Новости что такое междоусобицы

2:09:12 Отредактированные новости 1 день назад Эта КАТАСТРОФА намного хуже, чем они нам говорят, может длиться десятилетиями | Отредактированные новости 268K 1.07K. Что такое МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ. Во времена феодальной раздробленности владение любого крупного феодала стало как бы государством в государстве.

Междоусобные войны на Руси

Так христиане делают междоусобную брань, когда одни на других восстают и обижают их. Христиане тесный союз между собою имеют; они связаны большим союзом, нежели жители одного Отечества или одного города. Единую веру имеют; Единого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа исповедуют, и Его призывают, и молятся Ему, и поют Его; единое Божие Слово слушают, единым Крещением крещаются; в едину церковь молиться входят; единых Тайн Святых причащаются; к единой вечной жизни позваны; от единого Христа называются христианами, и прочее. Видишь, христианин, как христиане между собою связаны?

Воистину более, нежели сограждане и братья по плоти. Но когда одни против других восстают, тогда воздвигают междоусобную брань. Сюда относятся: 1 Воры, хищники, грабители и прочие подобные им, которые как-нибудь похищают у христиан добро их, то есть или деньги, или платье, или хлеб, или дом, или землю, или скот, или рыбную ловлю, или рощу, или иное что.

Все сии и вышеописанные христиане восстают против христиан и против них брань восставляют. О первых христианах написано: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа Деян. И Христос Господь того требует от христиан: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою Ин. Было так некогда, христианин! Нет, того ныне уже не ищи.

Ибо иссякла любовь многих; умножились беззакония; день ото дня усиливается грех; более и более возрастают обиды и озлобления. Против кого? Против христиан.

От кого? От христиан! Братия на братию восстали, и враги человеку — домашние его Мф.

Везде слышится жалоба и плач; воздух самый шумит, плачевными гласами наполненный.

Хан Батый подчинил себе русские земли и основал огромное государство — Золотую Орду. Теперь княжества подчинялись законам хана и были вынуждены платить огромную дань. Это интересно Дань — денежный сбор с покорённых земель. Чуть больше двухсот лет Русь находилась под властью монголо-татарского ига, что стало одним из тяжёлых испытаний в истории Русского государства. Два века понадобилось народу, чтобы прийти к единству, собрать силы и дать отпор врагу. Это интересно Иго — зависимость русских земель от Золотой Орды. Словом «иго» изначально называли хомут для рабочего скота. Позже его стали употреблять в значении «порабощение, рабство». Победы Александра Невского Монголо-татарское нашествие — не единственная беда, с которой столкнулась Русь.

В Новгороде правил молодой сын князя Ярослава Всеволодовича — Александр. Папа римский отправил королю Швеции послание, в котором требовал заставить русских князей отказаться от православной веры и силой обратить их в католическую. В 1240 году король Швеции отправил войско на завоевание единственного не разрушенного монголами города — Новгорода. Шведы под предводительством военачальника Биргера прибыли на кораблях в устье реки Невы. Это интересно Папа римский — глава католической христианской церкви. Русских было значительно меньше, чем шведов, но они напали неожиданно. Завершилось сражение победой новгородцев, а сам князь Александр за победу над шведами на реке Неве получил прозвище «Невский». Александр Невский поражает ярла Биргера.

В 40-е гг. Общие сведения П. Граничит на С. Весной 404 г.

Исторический контекст: междоусобные войны 15 века и их последствия В истории Руси междоусобные войны 15 века отмечены особой жестокостью и масштабом. Эти конфликты часто охватывали большие территории и влекли за собой разрушение экономического и социального уклада. Речь идет не только о потерях на поле боя, но и о долгосрочных последствиях, таких как разрушение инфраструктуры и экономическое упадочничество. В этот период можно выделить ряд ключевых моментов, которые способствовали развитию внутренних конфликтов. Прежде всего, слабая централизация власти и распределение феодальных владений создали условия для конфликтов. К тому же, экономические проблемы, такие как неурожаи или инфляция, сглаживали социальные различия и вели к повышению напряженности. Междоусобная война в Московской Руси 1425—1453 Факторы, которые характеризуют феодальные междоусобные войны Феодальные междоусобные войны характеризует ряд факторов: Отсутствие централизованной власти: размежевание феодальных владений обостряло конфликты за ресурсы. Экономическая нестабильность: неурожаи, инфляция и другие экономические факторы усиливали социальные разногласия. Причины междоусобных войн: корневые факторы Кроме вышеуказанных факторов, существует и целый ряд причин, которые способствовали возникновению междоусобных войн: Династические претензии: часто внутренние конфликты возникали из-за борьбы за трон или феодальные права.

Междоусобные войны это что такое?

Трагедия заключается лишь в том, что иногда этим пользуются народы, которые переживают более низкую стадию культурного и социально-экономического развития — стадию «военной демократии». Итак, мы сказали, какие войны называются междоусобными. Перейдем к некоторым реальным примерам из истории. Греция На территории Эллады было два политических центра, от которых зависело спокойствие в регионе: Афины и Спарта. Мир между ними был невозможен по определению, так как они придерживались диаметрально противоположной идеологии. Афины были сторонниками демократии, занимались торговлей, ремеслом, искусством. Спарта являлась жестким тоталитарным государством. В полисе была строгая дисциплина, полное иерархическое подчинение одних членов группы другим. Считалось, что единственное нужное занятие настоящих спартанцев — война и подготовка к ней. Ранение в спину расценивалось как настоящий позор для мужчин этого полиса, который карался унизительной смертью.

Афины господствовали на море, Спарту никто не мог победить на земле. Сложился некий паритет: одни установили свой протекторат над островными полисами, другие — захватили те, до которых можно было добраться без кораблей. Однако в V веке до н. В войну были втянуты большинство греческих полисов, разделившихся на два лагеря. Одни поддерживали Афины, другие — Спарту. Эта война отличалась тем, что ставила целью полностью уничтожить врага, не задумываясь о будущих последствиях: истреблялись женщины и дети, вырубались оливковые деверья, виноградники, уничтожались мастерские и др. В войне победила Спарта. Однако за 30 лет была подорвана спартанская идеология, основанная на аскетизме и тотальном подчинении: стала чеканиться золотая монета, начали дарить и продавать общегосударственную землю, произошло социальное расслоение спартанского общества. Первая междоусобица на Руси Междоусобные войны на Руси также вспыхивали довольно часто.

Считается, что первая произошла между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром в X веке. В результате нее к власти пришел Владимир, позже крестивший Русь. Вторая междоусобица на Руси Окончательная раздробленность на Руси. Нашествие монголо-татар Наиболее активный период междоусобных княжеских войн начинается со смерти князя Ярослава Мудрого 1054 г. Формально государство еще было едино, но уже становилось понятно, что активно начались процессы феодальной раздробленности. В постоянных княжеских разборках принимали участие не только русские, но и половцы, литовцы, торки, косоги и другие недружественные племена.

Как бы ни было сильно каждое отдельное княжество, его военной мощи не хватало, чтобы совладать с врагом. Хан Батый подчинил себе русские земли и основал огромное государство — Золотую Орду. Теперь княжества подчинялись законам хана и были вынуждены платить огромную дань. Это интересно Дань — денежный сбор с покорённых земель. Чуть больше двухсот лет Русь находилась под властью монголо-татарского ига, что стало одним из тяжёлых испытаний в истории Русского государства. Два века понадобилось народу, чтобы прийти к единству, собрать силы и дать отпор врагу. Это интересно Иго — зависимость русских земель от Золотой Орды. Словом «иго» изначально называли хомут для рабочего скота. Позже его стали употреблять в значении «порабощение, рабство». Победы Александра Невского Монголо-татарское нашествие — не единственная беда, с которой столкнулась Русь. В Новгороде правил молодой сын князя Ярослава Всеволодовича — Александр. Папа римский отправил королю Швеции послание, в котором требовал заставить русских князей отказаться от православной веры и силой обратить их в католическую. В 1240 году король Швеции отправил войско на завоевание единственного не разрушенного монголами города — Новгорода. Шведы под предводительством военачальника Биргера прибыли на кораблях в устье реки Невы. Это интересно Папа римский — глава католической христианской церкви. Русских было значительно меньше, чем шведов, но они напали неожиданно. Завершилось сражение победой новгородцев, а сам князь Александр за победу над шведами на реке Неве получил прозвище «Невский».

Печально, что в военных кампаниях внутри Древней Руси использовались соседи. Тюркоязычные кочевники. Причины междоусобиц в Московском княжестве Подробнее о первых губительных состязаниях узнаете в следующих главах. А тут о «собирании». В период «собирания земель» ничего не изменилось. Только междоусобная война в московском княжестве представляла собой борьбу за статус так называемого «царя» самодержца всех земель бывшей Древнерусской Конфедерации — на примере «автократора» исчезнувшей Византии. Уже сам термин «царь» сокращение от «кесарь» — понятие, связанное с византийскими канонами. Тверь, как и Новгород, была более сильным конкурентом Москвы в борьбе за власть над всем русскоязычным народом. Дело в том, что основные речные и сухопутные пути проходили именно через ее города самый стратегический град, Волоколамск, принадлежал когда-то именно Твери. У тверичей было достаточное войско. Однако Иван III не брезговал использовать в «собирании» степняков. А откуда «растут ноги» у той ситуации, когда исключительно Москва, Новгород и Тверь стали единственными претендентами на роль «собирателя земель»? Причина кроется в давней вражде между потомками московского князя Дмитрия Донского. Каждый из них еще не был привязан к Москве и поддерживал кто Москву, кто Тверь, а кто Новгород.

Каково значение междоусобицы для общества? Значение междоусобицы для общества может быть негативным. Она может приводить к расколам и разделению общества на противоборствующие группы. В результате междоусобицы общество может страдать от социальной нестабильности, экономического спада и дестабилизации политической системы. Междоусобица может также создавать барьеры для коммуникации и взаимопонимания между людьми. Междоусобица может влиять на доверие и солидарность в обществе. Когда различные группы в обществе конфликтуют между собой, это может создавать ощущение напряженности и враждебности. Люди могут стать подозрительными к другим группам и постепенно терять веру в справедливость и равенство. Однако, в некоторых случаях, междоусобица также может иметь положительные последствия. Конфликты и разногласия между группами могут способствовать появлению новых идей и инноваций.

История междоусобных войн на Руси: как князья делили власть

Междоусобица может стать разрушительной и длительной, оставляя после себя много разрушений и погибших людей. Последствия междоусобия могут быть катастрофическими для всех его участников. Они могут потерять свои дома, бизнесы и рабочие места, столкнуться с финансовыми потерями, получить травмы или быть убитыми. Кроме того, междоусобица создает напряженность в регионе, что может повлечь за собой дополнительные проблемы, в том числе обострение миграционных кризисов и угрозу безопасности.

Поэтому важно находить мирные решения конфликтов и не допускать разрушительных последствий междоусобных столкновений, а когда возможно, урегулировать конфликты в результате диалога и компромисса. Причины междоусобицы Этнические разногласия. Часто междоусобица возникает из-за этнических или расовых разногласий, когда представители различных национальностей, религиозных или культурных групп сталкиваются друг с другом из-за территориальных, политических или экономических причин.

Территориальные претензии. Конфликты между народами могут произойти из-за претензий на определенную территорию, например, при границах, где жителями обеих сторон являются представители разных национальностей. Такие претензии часто ведут к напряженности и конфликтам.

Политические разногласия. Столкновения между сторонами, имеющими различные политические цели и воззрения, могут немедленно привести к междоусобице. Это может произойти как в небольших, уединенных общинах, так и во всей стране.

Экономические факторы. Одна из причин междоусобицы может заключаться в том, что две разные экономические группы борются за контроль над определенными ресурсами. Это может быть, например, водой, землей, нефтью, природными ресурсами и другими.

Нарушение прав человека. В некоторых странах, когда руководство незаконно нарушает права граждан, возможно, что жертвы будут вступать в борьбу против них. Это может привести к междоусобице, когда люди вынуждены защищать свои права и свободы.

Религиозные разногласия. Религиозные и культурные разногласия также могут привести к междоусобицам, особенно там, где различные религии имеют большое влияние на жизнь людей и когда эти различия можно использовать в политических целях. Общественная напряженность.

Иногда причина междоусобицы может быть не в одной конкретной области, а в общей напряженности, связанной с давлением конкурирующих групп, массовыми настроениями и другими факторами, которые могут разделять людей на группы. Информационные конфликты. В связи с развитием социальных сетей и Интернета, конфликты вокруг информации стали все распространеннее.

По словам патриарха Кирилла, Россия стремится прекратить эту «междоусобную войну», но ее старания «последовательно саботировали» как Киев, так и Запад, причем мирные переговоры Украина и ее союзники цинично использовали для накопления сил. Патриарх отметил, что его паства «находится по обе стороны линии боевых столкновений».

Ярополк получил власть в Киеве, Олег — на территории древлян, а Владимир — в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались конфликты за территорию. В 975 976 г. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега.

Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет. В 977 г. Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден был вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян — г. В результате паники во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих воинов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка.

В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам. В 980 г. Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка.

Эта междоусобица имела серьезные последствия для Испании как страны. Также стоит отметить междоусобицы в средневековой Европе, например, Войны роз в Англии 1455-1487 гг. Этот конфликт между двумя английскими династиями, Йорками и Ланкастерами, привел к массовым боям и практически уничтожил аристократию Англии. Войны роз оставили глубокий след в истории этой страны.

Такие примеры междоусобиц, как Гражданская война в США 1861-1865 гг. Они подчеркивают важность мирного разрешения противоречий и стремление к единству и согласию. Причины возникновения междоусобицы Политическая нестабильность: Когда вожди или правители неспособны обеспечить стабильность и процветание государства, это может вызвать напряженность и конфликты между различными политическими группами. Социальные и экономические противоречия: Неравенство, бедность, безработица и социальное неравенство могут вызвать глубокие расколы в обществе и стать причиной междоусобицы. Различия в достатке и политической власти могут разъединять население и способствовать внутреннему конфликту. Этнические и религиозные различия: Возможность конфликта между группами, которые различаются по этническому происхождению или религиозным верованиям, является еще одной причиной возникновения междоусобицы. Притязания на территорию, культурное превосходство и религиозные разногласия могут привести к насилию и конфликту между этническими или религиозными группами.

Приоритеты и интересы разных классов: Конфликт между работающим классом и элитой, имеющей политическую и экономическую власть, может быть причиной междоусобицы. Несогласие по поводу социальной политики, ресурсов и власти может стать движущей силой внутреннего конфликта.

ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 2) Плешаков. Проверим себя (стр.31). Номер №1

Что такое "междоусобица". МЕЖДОУСОБИЦА, -ы, ж. То же, что междоусобие. В Польше началась [в 1701 году] кровавая междоусобица между панами. Смотреть что такое «Междоусобица» в других словарях. Междоусобная война отличалась жестокостью. Так, попавший в плен к московским войскам Василий Косой был ослеплён.

Задавайте вопросы носителям языка бесплатно

  • Древняя Русь эпоха междоусобиц
  • Междоусобица - это семейная вражда
  • Нашествие Половцев
  • Что такое междоусобица?
  • Междоусобица - это семейная вражда
  • Что такое междоусобица?

Значение слова МЕЖДОУСОБИЦА в Толковом словаре Ефремовой

Междоусобица Междоусо бица 1 или усо бица 2 3 внутренний конфликт война между какими нибудь общественными группами или л. Междоусобицы – это конфликты внутри общества, которые становятся настолько напряженными, что могут привести к разрушению отношений между людьми и даже к насильственным столкновениям. Но прежде чем это произошло, галицко-волынские земли пережили немало драматических страниц, наполненных междоусобицами князей, боярскими заговорами, воинственной активностью горожан, вмешательством в политические конфликты иностранных государей и в. междоусобица, междоусобицы, жен. (устар.). То же, что междоусобие. Княжеские междоусобицы в древней Руси. Междоусобица Междоусо бица 1 или усо бица 2 3 внутренний конфликт война между какими нибудь общественными группами или л. Междоусобица или усобица — внутренний конфликт, война между какими-нибудь общественными группами или лицами в государстве (преимущественно в феодальном), также давний спор или борьба между социальными группами людей, особенно семьями или родами.

Значение слова МЕЖДОУСОБИЦА в Толковом словаре Ефремовой

В результате паники во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих воинов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам. В 980 г. Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в г. Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром, и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 г. Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Поэтому только на основе отечественных исследований можно дать работающие рекомендации по регулированию российских социальных конфликтов. Главным источником отечественных теорий конфликтов является опыт развития и регулирования последних в процессе всей истории существования России. На практике же российские конфликтологи высшей квалификации используют лишь одну десятую часть того, что сделано их предшественниками в той науке, которую они представляют. За последние 7 лет опубликовано не менее 40 книг, посвященных проблемам конфликта и конфликтологии. В большинстве из них история конфликтологии отождествляется с историей западной конфликтологии. Лишь в единичных работах делается попытка коснуться отдельных аспектов истории отечественных исследований проблемы конфликтов.

При этом работы западных ученых мало кто читал, поскольку у нас они мало издаются. К публикациям отечественных авторов уже сложилось традиционное для гуманитариев отношение как к второсортным по сравнению с западной наукой. Следовательно, состояние преемственности конфликтологических исследований в России пока неудовлетворительно.

В 975 976 г. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет. В 977 г.

Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден был вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян — г. В результате паники во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих воинов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам. В 980 г. Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка.

Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в г.

К началу Раннего Нового времени междоусобицы считались законными правовыми инструментами и в какой-то мере регулировались. Например, сербская культура называет междоусобицу серб. В племенных обществах кровная месть в сочетании с практикой кровавых денег функционировала как эффективная форма общественного контроля в целях ограничения и пресечения конфликтов между отдельными лицами и группами, которые связаны родством, что было описано в статье «Мир междоусобиц» англ. Последние записи:.

Междоусобная война: трагедия или закономерность? Примеры междоусобных войн в истории

Всего можно насчитать три крупные феодальные междоусобицы в этот период: первая междоусобица. Междоусобица — Что такое Междоусобица. Междоусобица или усобица— внутренний конфликт, война между какими-нибудь. Что такое междоусобица и как она происходит. Междоусобица — это конфликт, который возникает между разными группами или. Междоусобица — статья из Интернет-энциклопедии для Княжеские междоусобицы — период борьбы русских князей за власть, который начался в X веке. Номер №1. Решение. Междоусобица означает внутренний конфликт или война, которая происходит внутри государства, между семьями, родами, национальными группами и т.д.

Значение слова МЕЖДОУСОБИЦА в Толковом словаре Ефремовой

Основной временной период этих исторических войн пришелся на десятый-одиннадцатый века. Причины Можно выделить основную причину: на территориях, подвластных князьям, не существовало в те годы единого государства, общей централизации власти. Отсутствовала, согласно историческим данным, и традиция передавать власть старшему из сыновей. А так как великие князья оставляли после себя множество наследников-сыновей, междоусобица — это был самый распространенный выход из существующей ситуации в борьбе за власть. Можно сказать, что на определенном этапе в истории Руси примерно 13 век правители просто обрекали наследников на бесконечную вражду. Однако, даже получив власть, допустим, в одном из больших городов, наследники стремились еще и заполучить правление в самом Киеве.

Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.

Добавить свое значение Предложите свой вариант значения к слову междоусобица Отправить.

Источник: Wikimedia Междоусобицей называют гораздо более локальный конфликт социальных групп, как правило, семей или родов, в пределах небольших средневековых государств. Примеры употребления В общем смысле раньше «усобицей» или «междоусобицей» называли любой конфликт. Молчанием своим Усобице откроешь ты затворы, Тьма бед, царица, по твоей вине, Падет на Русь! Толстой, Царь Борис.

На женихов накинулись невесты Из ревности, и брань идет такая — Усобица, что только руки врозь! Островский, Снегурочка. Они стремились захватить киевский престол и стать Великим князем или же, наоборот, стать независимыми от Киева. Выделяют три крупных междоусобицы на Руси.

Венгерские хроники сообщают, что в 1124 г. Поселившись на отведённой им земле, половцы несколько столетий играли заметную роль в жизни Венгрии, окончательно омадьярившись только в XVIII в.

По данным грузинской летописи, сын Шарукана, хан Атерак «Повесть временных лет» знает его под именем Отрок , чья дочь, красавица Гурандухт, в начале 10-х гг. XII в. Давид обеспечил половцам свободный проход через страну осетин и предоставил им в Грузии плодородные земли для поселения. Орда Атерака сделалась ядром армии Давида, а отборный пятитысячный отряд половецких всадников составил гвардию грузинского царя. Лишь после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. Атерак осмелился вернуться в родные степи.

В киевской летописи сохранилась поэтическая легенда о возвращении Атерака, очевидно взятая из половецкого эпоса. По смерти Владимира Мономаха брат Атерака, Сырчан отправил в Грузию гонца, велев передать Атераку такие слова: «Володимер умерл есть, а воротися, брате, поиди в землю свою». Выслушав братнего посланника, Атерак поначалу заупрямился, но, поднеся к лицу пучок полыни, заплакал и сказал: «Да луче есть на своей земли костью лечи, нежли на чюжей славну быти». И приде во свою землю». Меньше повезло орде хана Аепы, ушедшей к границам Волжской Булгарии. Остатки же половецких орд, прижатые к побережью Азовского моря, влачили жалкое существование, подобно брату Атерака, хану Сырчану, который вместе со своими соплеменниками бедствовал в низовьях Дона, добывая скудное пропитание рыбной ловлей.

Вокруг южных и юго-восточных границ Русской земли на несколько десятилетий возник безлюдный «санитарный пояс», шириной от 100 до 200 и более километров. Только во второй половине 30-х гг. По-видимому, это были разрозненные племенные группировки, отколовшиеся от старых, хорошо известных на Руси орд. Они крайне редко отваживались тревожить своими набегами древнерусское пограничье, зато охотно нанимались на службу к русским князьям, роднились с ними и перенимали христианскую веру. Такое положение в южнорусских степях сохранялось вплоть до 50-х гг. XII столетия.

Наступление Руси на степь совпало по времени с началом крестовых походов в Святую землю. Конечно, при всём внешнем сходстве эти военные предприятия нельзя рассматривать как явления одного порядка — истоки и цели их были принципиально различны. Крестовые походы были первым опытом западноевропейского колониализма, пускай и облечённого в форму вооружённого паломничества. Духовное руководство ими осуществляла католическая Церковь, движимая преимущественно стремлением решить внутренние проблемы христианского Запада, раздираемого скандальными войнами между единоверцами, и одновременно рассчитывавшая заполучить в свои руки средство господства над непокорным классом светских феодалов. Провозглашённая ею мистическая идеология крестоносного воинства — стяжание небесного Иерусалима путём завоевания Иерусалима земного — оказала, по крайней мере, на первых порах, чрезвычайно сильное воздействие на умы людей Запада, рыцарей и крестьян. Но вне зависимости от того, какие побудительные мотивы определяли сами для себя участники Крестовых походов, жажда заморских земель и богатств, несомненно, увлекала их больше всего.

Между тем Русь вела борьбу с половцами на совершенно иных политических и идейных основаниях. Это была сугубо оборонительная война, организованная и руководимая светской властью, которая действовала, исходя из своей прямой государственной обязанности «постоять за Русскую землю». Русские князья не искали святынь в чужих странах — они защищали церкви, монастыри и реликвии, находившиеся в их собственных владениях. Перспектива захвата военной добычи, наверное, увлекала как князей, так и рядовых ратников, но, безусловно, не являлась для них главным стимулом, а религиозный аспект походов в степь исчерпывался вполне понятным воодушевлением при виде торжества христианского оружия над «погаными». Таким образом, русско-половецкая граница не была «северным флангом» в той грандиозной битве за Ближний Восток, которую на протяжении всего XII в. Если русские люди XII века и устремлялись в Палестину, то отнюдь не из желания встать в ряды освободителей Гроба Господня.

Крестовые походы повлияли на Русь лишь в том отношении, что вызвали здесь бурное оживление интереса к паломничеству к святым местам, который привёл даже к появлению новой социальной группы — «калик перехожих» от греческого названия специальной обуви, которую носили паломники во время своих путешествий — «калиги» , ставших неотъемлемой частью древнерусской жизни и литературы. Кое-кто из этих странников потрудился записать свои дорожные впечатления. Наиболее известным памятником такого рода является «Хождение» в Святую землю игумена Даниила. Этот образованный и наблюдательный представитель южнорусского духовенства посетил Палестину между 1101 и 1113 годами, пробыв там, по его собственным словам, 16 месяцев. Жил он преимущественно в Иерусалиме, на подворье православного монастыря святого Саввы, откуда предпринимал странствия по всей стране, имея в качестве своего руководителя «добраго вожа», одного из сведущих старцев приютившей его обители. Иерусалимский король Балдуин I 1100—1118 гг.

Называя себя «игуменом Русьскыя земли», а не какого-то отдельного княжества, Даниил усматривал одну из главных целей своего паломничества в том, чтобы помолиться «во всех местех святых» за всех «князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр… и всех христиан», и ставил себе в заслугу то, что вписал в синодик монастыря святого Саввы «имена князей рускых»: «толко [сколько] есмь их помнел имен, да тех вписах… И отпехом литургии за князи русскыя и за вся христианы 50 литургий, и за усопшаа 40 литургий отпехом». Другую великую удачу своего «хоженья» в Святую землю Даниил видел в том, что ему удалось за некую мзду, данную ключарю гробницы Спасителя, получить доску, «сущую во главах Гроба Господня святаго». Вернёмся, однако, к Владимиру Мономаху, который знаменит не только своими государственным и полководческими талантами. Кроме того, у него был и несомненный литературный дар. Владимир Мономах единственный из древнерусских князей оставил нам нечто вроде своей краткой автобиографии. Она носит название «Поучение Владимира Мономаха своим детям».

Благодаря этому произведению мы можем полнее представить себе повседневную жизнь русского князя XI—XII веков. Главное, что поражает в личности Владимира Мономаха — это его неистощимая энергия. Вся его жизнь с 1068 по 1125 год представляет собой непрерывную череду походов и разъездов. Владимир припоминает 83 только больших путешествия, а «остальных не упомню», признается он. Будучи черниговским князем, он около ста раз ездил к своему отцу в Киев, покрывая все расстояние, — а это примерно 85 верст, — верхом за один день. Поэтому его главный совет детям звучит так: не ленитесь, не позволяйте солнцу застать себя в постели.

Но, может быть, вернувшись с войны или из путешествия, князь давал себе отдохнуть? Ничуть не бывало. Основным княжеским развлечением в мирное время была охота. Причём занятие это тогда было не менее опасным, чем война. Послушаем самого Мономаха: «Два тура метали меня рогами вместе с конём, олень меня бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Кабан у меня на бедре меч оторвал, медведь мне колено укусил, лютый волк вскочил мне на бёдра и коня со мною опрокинул.

И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, руки и ноги повреждал. Но Бог сохранил меня невредимым». Такова была повседневная жизнь человека, которого летописцы с гордостью называли «чудным князем» и «добрым страдальцем за Русскую землю». Фигуры выдающихся исторических деятелей выглядят вдвойне привлекательными, если их политические деяния сопровождаются общим культурным подъёмом страны. Это было время блестящего взлёта древнерусской культуры, памятники которой с той поры сделались неотъемлемой частью мирового культурного достояния. Особенно замечательна тяга русских людей того времени к образованию.

Это стремление отлично иллюстрирует одна археологическая находка — деревянная прялка, на которой какая-то учившаяся грамоте девушка нацарапала древнерусский алфавит. В 1086 году сестра Владимира Мономаха уже основала в Киеве специальную школу для девушек — кстати говоря, первое женское учебное заведение в Европе. А Киево-Печерский монастырь превратился в высшее учебное заведение, ничем не уступавшее тогдашним западноевропейским университетам. При Мономахе русские города становились территориями почти поголовной грамотности. Нигде в мире тогда не наблюдалось ничего подобного. Поэтому совсем не случайно было появление на Руси в конце XI —первой четверти XII века целого ряда замечательных литературных произведений.

Венцом древнерусской литературы того времени стала монументальная «Повесть временных лет». Ни один народ мира не имеет исторического труда, в котором бы на протяжении почти восьми столетий, год за годом летописцы фиксировали историю своей страны. При этом поразителен историко-географический кругозор составителей нашей древней летописи. Если, скажем, западноевропейские хронисты вообще редко заглядывали за пределы своей округи, то «Повесть временных лет» живо интересуется всем происходящим на огромном пространстве от Британии до Китая. Позже Достоевский назовёт это качество «всечеловечностью» русского национального духа. Кстати, скажем несколько слов и об общепринятом названии нашей древней летописи — по первым словам, с которых она начинается: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, и кто в Киеве первее нача княжити».

Между тем название это для современного человека уже не совсем понятно. Действительно, какой смысл имеет выражение «временные лета»? Самое распространённое толкование гласит, что «временных» в данном контексте значит «минувших», «прошедших». Действительно, уже составитель так называемого Тверского сборника, живший в конце XV — начале XVI века, перевёл летописное название следующим образом: «Повести древних лет». Следуя этой традиции, академик Лихачёв в своём классическом переводе летописи на современный язык тоже начинает так: «Вот повести минувших лет…». Однако у слова «временной» есть и другое значение: «не всегда, не вечно существующий; земной, преходящий».

Смысловой упор тут делает на противопоставлении течения «временных» то есть земных лет — неподвижной вечности, в которой пребывает сакральный, небесный мир. И вот это значение древний летописец несомненно имел в виду. Дело в том, что «Повесть временных лет» предназначалась, собственно, не князьям, не образованным современникам летописца и даже не потомкам. Подразумевалось, что главным её читателем был сам Господь Бог. Летопись отмечала дела и события, по которым будут судить Русскую землю на Страшном суде. Это был своеобразный отчёт о прегрешениях и праведных поступках нескольких поколений русских людей.

Не случайно, волынский князь Мстислав, против которого жители Берестья подняли мятеж 1289 , пригрозил им, что «вписал есмь в летописец коромолу их». Таким образом, наши далёкие предки не воспринимали «Повесть временных лет» просто как историческое сочинение, или рассказ о прошлом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий