Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Советские педагоги изучали опыт трудового воспитания в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства.
Как воспитывали детей в СССР
- Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову | АиФ Урал
- Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы // Новости НТВ
- Газета «Суть времени»
- Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии
Именно они являются для малыша главными «энциклопедиями», которые рассказывают о мире, а также «учителями» и инструментами развития. При выборе детских игрушек важно не только руководствоваться впечатлениями, но и понимать основы развития малыша в тот или иной период жизни. Так, в первые недели жизни кроха спокойно обойдется без каких-либо игрушек - новых впечатлений будет достаточно, а главным действующим лицом для младенца будет мама. Когда же малышу исполнится месяц, в нем начнет просыпаться природное любопытство, и карапуз начнет активно познавать внешний мир — на слух, ощупь, вкус, цвет и запах. И помочь в этом ему могут игрушки, сделав процесс более увлекательным. Рассмотрим подходящие варианты. Мобиль Яркую подвижную конструкцию с музыкой и различными фигурками можно размещать над кроваткой, начиная со второго месяца, когда кроха начинает интересоваться своим ближайшим окружением. Выбирайте модели с геометрическими узорами и контрастными принтами — такие изображения будут стимулировать развитие зрения у ребенка, а также улучшат его способности фиксировать взгляд на движущемся предмете.
Кстати, можно подключить воображение и сделать hand-made мобиль: достаточно протянуть под потолком леску и навесить на нее несколько фигурок из гофрированной бумаги или тонкой ткани. Погремушка Хотя и классическое, но от этого не менее полезное развлечение для малышей. Погремушка издает звуки, ее можно держать в руке, трясти и получать при этом невероятную радость от проделанных манипуляций. Знакомить кроху с этим оригинальным предметом можно уже на третьем месяце жизни — как раз когда начинают развиваться хватательные способности вашего чада. Следите за тем, чтобы погремушки были легкими и выполнены из качественного пластика, поскольку малыши в это время пробуют все предметы на вкус.
Сравнивание ребёнка с кем-то из соседских детишек, малышей-друзей или родственников только занижает ещё не до конца формировавшееся мнение чада о себе. Но зато ребёнок чётко запоминает, что он плохой, ведь вокруг него все почему-то такие идеальные... Если будете продолжать говорить ребёнку, мол, у Маши оценки лучше, а у Пети — физические способности, вырастите человека с проблемами в психике. Разве стоят устаревшие каноны воспитания таких жертв? Такого от людей, выросших в СССР, можно наслушаться вдоволь. Вот только не стоит этот советский метод воспитания переносить в современность. Подобные фразы портят психику и создают убеждение, что заслужить внимание и любовь близких можно, только не проявляя себя. В результате человек вырастает жертвенным и без собственных желаний. Для ребёнка вы будете большим авторитетом, если не станете напоминать о "своём месте", а будете воспринимать и общаться на равных.
Кто-то сохранил с тех времен самые теплые воспоминания, другие помнят манку с комочками и сварливых воспитателей. Но общее у всех одно: детский сад времен СССР возводился в ранг серьезной ступени воспитания и был не просто местом, где можно вынужденно оставлять ребенка. Высочайшие требования с довоенных пор к воспитателям яслей Сад часто становился вторым домом. Детский сад изобретением Советского Союза не является. Говоря о России, стоит упомянуть, что первые дошкольные воспитательные общества открывались еще в дореволюционный период. По некоторым источникам детские комнаты работали при фабриках и домах трудолюбия еще на заре 19 века. Так матери получали возможность работать, пока маленькие дети находились под присмотром нянь. Правда, женский труд на производстве в Российской империи использовался редко, поэтому дошкольные учреждения особого распространения не получили. С провозглашением страны рабочих и крестьян все резко изменилось. Государство нуждалось в миллионах рабочих рук — в области промышленности, на различных службах и в колхозах труд женщин решили использовать на полную катушку. Тогда-то и выросли как грибы ясли и сады, позволявшие высвободить матерей из домашних дел. В ясли детишек принимали с 2 месяцев - именно столько длился в первое время декрет в СССР. Следующая стадия — детсад, куда принимали в возрасте 3 года и воспитывали до 7. После выпуска ребенка ждала общеобразовательная школа, так что воспитание и образование советских детей вне дома было спланировано и организовано считай с самого рождения. Распорядок дня в детсадах тщательно расписывался. Прогулки и игры обязательно чередовались с образовательными занятиями — буквы, цифры, грамотность, творчество, подготовка к школе. Любые занятия утверждались Министерством образования — будь то лепка из пластилина, аппликация, пение или рисование.
Было мне тогда лет 5—6. К папиной матери приехала сестра с внуком, тот был старше меня на 2 года. Вечером нас усадили в кухне пить кипяченое молоко, а бабушки ушли смотреть телевизор. Я кое-как впихнула в себя содержимое чашки и побежала в ванную рот прополоскать. Когда вернулась, выслушала в свой адрес дикий ор и была поставлена в угол чего со мной никогда раньше не делали часа на 2. А все потому, что брат вылил свое молоко в раковину, остались белые разводы, а когда его спросили, он сразу сказал, что это сделала я. Прошло уже 30 лет, я давно не общаюсь с этой родней, но осадок остался. После того как я помылась, сестра обвинила меня в том, что я пользовалась ее средством. Тетя стала нюхать мою голову и говорить, что я воровка. Я подбежала к маме, думала, она посмотрит мне в глаза и поймет, что я правду говорю. Мама тоже понюхала мои волосы и сказала, что она не уверена и если они считают, что я брала, значит, я действительно воровка. То, что моя родная мама мне не поверила и не защитила меня, было большим ударом. Я всегда была послушной. Никогда ей не врала. Установки «все достается тяжелым трудом» и «только ленивый ничего не делает» до сих пор живы в наших людях, поэтому старшее поколение так часто злится, когда молодежь спит до обеда или в телефоне сидит, даже если никаких срочных дел нет. Самое раздражающее — «Надо пахать! Онлайн-работу почему-то не воспринимает часть старшего поколения как достойную, хотя зарабатывать на ней можно столько же, сколько и на «очной». Например, могу утром поспать, но нет, совесть не дает — нужно вставать, заниматься делами. Не говоря уже о развлечениях, трате денег на себя и занятии своими любимыми делами. Как же можно читать книжку, когда посуда немытая, а если посуда мытая, то можно и пыль протереть... Поступки, покупки, планы и мечты оценивались с точки зрения того, что подумают другие. Повзрослев, многие так и не перестают ориентироваться на общественное мнение и не могут позволить себе жить в удовольствие, потому что боятся осуждения. Я: случайно ставлю на футболке пятнышко. Мама: «Вот сама стирать будешь, или ходи давай в грязной одежде. Что люди скажут?! Стоп, у нее там пятнышко в левом нижнем углу. Как так можно вообще?! Да ничего люди не скажут! Им наплевать на тебя, на меня, на других. Люди собой заняты. Но возраст сам по себе не является показателем высокого уровня эрудиции, а совершать ошибки свойственно всем. Безусловное подчинение тем, кто родился раньше, не ведет ни к чему хорошему, ведь этим могут воспользоваться нечестные люди, которым ребенок не сможет отказать только потому, что он младше. Если человек старше, это не значит, что он умнее, лучше и достойнее. Повзрослев, я поняла, что возраст не дает никаких привилегий. Увы, это обман из детства — то, что взрослый всегда прав и умнее. Несмотря на все это, старушке место в общественном транспорте я, конечно, уступлю. Но сейчас мир живет по другим правилам, а привитое с детства правило «надо делиться» еще существует в умах многих. Такая принудительная щедрость формирует у детей неправильное представление о том, что их чувства и желания не важны и они обязаны отдать свою вещь любому чужому ребенку только потому, что та ему приглянулась. Была у меня любимая игрушка — серый заяц по кличке Маша. Приехали к нам на лето дядя с дочкой лет 2—3, а мне было уже 6. Я всегда своими игрушками делилась: мне не жалко, сестренка же не съест — ну поиграет и отдаст. Когда они собрались уезжать, она вцепилась в мою Машу. Бабушка стала меня уговаривать отдать, типа «ты же большая», а дедушка силой уволок в другую комнату. Я в замочную скважину смотрела, как он выменял у малышки мою игрушку на шоколадку. На бабушку я потом еще долго обижалась, но потом поняла, что это она у меня вот такая добрая, не только за мой счет: свои вещи она тоже так отдавала, если кому понравились.
Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил
Закон содержал положение о введении в старших классах начального производственного обучения. Старшеклассники прикреплялись к производственным участкам и должны были проходить практику в производственных цехах, в сельскохозяйственных бригадах или межшкольных учебно-производственных мастерских. Практика применения закона 1958 года оказалась неудачной. Рабочих мест для школьников было создано мало. Рабочий, к которому прикреплялся школьник, должен был исполнять роль инструктора. Однако, от выполнения производственных задач его никто не освобождал. В итоге, зачастую школьник просто стоял за спиной рабочего и наблюдал. Подобная неорганизованная практика приносила мало пользы, через несколько лет от нее отказались. Казалось, бы пятидесятые годы были тем самым моментом времени, когда советская педагогика могла опереться на опыт Макаренко для организации трудового воспитания школьников. Но этого не произошло.
Макаренковед Фролов указывает, что в начале 50-х начался спад интереса к трудам Макаренко, поскольку у учителей возникло непонимание, как применять его систему. Еще одна причина — политическая. В эпоху Хрущева возникло недоверие к педагогике Макаренко, как атрибуту сталинского времени. Более того, в 1958 году была закрыта Лаборатория по изучению наследства А. Макаренко, поскольку наследие советского педагога считалось изученным. В теоретическом осмыслении наследия Макаренко наступает застой, который длился до середины 70-х. Новых исследований почти не велось, лишь переиздавались старые работы. Самое печальное, что за период застоя успевает укрепиться упрощенное и искаженное представление о макаренковском трудовом воспитании. Кризис теоретического макаренковедения вовсе не означает, что не было примеров успешного практического применения макаренковского опыта.
По стопам учителя пошли ученики Макаренко — А. Явлинский и С. Многие школы попытались обзавестись мастерскими или сельскохозяйственными участками школы-хозяйства.
Многие родители продолжают передавать их своим детям, не особо задумываясь, для чего они это делают — по привычке. Ошибаться стыдно Атмосфера тотального перфекционизма диктовала, что «пионер — всем ребятам пример», а «болтун — находка для шпиона», и статус алого галстука ни в коем случае нельзя было замарать глупыми ошибками. Лучше промолчать вдруг что-то лишнее ляпну , отказавшись от своей мечты, стесняясь попасть впросак. Ошибки — это не опыт, а поражение. Хвалить нельзя, вдруг ребенок испортится Кое-кто из мам и бабушек до сих пор думает, что если расхваливать дитя, обращать внимание на его сильные стороны — вырастет самовлюбленный эгоист, и только. На практике, логичная похвала формирует четкую самооценку, и в большинстве случаев определяет то, насколько ребенок будет уверен в своих способностях и умениях. В реальности таких детей никто не видел, но это не важно, главное, они существовали в воображении родителей.
Нужно ли доказывать, что подобные сравнения плохо отражаются на самооценке, заставляют детей чувствовать себя ненужными и плохими. Отмечать недостатки, чтобы исправлялся Считается неприличным иронизировать над физическими особенностями, которые человек не в состоянии изменить. Тем не менее, некоторые дети узнавали, что они кривоногие или лопоухие, именно от мамы или папы. И сейчас кое-то из родителей отмечает недостатки внешности своих малышей, посмеиваясь над ними, думая, что прививает иммунитет ребенку к насмешкам от сверстников. Дескать, дразнить так или иначе будут, пусть привыкает. Но если ежедневно повторять малышу, что он — гадкий утенок, превратиться в лебедя ему не удастся.
Обучение должно было носить общеобразовательный политехнический характер, то есть должно было теоретически и практически знакомить учеников с различными отраслями производства. Соответственно, учебный процесс кардинально изменился. Был создан отдельный предмет — трудовое воспитание, на который выделили солидное количество учебных часов. Ученики младших классов во время таких занятий осваивали ремёсла, а старших — приобщались к работе на предприятиях и в колхозах. По словам Луначарского, новая школа не могла, да и не должна была, как средние учебные заведения прошлого, растить интеллигентов. Цель советского образования нарком обозначал так: «Всех научить трудиться». Много времени на занятиях уделялось физическому и эстетическому воспитанию — спорту, гимнастике, играм, танцам, музыке, пению, рисованию, лепке. В число учебных методов вошли экскурсии, прогулки, зарисовки, моделирование. Важное место занимал принцип самостоятельности: ребёнок должен был сам обогащать свой опыт. Классы, которые раньше набирали по возрасту, заменили на группы по уровню подготовки. Ученики в основном в образцово-показательных школах, а также школах-интернатах получили право на самоуправление и создание школьных советов. Без одобрения совета, к примеру, нельзя было наказать провинившегося ученика. Такой уровень свободы детей по меркам дореволюционной школы а именно из неё происходило большинство учителей раннего СССР был сопоставим с полной анархией. Читайте также: Домашние задания и экзамены в трудовой школе отменили. Также педагоги должны были учитывать региональные особенности при сборе учебного материала. За что трудовую школу невзлюбили родители Первые педагогические преобразования большевиков столкнулись с большими трудностями. Так, отказ от преподавания Закона Божьего вызвал широкое и упорное сопротивление, особенно в среде крестьян. Как вспоминала Надежда Крупская, достаточно было появиться слухам о том, что богословие могут изъять из учебной программы, — и родители не пускали детей учиться, заявляя, что такие школы им не нужны. Родительские комитеты в городах тоже выражали недовольство. Во многом поэтому советская власть их ликвидировала. От компромисса — сделать Закон Божий факультативом — большевики категорически отказались. Вместо родительских комитетов за образованием стали следить «представители трудового населения». Их избирали через партийные коллективы и женотделы. Но на деле представители, среди которых практически никогда не было родителей, совершенно не интересовались делами школ, и «пролетарский контроль» провалился. Внедрение трудового принципа тоже шло негладко. Преподаватели чаще всего не понимали, как его реализовать. В итоге трудовое обучение сводилось к тому, что школьники должны были в промежутках между уроками, по выражению Крупской, «быть на побегушках». Они мели полы, мыли посуду, таскали дрова и даже разгружали вагоны. Анатолий Луначарский, «О народном образовании» Кроме того, страна переживала очень сложный период: вслед за Первой мировой началась Гражданская война, разразился голод в Поволжье, распространилась повальная беспризорность. Многие дети вообще не имели возможности учиться. В таких условиях наладить даже привычное обучение было трудно, а совершенно новое — тем более. Поэтому во многом постановления ВЦИКа носили чисто декларативный характер, а трудовой принцип действительно применялся только в отдельных образцово-показательных учреждениях. Ученики за работой в столярной мастерской. Дата съёмки: 1928—1933 гг. Фото: Государственный исторический музей Южного Урала Поспешная и при этом радикальная реформа образования обернулась неудачей. Старая школа оказалась разрушенной, а никакой новой и тем более идеальной на её месте построить не получилось. Этот недостаток советская власть стремилась сгладить, хотя бы увеличив количество учащихся что в целом ей удалось , но не качество их знаний. Луначарский в итоге писал: «…чему-нибудь учить, и то будет хорошо…» Схемы ГУСа, или Как в СССР пытались развивать межпредметное обучение Как ни странно, но, проводя радикальные преобразования в средней школе, советское руководство первое время не регулировало предметное содержание школьного обучения. Единых образовательных стандартов попросту не было. Так, составленные в 1920 году Наркомпросом программы и учебные планы были примерными и носили рекомендательный характер. Согласно им, в школах следовало изучать русский язык, литературу, математику, естествознание, физику, химию, историю на основе диалектического материализма и политическую экономию по Марксу. Но в 1921 году научно-педагогическая секция Государственного учёного совета ГУС Наркомпроса во главе с Надеждой Крупской взялась, наконец, систематизировать обучение в средней школе. И тоже — экспериментально. За основу секция взяла не предметное, а комплексное построение школьных программ. Такой принцип построения обучения был упомянут ещё в программных документах 1918 года. Суть его тогда объяснялась так: соединить учебные предметы в «как бы детскую энциклопедию». Согласно комплексному подходу, ученики должны были получить необходимый уровень знаний, изучая конкретные примеры из мира природы, человеческой жизни или политической практики. Учитель при этом мог применять любые доступные способы обучения наравне со стандартными: чтением, письмом, счётом, измерением и другими. К концу 1922 года на основе комплексного принципа составили программу для школ первой ступени, то есть начальной, а в 1923 году — для полной семилетней. Они получили название «схемы ГУСа» и фактически отменяли разделение на предметы. Вместо отдельных дисциплин вводились комплексы — темы из разных предметов, объединяющиеся вокруг одного явления.
Не меньшую важность для советских школьников имеют уроки труда. Об этом напоминают плакаты Софьи Низовой "Мастерству учиться - всегда пригодится! Тема обучения мастерству не заканчивается за школьным порогом. Плакат Софьи Низовой "Люби труд! Малыши должны приучаться к труду, глядя на старших братьев и сестер; этой теме посвящен лист Галины Шубиной "Воспитывай в себе любовь к труду! Одновременно эти листы решают вопрос разумной организации досуга школьников, проблема которого поднимается в работе "Берегите глаза" Леонида Аристова 1958 год. Софья Низовая плакатом "Я сама! Но если участие в процессе обучения бабушки, с ее устаревшими методами, признается вредным, помощь старших товарищей, владеющих современными методиками обучения, отвергать не следует. Борис Решетников "Пионер без лишних слов малышу помочь готов! Практически все положительные герои этих листов, обозначающие основные ориентиры правильного поведения, носят пионерские галстуки. Красный галстук становится отличитыльным признаком правильной линии поведения. Пионер имеет активную гражданскую позицию, следит за порядком и останавливает хулиганов. Софья Низовая.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2
Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. Журналист «Комсомолки» испытала на сыне-второкласснике методики воспитания из советских книг и журналов. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя. Только некоторые установки советского воспитания так плотно вошли в нашу жизнь, что мы и не задумываемся что-то менять.
1. Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек
- Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику
- 5 советских принципов воспитания, ломающих жизнь детей
- Нужно учиться на одни 5-ки
- Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
- Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Комментируя решение о включении в школьную программу «патриотических» произведений советской литературы, аналитики сходятся во мнении, что в этом будет больше вреда. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. Что предлагают депутаты и в каком виде в российские школы может вернуться советское трудовое воспитание — в материале «».
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов
В борьбу за увековечивание памяти советского педагога включаются его ученики и друзья. Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко. В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее. В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им. Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания. Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила.
Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко. Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов. Эту историю я коротко изложу, поскольку она имеет отношение к рассматриваемой нами теме трудового воспитания. В начале пятидесятых перед педагогическими коллективами была поставлена задача изменить подготовку школьников так, чтобы к окончанию учебы они имели трудовые навыки. В 1952 году в советских школах вводятся уроки труда. При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки. Для старшеклассников проводятся занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству. Разработчики документа указывают на недостатки существующей школы: «отрыв обучения от жизни, слабая подготовленность оканчивающих школы к практической деятельности».
Закон содержал положение о введении в старших классах начального производственного обучения. Старшеклассники прикреплялись к производственным участкам и должны были проходить практику в производственных цехах, в сельскохозяйственных бригадах или межшкольных учебно-производственных мастерских. Практика применения закона 1958 года оказалась неудачной.
Он умер 1 апреля 1939 года. Необходимо сказать, что при жизни он получил признание в СССР, как писатель. Советская педагогика того времени к опыту Макаренко относилась настороженно и недоброжелательно. Причиной был конфликт Макаренко и Крупской, в общих чертах он описан в книге «Педагогическая поэма».
После смерти Антона Семеновича, ситуация меняется. В борьбу за увековечивание памяти советского педагога включаются его ученики и друзья. Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко. В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее. В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им.
Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания. Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко. Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов.
Эту историю я коротко изложу, поскольку она имеет отношение к рассматриваемой нами теме трудового воспитания. В начале пятидесятых перед педагогическими коллективами была поставлена задача изменить подготовку школьников так, чтобы к окончанию учебы они имели трудовые навыки. В 1952 году в советских школах вводятся уроки труда. При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки.
Воротнички и манжеты приходилось перешивать чуть ли не каждый день, и это учило наших мам, а потом и нас самих быстро справляться с иголкой и ниткой.
Темно-синяя форма для мальчиков изготавливалась из какой-то бессмертной полусинтетической ткани. Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Выглядели они в ней не слишком элегантно, но и в этом был элемент воспитания: в мужчине — не внешность главное. Делу время, потехе час У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом.
Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения. Самые счастливые часы нашего детства проходили во дворе. Здесь мы играли в «казаки-разбойники», в «войнушку», где одни были «наши», а другие — «фашисты», в игры с мячом — «Квадрат», «Вышибалы», «Съедобное-несъедобное» и другие. В общей массе мы были довольно спортивными и выносливыми. Советские девочки часами могли прыгать «в резиночку», а мальчики — с тарзанки, или заниматься на турниках и брусьях.
У мальчиков хулиганистого склада были и менее безобидные развлечения — они стреляли из рогаток, делали самодельные «бомбочки» и сбрасывали из окон полиэтиленовые мешки с водой. Но, наверное, самым популярным «дворовым» занятием мальчишек была игра «в ножички». О хлебе насущном. Мы были очень самостоятельными, по сравнению с нашими собственными детьми. Ходить по маминому поручению за хлебом, молоком или квасом в 7-8 лет было для нас чем-то самим собой разумеющимся.
Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным!
Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка — клубничная, мятная или кофейная.
Государство определяет базовые права и свободы гражданина. Каждый строит свою жизнь самостоятельно. Надеяться можно только на себя. Ребенок, воспитанный по принципу «Государство мне должно» обречен на разочарования и жизненные провалы. Принцип второй.
Все — для коллектива «Интересы коллектива выше интересов личности» — так или примерно так говорил авторитетный в СССР педагог Макаренко. В советском коллективе изгоями становились дети, которые искали в первую очередь выгоду для себя, избегали общественных обязанностей и работ. А вот загнать детей на бесплатные сельхозработы в каникулы считалось нормой — им прививалось трудолюбие под лозунгом «помощи нашим советским колхозникам». Справедливости ради скажем, что многим детям «общественная нагрузка» действительно была по душе. Сейчас именно те, кто стараются защищать свои интересы, обречены на успех. Жить в пользу коллектива в наше время — значит, превратиться в человека, на котором будут «ездить» все — сначала одноклассники, а потом и начальство с коллегами по работе. Принцип третий.
С детьми надо построже Не разбаловать ребенка, не дать ему лишней воли, пересечь «вредительские» инициативы — по таким принципам учили советских родителей воспитывать собственных детей. Двухмесячный малыш плачет в кроватке?
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз. Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. Детские сады выполняли и иную роль: государство контролировало воспитание всех детей в духе новой советской идеологии, причем с самого раннего возраста. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Что предлагают депутаты и в каком виде в российские школы может вернуться советское трудовое воспитание — в материале «». Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня.
Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание
Речь идет о военно-патриотическом воспитании — в этом заключается особая задача, особое значение воспитания российского гражданина». Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным. Между тем, именно советский менталитет и воспитание, не говоря уже об опыте советского офицера, позволили реальному Печерскому организовать знаменитый побег.