В 24 регионах России, где избиратели будут голосовать онлайн с использованием Федеральной платформы ДЭГ, специально разработанной по заказу ЦИК России, начался прием заявлений об участии в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). Для избирателей доступны цифровые сервисы ЦИК России, которые позволяют получить информацию о проходящих выборах, о включении в список избирателей на избирательном участке, об избирательных комиссиях, об участвующих в выборах кандидатах.
Рубрикатор
- Защита документов
- Аннулируйте заявление о выборе избирательного участка — если ранее подавали
- Рубрикатор
- Наши проекты
ЦИК запускает пилотную версию приложения "Мобильная УИК" для членов комиссий
Копия на бумажном носителе списка избирателей в электронном виде заверяется печатью участковой комиссии, а также подписями председателя и секретаря участковой комиссии. Копия списка избирателей в электронном виде может быть изготовлена в электронном виде. В таком случае она подписывается электронными подписями председателя, секретаря участковой комиссии. Копия списка избирателей в электронном виде представляется для обозрения членам участковой комиссии, наблюдателям и иным лицам, имеющим право присутствовать в помещении участковой комиссии при подсчете голосов. После завершения подсчета голосов список избирателей в электронном виде хранится в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов. Составление и уточнение списков избирателей участковыми комиссиями на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации 4. На избирательном участке, образованном руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, в список избирателей при его составлении включаются избиратели, подавшие письменные заявления, которые: постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках; проживают в пределах расположения воинской части при условии, что на ее территории не образован избирательный участок. На избирательном участке, образованном на территории воинской части, в список избирателей при его составлении включаются: избиратели из числа военнослужащих и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинских частей на основании сведений, представляемых командиром воинской части ; избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации либо находящиеся в длительных заграничных командировках, подавшие письменные заявления о включении в список избирателей на момент его составления по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в порядке поступления письменных заявлений, поданных не позднее 18. В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес его места жительства.
При этом в отношении избирателя, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, указывается адрес его места жительства на территории иностранного государства, а избирателя, находящегося в командировке в том числе длительной , служебной, деловой, личной или туристической поездке, - адрес его места жительства на территории Российской Федерации со слов избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой комиссии в 18. В день голосования на основании устного обращения при явке в помещение участковой комиссии в список избирателей на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, в том числе на избирательном участке, образованном в пределах расположения воинской части по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации , включаются избиратели, которые: постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках; находятся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках. В случае если участковой комиссией будет установлено, что избиратель подал заявление об участии в дистанционном электронном голосовании в случае проведения дистанционного электронного голосования без подачи заявления - принял участие в дистанционном электронном голосовании либо проголосовал на ином избирательном участке, указанный избиратель не включается в список избирателей. Использование списка избирателей 5. Порядок использования и работы с первым экземпляром списка избирателей при проведении голосования 5. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт. В случае если прибывший явившийся на избирательный участок избиратель не был включен в список избирателей, он может быть включен в список дополнительно в порядке, установленном в пунктах 2. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой комиссии с правом решающего голоса обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, либо вне помещения для голосования, либо к нему не направлены члены участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования устанавливается по отметке в списке избирателей , а также не включен в Реестр избирателей, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.
Если избиратель, от которого поступило заявление устное обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не вернутся члены участковой комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению обращению этого избирателя и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. После установления указанного факта избиратель исключается из списка избирателей в соответствии с пунктом 2. Если сведения об избирателе ошибочно внесены в строку, относящуюся к другому избирателю, и или избиратель ошибочно расписался за получение избирательного бюллетеня в строке, относящейся к другому избирателю, в графе "Особые отметки" списка избирателей делается отметка "Вписанные данные относятся к строке N", указывается дата заверения, заверяется подписью члена участковой комиссии, выдавшего избирателю избирательный бюллетень, и подписью председателя участковой комиссии. Пример отметки приведен в строке 12 приложения N 8 к Инструкции. Избиратель, в строке со сведениями о котором проставлена подпись другого избирателя, исключается из списка избирателей в соответствии с пунктом 2. При получении избирательного бюллетеня избиратель проверяет правильность внесенных данных и расписывается в получении избирательного бюллетеня. Пример отметки приведен в строке 13 приложения N 8 к Инструкции. Член участковой комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, дополнительно в графе "Особые отметки" указывает дату голосования. В случае если избиратель, который не может самостоятельно проставить подпись в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, решил воспользоваться для этого помощью другого лица, в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю.
Указанный гражданин проставляет подпись в графе "Подпись избирателя за полученный избирательный бюллетень на выборах Президента Российской Федерации". Примеры отметок приведены в строках 14, 15 приложения N 8 к Инструкции. В случае если избирателю был выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного, член участковой комиссии, выдавший избирательный бюллетень, в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку напротив фамилии данного избирателя "Выдан бюллетень взамен испорченного", указывает дату голосования и проставляет подпись. Пример отметки приведен в строке 16 приложения N 8 к Инструкции. В случае организации на территории избирательного участка досрочного голосования избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей. В указанной выписке либо списке члены участковой комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку "Голосовал досрочно", указывают дату и время голосования. Если избиратель расписывался в выписке из списка избирателей, то члены участковой комиссии, проводившие досрочное голосование, после окончания его проведения вносят в список избирателей указанные отметки и расписываются. Указанная выписка хранится вместе со списком избирателей. Пример внесения отметки приведен в строке 17 приложения N 8 к Инструкции.
При проведении в соответствии со статьей 68 Федерального закона N 19-ФЗ голосования групп избирателей, которые проживают находятся в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, избиратель проставляет подпись в получении избирательного бюллетеня в соответствующей книге списка избирателей. Члены участковой комиссии, проводящие такое голосование, делают отметку в списке избирателей "Голосовал вне помещения для голосования", указывают номер переносного ящика для голосования и дату получения избирательного бюллетеня дату голосования. Пример отметки приведен в строке 18 приложения N 8 к Инструкции. Если избиратель прибыл в помещение для голосования после того, как члены участковой комиссии выехали вышли для проведения голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному избирателю в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не будет установлено, что избиратель не проголосовал в месте проведения голосования. После установления указанного факта избиратель исключается из книги списка избирателей в соответствии с пунктом 2. В списке избирателей также делается отметка о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. При проведении в соответствии со статьей 71 Федерального закона N 19-ФЗ голосования вне помещения для голосования избиратели, которые по уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования, а также избиратели, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования в графе списка избирателей, где предусмотрена подпись избирателя за полученный избирательный бюллетень, напротив данных избирателя вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали вышли члены участковой комиссии: "вне помещения для голосования". Для этого могут использоваться с шестой по восьмую графы списка избирателей. Избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня на заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.
В случае порчи избирательного бюллетеня в заявлении также делается отметка о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. Члены участковой комиссии, выезжавшие по заявлениям обращениям избирателей, незамедлительно после прибытия в помещение для голосования отметку "вне помещения для голосования" перед словом "вне" дополняют словом "Голосовал", указывают номер переносного ящика и дату голосования, ставят свои подписи. Пример отметки приведен в строке 19 приложения N 8 к Инструкции. При наличии в заявлении отметки о выдаче нового избирательного бюллетеня взамен испорченного указанная отметка также переносится в список избирателей. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования хранится вместе со списком избирателей. В случае если заявление устное обращение избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования поступило от избирателя, не включенного в список избирателей, но имеющего на это право, избиратель включается в список после возвращения членов участковой комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования по заявлению обращению этого избирателя. Избиратель, исключенный из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления об участии в дистанционном электронном голосовании в случае проведения дистанционного электронного голосования без подачи заявления - принявший участие в дистанционном электронном голосовании и явившийся в день голосования в участковую комиссию по месту жительства, не может быть включен в список избирателей. Избиратель, исключенный из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления о включении в список избирателей по месту нахождения и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту жительства, по решению участковой комиссии может быть включен в список избирателей по месту жительства в соответствии с пунктом 3. При подтверждении информации о том, что избиратель не получал избирательный бюллетень на избирательном участке по месту нахождения, избиратель включается в список избирателей по месту жительства дополнительно и исключается из списка избирателей на избирательном участке по месту нахождения.
После каждого дня голосования список избирателей убирается в сейф, где хранится до каждого следующего дня голосования. После окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей вносить какие-либо изменения в список избирателей запрещается. По окончании каждого дня голосования, за исключением последнего, участковая комиссии подсчитывает число избирателей, получивших избирательные бюллетени в том числе избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования , и передает эти данные в территориальную комиссию для последующего ввода в ГАС "Выборы". Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой комиссии указывают на каждой странице списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в дни голосования устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей ; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в дни голосования устанавливается по числу отметок "Голосовал вне помещения для голосования" в списке избирателей ; число избирателей, проголосовавших досрочно устанавливается по числу отметок "Голосовал досрочно" в списке избирателей. После внесения данных, указанных в пункте 5. Затем указанный член участковой комиссии оглашает эти данные и сообщает их председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии, лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Итоговые данные, которые определяются как сумма вышеуказанных данных, установленных по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает и вносит на последний лист списка избирателей, заверяет своей подписью и печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. Для удобства установления итоговых данных по всем страницам списка избирателей целесообразно использовать таблицу суммирования данных списка избирателей, форма которой приведена в приложении N 11 к Инструкции, для внесения в нее суммарных данных с каждой страницы списка.
В этом случае перед суммированием необходимо убедиться в идентичности записей по каждой странице списка избирателей и записей, внесенных в таблицу суммирования данных списка избирателей. После внесения данных в протокол участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенную форму со списком избирателей вправе ознакомиться присутствующие на избирательном участке члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители по финансовым вопросам, наблюдатели, иностранные международные наблюдатели, а также представители средств массовой информации, указанные в пункте 12 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ. При работе со списком избирателей участковая комиссия по числу подписей избирателей в книге списка избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, подсчитывает число избирателей, принявших участие в выборах на основании заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения, затем составляет акт, форма которого приведена в приложении N 12 к Инструкции, и приобщает его к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. После окончания работы со списком избирателей перед непосредственным подсчетом голосов титульный лист книги списка избирателей, книги списка избирателей по порядку нумерации, книга книги списка избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, вкладные листы списка избирателей, а также последний лист списка избирателей с итоговыми данными должны быть сброшюрованы прошиты в перечисленном порядке в один том, что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя на месте скрепления. Исключение составляют книги списка избирателей, содержащие сведения об избирателях, представленные командиром воинской части. При этом разброшюрование отдельных книг списка избирателей не допускается.
По его словам, Центризбирком будет осваивать новое направление: контроль за финансированием политических партий.
А ежегодный отчет, который раньше партии сдавали только в налоговую службу, теперь будут направлять в ЦИК», - пояснил Вешняков.
Какие технические решения были использованы для обеспечения достоверности и полноты сведений в базе данных ПРИУР?
Полнота и достоверность обеспечиваются логической целостностью данных, контролем однократности учета, оптимизацией технологии репликации, использованием заданных критериев ограничений в алгоритмах ведения базы данных. Особого внимания требует логическая целостность. Ее обеспечение гарантируется в первую очередь при вводе данных.
Нельзя, к примеру, дважды ввести одного и того же избирателя. Один и тот же паспорт или другой узаконенный документ, удостоверяющий личность, нельзя ввести без символьной маски серия — четыре цифры внутри с пробелом и т. Нельзя нарушать логику событий вначале получение паспорта, затем регистрация, но не наоборот.
Формально-логический контроль проводится в момент перестройки таблиц после каждой актуализации. Проверяются и ограничения при ведении классификаторов и справочников, в том числе соответствие группы адресов территориальной комиссии. Нецелостная информация исключается из баз данных.
Важно, что целостность данных об избирателях контролируется в рамках всей распределенной структуры ГАС «Выборы». При этом ведется контроль и персональных данных избирателей, и данных классификаторов. Одна из важнейших задач — обеспечение однократности учета.
Ведь по закону каждый человек может голосовать только один раз. Чтобы определить «двойников», мы посчитали, что документ, удостоверяющий личность, уникален для территориальной избирательной комиссии. Есть набор признаков, однозначно определяющих избирателя: ФИО, дата и место рождения, пол, паспорт.
Обработка данных в Регистре проводится с использованием метода репликации. В таблице протокола собираются все данные об изменениях основных таблиц. Изменения бывают на ввод данных, на модификацию и на удаление.
По команде к репликации данные реплицируются снизу вверх, и до момента полной обработки подтверждения следующий цикл репликации не запускается. Данные обрабатываются в ЦИК России, формируется подтверждение, оно передается на субъект, там обрабатывается и далее передается в территориальные комиссии.
Минцифры РФ планирует запустить в тестовом режиме новый регистр избирателей в 2023 году. Об этом 11 сентября замглавы Минцифры Олег Качанов. Кроме того, ведомство планирует запустить в следующем году новую экосистему автоматизации голосования. Для ее тестирования в максимально реалистичных условиях потребуется обеспечить не только единственную площадку центра обработки данных, но и резервную, которая, по расчетам Минцифры, будет готова в конце 2022 — начале 2023 года.
Что важно знать про электронное голосование
Центризбирком планирует в этом году создать электронный регистр избирателей России, в базе данных которого будет 108 млн. человек. Минцифры РФ планирует запустить в тестовом режиме новый регистр избирателей в 2023 году. Это преддверие огромной работы системной, которую мы сейчас ведём, по созданию единого регистра избирателей, — пояснила Памфилова. 2.3. При подаче заявления ДЭГ избирателю, имеющему подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы" КСА ЦИК России, необходимо подтвердить свою личность. ЦИК России. Цифровые сервисы для избирателей. Где ваш избирательный участок? Кто в составе УИК и вышестоящих комиссий?
Электронный список избирателей
3. Формирование и ведение Регистра избирателей, участников референдума | Глава Центризбиркома Элла Памфилова сообщила, что Центральная избирательная комиссия создает единый регистр избирателей на базе акции по исключению двойного учета избирателей, проведённой перед президентскими выборами в марте 2018 года. |
Минцифры планирует в 2023 г. провести опытную эксплуатацию нового регистра избирателей | ЦИК России утверждены результаты выборов. |
Предложенные депутатами поправки позволят быстрее обновлять регистр избирателей - ЦИК | В Центральной избирательной комиссии Северной Осетии проходит первый этап проверки листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов «Партии дела». |
ЦИК: заявления на участие в онлайн-голосовании подали более 2 млн избирателей | Центральная избирательная комиссия будет передавать данные о гражданах в возрасте от 14 лет для создания реестра воинского учета. |
Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России | Центральная избирательная комиссия заявила, что готова предоставить данные регистра избирателей для составления реестра военнообязанных. |
Пуровская телерадиокомпания «ЛУЧ»
Минцифры РФ планирует запустить в тестовом порядке новейший регистр избирателей в 2023 году. Пока это потенциально порядка 8,8 млн россиян, проживающих в упомянутых субъектах и имеющих профиль на "Госуслугах", сопоставленный с единым регистром избирателей. О комиссии Деятельность ЦИК России Найди свой избирательный участок Найди себя в списке избирателей Избирательное законодательство Информация о выборах и референдумах Видеотрансляции заседаний ЦИК России.
MARKET.CNEWS
- ЦИК: Электронных избирателей поставят в очередь
- Проверить себя в списках избирателей можно на сайте ЦИК России
- Избирательные кампании станут суммой технологий / Политика / Независимая газета
- Главные новости
Электронный список избирателей
Обратите внимание, что данные в учётной записи должны совпадать с данными регистра избирателей ЦИК России. Центральная избирательная комиссия создает единый регистр избирателей. Регистр избирателей, в котором содержатся сведения о гражданах старше 14 лет, может использоваться при создании единого реестра воинского учета. Данные Портала сопоставлялись с данными регистра избирателей, участ-ников референдума ГАС «Выборы».
Регистр избирателей могут использовать для воинского учета в России
Цифровая декорация призвана обосновать высокие и сверхвысокие результаты за главного кандидата. Причем чиновники сейчас сами не знают, под президента готовятся ли данные новации или под преемника», — заявила она «НГ». Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ»: «Административный ресурс всегда справлялся с поставленными на федеральных выборах задачами, но чем дольше существует эта система, тем ему труднее. Повышаются риски голосования за оппозицию.
Поэтому все эти технологии и все новинки, по сути, выхолащивают суть выборов, они же являются и указателями границ админресурса». И тут есть общие черты есть с выборами 1996 года, когда с помощью лозунга «Голосуй сердцем» обосновали победу Ельцина, а сейчас для обоснования используют технологии. При этом Обухов согласился, что все происходящее — это какая-то сверхстраховка в том числе и потому, что сейчас «при живом нацлидере преемников ждать не стоит».
Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов заметил: «С одной стороны, во всем виноват чиновничий технологический угар, с другой стороны, растут опасения оппозиционной мобилизации на выборах. Но все эти технологии излишни на президентских выборах. Потому что в отличие от того же 1996-го у президента сверхвысокий рейтинг, он на коне и консолидирует общество вокруг себя.
А злоупотребление технологиями как раз может дать Западу повод заявить о нелегитимности выборов. Беда в том, что в России среди чиновников всегда есть желание выделиться перед начальством». Эксперт по выборам Андрей Бузин пояснил «НГ» причины активизации новых технологий.
Во-первых, власть волнуется, поскольку чувствует изменение настроений населения, которое не отражается в соцопросах: «Мол, люди скрывают свое недовольство в связи с опасностью его проявлять, но недовольство может быть выражено при тайном голосовании. А вот в 1996-м не методы голосования изменялись, а методы пиар-воздействия». Во-вторых, ЦИК и законодатели нервничают, чувствуя, что они могут оказаться крайними, и стараются выказать верхам свою активность.
Тогда в нём участвовали почти 140 тысяч человек. В прошлом году на электронном предварительном голосовании было уже более 1,2 миллиона избирателей. Наша процедура — это простой, надёжный и удобный способ поддержать понравившихся кандидатов», — подчеркнул Сергей Перминов.
Напомним, до 27 апреля проходит выдвижение кандидатов на участие в предварительном голосовании «Единой России». Подать заявку можно в электронной форме на сайте PG. Это уже сделали более 9 тысяч человек.
Мы не готовы", — заявил Баташев. Проверка подписей Для регистрации на выборах президента РФ самовыдвиженцы должны сдать в ЦИК до 31 января не менее 300 тысяч и не более 315 тысяч подписей избирателей. Представителям парламентских партий сбор подписей в поддержку кандидатуры проводить не требуется, представителям непарламентских партий для регистрации требуется собрать 100 тысяч подписей — не более 2,5 тысячи в каждом субъекте РФ. Кандидаты, их доверенные лица или уполномоченные представители по финансовым вопросам предоставляют в ЦИК протокол об итогах сбора подписей, где указаны регионы и число подписей в каждой папке, первый финансовый отчет и платежное поручение на оплату изготовления подписных листов, нотариально заверенные сведения о сборщиках подписей, а также письменное уведомление кандидата об отсутствии счетов или вкладов, что он не хранит наличные деньги и ценности в зарубежных банках, не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Прием подписей происходит следующим образом: сначала ЦИК пересчитывает сданные подписи без оценки качества, а затем — с помощью автоматизированной системы "Выборы" — случайно выбираются папки, в которых подписи будут проверять. Всего необходимо проверить 60 тысяч подписей. При наличии подозрений, подписям предстоит пройти дополнительную экспертизу на достоверность. ГАС "Выборы" исключает человеческие ошибки при распознавании цифр и букв, а также позволяет обработать нужный объем информации в 8-10 раз быстрее. Система позволяет проверить документы на несоответствие паспортных данных, а также проверить оценку почерков — схожие объединяются в кластеры, а почерковеды в соответствии с методикой проводят детальную проверку и принимают решение, поставил ли подпись один человек или несколько с похожим почерком, чтобы избежать ошибки.
Недействительными признаются подписи лиц, которые не обладают активным избирательным правом, проживают за пределами соответствующего субъекта РФ. Также недействительными признаются подписи, где указаны недостоверные сведения о себе, подписи лиц, ФИО которых указаны в листе не собственноручно.
Электронные повестки , отправленные в рамках стартовавшего весеннего призыва, пока не будут иметь юридической силы. Процедура проходит этап апробации.