Что такое каторга простыми словами об объяснении и сущности каторжных работ. КАТОРГА (каторжные работы), тяжелый принудительный труд, выполняемый преступниками как наказание в пользу государства.
Каторга в царской России. Как появилась?
галера) - вид уголовного наказания, состоящий в использовании осужденных на тяжелых принудительных работах в местах заключения или ссылки в сочетании с особо жестким режимом содержания. Царская, имперская и советская система исполнения наказаний основывалась на необсуждаемой полезности каторжного труда для государства. В чём-то его функции выполняли каторжные работы. КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудительные работы и, как правило, строгий режим лишения свободы. Примером каторги в России может служить Сибирская каторга, которая была одной из самых известных и больших систем каторжных лагерей.
Каторга: что это такое и история ее использования в России
Казалось бы, что проще, задать вопрос «Почему? Но никто не задает. Бывает, что СКР проверяет условия труда осужденных, например, при травмах на производстве. Но и в этих случаях система отработана.
Следователи изучают лишь официальные документы и опрашивают «активистов», которые, разумеется, никаких жалоб не имеют, но подтверждают, что пострадавший был грубо неосторожен, хоть и прошел все инструктажи. Почему люди не жалуются? Хоть и без особых надежд быть услышанными, но в с твердой уверенностью в неизбежности кары за жалобы.
Она рассказала о невыносимых условиях труда на швейном производстве. По ее словам, администрация поставила задачу: за неделю сшить 600 костюмов для работников РЖД, то есть примерно 120 костюмов в день силами 160-170 заключенных. За невыполнение — снижение месячной зарплаты.
Это подтвердила бывшая заключенная ИК-2 Алеся Бондаренко. Она рассказала, что женщин заставляют работать практически до ночи. В 18 часов выводят из производственных помещений, выключают камеры, а потом заводят обратно.
Когда правозащитники подали заявление в СК и история получила огласку в СМИ, в колонию из-за подозрений в помощи Анне перестали пускать священника, а каждая поездка адвоката к ней превращается в бесконечное издевательство. Саму Анну стали наказывать — помещать в штрафной изолятор, доведя до попытки суицида. Схожие практики существуют в ИК-14 Мордовии.
Их не прекратило даже осуждение бывшего начальника — в фонд «Русь сидящая» уже обращались освобождавшиеся женщины с жалобами ровно на те же условия, что были при прошлом начальнике. Классический случай — история Арины Родиной, осужденной за мошенничество в период работы в страховой компании. Дело крайне неоднозначное, но Арина явилась с повинной, возместила потерпевшим все мыслимые расходы и ущерб, осталась без имущества, при том что у нее трое детей, два из них - малолетние на момент осуждения.
Следователь Арину арестовал, хотя потерпевшие в суде просили не лишать ее свободы. Суд вынес приговор с реальным сроком лишения свободы - четыре года. Арина отбывала наказание в Чувашии, в ИК-5 поселка Козловка.
Арина - гипертоник, болезнь серьезная, вплоть до потери сознания. Приходилось принимать мочегонные препараты, но при этом работать в швейном цехе, потому что только работая можно всерьез рассчитывать на УДО, уже подав на которое Арина получила выговор. Это практически исключает положительное решение суда.
Причина выговора в том, что однажды Арина отлучилась в туалет во время работы, не сумев выдержать до перерыва. Арина обжаловала выговор в суд, где ей предсказуемо было отказано. Примечательны выводы судьи: «осужденной Родиной А.
При этом суд анализирует приказ начальника ИК, согласно которому женщины могут оправиться два раза в течение рабочего дня: с 09 часов 00 минут до 09 часов 10 минут, и с 13 часов 30 минут до 13 часов 40 минут. В цехе работает около 70 женщин, в туалете - пять унитазов. По одному на 14 женщин.
Итого на нужду - 42 секунды два раза в день. Суд решил, что этого достаточно, а Арина отсидела от звонка до звонка. Мать трех детей не вышла по УДО, потому что отлучилась в туалет во время работы, не сумев выдержать до перерыва Таких примеров очень много.
Не будет преувеличением сказать, что только такие примеры у нас и есть. Очень бы хотелось увидеть обратное, когда после жалоб осужденных в ситуацию вмешался прокурор или еще кто-то наделенный властью, и повлиял системно, создав осужденным пусть где-то в отдельно взятом регионе цивилизованные условия труда. А как было при царской власти и СССР?
Советскому союзу труд заключенных был нужен для освоения территорий и индустриализации страны. Принято считать, что в 1597 году около 50 жителей Углича, обвиненных по делу об убийстве царевича Дмитрия, были сосланы за Урал. Первым объектом использования их принудительного труда стал Пелымский острог.
Болезни и эпидемии были распространены, и медицинская помощь была минимальной. Одежда и обувь были в плохом состоянии, и заключенные вынуждены были работать без должной защиты и безопасности. Психологическая и физическая жестокость на каторге приводила к высокой смертности среди заключенных. Многие умирали от переутомления, голода, болезней и травм. Ответственные за колонии пользовались низким уровнем прав защиты прав заключенных и часто насильственно применяли физическое наказание. В целом, жизнь заключенных на каторже была полна страданий и ужасных условий. Каторжная система была разрушительной по своей природе и приводила к множеству человеческих потерь. Распространенные преступления, ведущие к каторге Система каторжных работ была введена в Российской империи в XVIII веке и стала одним из самых жестоких вариантов наказания за совершение преступлений. В качестве основных преступлений, которые могли привести к осуждению на каторгу, можно выделить следующие: 1. Убийство — один из самых серьезных преступлений, которые могли привести к каторжным работам.
Если убийство совершалось из корыстной или особо жестокой мотивации, осужденный мог быть отправлен на пожизненное каторжное заключение. Грабеж — преступление, связанное с хищением имущества других лиц. Грабеж на крупные суммы или с применением насилия мог привести к каторге. Разбой — преступление, включающее в себя грабеж с применением насилия или угрозы применением насилия. Осужденные за разбой, особенно если имелися смертельные исходы, могли быть приговорены к каторжным работам. Мошенничество — преступления, связанные с обманом и незаконным получением материальной выгоды. Мошенники в ряде случаев отправлялись на каторгу, особенно если их мошенничество причинило значительный ущерб. Кража — преступления, связанные с похищением чужого имущества. При совершении кражи в значительном размере или при рецидиве, осужденные могли быть отправлены на каторгу. Политические преступления — в Российской империи каторжные работы были также широко использованы для преследования политических противников.
Сюда входили участие в революционных движениях, распространение антиправительственной пропаганды и другие политические деяния.
Схватиться правой рукой за какой-нибудь выступ в стенке и притягиваться на мускулах, в левой держа свечу…— А рабочим здесь постоянно приходится лазить. Немудрено, что ходят все в лохмотьях. Работы эти считаются не только самыми трудными изо всех существующих, но и прямо убийственными…"По узким подземным лазам Дорошевич с сопровождающим инженером добрались до забоя, где каторжане добывали уголь: «Мерные удары слышатся всё яснее, громче. Ближе, ближе. Послышался глухой человеческий говор и мы, наконец, друг за дружкой, выползаем в забой. Работа останавливается. Рабочие снимают шапки…В каменноугольном пласту от угля душно и жарко. Чёрные стены.
Пылает, еле освещая забой, несколько керосиновых факелов, — в забое, вместо воздуха, крутится какой-то вихрь керосиновой копоти. Люди одеты в невероятные лохмотья, сквозь которые на каждом вершке видно голое, чёрное тело. Только арестантские шапки остаются целы на рабочих и составляют резкий контраст с остальными лохмотьями. Пока инженер показывал мне устройство старого рудника, настал час арестантского обеда. Рабочие расползлись, как черви, по параллелям, с головокружительной быстротой, слетели на спине по штрекам, зашлёпали чуть не по колено в воде по главной штольне и ушли в тюрьму…" Архивные документы позволяют представить, каков был упомянутый Дорошевичем «арестантский обед». В сутки сахалинскому каторжнику полагалось около килограмма хлеба, 160 грамм мяса или 400 граммов рыбы. К ним добавлялось 300 грамм крупы, картофеля и капусты. В основном каторжников кормили доступной на Сахалине рыбой — согласно тюремной инструкции рыбная «пайка» полагалась 208 дней в году. По свидетельству очевидцев ведро такой «баланды» стоило 5 копеек.
Тюремный врач Николай Лобас, проработавший на Сахалине 7 лет, в начале XX века писал осторожно, но недвусмысленно: «На каждом шагу можно увидеть, что пища сахалинского арестанта не восполняет трат его организма, если ему приходится выполнять тяжёлую работу, и он постепенно идёт к упадку…»За четверть века существования Сахалинской каторги заключённые добыли на острове почти 600 тысяч тонн угля. Подневольный труд здесь мог бы продолжаться и далее, но после русско-японской войны, когда южная половина острова отошла к Японии, Сахалинскую каторгу пришлось закрыть. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых. В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу, что на дальневосточных землях железнодорожное строительство невозможно без использования каторжников. В то время начиналось строительство знаменитого Транссиба — железной магистрали через весь континент от Урала до Владивостока. Но в Приморье и Приамурье с их малочисленным населением просто не хватало рабочих рук для столь масштабных работ, к строительству трассы пришлось привлекать солдат и наёмных рабочих-иностранцев из Китая и Кореи. Дополнительно решено было использовать и силы каторжников. Эта трасса, протяжённостью почти в 1000 вёрст, должна была соединить Владивосток с Хабаровском. Вскоре заключённые составили заметную часть железнодорожных строителей.
К работам привлекались лишь те каторжане, которым оставалось отбывать наказание не более пяти лет. За трудолюбие и хорошее поведение им предоставлялись льготы: сокращение срока заключения и разрешение после освобождения жить в Приморье, а не на острове Сахалин все «ссыльнокаторжные», как тогда именовали заключённых, отправленных на Дальний Восток, даже после отбытия каторги должны были пожизненно оставаться здесь, не имея права возвращаться в европейскую часть России. Из архивных документов известно, что в 1895 году на строительстве Уссурийской железной дороги было занято более 13 тысяч человек, из них всего 400 человек вольных рабочих. Остальные — солдаты, нанятые китайские бедняки и каторжники. Их рабочий день продолжался с 6:00 утра до 18:00 вечера, с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Питание каторжан было столь же «скромным», как и у их собратьев по несчастью на Сахалинской каторге, но в качестве поощрения им четыре раза в месяц выдавали по чарке водки. Помимо железной дороги заключённые построили на Дальнем Востоке и первое шоссе — тогда оно называлось «Амурская колёсная дорога», а каторжники называли её просто «Колесухой». Эта дорога, длиною в 1035 км, соединяла Благовещенск с Хабаровском. Дорожные работы начались в 1898 году и шли целое десятилетие — ежегодно на них были заняты примерно две тысячи узников.
Один из лагерей каторжников-строителей расположился на берегах реки Райчихи, впадающей в Амур. До 1905 года на строительстве работали исключительно уголовные преступники, но после событий Первой русской революции появилось и немало политических заключённых. Благодаря их воспоминаниям можно узнать, как жилось и работалось дальневосточным каторжникам век назад. С марта по ноябрь каторжане жили в палатках посреди амурской тайги, а с наступлением холодов строили себе землянки. Но в отличие от советских времён, по законам царской России телесные наказания заключённых были разрешены официально. И администрация лагерей начала XX века активно пользовалась этим правом.
И действительно, каторжники зачастую вынуждены работать на диком севере, ведьма неудобствах, строить дороги, разрушая при этом свое здоровье. Но каторга — это не только физический труд. Она также включает психологическое давление и лишения. Каторжане обычно лишены свободы, они живут в домах с ограниченным доступом к любому комфорту, о котором мы привыкли. Кроме того, каторжная работа зачастую связана с невыносимыми условиями проживания. Каторжные лагеря могут быть расположены в отдаленных районах, где нет нормальных условий жизни и необходимых материалов. И уж точно нет доступа к современным технологиям и коммуникациям, которыми мы так легко пользуемся в нашей жизни. Словом, каторжная работа представляет собой целый комплекс физических и психологических испытаний. Но, знаешь, я думаю, что когда мы читаем о таких ужасах, мы должны задуматься о том, насколько хрупка и счастлива наша собственная свобода. Может быть, это поможет нам ценить и беречь все то, что мы имеем в наших современных условиях. Наследие каторжной работы в современном обществе На сегодняшний день, когда каторжная работа уже давно нелегальна, ее наследие остается актуальным для современного общества. На протяжении многих лет оно оказывало значительное влияние на формирование моральных и нравственных ценностей, а также на развитие общественных институтов. Влияние на правовую систему Каторжная работа способствовала формированию российской правовой системы, повлияв на развитие законодательства и управленческих практик. Опыт каторжных работ влиял на создание законов, регулирующих сферу труда, условия содержания заключенных и правовые гарантии для граждан. Влияние на образование Каторжная система также оказала влияние на развитие образования в России. Строгий и дисциплинированный режим воспитания заключенных привнес в образовательную сферу идею жесткости, дисциплины и трудолюбия. Эти ценности стали важной составляющей современной системы образования. Влияние на литературу и искусство Неоспоримым является вклад каторжной работы в литературу и искусство. Многие писатели и художники находили вдохновение в истории каторжников, создавая произведения, в которых отразились тяготы и страдания этого тяжелого времени. Эти произведения позволили сохранить память о прошлых событиях и оказались важным источником исторической информации. Наследие каторжной работы в современном обществе является важной частью исторической и культурной памяти нации. Оно напоминает о тяжелых испытаниях, которые преодолел народ, и служит напоминанием о необходимости борьбы за свободу, справедливость и гуманность в современном мире. Вопрос-ответ: Какое наследие оставила каторжная работа в современном обществе? Каторжная работа оставила многочисленные следы в современном обществе.
История каторги в России
Каторгу и политическую ссылку стали массово применять в России с 17 века. Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины». которое означало большое гребное судно с тройным рядом весел.
Каторжный труд
КАТОРГА (каторжные работы), тяжелый принудительный труд, выполняемый преступниками как наказание в пользу государства. Каторжная работа – это вид принудительного труда, который выполняется преступниками или политическими заключенными в тюрьмах или лагерях. Каторжные работы как особый вид наказания заключаются в лишении осужденного свободы с привлечением его к выполнению тяжелых физических работ в сочетании с особо жестким режимом содержания. КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудит. работы и, как правило, строгий режим лишения свободы.
Что значит каторга и каторжный труд
Воспользоваться рабочею силою преступников для гребного труда предложено было в 1688 г. Андреем Виниусом см. Археографической комиссией, т. V, стр.
Мысль Виниуса лишь впоследствии нашла практическое применение. Подневольный, каторжный труд, однако, недолго сосредоточен был на гребных судах. Уже в 1703 г.
Смотря по потребности в рабочих руках, на работы осуждалось большее или меньшее число преступников. Taк, Петр Великий письмом на имя князя Ромодановского от 23 сентября 1703 г. Очевидно, что при исполнении такого заказа тяжесть вины не могла быть принимаема к точному руководству.
Со времени передачи в 1760 г. В системе наказаний К. Только в указах Елизаветы Петровны об отмене смертной казни 1753 и 1754 вечная ссылка на вечную, непрерывную работу заменяет собою смертную казнь и, таким образом, ставится во главе карательной системы.
Срочные каторжные работы отбывались в этот период или в крепостях, или в рабочих домах для женщин — прядильные домы. Некоторую определенность и постепенность в отношении отбывания каторжных работ как наказания вводит лишь указ Павла I от 13 сентября 1797 г. Наряду с ссылкою в каторжные работы при Екатерине II вновь стала применяться ссылка на поселение без работ; но правильного, точного соотношения между этими видами ссылки установлено не было.
К началу нынешнего века стало выясняться крайне неудовлетворительное состояние ссылки. Немало содействовала этому неустойчивость управления восточною окраиной и быстрые смены лиц, которым оно вверялось. Введение в 1782 и 1783 гг.
К введению последнего призван был "законодатель ссылки", гр. Сперанский, назначенный сибирским ген. Результатом попытки Сперанского упорядочить ссылку и определить соотношение ее с катор.
Устав о ссыльных.
К началу нынешнего века стало выясняться крайне неудовлетворительное состояние ссылки. Немало содействовала этому неустойчивость управления восточною окраиной и быстрые смены лиц, которым оно вверялось. Введение в 1782 и 1783 гг. К введению последнего призван был "законодатель ссылки", гр. Сперанский, назначенный сибирским ген. Результатом попытки Сперанского упорядочить ссылку и определить соотношение ее с катор. Устав о ссыльных. Каторжные работы по этому уставу являются высшею, сравнительно с ссылкою на поселение, карательною мерою.
По отбытии К. Свод Законов 1832 и 1842 г. Только в Уложении 1845 г. Что касается бессрочной каторги, то она, хотя и предусмотрена в Уложении, не представляется безусловною, а обозначает лишь, что прекращение работ должно зависеть от степени исправления осужденного. По тяжести Уложение различает рудниковые, крепостные и заводские каторжные работы. Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась; не всегда рудниковые работы в действительности оказывались более тяжкими, чем даже заводские; в самом Уложении ст. Самые работы не всегда существовали, и осужденные к данному роду кат. По замечанию проф. Таганцева лекции, стр.
Деление работ на категории постепенно оставляемо было законодательством. В 1864 г. Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу еще в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы, перестал принимать каторжных. Работы в рудниках также уменьшались, особенно с закрытием нерчинских работ возобновленных лишь в 80-х годах и крайне неудачного опыта с работами на Карийских россыпях, где от большого скопления каторжных и жестокого обращения с ними начальства появились повальные болезни, унесшие в один год до 1000 чел. Максимов, "Сибирь и К.
По мнению одного из историков, именно в 1691 году в России возникла каторга как вид наказания.
При Петре Первом в русскую речь прочно и надолго вошло слово "каторга". В первоначальной своей форме этот термин был заимствован с Запада. Тогда подневольный труд был сосредоточен на кораблях. При Петре I, как известно, шло активное строительство морского флота. Рабочей силы не хватало. А потому и стал активно использоваться дармовой бесплатный труд осужденных. К преступникам применяли строгие меры.
Смертная казнь была заменена «урочными годами». Осужденных клеймили, били кнутом, ссылали на вечную работу. Укрывательство беглых каторжан наказывалось смертной казнью. Широко применялся каторжный труд и в послепетровский период. При Елизавете Петровне ссылка на непрерывную, вечную работу заменила смертную казнь. Осужденные отбывали срок, как правило, в крепостях. Каторжные женщины — в прядильных домах.
Павел I издал указ, согласно которому преступники делились на три категории. Те, что относились к первой, самой тяжелой, ссылались на рудники в Екатеринбург или Нерчинск. Каторжники второй категории — на иркутскую суконную фабрику. Третьей — в крепость.
Принудительный тяжкий труд преступников в пользу государства применялся с древнейших времен. Сам термин «каторга» возник в Средние Века и означал наказание, заключавшееся в ссылке осужденных гребцами на суда-галеры каторги , где они приковывались цепями к скамьям в трюмах. В Англии каторжные работы были отменены в 1948 году, во Франции — в 1960 году, в ФРГ этот вид наказания исчез из Уголовного кодекса в 1970 году. В Швейцарии в результате реформы уголовного права 1971 года были по существу отменены различия в условиях содержания в каторжной тюрьме и при обычном тюремном заключении. В США каторжные работы были отменены в 1970-е годы.
Словарь Ушакова
- Каторга — Википедия
- Словарь Ушакова
- Что значит каторга и каторжный труд
- Жизнь в "мертвом доме": быт, нравы, запретные слова и иерархия дореволюционной каторги
Что такое каторжные работы и их значение в истории?
В это же время каторжников начинают отправлять на остров Сахалин. Сначала их отправляли через Сибирь и Дальний Восток, а с 1879 г перевозили из Одессы через Суэцкий канал на пароходах вокруг Азии. Сахалинская ссылка приняла массовый характер, и в 1886 г была официально учреждена всероссийская Сахалинская политическая каторга. Надо сказать, что политических заключенных на Сахалин отправляли и раньше. Через сахалинскую каторгу прошли 54 участника революционного движения — соратники В. Ленина, народовольцы, руководители «Обуховской обороны» и др. Каторжники Сахалина добывали уголь, строили дороги, мосты, порты, дома, работали на лесоразработках. Во время русско-японской войны на Сахалин никого не ссылали, а в 1906 г сахалинская каторга была упразднена. Закон, принятый в 1875 г. Введена была система «исправительных разрядов», куда попадали за хорошее поведение. Попавшие в этот разряд, имели более легкую работу и содержались без оков.
Замечание 1 В разряд исправляющихся не переводили политических заключенных, а также убийц. На Нерчинской каторге отбывали наказание 2 114 человек, а на Сахалине около 6 тыс. Остальные каторжане трудились при заводах — Иркутском солеваренном, Николаевском железоделательном, Усть-Кутском солеваренном, Петровском железоделательном. Ещё одна часть каторжан находилась при каторжных тюрьмах — Александровской, Тобольской, Усть-Каменогорской.
К концу XIX осуждение к каторжным работам соединялось с лишением всех прав состояния и поселением по окончании срока работ. Работы отбывались в Зерентуйской каторжной тюрьме, на казённых солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др.
На острове Сахалин работы заключались в строительстве дорог, добыче угля, устройстве портов, мостов и пр. Каторга делались на шесть разрядов по срокам: 4 года, 8 лет, 12 лет, 16 лет и 20 лет. Больше двадцати лет каторги не было. Это был исполнительный кодекс, который действовал вплоть до прихода к власти большевиков. С помощью каторжников пытались колонизировать Восточную Сибирь, Сахалин, но это плохо удавалось. Чехов три года прожил на Сахалине, и детально описал тогдашнюю каторгу — она была абсолютно непродуктивна.
Это было полным моральным разложением людей, которые не имели перспектив — ни социальных, ни личных. Да, мы можем силами заключенных построить даже египетскую пирамиду, бросить человека на это, как материал. Но наши дети будут жить после этого в рабстве, и считать, что тюрьма — нормальный способ существования! Социальное развитие предполагает отношение к человеку, как к значимой единице, носителю жизни. Это фактически проклятье, от которого мы никак не можем отойти. Загляните в Устав о ссыльных — и вы узнаете, что каторжные работы в летнее время не могли превышать 11 часов, а в зимнее — 10 часов.
У каторги была совесть, было христианское понимание, что преступник тоже создан по образу и подобию Божьему. ГУЛАГ этого не понимал. Думаю, разница в идеологии. На каторге и в дореволюционных тюрьмах не было воспитательных служб, только охрана. От заключенного требовали только выхода на работу. Потом его загоняли в барак, и что там происходило, было делом самих каторжников.
Они сами обустраивали жизнь: выделяли авторитетную сторону, купцов, даже палач был из числа каторжан. Это был коллектив, который жил по своим законам — страшным, конечно, но часто полезным, поскольку они были основаны на каких-то ценностях. В церковные праздники прихожане приносили арестантам еду. Тюрьма была посещаемым местом для общества. Люди понимали, что каждый может стать каторжником, и называли арестантов «страдальцами» и «несчастненькими».
Первоначально это были небольшие деревянные бараки, где содержались закованные в цепи колодники. В 1889 году была построена новая каменная двухэтажная тюрьма, к зданию которой впоследствии надстроили третий этаж. До 1828 года в Горном Зерентуе содержались лишь уголовные преступники. Первыми политическими каторжанами явились декабристы Сухинов, Соловьев, Быстрицкий и Мозалевский. Кроме декабристов в Горном Зерентуе содержались польские повстанцы, солдаты Семеновского полка, а начиная с 1890-х годов сюда стали партиями приводить участников рабочего движения, а затем первой русской революции. Были здесь и матросы с восставших военных судов Потемкин и Очаков. В советские времена здание тюрьмы было передано школе. Но с постройкой новой школы, десять лет назад, здание перестало эксплуатироваться. Благодатский рудник Проезжая мимо Благодатского рудника, хотели посмотреть на сохранившиеся дома, в одном из которых останавливались княгини Волконская и Трубецкая. Но от самого поселка и тем более от исторического дома ничего не сохранилось. Далее, следуя по своему маршруту, мы заезжали на место расположения Казаковской каторжной тюрьмы в Балейском районе. Никаких следов от тюрьмы сегодня не осталось. На место ее расположения, а также на место бывшего тюремного кладбища нас проводила учитель русского языка Казаковской школы Татьяна Подойницына. Около кладбища сегодня можно увидеть старинные кирпичи с клеймом К. Что это остатки кирпичного завода, часовни или склепа? Это можно сказать только после проведения археологических изысканий. Эпилог Пресс-тур не охватил всех мест Нерчинской каторги. Остались непосещенными места трех Карийских каторжных тюрем, Мальцевская и Алгачинская каторжные тюрьмы и места пересыльных тюрем по кандальному пути.
Преступление и наказание. В Москве до сих пор существует Бутырская тюрьма, в Петербурге был печально известный Литовский замок, Шлиссельбургская крепость, Александровский централ в Иркутске. Но самая известная среди «профессионалов» - Тобольская, в которой сливались потоки осужденных со всей страны, ожидая дальнейшего распределения конечная точка маршрута иногда оглашалась не сразу. Мужчины и женщины сидели в одних и тех же исправительных учреждениях, только в разных корпусах. Несовершеннолетние преступники а уголовная ответственность наступала с 10 лет обычно помещались в те же «взрослые» заведения, но подростков старались держать отдельно от взрослых. В тюрьму помещали подозреваемых до суда, и в случае обвинительного приговора они возвращались туда же отбывать назначенный срок или дожидаться отправки к месту будущей ссылки. Одной из характерных особенностей дореволюционных мест лишения свободы было то, что значительная часть денег на содержание заключенных поступала в виде пожертвований, которых было особенно много во время религиозных праздников. Жертвовали и небогатые сердобольные люди, и состоятельные, особенно купцы, ведь «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». Щедростью отличались староверы. Пожертвования перечисляли в тюрьмы в виде денег, продуктов питания, одежды. Более того, еще в допетровские времена было официально разрешено выпускать преступников для сбора подаяний. В 1711 году Петр I запретил подобную практику, но полностью искоренить ее не удавалось. Попрошайничество то разрешали, то снова запрещали, но на протяжении всего 18 века одетые в рубища и скованные одной цепью арестанты не редко ходили по улицам под надзором караульных и распевали жалостливые песни. Изменилась ситуация только в 1819 году после учреждения попечительного общества, которое сумело наладить работу с благотворителями и более грамотное распределение поступающих средств. При тюрьмах были столярные, переплетные, швейные, сапожные и другие мастерские. Формально заключенный не имел права иметь при себе больше 3 копеек в день. Остальное должно было переводиться на его счет, с которого он мог оплачивать необходимые ему вещи или забрать деньги после освобождения. Однако на практике это часто не соблюдалось. Приговоренных к каторге отправляли партиями, к которым по дороге присоединялись «коллеги» из других городов. На европейской части империи группы были до 50 человек, в Сибири их могло быть пару сотен. Начиналось печальное путешествие со сбора подаяний, которые могли быть довольно щедрыми. Уныло звеня кандалами и распевая жалостливые песни, можно было заработать несколько десятков и даже сотен рублей, не считая разных гостинцев от сердобольных жителей. Некоторые приговоренные, чтобы подзаработать, незаметно продавали по дороге одежду, в том числе казенную. За это их наказывали, но потом все же выдавали новую. Женщины и мужчины значительную часть пути шли вместе, разделяли их в Тобольской тюрьме, крупнейшем перевалочном пункте. В дороге заработанные деньги быстро таяли из-за постоянных поборов конвоиров.
Заключенные на галерах. Как жили каторжники в XVIII веке
Каторжные работы начали применяться в России в середине XIX века после того, как был принят закон «О каторжных работах». Каторга, каторжные работы. КАТОРГА (каторжные работы), тяжелый принудительный труд, выполняемый преступниками как наказание в пользу государства. Вообще-то каторжные работы назначались за тяжкие преступления. Каторжная работа – это вид принудительного труда, который выполняется преступниками или политическими заключенными в тюрьмах или лагерях. КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудительные работы и, как правило, строгий режим лишения свободы.
Заключенные на галерах. Как жили каторжники в XVIII веке
Особенностью каторжной системы было то, что за преступления с разным характером наказания, от побоев до смертной казни, можно было заменить на каторжную работу. Каторгу и политическую ссылку стали массово применять в России с 17 века. Каторжные работы – это особый вид работы, который назначался осужденным и находившимся в заключении на особом государственном режиме. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых.В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу.
Что такое каторжные работы и их значение в истории?
Совершенно не вызывает сомнений, что это потемкинский проект, исключительно ради возможности хоть как-то отчитаться о востребованности проектов ФСИН о трудоустройстве осужденных за периметрами колоний и исправительных центров. Просто сравните масштаб — огромнейшее предприятие и 150 осужденных. Для справки, по состоянию на май 2021 в России, по данным ФСИН, 666 исправительных колоний и 106 колоний поселений, так вот лишь одному отряду лишь одной из колоний, если представить обобщенно, и даст работу упомянутый индустриальный колосс. Один средний рабочий барак. Да и то пока лишь в планах. То есть никогда Что такое принудительные работы?
Согласно статье 53. Они назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. По общему правилу осужденные к принудительным работам обязаны проживать на территории исправительного центра или изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, при колонии УФИЦ. Если они не допускают нарушений, после отбытия не менее одной трети срока наказания им согласно статье 60. Еще из зарплаты вычитают выплаты по исполнительным листам, а также расходы на содержание в исправительном центре.
Статья 60. По сравнению с 2017 годом, когда этот вид наказания только был введен в уголовное законодательство, его применение возросло в разы. Так, в 2017 году оно было назначено 587 раз, а в 2018 году на принудительные работы был отправлен уже 2501 осужденный. Еще более резкий скачок в статистике назначения принудительных работ — до более чем 7 тысяч осужденных — был в 2019 году, когда новые поправки в Уголовный кодекс позволили назначать принудительные работы в качестве замены наказания тем, кто уже сидит в тюрьме. Тюремное ведомство в 2019 году сообщало , что «около 190 тысяч заключенных колоний имеют формальные основания подать ходатайства о переводе на принудительные работы, и более 6,7 тысяч человек такие ходатайства уже подали».
В 2020 году по статистике Судебного департамента при ВС к принудительным работам были приговорены 947 человек. За первое полугодие 2021 года — 527 человек. Всего на учете состоят 7 907 осужденных к принудительным работам. Судя по приведенной выше статистике, большинство осужденных, отбывающих наказание в исправительных центрах, — те, кому было заменено наказание в виде лишения свободы. Но есть проблемы.
Самая острая — вопрос о так называемом «обнулении» срока наказания для возможности условно-досрочного освобождения при замене наказания в виде лишения свободы на принудительные работы. Изначально администрации колоний сами подталкивали осужденных к тому, чтобы они подавали соответствующие ходатайства, мотивируя это тем, что в исправительных центрах более легкий режим, и по УДО будет выходить гораздо проще. В результате осужденные с идеальными характеристиками, которые могли бы им позволить освободиться по УДО, переводились на принудительные работы. Однако случился обман. Суды произвольно и совершенно неожиданно изменили трактовку закона.
Оказавшись в исправительных центрах, люди при наступлении срока для УДО стали подавать ходатайства об этом, и зачастую получали отказ, потому что «срок для возможности условно-досрочного освобождения еще не наступил». Мотив — после изменения вида наказания с лишения свободы на принудительные работы срок отбытия наказания для подачи ходатайства об УДО исчисляется заново. Один из осужденных — Илья Ерехинский — дошел с этой проблемой до Верховного Суда. В декабре 2019 года ВС передал его кассационную жалобу в 3 Кассационный суд общей юрисдикции, указав, что возникновение права на УДО возникает после отбытия определенной части всего срока наказания, назначенного приговором, а не обнуляется при переводе на принудительные работы. Однако весной 2020 года бывший заместитель генпрокурора Виктор Гринь подал по этому делу кассационное представление в ВС.
Он указывал, что «государство уже минимизировало уголовную репрессию», и выход по УДО в такой ситуации «ведет к несоразмерному сокращению неотбытой части наказания в виде лишения свободы». Во второй раз Судебная коллегия по уголовным делам ВС встала уже на сторону Генпрокуратуры. Один из судей коллегии — Виктор Смирнов — не согласился с коллегами и выступил с особым мнением. Президиум позже также поддержал Генпрокуратуру. В этой ситуации оставалась надежда исключительно на Конституционный суд.
Тем не менее, он не стал вступать в противостояние с Верховным судом и Генпрокуратурой. Исходя из его позиции, теперь у ФСИН окончательно оформилась возможность легально удлинять сроки отбывания наказания осужденным, которые были переведены на исправительные работы из колоний, где они отбывали наказание в виде лишения свободы. Возможно предположить, что это окончательно демотивирует тех, кто мог бы претендовать на замену наказания, подавать соответствующее ходатайство. И в конечном счете в исправительные центры будут отправлять в большинстве случаев будут отправлять именно по приговору суда.
Петр Кропоткин, пока адъютант губернатору Забайкалье в 1860-х годах был назначен для проверки состояния тюремной системы в этом районе; позже он описал свои открытия в своей книге В тюрьмах России и Франции 1887. Значение слова «Каторга» в переводе с греческого означает «гребное судно» — средство передвижения, которое впоследствии именовалась галерой. В русский язык слово пришло приблизительно в XVII столетии. Сегодня, к счастью, в нашей стране нет такого явления, как каторга.
Современным аналогом в некотором роде являются принудительные работы. Однако, согласно историческим источникам, участь каторжника была страшна. Пожалуй, так же ужасна, как судьба человека, отбывающего срок в сталинском лагере. Определение каторги присутствует в словаре Даля. Это наказание, ссылка на работы, которые осуществляются под строгим надзором. Даль в своем словаре дает и другое значение — «гребное судно», «галера». Гребцами на такой лодке становились преступники. Это и объясняет преобразование судна в разновидность тюремного заключения.
Слово раньше часто употреблялось в переносном смысле. Например, в том же словаре Даля приводится выражение «не житье, а каторга», то есть тяжелая, невыносимая жизнь. Наиболее точный синоним слова «каторга» — ссылка. Приведем некоторые интересные факты из истории этой карательные меры. При Петре Первом в русскую речь прочно и надолго вошло слово «каторга». В первоначальной своей форме этот термин был заимствован с Запада. Тогда подневольный труд был сосредоточен на кораблях. При Петре I, как известно, шло активное строительство морского флота.
Рабочей силы не хватало. А потому и стал активно использоваться дармовой бесплатный труд осужденных. К преступникам применяли строгие меры. Смертная казнь была заменена «урочными годами». Осужденных клеймили, били кнутом, ссылали на вечную работу. Укрывательство беглых каторжан наказывалось смертной казнью. Широко применялся каторжный труд и в послепетровский период. При Елизавете Петровне ссылка на непрерывную, вечную работу заменила смертную казнь.
Осужденные отбывали срок, как правило, в крепостях. Каторжные женщины — в прядильных домах. Павел I издал указ, согласно которому преступники делились на три категории. Те, что относились к первой, самой тяжелой, ссылались на рудники в Екатеринбург или Нерчинск. Каторжники второй категории — на иркутскую суконную фабрику. Третьей — в крепость. В современной России В современном уголовном законодательстве Российской Федерации такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы, отсутствует. Тем не менее, принудительный труд для заключённых предусмотрен статьёй 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ; кроме того, статья 44 Уголовный кодекс РФ предусматривает такие виды наказания как обязательные, исправительные и принудительные работы, что, однако, не противоречит Конституции РФ, гарантирующей право на свободный и оплачиваемый труд, поскольку, в соответствии с подпунктом «с» пункта 3 статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах такой запрет не распространяется на работу, которую обязаны выполнять лица, находящиеся в заключении на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Каторга в других странах В конце царствования Людовика XIV 1710-е годы тюрьмы поблизости от гаваней, служившие помещением для преступников, работавших в гаванях и портовых арсеналах и называемые баньо, заменили во Франции. При Наполеоне III 1852—1870 баньо были заменены системой каторжных колоний. Однако еще в начале XVIII века был издан закон, во многих случаях позволявший заменить смертную казнь депортацией в британские колонии в Северной Америке. Вскоре туда, в основном в Виргинию и Мэриленд, стали ссылать до тысячи заключённых в год до тех пор, пока эти колонии в 1776 г. Однако в 1786 году местом каторги было решено сделать восточное побережье Австралии. Вскоре в Австралии было создано множество каторжных поселений, затем была основана каторжная тюрьма для рецидивистов с очень суровым режимом на острове Норфолк, существовавшая до 1854 года. С 1833 г. Ссылка в Австралию была прекращена в 1868 году.
Франция в 1852 году создала кайенскую каторгу во Французской Гвиане, существовавшую до 1946 года. Эту каторгу ещё называли «сухой гильотиной», так как шанс выжить там, в условиях жары, влажности и тяжёлого труда, был минимален. В Великобритании каторга англ. Zuchthaus до 1970 года. В Японии каторга в том числе пожизненная существует по сей день.
Если иваны ощущали себя чем-то вроде элитного криминального ордена и имели своеобразную солидарность, как и храпы, пытавшиеся прибиться к криминальному миру, то шпанки были разобщены, не ощущали единства и не могли противостоять давлению более дерзких, хотя и малочисленных иванцов. Именно шпанки выполняли самые тяжелые каторжные работы, в то время как иваны старались занять самые выгодные места. Вплоть до конца XIX века каторжане часто работали на рудниках и в некоторых сибирских шахтах и заводах. Однако позднее эта практика была прекращена. Запретные слова и действия Вопреки распространенным представлениям о криминальном мире, в дореволюционных каторжных тюрьмах за словами следили не слишком строго.
Ругань и матерные перебранки между каторжанами были в порядке вещей и не приводили к серьезным последствиям. Якубович вспоминал: Самая страшная перебранка для них в сущности не что иное, как пустое словопрение, своего рода артистический турнир. За несколько лет моего пребывания в Шелайском руднике не больше 2-3 раз пришлось мне наблюдать потасовки и мордобои, причиной которых были словесные оскорбления. Было лишь несколько оскорблений, которые могли повлечь за собой драку, а то и убийство, поэтому в перебранках и спорах они практически не употреблялись. Якубович перечислял их: Есть только два бранных слова, нередко бывающих причиной убийства: одно из них означает шпиона их обычно называли хамами — прим. Дорошевич утверждал, что такое слово есть, но только одно: Все ругательные слова русского слова на каторге только обычная приправа к разговору. Но есть одно слово, за которое режут. Это грубое, простонародное слово, в переводе на более благовоспитанный язык означающее "кокотку". Это объясняется особыми условиями каторги. Но указать на то, что человек занимается этой профессией, назвать его этим именем — за это хватаются за ножи.
В каторжных тюрьмах сформировался особый жаргон, в то время никому не понятный никому за исключением самих каторжан, но в настоящее время ставший неотъемлемой частью современного русского языка: пришить — убить, шишка — начальник, важный человек; стрелять — просить, фартовый — удачливый, везучий; баланда — похлебка. Воровство у сокамерников не считалось табу. Как правило, обворованный должен был сам разбираться со своим обидчиком в меру своих сил. Чаще всего обворовывали представителей шпанки, которые не могли за себя постоять и "арестантского закона" не знали. Коллективному избиению подлежали только не знавшие меры воришки либо покусившиеся на имущество иванов. Абсолютным табу было только "наушничество" — доносы администрации на других каторжан. В лучшем случае если доносчик просто пожаловался на кого-то, его могли сильно избить. В худшем, если донос существенно навредил каторжанину, доносчика могли убить. Иногда в тюрьме был один арестант, оказывавший остальным сексуальные услуги по своему собственному желанию насилие в данном случае абсолютно исключалось. Как правило, эти заключенные и на воле предпочитали лиц своего пола.
Гомосексуалистам обычно давали женские имена Манька, Катька, Танька и относились к ним с презрением. Вместе с тем они не были неприкасаемыми, другие каторжане не считали зазорным пользоваться их личными вещами в случае нужды. Большевик Александр Воронский встретил такого человека во Владимирской пересыльной тюрьме: Его звали Марусей: он торговал собой, зазывая ночами арестантов под нары. За "ласки" ему платили гривенниками, махоркой, чаем, сахаром, побоями. Днем он кокетничал. Он по-женски расслабленно вихлял бедрами, заворачивал кверху полушубок, складывал "сердечком" губы, "делал глазки", смотрел в зеркальце немного больше медного пятака, слюнявил нечистую ладонь, чтобы пригладить свалявшиеся войлоком волосы. К нему относились с гадливым презрением, но его халатом накрывались многие. Якубович в своих мемуарах посвятил целую главу появлению на каторге гомосексуалиста по фамилии Шустер: Он явно старался в то же время подделаться к тюремным силачам и воротилам, был перед ними, как говорится у арестантов, хвостом, шутил, заигрывал, и иногда ему удавалось достичь своей цели: какой-нибудь Чащин или Быков расхаживал с ним по двору, фамильярно обнявшись и дружелюбно беседуя. Но проходило несколько минут, и тот же Чащин давал своему новому приятелю здоровенный пинок… Шустера презирали, готовы были гнать, бить, и в то же время под сурдинку "добрая половина тюрьмы" не считала зазорным участвовать в его позоре.
В наши дни одним из самых узнаваемых примеров каторжного труда в популярной культуре является образ галерного раба, в цепях трудящегося гребцом на галере. Многие знаменитые древние сооружения и конструкции, сохранившиеся до наших дней, являются результатом тяжкого труда сотен и тысяч преступников. Во все времена каторжники занимались тяжёлым трудом - строили дороги, различные монументальные сооружения и памятники, работали на добыче различных ископаемых... В некоторых случаях каторжный труд не имел практической пользы, а был нужен только для того, чтобы наказать самим процессом тяжёлой физической работы и, соответственно, измучить заключённого.