премьера спектакля Где мы в Московском театре Сатиры. Соболезнования в связи со смертью Александра Ширвиндта выразили президент России Владимир Путин, а также высокопоставленные политики, деятели культуры, журналисты и коллеги артиста. Александр Ширвиндт о последнем спектакле Андрея Миронова (1991).
Врачи могли на днях выписать Александра Ширвиндта для подготовки к спектаклю
А это было раз и навсегда выписано. Были какие-то отдушины келейные, нам хорошо известные застолья и компашки. Виктор Лошак: Ну да, кухни. Александр Ширвиндт: Кухни. Был какой-то «Метрополь». Был совсем узкий круг профессионалов-диссидентов и так далее. И были так называемые дома интеллигенции. Их в Москве было штук восемь настоящих — с потрясающими вечерами, капустниками, и по тем временам ну дико острыми, причем тематическими. В Доме журналиста —«Верстка и правка», по-моему, потрясающие.
Виктор Лошак: Но их не трогали, потому что маленькая аудитория была? Александр Ширвиндт: Их не трогали. Потому что когда кто-то приезжал, типа Сартра или Назыма Хикмета, и говорил: «У вас застенки», — то говорили: «Какие застенки? Это было разрешенная всеми келейная отдушина. А что такое Дом актера? Двести человек в зале, Плятт, Утесов, Шмыга и Топорков. Виктор Лошак: Я тебе этот вопрос задал, потому что мне казалось, что советские люди сплошь и рядом были чуть-чуть актеры, чуть-чуть актеры. Александр Ширвиндт: Ну, естественно.
Виктор Лошак: Потому что нужно было изображать любовь к этой уже отжившей системе, к отжившей власти, к людям, которых они не уважали. Виктор Лошак: Я, например, был на митинге на заводе ночная смена , когда умер Брежнев. Пока собирали рабочих на митинг, они такое о нем говорили! Начался митинг — и все сказали все, что нужно, с трибуны. Александр Ширвиндт: Ну, это условия игры. А если актер, то как это не сыграть преданного или не вступить в партию? Паторжинский, по-моему, замечательный киевский артист, ему давали Орден Ленина. Он вышел, сидит это Политбюро, которое вручало, в Театре Франко.
Он в черной бархатной робе, бант у него огромный. Ему вручают — и он тут же в слезы. Прослезиться — это же… Виктор Лошак: Для актера. Александр Ширвиндт: Ну что ты? И я помню, он сказал: «За это спасибо, за это. И вообще я вам так скажу, если честно: да здравствует наша великая Коммунистическая партия и совершенно потрясающий ЦК! Я помню, что честно он сказал. Виктор Лошак: Шурочка, скажи… Вот для каждого советского человека отдельное большое воспоминание и очень подробное — это первая поездка заграницу.
Ты когда попал первый раз заграницу? Александр Ширвиндт: Первыми в эту щель, когда приоткрыли вот настолько этот занавес, туда стали пролезать композиторы. Виктор Лошак: А почему именно композиторы? Александр Ширвиндт: Потому что там очень много было родственников композиторов. Вот Покрасс, например, великий Покрасс американский, брат, и великий Покрасс наш. Никита Богословский — помнишь его? Виктор Лошак: Конечно. Александр Ширвиндт: Он дико остроумный был человек!
Но его горе было в том, что он… Виктор Лошак: Он был король розыгрышей, по-моему. Александр Ширвиндт: Ну, он не мог не острить, на нем был такой шлейф уже. Это такая же трагедия, как и у Миши Жванецкого. Когда он выходил… Нужно было все время быть афористичным. Виктор Лошак: Шутить. Александр Ширвиндт: Ну, неважно. Когда кто-то из композиторов уехал, не знаю, Григорий Цукерман, он стал привозить из Франции предметы второй и третьей необходимости, потому что первой необходимости — это были колготки, трусы жене и любовнице, «неделька» знаменитая, семь трусов. Никто не понимал — зачем, когда можно одни носить годами.
А тут — семь. Ну, это… Виктор Лошак: Я жил в Одессе, и моряки привозили мохер. Это было самое выгодное, что можно было привезти. Александр Ширвиндт: Это «школа» называлось. Виктор Лошак: Школа, абсолютно точно, абсолютно точно. Так все-таки когда ты первый раз попал за границу? Ты имеешь в виду так называемую настоящую заграницу? По-моему, впервые — в Израиль.
Потом — в Америку. Потом — уже чаще в Германию. Потом — ненадолго в Англию. А вот там я не был — ни в Индии, ни в Японии — никогда. Виктор Лошак: А ты ездил с театром? Или это были такие туристические поездки? Александр Ширвиндт: Нет, и так, и этак. Потому что туристическая… Это обслуживание незначительного континегнта советских евреев за рубежом.
Вот как это было. Виктор Лошак: А со спортсменами ты не ездил? Александр Ширвиндт: А как же. Виктор Лошак: Потому что вы же с Театром Сатиры их развлекали там. Александр Ширвиндт: Конечно. Причем мы были в Калгари на каком-то очередном чемпионате мира по хоккею, и там все команды жили в шикарном отеле. А они же не общались друг с другом вне игры, особенно наши. И я помню, что огромная такая анфилада залов, где обедали спортсмены: Канада, финны, мы и так далее.
Вот они сидят — что можно, а что нельзя. А у нас — гомерический хохот! Это во время обеда мы их развлекали, понимаешь, потому что ни до, ни после… Виктор Лошак: Нет времени. Александр Ширвиндт: Нет времени, тренировка. Не дай бог… Виктор Лошак: Ну конечно. Я об этом и говорю. Александр Ширвиндт: Нет, это было замечательно. Виктор Лошак: Ты написал несколько книг за последнее время.
Тебя это увлекло? Александр Ширвиндт: Нет, в общем, конечно, я графоман, но мне это нравится. Виктор Лошак: А почему графоман? Я с таким удовольствием прочел! Александр Ширвиндт: Я хороший писатель? Александр Ширвиндт: К сожалению, я не великий русский писатель. А вообще, кто хороший, кто плохой — это так непонятно. Знаешь, я для интереса, будучи в этих ковидных карантинах, тупо сидел на даче.
Делать нечего, все время пить нельзя, курить не дают, лица все те же — можно офонареть. Виктор Лошак: А рыбу ловить там негде? Александр Ширвиндт: Негде рыбу ловить. Да ее и нет там, где ее ловят. Но, ты знаешь, все книжки, которые… Ну как выбросить книжку, да? Все штабелями лежит на даче. И я иногда вынимал от безвыходности. И я вынул книгу Лейкина «Наши за границей».
А потом я понял… Это как купеческая семья, муж с женой поехали в турне по Германии, в Цюрих, она со своими двумя подушками. А потом я выяснил, что это был любимый сатирик Чехова, что молодой Чехов приносил ему на отзывы рецензии произведений, и тот его благословлял. Представляете себе? Но главное — смешно. Поэтому я надеюсь, что мои книжки тоже кто-то читаешь. Виктор Лошак: А ты диктуешь или пишешь сам? Александр Ширвиндт: Я пишу рукой. Виктор Лошак: У тебя есть своя собственная философия отношения к возрасту?
Александр Ширвиндт: Ну, сейчас — ужасная. Слава богу, мы сидим вальяжно за столом, но показать, как ты меня вел в эту студию, когда прямые коленки, противно. Дело в том, что… Виктор Лошак: Я мог бы какого-нибудь спортсмена так вести тоже, если бы у него болела коленка. Александр Ширвиндт: Ну, в общем… Сашу Тимофеевского знаешь, да? Виктор Лошак: Он работал у нас в «Московских новостях». Александр Ширвиндт: Замечательный! И, в общем, незаслуженно, по-моему… Виктор Лошак: Недооцененный. Александр Ширвиндт: Недооцененный.
И Александр сделал свой выбор: после школы он подал документы сразу в несколько театральных вузов. Его приняли в Щукинское училище, на курс Веры Львовой. Параллельно актер снимался в кино. Его дебютной ролью стал Вадим Ухов в фильме «Она вас любит! Сначала он играл на сцене, потом сам ставил спектакли.
Порой резал правду-матку так — пострадавшие долго залечивали порезы. Память по себе оставил добрую. Вот за это за все спасибо, Александр Анатольевич. Вот и всё… Ещё в 14:35 была надежда. Даже на то, что сыграем спектакль наш 3 апреля… Спасибо Вам большое дорогой, любимый. За годы общения, за роли, встречи, работу, за шанс, за… За многое спасибо… Буду помнить… Журналист и телекритик Арина Бородина: Теперь не осталось никого. Светлая память. Александр Ширвиндт — пример правильного и интеллигентного человека. Спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой : Не могу и не хочу в это верить.
Александр Анатольевич олицетворял собой великую, убедительную силу жизни. Он был совершенно неповторимым человеком, уникальным. Он был символом убедительности жизни и на сцене, и на телевидении, в дружбе и любви. Потому что театр существует не только благодаря премьерам и спектаклям, но еще и благодаря тем людям, которые способны создавать атмосферу театральной жизни, ее радостного и неисчерпаемого оптимизма. И в этом смысле Ширвиндт с его замечательной манерой комментирования реальности, в чем всегда было место самоиронии, был, конечно же, знаком нескольких поколений какого-то невероятного блеска закулисья, блеска околотеатрального быта, в котором места для проявления таланта не меньше, чем на сцене. Его герой — чуть-чуть усталый, печальный, ироничный, умный — был так необходим советскому кино 1970-х, начала 1980-х годов. Потому что это кладезь мудрости, спокойствия.
Извините, если кого обидел, но это пр... От Мария , 20 часов назад Что за беспредел в городе? У нас ведь есть министерство защиты природы и экологии. Чем оно... От Катя , 21 час назад Пользователи Online.
Александр Олешко рассказал, что случилось накануне последнего спектакля Александра Ширвиндта...
Я сказал, что пьесы такой нет, что ее нужно написать. А он: «Вот и напиши». Вернувшись в Москву, я придумал фабулу и помчался к режиссеру, педагогу «Щуки» Родиону Овчинникову — озвучил ему идею. Овчинников работал полтора года над пьесой. Мы созванивались каждую неделю. Встречались, читали. Пьеса назвалась «Великий забытый».
Еще полтора года потребовалось, чтобы Ширвиндт одобрил окончательный вариант. Три месяца репетиций. Пьеса серьезно изменилась, а где-то за месяц до премьеры Александр Анатольевич сказал, что пьесу нужно назвать по-другому. И придумал название: «Где мы? Спектакль «Где мы? Это был новый, невероятный виток популярности — для театра.
Ширвиндт не играл премьер 16 лет и, надо сказать честно, уже и не собирался.
Образ собирательный. На фоне того, что происходит вокруг, он и сходит с ума. Второй человек, сошедший с ума, это такой русский самородок, который все время прорывается на телевидение и может все. Он играет, поет, ремонтирует, хоронит, стреляет — все что угодно, но он все время пьяный, поэтому с ним трудно. И там в отдельном отсеке живет такой совершенно столетний человек, которого некуда деть, ибо раньше на месте психушки был Дом ветеранов сцены — он не желает уезжать, выгнать страшно, хоронить рано. Это я. Руководит всем главврач больницы, сам глубоко нездоровый человек, который всех успокаивает, что, дескать, все будет хорошо.
За 54 года работы в Театре сатиры сыграл около 30 ролей, поставил более 20 спектаклей. До Театра сатиры работал в Театре им. Ленинского комсомола и Московском драматическом театре на Малой Бронной. Арканов и А.
Этот район Москвы он очень любил всю жизнь. Иногда, работая над ролью и желая побыть в одиночестве, Александр Анатольевич возвращался в Скатертный и проводил там немало времени. После школы поступил в Театральное училище имени Б. Щукина на курс Веры Львовой. Александр Ширвиндт в театре В 1956 году актер был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола сейчас — театр «Ленком Марка Захарова» , там он дебютировал в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая конная». Успех ему принесли роли в постановках Анатолия Эфроса, который возглавил театр в 1964 году. История легендарного спектакля Анатолия Эфроса «Месяц в деревне». Как Эфрос поставил «самую скучную» комедию Тургенева Вместе с Анатолием Эфросом Александр Ширвиндт перешел в 1968 году в Театр на Малой Бронной, а в 1970-м поступил в труппу Московского академического театра сатиры, в котором прослужил до конца жизни с 2000 по 2021 год он был его художественным руководителем, сменив на этой должности Валентина Плучека, а с 2021-го занимал пост президента. Актер был задействован во множестве других спектаклей, среди которых «Обыкновенное чудо» 1971 , «Ревизор» 1972 , «Горе от ума» 1976 , «Трехгрошовая опера» 1982 , «Мольер» «Кабала святош» 2009 , «Между светом и тенью» 2010. В 1970 году Александр Анатольевич дебютировал в качестве режиссера — поставил вместе с Марком Захаровым спектакль «Проснись и пой!
Олешко отказали в вечере памяти Александра Ширвиндта с участием персонала
По информации Театра сатиры, спектакль «Где мы?!», где играл свою последнюю роль Александр Ширвиндт, закрыт. Новый художественный руководитель театра Сатиры Сергей Газаров возвратил на основную сцену спектакль с участием Александра Ширвиндта, Федора Добронравова и Александра Олешко «Где мы?!». Александр Олешко и Александр Ширвиндт в спектакле «Где мы?».
Театр сатиры прекратит показ спектакля «Где мы?!...» с участием Александра Ширвиндта
Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт умер 15 марта на 90-м году жизни. Александр Ширвиндт заявил об уходе из Театра сатиры. Интерфакс: Театр Сатиры закроет спектакль "Где мы?! ", в котором играл умерший накануне народный артист РСФСР, президент театра Александр Ширвиндт, сообщил худрук театра Сергей Газаров. Вечерняя Москва.
Даже не смогли вместе помянуть Ширвиндта: стало известно о расколе в Театре сатиры
Театр Сатиры прокомментировал слухи о том, что якобы был отменен вечер памяти Александра Ширвиндта. Новый художественный руководитель театра Сатиры Сергей Газаров возвратил на основную сцену спектакль с участием Александра Ширвиндта, Федора Добронравова и Александра Олешко «Где мы?!». Друзья Михаила Ефремова пытаются вызволить артиста из тюрьмы.