Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения. cоветская скоростная подводная ракета (ракета-торпеда). Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.
Новости проекта «Хищник»
Российская подводная торпеда «Шквал» должна стать серьезной причиной для беспокойства в Пентагоне. советская подводная ракета (ракета-торпеда) "Шквал", которая развивала скорость 340-370 км/ час в зависимости от плотности водной среды. Главный конструктор комплекса со скоростной подводной ракетой «Шквал». Смотреть что такое "Шквал (скоростная подводная ракета)" в других словарях: Ракета-торпеда — противолодочная одноступенчатая твердотопливная ракета, доставляющая в район цели боевую часть малогабаритную самонаводящуюся торпеду. Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся со скоростью в 200 узлов в час (375 км/ч) снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны.
В пятнадцать раз быстрее "Шквала"?
- Быстрее любого корабля. Подводная скоростная ракета «Шквал» | Пикабу
- В США рассказали об уникальности российской подводной ракеты «Шквал»
- Ракета шквал
- Подводная ракета типа "Шквал"
- Есть ли торпеда опаснее "Шквала"? (ФОТО, ВИДЕО)
- Главный конструктор Раков Евгений Дмитриевич | Русская DARPA
Суперкавитационная торпеда ВА-111 Шквал. Оружие быстро покоряющее мир
Ракеты сбивались с курса и выпрыгивали из воды. Как оказалось, проблема была в несинхронной работе разгонной ступени и маршевого двигателя. Из-за наличия промежутка времени между сбросом ускорителя и началом работы ПГРД происходило нарушение кавитации. Решение нашлось быстро — совместили обе ступени путём изменения конструкции.
Но это был ещё не окончательный успех. Изыскания продолжались вплоть до 1969 года, когда вариант М-4-1-М смог на испытаниях полностью выполнить программу ОКР. Позднее ракету довели до полной готовности к массовому производству и применению, и 29 ноября 1977 года ВА-111 «Шквал» ракета М-5 был принят на вооружение.
Примечательно, что на тот момент американский проект EX-8 уже был закрыт. Американские специалисты так и не смогли преодолеть определённые трудности в достижении требуемых ТТХ. Из-за этого же данные о создании сверхскоростной подводной ракеты в СССР, передаваемые разведкой, считались в правительстве США дезинформацией, а сам такой проект — чем-то невозможным.
Неудавшаяся жизнь научного прорыва Несмотря на выдающиеся параметры, у ракеты были и серьёзные недостатки. В первую очередь это были малая дальность и высокая заметность «Шквала» в визуальном и акустическом плане. Вследствие использования кавитационного пузыря ракета была очень шумной и выпускала множество пузырьков воздуха на поверхность воды.
Малая глубина пуска не более 30 м создавала риск для подводной лодки быть обнаруженной при применении данного оружия.
При этом даже ему достигать высокой скорости мешало сопротивление воды, отметил обозреватель. Решением стало превращение воды в пар за счет отвода горячего выхлопа торпеды из носовой части. Во время движения перед боеприпасом создается тонкий пузырь пара, что позволяет значительно снизить сопротивление. Данная технология обладает своими недостатками в плане маневренности, поскольку изменение курса способно вывести часть торпеды за пределы пузыря.
Однако при ядерном заряде боеголовки имевшихся показателей «Шквала», который поступил на вооружение в 1978 году, было достаточно, при том, что максимальная дальность стрельбы составляла 6,8 километра. Также недостатком считался высокий уровень шума, который создавался газовым пузырем и ракетным двигателем.
Как сообщается, к настоящему времени эти работы дошли до испытания отдельных опытных образцов. Завершение требуемых проверок позволит продолжать работы по созданию перспективного боеприпаса в целом.
Более того, уже определен график дальнейших работ. К настоящему времени отдельные моменты проекта «Хищник» успели стать темой двух десятков научных работ. Из них четыре были опубликованы в 2015 году. Ведется работа над оформлением заявок на получение патентов, подтверждающих приоритет КБ «Электроприбор» в создании нескольких полезных моделей.
В прошлом году также были построены первые два прототипа составной части перспективного аппарата. Также были завершены стыковочные испытания и проверка на лабораторном стенде. Осуществлялась наземная отработка различных узлов и агрегатов. К настоящему времени проект «Хищник» доведен до готовности к новым испытаниям.
В конце текущего года планируется провести предварительные испытания составной части аппарата, созданной КБ «Электроприбор». Также планируется провести ходовые испытания, по результатам которых конструкторская документация по разработанной составной части получит литеру «О». Помимо отдельных узлов и агрегатов перспективной скоростной подводной ракеты «Хищник» создаются дополнительная аппаратура и программное обеспечение, предназначенные для обслуживания нового вооружения. В будущем такие приборы будут использоваться для обследования, проверок и регулировок ракет в целом и отдельных их частей.
Первые упоминания этой разработки появились еще несколько лет назад, однако до сих пор большая часть известных сведений о ней основывается на слухах и оценках. Технические подробности проекта пока не появлялись в официальных публикациях. Такая ситуация способствует появлению различных обсуждений, споров и спекуляций. По-видимому, в ближайшее время ситуация не изменится.
Первое официальное упоминание работы «Хищник» появилось в судебных документах. Москвы вынес решение по иску, связанному с проблемами в области ценообразования на проведение некоторых научно-исследовательских и конструкторских работ. Впоследствии два предприятия не смогли достичь договоренности о трудоемкости и стоимости работ, из-за чего им пришлось обращаться в суд. Решением арбитражного суда указывались основные параметры работ, которые следовало использовать при дальнейшем определении трудозатрат и их стоимости.
Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом. Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой « Барракуда », использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.
Новости проекта «Хищник»
ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной торпедой М-5 (подводная ракета), оснащённый ракетным двигателем[1]. Его разработка началась в 1960-х годах с целью создания средства для быстрого поражения атомных ракетных подводных лодок стран НАТО. Американский флот испугался российских высокоскоростных торпед «Шквал». Несмотря на тот факт, что на вооружении России появились современные средства для поражения подводных и надводных целей противника, (в том числе речь идёт и о гиперзвуковой ракете «Циркон». Суперкавитирующая торпеда ВА-111 «Шквал» российской разработки разрушает действовавшую прежде парадигму подводной войны и повергает в шок способностью двигаться в шесть раз быстрее любых других аналогов. Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия. Новый метод соединения листов металла для судостроения.
NI: Российский "Шквал" навсегда изменил подводную войну
Капитан 3 ранга запаса Дмитрий Литовкин высказал свое мнение на этот счет. Об этом пишет информагентство Nation News. Прошла информация, что Россия намерена провести модернизацию «Шквала».
Испытания проходят в водах Иссык-Куля. В 1966 году начинаются испытания «Шквала» на Черном море, возле Феодосии с дизельной подлодки С-65.
Подводные ракеты постоянно дорабатываются. В 1972 году очередной образец с рабочим обозначением М-4 не смог пройти полного цикла испытаний из-за неполадок в конструкции образца. Следующий образец, получивший рабочее обозначение М-5, успешно проходит полный цикл испытаний и постановлением совета министров СССР в 1977 году под шифром ВА-111 ракето-торпеда принимается на вооружение Военно-Морского Флота. Военное обозрение Интересно В Пентагоне на конец 70-х годов в результате проведенных расчетов ученые доказали, что большие скорости под водой технически невозможны.
Поэтому военное ведомство Соединенных Штатов относилось к поступающей информации о разработках в Советском Союзе высокоскоростной торпеды из различных разведывательных источников как к спланированной дезинформации. А Советский Союз в это время спокойно завершал испытания ракето-торпеды.
Магнитометрическая система наведения, позволяющая с высокой вероятностью определять момент прохождения в зоне цели и давать команду на отделение боевого снаряжения. Доклад как и вся тематика круглого стола вызвала горячее обсуждение и в т. Позиция автора была изложена в статье «Морское подводное оружие России сегодня и завтра.
Состоится ли прорыв из торпедного кризиса? Скоростные подводные ракеты СПР. Главный концептуальный порок развития СПР — то, что эффективные дистанции залпа торпед противника уже с начала 80-х годов прошлого века значительно превосходили эффективные дистанции стрельбы СПР. Кроме того, в условиях «чистой воды» СПР полностью проигрывают по времени доставки боевой части до цели противолодочным ракетам. Фактически единственной тактически обоснованной областью их применения является Арктика.
При этом у нас долгое время оставалось недооцененным наиболее интересное и перспективное направление развития суперкавитационных боеприпасов — «малокалиберное», в котором как раз успешно работал Запад. Из положительного в докладах круглого стола «Армии-15» необходимо отметить, что перспективность «малокалиберного направления» СПР признана ведущими отечественными специалистами. Теория и результаты». С довольно скандальным обсуждением. Из статьи «Морское подводное оружие России сегодня и завтра.
При этом руководитель организации-разработчика признал, что из реального задела имеются только «результаты математического моделирования», из которых следует, что максимальная дальность действия такой аппаратуры весьма ограниченна. При этом ее внедрением некоторые «специалисты» обосновывали прекращение перспективных НИР по тематике акустических ССН! Как говорится, ошибка хуже преступления! Хотя… может быть, дело в том, что у начальника торпедного отдела 1-го ЦНИИ диссертация был защищена как раз по этой «инновационной теме»? В результате затрачены значительные государственные денежные средства, использована дефицитная матчасть ОКР для отработки этих «научных изысканий» при заведомо сомнительной эффективности, сорваны действительно нужные флоту НИОКР всего лишь на основании «математического моделирования» то есть без реальных испытаний на макетных образцах!
При этом для данной аппаратуры действительно есть область эффективного применения, однако вместо этого данную аппаратуру прописывают на заведомо неоптимальные направления. В статье не был указан наиболее скандальный момент этого обсуждения: специалистами ВМФ и г. Аверкиевым заявлялась якобы невозможность противодействия такой аппаратуре средствами гидроакустического противодействия СГПД , и это же бодро докладывалось руководству. На деле это была лишь игра слов: СГПД, как правило, являлись средствами гидроакустики, и, соответственно, не могли влиять на магнитометрические средства. Только вот проблема была в том, что целый ряд западных СГПД например, имитатор Mk30 имеют, кроме акустики, магнитометрическй канал имитации для отработки по ним авиации.
При этом все тот же г. Аверкиев в ходе круглого стола заявил о «необходимости создания средств имитации» для отработки его магнитометрического канала, и это было сделано через час после заявления о «невозможности этого»! На вопрос автора, как между собой стыкуются столь противоположные заявления, ответом стало тягостное молчание. Собственно, всем все было ясно. Состоится ли прорыв из «торпедного кризиса?
Не затрагивая вопрос многочисленных ошибок Сердюкова в т. Однако разработка и утверждение концепции МПО тогда было сорвано. Связано это было в первую очередь с интригами определенных лиц и организаций, с учетом того, что планировавшийся Управлением противолодочного вооружения УПВ ВМФ ряд решений в частности, по торпеде «Физик» кардинально расходились с их финансовыми интересами. Одной из этих интриг и стала ОКР «Хищник». Увы, вместо максимума возможного из технически реального, что было в «Шквале-15Б», у «Хищника» изначально был максимум возможностей для освоения бюджетных средств нужными лицами здесь же притянутая за уши магнитометрическая система, за которой торчали ушки значительного количества лиц с погонами и без, приготовившихся к освоению сладкого бюджетного пирога.
Жесткое и негативное отношение к «Хищнику» у автора сформировалось еще в период работы по проектам концепции морского подводного оружия у адмирала Сучкова. Лоббисты этой темы пытались обосновать «свое», вплоть до практически полной замены торпед и ПЛР «Хищниками». Более того, открытый в 2009 г. ОКР «Хищник» оказался не просто страшно дорогим, но и, по сути, единственным серьезным ОКР по тематике подводного оружия в тот момент. При этом мы имели катастрофическую ситуацию с торпедами, не только по их военно-техническому отставанию, но и просто наличию… В тот период времени доходило до того, что наши подлодки ходили на боевые службы, имея считаные единицы торпед в боекомплекте.
И в этой ситуации «Хищник» был не чем иным, как пиром во время чумы. Да, в этой ситуации в него пытались заложить некоторые очень нужные и правильные вещи и разработки… Только вот они почему-то «потерялись» в процессе, при том, что без них возможность «Хищника» по работе по назначению вызывает серьезные вопросы. Названия тем, отношение к которым автора очевидно ответ — отрубленная голова «Хищника» в «Пакете», если кто-то не понял. Реакция специалистов на рисунок из кабинета автора, 2012 г. АО «КБ «Электроприбор» Саратов представило заявку-презентацию на участие в конкурсе «Авиастроитель года», по итогам 2015 года проводимом Союзом авиастроителей России.
С 2013 года… осуществляется в рамках государственного оборонного заказа на выполнение опытно-конструкторской работы «Хищник». В конце 2016 года планируется проведение предварительных испытаний составной части подводной ракеты, включая ходовые испытания аппарата, по результатам которых будет проведено присвоение конструкторской документации составной части подводной ракеты литеры «О». Наши лубочные СМИ не ударили в грязь лицом. Запестрели заголовки типа: «Хищник» — идеальный убийца авианосцев. На смену «Шквалу» идет еще более мощная реактивная торпеда»… А что в итоге?
Развернуть 23 февраля 2024, 10:23 Ранее в The National Interest признали , что российский истребитель Су-35 по многим параметрам превосходит западные самолеты. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Рекомендуемые комментарии
- "Шквал": шпионские страсти
- ОРУЖИЕ РОССИИ: “ШКВАЛ”: ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ
- Поделись позитивом в своих соцсетях
- Главный конструктор Раков Евгений Дмитриевич | Русская DARPA
СМИ: Российская торпеда «Шквал» произвела революцию в подводной войне
Но при ядерном заряде боеголовки имевшихся показателей "Шквала", поступившего на вооружение в 1978 году, было достаточно, при том, что максимальная дальность стрельбы составляла 6,8 километра. Высокий уровень шума, который создавался газовым пузырем и ракетным двигателем, также считался недостатком. Любая подводная лодка, запускающая такую торпеду, мгновенно выдаст свое приблизительное местоположение. Однако настолько быстро движущееся оружие могло уничтожить противника до того, как он успеет обработать полученную информацию об атаке. Кроме того, на суперкавитирующих торпедах невозможно использовать традиционные системы наведения. Газовый пузырь и ракетный двигатель заглушают встроенные активную и пассивную гидролокационные системы.
Ракета торпеда шквал. Сухой,, шквал-1". Скоростная торпеда ва-111 «шквал». Подводная ракета шквал. Торпеда шквал скорость. Кавитатор на шквале. Кавитатор на торпеде. Торпеда калибра 533 мм. Торпеда УГСТ физик-2. Корпорация «тактическое ракетное вооружение» КТРВ. Торпеда ракета шквал скорость. Сверхзвуковая торпеда. Торпеда шквал. Торпеда шквал 2.
Шок от такой прорывной системы перевернул бы с ног на голову всю область.. Как пишет bmpd, этот корабль стал первым, получившим морскую версию зенитного ракетно-пушечного.. Эскиз проекта подготовили к 1963 году, тогда же проект утверждают к разработке. Проектные данные новой торпеды:- дальность.. Некоторые образцы существуют пока в единственном экземпляре. В мире, например, в единственном числе пока проходит пробные испытания мобильный..
Корпорация «тактическое ракетное вооружение» КТРВ. Торпеда ракета шквал скорость. Сверхзвуковая торпеда. Торпеда шквал. Торпеда шквал 2. Автомобиль шквал. Торпеды боевые части морских торпед. MK 48 торпеда. Бастион п 800 Оникс. Т-15 торпеда Сахарова. Ядерная торпеда т-5. Суперкавитационная торпеда Барракуда. Ракета-торпеда 91р1. Гидрореактивный двигатель торпеды шквал.
Быстрее "Шквала": в России создают скоростную подводную ракету
Выпустив реактивную торпеду, лодка себя обнаруживала. След, который оставлял «Шквал» на поверхности воды, точно указывал на ее местоположение. Малая дальность торпеды была чревата и еще одним неприятным обстоятельством. Для атаки авианосца или крупного корабля неприятеля подводная лодка должна была войти в зону противолодочной обороны. И это снижало шансы успешного проведения операции. Выдающиеся скоростные характеристики создали торпеде незаслуженную медийную славу.
В СМИ постоянно писали о российском чудо-оружии, которого так боятся американцы. Это было, конечно, далеко не так. Американцы больше боялись не "Шквала", а т. Обмануть такую торпеду "шумелками" невозможно. Зарубежные попытки.
Идеи, заложенные в «Шквале», повторили конструкторы еще двух стран. Но речь идет не о готовом к использованию оружию, а об образцах, проходящих испытания. Работы на данный момент. Вполне понятно, что «Хищник» — это не модификация «Шквала». Поскольку на то, чтобы повторить те же самые тактические ошибки, немного скорректировав их, никто бы денег не дал.
А деньги выделены очень серьезные. В рамках данной работы опубликованы более 20 научных трудов, в том числе 4 научные работы в 2015 году. Оформляются заявки на несколько патентов на полезные модели. В 2015 году были изготовлены первые два опытных образца составной части летательного аппарата, а также проведены стыковочные и лабораторно-стендовые испытания, наземная отработка. В конце 2016 года планируется проведение предварительных испытаний составной части подводной ракеты, включая ходовые испытания летательного аппарата, по результатам которых будет проведено присвоение конструкторской документации составной части подводной ракеты литеры "О".
В рамках данной работы также предприятием разрабатывается РКД рабочая конструкторская документация и функциональное программное обеспечение, изготавливаются опытные образцы и проводятся испытания технологической контрольно-проверочной аппаратуры ТКПА , предназначенной для проведения регулировок и проверок подводной ракеты в целом и ее составных частей в отдельности. Поэтому следует ожидать, что у торпеды появится ГСН, и она сможет маневрировать. А также возрастет дальность пуска и скрытность торпеды. В 60-е годы технически это было нереализуемо.
Несмотря на признание российской ракетоторпеды «Шквал» лучшей в своем классе, даже по мнению американских специализированных изданий это практически официальная оценка Пентагона , у нее есть свои минусы. Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте — около 7 миль, в отечественном — 14, в модернизированном — около 20. Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров. Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока: из глубины — из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности — из-за грохота и дымового следа.
Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны. Ну а теперь отдадим должное «Шквалу» — на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах. Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор — с расстояния в 10-20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет никаких.
Но специалисты научились продлевать срок их службы, создав гидроакустическую систему. Она определяет начало кавитации, чтобы экипаж мог снизить частоту вращения винтов для предотвращения образования пузырьков. В 1970-х годах для кавитации было найдено полезное применение. В отличие от обычных торпед, использовавшихся тогда и стоящих на вооружении сегодня, «Шквал» может развивать колоссальную скорость — до 270 узлов около 500 километров в час.
Для сравнения, обычные торпеды могут развивать скорость от 30 до 70 узлов в зависимости от типа. При разработке ракеты-торпеды «Шквал» исследователи благодаря кавитации сумели избавиться от сопротивления воды, мешающего кораблям, торпедам и подводным лодкам развивать большие скорости. Любой даже обтекаемый объект под водой имеет большое лобовое сопротивление. Кроме того, при движении под водой поверхности объекта смачиваются и на них появляется тонкий ламинарный слой с большим градиентом скорости — от нуля у самой поверхности объекта до скорости потока на внешней границе. Такой ламинарный слой создает дополнительное сопротивление. Попытка преодолеть его, например мощностью двигателей, приведет к увеличению нагрузок на гребные винты и быстрому износу корпуса подводного объекта из-за деформации. Советские инженеры во время экспериментов выяснили, что кавитация позволяет существенно снизить лобовое сопротивление подводного объекта. Ракета-торпеда «Шквал» получила ракетный двигатель, топливо в котором начинает окисляться при контакте с морской водой. Этот двигатель может разгонять ракету-торпеду до большой скорости, на которой в носовой части «Шквала» начинает образовываться кавитационный пузырь, полностью обволакивающий боеприпас. Образованию кавитационного пузыря способствует специальное устройство в носовой части ракеты-торпеды — кавитатор.
Кавитатор на «Шквале» представляет собой наклоненную плоскую шайбу, в центре которой размещено отверстие для забора воды. Через это отверстие вода поступает в двигательный отсек, где происходит окисление топлива. На краях же шайбы кавитатора и образуется кавитационный пузырь. В этом пузыре ракета-торпеда буквально летит. Модернизированная версия «Шквала» может поражать корабли противника на дальности до 13 километров. По сравнению с дальностью обычных торпед 30—140 километров это немного, и в этом заключается главный недостаток боеприпаса. Дело в том, что в полете ракета-торпеда издает сильный шум, демаскирующий позицию подлодки, запустившей ее. Ракета-торпеда, летящая в кавитационном пузыре, не может маневрировать. Это вполне понятно: в кавитационной полости боеприпас не может взаимодействовать с водой, чтобы изменить направление. Кроме того, резкая смена траектории движения приведет к частичному схлопыванию кавитационной полости, из-за чего часть ракеты-торпеды окажется в воде и на большой скорости разрушится.
Изначально «Шквал» оснащался ядерной боевой частью мощностью 150 килотонн, которую позднее заменили обычной фугасной боевой частью с взрывчатым веществом массой 210 килограммов. Сегодня, помимо России, кавитирующие торпеды имеют на вооружении Германия и Иран. В 2014 году Технологический институт Харбина представил концепцию подводной лодки, способной перемещаться под водой на около- или даже сверхзвуковой скорости.
В период холодной войны надводные или подводные объекты могли развивать скорость не более 50 узлов, однако «Шквал» стал исключением — он разгонялся до 200 узлов 370 километров в час. В отличие от остальных торпед, снаряд приводится в движение ракетным двигателем. По словам автора публикации, у США в арсенале нет ничего подобного. Разработчикам удалось значительно снизить сопротивление торпеды с водой благодаря режиму суперкавитации, при котором вокруг снаряда образуется пар.
Эксперт оценил возвращение ракеты-торпеды «Шквал»
Ракета-торпеда «Шквал» получила ракетный двигатель, топливо в котором начинает окисляться при контакте с морской водой. Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия. Новый метод соединения листов металла для судостроения. В теории это позволит подводным кораблям двигаться со скоростью свыше скорости звука в воде и делать это бесшумно.
«Покорит весь мир»: торпеда «Шквал» поразила США
- Самую скоростную российскую торпеду «Шквал» решено модернизировать: nnils — LiveJournal
- "Шквал": шпионские страсти
- Эксперты NI: торпеда «Шквал» полностью меняет тактику морского сражения
- Подводные «болиды»
- Комментарий
- «Покорит весь мир»: торпеда «Шквал» поразила США