Проект иркутского «Гайдай-центра» приурочен к 100-летнему юбилею знаменитого советского режиссёра, сценариста и актёра. Помимо творческого вечера Натальи Варлей около памятника режиссёру на площади возле Иркутского цирка состоялся флешмоб «Хоровод вокруг Гайдая». Накануне в старейшем кинотеатре Иркутска режиссёр Юрий Яшников представил программу мероприятий, посвященных 100-летию режиссера Леонида Гайдая. Композитор получил всенародную известность как автор музыки к более 100 фильмам, в том числе почти ко всем комедиям Леонида Гайдая. Он будет называться «Дом Гайдая» и расскажет о том, как собралась наша славная компашка, которая движет Иркутск к тому.
Леониду Гайдаю — 100!
Первую Кинопремию Союза кинематографистов России для молодых российских режиссеров учредили в год празднования 100-летия Леонида Гайдая. "Леонид Иович Гайдай — невероятно талантливый кинорежиссер, признанный гений комедии. Тогда режиссер заменил Леонида Гайдая в пьесе мальчиком из «Дворца пионеров». Первая премия имени Леонида Гайдая учреждена Союзом кинематографистов России по инициативе губернатора Игоря Кобзева. Но дочь режиссёра уверяет — накануне Гайдай ничего не делал, всё было подготовлено заранее. Он будет называться «Дом Гайдая» и расскажет о том, как собралась наша славная компашка, которая движет Иркутск к тому.
В Омске открылась выставка к 100-летию со дня рождения режиссера Гайдая
Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра. Дочь режиссера Леонида Гайдая и актрисы Нины Гребешковой Оксана Гайдай попала в больницу, пишет Telegram-канал Baza. В марафон фильмов Леонида Гайдая вошли его работы, отражающие разные этапы творчества и диапазон огромного таланта режиссера. Одна из старейших киностудий страны – Киностудия им. М. Горького явилась первой съемочной площадкой для тогда еще режиссёра-практиканта ВГИКа Леонида Гайдая.
Знаменитый режиссер Леонид Гайдай участвовал в Великолукской наступательной операции
Я ночевала в больнице. Раз в три-четыре дня уезжала домой, ночью стирала пижамы — Леня очень потел — и утром ехала к нему. Постепенно он стал поправляться. В один из вечеров 19 ноября. Было шесть часов, а ужин в половине седьмого. Леня читал газету, потом спрашивает: «Какая у нас почва на даче?
А где грядки, — отличная земля». Но в этом году снега не было, они же вымерзнут». Понимаете… ничто не предвещало беды. И вдруг он закашлялся. А у Лени была аритмия сердечная.
И я все время боялась, как бы не случился инфаркт. Я подбежала к нему: «Не напрягайся, откашляйся». И вдруг он у меня на руках обмяк.
Руководитель комплекса костюма и реквизита Киностудии им. Гостям демонстрируются оригинальные костюмы актёров и реквизит: здесь «Штирлиц», платье Аксиньи «Тихий Дон» , костюм пионера Коли Герасимова и его авоська со стеклотарой «Гостья из будущего» , наряд Нины Соломатиной из «Карнавала», форма из фильмов «Офицеры», «…А зори здесь тихие», одежда и головные уборы «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и многое другое впечатляющее. Сохранено, бережно перебирается, структурируется и сдается в аренду. Отдельное помещение занимают замечательные костюмы из фильмов-сказок Александра Роу: «Королевство кривых зеркал», «Варвара-краса длинная коса», «Финист — Ясный сокол». Представлена и мгновенно узнаваемая по детской памяти шкатулка с «драгоценностями» из «Морозко» — словом, вся атмосфера погружает в воспоминания о мире сказочных персонажей из любимых советских фильмов. Горького был снят первый цветной фильм, первый звуковой фильм и первый стереоскопический фильм в стране, — ведёт для нас индивидуальную экскурсию Наталья Левина и продолжает, — об этом вообще мало кто знает, думают, что 3D — это современная разработка. Но это не так, попытки снимать стереоскопические фильмы предпринимались в мире еще в 1910-х годах.
Свои разработки были и в нашей стране. Причём в советской версии зрителю не нужно было надевать очки для просмотра таких фильмов к тому же, от них может болеть голова. Наша технология позволяла создавать эффект объемного изображения». Автор технологии — Семён Павлович Иванов изобрёл первую в мире систему безочкового стереоскопического кино, за что в 1941 году был удостоен Сталинской премии второй степени. Позднее, уже в 1991 году, за систему съёмки фильмов «Стерео 70», разработанную полностью советскими специалистами, был получен специальный приз Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «За технические достижения». Руководитель комплекса костюма и реквизита отметила, что уникальные вещи из хранилищ киностудии обязательно будут предоставляться музеям всей страны для демонстрации. Может быть, разработать алгоритм взаимодействия с учебными заведениями разных городов России, Иркутской области в том числе. Ведь современная девочка не понимает, зачем ей профессионально учиться вышиванию, например, и не хочет идти в профильное учебное заведение.
В 1961 году «Пёс Барбос…» был снят по незатейливому фельетону в стихах, который режиссёр прочитал в газете «Правда».
То, что он номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля как лучший короткометражный фильм, стало для всех неожиданностью! В этой короткометражке состоялось первое появление на экране знаменитой троицы — Труса, Балбеса и Бывалого. В списке 20 лидеров за всю историю советского проката «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница…» занимают второе и третье место, «Операция «Ы» лишь немного отстает — у неё седьмое место. На семнадцатом месте оказался ещё один фильм Леонида Гайдая — « Иван Васильевич меняет профессию ». Это абсолютный рекорд — ни один режиссёр не занял в рейтинге сразу четыре позиции! Гайдай Леонид Гайдай любил работать с одними и теми же актёрами. Чаще всего у него снимались Георгий Вицин и Виктор Уральский — актеры появились в 10 картинах режиссёра! В девяти фильмах режиссёр снял свою жену Нину Гребешкову. Актёр Александр Демьяненко снялся всего в трёх работах Гайдая, но его фамилия стала ассоциироваться именно с фильмами этого режиссёра.
Почему тот его заметил и выбрал именно Мигицко на эту роль? Несмотря на то, что фильм вышел в 1977 году, артист прекрасно помнит эту историю. Александр Стефанович снимал это кино, это был детский фильм о том, как два мальчика, русский и американец, противодействуют международным преступникам. И вот, я играл одного из международных преступников. Я был совсем юн, мне было 22 года, и кино было такое чудесное, яркое, с музыкой, с мультипликацией… И меня увидели. Там был один из серьёзнейших, мощных директоров картины — Эдуард Волков. Сегодняшним языком это называется продюсер, а тогда это был директор фильма. И вот Эдуард Волков рассказал обо мне Леониду Гайдаю.
И Леонид Иович пригласил меня на пробы. Пригласил познакомиться. Я просто пришёл познакомиться, но стали мы репетировать, один день, другой, одна проба, другая… И закончилось это тем, что меня назначили. Но пробовался я очень серьёзно, очень долго. Рядом со мной репетировали и пробовались очень серьёзные артисты, включая Олега Даля. Но, в итоге, остановились на мне. Об энергии и депрессии — в молодости и сейчас На съёмках у Леонида Гайдая Сергей Мигицко фонтанировал энергией не только после слова «Мотор! Я, как гончая собака, даже когда объявляли какой-то перерыв в съёмках, бегал, смеялся, кого-то показывал.
Антон Дмитриевич Папанов мне говорил: «Серёжа, сядь, отдохни, поэкономь силы немножко, и нам заодно дай отдохнуть». Это молодость. Но молодой человек должен быть именно таким. С тех пор прошло 46 лет, но кажется, что энергии у артиста меньше не стало. Впрочем, сам он признаётся, что это не так: и депрессивные состояния, и усталость ему не чужды: — Я такой же живой человек, как и все. Я не могу ходить и смеяться по 24 часа в сутки, это нереально. Да, у меня тоже бывают какие-то эмоциональные спады. Да, я тоже устаю, мне тоже иногда хочется побыть одному.
Другое дело, что жизнь XXI века очень стремительная и очень яростная, всё очень быстро, и тут нужны какие-то дополнительные усилия, чтобы удержаться на плаву. А лет много, и силы уже не те. Но я стараюсь. Помните, был фильм «Ко мне, Мухтар! Там Юрий Никулин блестяще играл проводника этой собаки, и у него спрашивали: «Ну, что, возьмём мы этого преступника или нет? А он отвечал: «Он постарается».
Выставка «Режиссер Гайдай. Как он это делал?» продлевает работу в Иркутске до 9 апреля
Вернувшись домой, будущий режиссер поступил в студию актерского мастерства при местном театре. Отучившись, молодой человек стал работать по профессии и играл роли на сцене Иркутского драмтеатра. Поначалу это были эпизодические персонажи, но вскоре начинающему актеру предложили сыграть в постановке «Молодая гвардия» по роману А. В постановке Гайдаю досталась роль Ивана Земнухова — одного из ключевых персонажей. Спектакль долго обсуждался в местных газетах, а Леониду стали предлагать все больше интересных образов. Леонид Гайдай Проработав в сибирском театре два года, Гайдай решил отправиться в столицу, чтобы стать студентом театрального института. Во втором учебном заведении парень экзамены провалил, зато ВГИК принял его с распростертыми объятиями. У Гайдая была привычка — он любил подшучивать над однокурсниками и учителями.
Не все понимали юмор, поэтому студента отчислили после первой же сессии. Однако, Леониду удалось восстановиться, и совсем скоро он попал на обучение к Григорию Александров у. Кинематограф Еще в студенческие годы Леонид Иович начал подрабатывать на киностудии: помогал режиссеру, выполнял различные поручения руководства. А в 1955-м в актерской биографии Гайдая произошло яркое событие: ему досталась одна из главных ролей в фильме «Ляна» режиссера Бориса Барнета. Леонид Гайдай в фильме «Ляна» На киностудию «Мосфильм» молодой человек попал благодаря именитому режиссеру Ивану Пырьеву. Там родилась его дебютная картина «Долгий путь», основой для сценария которой стали рассказы В. Фильм показали Михаилу Ромму, который очень заинтересовался талантом начинающего режиссера.
В тот период Ромм добился разрешения открыть на территории «Мосфильма» свою студию, куда он и пригласил работать Гайдая. Было решено снимать комедию, и Леонид немедля приступил к творческому процессу. В 1958 году на экраны вышла комедийная лента «Жених с того света», главных персонажей в которой сыграли Георгий Вицин и Ростислав Плятт. Кадр из фильма Леонида Гайдая «Долгий путь» Картина высмеивала бюрократию, которой обросли советские номенклатурные работники. Это не понравилось «большим людям», которые распорядились подвергнуть ленту жесткой цензуре. В итоге из отснятых полутора часов осталось всего 47 минут, а остальные сцены были безжалостно вырезаны. Как позже вспоминал однокурсник Гайдая — Иван Фролов, режиссер очень переживал случившееся и даже зарекался больше никогда не снимать комедии.
Иван Пырьев посоветовал Леониду Иовичу снять что-нибудь патриотическое. Так в 1960 году появилась картина «Трижды воскресший» — экранизация произведения «Пароход зовут Орленок» писателя Александра Галича. Это был настоящий кинематографический провал: зрители и критики приняли картину негативно, и Гайдай вполне мог лишиться профессии. Несмотря на хорошие отношения с директором «Мосфильма» Пырьевым, Леонида практически отстранили от съемок фильмов. После такой серьезной неудачи режиссер на некоторое время покинул Москву и отправился к родителям в Сибирь. В Иркутске он отдыхал, общался с родственниками и много читал. Тут же пришла в голову мысль экранизировать это произведение, и Гайдай принялся писать сценарий.
Тогда же родились Трус, Балбес и Бывалый, которых на экране представили Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Это была короткометражка — лента «Пес Барбос и необыкновенный кросс» длилась всего 10 минут. Кадр из фильма «Пес Барбос» Коротенькую ленту впервые продемонстрировали в 1961 году на Московском кинофестивале. Благодаря «Псу Барбосу» режиссер стал знаменитым не только в СССР, но и за рубежом: картина была переведена на несколько языков и удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Успех воодушевил автора, и он решил снять продолжение фильма с теми же героями — «Самогонщики».
Гайдай вновь был и режиссером, и сценаристом картины. Работа вошла в «Сборник комедийных фильмов», созданный на киностудии «Мосфильм». Новым проектом режиссера стала картина «Деловые люди» — экранизация новелл О. Сюжет объединил три самостоятельных рассказа писателя: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». В 1962 году фильм был признан одним из самых популярных: количество его просмотров перевалило за 20 миллионов зрителей. Он решил снять комедийный фильм со злободневным сюжетом, героями которого станут обычные советские люди. Подходящий сценарий режиссер отыскал у авторов Костюковского и Слободского, которые назвали свое произведение «Несерьезные истории».
Фигура коня с крыльями из магазина в сцене «А у вас есть такой же, но без крыльев? Есть легенда, что Гайдай на показе перед комиссией в конец фильма приклеил кадры с ядерным взрывом и нарочно долго не соглашался их убрать. Таким образом он переключил внимание возмущенных цензоров, и на другую «антисоветчину» они уже не обратили внимания. Изначально Георгий Данелия, автор знаменитых «Джентльменов удачи», получил разрешение экранизировать «12 стульев», но в конце концов уступил эту честь коллеге. Грузинский актер Арчил Гомиашвили в то время играл Остапа Бендера в театральных постановках «Золотого теленка» в небольшом грузинском городке Поти, там его и нашел Гайдай.
Правда, из-за акцента голос актера переозвучили, из-за чего Гомиашвили долгие годы был обижен на режиссера. Мадам Грицацуева стала первой ролью Натальи Крачковской. Ее, свою молодую жену и студентку ВГИКа, привел на съемочную площадку звукорежиссер фильма, и Гайдай сразу распознал в ней «мечту поэта». Также были сложности с исполнителем роли отца Федора. Михаил Пуговкин долго колебался, давать ли согласие на съемки.
Он боялся, что его мать, очень верующая женщина, будет против. При жизни писателя она была запрещена, а опубликовали текст пьесы только в 1960-х. Узнав о судьбе произведения, Никулин, под которого писалась роль царя, сразу отказался сниматься, решив, что советская цензура, даже спустя почти сорок лет, не пропустит фильм на экраны. Сценарий действительно подвергли большим изменениям, и в уже готовом фильме вырезали много «сомнительных» мест. Например, на вопрос: «За чей счет этот банкет?
Кто оплачивать будет? Фразу исправили на: «Во всяком случае, не мы! В фильме провокационную реплику заменили: «В палатах». После приема послов Бунша должен был сказать: «Мир и дружба», но в окончательном варианте он произносит другую фразу: «Гитлер капут! После блестящего успеха картины актера Владимира Этуша обокрали.
Мы сами любим фильмы Леонид а Гайдая и вид им, что они не стареют. Вечером иркутян и гостей города ждали в Музее истории. Там выставлены фотографии со съемок фильмов от киностудии "Мосфильм", личные вещи и архивные документы, а также макет дома на улице Касьянова, где жила семья Леонида Гайдая. Внучка Леонида Г айдая Ольга Ху дякова, которая прилетела в Иркутск на праздничные мероприятия, призналась, что поражена тем, с какой любовью и выдумкой отмечает Иркутск юбилей ее деда: - Леониду Иовичу точно бы понравилось, я очень тронута. В качестве подарка она привезла иркутянам видеопоздравление от Нины Гребешковой. Однако на этом праздник не закончился. В планах у организаторов - Гайдай-диктант пройдет в феврале , экскурсии по гайдаевским местам в Иркутске и интеллектуальная командная игра "Гайдай-квиз". В сентябре поклонников творчества комедийного режиссера ждет премьера документального фильма "Режиссер Гайдай".
В этой картине Гайдай исполнил одну из ключевых ролей и впервые работал в должности режиссера-практиканта. Посетители выставки «Режиссер Гайдай. Все это позволит погрузиться в мир создания культовых комедий, пройти все этапы работы над фильмами, а также узнать о технологиях, которые использовал великий режиссер. На выставке предусмотрено музыкальное сопровождение, видеоконтент и возможность взаимодействия с экспонатами. Горького» 129226, г.
В Омске открылась выставка к 100-летию со дня рождения режиссера Гайдая
Одна из старейших киностудий страны – Киностудия им. М. Горького явилась первой съемочной площадкой для тогда еще режиссёра-практиканта ВГИКа Леонида Гайдая. 20 октября по приглашению ГайдайЦентра в Иркутск прилетит внучка выдающегося кинорежиссера Леонида Гайдая и известной актрисы Нины Гребешковой. Как-то режиссер картины Гайдай вызвался проводить Наталью, но не стал заходить к себе в номер, где жил с супругой Ниной Гребешковой.
Судьба режиссёра: Леонид Гайдай
Киноконцерн отреставрировал большую часть лент режиссера и сценариста Леонида Гайдая. 19 ноября 1993 года не стало мастера комедийного жанра Леонида Гайдая. Его друзья и коллеги вместе с историками кино поделились воспоминаниями о жизни и творчестве режиссера. Одним из этих мероприятий стала интерактивная музейная выставка «Режиссер Гайдай. Гайдай закончил ВГИК в 1955 году.