Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны. Прорыв Блокады Ленинграда. До операции "Искра" блокада города выглядела на карте так. Карта прорыва блокады Ленинграда:: Музей истории и боевой славыавтомобильных войск. Дорога жизни блокадного Ленинграда: 50 фото, карта, как доехать. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Прорыв Блокады Ленинграда. До операции "Искра" блокада города выглядела на карте так. В сентябре 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург, замкнув кольцо блокады и разорвав сухопутную связь Ленинграда со страной.
Подарок от Красной армии
- Прорвана блокада Ленинграда | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
- Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
- Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда
- Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (Панорама)
Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) | М.: Советская энциклопедия, 1985. Карта № 10. |
18 января – День прорыва блокады Ленинграда | Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. |
Трёхмерная панорама Ленинградского фронта. Музей Прорыв блокады Ленинграда
Начало операции сперва было назначено на 1 января 1943 года, но из-за погодных условий было перенесено на 12 января. Ход сражения[ ] 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены железнодорожная и автомобильная дороги.
Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К.
Духанов нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. Романовского и Ф.
Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.
Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор.
Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде. Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские.
Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось.
Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день.
Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка.
Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н.
Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область.
Карты и схемы
Общая численность соединенной ударной группировки РККА достигала 303 тысяч солдат и офицеров. Ее превосходство над противником в живой силе достигало четырех с половиной раз, в артиллерии — семи, в авиации — двух, по количеству танков — десяти раз. Сражение на шлиссельбургском выступе началось ночью с 11 на 12 января. Авиацией Волховского фронта и 13-ой воздушной армии Ленинградского фронта был нанесен массированный бомбовый удар на участке прорыва. Через 2 часа 20 минут 67-я армия со стороны Невы, а несколько ранее подразделения второй ударной и восьмой армий Волховского фронта перешли в наступление.
Пехота продвигалась медленно и неравномерно. За два дня боев расстояние между группировками, движущимися навстречу друг другу, сократилось до двух километров. В тот же день был освобожден Шлиссельбург и очищена от неприятеля территория южного побережья Ладоги. Ширина сухопутного коридора составила на различных участках от 8 до 10 километров.
Связь с "Большой землей" была восстановлена. Объединенная группировка 2-ой и 67-ой армий пыталась развить наступление и расширить плацдарм на юг, однако сходу этого не удалось.
Мерецкова Исследование вклада генерал-лейтенанта Л. Мерецкова в успешный прорыв блокады Ленинграда, их командование и влияние на исход операции.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Длительность блокады Ленинграда Исследование временных рамок блокады Ленинграда, которая длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, и ее влияния на город и его жителей. Контент доступен только автору оплаченного проекта Последствия прорыва блокады Исследование последствий успешного прорыва блокады Ленинграда в 1943 году для города, его жителей и ходе Великой Отечественной войны. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы.
Дивизия, а затем корпус были задействованы во всех крупных операциях на наиболее ответственных участках фронта. Симоняка называли «генералом прорыва». В экспозиции представлены фуражка и погоны героя. Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация. В экспозиции представлены модели истребителя, штурмовика, бомбардировщика, авиационные приборы и вооружение. Среди авиационных предметов — контрольный щиток из кабины истребителя полковника П.
Они перевернули историческую картину для своих граждан. Сделали свои преступные иллюзии нормой для жителей своих стран. Считать жителей Донбасса «недолюдьми» — это сейчас официальная политика киевской хунты, которая формирует отношение одной части населения к другой. Разве это не нацизм? Одна часть общества возвышается за счет унижения другой. Ущербная психология киевских властителей. В 2018 году президент Порошенко и парламент вообще узаконили бандеровские приветствия в армии. А регулярно в феврале в Киеве проходят марши с факелами в честь Бандеры. На главном плакате шествия изображен пылающий Кремль, а на его фоне — портрет Бандеры. Что это как не реанимирование нацизма? В Ленинграде, Сталинграде и под Москвой мы как раз боролись для недопущение такого. Подвиг жителей блокадного Ленинграда — беспримерный, великий, вечный. Мы навсегда должны сохранить память о том страшном времени, о героизме наших предков. Всем ныне живущим блокадникам и ветеранам я говорю спасибо, преклоняя голову. Мы победили тогда — победим и сейчас!
Карта операции искра прорыв блокады ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | Карта-схема прорыва блокады Ленинграда. |
Прорыв блокады Ленинграда 1943 | 12 января 1943 года с целью прорыва блокады Ленинграда началась стратегическая наступательная операция «Искра». |
Оборона Ленинграда | Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. |
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда
Вы находитесь здесь:Новости/Прорыв блокады Ленинграда. Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. После прорыва блокады через пробитый советскими войсками коридор немедленно была переброшена в Ленинград железнодорожная ветка. В результате прорыва блокады удалось наладить снабжение Ленинграда и лишить германские войска возможности штурмовать город.
Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра»
Для СССР наметился перелом в войне. Дорогу жизни переименовали в Дорогу победы. За рекордные 17 дней была построена железная дорога, и в город отправили первый поезд с продовольствием. Ленинград полностью освободили только 27 января 1944-го. Но первый глоток свободы спас тысячи жизней. Героический подвиг советский солдат, мужество и сильный дух блокадников и защитников города увековечили на берегу Ладожского озера. Дорога жизни по льду Ладоги 22 ноября 1941-го заработала ледовая дорога через Ладогу. Это была единственная транспортная артерия, связывающая осажденный Ленинград с остальной страной.
По тонкому льду в первую ходку удалось доставить на грузовиках 33 тонны грузов, в первую очередь, продовольствие. Потом еще и еще. Читайте также Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде Фашисты довольно быстро поняли, что «Дорога жизни» разрушает их планы на быструю победу, и начали методично сбрасывать бомбы на грузовики. Поскольку линия фронта проходила в 15-20 километрах от трассы, удары авиации подкреплялись огнем немецкой дальнобойной артиллерии. Для обороны трассы на каждом километре установили зенитные пулеметы, через каждые три — малокалиберные зенитные орудия. Машины уходили под лед, люди гибли и тонули, но дорога продолжала функционировать. Несмотря бомбежки, обстрелы, плохую видимость и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки — туда и обратно.
Лозунг тех дней гласил: «Каждые два рейса обеспечивают 10 500 ленинградских жителей. Борись за два рейса». Некоторые шоферы успевали сделать даже три ходки. Всего в первую блокадную зиму в Ленинград легендарные «полуторки» ГАЗ переправили более 260 тысяч тонн продуктов, а также шесть стрелковых дивизий и танковую бригаду. В обратный путь, на Большую землю вывозились люди — в первую очередь, дети, женщины и старики. Всего за блокаду удалось эвакуировать около 1,376 миллиона человек. Нечеловеческий подвиг ленинградцев Неокрепший лед и постоянные обстрелы заставляли инженеров неоднократно переносить дорогу на новое место.
Плохие погодные условия тоже играли против водителей.
Как только в Москве получили известие о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве на освобожденной полоске земли железнодорожной ветки, которая должна была соединить Ленинград с «Большой землей». Первый поезд по ней пошел уже через 17 дней. Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска.
А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов. Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года.
А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны. Об упорстве немцев говорит хотя бы тот факт, что в один из первых дней сражения они израсходовали около 2000 тонн снарядов. И это при том, что полосу нашего наступления можно обойти сегодня всего за 6-7 часов. Но «Искра» прожгла наконец стальное кольцо блокады. На этом месте сейчас проходит Мурманская трасса. А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак. Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь.
Бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-1 стрелковой дивизией Волховского фронта встретились вблизи рабочего поселка 18 января в 9 часов 30 минут.
Так войска получили стратегическое преимущество над гитлеровцами, для которых уже не было возможности объединить силы с Финляндией. В кольце осады образовалось окно, в результате чего были восстановлены сухопутные коммуникации с осажденным Ленинградом. По Неве в город стали поступать продукты, керосин, фураж для лошадей и другие вещи первой необходимости, однако блокада еще продолжалась. После завершения операции «Искра» вышел приказ о присвоении Георгию Жукову звания маршала Советского Союза. Он был первым, кто получил данный статус во время войны. По случаю 80-й годовщины полного освобождения Ленинграда 27 января 1944 года весь год в федеральных музеях и библиотеках будут проходить выставочные, научные и просветительские акции. Всего в рамках торжества будет организовано не менее 130 основных мероприятий. Они будут финансироваться за счет средств федерального и государственного бюджета. Прозвучит полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
Вам, доблестным бойцам, командирам и политработникам 67-й армии, выпала великая честь освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана. Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Официальной датой прорыва блокады Ленинграда считается 18 января 1943 года, но ожесточенные бои на участках Ленинградского и Волховского фронтов продолжались еще в течении всего месяца.
Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда
- 18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
- Пятая попытка
- Посетить музей
- Другие события раздела
- Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
- День прорыва блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
75 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда. Для жителей Ленинграда куда большее значение имеет прорыв блокады Ленинграда, чем ее полное снятие. Карта-схема прорыва блокады Ленинграда. Музей Прорыв блокады Ленинграда» на канале «Dafna» в хорошем качестве, опубликованное 3 августа 2023 года в 14:16, длительностью 00:00:51, на видеохостинге RUTUBE. Вы находитесь здесь:Новости/Прорыв блокады Ленинграда. sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со.
Дорога жизни
- Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
- Прорыв блокады Ленинграда
- Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда
Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва. И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги. Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли... Траншеи, блиндажи, деревоземляные огневые точки, мощная артиллерийская группировка.
Плюс Рабочие городки, которые были превращены противником практически в узлы обороны... Кстати, еще в декабре 1941 года командир одного из корпусов вермахта предлагал отвести войска из «бутылочного горла» на Синявинские высоты. Он считал, что полной блокады Ленинграда и так нет, поскольку город снабжается по Ладоге.
Но ему указали, что он не прав, что выгоднее держать полностью весь фронт вдоль берега Невы и части Ладоги. Первые наметки плана, который лег в основу операции «Искра», появились еще весной 1942 года. Предложение исходило от Военного совета Ленфронта.
Заслуга Леонида Говорова, возглавившего фронт в июне 1942-го, в том, что к январю 1943 года он собрал боеспособные соединения и удачно бросил их в бой на узком участке. Почему он не сделал этого раньше? Летом 1942 года подобное наступление было бы просто невозможно.
Надо было элементарно подкормить бойцов, получить с Большой земли боеприпасы. Ленинградская промышленность делала снаряды относительно небольшого калибра, до 76 мм. Запаса не было - это, кстати, одна из причин того, что в Синявинской операции осени 1942 года Ленинградский фронт выполнял всего лишь вспомогательную функцию.
Основной удар наносили волховчане. Кстати, упомянутая Синявинская операция была уже четвертой по счету попыткой прорвать блокаду. Немцев спасло от разгрома лишь то, что у них оказались дополнительные силы в виде войск 11-й армии Манштейна, переброшенной из Крыма после взятия Севастополя.
Она была направлена под Ленинград, имея приказ о его штурме. Более того, с лета 1942 года немецкие войска имели четкое указание взять Ленинград, и эта задача не снималась вплоть до окончательного решения об отводе войск зимой 1944 года на линию «Пантера». До этого с августа 1941-го до лета 1942 года командование вермахта ставило задачу только на окружение города по ближайшему периметру.
Однако нам не хватало тяжелой гаубичной артиллерии, необходимой как раз для разрушения долговременных огневых точек противника. В «бутылочном горле» оборону держали три немецкие дивизии. Опытные, обстрелянные, боеспособные.
Против Волховского фронта оборону держали две дивизии - 227-я, обжившая эти позиции еще с 1941 года, и 1-я пехотная, которая считалась ударной силой группы армий «Север» с 1941 года. Но была существенная проблема: к январю 1943 года 18-я армия оставалась практически без резервов. В ходе боев немцы перебросили в «бутылочное горло» несколько батальонов 61-й пехотной дивизии, а также 5-й горнострелковой дивизии.
Еще с ноября 1942-го в докладах штаба 18-й армии постоянно звучало, что советское наступление, скорее всего, будет предпринято именно в этом месте, и у вермахта нет сил, чтобы отразить удар. В декабре немцы уже точно знали, что наступление ожидается в январе. Увы, были перебежчики со стороны Ленинградского и Волховского фронтов.
В немецких документах есть протоколы их допросов. Так что вопрос был только в датах. Первоначально ведь операция «Искра» назначалась на 1 января, и на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла.
Зима выдалась относительно мягкой. И потери были очень большие... Причем потери были в значительной степени обусловлены тем, что немецкая артиллерия вела уничтожающий огонь.
Это был шквал огня, которому мы не могли ничего противопоставить. Увы, контрбатарейная борьба Ленинградского и Волховского фронтов оказалась недостаточно эффективной. Причины - недостатки разведки, нехватка орудий большого калибра.
Однако в целом немецкое командование в этот раз недооценило русских. Понадеялось, что получится, как обычно. Что удастся отбить все атаки и устроить противнику «кровавую баню» на льду Невы.
А Ленинградский фронт смог сразу захватить достаточно большой плацдарм на левом берегу Невы - от Марьина до нынешних южных границ города Кировска, который послужил очень хорошим трамплином. Другое дело, что 13 января ситуация здесь оказалась критической. Во второй половине дня немцы предприняли контратаку.
Попавшая под удар 268-я стрелковая дивизия полковника Семена Борщева на южном флаге 67-й армии понесла потери и отступила. Положение спас выдвинутый на левый берег Невы истребительно-противотанковый дивизион капитана Николая Родионова.
Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия.
К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H.
К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта.
Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки.
На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.
Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко.
Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну.
Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото.
Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно.
С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга.
Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время.
И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому.
Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г.
У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки!
Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы».
Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен.
Некоторые шоферы успевали сделать даже три ходки. Всего в первую блокадную зиму в Ленинград легендарные «полуторки» ГАЗ переправили более 260 тысяч тонн продуктов, а также шесть стрелковых дивизий и танковую бригаду. В обратный путь, на Большую землю вывозились люди — в первую очередь, дети, женщины и старики.
Всего за блокаду удалось эвакуировать около 1,376 миллиона человек. Нечеловеческий подвиг ленинградцев Неокрепший лед и постоянные обстрелы заставляли инженеров неоднократно переносить дорогу на новое место. Плохие погодные условия тоже играли против водителей. В сильную метель машины часто теряли ориентиры и проваливались под лед. Так, за первую зиму в Ладожском озере затонуло 327 автомашин.
Читайте также Орудия блокады: незрячие слухачи, крейсер «Аврора», альпинисты Исаакиевского К декабрю 1941-го запас продовольствия почти иссяк, доставить продукты регулярно не представлялось возможным — все подступы к Ленинграду обстреливались фашистами. Карточки ввели еще в июле, а зимой пришлось сильно урезать норму выдачи хлеба. Дети, служащие и иждивенцы получали по 125 граммов в день, солдатам полагалось по 500 граммов, рабочим — по 375, остальным — по 250. Потом и эту норму сократили. Муку заменяли гидроцеллюлозой, то есть, обработанной древесиной.
Другим страшным кошмаром ленинградцев в ту зиму стал холод. Морозы достигали 40 градусов. Город полностью обледенел — снаружи и внутри. Дома не отапливались, горячей воды и электричества не было. Водопровод замерз.
Последующими зимы были не легче, но первая особо врезалась в память блокадников. Невероятно долгие 17 месяцев осады ленинградцы жили бок о бок со смертью и при этом находили место ежедневному подвигу. Изможденные и больные, они заставляли себя не только ходить за хлебом, но еще и трудиться. Работали предприятия и выставки, проводились концерты и спортивные матчи. В марте 1942-го, в самый критический момент, в Куйбышевском театре оперы и балета состоялась премьера знаменитой 7-й «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича.
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего посёлка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана.