Новости праздники татаров

Смотрите видео на тему «праздник татар сегодня поздравление» в TikTok (тикток). Праздновать татарский народный праздник Сабантуй в 2023 году начнут с 10 июня, в столице региона он пройдет 24 июня. Глава Татарстана Рустам Минниханов утвердил даты проведения Уразы-байрам и Курбан-байрам в этом году. Указ опубликован на портале раиса республики. Также в эти дни татары принято посещать родственников и друзей, поздравлять их с праздником и обмениваться подарками.

Производственный календарь Татарстана 2024

Есть страны, которые отмечают этот день на государственном уровне. Традиция отмечать «Новый день» есть и у российских регионов: Дагестана, Татарстана, Башкортостана. Во время празднования всегда проходят народные гуляния, массовые шествия, концерты, различные кулинарные конкурсы и спортивные соревнования, а также красочные ярмарки и выставки. Главные угощения праздника — это сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы, сладкие пахлава, а также шекербура.

Всего на празднество, которое состоялось в татарстанском Болгаре, собралось более 20 тысяч человек из разных регионов России , а также из других стран.

В том числе участие в мероприятии принял глава республики Рустам Минниханов. Традиции, заложенные ими, продолжают жить и сегодня благодаря тем людям, кто проповедует ислам», — заявил он в рамках приветственной речи к собравшимся гостям.

В этом году великому татарскому поэту исполняется 138 лет со дня рождения. По традиции именно в этот день Раис Республики Татарстан Р. В сквере Тукая состоится возложение цветов к памятнику поэта. В Казанском государственном цирке представят первый национальный театрально-цирковой спектакль по сказкам и стихам Габдуллы Тукая «На Сенном базаре». Постановка пройдет в рамках Года семьи и посвящена национальному символу и гордости Татарстана — Габдулле Тукаю.

Пироги заворачивали в большую скатерть. Всё ставилось на поднос или складывалось в специальный сундучок. Гостям, приехавшим с угощением, оказывались особые почести. Массовый заезд гостей был, как правило, в четверг. Приезжали на украшенных подводах с бубенцами, в гриву лошади вплетали ленты, на дуге — узорные полотенца.

Въезжали в деревню с песнями, музыкой. Деревенские ребятишки открывали полевые ворота, получая за это небольшой подарок — конфеты, орехи, монеты. Гости приехали. В Старотатарской слободе. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева, по обычаю, заново накрывали стол, угощали чаем.

Под вечер организовывали общий ужин. В пятницу утром обязательно топили баню. В ней поочерёдно мылись супружеские пары. Баню топили каждое утро во все дни гостевания. Это входило в гостевой этикет — «баня — высшая почесть для гостя», говорили татары.

После бани — обязательно чаепитие. К чаю подавали небольшого размера оладьи коймак из кислого сдобного теста, которые жарили на углях на сковороде в печи. Ближе к полудню проводился званый обед. На него приглашали родственников, друзей и из своей деревни. Другая часть праздника включала в себя молодёжное гулянье и игрища.

Они начинались с пятницы и проводились днём и вечером во все праздничные дни. Устраивали их на лугах, изредка — на деревенской площади. Наиболее массовым было пятничное гулянье. В этот день на месте гулянья шла бойкая торговля сладостями, галантерейными товарами — платками, украшениями. Юноши обязательно старались угостить девушек, купить им подарки.

Казань Игрища включали в себя вождение хороводов, различные виды догонялок. На этих игрищах считались допустимыми и широко практиковались совместные прогулки юношей с девушками, которые им понравились. Была масса разных игр, сопровождаемых пением и пляской. Наблюдалось и ансамблевое музицирование. Ансамбль чаще всего состоял из двух-пяти гармоник, двух-трёх скрипок, двухтрёх натуральных флейт из полого стебля, из нескольких гребней.

Посмотреть на молодёжные гулянья приходили и взрослые. Татарские национальные музыкальные инструменты Особенность молодёжного гулянья составляло катание на подводах с песнями, гармонью. Катание проводилось по большому кругу, в середине которого проходили игрища. С установлением устойчивых холодов начинался период заготовки мяса впрок. Каждая семья специально для этого откармливала бычка, тёлку или лошадь.

День закалывания животного превращался в небольшой семейный праздник: на угощение звали и самых близких родственников. Позднее же, в удобное для себя время, приглашали в гости и других родственников, в том числе из других деревень. В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали помочи, устраиваемые для быстрого проведения трудоёмких работ в хозяйстве, в том числе молодёжные. Среди татарской молодёжи наиболее ожидаемыми были помочи по обработке заколотых гусей — гусиные помочи. Проводили их почти в каждом доме поздней осенью.

Татарские праздники: национальные, религиозные. Культура Татарстана

После этого гости смогли посетить интерактивную площадку «История письменности» и выставку подлинных мусульманских реликвий. Перед посетителями также выступили ведущие артисты и коллективы региона. Кроме того, на площадке была организована выставка народных художественных промыслов.

А что если мы скажем, что некоторые мусульмане тоже его отмечают? Наша героиня Дина вместе с семьей живет в небольшом городке в Татарстане. Она татарка и не соблюдающая мусульманка, муж тоже татарин и тоже больше светского толка. Отметим, что семья очень трепетно относится к религии, над входной дверью их дома весит шамаиль, но это не мешает нашим героям красить яйца на Пасху. Как мусульмане относятся к православному празднику и как куличами воспитывают в детях терпимость к другой религии — в нашем материале от первого лица. На Пасху ели куличи, а на Ураза-байрам кололи барашка — Всю жизнь я живу в небольшом городке, где превалирует русское население.

И всё детство я видела, как дети ходят славить Пасху. В день праздника моя подруга из русской семьи просыпалась, брала пакет и тащила меня славить вместе с ней. Мы ходили по домам, она рассказывала стихотворение про Пасху и получала яйцо. Мне тоже иногда перепадало, хотя я ни стихотворений, ни православных молитв, разумеется, не знала.

В дни Корбан гаете совершали жертвоприношение — по правилам, чётко разработанным в исламе. Мясом жертвенного животного старались угостить как можно больше людей. Мужчины-мусульмане направляются в мечеть для совершения праздничного намаза Светские праздники, как и религиозные, не имели строго фиксированной даты проведения. Срок их зависел от погодно-климатических условий каждого года, а конкретный день устанавливался советом старейшин. В то же время наблюдалась довольно чёткая ориентированность праздников на время того или иного этапа в хозяйственной деятельности. К обрядам и праздникам весенне-летнего цикла относится один из ярких эпизодов, связанных с весенним пробуждением, — ледоход.

Смотреть на ледоход выходили все жители. Молодёжь шла нарядной: юноши приходили с гармонистом, устраивали танцы. Как правило, по воде на льдинах пускали зажжённую солому. Молитва возле могил родных По весне бытовало и коллективное угощение детей кашей — Карга боткасы. В один из дней ранней весны, с появлением проталинок конкретный день указывали старики , дети шли собирать крупу, молоко, масло и яйца для приготовления каши. Во время сбора продуктов произносили заклички, смысл которых заключался в различных благопожеланиях, требованиях угощения. После на природе, иногда в помещении, из собранных продуктов в большом котле варили кашу, которой угощали детей, устраивали игры. Весна на Волге. Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны был подворный сбор крашеных яиц. Бытовал он у всех татар, правда, различался день его проведения.

У казанских татар сбор приурочивался к Сабантую, накануне или за несколько дней до майдана. Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни об этом дне оповещали заранее, поэтому хозяйки красили яйца с вечера. Красили их в отваре луковой шелухи, в зависимости от концентрации которого цвет яиц варьировал от золотисто-жёлтого до тёмно-коричневого. В отваре берёзовых листьев получали различные оттенки зелёного цвета. Кроме того, пекли особые тестяные шарики или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. В деревнях кряшен, татар-мишарей обряд приурочивался к первому дню Пасхи. У основной части мишарей обряд бытовал под названием кызыл йомырка — красное яйцо, праздник яйца. Считалось, что если в этот день в дом первым войдёт человек с «лёгкой ногой», то скотина будет хорошо плодиться, в доме будет благополучие, согласие. Заходящий первым заносил с собой щепки, разбрасывал их по полу, чтобы «двор не был пустым», т.

Заходя в дом, обязательно произносили благопожелания. Сбор подарков к Сабантую. Кукморский район Обрядовые действия, предваряющие начало сева, были характерны для всех татар. Среди кряшен проводилось общественное моление с освящением семян, которое завершалось коллективным угощением. У остальных татар такой обряд не сохранился. Однако накануне сева было принято топить баню, чтобы выйти в поле очистившись. Сеятель обязательно надевал чистое бельё. В день сева встречному давали яйцо, чтобы посев был удачным. С пожеланием хорошего урожая сеятель вместе с зерном бросал в пашню и яйца. Пригласив всех соседей по участку, начинали трапезу, которую завершали следующими пожеланиями: пусть будут благодатные дожди, пусть будет мирным год, пусть в уборочную будут погожие дни, пусть зёрна будут крупными, как яйца.

Во время роста хлебов перед колошением зерновых с пожеланиями плодородия земле, хорошего приплода скоту, мира, благополучия в целом проводили общественное жертвоприношение. У разных групп татар в жертву приносились разные животные. У мишарей, как правило, бытовало жертвоприношение овец, количество которых зависело от собранных у населения денег. У других групп татар чаще всего жертвенными животными были тёлка, бык, корова, иногда овца.

Что означает этот праздник? Всевышний, чтобы испытать преданность своего Друга это второе имя Ибрагима , попросил принести в жертву своего сына — Исмаила.

Несмотря на привязанность, Ибрахим послушал своего Господа. По пути к месту закланию отца и сына повстречал человек, который попытался отговорить их от поступка. Исмаил отогнал человека камнями, сказав отцу, пусть тот выполняет повеление Аллаха. Как оказалось, это был Сатана в человеческом облике. И вот отец занес нож над сыном, но нож перестал не резал. Ибрахим в гневе бросил нож и тот попав в камень, расколол его.

Испытание завершилось, отец и сын выдержали испытания, Всевышний заменил Исмаила барашком. Испытав веру своего пророка, показал, что Всевышнему не нужны кровавые человеческие жертвы. Что делают в день Курбан-байрама? В день праздника жертвоприношения во всех мечетях Республики пройдут специальные намазы гает-намаз.

Татарстанцам напомнили о рабочей субботе

Сабантуй и День гусиного пера. Как национальные праздники отмечают татары В Татарстане местные жители получили шестидневную рабочую неделю из-за приближающихся праздников.
У татарстанцев в апреле и мае будут дополнительные выходные дни - Новости В Москве десятки тысяч верующих пришли совершить праздничный намаз к Соборной мечети. Этот праздник, по словам мусульман, — символ духовного и нравственного обновления.

В Татарстане утверждены даты празднования Ураза-байрам и Курбан-байрам

– У татар сохранились пережитки языческого верования, и это – естественное явление. Появление праздника связано с традиционным календарём скотоводов: раньше в этот день якуты торжественно встречали айыы — покровителей скотоводства и коневодства. Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа. Также в эти дни татары принято посещать родственников и друзей, поздравлять их с праздником и обмениваться подарками.

В Татарстане назначили даты празднования Сабантуя

Один из столпов ислама — это хадж, паломничество к мусульманским святыням в городе Мекка в Саудовской Аравии. Именно здесь произошли события, связанные с пророками Ибрахимом и Исмаилом. Каждый год хадж проходит в месяц Зуль-хиджи. В течение этих дней паломники, облаченные в белые одеяния, совершают обход Каабы, пробежку между холмами Сафа и Марва, выезжают за пределы города и живут несколько дней в палаточном лагере, посещают долину Арафат, кидают камни в столбы, символизирующие Сатану. Курбан-байрам — это праздник завершения хаджа.

Курбан-байрам празднуется после Ураза-байрама спустя 70 дней — в 10-й день месяца Зуль-хиджа. Если держать уразу в день Арафа Гарэфэ , который выпадает на 27 июня то есть накануне Курбан-байрама , то можно получить прощение грехов за два года — прошедший и будущий. Для тех, кто не смог отправиться в паломничество, рекомендуют пост в первые 10 дней месяца Зуль-хиджа. В них большая награда.

Что означает этот праздник? Всевышний, чтобы испытать преданность своего Друга это второе имя Ибрагима , попросил принести в жертву своего сына — Исмаила. Несмотря на привязанность, Ибрахим послушал своего Господа.

Хозяева домов вручают им всякую всячину: кто — свои поделки, кто — посуду, выпечку, полотенца, а кто — и что-то посущественнее. Среди всадников идёт соревнование в том, кто соберёт больше подарков. Но не для себя — всё это поступает в общий котёл и становится призовым фондом для предстоящих состязаний, которые проводятся на следующий день на главной площади деревни. Мелкие призы разыгрываются в разных весёлых конкурсах, таких как бег с коромыслами или бой мешками с соломой на бревне. Или вот ещё народная забава: нужно с завязанными глазами разбить палкой стоящий на земле глиняный горшок. Кто разбил с первого раза, тот и становится победителем. И подобных развлечений придумывается множество — всё зависит от фантазии организаторов.

Бой мешками с соломой на бревне — хоть и шуточное состязание, но тоже требует определённой ловкости. Но самой большой популярностью пользуется национальная борьба куреш. Свалить противника на спину нужно с помощью закинутого за его пояс полотенца или широкого кушака. Победителя объявляют лучшим батыром и вручают ему главные призы: традиционный — живого барана, которого кладут богатырю на плечи, и полезный это может быть довольно ценная вещь, иногда даже автомобиль. Между прочим куреш давно стал настоящим видом спорта, по нему проводятся чемпионаты мира. Сабантуй традиционно проходит под открытым небом и сопровождается красочными действиями: песнями, танцами, чтением стихов и весёлыми играми. Татары и башкиры готовят блюда и напитки, которыми затем угощают гостей. Где и когда отмечают Сабантуй в 2023 году Весёлый народный Сабантуй дожил до наших дней, слегка подрастерял некоторые традиции, но зато расширил географию. По данным председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 37 странах мира и 59 регионах России! У нас в стране Сабантуй считается татарским и башкирским национальным народным праздником, обладает статусом федерального праздника и находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества.

Для мусульман также важно, чтобы веселье не выпадало на первые дни священного месяца Рамадан.

Образование средневековых тюрко-татарских государств содействовало модификации религиозных представлений древних тюрков. В Волжской Булгарии, одну из основ экономики которой составляло сельское хозяйство, большое влияние на этот процесс оказала земледельческая деятельность. Приуроченность сельскохозяйственных работ к сезонным циклам наложила свой отпечаток и в культуре. В результате сформировалась особая система, реально фиксирующая круглогодичные изменения природы. Началом стал период весеннего земледелия, связанный с особым значением для тюрков солнца и земли. Ислам стал вторичным слоем, который закрепил, оформил традиционные элементы праздника Науруз среди татар. С распространением ислама и арабской письменности, в Поволжье стала проникать лунная арабская и солнечная персидская системы летоисчисления. Данный календарь использовался в татарских земельных письмах XV в. Хамаль — первый месяц солнечного календаря В художественных, публицистических и исторических произведениях этого периода счет лет велся, в основном, по хиджре.

Видный татарский богослов, историк Ш. Праздничный ритуал христианского новолетия был выработан и являлся общепринятым у субконфессиональной группы татар — кряшен, которые называли его Нардуган. Говоря о значении календаря в оформлении цикличности жизни тюрок, отметим, что так называемый «вставной» тринадцатый месяц практиковался в тюркском мире с древнейших времен. Это делалось с целью приведения лунного года в соответствие с солнечным. Известно, что у чувашей в календарь вставлялся дополнительный 13-ый месяц. Отмечая данную особенность, русская поэтесса, автор этнографических очерков и мемуаров, жена профессора и ректора Казанского университета К. Фукса — А. Фукс в воспоминаниях пишет, что «новый год начинают чуваши с наступлением зимы, и разделяют на 13 месяцев, неделя у них имеет также 7 дней, но место воскресенья занимает у них пятница» [25]. Он продолжается примерно 10-12 дней и сопровождается сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Отголоски этого присутствуют в современном татарском фольклоре.

Сведения о праздновании Навруза собирались в многочисленных этнографических экспедициях, а также по трудам татарских просветителей XIX-XX веков Ш.

Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов.

Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи! А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами на сообразительность, быстроту и ловкость.

В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше — юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села.

Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение. Символизирует единение татар с природой и благодарность птицам.

В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны — тогда так называли всех врановых птиц. И ещё врановые уничтожали вредителей урожая и являлись естественными сторожами для жителей сёл при приближении врага или стай опасных хищников. И как только таял снег, появляются первые ручьи и начинают прилетать грачи, галки и вороны, в честь их прилета и устраивают праздник. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца, выражать хозяевам благопожелания и зазывать стихами и песнями всех на праздник.

Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится все поют, танцуют и веселятся. После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая.

Вторая — воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья — небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая — воронам в благодарность за принесенную весну. Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» — пусть пищей будет грачу, а вороне — камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике.

Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силы после долгого перелета к родным местам. В наши дни хранителями и почитателями этого старинного праздника стали крымские татары. Перед праздниками тщательно убирают дом и двор.

Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в горячей золе. С утра готовят угощения, днём на майдане — центральной площади села или на поляне около села собираются и общаются родственники и гости, проводят традиционные состязания в силе, смекалке и талантах, турнир по татарской борьбе на кушаках, ярмарки и смотрины. Вечером проходят традиционные костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. В центре майдана разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики.

По мере угасания костра через него прыгают женщины, девушки и девочки. Потухший костёр засыпают землёй. Костёр по древним поверьям очищал людей от злых духов. В дни праздника традиционно заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника пастухи начинали свою работу — выпас скота.

Торжество проводится после сбора урожая. Главное угощение торжественного стола это каша Саламат — мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла или сала или жира. Блюдо традиционно готовили женщины, а мужчины приглашали в гости родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства.

АУЛАК ОЙ Посиделки — старинный татарский молодёжный праздник, посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить — каждый демонстрирует свой ум, талант и умения: играют на музыкальных инструментах, исполняют песни, танцуют, отгадывают загадки, показывают свои изобретения и произведения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай и кушают гостинцы.

Затем проходят совместные шуточные народные игры, забавы, песни и пляски. Существуют правила: -На посиделки каждый приносит собственноручно приготовленные гостинцы кучтанач. На празднике в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землей, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений, любовь к родной культуре. В наши дни в рамках празднований проходит чествование передовиков сельского хозяйства.

ДЕРВИЗА Праздник урожая — древний праздник плодородия, урожая, окончания лета, окончания осенних полевых работ, завершения посева озимых и начала свадебного сезона. Праздник отмечается в дни осеннего равноденствия. Его сохранили до наших дней крымские татары. Перед праздником проводят тщательную уборку дома, двора, хлева и других хозяйственных построек.

Хозяйки выпекают хлебцы кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках. Мальчики очищают хлев и окучивают его дымом. Этот праздник организуется совместно с жителями нескольких сел.

Выбирается удобное для проведения таких мероприятий место, обязательно вблизи источника воды, рядом со святым местом — Азизом. Как всегда, праздник начинается с молитвы и жертвоприношения барана. После этого несколько девочек в возрасте 10-12 лет надевают овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, одновременно сообщая о начале праздника. Для девушек устанавливаются качели.

Женщины с горок катят сито — элек. Если элек ляжет вверх дном, следующий урожай будет хороший, если вниз дном, то будет малый урожай, если же встанет набок — зерновые вырастут высокими. На празднике проводятся состязания джигитов, певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек — чынъ ве манелер, выступают фольклорные ансамбли, на специальной площадке — майдане проходят соревнования по татарской национальной борьбе на кушаках Корэш. Обязательно проводятся ярмарки, подводят итоги своего труда, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева проводят взаиморасчеты с пастухами.

После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб. Праздник завершается всеобщим танцем — Хоран, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели. К этому времени завершаются все полевые работы: жатва, вывоз зерна, уборка льна.

Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Праздник символизирует благодарность за урожай Земле, Природе труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год. В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют. Праздник совмещает полезное с приятным — заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки.

Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой — совместным ощипыванием гусей — присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Празднуется 20-25 декабря. Праздник символизирует торжество жизни, победу солнца над мраком, победу добра над злом и начало зимы.

В дни праздника по поверью добрые духи и божества ходят и одаривают добрых и честных людей угощениями, подарками и исполняют их мечты. А для этого нужно достойно прожить год, вернуть все долги, помириться со всеми с кем был в ссоре и анонимно помогать нуждающимся. Все традиции современных празднований Рождества и Нового года заимствованы именно от татарского Нардугана. К праздничному столу татарочки пекут по традиции Баурсак — небольшие жаренные в масле в казане пончики, и другие татарские лакомства и угощения.

Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. ЭМЭ Праздник помощи — древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи.

До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи — эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями.

В наши дни подобные мероприятия организуются реже и в них участвует меньшее число людей. В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах. На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника — составление и изучение генеалогической летописи своего рода, интересный рассказ участников о своей родословной, истории своего рода, воздание дани памяти своим предкам, укрепление семейно-родственных связей, сохранение преемственности поколений, усиление чувства ответственности, национальной гордости и самосознания, привлечение интереса к изучению своей родословной и истории родного края.

Празднуется с 31 декабря на 1 января. Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных. После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом.

ИСЕМ КУШУ Праздник имянаречения — обрядовый мусульманский праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан призыв к молитве для мусульман и произносит имя новорожденного.

Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари — именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин.

В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым — выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка — подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки. Этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах.

Поэтому принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы. В этот день принято посещать мечеть и проводить Меджлисы Собрания. Отмечается 4 февраля. Отмечается 21 мая.

Традиционно в этот день проходят конкурсы по кулинарии и сервису, мастер-классы с молодыми хозяйками и традиционные гостеприимные татарские национальные застолья в татарских центрах, кафе и ресторанах.

Татарские праздники

Нырья Кукморского муниципального района 1 июля суббота - Республиканский праздник мордовской культуры «Валда шинясь» с. Кильдюшево Тетюшского муниципального района 7 июля пятница - Республиканский праздник славянской культуры «Иван Купала» г. Зеленодольск, Зеленодольского муниципального района 8 июля суббота - Республиканский праздник чувашской культуры «Уяв» с.

В мае 2003 года было принято постановление Кабинета министров Республики Татарстан о проведении праздника Каравон. В том же году по Закону РТ «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан» он был включен в перечень официальных праздников в республике с указанием, что даты проведения татарского народного праздника Сабантуй и Каравона ежегодно устанавливаются Указом Раиса РТ. Тем самым празднику был придан статус общереспубликанского мероприятия. Праздник в селе Русском Никольском Лаишевского района уникален тем, что традиция «играть каравон» в первозданном виде сохранилась только там. К тому же, в селе еще живут не только свидетели, но и носители обряда.

Ежегодно празднование открывается божественной литургией — как это здесь и велось исстари. После этого начинается красочный театрализованный музыкально-хореографический Пролог. Завершается праздник общим хороводом, импровизированными песенными, частушечными, игровыми пятачками, конкурсами на Зеленой поляне. Символикой праздника Каравон является пылающее Солнце — символ жизни, тепла и доброты. В ходе праздника все фольклорные коллективы и отдельные исполнители выступают на сценических площадках, в селе устраивается историко-этнографическая выставка «Русское подворье», мастера народных промыслов и ремесел представляют свои изделия на Ярмарочной площади. В результате в Никольском и в Лаишевском районе стали возрождаться традиции декоративно-прикладного творчества. Марийский праздник Семык восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов.

Основная его идея — поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сел и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребенка. Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодежь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы. В настоящее время Семык — один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета. В Республике Татарстан в 2009 году Семык получил статус республиканского праздника: 1-й республиканский Семык состоялся 26 июня 2009 в селе Мари-Буляр Муслюмовского района. Постоянными местами проведения сельских и республиканских праздников Семык стали марийские села и деревни Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Муслюмовского, Менделеевского районов, места компактного проживания марийцев в Татарстане. Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы «Марий патыр» для юношей и «Марий чевер удыр» для девушек.

В 2023 году гостями мероприятия стали сотни человек из Татарстана и соседних регионов, в том числе из Свердловской области, Удмуртской Республики и Екатеринбурга. Мордовский Балтай Происхождение праздника Балтай связывают с именем деда-отшельника или ведуна Балтая, жившего у родника в лесу у села Мордовская Кармалка, который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь — хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол. Так появился праздник Балтай. Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминает своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя. В 2000 году Балтай получил статус республиканского праздника мордовской культуры и ежегодно отмечается в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района в первое воскресенье после Троицы. Во время праздника на ритуальной поляне собирается мордва, проживающая в Татарстане и других регионах РФ.

По жребию среди участников праздника выбирают мужчин, которые будут «медведями». Кленовыми ветвями обряжают медвежью семейку — «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Участники праздника в мордовской традиционной одежде встают в хоровод и поют, в центре находятся приплясывающие «медведи». После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. Дети весело обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Обойдя село, участники процессии вновь водят хоровод вокруг «медведей», затем «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею соседа со словами «шумбра чи», желая ему тем самым здоровья и счастья. Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов из Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского, Тетюшского, Камско-Устьинского и других районов РТ, городов Казань и Набережные Челны, а также из Мордовии и Самарской области.

Удмуртский Гырдон Быдтон Название праздника происходит от удмуртского «завершение пахоты», иногда название переводят как «праздник каши». Он восходит к одному из праздников весенне-летнего цикла молений удмуртов о предстоящем урожае. Празднуется Гырдон Быдтдон в удмуртских селах издревле, обычно проводится после завершения весенней пахоты и сева яровых, в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом. По поверьям язычников-удмуртов, их божок Вось поселяется в эту пору на лугах, и они молятся ему с просьбой ниспослать хороший урожай, готовят для него ритуальную кашу с мясом жертвенного бычка.

На сцене выступили национальные коллективы.

В Сабантуе традиционно приняли участие коллектив татарской культуры «Сандугач» и народный самодеятельный ансамбль народного танца «Шатлык». Гостями юбилейного праздника стали коллективы Нефтеюганска и Лянтора, мастера искусств Татарстана и Башкортостана. Это один из главных наших национальных праздников. Он всегда проходит ярко, красочно, весело, в дружеской атмосфере. Кстати, именно на Сабантуе несколько лет назад я встретила своего будущего супруга, — поделилась Розалия Бакиева.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев. Последние новости В Новосибирске ограничат движение на пересечении улиц Ватутина и Немировича-Данченко 27 апреля, 2024 В конце апреля движение в левобережье Новосибирска еще больше усложнится из-за новых ограничений. Ради ремонтных работ на теплотрассе сузят проезжую часть на перекресте улиц... Их организовал Сибирский региональный союз «Чернобыль».

Обряды и праздники: традиции и современность

Видеоролик разработан студией этноТВ «Умникум» в рамках медиапроекта «ЭтноМир — детям».?Проект «ЭтноМир-детям» реализуется местной общественной организации. Затем следует трехдневный праздник разговения. В это время татары встречаются с родными, близкими, приглашают гостей, готовят праздничные угощения и национальные блюда. Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа. Праздничные мероприятия, посвященные ежегодному народному празднику татар и башкир Сабантуй пройдут в Центральном парке культуры и отдыха 12:36, 2 июня 2023 Торжественное. Ураза-байрам является одним из самых главных праздником в исламе, днем завершения Рамадан.

Татарстанцам напомнили о рабочей субботе

Минниханов прокомментировал решение ряда регионов не проводить массовые события 9 Мая Итак, у татар есть много интересных и значимых праздников, которые отражают их национальную культуру и традиции.
Минниханов прокомментировал решение ряда регионов не проводить массовые события 9 Мая К народным праздникам крымских татар относятся: Наврез, Хыдырлез и Дервиза.

Татары — интересные обычаи, особенности быта

Как правило, Сабантуй празднуется в середине июня и имеет статус национального праздника в Татарстане. Каз омэсе Древний татарский праздник, который переводится как «гусиное перо», или «праздник гуся». Обычно празднуется поздней осенью. Когда-то жители татарских сел проводили коллективную обработку гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Сегодня во время праздника татары устраивают гулянья, посиделки, общаются и исполняют народные песни. Никях Традиционная татарская свадьба не обходится без мусульманского обряда никях, который проводится дома или в мечети в присутствии муллы. Праздничный стол целиком состоит из татарских национальных блюд: тюка, курт, губадия, чак-чак, катик.

Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 10 апреля 2024, 12:14 Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам Ураза-байрам по традиции продлится три дня. Этот день знаменует окончание священного месяца Рамадан. Строгий пост, когда верующим нельзя было пить и есть до захода солнца, позади.

По данным председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 37 странах мира и 59 регионах России! У нас в стране Сабантуй считается татарским и башкирским национальным народным праздником, обладает статусом федерального праздника и находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества. Для мусульман также важно, чтобы веселье не выпадало на первые дни священного месяца Рамадан. Поэтому, как правило, Сабантуй празднуют в июне — начале июля. При этом в Татарстане его проводят в несколько этапов: сначала в деревнях и сёлах, потом в райцентрах, ну а завершается Сабантуй масштабным праздником в столице региона. Татарский Сабантуй в этом году с 10 по 11 июня пройдёт в сельских населённых пунктах, во всех районах Республики Татарстан, в том числе в Альметьевске, Елабуге и Нижнекамске. Национальный праздник в Набережных Челнах состоится 17 июня под девизом "Сабантуй — праздник дружбы и труда". В программе красочные обряды, народные песни и танцы. В представлениях найдёт отражение история татарского народа, а также тема многонациональной дружбы и старинных традиций. Впервые зрителям покажут древний свадебный обряд — встречу новобрачных в доме родителей мужа. И в завершение гостей пригласят за большой стол с угощениями. Во главе угла праздника стоят вечные ценности: любовь, верность, забота о пожилых и достойное воспитание детей. В столице Татарстана Казани Сабантуй будет проводиться 24 июня. В 2023 году главным местом для гулянья Сабантуя выбрана территория Берёзовой рощи в поселке Мирный. Праздник пройдёт ещё на нескольких площадках: Казанский ипподром, территория Лебяжье озеро, Берёзовая роща в Дербышках. Масштабное народное гулянье будет включать огромное количество развлекательных программ: выступление известных артистов, мастеров искусств, ярмарки, фестивали. И конечно, не обойдётся без состязаний, в которых участвуют настоящие джигиты. В Башкирии районные Сабантуи начались ещё 27 мая и будут продолжаться вплоть до 1 июля.

Обойдя село, участники процессии вновь водят хоровод вокруг «медведей», затем «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею соседа со словами «шумбра чи», желая ему тем самым здоровья и счастья. Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов из Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского, Тетюшского, Камско-Устьинского и других районов РТ, городов Казань и Набережные Челны, а также из Мордовии и Самарской области. Удмуртский Гырдон Быдтон Название праздника происходит от удмуртского «завершение пахоты», иногда название переводят как «праздник каши». Он восходит к одному из праздников весенне-летнего цикла молений удмуртов о предстоящем урожае. Празднуется Гырдон Быдтдон в удмуртских селах издревле, обычно проводится после завершения весенней пахоты и сева яровых, в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом. По поверьям язычников-удмуртов, их божок Вось поселяется в эту пору на лугах, и они молятся ему с просьбой ниспослать хороший урожай, готовят для него ритуальную кашу с мясом жертвенного бычка. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. В Республике Татарстан на республиканском уровне Гырон быдтон проводится с 1998 года: 1-й Гырон быдтон состоялся 13 июня в селе Кит-Озеро Бавлинского района. Постоянными местами проведения сельских и республиканских Гырон быдтон являются удмуртские села и деревни Агрызского, Балтасинского, Бавлинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского районов, места компактного проживания удмуртов в Татарстане. Обычно место проведения праздника делится на площадки: «Куно корка» для угощения приезжих гостей блюдами удмуртской национальной кухни; «Шулдыряськон» центральная площадка для выступления фольклорных и театральных коллективов; «Жук сион» для угощения желающих обрядовой кашей; «Усточикар» - «Город мастеров», для удмуртских мастеров национального декоративноприкладного искусства; «Гырон быдтон шудонъес» для детских аттракционов, спортивных соревнований, национальных игр и конкурсов и др. Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы: «Чеберина-чеберай», «Инвожо чеберай», «Айкай кизили» и другие среди девушек и «Усточи пияш» среди юношей. Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Гырон быдтон, народная кухня, национальные песни и инструментальная музыка удмуртов и других народов Республики Татарстан. Впервые в 2023 году на празднике в Кукморском районе Татарстана состоялся республиканский конкурс удмуртских семей «Шудо-буро удмурт семья», раньше в конкурсах выбирали самую яркую красавицу или молодца. Мордовский Валда Шинясь Праздник мордовской культуры солнцестояния был известен многим народам мира. Отмечали его примерно в одно и то же время. Многие народы издревле почитали в этот день богов плодородия, совершали ритуалы для защиты своих родных, обращали к высшим силам просьбы об урожае, приплоде скота, здоровье. Солнце в течение нескольких дней до и после солнцестояния, с 20 по 23 июня склонения почти не меняет, его полуденные высоты в небе чуть ли неизменны. Отсюда и название - солнцестояние. С языческих времен этот день отмечается многими народами: славянскими, финно-угорскими, романскими и т. С распространением христианства у многих славянских народов ко дню солнцестояния и связанным с ним ритуалам был приурочен день рождения Иоанна Крестителя, откуда закрепились названия Иванов день, Иван-купальник, Иван Купала, Ян Купальны. И сегодня празднование этого дня приходится в ночь с 6 на 7 июля по православному и 24 июня по католическому календарю, а не в день астрономической даты солнцестояния. Однако истинный день солнцестояния продолжает оставаться значимым для людей, которые верят в чудодейственную силу солнца. Считается, что это время максимального расцвета всех жизненных сил природы. Поклонение Солнцу являлось одной из важнейших составляющих и мордовского мировоззрения. В традиционных мифах эрзи и мокши Солнце представляется Верховным Богом. Культ Солнца отразился во многих обрядовых ритуалах свадебных, календарных праздниках , в бытовой традиции, украшениях. В фольклоре Солнце персонифицируется, представляется в образе девушки Солнце Шись , наделяется эпитетами «мазы», красное , «лямбе» теплое. Свое почтительное отношение Солнцу как Верховному божеству народ выражал через поклон небесному светилу. По словам жителей села Кильдюшево Тетюшского района Татарстана, в котором проживают мордва-мокша, в прошлом люди каждое свое утро начинали с поклона солнцу, а в день летнего солнцестояния выходили для этого в центр села. Каждый житель села старался принять участие в этом мероприятии, чтобы засвидетельствовать свое почтение и уважение Солнцу — вечному источнику света, тепла и благоденствия. Кланяясь, благодарили его за те блага, которые преподносит жизнь, за его бесценные дары и обращались с просьбой о покровительстве в будущем. Свое начало Республиканский фестиваль мордовской культуры «Валда шинясь» берет с 2014 года, когда был разработан проект на получение гранта Правительства Республики Татарстан. С тех пор ежегодно на проведение данного мероприятия район получает финансовую поддержку правительства в виде гранта, благодаря чему имеет возможность организовывать яркий и самобытный праздник мордовской национальной культуры. Реализация проекта дала возможность организаторам создать этноплощадку, позволяющую максимально ярко и красочно раскрыть мордовскую национальную культуру — быт, обряды, национальную кухню. Фестиваль традиционно проходит на большой поляне, расположенной в центре села Кильдюшево, что является особенно важным фактором в вовлечении в мероприятие всех возрастных категорий села, особенно старшее поколение. Они — хранители этнических традиций, способные передать следующим поколениям свои знания, при помощи которых каждый может организовать и вести правильную, достойную жизнь. Славянский Иван Купала Иван Купала — народный праздник восточных славян, посвященный летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Татары — интересные обычаи, особенности быта

В Татарстане стартовал праздник «Изге Болгар жыены» Ураза-байрам является одним из самых главных праздником в исламе, днем завершения Рамадан.
Производственный календарь Татарстана на 2024 - Портал Татарстана Самый большой праздник у татар – это Сабантуй.
«Тукай жаловался, что у татар мало праздников» Итак, у татар есть много интересных и значимых праздников, которые отражают их национальную культуру и традиции.

Татарстанцам напомнили о рабочей субботе

Республиканский праздник славянской культуры "Иван Купала". Это народный праздник восточных славян, посвященный летнему солнцестоянию и расцвету природы. У татарстанцев в апреле и мае будут дополнительные выходные дни. В Минтруда Татарстана разъяснили порядок отдыха в предстоящие праздники. Главная» Новости» Праздники татар. история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов. Новогодние праздники. Страну ждёт 8 дней отдыха; 23 февраля - День.

В Татарстане назначили даты празднования Сабантуя

РИА Новости, 1920, 21.02.2024. один из самых древних праздников земледельцев отмечается как начало нового хозяйственного года и весны. В Татарстане отметили праздник «Изге Болгар жыены» — День принятия ислама Волжской Булгарией. Об этом в воскресенье, 21 мая, сообщает «Татар-информ».

Какие этнопраздники пройдут в Татарстане летом

| Мероприятия, Постоянные новости., Праздники, Татарский центр, Татары Марий Эл. 28 июня в праздник Ид аль-Адха в мечети пгт. Видеоролик разработан студией этноТВ «Умникум» в рамках медиапроекта «ЭтноМир — детям».?Проект «ЭтноМир-детям» реализуется местной общественной организации. один из самых древних праздников земледельцев отмечается как начало нового хозяйственного года и весны. Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий