Новости что такое христианский пост

Великий пост – один из древнейших обрядов христиан. Итак, можно сказать, что христианский пост – это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того. Что такое пост христианский? Пост – это сильнейшее орудие против греха в руках христиан. Человек совершает ради Бога небольшой поступок – отказывается от скоромной пищи и развлечений. Новости и СМИ. Обучение. Подкасты.

Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост

К сожалению, не всегда так бывает. Если в семье существует разное отношение к посту или к вере в целом, это не должно стать причиной возникновения внутрисемейных конфликтов и разделений. Часто бывает, что, придя к пониманию необходимости поста, человек начинает видеть в лице невоцерковленных близких препятствие к исполнению постового подвига, и это приводит к недоразумениям. В этом случае верующий должен вспомнить слова Христа: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга Ин. Всё Евангелие пронизано духом любви, не эгоистичной, но жертвенной, когда любящий душу свою полагает за любимых, по образу Христа, принявшего страдания и смерть за нас. Если же при совершении поста человек ожесточается против ближних, то пользы от поста он не получит. Не нужно ждать от невоцерковленных близких какого-то особенного к себе отношения, не нужно роптать на отсутствие постной кухни, а особенно — требовать подражания себе. Мы постимся для собственной пользы. И, как сказал св. Если, постясь, мы не будем превозноситься и требовать, а станем кроткими и милостивыми, то, может быть, и наши непостящиеся близкие о чем-то задумаются. И еще — подумаем, почему именно в посты и праздники возникают ситуации, когда особенно хочется нам отстаивать свою якобы «единственно правильную» точку зрения?

Подумаем — и не будем радовать того, кто, по словам отцов, заботится о нашей погибели более, чем мы о своем спасении. Приоритет — за душой — Как относиться к известному выражению «В здоровом теле — здоровый дух»? Ведь мы знаем много примеров, когда в здоровом теле дух оказывался совсем не здоровым, и, наоборот, в немощном, бессильном теле обитал Дух Божий. Можно рассматривать эти слова как призыв к занятиям физкультурой, спортом, проявлению заботы о теле. Кстати, христианство никогда не призывало гнушаться телом, разрушать его. Оно лишь устанавливало правильную субординацию: душа—тело, а не тело—душа. Приоритет за бессмертной душой. Она является животворящей частью человека, она — с Неба; а тело, сравниваемое отцами Церкви с домом души, ее одеждой — от земли. Забота о теле не должна ставиться во главу угла, она должна быть разумной. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом, но не наоборот.

К достижению этого направлена вся христианская аскеза. Пост при этом необходим: усмиряя плоть, он возвращает ее в подчинение душе. Еще одно сравнение: как сказал один из подвижников, для христианина тело — это «осел», его требуется держать в подчинении — мы должны ездить на осле, а не осел на нас. К сожалению, в большинстве своем люди этому правилу не следуют, удовлетворение запросов плоти они считают главной целью своего бытия. О «царском пути» — Как совместить строгость устава поста и нашу немощь? Димитрий Ростовский: «Царский путь — это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть». Это предполагает разумную оценку своих сил и, в соответствии с этим, выбор режима поста.

Начало и конец Великого поста в 2024 году Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая.

История и суть Великого поста Есть мнение, что Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. Однако есть и другая версия. На заре христианства перед Крещением будущим чадам Церкви было предписано усиленно молиться и поститься. Крестины проходили несколько раз в год, да и то — по большим праздникам, одним из которых была Пасха. Желающих принять Крещение называли оглашенными. Так в солидарность с оными крещенные христиане тоже соблюдали пост и сугубо молились о спасении всего мира. Пост был установлен не одномоментно, практика и опыт пощения приобретались в течение многих лет. И сейчас современный устав обязывает чад Церкви поститься 47 дней.

В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Питание в Великий пост Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем. К еде во время Поста нужно подходить разумно.

Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет.

В 3-й Книге Царств, главе 19, стихе 8, сказано: И встал он, и ел, и пил, и ходил силою пищи сорок дней и сорок ночей до горы Божией, которая есть гора Хорив. При встрече с Илией Всевышний принял образ "тончайшего ветра", тогда как пророк посредством поста, "утончения" плоти, возвысился над грубой чувственностью плоти. В результате и стала возможной встреча Бога и человека. Пост праведника Иова Пост Иова длился семь дней и ночей, и в течение этого времени ни он, ни те, кто окружал его, не сказали ни слова. В Книге Иова, главе 2, стихе 13, сказано: И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико. Дьявол провоцировал Иова, насылая на него всевозможные болезни, от которых тот сильно мучился.

Ионой жителей нечестивого города Ниневии; ради скорби о потере близкого человека. При этом речь шла не об ограничении вкушения пищи, а о полном отказе от нее. Иногда разрешалось пить воду, но бывало, что запрещалась и она. Понятно, что столь строгий пост продолжался от нескольких часов до нескольких дней. Впрочем, из Ветхого Завета известны случаи длительного полного воздержания — когда человек имел на то особое благословение свыше и ему давались силы, чтобы пройти это поприще: 40 дней воздерживался от пищи, воды прор. Моисей на горе Синай, где ему были даны Заповеди, перстом Божиим начертанные на двух каменных плитах «скрижалях» ; непосредственное общение с Господом поддерживало его силы душевные и телесные; столько же времени подвизался среди пустыни Сам Христос, Бог и Человек, перед тем, как выйти на проповедь веры; известны также рассказы о древних подвижниках, соблюдавших подобное воздержание, также поддерживавшихся силой Духа Святого. Впрочем, есть также примеры «постнической жизни», то есть соблюдения воздержания многие годы. Понятно, что не мог быть полный отказ от пищи.

Из Евангелия от Луки известно о вдовице Анне, «дочери Фануиловой», которая, живя при храме во Иерусалиме, «постом и молитвой» служила Господу; «Акридами» саранчей и диким медом десятилетия питался св. Иоанн Предтеча.

Испытайте силу молитвы и поста

Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный».

Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати». Посты Православной Церкви В Православной Церкви существуют посты однодневные , 4 многодневных и евхаристический литургический пост. Великий пост, Святая Четыредесятница, установленный в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне.

К Великому посту примыкает Страстная седмица в переводе — неделя страданий , посвященная событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа , Его Распятия, Смерти и Погребения. Страстная седмица является вершиной христианских постов, подобно тому, как Пасха — прекраснейшим венцом всех праздников. Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 48 дней.

Апостольский пост начинается через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и продолжается до 12 июля, всего от 8 до 42 дней. Установлен в честь проповеднических трудов и мученической кончины апостолов. Успенский пост — с 14 по 28 августа.

Установлен в честь Успения Божией Матери. Рождественский пост — с 28 ноября по 7 января. Установлен в честь Рождества Христова.

Однодневные посты совершают в среды и пятницы кроме Сплошных седмиц и ещё 3 памятных дня в году. Количество постных дней в году — от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и соответственно более или менее продолжительного Апостольского поста. По благословению духовника могут совершаться и дополнительные посты: — в знак покаяния, — для достижения той или иной священной цели, — во время искушения, — в соединении с прошениями к Богу, — перед Крещением для приступающих ко Крещению в зрелом возрасте , — перед хиротонией, — во время паломничеств и в прочих подобных обстоятельствах.

Пост, как Божественное установление Пост был дан как заповедь Адаму еще в Раю, где Бог запретил ему вкушать плоды с дерева познания добра и зла Быт. Если нарушение поста в Раю послужило причиной искажения грехом Богоподобной человеческой природы, то воздержание в посте способствует обратному процессу, то есть очищению души от греха, ведь, по словам св. Иоанна Кронштадтского, «без благодати Божией и усердной молитвы и воздержания — невозможно измениться к лучшему».

Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно связаны между собой, что в Священном Писании часто упоминались вместе: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью…» Тов. Виды поста Как человек трёхсоставен — тело, душа и дух, так и пост состоит из трёх составляющих: постов телесного, душевного и духовного. Иногда душевный и духовный пост объединяют под одним из этих названий.

Формы и степени телесного гастрономического поста ограничение или исключение пищи животного происхождения, уменьшение порции; уменьшение количества приемов пищи в т. Существует 6 степеней поста, согласно Уставу приводятся в порядке возрастания строгости поста : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются такое бывает для мирян только на сырной седмице — масленице. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино.

Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища — «варение» то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также от растительного масла и вина.

Дозволяется горячая пища без масла. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» глава 35 , т. Полное воздержание от пищи и пития — то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».

Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу. Душевный пост — воздержание от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум.

Подобно тому как пост телесный подразумевает ограничение в пище, употребление особого вида пищи и редкий прием пищи, душевный пост предполагает: Ограничение внешних впечатлений — пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в больших объемах. Контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключение того, что питает страсти. Редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия; выход из виртуального мира в реальный, ограничение потока новостной и прочей информации.

С постом несовместимы все виды развлечений и зрелищ, продолжительные разговоры переписка , шутливый тон, посещение тех сайтов и мест, где царит мирской, нецерковный дух, — все то, что рассеивает человека, отключает ум от молитвы, а сердце от покаяния. Цель душевного поста состоит в том, чтобы не рассеиваться, но сосредоточиться и посмотреть, наконец, внутрь себя, увидеть то, что не удавалось разглядеть в шумной карусели буден. Отбросив огромный объем ненужной информации, в которой мы погрязли, замечаешь, что и молитва чище, и на душе светлее, чем обычно.

Духовный пост — обуздание страстей и взращивание добродетелей Ис. О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?

Этапы приучения к посту Приучать себя к посту надо постепенно, желательно под руководством духовника. Постепенность и умеренность не только предотвращают возможные срывы, но и служат признаком духовной зрелости и чистоты. Благословение, постепенность, рассудительность и постоянство усилия — вот главные условия успешного привыкания к посту.

В качестве первого этапа, призванного сформировать навык душевной независимости от чревоугодного чувства, можно порекомендовать выполнение таких общепринятых правил здорового образа жизни как отказ от переедания, слишком жирной и сладкой пищи, приема пищи в позднее время и т. Можно начать с отказа от продуктов, вкушаемых лишь для удовольствия лакомств , и отодвигания ужина на более раннее время. Если вы едите в 9 вечера, то начните в 8, если в 8, то в 7.

Сформировав привычку разумного воздержания, можно начинать соблюдать пост, отказываясь в постные дни сначала от мяса, а потом от яиц и молочной пищи. Время, необходимое для привыкания к посту, а также качество и количество принимаемой пищи очень индивидуальны. Впрочем, для новоначальных самая лучшая мера та, чтобы оставить пищу тогда, пока чувствуешь еще алкание.

Но ежели и насытится, не согрешит.

Соблюдение этих правил уменьшит стресс для организма. Что можно и что нельзя делать во время Великого поста Великий пост не ограничивается исключением из рациона продуктов животного происхождения и алкоголя. Он подразумевает духовное очищение, которое означает воздержание от некоторых повседневных занятий. Во время поста нельзя унывать, злиться, раздражаться, ругаться, сплетничать, таить обиды и зависть. Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья. Свободное время необходимо уделить молитве и посещению храмов.

В пост приветствуется благотворительность, забота о близких и помощь нуждающимся людям. Можно ли крестить ребенка Крещение разрешается церковью в любой день года. Можно ли играть свадьбу В период поста молодожены могут планировать законное оформление отношений в государственных учреждениях расписываться. Отгулять свадьбу и обвенчаться в таком случае лучше после окончания поста. Можно ли венчаться Церковь не благословляет связывать себя семейными узами во время поста. Существует поверье: «Брак, заключенный в пост — пустой: в семье не будет согласия, и она скоро распадется». Венчание в этот период не совершается.

Можно ли отмечать День рождения Во время поста приветствуется общение с семьей и близкими людьми. Однако на таких посиделках следует воздержаться от переедания, употребления алкоголя, танцев, песен и развлекательных конкурсов. Можно ли зачинать ребенка В церкви нет запрета на зачатие ребенка в период поста. Приветствуется воздержание супругов от интимной близости во время поста по обоюдному соглашению. Если же в пост был зачат ребенок, то это никак не отобразится на его будущем. Можно ли поминать усопших Во время Великого поста дома можно ежедневно поминать усопших. Церковью совершается литургическое поминовение по субботам и воскресеньям, а также в особые праздничные дни — субботы второй, третьей и четвертой недель.

Можно ли читать светскую литературу В пост не распространяется запрет на чтение литературы. Духовники рекомендуют обратить внимание на книги, которые имеют духовное содержание. Такие произведения можно найти в классической русской литературе. Великий пост прижмет подожмет хвост. В Великий пост как узлом затянет. Пост не в брюхе, а в духе. Пост не мост, можно и объехать.

В год хлебородный пост не голодный. Не желательно давать в этот период деньги в долг, иначе сами три года из них не вылезете. Великий пост у католиков У католиков Великий пост начинается с Пепельной среды за 40 дней до Пасхи. Католические и Православные традиции во многом отличаются. Для католиков суть поста состоит в самосовершенствовании и духовном очищении. В этот период уделяется внимание молитве и милосердию. Люди сдерживают себя от увеселительных и развлекательных мероприятий, стараются примириться с окружающими, занимаются благотворительностью.

По воскресеньям все ограничения снимаются. Гастрономические запреты у католиков не такие строгие и не считаются обязательными для соблюдения. В период поста воздерживаются от мясной пищи. Остальные продукты животного происхождения разрешены к употреблению. Днями воздержания являются все пятницы Великого поста, Пепельная среда и Великая суббота.

Нутрициолог Анна Бедрицкая смотрит на вопрос по-другому. На самом деле постом похудеть невозможно, это не совсем про здоровье.

Давайте разбираться. Кому можно поститься? Если вы до вступления в этот период поста питались правильно, рацион ваш был сбалансирован, вы употребляли достаточное количество белков и жиров, пост будет для вас не вредным мероприятием. Но если вы кушали булочки, тортики и мусорную еду, могут обостриться хронические заболевания или даже что-то "поломаться". Поэтому очень важно правильно входить в пост, если вы все-таки приняли это решение. Стоит обеспечить себя всеми необходимыми витаминами, минералами, аминокислотами и микроэлементами. Кому поститься нельзя?

Организм растет, развивается, формируются органы и ткани, формируется крепкая работа сердечной мышцы. Ни в коем случае не заставляйте детей поститься, тем более если они этого не хотят. Вторая - люди с хроническими заболеваниями, которым показаны сбалансированная диета и еда как лекарство. И третья категория - скажем так, люди золотого возраста, особенно те, которые не могли себе позволить питаться сбалансированно. Если до этого у них были "пробелы" в аминокислотах, в правильности питания, сейчас пост может просто навредить и обострить хронические заболевания. И беременным женщинам, конечно, противопоказан пост.

Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста.

Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин.

Кроме того, по его словам, не стоит подражать посту другого человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души", — сказал протоирей. Советы врача Прежде чем принять решение о соблюдении Великого поста, необходимо обратить внимание на свое здоровье, рассказала главный внештатный специалист по общей врачебной практике Минздрава РТ, доцент кафедры госпитальной терапии КГМУ Люция Фейсханова. Она не рекомендует поститься беременным женщинам, людям с хроническими заболеваниями, в частности, связанными с сердечно-сосудистой системой, желудочно-кишечным трактом. По ее словам, готовиться к посту лучше всего за неделю: сначала можно ограничить употребление мяса, но оставить в рационе рыбу, сливочное масло и молочную продукцию. Фейсханова предупредила: в первые несколько дней поста возможны усталость, слабость и головокружения. Поэтому рекомендуется взять пару выходных дней на работе или снизить нагрузку. Если во время поста начали обостряться какие-либо заболевания, необходимо сразу же обратиться к врачу, заключила специалист.

Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты

Монахи такой возможности лишены. Впрочем, в погоне за "постной диетой" стоит помнить изречение Серафима Саровского, который так ответил на вопрос, чего нельзя есть в пост: "Людей не ешьте! Чтобы отбить специфический вкус, в него добавляют клубнику. Что можно и чего нельзя делать в Великий пост В пост следует обязательно ходить в храм, исповедаться и причащаться.

Стоит помнить больше о Боге, чем о еде. Веганы не едят мясо, но ближе к Богу не становятся. Надо помириться со всеми, с кем поссорились.

Если есть силы и время, можно заняться благотворительностью, делать добрые дела. Кружка горячего кофе для бездомного и долгожданный подарок для вашей бабушки одинаково ценны. Великий пост — прекрасное время, чтобы распрощаться с дурными зависимостями: табаком и выпивкой.

Нельзя ссориться, если часто злитесь, следует просить Бога помочь вам преодолеть злобу. Нельзя осуждать, обсуждать и завидовать. К другому человеку следует применять такое правило: если можешь — помоги, не можешь помочь — помолись за него, не можешь помолиться — подумай о нём хорошо.

Опытные священники не советуют налагать на себе тяжёлую ношу — груз следует брать "по силе". Для новоначальных христиан регулярно читать утренние и вечерние молитвы весь пост — уже подвиг, ибо искушений и испытаний в это время бывает много. Православные священники призывают в пост читать больше покаянных молитв, но при этом не унывать, а быть конструктивными и подражать библейскому блудному сыну, который, придя в себя, решил искупить согрешения, нанявшись в работники к отцу.

Но есть обязательные молитвы, которые должен читать каждый.

В частности, гречку и перловку. Отсутствие в рационе морепродуктов - рыбы, мидий и кальмаров - прямая дорога к дефициту йода. А йод - это про интеллект и обмен веществ, хорошую отлаженную работу щитовидной железы. Кроме того, морепродукты содержат большое количество микроэлементов. В частности, цинк и селен, которые принимает непосредственное участие в обмене веществ, то есть результатом их нехватки может стать набор веса и при хорошем иммунитете. Следующая группа - молочные продукты. Они содержат большое количество кальция и пробиотиков. Во время поста обратите внимание на семена - в частности, льна и кунжут последний содержит много кальция.

Чтобы не заработать остеопороз и остеохондроз, употребляйте и семена бобовых. Кстати, их нужно пережевывать или перемалывать, иначе они попросту пройдут "транзитом". Пробиотиками могут стать наша любимая квашеная капуста, моченые яблоки. Что нельзя исключать из рациона? Это продукт, из которого рождается жизнь, в нем самый богатый аминокислотный состав, около 22. Если есть возможность, не отказывайтесь именно от яиц. И очень важно, опять же, включить в рацион достаточное количество бобовых, крупы с высоким содержанием белка, масла нерафинированные, семечки.

Другой вопрос — какова цель поста у неверующего. Великий пост — это время серьёзной духовной работы над собой... Важно понимать, что пост — это не диета. А диета назначается врачом. Мы ограничиваем себя в еде по нескольким причинам: чтобы пища не отягощала тело, а душа, обратившись к Господу, возвысилась в молитве. Также пост — это время милосердия. Мы экономим на себе, чтобы помочь тем, кто нуждается в этом», — отмечал протоирей Александр Шимбалев. Как не сорваться в Великий пост и что делать, если это произошло Священник Павел Островский рекомендовал тем, кто боится сорваться, воспринимать пост не как один длинный период времени, а как большое количество великопостных дней. Утром второго постного дня стоит вести себя так, как будто вчерашнего дня вовсе не было. То есть мы должны помнить, что дух, конечно, важнее буквы. Поэтому если что-то мы съели в несоответствии с постом, то значит, на следующий день и последующие дни мы пытаемся вновь вернуться. Поэтому ничего страшного. И всё-таки мы должны помнить, что надо исходить из необходимости этого всегда. И тогда наши действия будут спокойными, более ли менее свободными и совершенными». Прощёное воскресенье перед Великим постом Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощёным. Оно считается кульминацией подготовительного периода.

Все, от чего вы можете временно отказаться, чтобы лучше сосредоточиться на Боге, может считаться постом 1 Коринфянам 7:1-5. Пост должен быть ограничен установленным временем, особенно если это пост без пищи. Продолжительные периоды времени без еды вредны для тела. Пост не предназначен для наказания вашей плоти, но для концентрации на Боге. Пост также не следует рассматривать, как «диетический метод». Не поститесь, чтобы сбросить вес, но для того, чтобы обрести более глубокие отношения с Богом. Да, каждый может поститься. Некоторые люди, возможно, не смогут поститься без еды например, диабетики , но каждый может временно отказаться от чего-то, чтобы сфокусировать свое внимание на Боге.

Церковный пост

Великий пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после своего крещения 40 дней находился в пустыне без воды и еды. Великий пост – важный период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя. В этот период не только придерживаются пищевых ограничений, а и отказываются от удобств повседневной жизни, освобождая место для духовных ценностей. Пост – один из древнейших обрядов христиан. Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться. Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться.

Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост

Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное см. От чего-то хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, утесняем нашу волю. Еще одно значение поста — в подчинении тела духу. Постом мы даем понять чреву, кто в доме хозяин. Человеку, не привыкшему поститься, очень тяжело дисциплинировать себя, обуздывать страсти, бороться с ними.

Христианин — это воин Христов, а хороший воин находится в постоянной боевой готовности, постоянно обучается, держит себя в форме. В Церкви нет ничего случайного и ненужного. Не соблюдающие пост никогда не узнают настоящего вкуса пищи, этого дара Божия. Даже праздничная трапеза для непостящихся становится чем-то вполне обыденным, а для нас даже скромное застолье после продолжительного поста — настоящий праздник. Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью.

Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.

Иоанн Лествичник подчёркивает пользу телесного поста. Он погашает телесное разжение, истребляет сердечную бесчувственность, является началом смирения и здоровья тела. Заключение Меру поста пусть каждый определяет в соответствии со своим здоровьем, возрастом, жизненными обстоятельствами. Чтобы легче было это сделать, нужно познакомиться с церковными установлениями о посте и спросить совета у рассудительного священника. Не стоит забывать, что пост — это только средство духовной работы над собой, а не самоцель. Без дел милосердия, без молитвы и участия в Таинствах он теряет свой смысл и вырождается в бессмысленную, а иногда и вредную формальность. Осипов А. Пост — воздержание души и тела Оцените статью 4 оценки, среднее 4 из 5 Пожалуйста, поделитесь статьей.

Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть. Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия. Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве.

Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве. Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен».

Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха.

То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха». Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние.

Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью». Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами.

Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его.

Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других.

Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам. А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко.

Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага?

Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель.

Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста».

При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя.

Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф.

Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян. Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи.

Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп. Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками.

Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор. Если, говорит, внешний наш человек, т.

И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища? Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность». Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха.

Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею?

Помилуй Бог! Никто так не думает. А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный.

Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего.

Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает.

А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров... Поздоровится ли ему от сего? То же и там.

Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать? Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Каноны Церкви о посте Правила святых Апостолов Правило 69 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.

Толкование епископа Никодима Милоша : Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост перед Пасхою , а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св. Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви Лев. Иисус Христос освятил пост Своим примером Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом Деян. Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях V, 13 , следовательно, пост является божественным установлением.

Цель церковного поста: "смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога" [Кн. Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты.

Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III 1084-1111 , по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней ;;;; ;;;;;;;;;; , так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней ;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;.

Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода. Толкования: Зонара. Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать.

Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою. Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Сорокадневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом - и Святыми Апостолами в настоящем правиле. Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение ; то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению. Исключи мне болящих. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения.

На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании. Исключи мне среды и пятки седмицы, предшествующей седмице мясопустной, седмицы сыропустной и седмицы пасхальной; ибо в эти седмицы мы разрешаем, потому что в седмицу, предшествующую мясопустной постятся Армяне ради ниневитян, и в сыропустную седмицу соблюдают великий пост еретики Тетрадиты. А пасхальная седмица считается как самый великий день Господень; ибо, поэтому каждый день тогда читаются и утренняя воскресная Евангелия. Точно также исключи мне и из четыредесятницы субботы и воскресные дни; ибо подобным образом мы разрешаем и в эти дни по 64-му Апостольскому правилу. А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо. Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании.

Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано. Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как - то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие стыду. Читай и написанное нами на третий вопрос синодальных ответов, бывших в дни патриарха господина Николая. Славянская кормчая. Великий пост, и среды и пятки во все лето в посте пребывати.

Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или поддиакон, или чтец, или певец, в 40, дней, сиречь в великий пост не постится, и во все лето во всякие среды и пятки, да извержен будет, токмо аще не пакостит ему телесная болезнь. Немощному бо прощено есть по силе вкушать масла и вина. Аще же мирский человек не постится, да отлучится Никон. Такожде и мирянин. О посте в субботу Правила святых Апостолов Правило 64 Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только Великия субботы : да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.

Толкование епископа Никодима Милоша : Поводом к изданию этого правила является то же, что вызвало и 51-е апостольское правило. Воскресение праздновалось христианами как день, в который Христос воскрес из мертвых, увенчав этим дело нашего искупления. День этот был для христиан днем радости и братского общения, вследствие чего пост, как проявление покаяния и печали о грехах, не мог быть допустим в этот день. Приблизительно то же можно было сказать и относительно субботы, считавшейся у христиан также днем радости, посвященным воспоминанию сотворения мира и Божьего покоя. Гностики, следуя своему учению о материи, как абсолютном зле, постились в субботу, выражая этим свою печаль о появлении материи; они постились также и в воскресенье, так как не верили ни в воскресение мертвых, ни в воскресение Христово и, считая христианское учение о воскресении иудейским заблуждением, нарочно постились в этот день, выражая этим осуждение мнимого заблуждения. Особенно это было развито у маркионитов.

Имея в виду это ложное учение, апостольские постановления V, 20, VII, 23 не только осуждают пост в субботу и воскресение, но определенно называют его грехом. Точно так же учат отцы и учители церкви. Данное апостольское правило, подтверждая православное учение о воспрещении поста в субботу и воскресение и провозглашая это учение в форме закона, угрожает духовному лицу, уличенному в нарушении этого правила, извержением из священного сана, а мирянину — отлучением от Св. Исключением, как по этому правилу, так и по апостольским постановлениям II, 59, VIII, 83 , является только одна Великая суббота, потому что, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, в этот день тело Господне лежало мертвое в гробу, и Сам Господь заповедал нам поститься в этот день Мк. Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу кроме Великой субботы , следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте сухоядение , когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, — в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель.

Посты Православной Церкви Арх. Рафаил Карелин : «По какому принципу отбирается пища для христианского поста? Для христианина нет чистой и нечистой пищи. Здесь учтен опыт воздействия пищи на организм человека, поэтому такие существа, как рыбы и морские животные, являются постной пищей. В то же время к скоромной пище, кроме мяса, относятся также яйца и молочные продукты. Всякая растительная пища считается постной".

Христианский пост имеет несколько видов — в зависимости от степени строгости.

То есть к усталости, вялости и раздражительности: "встала - уже устала", "хочу поспать днем". Чтобы избежать упадка сил, обратите внимание на бобовые, семена и каши с повышенным содержанием белка. В частности, гречку и перловку. Отсутствие в рационе морепродуктов - рыбы, мидий и кальмаров - прямая дорога к дефициту йода. А йод - это про интеллект и обмен веществ, хорошую отлаженную работу щитовидной железы. Кроме того, морепродукты содержат большое количество микроэлементов. В частности, цинк и селен, которые принимает непосредственное участие в обмене веществ, то есть результатом их нехватки может стать набор веса и при хорошем иммунитете. Следующая группа - молочные продукты. Они содержат большое количество кальция и пробиотиков.

Во время поста обратите внимание на семена - в частности, льна и кунжут последний содержит много кальция. Чтобы не заработать остеопороз и остеохондроз, употребляйте и семена бобовых. Кстати, их нужно пережевывать или перемалывать, иначе они попросту пройдут "транзитом". Пробиотиками могут стать наша любимая квашеная капуста, моченые яблоки. Что нельзя исключать из рациона? Это продукт, из которого рождается жизнь, в нем самый богатый аминокислотный состав, около 22.

Когда посты у православных в России в 2023 году

Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. В 2024 году пост начинается в понедельник, 18 марта. В каждой религии с постом связаны особенные традиции. Рассказываем, как проходит пост у протестантов и в чем его отличие от поста других христианских религий. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. В 2024 году пост начинается в понедельник, 18 марта.

«Пища духовная»: пост на Руси и в современности

Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа , прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених… тогда будут поститься» Матф. Прочие посты тогда были произвольными Тертуллиан, «О посте» : пост в среду и пяток каждой седмицы, подобно Великому Посту, основывался на страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пяток Он умер. Эти посты отличались между собой длительностью, которая была троякой. Посты в среду и пяток продолжались до 9-го часа или по нашему до трех часов вечера, почему и называли их полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался вечернею, то есть в шесть часов к закату солнца. Еще был сугубый пост или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог. Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, раз в каждом месяце, кроме июля и августа.

Причина, почему постились до 9-го часа, заключалась в память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — в воспоминании Его погребения Тертуллиан, «О посте». Степени воздержания были также различны. Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения Тертуллиан, «О посте» , воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя с хлебом только орехи, миндаль и т. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонения, как приготовление к мученичеству Тертуллиан, «О посте». Некоторые и кроме Страстной седмицы ничего не вкушали в продолжение многих дней и нередко даже до 10-й зари, как говорит Лукиан , свидетель несомненный. Ибо в эти необыкновенно продолжительные посты входили и воскресенья, в которые законом запрещено было поститься. В первых веках Христианства, хотя были еще в Греции и Риме люди, занимавшиеся разными телесными упражнениями для укрепления тела, но гораздо более было таких, которые вредными для здоровья пороками ослабляли тело и рано старели.

Однако среди развращения, которыми исполнены были Египет и Сирия, появлялись великие постники, которые жили гораздо дольше других людей. Правда, в теплых странах пост не столь тягостен, но наблюдались необыкновенные примеры воздержания в Галлии и еще более холодных странах, притом спустя более 100 лет уже после апостолов, ибо многие из великих подвижников следовали древнему образу пощения. Христиане, подобно иудеям, взирали на пост как на время сетования. Правда, иудеи налагали его на себя часто в изъявление естественной скорби, причиненной потерею любимой особы или другим каким-либо временным бедствием. Но христиане, все прилагая к духовным вещам, употребляли эти внешние знаки сетования для возбуждения в себе печали, созидающей спасение 2 Кор. Киприан учит, чтобы грешник оплакивал смерть души своей, по крайней мере, как потерю любимой особы «О падении» , а свят.

По словам священника Павла М. Не надо загонять себя в рамки, поставленные церковью, потому что можно навредить своему здоровью, а в мире нет ничего важнее его. Когда вы ведёте пост, необходимо готовиться к трудностям на этом пути, ведь во время духовной и телесной голодовки могут проявляться внутренние демоны». Если вы болеете, желательно не придерживаться поста. Но решение зависит от тяжести болезни и желания самого человека. В этом вопросе лучше всего проконсультироваться у врача. Чтобы получить максимальную пользу от поста, недостаточно просто правильно его провести. Важно и то, насколько мы готовы воздержаться до и после поста. Если следить за мерой всегда, это поможет избавиться от многих искушений. Также важно контролировать себя после поста, ведь чаще всего следом идёт праздник, и многие перестают контролировать себя. Вести пост — значит, постоянно иметь меру в пище. Когда начинается Великий пост в 2023 году у православных в России Великий пост — это главный пост, его цель — подготовка верующего к празднованию Пасхи. Он считается строгим постом, во многом ограничивает соблюдающих его людей. В 2023 году великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. Когда в 2023 году будет Апостольский пост Это дань памяти святым апостолам Петру и Павлу. Пост ведётся не так строго, как Великий. По выходным разрешается вино. Ограничивает он только в употреблении мясной и молочной продукции. В 2023 году он начнётся 12 июня, а закончится 11 июля.

То есть пост - это не религиозная диета, а оживление человеком его отношений с Богом. Но стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависнуть в Сети? Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость. Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим?

Слово 14. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что пост — это одно из важнейших духовных средств в деле спасения души. Причём суть поста не в том, чтобы только не есть определённых видов пищи. Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора — это не пост, если вы во время поста ходите по театрам, концертам и прочим развлекательным заведениям, — это не пост, если вы тратите время на посещение и приём гостей, активно «общаетесь» по телефону, зачитываетесь художественной литературой — это тоже не пост. Если вы сами, воздерживаясь от скоромной мясо-молочной пищи и развлечений, осуждаете других за их «нерадивую» жизнь, то это тем более — не пост. Пост — это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост — это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа. Постом христианин должен уделять больше внимания и времени на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия. Некоторые из Святых Отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую душу. Церковью установлена целая система постов, соблюдая которые, христианин способствует успешному прохождению духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати Святого Духа.

Как возникли посты?

В пределах христианского поста перед Пасхой есть день без пищи вообще. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Сегодня о посте нередко рассуждают как о диете, пост для многих – средство, которое поможет сбросить вес, духовное значение поста при этом никак не учитывается. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Посты Православной Церкви

Одним из самых длительных ритуалов христианской церкви является Великий пост. Отсюда видно, что пост созидает душу человека, сам Бог начинает вести этого человека по жизни, этот человек как свет во мраке, получает способность от Бога указывать на правду людям, Бог заботится о нем, как о духовных, так и о физических нуждах этого человека. На вопросы о посте и христианской аскезе отвечает клирик Архиерейского подворья — Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова иеродиакон Паисий (Шурухин). Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин. С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви, милосердия и молитвы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий