Поход на волжских булгар — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Неудача похода показала русским князьям бесперспективность попыток ведения религиозных войн против булгар и надолго похоронила идею завоевания Булгарии. После падения Булгарии Бату потребовал покорности от западных земель: союзников булгар – мокши, буртасов и эрзи. Электроника Походы в Волжскую Булгарию 1 глава В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием.
1183 год. Крестовый поход на Волге
Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси | В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376 | Поход Святослава на Волжскую Булгариюи разгром города Булгар В качестве основной причины считать полный разгром Волжской Булгарии маловероятным, можно. |
Поход на волжскую булгарию
Поход Святослава на Волжскую Булгариюи разгром города Булгар В качестве основной причины считать полный разгром Волжской Булгарии маловероятным, можно. Это последняя серия по истории Волжской Булгарии. Плейлист истории Волжской Булгарии: ?list=PL2IlQL80KGDi_0z0LCXOvSDRiKZ2S6G. Военный поход на столицу Волжской Булгарии – «Великий город серебряных булгар» (Биляр), располагавшийся в верховьях реки Черемшан, организовал и принял в нём участие Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо.
Поход князя Святослава на Булгар
Поход Владимира На волжскую булгарию в 985 г.: комментарий к летописной статье. Походы в Волжскую Булгарию В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Главная» Новости» Поход на волжскую булгарию в 1376 году.
1183 год. Крестовый поход на Волге
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ | Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для Каганата. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376 | Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию. |
Война с булгарами 1120 г. | 28 окт, 2010 @ 12:11 Русский поход на Булгар в 1399 г. |
Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси | Покорив Волжскую Булгарию, Бату вынужден был продолжать поход далее на Запад и потому не имел времени раниться укреплением своих позиций в новом улусе. |
Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье
Неудача похода показала русским князьям бесперспективность попыток ведения религиозных войн против булгар и надолго похоронила идею завоевания Булгарии. Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. Лига историков, Волжская Булгария, История (наука), Длиннопост.
Монах Юлиан: поход через Волжскую Булгарию в поисках Великой Венгрии
Это последняя серия по истории Волжской Булгарии. Плейлист истории Волжской Булгарии: ?list=PL2IlQL80KGDi_0z0LCXOvSDRiKZ2S6G. В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры. Киевляне совершали множество военных походов против Булгар, но ответных действий со стороны Волжского государства за этим не следовало. Поход на Запад и завоевание Волжской Булгарии (1236—1237 годы). В короткие сроки после курултая 1234 года был осуществлен сбор дополнительных налогов и начался набор войск. Пoxoд нa Boлжcкyю Бyлгapию 1376. первый военный поход Андрей Боголюбского после похода Юрия Долгорукого (1120) на волжских булгар, в результате которого был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города. Степные районы Волжской Булгарии были заселены кочевыми племенами кипчаков и монголов, и развитие сельского хозяйства вследствие этого резко сократились.
Поход князя Святослава на Булгар
Князя привезли в лагерь, и вскоре он скончался. А булгары, узнав, где русь оставила ладьи, пошли вверх по Волге в лодках, а из «Торцьскаго» на лошадях на ладьи, охранявшиеся белозерским полком. Только маневр оказался для булгар неудачным. Более тысячи их воинов утонуло в Волге. Многих побили белозерцы. Видимо, булгары, а шло их к ладьям около пяти тысяч, не ожидали встретить столь мощный заслон. Взять столицу Волжской Булгарии Всеволод Юрьевич не сумел.
А по возвращении во Владимир-на-Клязьме схоронил племянника в златоглавом Успенском соборе.
Еще за 76 лет до крещения Киевской Руси после прямых переговоров с Багдадом Булгария приняла ислам. По преданию, булгарские проповедники в 986 году приходили к великому князю Владимиру Святославовичу в Киев и тоже предлагали принять ислам. Но через два с лишним года Русь, как известно, приняв крещение, пошла своим путем… Известно также, что вплоть до появления воинственных монгольских племен Булгария оставалась одним из самых развитых и влиятельных государств Европы. Святослав разграбил столицу — Булгар. Поход не принес ему окончательной победы. Но князю удалось подписать с булгарами очень важный для Киева договор о мире и торговле: булгары после принятия ислама установили тесные связи с арабским миром, и эти связи очень интересовали русских. Вернувшись из похода, Владимир установил на киевских холмах идолов, совершил торжественное жертвоприношение богу Перуну и, как говорят, даже спровоцировал убийство двух варягов-христиан. Этот выбор был отчасти продиктован брачными соображениями: Владимир просил руки царевны Анны, сестры Базилевса, на которую он не мог бы претендовать, оставаясь язычником.
Именно Булгария в начале XIII века стала тем форпостом на левом берегу реки Итиль так тогда называли Волгу , который затормозил продвижение монгольских полчищ на Русь и в глубь Европы… Именно Волжская Булгария, а не Русь, как принято считать, первой приняла на себя страшный удар Орды. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что набеги русских на Волжскую Булгарию были не менее кровавы, чем завоевания монголов, и начались задолго до прихода Орды. Первый возглавил Святослав еще в 965 году. Следующий — в 985 году предпринял князь Владимир: Киевская Русь во что бы то ни стало хотела заполучить торговые связи Булгарии с арабами. Монголы же рвались в Европу, но этим устремлениям мешала Волжская Булгария. А потому участь ее была решена. Древняя легенда гласит, что это был город с красивейшими мечетями, стройными минаретами и роскошными дворцами. Именно здесь в 922 году эмир Альмуш принял ислам. Одиннадцать веков назад «через тысячи племен неверных» шло из Багдада в город Булгар посольство халифа ал-Муктадира.
Восемь месяцев добирался сюда караван из 3 тысяч верблюдов и лошадей и 5 тысяч человек. Обращение в ислам государства на Волге стало эпохальным событием, повлиявшим как на историю города, так и на историю всего народа — волжских булгар. Город Булгар обладал мощнейшими по тем временам оборонительными сооружениями — огромным земляным валом и рвом длиной почти в 6 километров.
Великий князь Юрий Всеволодович в ответ послал своего сына Святослава во главе войска, объединившего ростовские, суздальские и муромские дружины. Главным успехом того похода стал захват и разграбление города Ошель в июне 1220 года. Тогда город считался крупным.
Но в наши дни о месте, где он находился, единого мнения у историков нет. Булгары посредством богатых даров склоняют князя Юрия Всеволодовича к миру. Гравюра Бориса Чорикова Как это бывало и раньше, после войны последовал мирный договор. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, а в 1229 году его продлили на тот же срок. Собственно, за что боролись? За то, о чем договорились: Юрий Всеволодович расширил влияние Владимирского княжества на земли мордовских племен, на которые претендовали и булгары.
Так что это было что-то вроде колониальных приобретений. С целью закрепиться в этих землях, владимирский князь основал Нижний Новгород. А Волжская Болгария запросила мира еще и потому, что у нее на горизонте замаячила угроза, гораздо более опасная, чем владимирское войско, — монгольские орды. Святой Аврамий Болгарский Тем временем произошло важное событие религиозного плана в отношениях между Владимиром и Булгаром Болгаром , — так называлась столица Волжской Булгарии. По церковному преданию, булгарский купец Авраамий прибыл по торговым делам в столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство. Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа.
Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства, и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг: возрождение независимой Волжской Булгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание булгар 1753-55 гг. Он призывал возродить Булгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии. Эта организация первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления» была воистину народной.
В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию. Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб.
И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом. Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло? Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых.
Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары.
Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня? Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность.
Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»...
Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа. Если бы республика была названа Булгарской, то ее силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских булгарских мусульман. Тем не менее национальная государственность «Идель-Урал штаты» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Ее Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета.
Максуди гениально предвидел, что будущее России — это федерация. Он говорил: «... Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918г большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига — этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации «татары» не что иное, как историческая ошибка... Он работает профессором Сорбоннского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию.
Там он — профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного собрания, и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка — отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне. Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993г Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной принадлежности и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства.
То, за что боролись волжские булгары на протяжении веков, осуществилось. Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С. Максуди, не говоря уж о памятнике.
Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство
Цикл статей "Западный поход монголов" | Выгодное стратегическое положение Волжской Булгарии привело к тому, что Хазария, совершив военные походы, принудила булгар выплачивать дань Хазарскому каганату. |
Русский поход на Булгар в 1399 г.: rossica_antiqua — LiveJournal | Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. |
Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье | С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. |
Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье | Предпосылки, хронология и итоги похода киевского князя Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 году. |
1183 год. Крестовый поход на Волге | В Булгарии была выработана идеология, что булгары являются защитниками ислама на краю обитаемого мира и защищают его от вторжения язычников. |
1183 год. Крестовый поход на Волге
Так М. Щербатов писал, что «сии болгары были не те, которые жили на Волге в великой Болгарии», а поселившиеся в VII веке «возле Чёрного моря», но при этом он описал сюжет из летописей и 1-й редакции В. Татищева о «пленных в сапогах» и «вечном мире». Из этого же он заключил, что дань, о которой писал М. Стрыйковский, на болгар наложена не была [53]. Того же мнения придерживался и И. Болтин [54]. Карамзин в своей « Истории государства Российского » писал, что Владимир с новгородцами и Добрыней отправился на судах вниз по Волге конные торки шли берегом , однозначно утверждая, что его целью было завладение «Камскою Болгариею» [55]. Соловьёв , избегая определённых выводов, предполагал, что князь Владимир совершал походы и на волжских и на дунайских болгар, а после в летописях они были перемешаны «по одинаковости народного имени» [56].
Относительно данного похода, который С. Соловьёв датировал 987 годом, он полагал, что «низовые» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [57]. Барсов , И. Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А. Шахматов , В. Мавродин , Б.
Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др. Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60]. Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68].
Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60]. Не однозначно стоял вопрос в плане этимологического определения болгар, на которых был предпринят поход. Были утверждения, что «низовские болгары» они же «чёрные болгары» это «дунайские» ввиду того что они жили в низовьях Днепра [69] или то, что они были «внизу» от Киева как Киев внизу от Новгорода и Смоленска [64].
Из них русскими войсками было одержано 13 побед. Дважды русские дружины потерпели поражение. Волжской Булгарии во время монголо-татарского нашествия противостояние Руси и Булгарии закончилось.
Арабский географ знал правителя булгар по имени Алмуш. Отмечалось, что он принял ислам. Характеризуя страну булгар, им сказано, что она лежит в лесах и болотах. Отмечено, что булгары земледельцы и ведут торговлю с хазарами и Русью, что они являются всадниками в кольчунах с полным вооружением, которые ходят в набеги на буртасов и обращают их в рабов. Между ними и буртасами три дня пути. Страна булгар лежит в лесах, живут они в шатрах, торгуют с русами и хазарами мехами и являются земледельцами. Ибн Русте упоминал, что большинство из булгар мусульмане. К ним прибывают мусульманские суда. Булгары одеваются как мусульман и их погребения приводятся как у мусульман.
Ал-Бекри говорил, что правитель булгар это Алмир, и он исповедует ислам. Булгары локализованы между фурдасами и саклабами. Страна булкан находилась около страны фурдасов. Их 5 тысяч домов. Они торгуют с русами и хазарами. Гардизи упоминает о том, что булгары-ашкелы граничат с венграми. О булгарах сказано, что их страна находится между саклабами и хазарами. Их дома находятся на реке Атил, которая впадает в Хазарское море. Страна булгар недалеко от двух частей буртасов.
Между ними и буртасами 3 дня пути. Булгар состоит из 5 тысяч домов. Страна булгар лежит в лесах и в шатрах. Булгары торгуют мехами и являются земледельцами. Гардизи упоминал, что большинство из булгар мусульмане. Булгары одеваются как мусульмане и их погребения проводятся как у мусульман. Ал-Гарнати отмечал высокий уровень цивилизации у булгар и их торговлю мехами через Арису и Йуру. Отмечено, что кварталы булгар и сувар есть в Саксине. Через Саксин булгары вели торговлю за морем.
Говорилось, что слово «булгар» означает ученый человек и что Йакуб б. Нуман написал историю булгар. Булгары и сувары упомянуты еще как жители Саксина. Отмечалось, что они воюют против всех неверных. Булгар упоминался как большой город. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им.
И это лет за 300 до Коперника! Многочисленные надписи на керамике, на ювелирных изделиях, на камне и бересте показывают широкое распространение грамотности среди населения. Авторитет писаного слова был высок. До сих пор бытует у «казанских татар» поговорка: «Тузга язмаганны сойлэмэ», что в переводе означает «Не говори то, что не написано на бересте». В Волжской Булгарии хорошо были развиты черная и цветная металлургия, металлообработка, гончарное, ювелирное, кожевенное ремесла, а также резьба по дереву, камню и кости. Об уровне развития черной металлургии свидетельствует, например, тот факт, что волжские булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун! А хорошо обработанная кожа среди тюркоязычных народов Азии до сих нор называется «булгари». Сельское хозяйство тоже было сильно развито. Например, русские летописи свидетельствуют о том, что в неурожайные годы русские князья ездили в Булгар и покупали хлеб. И, конечно же, такое прогрессивное развитие было возможно только при наличии торгового центра: в столице Булгарии был большой рынок. Он назывался Ага базар. Здесь проводилась большая ежегодная международная ярмарка. Туда съезжались купцы со всех концов света. Денежной единицей волжских булгар была беличья шкурка. И сегодня «казанские татары» копейку называют тиен, что в переводе на русский язык означает «белка». Булгары были сильны и в военном искусстве. Это можно смело утверждать, зная, что они — единственный народ в Европе, разбивший войска Чингисхана. Это было в 1223г. Войска Чингисхана, покорив всю Среднюю Азию, прошли через Кавказский хребет и вышли в половецкие степи. Здесь произошла битва на реке Калка, в результате которой объединенные русско-половецкие войска были разбиты, и монголы взяли Киев. Затем они пошли на восток, на Волжскую Булгарию. Волжские булгары хорошо подготовились к встрече. Они построили специальные фортификационные сооружения, куда заманили врага и дали бой. Летопись пишет, что немногие спаслись бегством. Булгары взяли огромное количество пленных, называется цифра в четыре тысячи воинов. Этих пленных булгары не убили и не продали, а обменяли на баранов. На позорном для Чингисхана условии: одного барана за одного воина. Наверное, этого позора и не вынесла душа «сотрясателя вселенной» — вскоре Чингисхан умер. Битву эту назвали бараньей битвой. Тринадцать лет после этого татаро-монголы штурмовали Волжскую Булгарию. Известны большие походы 1229, 1232 и 1235 гг. И только в 1236г, собрав несметные полчища, сумели одолеть ее и прорваться через Волгу на запад, в русские земли. Очень дорого обошлась Волжской Булгарии эта историческая миссия: Великие города Булгар и Биляр были разрушены, многие города лежали в руинах. Булгария стала провинцией Золотой Орды и как все платила дань. Но жизнь потихоньку восстанавливалась, город Булгар был отстроен заново, по-прежнему зашумел Ага-базар разноязыкой речью. И вот наступает 1396г. В этом году правитель Золотой Орды Аксак Тимер под предлогом, что в Булгарии завелась ересь, предпринимает карательный поход и предает ее огню и мечу. Град Великий Булгар, как именуют его русские летописи, был разрушен до основания. Правитель Булгарии Абдулла-паша убит. Удается спасти его сыновей Галим-бека и Алтын-бека. Их увозят на север и прячут в маленьком булгарском городе-крепости под названием Казань. Город Булгар больше не восстанавливается. Казань становится столицей Волжской Булгарии. Символ величия Волжской Булгарии и источник ее экономической мощи — Ага базар — переносится вверх по Волге на Гостиный остров, расположенный около Казани. Казань полностью приняла эстафету города Булгар. Начался новый, казанский период Волжской Булгарии. Булгарская государственность не прерывалась, булгарский народ как жил здесь, так и продолжал жить. Русские летописи называли это государство Булгарским царством и вообще не знали и не употребляли термин «Казанское ханство». Так же поступали и летописцы всех других стран. Например, в географических картах тех лет, составленных в Европе, Казань и ее земли обозначаются термином Bulgaria Magna, то есть Булгария, и не просто Булгария, а Великая Булгария. А вот как характеризуют Казань документы из Турции. Обратите внимание, это сказано в 1550г, за два года до покорения ее Иваном Грозным. В XV веке Москва начала заявлять свои претензии на булгарские земли. С переменным успехом Москва и Казань соперничали примерно сто лет. Летописцы писали: «Лета 6995 июля в 9 день воеводы же великого князя... Примечательный факт: после подчинения Казани первым делом Иван III присвоил себе титул князя булгарского. Не татарского, а булгарского. Все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль — стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский. А взял Казань — стал называться еще и булгарским. Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства. Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел. И одна из них — князь булгарский. Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом. С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть. После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее. Но Булгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию. Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских. Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами. Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов». В XIX веке татар в России не было. Откуда же взялись татары после XIX века? История волжских булгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до XVIII века полны примерно таких сообщений: «булгаре окаянные опять восстали».
Волжская Булгария
Ага-Базар, в 6 километрах от города, стал крупнейшим международным речным портом, куда приезжали купцы из Каспия, Руси и Скандинавии. Волжская Булгария, хотя и вошла в состав Золотой Орды, но все же сохранила самостоятельность в строительстве и торговле. Впрочем, богатые булгарские земли не давали покоя не только монголам. Русские князья также не упускали шанса захватить богатый город и поживиться добычей… В 1376 году великий князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Суздальский послали в Булгарию большое войско под командованием князя Боброка-Волынского. Здесь, у стен Булгара, русские войска впервые встретились с применением огнестрельного оружия и боевых верблюдов. Булгарские лошади привыкли к виду верблюдов, но русская конница, завидев диковинных животных, буквально бросилась врассыпную. Но ненадолго… Победа все же осталась за нападавшими: булгарский князь Асан попросил мира и уплатил русским огромный выкуп за то, «чтобы войска не грабили города». Ему даже удалось на время «выгнать из Булгара татар» — «ограниченный контингент» воинов-монголов и баскаков — сборщиков дани.
Последнее известное упоминание о Булгаре относится к 1431 году, к походу на него московского князя Федора Пестрого. Тогда-то, вероятнее всего, город и был разрушен окончательно… Читайте также В гости к кочевникам: правила поведения в монгольской юрте Легенда о Биляре В декабре 1237 года предводитель монголов Субудай Бугатур разгромил основные булгарские войска. А когда Булгарии достигли отряды армии брата Батыя — Шейбани, они истребили и угнали в плен большую часть населения Булгарии. От прежде процветающих, а теперь разграбленных булгарских городов остались сплошные пепелища… Караван-сарай в городе Биляре. Реконструкция А. В 1242-м внук Чингисхана Батый, возвращаясь из незаконченного европейского похода, обосновался на территории Волжской Булгарии. И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай.
На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани. И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды. Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии. История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна. В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии.
И ситуация вроде как нормализовалась. Не успели утихнуть страсти в Косино-Ухтомском, как аналогичная ситуация возникла в другом российском регионе. На сей раз отличились нижегородские власти. Недавно в центре Нижнего Новгорода был заложен первый камень будущей Ярмарочной мечети.
Об этом практически не писали СМИ, поэтому для большинства жителей России сие событие осталось незамеченным. Однако вопросов от этого меньше не становится. И самый главный из них заключается в следующем: почему строительство мечети приурочено к 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией, о чем громогласно заявили местные власти и представители Духовного управления мусульман? И вообще, насколько уместны такие исторические реминисценции? Население Волжской Булгарии — это не славянские, а финно-угорские племена, издревле населявшие Прикамье, в том числе и тот район, где Кама впадает в Волгу. Вот там примерно в X веке и возникло государство Волжская Булгария со столицей в городе Булгар. Сейчас на этом месте плещутся воды Куйбышевского водохранилища. Позднее булгары перенесли столицу своего государства на сто километров к востоку. Новая столица получила название Биляр.
Отношения с Русью у Волжской Булгарии сразу не заладились. Булгары неоднократно совершали набеги на русские города — Муром, Суздаль, Устюг и другие. Добычей булгар становились не только меха и разнообразные изделия из металла, но и пленники. Их затем продавали в рабство на невольничьих рынках. В ответ русские князья предпринимали военные походы в Булгарию. Кстати, именно угроза со стороны русских князей заставила булгар перенести свою столицу в заволжские степи, подальше от реки. И только в 1229 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён мирный договор. Однако это не избавило Булгарию от постоянных стычек с новгородскими ушкуйниками. Этим ребятам договоры были не указ.
Действовали они жестко, воевали отчаянно и доставляли немало хлопот не только булгарам, но и другим народам Поволжья. В переводе на современный язык это нечто вроде частных военных компаний. Особенно популярны ушкуйники были в Новгородской республике. В Великом Новгороде, как известно, власть формально принадлежала народному собранию — вече, но в реальности государством управляли представители влиятельных боярских родов, тесно связанных с купеческими и торговыми кругами. Поскольку своей регулярной армии у Новгородской республики не было, в период серьёзной военной опасности, угрожавшей Новгороду, в город приглашались князья с дружинами из соседних русских земель. Так, в 1240 годы, когда Новгороду угрожали сначала шведы, а потом тевтонские рыцари, в город был приглашён владимирский князь Александр Ярославич, больше известный как Невский. И такие примеры не единичны. А вот для выполнения всякого рода пикантных поручений новгородские власти нанимали и финансировали отряды ушкуйников. Их использовали, например, для охраны торговых караванов, складов готовой продукции, а также для совершения набегов на соседние земли — новгородские купцы не брезговали и такими средствами обогащения.
В мероприятии примут участие руководство Республики Татарстан, делегаты из субъектов Российской Федерации, представители духовных управлений мусульман Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья, представители мусульманских общин с разных уголков страны и мусульманского мира. В рамках праздника будет организован коллективный намаз на площади у Соборной мечети и представлена яркая культурно-просветительская программа, презентована интерактивная площадка «История письменности», где расскажут о технологии производства средневековых чернил, арабской каллиграфии и других интересных фактах, будет организован праздничный концерт, а также выставка-продажа изделий мастеров народных художественных промыслов Республики Татарстан, турнир по борьбе на поясах, мастер-классы и многое другое.
С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство» [3]. Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них» [2]. Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение.
Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло. Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам.
Русский поход на Булгар в 1399 г.
Степные районы Волжской Булгарии были заселены кочевыми племенами кипчаков и монголов, и развитие сельского хозяйства вследствие этого резко сократились. С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. 19 мая в Болгаре состоится традиционное масштабное торжественное мероприятие «Изге Болгар жыены», посвященное Дню официального принятия Ислама Волжской Булгарией. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах нового.