжья. Средний возраст кадетов и примыкающих - 40 лет. Среди кадетов и примыкающих были представители всех слоев населения.
Почти половина фракции принадлежала к средним слоям, остальные депутаты примерно поровну делились на выходцев из элиты и из низов. Имелись один бывший член Государственного совета и 10 членов I Думы. Номинальным председателем фракции был 40-летний курский помещик и бывший предводитель дворянства князь Павел Дм. Реально ею руководил 48-летний политический обозреватель газеты "Речь" П. Милюков, известный историк. Он не являлся членом II Думы, но как председатель ЦК партии народной свободы вошел в бюро фракции в бюро кадетской фракции наряду с членами Думы состояли и члены от ЦК партии. В их числе был и Милюков. Кадеты фактически руководили работой Думы.
Они получили должности ее председателя и секретаря, а также председателей почти всех комиссий и подкомиссий. Кадеты оказывали преобладающее влияние на формирование повестки дня, да и на судьбу правительственных законопроектов кроме аграрных , монополизировав внесение предложений об их направлении в комиссии. Они же разработали и провели через Думу часть ее регламента, значительно ограничив прения не по существу рассматриваемых дел. В отличие от крайне левых, кадеты стремились учесть и некоторые интересы имущих классов. В большинстве кадеты сочувствовали революционному движению52. В то же время опыт I Думы показал им бесперспективность и опасность конфликта с правительством на этой почве, и они считали бессмысленным втягивать Думу в рассмотрение вопросов, связанных с борьбой против революционеров кроме ее правовых аспектов , не видя возможности существенно ослабить репрессивную деятельность властей. Предпочтение отдавалось тем реформам, против которых не ожидалось принципиальных возражений правительства 53, в области судоустройства и местного самоуправления, расширения бюджетных прав Думы, охраны труда и др. В то же время конституционалисты-демократы считали невозможным голосовать против своих идеологических установок, включая поддержку революционеров.
Попытка усидеть на двух стульях вызвала неприязнь к кадетам с обоих флангов и стала одной из причин быстрого крушения II Думы. В конце сессии кадеты отказались проголосовать за устранение от участия в заседаниях социал-демократической фракции и лишение депутатской неприкосновенности некоторых ее членов, хотя собранные полицией материалы доказывали, что фракция являлась составной частью РСДРП54, которая, как известно, добивалась свержения монархии путем вооруженного восстания. Согласно ст.
Выборгский процесс : иллюстрированное издание. Петрункевича, Ф. Кокошкина, В. Галецкого, В. Лунина, Н. Ишерского, И. Рамишвили; Г. Шапошникова, В. Врагова, Г. Зубченко, И. Кубилиса, Я. Дитца, кн. Герценштейна, Г. Иоллоса, А. Муханова, Н.
На основании ст. Подсчет проходил весь следующий день. Голоса учитывались на карточке кандидата. Избрание проходило суммированием поданных голосов и наделения полномочиями кандидата, набравшего наибольшее их количество.
Почему была распущена 2 Государственная дума?
Почему Николай II распустил Первую Думу? · Город 812 | Роспуск II Государственной думы Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода её деятельности. В целом II Дума оказалась ещё более радикально настроена, чем её. |
В этот день - 16 июня 1907 г. была распущена II Государственная дума Российской Империи | Роспуск 2-й Государственной Думы. Запрос в Государственной Думе об Азефе. |
А ГосДума-то не признала роспуск СССР (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД от 15 марта 1996 года N 157-II ГД) | Государственная дума второго созыва оказалась не лучше первой. Пришлось и ее распустить. Затем, ввиду выяснившейся необходимости, высочайшим манифестом 3 июня 1907 года было возвещено о некоторых изменениях в правилах избрания в члены думы. |
7. Роспуск II Государственной Думы и издание нового избирательного закона от 3 июня 1907 г.
Члены 1-й Государственной думы послееё роспуска (слева направо):Г. Н. Шапошников, Д. И. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, Пётр Д. Долгоруков,С. А. Муромцев. Роспуск Государственной Думы был законным правом Государя Императора. Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. Четвёртая Государственная Дума Российской империи собралась на первое заседание в Таврическом дворце Санкт-Петербурга 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1912 года. В этой должности ему пришлось пытаться находить компромисс между Верховной властью, либеральной общественностью и революцией в сложнейшей обстановке весны-лета 1906 года до роспуска I Государственной Думы. II-я ГД за 102 дня рассмотрела 287 правительственных законопроектов Одобрила только 20. Из них только 3 (три) получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).
Состав и отличие 1 и 2 Думы
- Регистрация
- Вслед за правительством Медведева распустят Государственную Думу
- Вторая государственная дума — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Сегодня завершила свою работу Государственная Дума второго созыва.. Новости. Первый канал
Какие события послужили причиной роспуска 2-й Государственной Думы Российской Федерации
II Государственная дума провела одну сессию с 20 февраля по 3 июня 1907 года → была распущена (Третьеиюньский переворот) – проработала 102 дня. Оригинал взят у eugenpr в А ГосДума-то не признала роспуск СССР (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД от 15 марта 1996 года N 157-II ГД) Как-то народ в интернете вдруг вспомнил о поставлении ГосДумы от 15 марта 1996 года N 157-II ГД, в котором прямо отмечается, что подписи. Процесс роспуска II Государственной думы, проработавшей 102 дня, вошёл в историю также как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением избирательной системы. Роспуск II Государственной думы. 16.6.1907. По предложению председателя Совета министров Н. А. Столыпина император Николай II объявил о роспуске II Государственной думы.
Госдума досрочно лишила мандатов двух депутатов
Реформаторский курс П. Петр Аркадьевича Столыпин 1862-1911 до занятия поста председателя Совета министров и министра внутренних дел. Дворянский род Столыпиных известен с конца XVI в. Наиболее известные линии рода ведут начало от пензенского губернского предводителя дворянства Алексея Емельяновича Столыпина 1744-1810. Одному из пяти его сыновей Аркадию Алексеевичу 1778-1825 суждено было стать сенатором и закадычным другом реформатора императорской России XIX века М.
Другому — генерал-майору Дмитрию Алексеевичу 1785-1826 , участнику Аустерлицкого сражения, хорошо знавшего декабриста Пестеля, суждено было стать дедом реформатора императорской России XX века. Интересно отметить, что сыну Аркадия Алексеевича Дмитрию Аркадьевичу, гвардейскому офицеру, участвовавшему в обороне Севастополя в Крымскую войну, судьба уготовила несколько ранее своего знаменитого родственника публично заявить на страницах российской печати начало девяностых годов XIX века о пагубности общинных порядков в России. По его мнению они способствовали консервации «некрасивых» порядков и «пригнетению» личности. У рано ушедшего из жизни Дмитрия Алексеевича за несколько лет до кончины в 1822 г.
Его жизнь и карьера сложились благополучно. С16 лет он служил в конной артиллерии, защищал Севастополь в Крымскую, в генеральском чине участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Итоги: Одновременно с роспуском Государственной думы 3 июня 1907 года опубликован новый Избирательный закон — «Положение о выборах в Государственную думу». Принятых законов: нет.
Он заявил: «Такая армия будет великолепно воевать с нами и нас, господа, разгонять и будет всегда терпеть поражение на востоке» [22]. По понятиям того времени подобное заявление было тяжёлым оскорблением армии; правые депутаты подняли крик. Растерявшийся председатель Думы кадет Ф. Головин не сумел или не решился ни остановить Зурабова, ни высказать ему порицание. Попросивший ответного слова военный министр генерал А. Редигер коротко заявил, что отвечать на подобную брань ниже достоинства правительства, после чего все присутствующие министры покинули заседание. Это стало формальным разрывом между правительством и Думой.
Министры, из чувства служебного и личного достоинства, были более не намерены посещать заседания Думы, в котором их и корону в их лице подвергают прямым оскорблениям без вмешательства председательствующего и наказания виновных. Позже опомнившийся Головин сделал Зурабову устное замечание, но, поставив на голосование вопрос об отстранении Зурабова от участия в заседаниях отстранение на 15 заседаний было максимальным наказанием, которому мог подвергнуться депутат [23] , не смог добиться большинства голосов. Столыпин переговорил с Головиным по телефону и объяснил, что правительство воспримет как коллективное извинение Думы, если Дума примет формулу перехода форма резолюции Думы, в которой она могла произвольно, независимо от повестки дня, заявлять свою позицию с выражением уважения к армии, а Головин явится к Редигеру и принесёт извинения. В противном случае Столыпин считал невозможным появление военного министра в Думе. Столыпин на следующий день написал Николаю II письмо, в котором изложил события [24]. Тон письма был достаточно мягким, Столыпин явно рассчитывал решить дело мирным путём. В тот же день на заседании Совета министров П. Столыпин , настроение которого сильно изменилось не в пользу Думы, объявил, что он намерен добиваться роспуска Думы с одновременным изменением избирательного закона.
Граф В. Коковцов , в то время министр финансов, полагал, что в этот день судьба II Думы была окончательно решена; все дальнейшие события повлияли только на то, в какой именно день и каким именно образом будет распущена Дума. В этот же день Головин принёс извинения Редигеру [25] , но формула перехода принята не была. Коковцов, бывший с еженедельным докладом у императора через неделю после событий, вспоминал о том, что Николай II был серьёзно настроен на немедленный роспуск Думы. Отношения между правительством и Думой заметно испортились, хотя министры при необходимости и продолжали посещать Думу. Собрание постановило составить «солдатский наказ», рассказывающий о трудностях военной службы, и с особо избранной делегацией передать его депутатам социал-демократической фракции Думы. Написание солдатского наказа было поручено социал-демократу В. Военная организация находилась под тщательным надзором полиции, два её участника — Екатерина Шорникова и Болеслав Бродский — были полицейскими информаторами.
В мае — июле 1906 года были проведены многочисленные обыски и аресты членов организации судебный приговор 17 революционерам по этому делу будет вынесен в сентябре 1907 года. C января 1907 года шла слежка за школой-лабораторией, обучавшей изготовлению бомб; школа, после ряда арестов в начале 1907 года, переместилась в Финляндию, в район станции Куоккала. Слежку за Военной организацией координировал сотрудник Охранного отделения полковник В. Готовый документ, названный «Наказ воинских частей петербургского гарнизона в социал-демократическую фракцию Государственной думы», оказался в руках Екатерины Шорниковой, исполнявшей в организации обязанности делопроизводителя. Шорникова немедленно известила о событиях полковника Еленского, Еленский доложил начальнику отделения полковнику А. Герасимову , а тот, в свою очередь, немедленно информировал премьер-министра П. Столыпин проявил неожиданную заинтересованность в деле и потребовал раздобыть копию «наказа»; Шорникова немедленно изготовила две копии, из которых к одной даже приложила печать Военной организации. Ознакомившись с документом, Столыпин отдал распоряжение арестовать депутатов от РСДРП с поличным непосредственно в момент визита к ним солдатской делегации.
Задача не представлялась особенно сложной — все участники военной организации были известны Охранному отделению, за ними велось тщательное агентурное наблюдение. Солдатская делегация отправилась к социал-демократам вечером 5 мая. Озола , располагалась в меблированных комнатах «Сан-Ремо» в доме 92 по Невскому проспекту. По неизвестным причинам полковник Еленский со своими сотрудниками замешкался, и полиция ворвалась в квартиру только после того, как солдаты из неё ушли. В квартире оказалось 35 человек, в том числе пять депутатов Думы Д. Белановский , И. Лопаткин , И. Марев , И.
Озол и Ф. Полиция не имела права ни арестовать депутатов, ни начинать выемку документов до прибытия судебного следователя; всё, на что решились полицейские — задержать депутатов в квартире до прибытия судебных властей. В ожидании следователя и прокурора продолжавшемся около двух часов депутаты успели уничтожить многие документы. Хотя план полиции в целом провалился, обыск в квартире всё же дал некоторое количество документов противоправительственного содержания; сам наказ был, однако, вырван из рук полицейского Озолом.
Затем представитель прокуратуры огласил постановление о предании депутатов суду. Заявление Столыпина выглядело по форме ультиматумом. Он закончил свою речь словами: «Какое бы то ни было промедление в удовлетворении этого требования или удовлетворение его в неполном объёме поставит правительство в невозможность отвечать за безопасность государства». Однако Дума не поторопилась с ответом, а образовала комиссию из 22 депутатов для изучения материалов дела. И тогда 3 июня последовал манифест императора о роспуске Второй Государственной Думы. В указе царя в качестве главной причины прекращения работы Думы не упоминалось дело социал-демократов. В упрек палате ставились медленность рассмотрения и отклонение представленных правительством законопроектов, а также обращение права запросов в метод борьбы с правительством. Однако сам роспуск Думы не был государственным переворотом, поскольку был осуществлён в рамках Основных законов Российской империи РИ. К перевороту относится дальнейшее действие императора: принятие нового избирательного закона. А вот это было прямым нарушением «конституции», в которой было записано: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы…» Не согласуется этот шаг и со статьей 87 Основных законов, когда царский указ в период перерыва в работе Думы временно приобретал права закона. Во-первых, в момент подписания указа Дума работала, а во-вторых, этот указ и не вносился на рассмотрение Думы вообще. Следовательно, царь, в нарушение Основных законов РИ, снова выступил как единственный и монопольный законодатель, миновав законодательные органы власти. Зачем был принят новый закон о выборах?
В январе 1907 года проходили выборы во II Государственную Думу Российской Империи
Советская историография, определяя роспуск Второй Думы государственным переворотом, объясняла это тем, что, согласно Манифесту от 20 февраля 1906 года, Император имел право вводить или менять законы в обход Думы только в перерывах между её сессиями. июнь 1907) На карте: , Google-карта (нет точных координат) Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали. Вторая Государственная Дума Российской империи существовала с 20 февраля по 2 июня 1907 года. Должностные лица II Государственной Думы. Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. 3 июня 1907 г.) была единственной, которая включала представителей всех основных.
XII. Роспуск 2-й Государственной Думы
Губернаторы призывали население не поддаваться на провокации бывших депутатов, потому что призывы носили «мятежный характер» и были направлены «против священной царской власти». В тяжелую для страны минуту от народа требовали помощи императору, которая заключалась «в терпении, строгом исполнении закона и полном повиновении властям». А вскоре стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении 180 депутатов, подписавших воззвание. Их обвиняли в распространении сочинений, призывающих к неповиновению или противодействию закону п. Кроме того, на основании ст. С одной стороны, на то были объективные причины: большинство обвиняемых жили не в Петербурге — их нужно было сначала разыскать, а потом допросить по месту жительства.
С другой, как считали многие, власти специально затягивали следствие, чтобы депутаты не могли участвовать в избирательной кампании в Думу второго созыва. Положение о выборах запрещало баллотироваться лицам, которые находились под следствием или судом по обвинению в преступлениях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния, а санкции ст. Только летом 1907 года, уже после выборов во Вторую Думу, стало известно об окончании следствия. Но к предъявленному обвинению у юристов возникли вопросы. В первую очередь, правоведы пытались понять, применимы ли к действиям бывших депутатов статьи 129 и 51 Уголовного уложения.
Следствие квалифицировало деяние как распространение сочинений, призывающих к неповиновению или противодействию закону, в действительности же большинство депутатов только подписали воззвание, распространяли его другие. Поэтому, по мнению специалистов, больше подходила ст. И хотя воззвание активно распространяли, юристы доказывали: формулировка «распространение не последовало» означает, что составитель преступного сочинения лично не распространял его. Составы существенно различались: за распространение наказывали заключением в исправительном доме до трех лет, за составление — заключением в крепости на тот же срок, но во втором случае санкции статьи не предусматривали дополнительного наказания в виде лишения прав состояния и избирательного права. Группа депутатов Первой Государственной думы, осужденных за подписание Выборгского воззвания, и их защитники Сомнения возникали и по поводу ст.
Факты распространения воззвания депутатами были единичными, поэтому, как считали юристы, квалификация действий как соучастия в преступлении представлялась невозможной по нескольким причинам. Например, если иметь в виду, что воззвание преимущественно распространяли посторонние, то логика следствия обязывала бы и их признавать соучастниками, а это выглядело абсурдно. Если же считать основную часть депутатов соучастниками тех нескольких коллег, которые после подписания воззвания сами распространяли его, то недостаточно оснований для установления общности действий, характеризующей понятие соучастия. Вторая часть претензий касалась места совершения преступления. Выборг был территорией Финляндии, но действие Уголовного уложения не распространялось на деяния, совершенные в Великом Княжестве Финляндском, за исключением некоторых случаев.
Поэтому обвиняемые должны были отвечать перед финским судом по финским законам. Однако в соответствии с законодательством Финляндии действия депутатов не считались наказуемыми, и, следовательно, уголовное преследование исключалось. Но как отмечали многие юристы, в этом деле «политика подчинила себе суд». Процесс по делу о Выборгском воззвании Рассмотрение дела началось в Особом присутствии Санкт-Петербургской судебной палаты с участием сословных представителей в декабре 1907 года. В деле фигурировали 169 обвиняемых, защищали их более 60 адвокатов.
Судебные старожилы сравнивали дело по масштабу с «Процессом 193-х», состоявшимся над революционерами-народниками в 1877—1878 годах. Но статус обвиняемых в 1907-м, когда перед судом оказались весь президиум Первой Думы и наиболее знаменитые депутаты, позволил наблюдателям считать процесс небывалым явлением не только в России, но и в мире. Зал заседания был переполнен, журналисты и публика понимали, что на их глазах вершится история. Состав подсудимых оказался ярким: знаменитые юристы, профессора, врачи, земские деятели, священники, крестьяне. Представляясь суду, почти все использовали эпитет «бывший»: еще на стадии следствия их лишили должностей и званий.
Это вызвало рост общественного недовольства и разочарования в политической системе. Граждане России требовали реформ и прозрачности в работе национального парламента. Роспуск 2-й Государственной думы несомненно был мощным сигналом о необходимости переосмысления и спортирования политической системы России. Ожидается, что этот шаг позволит начать процесс масштабных политических реформ, направленных на укрепление демократических институтов и повышение ответственности политических партий перед народом. Роспуск 2-й Государственной думы Роспуск 2-й Государственной думы, произошедший в 2007 году, стал одним из самых значимых событий в политической жизни России. Это решение было принято Президентом Российской Федерации, Владимиром Путиным, после длительных протестов со стороны оппозиции и общественности.
Причинами роспуска думы стали серьезные нарушения в работе парламента, отсутствие диалога между властью и оппозицией, а также недоверие граждан к представителям власти. За время работы 2-й Государственной думы было принято множество контроверзных законов, которые вызвали недовольство общества и привели к усилению социальных протестов. Одним из ключевых моментов, приведших к роспуску Государственной думы, было несоблюдение принципа разделения властей.
Основными фракциями стали правые и националисты со 157 местами, октябристы 98 мест , прогрессисты 48 мест , кадеты 59 мест. Кроме того, в Думе были представлены трудовики 10 мест и социал-демократы 14 мест. Всего за период работы IV Государственной Думы было проведено пять сессий: две из них пришлись на довоенный период и три — на Первую мировую войну. За первые две сессии Совет министров внёс в Думу около двух тысяч мелких законопроектов. При этом многие действительно важные документы утверждались в обход парламента. Оппозиционные настроения в парламенте росли, но этот процесс остановило вступление России в мировую войну. На экстренное внеочередное заседание Думу собрали по указу Николая II 26 июля 1914 года.
Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства. Все это побудило Нас Указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего Июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907 года... Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу. Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских.