Интересные факты. Иммануила Канта (1724-1804).
Известные люди Иммануил Кант
Философия Канта – основные принципы и понятия | Иммануил Кант — самый русский из европейских и самый европейский из русских философов. Он родился и всю жизнь работал в Кенигсберге — сегодня это Калининград, несколько лет даже был российским подданным. |
Кант, Иммануил — Википедия | По Канту, на самом деле, «Вечный мир» — это такое состояние отношений между суверенными государствами, которые урегулированы правом так, что ликвидированы всякие основания для военных столкновений. |
Город, где родился Кант: какие места в Калининграде связаны с великим философом | Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. |
Как служили России Иммануил Кант и его потомки? | Культура | ШколаЖизни.ру | Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. |
Иммануил Кант — жизнь и смерть великого философа.
Тем не менее в нашей стране созданная им теория не столь популярна. В чем причины русского «антикантианства»? Почему история философии делится на «до» и «после» Канта?
С тех пор обе крайности в восприятии Канта сосуществуют, причем не только в биографической литературе, но также в научной и художественной. Друзья, враги и книги Реального Канта нужно искать где-то между крайностями идеализации и демонизации. Канта, который не сразу состарился, а до того ходил в школу, дурачился с друзьями, посещал театр и маскарады, прекрасно играл в бильярд и карты, умудрялся выживать на жалование домашнего учителя, много преподавал, конкурировал с коллегами и при этом совершал открытия — сначала в области естественных наук, а потом в философии. Именно такими поисками занимаются ученые, которые по крупицам собирают и критически оценивают данные о жизни философа.
В качестве примера можно привести биографии А. Гулыги «Кант» и М. Кюна «Кант: биография». При этом не стоит сильно переживать из-за каких-то нестыковок в разных источниках. С одной стороны, наука не стоит на месте. Появляются новые методы, открываются новые сведения, возникают новые интерпретации старых данных.
С другой стороны, не так уж важно, в каком именно году Кант после окончания университета покинул Кенигсберг или где конкретно познакомился с семейством Кайзерлинг. В конце концов, он же не современный селебрити или блогер, у которого кроме биографии ничего нет! Куда важнее то, что Кант говорил о нас или мире вокруг нас. Причем его книги лучше биографий помогают узнать его характер. Например, чтобы понять, что Кант отнюдь не был занудой и букой, достаточно взять и почитать «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». В этой книге масса остроумия и обаяния.
Убедиться в том, что Кант совсем не был «божьим одуванчиком», можно, заглянув в «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики». Жесткая отповедь одному известному экстрасенсу XVIII века содержит и иронию, и сарказм, и даже грубость. Вопросы о набожности Канта отпадают, если познакомиться с «Религией в пределах только разума».
Моральный закон для него имеет форму категорического, а не гипотетического императива, и носит абсолютный и универсальный характер. В то же время, хотя Кант и называет свою практическую философию «критикой», то есть анализом способности морального суждения, то есть практики на языке эпохи Просвещения «мораль» обозначала прежде всего «образ действия», устойчивые формы социального поведения , де-факто его этика сугубо нормативна и предписывает, а не описывает определенный тип поведения. Действовать морально, согласно Канту, значит действовать так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом.
Иными словами, нужно поступать согласно правилу, которое ты мог бы пожелать видеть универсальной нормой. Но такая этика в состоянии работать практически, только если все люди будут ей следовать. Кантианство не дает однозначного ответа на моральные дилеммы в ситуациях конкретного жизненного выбора. Классический пример — должен ли человек, укрывающий жертву нацистских преследований, солгать гестаповцам, спрашивающим о ее местонахождении? С точки зрения кантовского ригоризма здесь возникает противоречие между запретом на ложь и запретом на предательство. Вместе с тем Кант настаивает, что моральное поведение — это не просто следование правилу, а реализация человеческой свободы и разумности.
По-настоящему моральный субъект не может поступить аморально — только если он несвободен или недостаточно разумен. Так что категорический императив — это не просто заповедь, а выражение самой сущности человека как свободного и мыслящего существа.
Кант выставил свою кандидатуру по настоянию давнего благожелателя — пастора Шульца, который стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух — математика Бока и Канта. Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа. Профессуру получил Бок, который был старше по возрасту и по преподавательскому стажу. Может, сыграло роль и другое обстоятельство.
Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение данного вопроса, предпочёл передать кафедру философии математику Буку, равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет в 1770 г. Дважды, в 1786 и 1788 г. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка.
Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки. Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение. Летом 1796 г. Кант прочитал свои последние лекции в университете, однако свое место в штате университета Кант оставил только в 1801 г. С 1802 г. По его собственному признанию, его силы постоянно слабели, хотя никакой определенной болезнью он не страдал.
Последние месяцы его жизни были только медленной смертью. Уже в декабре 1803 г. Он более не находил вкуса в пище, голос уже почти нельзя было различить. Последним его словом был «Gut». Город воспринял смерть Канта как печальное, но важное событие в своей жизни. Immanuel Kant. Der Mann und das Werk.
Dritte Auflage. Kuehn M. A Biography. Альбертина: Очерки истории Кенигсбергского университета. К 450-летию со времени основания. Ун-т, 1995. Петр I даже подписал специальный указ, в котором говорилось: «Послать в Королевец человек 30 или 40, выбрав из молодых подьячих для научения немецкого языка, дабы удобнее в Коллегиум были, и послать за ними надзирателя, что, они не гуляли» см.
Костяшов Ю. Кретинин, В. Брюшинкин, В. Гальцов и др.
Кант Иммануил
Из-за сложного материального положения в результате смерти отца оставляет учебу, занимается преподавательской деятельностью. В течение девяти лет Кант жил и работал домашним учителем в аристократических семьях, что давало материальные средства для занятий философскими исследованиями. Первый труд Канта космогоническая гипотеза был разработан с 1747 по 1755 год. В 1755 году получил звание приват-доцента университета.
Следующие пятнадцать лет, в ожидании профессуры, служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря.
Канту это удалось. Эти годы дали возможность России впервые узнать о Канте, и наоборот.
Когда все вернулось на круги своя, философ продолжал поддерживать связь с цветом русской интеллигенции. Его гостями в Кенигсберге в разное время бывали и Карамзин, и Державин, и Милорадович. Будущий генералиссимус Александр Суворов не смог отказать ученому и по личной рекомендации профессора принял на службу молодого человека, который, к слову сказать, оказался приличным разгильдяем.
Кант со свойственным только ему талантом сумел придать своей размеренной и педантичной жизни ореол таинственности, которая проявлялась буквально во всем. Но если бы философ знал, какие метаморфозы произойдут с его могилой после кончины, наверняка бы с присущей ему иронией создал еще при жизни очередной емкий труд под названием "Критика короткой памяти" или "Критика блуждающего тела". Во всяком случае события тех далеких лет дали серьезный повод к вековому спору: кто покоится в современной могиле Канта?
По злой иронии судьбы сразу же после смерти философа в Кенигсберге о его последнем пристанище забыли. Подобное забвение иногда доходило до откровенного цинизма. Через три года после смерти Канта наполеоновская армия, оккупировавшая город, заняла этот пантеон под конюшню.
К основным категориям априорных знаний философ относил пространство и время. Он считал, что даже не имея точных данных о том, где мы находимся и какое сейчас время, мы всегда ощущаем пространство и помещаем себя во временной контекст. Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. Кант показал существование априорных знаний, но не отрицал важность чувственного опыта. Вместе они составляют познавательную способность человека. Этика Кант считал, что на поступки людей влияют три вещи: страхи, склонности и долг. Страхи и склонности основаны на природе нашего тела. Мы боимся прыгать с парашютом, потому что тело будет в опасности. Или мы хотим съесть конфету, потому что получим удовольствие.
Долг — это то, что мы считаем правильным или неправильным. Каждый человек имеет своё представление о добре, зле и справедливости. Кант считал, что всё это зависит от страхов, склонностей и страстей. Так, мы часто делаем что-то хорошее для других, потому что ожидаем награды и удовлетворения нашего самолюбия. Кант хотел найти такой принцип долга, который не будет зависеть от склонностей и страстей. Так он сформулировал идею категорического императива.
Город Кёнигсберг Калининград , в котором он родился и прожил жизнь, стал местом, где развернулся настоящий праздник философии и проходят многочисленные юбилейные мероприятия. В Зале культурно-досуговых программ отдела «Отрочество. Юность» к этой дате оформлена книжная выставка «Великий мыслитель — Иммануил Кант». Кант был невероятно разносторонним ученым и мыслителем, он писал о Солнечной системе, этике, государстве и праве, разрабатывал новые классификации животного мира, изучал приливы и землетрясения.
Иммануил Кант цитаты
Почему Шольц запретил Путину цитировать Канта. Канцлер ФРГ Шольц обвинил РФ в попытке присвоить труды и наследие философа Канта. Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма. Хочешь знать что значит КАНТ? тогда слушай до конца. -а, м. 1. Вшитый цветной шнурок, узкая полоска ткани по краю или шву одежды. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля в 1724 году в Кенигсберге (Калининград).
«Больше любых слов»: Шольцу напомнили о вкладе России в увековечивание памяти Канта
Кант, Иммануил | 1804) —очень известный немецкий философ, основоположник классической философии. |
Известные люди Иммануил Кант | Кто такой Кант, тогда не знал еще никто, кроме ближайших соседей, но не пройдет много времени, и о нем заговорит весь мир, а его идеи будут изучать лучшие умы человечества. |
Жизнь Канта | Канцлер Германии Олаф Шольц утверждает, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы. |
Шольц: Россия "любой ценой" пытается присвоить труды Канта — 23.04.2024 — В России на РЕН ТВ | Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (Immanuel Kant) родился 22 апреля 1724 года в пригороде Кенигсберга. |
Кант Иммануил
КАНТ, ИММАНУИЛ (Kant, Immanuel) (1724–1804), представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Владимиром Лениным. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля в 1724 году в Кенигсберге (Калининград). Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. в 1756 году Кант написал крупную работу с разбором восьмитомного труда швведсеого учёого и теософа Эммануила Сведена, "Тайны небес".
Иммануил Кант
Почему история философии делится на «до» и «после» Канта? И как учения философа помогут современному человеку бороться с фейками и информационными атаками? Об этом и многом другом порассуждали участники подкаста. В рамках передачи Владимир Легойда ведет интеллектуальные беседы с экспертами в разных областях.
Своё пробное сочинение для допуска на магистерский экзамен «Краткий очерк некоторых размышлений об огне», написанное на латыни, он представил 17 апреля 1755 года. Кант выступил на публичном экзамене и 12 июня получил титул магистра философии [60]. Обязательная публикация работы не требовалась, и она впервые была напечатана лишь в 1838 году с копии черновика и в 1839 году с оригинала текста, хранящегося в мемориальном отделе библиотеки Альбертины [61]. Учёное общество Кёнигсбергского университета хорошо приняло Канта и многое от него ожидало.
Чтобы иметь возможность преподавать в университете, Канту пришлось написать ещё одну диссертацию, которая имела название «Каковы окончательные границы истины? В этой работе поднимались вопросы о том, что считать истинным, критиковались модели истинности Вольфа и Лейбница, дополнялся принцип достаточного основания [60]. Титульный лист немецкого издания «Всеобщей истории», 1755 Космогония[ править править код ] В изданной анонимно [62] в 1755 году книге «Всеобщая естественная история и теория небес» Кант отвечает на вопрос о происхождении Солнечной системы. Вероятно, источником вдохновения для написания труда послужил выпущенный в 1750 году труд Томаса Райта «Теория вселенной». Кант пытается объяснить происхождение закономерностей, по которым движутся тела в Солнечной системе, тем, что нет оснований полагать, что правила, по которым взаимодействуют небесные тела сейчас, действовали точно так же всегда. Кант заключает, что пространство, на месте которого ныне находится Солнечная система, могло быть заполнено частицами пыли различной плотности, после чего наиболее плотные частицы стали притягивать окружающие. Наряду с силой тяготения он вводит «силу отталкивания» между наиболее мелкими частицами, что объясняет, почему частицы не сложились в единое целое.
Под постоянным действием сил притяжения и отталкивания объекты начали вращаться, и этот процесс занимал миллионы лет. Он также допускал возможность жизни и в других галактиках и считал, что у мира есть начало, но нет конца [63]. По Канту, Солнце начало нагреваться из-за трения между вращающимися массами материи [64]. Солнечная система продолжает развитие всё время и однажды все планеты и спутники «упадут» на Солнце, что вызовет увеличение его теплоты и расщепление тел на мелкие частицы. Туманности же, которые часто видны в телескоп, как считал Кант, являются такими же галактиками, как Млечный Путь , но они являются скоплениями более высокого порядка. Кант высказал предположение, что за Сатурном скрываются другие планеты, что было подтверждено через много лет [65]. Этот труд Канта не был математически точным, однако был опубликован по просьбам знакомых, которые полагали, что таким образом можно привлечь внимание короля и получить финансирование на подтверждение этой гипотезы, поэтому работа была посвящена Фридриху II.
Произведение не вызвало ажиотажа: большая часть тиража была либо уничтожена ввиду банкротства издателя, либо продана лишь в 60-е годы. Вряд ли Фридрих II видел эту работу [63]. Уже после публикации произведения, в 1761 и 1796 годах, гипотеза Канта была независимо от первоисточника воспроизведена учёными Пьер-Симоном Лапласом и Иоганном Генрихом Ламбертом , не знавшими о своём предшественнике [66]. Преподавание[ править править код ] В 1755 году Кант становится преподавателем Кёнигсбергского университета, но не получает заработной платы. Он довольствуется гонорарами, получаемыми от студентов, посещающих его курсы. Таким образом, доход преподавателя определялся количеством студентов, записанных на лекции [67]. Свою первую публичную лекцию Кант дал в переполненном студентами доме профессора Кипке, где он в то время жил [68].
Занятия проводились в отдельных лекционных залах, которыми преподаватели либо владели, либо арендовали. Каждый преподаватель должен был строго следовать учебным пособиям, прилагаемым к университетской программе, однако сам Кант лишь соблюдал порядок тем, намеченных в учебниках, в то время как на лекциях давал студентам свой собственный материал. На лекциях философ часто демонстрировал так называемый «сухой юмор». Его редко видели улыбающимся, даже во время смеха аудитории от его собственных шуток. Людвиг Боровски, ученик и биограф Канта, отмечал, что Кант вёл свои занятия «свободно и остроумно», часто шутил, но «не позволял себе шуток с сексуальным подтекстом, которыми пользовались другие преподаватели». Своим ученикам преподаватель советовал «систематизировать свои знания у себя в голове под разными рубриками». С самого начала своей преподавательской деятельности Кант был весьма популярным лектором — его аудитории всегда были заполнены.
В этот период Иммануил Кант интересовался этикой Фрэнсиса Хатчесона и философскими исследованиями Давида Юма , что во многом было продиктовано временем. Оба мыслителя были известны в те времена в столице. Со времён выпуска из гимназии богословие в его спектр интересов практически не попадало. Чтобы заработать на жизнь, Канту приходилось брать изнурительное количество занятий. Он преподавал математику и логику, физику и метафизику. В 1756 году он также добавил и географию, а следующем году — этику [ком. Университетские учебники имели пустые страницы, на которых Кант писал собственные заметки.
Эти книги сохранились, что позволило исследователям лучше понимать генеалогию философии Канта. Он также носил с собой блокнот для записей. Первые два-три года преподавания были тяжелы для Канта. Он имел запас денег на крайний случай, но предпочитал при нужде продавать свои книги. Носил одежду до тех пор, пока она окончательно не обветшает. Позже его дела значительно улучшились, как признавался сам Кант, он зарабатывал «более, чем достаточно». Имел двухкомнатную квартиру, мог позволить себе хорошую еду, а также нанять прислугу, но его работа всегда была шаткой и его благосостояние зависело от его успешности как лектора.
В 1756 году его место преподавателя логики и метафизики было занято Кнутценом. Не желая терять место, Кант даже написал письмо королю, в котором сообщил, что «философия является наиболее важной областью его интересов», однако не получил никакого ответа. Чтобы улучшить своё положение, он попытался устроиться в местную школу, однако вакантное место занял Вильгельм Канерт, являвшийся ярым пиетистом [ком. Скорее всего, Кант был отвергнут по религиозным причинам; впрочем, у его конкурента на должность имелся больший опыт преподавания. В конце 1750-х годов в Пруссии бушевала Семилетняя война. После сражения при Гросс-Егерсдорфе прусским войскам пришлось сдать город Кёнигсберг. В самом городе боевых действий не велось.
Русские войска вошли в город 22 января 1758 года под командованием Виллима Фермора. Кёнигсберг был возвращён Пруссии в 1762 году по Петербургскому мирному договору , а до этого с самого начала присоединения к Российской империи российские офицеры посещали лекции в университете; Кант не сторонился их общества и даже проводил для них частные занятия. Всё это шло на пользу финансовому благополучию Канта. Также русские часто приглашали преподавателя на обед.
Говоря об образовании Иммануила Канта, нельзя не упомянуть человека, сыгравшего значительную роль в его жизни — доктора теологии Франца Альберта Шульца 1692-1763. Шульц прошел школу пиетизма в Галле, но одновременно учился в тамошнем университете у самого известного тогда немецкого философа Вольфа, который говорил: «Если кто меня понял, так это Шульц в Кенигсберге». Мать Канта вместе со старшими детьми посещала занятия Шульца по Библии и его проповеди. Доктор Шульц часто бывал дома у своей ревностной слушательницы и заметил маленького Иммануила. Ранняя одаренность мальчика позволила ему рекомендовать отцу Иммануила отправить сына в гимназию, чтобы он мог получить соответствующее образование. Далее Шульц будет сопровождать Канта в течение всей его молодости. Сначала он в 1733 г. В гимназии Кант учился с весны 1732 г. Главными предметами преподавания на всех четырех ступенях были религия лютеранский катехизис, Библия и латынь, изучали также древнееврейский и греческий с целью освоения на языке оригинала текстов Ветхого и Нового заветов. Также к числу обязательных предметов относились география, история, немецкий язык, в старших классах — логика и философия, которые, по мнению Канта, преподавались в гимназии неудачно. Из области математики в обязательные занятия входил только счет. Остальная математика была, как бы мы сейчас сказали, факультативна, и преподавалась за отдельную плату. Занятия в гимназии начинались в семь часов и оканчивались в четыре пополудни. По свидетельству современников, особый интерес Кант испытывал к латыни и классической латинской литературе. Уже в зрелом возрасте сам Кант отрицательно отзывался о преподавании философии и математики в гимназии. В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» 6, 33. В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую — из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой [3]. После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома. Кенигсбергский университет, основанный в 1544 г. Студенты вначале обучались на философском факультете, а затем выбирали один из высших факультетов, на котором и получали профессиональное образование. Среди немецких университетов, которых тогда насчитывалось около трех десятков, Кенигсбергский университет занимал среднее положение. Для сравнения в Гейдельберге число студентов падало иногда до 80. Университет имел интернациоанльный характер, поскольку привлекал студентов из Польши, Литвы и других соседних стран, включая и Россию [5]. Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант [6]. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей. Для генезиса мировоззрения молодого Канта особенно интересны состояние философии и естественных наук в университете, поскольку именно их изучению Кант уделял наибольшее внимание. На протяжении всей первой половины XVIII века положение философии наилучшим образом характеризовалось традиционной средневековой формулой «философия — служанка теологии» [7]. В начале XVIII века в области философии господствовал традиционный протестантский аристотелизм, бывший к тому времени догматическим методом философствования. Развитие философии в Кенигсбергском университете кратко можно охарактеризовать как постепенный переход от господства догматического аристотелизма к преподаванию философии Христиана Вольфа — главного деятеля немецкого философского просвещения. Однако в 1725 последовала резкая пиетистская реакция на распространение просветительской философии и возврат к традиционной манере преподавания. Вольфианская философия не имела бы в кенигсбергском университете никаких перспектив, если бы не парадоксальное появление в университете уже известного нам Шульца, который был одновременно пиетистом и вольфианцем. Щульц защищал философию Вольфа, поскольку считал, что она вполне совместима с ортодоксальной христианской верой.
На помощь приходят три канонические биографии, подготовленные учениками, друзьями, сотрапезниками Канта: Р. Яхманом, Л. Боровским, Э. На русском языке пока издан труд только последнего, остальные работы планируются к публикации в этом году. Данные тексты, увы, несвободны от субъективизма. Вместе с тем они позволяют составить какое-то общее представление о Канте или как минимум о том, каким бы его хотели видеть друзья-богословы — все трое авторов были теологами. В этих биографиях Кант больше похож на какого-нибудь легендарного благочестивого мудреца, который родился сразу стариком. Отчего образ философа кажется немного плоским и тусклым. Он едва ли не раньше других вскоре после смерти Канта в 1804 году опубликовал анонимную брошюру, где представил своего коллегу по Альбертине не таким уж хорошим человеком, гражданином и ученым. С тех пор обе крайности в восприятии Канта сосуществуют, причем не только в биографической литературе, но также в научной и художественной. Друзья, враги и книги Реального Канта нужно искать где-то между крайностями идеализации и демонизации. Канта, который не сразу состарился, а до того ходил в школу, дурачился с друзьями, посещал театр и маскарады, прекрасно играл в бильярд и карты, умудрялся выживать на жалование домашнего учителя, много преподавал, конкурировал с коллегами и при этом совершал открытия — сначала в области естественных наук, а потом в философии. Именно такими поисками занимаются ученые, которые по крупицам собирают и критически оценивают данные о жизни философа. В качестве примера можно привести биографии А. Гулыги «Кант» и М. Кюна «Кант: биография». При этом не стоит сильно переживать из-за каких-то нестыковок в разных источниках. С одной стороны, наука не стоит на месте. Появляются новые методы, открываются новые сведения, возникают новые интерпретации старых данных.
СМЕРТЬ И ЗАВЕЩАНИЕ КАНТА
Почему Шольц запретил Путину цитировать Канта. Канцлер ФРГ Шольц обвинил РФ в попытке присвоить труды и наследие философа Канта. Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны. В честь 300-летия Иммануила Канта участники подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет глава Синодального отдела по взаимоотношениям. Интересные факты. Краткая биография Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кени. Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в городе Кенигсберге в семье шорника, т.е. ремесленника, который занимался изготовлением седел.
Иммануил Кант
Рационалисты 17—18 вв. Кант не отрицает наличия априорных аналитических суждений, но показывает, что они не ведут к приращению знания. Поэтому, чтобы понять реально совершающееся умножение математических знаний, необходимо признать существование априорных синтетических суждений, в то время как рационалисты рассматривали все синтетические суждения как апостериорные, то есть опытные. Кант ставит основополагающий вопрос: как возможны синтетические суждения априори? Поскольку такие суждения не могут быть почерпнуты из опыта, из чувственных восприятий окружающих вещей ибо в таком случае они не были бы априорными , следует признать существование априорных чувственных созерцаний, образующих источник синтетических суждений априори. Такими априорными чувственными созерцаниями являются, согласно учению Канта, пространство и время.
И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Кант же, напротив, отвергает понятие интеллектуальной интуиции и тем самым рационалистическое понимание априорного как имеющего сверхопытное применение, то есть позволяющее постигать трансцендентное. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит не сверхопытный, а доопытный характер. Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? Последнее, в отличие от чистой математики, содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия материя, движение, притяжение и т.
Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. В этой связи Кант отграничивает суждения опыта от суждений восприятия, которые лишь фиксируют чувственно воспринимаемое. Настаивая на несводимости априорных, то есть теоретических, положений к чувственным данным, доказывая применимость априорных суждений лишь в рамках опыта, Кант характеризует априоризм как теорию опытного познания. Анализ единства априорного и эмпирического приводит Канта к постановке вопроса о логике науки, которую он называет трансцендентальной логикой. Трансцендентальным в противоположность трансцендентному Кант называет не сверхопытные, а доопытные априорные положения, поскольку они применяются только в сфере опыта.
Трансцендентальная логика, в отличие от обычной, формальной логики, не отвлекается от всякого содержания, а, напротив, исследует содержательные формы знания, условия их возможности. Одним из основных таких условий является трансцендентальная апперцепция — единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта. Последний раздел трансцендентальной логики — трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта. Это стремление — источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики мир как целое, свобода, предшествующая необходимости, субстанциальность души, Бог должны быть отброшены.
Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Метафизика является высшей культурой разума, без которой немыслимо его существование. Необходимо, однако, создание метафизики как науки, как системы априорных синтетических суждений, которые не претендуют на познание трансцендентного. Это значит, что идеи метафизики никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, то есть их мыслимое содержание может быть лишь предметом веры, необходимость которой обосновывает метафизика Канта. Отсюда понятно его убеждение: «Мне пришлось ограничить aufheben знание, чтобы освободить место вере...
Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию. Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях, то есть противоречиях, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причем оба эти положения в равной мере доказуемы. Так, тезис одной из антиномий утверждает, что существует «свободная причинность», то есть свобода как начало причинного ряда. Антитезис, напротив, утверждает, что нет никакой свободы, и все совершается по законам природы.
Антиномии, которые представляют собой предвосхищение проблем диалектики, кажутся неразрешимыми противоречиями. Однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинен необходимости как явление, природное существо. Одно из основных понятий этой системы — понятие чистого практического разума, то есть чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии.
Тем не менее Кант утверждает, что «мораль неизбежно ведет к религии» Об изначально злом в человеческой природе. Такое воздаяние, как правило, не осуществимо в земной человеческой жизни. Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей.
К такому выводу ученые пришли, изучив череп и посмертную маску Канта. Выводы комиссии оспариваются некоторыми кантоведами до сих пор. Шум по этому поводу систематически поднимает пресса. Тем не менее, слепки лобной части и челюсти умершего полностью совпали с маской Канта. Экспертиза длилась почти четыре месяца, взвешивались все за и против.
Разумеется, члены комиссии пытались и найти объяснение подобной ротации тел под землей, и отыскать вторую половину таблички Иммануила Канта. Однозначных убедительных объяснений этим парадоксам никто дать так и не сумел. Нацисты действительно кичились именем великого ученого, но эксгумировать прах Канта все-таки не решились. Во-первых, в ноябре 1880 года идентифицированные останки были запаяны в цинковый гроб вместе со стеклянной капсулой, в которой находилось подробное описание всего процесса, а затем помещены во второй металлический гроб. Далее громоздкая конструкция была опущена в каменный саркофаг. Все это многотонное сооружение было сделано таким образом, чтобы исключить любую возможность проникновения в могилу желающих вольно или невольно потревожить прах философа.
Высказывания губернатора Калининградской области Антона Алиханова, в которых он проследил связь трудов Имманиула Канта с переустройством мира и конфликтом на Украине, не означают изменения отношения к философу в регионе, где готовятся к масштабному празднованию 300-летия со дня его рождения. Антон Алиханов в своем выступлении на съезде Российского общества политологов в курортном Светлогорске 9 февраля, сразу оговорившись, что его выступление - это "определенная провокация", сказал, что Кант "имеет почти прямое отношение" к происходящему сейчас переустройству мира и "прямое отношение к военному конфликту на Украине". Калининградский губернатор отметил, что, по его мнению, этические и ценностные основы современного конфликта с западным миром заложены в работах Канта "Критика практического разума" и "Основы метафизики нравственности", где философ вводит понятие категорического императива - "Поступай согласно только той максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Другое дело, как себя ведут западные страны, прикрываясь трудами Канта, в том образе мыслей, который в итоге привел к необходимости проводить специальную военную операцию", - сказал Лысков, посоветовав полностью послушать доклад главы региона.
Однако важно понимать, что не все стороны человеческого бытия меняются наукой и техникой. Например, наука не избавит нас от необходимости нравственного усилия, от свободы выбирать цели и средства, а также от ответственности за этот выбор. И никогда не ответит на все вопросы. В чём моральный и нравственный долг человека нашего времени? В этом долге нет ничего принципиально нового: уважать себя и других людей и заботиться о последствиях своих действий, в том числе в глобальной перспективе. Новизна в том, что мера нашей ответственности стремительно возрастает вместе с ростом возможностей. А опасность, — что моральное сознание современного человека не поспевает за научно-техническим развитием. Представьте ребёнка, научившегося ходить и хватать вещи, но ещё слабо понимающего свои действия. Это мы сегодня. Кант говорил о трех постулатах: душе, мире и боге. Где душа и бог в современности? Там же, где и раньше — внутри. Современность часто определяли через понятие секулярности, говоря, что «бог умер». Сегодня этот тезис уже не выглядит убедительным. А вот введённый современностью принцип, что «вера — это личное дело каждого» остаётся актуальным. У России, наверное, сейчас подростковый период: старое отрицается, кислород свободы жадно глотается, а о личной ответственности говорится мало. В этом плане философия Канта выглядит, кажется, неактуальной и ненужной. Как её перенести на ту действительность, в которой мы находимся? Я согласен с оценкой периода, в котором мы находимся, но не согласен с оценкой места и роли философии Канта. Его призыв к взрослости, к самостоятельности, к свободе и ответственности, которая свободу необходимо сопровождает, именно для нас очень и очень актуален. Кантовское определение просвещения как обретения умственного и морального для Канта это одно совершеннолетия как будто обращено специально к нам. Из этого определения прямо следует другая важнейшая для нас идея — идея законности. Разумный человек существует только в рамках права и требует исполнения закона от себя, от других людей и от всех институтов. Мы этому в достаточной мере не научились.