Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», посвящённый подавлению протестных акций в Новочеркасске, был выдвинут на премию «Оскар». Кинофильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году выдвинут от России на премию американской киноакадемии «Оскар». Фильм "Дорогие товарищи!" российского режиссера Андрея Кончаловского о расстреле рабочих завода НЭВЗ в Новочеркасске вошёл в шорт-лист кинопремии "Оскар" в номинации "Лучший международный художественный фильм". В России показали, пожалуй, самый громкий отечественный фильм года — получив специальный приз жюри в Венеции, посвященные расстрелу рабочих в Новочеркасске «Дорогие товарищи!». Андрон сразу сделал лицо, мол, не ожидал, что такую специфическую картину (а фильм о расстреле в Новочеркасске в 1962 году) поймут на Западе.
Новочеркасская трагедия 1962: предыстория, фактаж и «Дорогие товарищи» Кончаловского
Подробности — в большом материале корреспондента RostovGazeta. Под грифом секретности В одном из цехов Новочеркасского электровозостроительного завода НЭВЗ в 1962 году возник стихийный митинг. Рабочие возмущались повышением цен на молоко и мясо, увеличением плановых показателей при сохранении прежней заработной платы. Митинг быстро перерос в масштабную забастовку. К рабочим завода присоединялись жители Новочеркасска, протестовавшие против ухудшения условий и без того невысокого уровня жизни простых людей. Но попытка жителей Новочеркасска быть услышанными провалилась. Забастовку кроваво подавили силами милиции и армии. До сих пор не установлено точное число погибших - информация была строго засекречена. Подобных выступлений тогда было много из-за экономических неурядиц, вызванных ошибками в управлении страной, - отмечает политолог Александр Сухарь.
Но они не получали широкой огласки. Ни в одном из них и не было целенаправленного применения боевого оружия для разгона митингующих, как в Новочеркасске». Эксперты рассказывают, что подробности расстрела протестующих в Новочеркасске более 20 лет оставались под грифом секретности. Расписки и подписки о неразглашении произошедшего под страхом действовали вплоть до периода перестройки. Местные власти были напуганы тем, что они натворили, став заложниками у тех, кому это было выгодно. Ветер перемен Толчком к расследованию событий в Новочеркасске стало выступление Анатолия Собчака с трибуны Верховного Совета в 1989 году. Новые ростки пытались пробиться, но еще не понимали, как и что надо делать, в какую сторону все повернется. Прокурорское расследование начала проводить военная прокуратура.
Предстояло выяснить, правомерно или нет для разгона протестующих использовалось оружие. Проверка выявила, что митингующие напали на горотдел милиции. А поскольку это был охраняемый объект, там прозвучали первые выстрелы, значит, оружие использовалось правомерно», - делится фактами историк, автор расследования о расстреле рабочих в Новочеркасске, президент Фонда Новочеркасской трагедии Татьяна Бочарова. Однако о том, что людей расстреливали на городской площади, по словам спикера, проверка умалчивала. Об этом стали писать военачальники и отставники. Было собрано 30 подписей под версией о том, как в толпе людей автомат случайно слетел с предохранителя, упал на асфальт и уже на асфальте, сам убил шесть человек. На этом официальное расследование завершилось. Кощунственно похороненные «Мне, историку, хотелось докопаться до правды.
Ведь очевидцы и те, кто уже отсидел из-за этих событий, рассказывали страшные вещи. О том, что на площади были снайперы. Что стреляли разрывными пулями, а раненых добивали. Погибших хоронили неизвестно где. Обо всем этом говорили и свидетели. Но это предстояло подтвердить», - рассказывает Бочарова. Она добавляет, что если бы тогда активистам не удалось найти и вскрыть первую могилу с захороненными демонстрантами, расследование зашло бы в тупик. Со временем о событиях бы забыли, а архивы сожгли.
Первый выезд нашей группы был в Новошахтинск. В группе был археолог и судмедэксперт. Работали мы профессионально, взрыли половину кладбища.
Уже в конце 1980-х все осужденные по этому делу были реабилитированы. В 1992-м началось следствие уже против инициаторов расстрела, к тому моменту покойных. Кончаловский воссоздает на экране трагические события с документальной точностью, вплоть до повторения реплик исторических лиц и безымянных участников, до реконструкции отдельных сцен например, показанная тут нелепая смерть парикмахерши от случайной пули, влетевшей в салон, зафиксирована документально, в показаниях очевидцев. Сюжетообразующий путь героини Высоцкой по инстанциям и учреждениям в поисках пропавшей в мясорубке дочери, которая оказалась в толпе вышедших с завода демонстрантов, эта «улица роз», ведущая от морга до заброшенного кладбища в деревне около города, тоже, очевидно, составлена из фрагментов реальных показаний матерей. И даже сталинистские высказывания героини — это реальные цитаты из анонимных листовок, которые циркулировали по Новочеркасску в те дни.
И все ее слова — мешанина из Чехова, материнских причитаний и «партийной речи», льющейся из нее как из сомнамбулы, словно против воли — это и его слова. И трагедия бывшей фронтовички, держащей на стене портрет Сталина и одновременно участвующей в мелких экономических махинациях в подсобке продмага, гневно призывающей к расстрелу бунтовщиков на партсобрании и нарушающей все приказы властей в процессе поисков дочери за стенами горкома — это и трагедия Кончаловского.
Прежде всего эта неподготовленность выражалась в ярком противоречии сталинской политики снижения цен. Если всю эту схему упростить, то повышение цен мясомолочной продукции для населения было необходимо для увеличения притока наличных средств в колхозы. При этом во всех печатных изданиях информация преподносил не так, а как спасение государством колхозов, что это бюджет выделяет деньги, повышая закупочные цены мяса у Колхозов. Фактически происходила классическая для хрущевских и более поздних советских времен картина: государство отбирало деньги у населения для спасения проваленных реформ, но преподносило это как величайший успех самого государства и недалекость народа, неспособного это понять. Мифы о событиях в Новочеркасске в июне 1962 года Сегодня вокруг событий июня 1962 года в Новочеркасске существует множество мифов.
Рассмотрим только основные из них: Цены были увеличены «по просьбам трудящихся». Практически все современные издания, которые сегодня рассказывают о событиях 1962 года в Новочеркасске и расстреле там рабочих, так или иначе затрагивают тему, что в печатных изданиях подчеркивалось, что цены на мясомолочную продукцию увеличиваются по просьбам трудящихся. Выше в данной статье приведена выдержка из газеты Правда, но там никакого упоминания о просьбах трудящихся нет. Шапошников отказался применять оружие против мирного населения. Никаких документальных подтверждений того, что Шапошников получил этот приказ, и что он от него отказался, не существует. Однако сомнительно, что генерал мог проигнорировать приказ, но при этом не лишиться своей должности. Более того, Шапошников еще на протяжении 4 лет занимал свою должность, и это при горячем и ярком характере Хрущева.
Гораздо более важный вопрос - почему Шапошников позволил демонстрации пройти через мост? Не было ли это частью плана. Ведь танковой дивизии вполне хватает сил и средств для препятствия движения толпы даже без применения оружия... Митинг на заводе 1 июня 1962 года был стихийным и незапланированным. Конкретных фактов ни у кого нет, но многие современные исследователи данного события отмечают, что на территории завода действовала целая группа лиц, которая убеждала рабочих на участие. Применялись даже угрозы. Хрущев был не в курсе событий и не отдавал приказ на открытие огня.
Исторический факт - Хрущев знал о событиях в Новочеркасске: есть стенограмма его совещания с руководителями спецслужб. Что касается второй части мифа, то мы никогда не узнаем кто отдавал приказ стрелять, но в Новочеркасске находилось руководство партии в частности Микоян. Эти люди всегда действуют только с разрешения сверху. Историческое значение Главный итог расстрела рабочей демонстрации в Новочеркасске в июне 1962 года заключается в окончательном разрыве связи между советским государством и советскими гражданами. Точка невозврата была пройдена, поскольку социалистическое государство применило оружие против собственных граждан, которые всего лишь выступили против увеличения цен! После этого государство СССР и народ никогда не выступали единым фронтом.
Тогда он рассказал про трагедию в Новочеркасске. Вот тогда мы впервые узнали, что, оказывается, был такой генерал Шапошников, который прошёл Великую Отечественную войну. И что он сказал: «Я не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками». Площадь Ермака.
Фото Светланы Агеевой. Кроме того, потом, в годы горбачёвской власти, в 1990—1991 годах, была создана следственная комиссия. Нашли захоронения погибших в четырёх местах Ростовской области. В 1994-м их торжественно перезахоронили на новом кладбище города Новочеркасска. Это же почти ваш ровесник. Вы о нём что-то узнали? Но о каждом погибшем сейчас уже есть информация. У нас создан Фонд «Новочеркасская трагедия». Председатель фонда Татьяна Павловна Бочарова активно занимается исследованием. У неё есть подробные списки.
Каждый год проводятся торжественные мероприятия в память о жертвах расстрела. Приходят мэр города, глава городской думы. Звучат речи с главным посылом: чтобы это никогда не повторилось. И был возле этого камня. Неправы все? Надо подойти структурно. Это была хрущёвская оттепель. В город вернулись измождённые, измученные лагерями люди. Шла реабилитация. А тут из-за какого-то повышения цен, из-за снижения расценок начинается бунт.
По идее-то, если уж так говорить, на улицы надо было выходить со словами благодарности. Тем более учитывая, что в городе у нас были высококачественные продукты питания. Какая рыба была! Сколько было этой рыбы! Но тогда это ничего не ценилось. Это считалось само собой разумеющимся. К хорошему быстро привыкаешь. Вот в чём дело. Это потом уже люди поняли, при Брежневе, когда цены подскочили не на проценты, а в разы. Мясо из госторговли исчезло, а появилось в кооперативных магазинах.
И качество стало совсем другое. И тогда уже, конечно, никто никуда не выступал. То, что людям дали возможность собраться и свободно вести себя, и есть, наверное, проблески коммунистической свободы. Человек волен переступать некогда запретную отметку». Когда у меня спрашивали, почему в моей повести такие бледные краски времени, когда я описывал те события, я говорил, что если бы это случилось на десять лет раньше или на десять лет позже, при Сталине или при Брежневе, то я бы, конечно, красок не пожалел. А чернить Хрущёва мне совесть не позволяет. Здесь ещё и субъективный фактор. Если бы не хрущёвская оттепель, никто бы на площадь не вышел. Вот в чём дело! Через две недели после его открытия палача выбросили из Мавзолея.
Появилось знаменитое стихотворение Евтушенко об этом событии — «Наследники Сталина». Его переписывали, оно ходило по рукам.
Фильм Кончаловского о Новочеркасском расстреле рабочих попал в длинный список на «Оскар» (видео)
Польское жюри отметило режиссерское мастерство Кончаловского, его «необыкновенное внимание к правде и деталям». Как указали члены жюри, фильм очень динамично построен и отличается эмоциональной интенсивностью. В главном конкурсе «Спутника» участвовали 12 новинок российского кино.
А новая власть все достижения профукала. А говорили, будем жить при коммунизме», — с этих слов и начинается картина. Вокруг — тотальный дефицит, разруха. Даже главной героине Людмиле Семиной из отдела промышленности Новочеркасского горкома КПСС приходится тайно отовариваться на оптовом складе.
Современного зрителя должна шокировать советская действительность на подходе к развитому социализму. Для семьи Семиной и бычки в томате — деликатес, а глазированный сырок — настоящее лакомство к чаю. Хотя любовница первого секретаря горкома отец ее 18-летней дочери погиб на фронте , мягко говоря, не бедствует. Невзрачную атмосферу райцентра дополняют костюмы действующих лиц. Кажется, одежду специально подбирали с тем, чтобы подчеркнуть неблагополучность эпохи. Хотя именно в «прикиде» бросаются в глаза некоторые несоответствия.
Так, у некоторых героев второго плана современные прически. Подоплека событий, заставившая тысячи людей выйти на улицы с транспарантами, затрагивается в фильме лишь вскользь. Волнения прокатились по многим центрам союзных республик, областей и районов. Руководство Новочеркасского электровозостроительного завода НЭВЗ приурочило к повышению цен увеличение норм выработки. Об этом было объявлено 31 мая. Зарплаты оставались прежними: то есть, отныне людям приходилось делать больше за меньшие деньги.
Многие ютились в ветхих бараках без элементарных удобств. Непросто было достать даже спички, а очереди за картошкой выстраивались с раннего утра. Утром 1 июня 1962 года около 200 рабочих сталелитейного цеха отказались приступить к выполнению своих обязанностей, вышли во двор и начали эмоциональную беседу на тему: «На что жить дальше? Конфликт подогрели необдуманные действия директора НЭВЗ Бориса Курочкина, который вместо примирительной риторики стал ругаться с рабочими и, заметив продававшую пирожки женщину, заявил: «Не хватает на мясо — жрите пирожки с ливером! Грубая фраза возмутила толпу, резко радикализировав многих недовольных. Курочкина освистали, а рабочий Виктор Власенко включил заводской гудок.
Забастовка охватила весь завод, число участников стихийного митинга достигло пяти тысяч. Не имея хотя бы поверхностных представлений о событиях 58-летней давности, вникнуть в курс исторического фона картины Кончаловского нелегко. В 2012 году в прокат вышел телевизионный сериал Константина Худякова «Однажды в Ростове», посвященный криминальным похождениям братьев Толстопятовых и их сообщников. Банда налетчиков орудовала в Ростове-на- Дону и его окрестностях позже, в 1968-1973 годах. Однако создатели фильма решили «объединить» резонансные события на одном временном отрезке. Возможно, причины возникновения кризисной ситуации в Новочеркасске в «Однажды в Ростове» раскрыты более полно и понятно.
Глава Российского оскаровского комитета Владимир Меньшова сообщил о том, что представлять страну на «Оскаре» будет новый фильм режиссера Андрея Кончаловского под названием «Дорогие товарищи! В российский прокат черно-белые «Дорогие товарищи» вышли 12 ноября. Фильм посвящен событиям 1962 года, когда в Новочеркасске сотрудники местного электровозостроительного завода вместе с горожанами вышли на забастовку против роста цен на продукты питания, и требуя повышения заработной платы.
Забастовка начинается на одном из крупнейших предприятий — электровозостроительном заводе. Рабочие требуют снижения цен на продукты, повышения зарплат. Забастовка набирает мощь, к ней присоединяются рабочие других заводов. Людмила вскочит перед комиссией и скажет: «Да что с ними разговаривать? Арестовать всех. Зачинщиков — к высшей мере наказания». Одно слово — бешеная.
Так называет ее женатый любовник из горкома. Решено для подавления восставших ввести в город армию и танки. Но не армия, на которую потом все спишут, а КГБ дает команду стрелять, и делают это снайперы. Идет один такой по городу с футляром, кажется, что в нем виолончель, а там — винтовка. Людмила не понимает, зачем было выходить на улицу. Пьяные они там, что ли? В нашем советском обществе забастовка — это как?
Винит себя и коллег в том, что плохо проводили разъяснительную работу. Она напишет заявление, которое начинается со слов «Дорогие товарищи! Найдется генерал, который скажет, что армия согласно Конституции не может стрелять в народ, ее назначение — защищать страну от внешних врагов. Но приказ выдать боеприпасы подразделениям все равно дан. Наверное, и замысла бы этого не было, если бы Юлия Высоцкая не родилась в Новочеркасске. Она, как говорит Кончаловский, — настоящая казачка. И еще одно совпадение: в тот момент, когда Юлия познакомилась с Кончаловским в сочинском лифте на фестивале «Кинотавр», она была актрисой из Минска.
Так что события, произошедшие в этих городах, невольно сделали ее безальтернативной актрисой. Она работает на пределе сил, максимально точно воплощая замысел Кончаловского, но мощи не хватает.
Новочеркасский расстрел: суд и приговор
Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошел в программу Венецианского фестиваля. Новочеркасский расстрел: события, о которых снят фильм Андрея Кончаловского. Фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962-м парадоксальным образом срифмовался с событиями в Белоруссии, но внешней рифмой сравнение исчерпывается. В широкий прокат выходит фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», получивший спецприз жюри Венецианского кинофестиваля. В основу этой драматической ленты, принципиально снятой в черно-белом цвете, легла история расстрела в Новочеркасске. Кто требовал расстрелять демонстрацию и кто не отдал такой приказ? Восстание в Новочеркасске в 1962 году произошло в результате забастовки рабочих местного электровозостроительного завода, к которому присоединились другие горожане.
Фильм о расстреле новочеркасского восстания 1962 года зрители увидят в мае
Фильм «Дорогие товарищи» режиссера Андрея Кончаловского о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске получил спецприз жюри на венецианском кинофестивале. Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962 году выдвинут на «Оскар» от России. новочеркасский расстрел рабочих скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Продюсерский центр Андрея Кончаловского планирует снять фильм о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. События картины связаны с расстрелом рабочих НЭВЗа в Новочеркасске, которые вышли на улицы, требуя увеличения зарплаты и снижения цен на продукты. Про жестокий расстрел демонстрации в Новочеркасске снимет фильм Андрей Кончаловский.
Новочеркасский расстрел: «Кровавое воскресенье» по-советски
А некоторые сцены будут смотреться как репортаж с нынешних улиц — в том числе и потому, что в массовых сценах снимались жители Новочеркасска, — написал в рецензии к фильму Антон Долин. По мнению критика, самое страшное в фильме — не расстрел, аресты и похороны, которые показаны весьма ярко, а фраза, сказанная главной героиней, работницей парткома, прошедшей через ад потери дочери и вроде бы понявшей что-то важное: «Сталина вернуть бы. Без него никак. Не справимся». Фильм Кончаловского, снятый в Новочеркасске, уже получил премию на Венецианском кинофестивале.
Информация о трагедии была засекречена несколько десятилетий, лишь в 90-х годах правда начала выплывать наружу. Первое официальное расследование по этому делу было проведено в 1992 году, а завершено — в сентябре 1994 года. Большинства виновных в трагических событиях уже не было в живых, поэтому они не понесли заслуженное наказание. События в фильме были показаны глазами ответственного партработника, завсектора горкома Людмилы Семиной. Картина «Дорогие товарищи! Роль Людмилы Семиной исполнила Юлия Высоцкая. Главная героиня — мать-одиночка, которая твёрдо верит в советские идеалы. Она убежденная сталинистка, которая считает единственно правильным выходом в сложной ситуации расстрел. Людмила долгое время не могла понять людей, которые вышли на забастовку, ведь у неё всего было в избытке: и продукты, и зарплата, и другие радости. Людмила, пусть она и не знает излишеств, пытается понять обычных рабочих, что их подтолкнуло на это. Женщина, возмущённа таким поведением рабочих и задает себе вопросы, на которые не может найти ответов… Но когда в беспорядках на площади пропадает её дочь, она по-другому начинает смотреть на этот мир и убеждённые идеалы рушатся в один миг. В фильме присутствует жестокость, никто не церемонится с народом — расстрелять и точка. Не важно, кто попадётся под руку — девочка-подросток, старик, парикмахерша или любой другой человек, даже не причастный к демонстрациям. Властям всё равно — нужно было держать народ в «ежовых рукавицах» и в страхе. Андрей Кончаловский говорит, что снимать фильмы о шестидесятых годах ХХ века достаточно тяжело из-за восстановления исторических фактов и поиска достоверных источников. Режиссёр не хотел, чтобы «Дорогие товарищи! Более того, из-за желания достоверности режиссёр писал сценарий к фильму целых два года, изучая даже мельчайшие детали.
Зритель узнает мысли и чаяния простых рабочих, увидят жизнь партийного работника, его непонимание расстрела демонстрации, познакомится с главной героиней — "строителем коммунизма, участницей войны, убежденного чистого человека, какими были большинство советских людей" Режиссер детально восстановил эпоху того времени — в прическах, костюмах, мебели… Массовые сцены, в которых участвовало около 500 человек, Андрей Кончаловский снимает именно в Новочеркасске — начало забастовки на площади у НЭВЗа и шествие рабочих к зданию горкома. Напомним, восстание рабочих Новочеркасского завода в 1962 году совпало с повышением цен на продукты и снижением зарплаты на заводе. Бестактная реплика директора завода: Не хватает денег на мясо, ешьте пирожки» подтолкнула рабочих идти к горкому партии.
Жуткий фильм о расстрелах в Новочеркасске включили в шорт-лист премии «Оскар» 0 0 Кинокартина «Дорогие товарищи! Об этом сообщается на сайте киноакадемии. Фильм снимали в Ростовской области, а на главную роль взяли жену режиссера — уроженку Новочеркасска Юлию Высоцкую. События картины связаны с расстрелом рабочих НЭВЗа в Новочеркасске, которые вышли на улицы, требуя увеличения зарплаты и снижения цен на продукты. Одним днем на заводе снизили получку, при этом цена на молоко резко увеличилась.
Фильм о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист премии «Оскар»
Картина о расстреле рабочих в Новочеркасске претендует на победу в номинации «Иностранный художественный фильм». «Блокнот» посмотрел фильм Андрона Кончаловского «Дорогие товарищи!» вместе с автором документальной книги о расстреле демонстрации в Новочеркасске Татьяной Бочаровой. Черно-белая драма «Дорогие товарищи!» рассказывает о засекреченном в СССР расстреле массовой мирной забастовки рабочих на главном заводе Новочеркасска в 1962 году. Ранее Новочеркасский расстрел поднимался лишь эпизодически в сериале 2012 года «Однажды в Ростове», а первым и до недавнего времени единственным полнометражным фильмом об этих событиях стала лента «Разыскивается опасный преступник» 1992-го.
Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»
Да, кое‑что можно все же предусмотреть: так, Андрея Кончаловского явно давно вела судьба к фильму о расстреле в Новочеркасске. Картина рассказывает о засекреченном в советское время расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Процессия перезахоронения жертв расстрела в Новочеркасске. Как сообщили агентству InterMedia в пресс-службе проекта, фильм основан на реальных событиях и посвящен расстрелу мирной рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Новочеркасский расстрел — один из самых трагических эпизодов послевоенного Советского Союза, но вместе с тем один из самых мифологизированных.