Новости аэропорт приштина 1999 год операция

В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск. Начавшаяся в июне 1999 года лихим марш-броском наших десантников косовская эпопея завершилась. Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. 20 лет назад российские миротворцы совершили молниеносный рейд из Боснии на Приштину, заняв единственный в Косово аэропорт «Слатина» и затем отбивая попытки сил НАТО вторгнуться на его территорию.

Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО

Президент России Владимир Путин рассказал, почему было принято решение брать аэропорт "Слатина" в Косово в 1999 году. Ровно 20 лет назад российские миротворческие силы провели одну из самых дерзких военных операций девяностых — бросок из Боснии на Приштину — и заняли единств. 24 марта 1999 года натовская авиация нанесла первый авиаудар по городам Югославии. Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. После того, как соглашение было заключено, 15 октября 1999 года аэропорт Приштины был повторно активирован британской 53-й полевой эскадрильей (воздушная поддержка) Королевских инженеров в качестве военной авиабазы.

Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО

Крылатые ракеты запускали с кораблей и подводных лодок Шестого флота США из акватории Адриатического и Ионического морей. За первую ночь бомбардировок Сербии и Черногории в них приняли участие более 430 самолетов противника. Даже боксеру на ринге сложно уходить от ударов или уклонятся от них. А что тогда можно сказать о устаревшей югославской системе ПВО, удары на которую сыпались со всех сторон. Это был почти весь натовский альянс, за исключением Исландии и Люксембурга, у которых не было военных самолетов, и Греции, которая отказалась участвовать в бомбардировках Сербии. Тогдашние вновь принятые члены Венгрия, Чехия и Польша не имели достаточно времени для подготовки к участию в агрессии, и поэтому они держались в военном смысле в стороне. Во главе агрессии были американцы, но и немецкие самолеты над сербскими городами не были чем-то новым. Они уже летали и бросали бомбы в 1914 и 1941 годах, когда буквально уничтожили Белград, убив тысячи людей, в основном гражданских лиц. А Белград наперекор врагу, каждый раз после подобного апокалипсиса, оказывался сильнее. Югославская армия с готовностью приняла агрессию.

Благодаря хорошему планированию и полному выполнению планов подготовительного периода не было ни стратегического, ни тактического сюрприза. Каждый вечер в городах Сербии раздавались крики, похожие на речевки спортивных фанатов: «ПВО! Несмотря на устаревшую технику, результаты были отличные. Уже в первые дни агрессии была сбыта гордость американской авиации — самолет-невидимка F-117А. Храбрые и немногочисленные югославские летчики на устаревших советских самолетах боролись с самыми современными бомбардировщиками агрессора, и в неравных схватках их сбивали, многие пилоты погибали в бою. Но те, кто сумел катапультироваться и выжить снова садились за штурвал и снова шли в бой. Майор Илья Аризанов, один вел бой с 29 самолетами противника над городом Приштина. После катапультирования он приземлился на территорию Косово, в районе, где не было ни одной сербской деревни. Он сумел избежать засад террористов, и выходил к своим два дня, избегая дорог и поселений.

Сразу после возвращения он снова принял участие в боевых вылетах. Уже на следующий день он был досрочно повышен до звания подполковника и награжден орденом Мужества. Натовские бомбы тогда, с другой стороны, сделали то, чего не происходило в течение многих лет на бурной политической сцене в Сербии.

Если захватишь, он будет послушен тебе. Буквально за ночь десантники оборудовали блокпосты, заняли круговую оборону и к 7 часам утра 12 июня уже были готовы к появлению НАТОвских войск. В это время колонны потенциального противника, состоящие из танков, бронемашин и иных автомобилей, уже полным ходом двигались к аэропорту. Честь первыми принять аэропорт выдалась англичанам, однако по прибытии на место стало ясно, что первыми им уже не быть. Колонны англичан упёрлись в российские блокпосты, отечественный БТР перекрыл дорогу могучим зарубежным танкам.

Ситуация повисла в воздухе, обстановка накалилась до предела. В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает. Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли. Танки англичан упёрлась в блокпост, который занимал взвод старшего лейтенанта Николая Яцыкова. На тот момент мы все определились, что будем биться там до последнего, это реально, в прямом смысле этого слова.

Югославия, являясь одной из крупнейших европейских стран, всегда считалась общим домом для сербов, хорватов, боснийцев и других народов, как христиан, так и мусульман. Но в 1990-е годы она была ввергнута в острейший межнациональный конфликт, в результате которого федерация распалась на ряд независимых государств, которые долго вооружённым путём устанавливали свои границы и состав.

При проведении масштабных операций миротворческих сил всегда требуется организовать их непрерывное снабжение всем необходимым: боеприпасами, продуктами питания, питьевой водой и т. В приморских районах это можно делать через морской порт, а при проведении таких операций вдали от побережья в наши дни в основном используется снабжение по воздуху, а для этого необходимо иметь в своём распоряжении аэропорты. И о контроле над ними необходимо задумываться ещё на этапе планирования миротворческих операций. Одним из примеров борьбы за аэродромы, как ключевые объекты при снабжении своих миротворческих группировок, может служить марш-бросок российских десантников на приштинский аэродром «Слатина» в июне 1999 года. В начале 1999 года блок НАТО потребовал вывести сербские войска из автономной области Косово и Метохия, населённой как сербами, так и этническими албанцами, а также разместить войска НАТО на территории этой области, то есть на территории собственно Союзной Республики Югославии состоящей на тот момент из Сербии и Черногории. Югославия не выполнила ультиматум. Операция проводилась в течение марта-июня 1999 года. Основная часть этой операции состояла в ракетных и авиационных ударах по стратегическим военным и гражданским объектам на территории Сербии [2, с. Первой и важнейшей целью в Косово для войск НАТО был выбран международный аэропорт «Слатина», так как он единственный в регионе обладал взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные.

После захвата аэропорта именно через него планировалось произвести переброску большого количества сил НАТО, а в дальнейшем снабжать введённые войска всем необходимым [2, с. Для России в Косово места не нашлось. И это несмотря на то, что российский контингент, наравне с другими, давно уже участвовал в миротворческих операциях на территории бывшей СФРЮ, и успешно справлялся со всеми поставленными задачами. Тогда для обозначения Россией своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения собственных геополитических интересов в Балканском регионе, высшим политическим и военным руководством России, во главе с Президентом России Б. Ельциным, было принято секретное решение о захвате аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косова и Метохии российского миротворческого контингента. Данное решение шло вразрез с военными планами НАТО, что могло привести к началу полномасштабной войны, в связи с чем операцию необходимо было провести молниеносно, скрытно и неожиданно для НАТО [1, с. В мае 1999 года майор Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров, находившийся в тот момент в составе российского подразделения международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего командования совершенно секретное задание: перекрыть «воздушную аорту» НАТО между Приштиной и Македонией. В составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косова и Метохии и взять под контроль стратегический объект — приштинский аэропорт «Слатина», и подготовиться к прибытию основных сил российского контингента.

А военные награды, по разным причинам не вручённые им пятнадцать лет назад, возможно, найдут, наконец, своих героев. Показать больше.

Приштинский бросок: украденная победа России

Летом 1999 года мир оказался в шаге от новой войны, когда британскому генералу Джексону поручили выбить российских десантников, занявших аэропорт в Косово. Как и все военные операции, марш-бросок на Приштину оброс легендами. 10 июня 1999 года завершилась военная операция НАТО, в ходе которой по Союзной Республике Югославии наносились массированные ракетно-бомбовые удары. В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль.

Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году

Бросок на Приштину — удачная операция российской армии в Европе в конце 90-х и потому предмет отчаянного фапа поцреотов на протяжении всех 00-х. "Бывший командующий Воздушно-десантных войск России Георгий Шпак заявил, что операция по захвату аэродрома в косовской Приштине в 1999 году готовилась тщательно и не предполагала плана Б. Об этом генерал рассказал в интервью каналу RT. В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск.

Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину

На пути в аэропорт они встречали отсыпающих сербов, которые небольшими группами понуро брели восвояси. Марш бросок десантников на Приштину был завершен успешно. Солдаты заняли круговую оборону, взяв под контроль весь аэропорт. Были организованны блок посты к приходу первых натовских колонн. ВДВ в Приштине были готовы ко всему, не зная, что их ждет в дальнейшем. Подход колонны английских войск Примерно в 11-00 первый самолет разведки пролетел над аэропортом и практически сразу же колонны Натовских войск подошли к аэропорту с двух сторон. Это были английские войска: с одно стороны шли Джипы, а с другой танки. Перед российскими блок постами колоны остановились. Несколько Натовских вертолетов пытались приземлиться на территории аэропорта, но БТР не давали им это сделать.

Генерал Майкл Джексон приказал своим войскам занять аэропорт и колонны двинулись на блок посты, но десантники были настроены решительно и показали это выставив оружие и прицелившись в английских солдат. Российские войска были настроены серьезно, по этому Натовским войскам пришлось остановиться. Командующий силами НАТО в Европе приказал продолжить движение, не останавливаться, однако генерал Джексон заявил, что не собирается начинать 3-ю мировую войну. В итоге аэродром окружили войска НАТО. На этом активные действия завершились. Дальнейшее развитие событий в разных источниках преподносится по-разному.

Натовскими бомбами было уничтожено или сильно повреждено 25. Особенно пострадал город Нови Сад. Здесь не осталось ни одного целого моста через Дунай. Всего было уничтожено 38 мостов, а 44 были серьезно повреждены. Нови Сад, 5 апреля 1999, автор Зоран Милованович Тогда жители Белграда, живущие на берегах двух больших рек, стихийно начали собираться на своих мостах через Дунай и Саву и круглосуточно защищали их собственными телами — телевидение вело прямую трансляцию этой гражданской акции. И агрессор не осмелился бомбить их... За три месяца агрессии НАТО преступники сбросили 22. Более 1. За три месяца агрессор потратил столько денег, что по собственно натовским подсчетам, их хватило бы, чтобы прокормить за это время 80 миллионов человек. Югославия понесла прямой материальный ущерб почти на 130 миллиардов долларов, больше чем во Второй мировой войне. Центр города Алексинац был полностью разрушен, более 20 человек погибли и более 50 получили ранения. Ракеты из натовского самолета 12 апреля полностью уничтожили пассажирский поезд на въезде в ущелье Грделица. Точное число жертв никогда не было установлено. ФОТО: Поезд в Грделице, 12 апреля 1999, автор Зоран Милованович Агрессор в окрестности города Печ 3 апреля разбомбил рейсовый автобус с женщинами и детьми, убив 20 и ранив 43 пассажира. В городке Мурино в Черногории, где не было ни одной воинской части, 30 апреля при бомбардировке моста через реку Лим было убито шесть мирных жителей, в том числе трое учеников начальной школы. Восемь граждан были ранены. Как минимум 40 невинных гражданских лиц были убиты 1 мая, когда натовская ракета уничтожила пассажирский автобус, следовавший по маршруту Ниш-Подуево. Рынок и больница в городе Ниш были 7 мая разбомблены снарядами кассетных бомб. Погибло15 мирных жителей, а более 70 было ранено. В результате взрывов бомб выпущенных 14 мая с натовских самолетов на колонну албанских беженцев в районе деревни Кориша, было убито 87 гражданских лиц и ранено около ста человек. Немецкие самолеты разбомбили в полдень 30 мая, при хорошей погоде, мост в городе Варварин, полный пешеходов. Убито 10 граждан и более 30 ранено.

Всего было уничтожено 38 мостов, а 44 были серьезно повреждены. Нови Сад, 5 апреля 1999, автор Зоран Милованович Тогда жители Белграда, живущие на берегах двух больших рек, стихийно начали собираться на своих мостах через Дунай и Саву и круглосуточно защищали их собственными телами — телевидение вело прямую трансляцию этой гражданской акции. И агрессор не осмелился бомбить их... За три месяца агрессии НАТО преступники сбросили 22. Более 1. За три месяца агрессор потратил столько денег, что по собственно натовским подсчетам, их хватило бы, чтобы прокормить за это время 80 миллионов человек. Югославия понесла прямой материальный ущерб почти на 130 миллиардов долларов, больше чем во Второй мировой войне. Центр города Алексинац был полностью разрушен, более 20 человек погибли и более 50 получили ранения. Ракеты из натовского самолета 12 апреля полностью уничтожили пассажирский поезд на въезде в ущелье Грделица. Точное число жертв никогда не было установлено. ФОТО: Поезд в Грделице, 12 апреля 1999, автор Зоран Милованович Агрессор в окрестности города Печ 3 апреля разбомбил рейсовый автобус с женщинами и детьми, убив 20 и ранив 43 пассажира. В городке Мурино в Черногории, где не было ни одной воинской части, 30 апреля при бомбардировке моста через реку Лим было убито шесть мирных жителей, в том числе трое учеников начальной школы. Восемь граждан были ранены. Как минимум 40 невинных гражданских лиц были убиты 1 мая, когда натовская ракета уничтожила пассажирский автобус, следовавший по маршруту Ниш-Подуево. Рынок и больница в городе Ниш были 7 мая разбомблены снарядами кассетных бомб. Погибло15 мирных жителей, а более 70 было ранено. В результате взрывов бомб выпущенных 14 мая с натовских самолетов на колонну албанских беженцев в районе деревни Кориша, было убито 87 гражданских лиц и ранено около ста человек. Немецкие самолеты разбомбили в полдень 30 мая, при хорошей погоде, мост в городе Варварин, полный пешеходов. Убито 10 граждан и более 30 ранено. В последнюю майскую ночь натовская авиация в городе Сурдулица подвергла бомбардировке геронтологический центр, санаторий по заболеванию легких, и павильон в котором размещались беженцы из Республики Сербской Краины. Было убито 20 человек, а 88 получили ранения. Особое преступление и скандал беспрецедентных масштабов - бомбардировка здания китайского посольства в Белграде 7 мая, когда три китайских дипломата были убиты, и несколько сотрудников миссии получили ранения.

Офицер неоднократно наблюдался во время первоочередных российских миссий по всему миру, хотя его настоящая личность остается неизвестной. Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон поделился с Заварзиным фляжкой виски, что привело к потеплению отношений, хотя «полковник Баранов» категорически отказался участвовать в разговоре. В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски дополнительных российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в дежурный режим несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО.

Содержание

  • Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году
  • Приштинский десант. Марш-бросок в историю
  • Бросок на Приштину: как 200 российских десантников оказались один на один со всем НАТО
  • Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»

Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году

В это время колонны потенциального противника, состоящие из танков, бронемашин и иных автомобилей, уже полным ходом двигались к аэропорту. Честь первыми принять аэропорт выдалась англичанам, однако по прибытии на место стало ясно, что первыми им уже не быть. Колонны англичан упёрлись в российские блокпосты, отечественный БТР перекрыл дорогу могучим зарубежным танкам. Ситуация повисла в воздухе, обстановка накалилась до предела. В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает. Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли. Танки англичан упёрлась в блокпост, который занимал взвод старшего лейтенанта Николая Яцыкова.

На тот момент мы все определились, что будем биться там до последнего, это реально, в прямом смысле этого слова. Командующий их группировки приехал на машине руководства под прикрытием спецназа. Он очень удивился нашему присутствию, после чего начал кричать, размахивая руками.

Может, мы поделим аэродром? Однако известно, что ситуация с горячим питанием у российского батальона была налажена раньше, чем у британцев. По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжёлая военная техника. Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном. В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косове в пределах районов, подконтрольных Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооружённых сил и других нужд. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Миротворцы из России находились в Косове вплоть до 2003 года, когда российский контингент 650 военнослужащих был выведен из Косова, а его имущество безвозмездно передано командованию миротворческих сил, взамен прибыли милицейские формирования из России. Участники «броска на Приштину» и лица, участвовавшие в его подготовке, были награждены специально учреждённой медалью «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г.

В 5 часов утра 12 июня Британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы захватить 10-мильное ущелье Качаник , чтобы 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант. Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину для проведения пресс-конференции, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным , который командовал небольшим российским отрядом. Согласно другим источникам, был еще один русский человек по имени «полковник Баранов», который на самом деле был командиром подразделения спецназа , контролировавшего авиабазу и всю миссию. Этот человек постоянно носивший маску , также известный под кодовым именем Волкодав рус. Офицер неоднократно наблюдался во время первоочередных российских миссий по всему миру, хотя его настоящая личность остается неизвестной. Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон поделился с Заварзиным фляжкой виски, что привело к потеплению отношений, хотя «полковник Баранов» категорически отказался участвовать в разговоре. В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски дополнительных российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в дежурный режим несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса.

Аналитики считают, что активизация албанских сепаратистов чревата международным скандалом: "На территорию края из Македонии был введен войсковой контингент НАТО. Однако, одновременно с западными военнослужащими, на улицах косовских городов и поселков появились вооруженные до зубов боевики UCK. Месть «победителей» была беспощадной. В считанные недели состоялась повторная этническая чистка, в которой роль палача и жертвы поменялась местами.

Приштинский десант. Марш-бросок в историю

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров. Марш-бросок на Приштину (Приштинский инцидент, Приштинский бросок) — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта «Слатина». Это было начало натовской операции против Югославии, имевшей официальное название «Союзная сила» (Allied Force). Военная операция вошла в историю как «марш-бросок на Приштину» и закрепила право Москвы участвовать в урегулировании конфликта в Югославии.

10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники

Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. 24 марта 1999 года натовская авиация нанесла первый авиаудар по городам Югославии. В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль. Путин уточнил, что Квашнин не рискнул согласовывать операцию с высшим военно-политическим руководством страны, в том числе с Минобороны, однако марш-бросок на Приштину совершил и аэропорт занял. 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО «Союзническая сила» против Союзной Республики Югославия. Операция готовилась еще с мая, когда майор Юнус-бек Евкуров с группой из 18 военнослужащих ГРУ ГШ скрытно выдвинулся в направлении аэропорта (подробности этой части операции до сих пор засекречены).

Марш-бросок на Приштину

И мы видели, что американцы заявили об однополярном мире и проводят стратегию по подавлению всех тех стран, которые пытаются проводить независимую политику или быть в союзе с другими центрами силы. Еще в 1993 году господин Киссинджер американский дипломат Генри Киссинджер — прим. То, что они строят однополярный мир, кстати, было закреплено и в стратегии национальной безопасности США. Мы отчетливо наблюдали: все, что сопротивляется американской политике, просто уничтожается, втягивается в конфликт и так далее. И плюс, чтобы дисциплинировать Европу — а ведь в 1990-е годы там блуждали настроения, что, поскольку нет Варшавского договора, поскольку нет явных угроз, то возникает вопрос, зачем необходимо существование НАТО, — был развязан балканский кризис. Фото военных ангаров аэродрома Слатина после бомбардировки в апреле 1999 года Фото: Wikipedia Нормы международного права, естественно, тоже подгонялись под концепцию однополярного мира. По сути, вся система международной безопасности, международного права подгонялась под американские устремления, американские желания и американское законодательство. Это было преступление. Мы не шли на сотрудничество с ними. Мы оказывали возможную поддержку министерству обороны и вооруженным силам Югославии — и через присутствие своих советников, и через оказание другой помощи.

Мы как постоянные члены Совета безопасности ООН предложили американцам такой формат: давайте, мы представляем свой план международного военного присутствия в Косово, а вы свой. Мы такими планами обменялись. Наш план состоял в том, чтобы те страны, которые принимали участие в агрессии против Югославии, не размещались на территории Косова, а только вдоль границ. Также у нас была своя позиция в отношении вывода сербских сил из Косова. Мы настаивали, чтобы было выведено не более 50 процентов вооруженных сил и сил безопасности Союзной Республики Югославии. И американские военные согласились с этим. Но заместитель государственного секретаря США Строуб Тэлботт и Черномырдин размыли эту позицию, хотя мы, военные, стояли за это совместно. Ряд других вопросов нам удалось согласовать с военными США. Но когда мы стали вести переговоры после принятия резолюции Совета безопасности ООН, американцы стали предлагать нам условия.

В нашем МИДе американские генералы вручили мне своего рода предложение: мы разрешаем вам одним батальоном участвовать [в миротворческой операции] в американском секторе. Я говорю: а почему вы решили, что мы согласимся? Мне генерал Фогельсон говорит: это отвечает вашей позиции, и так как вы не хотите подчиняться НАТО, то ваш батальон будет подчиняться не НАТО, а американскому генералу. Естественно, с таким предложением мы не согласились. Стали планировать. Подготовили записку президенту Борису Ельцину о том, чтобы предусмотреть ввод наших сил, нашего контингента, одновременно с натовскими войсками. И все, больше ни МИД, никто об этом не знал. Четко спланировали и ввели. Главной проблемой для нас было вывести батальон из Боснии.

Мы планировали направить три батальона: один высаживается в городе Ниш на территории Сербии, другой высаживается в Слатине, а батальон из Углевика выдвигается и занимает свой сектор в Косовской Митровице, которая прилегает к основной территории Сербии. Но, поскольку самолетам с нашими солдатами не дали пролететь румыны и венгры, что, кстати, было нарушением правил международных перелетов, мы перенацелили оставшийся батальон, который вместо Косовской Митровицы пошел на Приштину. Нашей целью было взять под контроль главный военный объект на территории Косова — это единственный аэродром, где могли приземляться военные самолеты. У нас в Генштабе, Министерстве обороны, воздушно-десантных войсках об этом знали буквально единицы. А в полном объеме обо всей операции — там же было еще военно-дипломатическое прикрытие — знали всего шесть человек. И если бы мы подключили МИД, Администрацию президента , еще какие-то структуры, то, я думаю, американцы знали бы об этом раньше наших десантников. Нужно врасти в ту ситуацию 1990-х годов [чтобы понять]. Многие наши чиновники заискивали перед американцами, выполняли их приказы. Поэтому операция проводилась в таком закрытом режиме.

Министру иностранных дел Игорю Сергеевичу Иванову, который обиделся на меня, я объяснял, что это специальная военная операция, и МИД здесь совершенно ни при чем, обижаться не нужно. Вот когда мы взяли Приштину — пожалуйста. Тогдашний глава Генштаба Анатолий Квашнин не мог быть автором идеи марш-броска в Косово, как писал в своих воспоминаниях генерал Геннадий Трошев , потому что этот вариант мы избирали у меня на совещании в узком составе. Мы не знали, как вывести батальон из Углевика, ведь это Босния и Герцеговина, зона ответственности многонациональной дивизии «Север», которой командовал американский генерал. И вот полковник Евгений Дубков, начальник Научно-исследовательского центра Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России, который отвечал за аналитику по Балканам, сделал свое предложение. Мы действовали таким образом, что батальон уже несколько часов идет по территории Сербии, господин Строуб Тэлботт спокойно вылетел в Вашингтон [из Москвы], и только когда стали подходить к границе Сербии и Косова, американцы поняли, что этот батальон мы ведем туда [в Приштину]. И генерал Квашнин приказывал развернуться, когда министр иностранных дел Игорь Иванов привез вернувшуюся американскую делегацию в Министерство обороны. Они вернулись, чтобы повлиять на нас. Когда министр обороны Игорь Сергеев засомневался — может, говорит, остановим батальон?

Поэтому на совещании, где были и МИДовцы, и начальник Генштаба, а также другие генералы и офицеры, я сказал, что с Заварзиным связи нет. Министр обороны потом одобрил это. Это правда, что я посоветовал Заварзину выключить телефон. Но Квашнин тогда поднялся и сказал: я сейчас [сам] свяжусь. В батальоне была командно-штабная машина, которая держала связь со своей бригадой. И через этот канал он дал команду остановить движение и развернуться. Заварзин позвонил мне. Я ему напомнил: кто вам ставил задачу? Он говорит: министр обороны лично.

Я говорю: а он получил эту задачу от президента, и дать команду на отмену может только министр обороны, а не начальник Генштаба. Поэтому я ему сказал выполнять приказ министра обороны, что Заварзин и сделал. Ну а генерал армии Квашнин зашел и всех успокоил, сказал, что батальон разворачивается. Он не знал, что там за трасса, она настолько узкая, что развернуть бронетранспортеры без аварии невозможно в принципе. И когда Строуб Тэлботт что-то требовал у Иванова, все его успокаивали, что батальон разворачивается, а потом, как в «Ревизоре» у Гоголя, кто-то вбегает и кричит, что CNN показывает ввод нашего батальона в Приштину. Задача была поставлена, получили согласие президента, и задача была выполнена. Мы шли по минутам, чтобы упредить натовские войска в занятии аэродрома. И мне генерал Заварзин докладывал, что обступили, ликуют люди, несут цветы, несут фрукты. Я его просил двигаться очень осторожно, чтобы не задеть, не омрачить радость.

Я обратился к начальнику генерального штаба югославской армии генералу Драголюбу Ойданичу, чтобы расчистили дорогу. Сербы немедленно помогли: объяснили людям, люди отошли, и батальон прибыл вовремя, упредив англичан. Но здесь опять же очень здорово помогли сербы, прежде всего сербская полиция и вооруженные силы. Они разработали и привели в исполнение план обеспечения безопасности нашего батальона. Это был план секретный. Сербы были готовы поддержать, если вдруг с натовцами произойдет какой-то инцидент. У них выделялся [для этого] целый корпус. Ребята блестяще справились. Они, особенно командиры, еще в месте дислокации в Углевике отрабатывали свои действия по установлению контроля над аэродромом на специальном макете местности.

И каждый, начиная от командира отделения, знал свою задачу. Естественно, и подчиненные их знали.

И тут удачно подвернулся конфликт в Косово, где албанцы вели партизанскую войну против сербов , столь нелюбимых Западом. Все эти факторы привели к тому, что в марте 1999 года начались бомбардировки Югославии авиацией НАТО. На телеэкранах жители России и Западной Европы видели две разных войны. Картинки разительно отличались. Однако в параллельных мирах жили не только обычные люди, но и военные. Впоследствии выяснилось, что эффективность бомбардировок преувеличивали.

Косово — не пустыня, где танки стоят, словно мишени в тире. В горнолесной местности технику легче спрятать. Натовцы зачастую наносили удары по макетам. Однако и противодействовать атакам авиации с больших высот сербы не могли. По американским официальным оценкам, армия Югославии в результате авианалётов потеряла 120 танков, 220 прочих бронемашин и 450 артиллерийских орудий. Однако после войны, в 2000 году, комиссия антисербской коалиции, направленная для изучения вопроса на место Allied Force Munitions Assessment Team , обнаружила в Косове лишь 14 уничтоженных танков, 18 бронетранспортёров и 20 артиллерийских орудий и миномётов — то есть на порядок меньше. Что в целом соответствует югославским данным. С другой стороны, югославские заявки на многочисленные сбитые ими самолёты коалиции так и не получили подтверждения.

Серьёзные потери понесли и ВВС Югославии. Порой авиация НАТО досадно мазала. Например, 14 апреля 1999 года она по ошибке разбомбила колонну албанских беженцев на трассе Джяковича-Дечани, приняв её за югославских военных. В результате погибли 73 албанца, ещё 36 человек получили ранения. Наземную операцию союзники проводить не хотели. Бомбы и ракеты разрушали заводы и выносили инфраструктуру. Югославию вбамбливали в «каменный век». США напомнили, что в этом мире действует правило «The might is right» — «Сила есть право».

В июне было подписано соглашение, по которому югославские войска покидали край. Бросок на Приштину Тогда Россия, которая не смогла остановить агрессию, сделала ход конём. Военнослужащих российского миротворческого контингента, находившегося в Боснии, спешно перебросили в Косово. Группа из 206 десантников на 15 БТР и 35 автомобилях совершила 620-километровый марш и утром 12 июня заняла Слатину — военный аэродром в 15 км от Приштины, столицы края Косово и Метохия. Боевой дух у десантуры был на высоте — бойцы готовы были «вломить албанцам». Колонна прибыла в Слатину в пять утра и, простояв два часа, к 7:00 заняла позиции. Дальше было самое интересное. Русских не ждали — военную базу хотели занять британские войска.

Расчет делался на внезапность. Вот и все. Дальше уже действовали мы. Комбриг определил: готовность к началу движения - пять часов утра 11-го.

Позвонил мне в четыре: "Привет! Какое там? Даже не ложился! Николай Иванович уточнил: "Готов?

Ответил по уставу: "Так точно! Сначала мы выдвинулись в район сосредоточения у населенного пункта Биелина, километрах в шестидесяти от нашей базы. Туда подошли средства усиления. По первоначальному замыслу колонна планировалась значительно более крупная.

Хотели взять тяжелую инженерную технику, экскаваторы, подъемный кран, тракторы... Чего там только не было! В последний момент генерал Рыбкин с комбригом Игнатовым решили: все лишнее не берем, максимально облегчаемся. В итоге осталось шестнадцать бронетранспортеров и двадцать семь машин - масло- и топливозаправщики, автомобиль спутниковой связи, грузовики с продовольствием.

Все прочее оставили. Время уже поджимало. Начали движение часов в одиннадцать дня. Кого увез в Югославию, тех и вернул домой.

Все остались живы и здоровы. Ни одна мать не проклинала комбата Павлова... Это лучшая моя награда... Когда союзнички поняли, что к чему, колонна далеко ушла.

Якобы при взлете в самолете оторвался баллон с кислородом и начал гулять по салону. Ну, летчики и решили вернуться. Нам не успели воспрепятствовать, понимаете? Конечно, я ждал, что попробуют перехватить.

Поэтому мы и гнали без остановок. Бронетранспортеры, груженые "Уралы", автопоезда с прицепами... А натовцев, конкретно - англичан, мы увидели утром 12го, когда уже взяли аэродром. О сербах - Там была охрана?

Обошлось без стрельбы. Ни единого выстрела. Стечение обстоятельств, величайшая для нас удача, счастье. Они обеспечивали наш проход.

По сути, мы пулей промчались по автобану и к четырем утра 12 июня вышли на аэродром. Еще было темно. Едва рассвело, сразу перегородили полосу. Поставили два бэтээра с одного края ВПП и два - с другого.

Мы боялись опоздать. И дело не только в натовцах. Косовских и албанских бандюганов тоже надо было опередить. Мы зашли буквально на минуты раньше.

Вписались тютелька в тютельку. Помню два сербских танка на рулежке. Полк бомбардировщиков уже улетел, остался лишь авиатренажер. А он же стоит дороже самолета.

Вот под прикрытием танков его и вытаскивали. Я вбежал в штаб, а мне навстречу идет сербский офицер. Оказалось, тоже комбат. Серб хотел пистолет подарить.

Я отказался: "С ума сошел?! Куда мне потом с ним? Храню ее в рабочем кабинете, потом покажу. Хорошо, не отдал в музей истории ВДВ, иначе сгинула бы с концами...

А тогда сербы ушли минут через двадцать. И танки исчезли. Нас мигом тут со всех сторон обложили бойцы так называемой албанской Освободительной Армии Косово. Мы получали информацию от группы разведчиков и принимали меры, соблюдали маскировку, убирали людей с линии возможного огня.

Бойцы Евкурова работали очень профессионально, и Звезду Героя России он получил абсолютно заслуженно. А мы, повторяю, запрыгнули в последний вагон. Если бы пришли чуть позже, была бы бойня. Нас вовремя вывели.

Чистая случайность. О Приштине - Как говорят? Люди уже знали о движении колонны и вышли на улицы, чтобы нас приветствовать. Весь город не спал.

Крики, слезы радости, стрельба в воздух. Я приказал задраить люки и ни в коем случае не останавливаться. Ехать, ехать, ехать! Иначе потом не сдвинемся.

Сербы бросали на бэтээры цветы, старались накормить, угостить вином и сигаретами, чуть ли не броню целовали. Кое-как прорвались сквозь Приштину, и вдруг - команда "стоп". В очередной раз. Июнь 1999 год.

Российский силуэт аэродрома Слатина. Генерал сказал: "Приказано возвращаться в Боснию". Я опешил: "Столько проехали... Давайте выполним задачу, возьмем аэродром, защитим сербов, а уж потом пусть нас ругают".

Николай Игнатов слышал этот диалог, он согласился со мной, скомандовал: "Вперед! Но я-то - человек подневольный, дали приказ - выполнил. Даже представить не могу, сколько пережили Рыбкин и Игнатов. Он присоединился к колонне уже в Сербии, сказал, что министр обороны России приказал обеспечить нашу проводку.

Но он ехал отдельно на посольской машине. Потом на аэродроме я еще пару раз его видел... О вызове - Реально было удержать аэродром силами двух сотен бойцов? Требовался как минимум усиленный полк - с артиллерией, поддержкой авиации, мощнейшими ПВО, противотанковыми средствами.

Мы взяли внезапностью, на это и делался расчет. До сих пор просыпаюсь в холодном поту, если снится та операция...

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону , организовали блокпосты и приготовились к появлению первых колонн НАТО, которые уже находились в пути. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня. К этому моменту последние силы сербской армии бомбардировщики и танки покидали аэропорт и ушли через 20 минут [10]. В пять часов утра 5-я пехотная бригада Великобритании начала десантную операцию в Косове, стремясь получить под контроль ущелье Качаник, чтобы 4-я бронетанковая бригада Великобритании смогла быстро занять Приштину. Передовой группой полка Life Guards Дворцовой кавалерии при занятии города командовал британский капитан Джеймс Блант.

Так, начали свои действия и другие подразделения НАТО — совсем скоро норвежские войска специального назначения FSK ru en под прикрытием британского 22-й полка SAS вошли в Приштину , однако к этому времени войска РФ уже смогли занять аэропорт. Норвежские силы первыми установили контакт с войсками ВДВ и передали сообщение об этом Джексону [11]. Переброска десантников из Пскова, Рязани и Иванова Морской маршрут. Переброска десантников и техники из Тулы Последующие события[ править править код ] Уже вечером Майк Джексон вылетел на вертолёте в Приштину для проведения пресс-конференции и переговоров с Виктором Заварзиным. Первая встреча прошла довольно тепло — командующие вместе выпили фляжку с виски, однако Джексона беспокоила возможность переброски дополнительных сил ВДВ через контролируемое воздушное пространство НАТО, что могло ухудшить кризис. Россия же к этому времени привела в боевую готовность авиабазы в Пскове , Иванове и Рязани , а также дислоцируемые вблизи батальоны ВДВ. Опасаясь, что авиация РФ уже направляется к аэропорту, Кларк планировал операцию по блокированию ВПП для недопущения переброски войск, однако силы США отказались от выполнения подобного приказа — погодные условия делали невозможным подобные манёвры [4]. К утру следующего дня Кларк вернулся в штаб-квартиру в Скопье, где прибывший со встречи Джексон указал на то, что переброска подкрепления по воздуху ВДВ РФ маловероятна, и что в свете того, насколько важна была поддержка России для достижения мира, противодействовать им считалось контрпродуктивно.

Кларк отказался принимать данную точку зрения и продолжал требовать заблокировать ВПП аэропорта, утверждая что его, якобы, поддерживает генеральный секретарь НАТО [4]. Джексон отказался выполнять приказ, обвинив того в развязывании Третьей мировой войны [12]. Когда был получен очередной приказ на блокирование ВПП, Джексон предложил британскую бронетанковую бригаду для данных целей как «более подходящие для этой цели», заранее зная, что правительство Великобритании наложит вето.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий