Эталонный Медиадискурс ЧелГУ Learn with flashcards, games, and more — for free. Вероятно, на этот раз орфографическая реформа пройдет так тихо и спокойно, что ее никто не заметит. Орфографический минимум изучали в каждом населенном пункте, где безграмотных жителей было более 15 человек. После экстренного заседания члены Орфографической комиссии (ОК) РАН обратились в Минпросвещения России с просьбой отозвать проект постановления правительства Российской. причастия и отглагольные прилагательные.
В орфографический словарь Института русского языка внесли новые слова впервые за полгода
Главная» Новости» Разрешен ли орфографический словарь в 2024 на егэ по русскому. Орфографический минимум включает в себя основные правила правописания и пунктуации, необходимые для грамотного написания текстов на русском языке. Новости и события Статьи Монологи Интервью Лекции и подкасты Рекомендуем.
О программе повышения орфографической грамотности обучающихся 9-х классов
Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Когда на неб.. Мы проб.. Наши тренер — живые легенды российского фигурного катания. Зачем всё это надо, спросите вы?
Для того, чтобы более объективно оценить знания девятиклассника. Потом оно упорхнуло, но обещало вернуться. Так что всё логично. Наконец, стали более строгими и критерии оценивания работы.
Критерий ИК2 — «Сжатие исходного текста» — теперь принесёт школьнику, написавшему «идеальное» изложение, на один первичный балл меньше. А за сочинение теперь ставят не на один, а на целых три первичных балла меньше. Строже стали оценивать работу по таким критериям, как: СК1 «Наличие обоснованного ответа» ; СК4 «Композиционная стройность работы» ; ФК1 «Фактическая точность письменной речи». Положа руку на сердце: при подготовке к ОГЭ на эти критерии никто не смотрит.
Если предлагаемый свод правил русской орфографии и будет утверждён до конца 2021 года в чём я очень сомневаюсь , мы, скорее всего, получим дополненный и упорядоченный вариант действующих правил. Реформа языка — это сложный и продолжительный процесс, потому что язык должен сохраняться в состоянии коммуникативной пригодности: одно поколение носителей языка не должно перестать понимать другое. Мы же понимаем произведения А. Пушкина без обращения к дополнительным источникам. Так и здесь: речь — это двусторонний процесс, при котором важно, чтобы тебя понимали. Альфия Сагидуллаевна Каримова, преподаватель колледжа НФ БашГУ кандидат педагогических наук: - Я вполне допускаю мысль, что реформа русской орфографии давно назрела.
Как говорил античный мыслитель, всё течёт, всё меняется. И не замечать изменения, происходящие в языке, считать святотатством посягательства, в частности, на русскую орфографию — смешно. Однако весь вопрос в том, кто именно окажется в числе реформаторов. Достаточно посмотреть, что предлагают некоторые буйные головушки, чтобы усомниться в целесообразности подобных нововведений. Так, например, Ованес Авагинян, старший филолог Института русского языка им. Виноградова РАН, допускает возможность изъятия?!
Задание 14 Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Задание 16 Запятые в простом предложении с однородными членами или в ССП. Задание 17 Запятые при обособленных членах предложения определение, дополнение, обстоятельство, приложение Задание 18 Знаки препинания при обращении и вводных словах. Задание 21 Пунктуационный анализ текста.
Участие в программе осуществляется бесплатно. Подробная информация о программе содержится в прикрепленном документе.
Что такое орфографический минимум?
словарно-орфографический и пунктуационный минимум, данный в пособии, окажет существенную помощь учителю в его работе. ТОП орфографических ошибок в сочинении ЕГЭ. Орфографический минимум. орфографический минимум 2020. суббота, 10 ноября 2012 г. Орфографический минимум. Пахомов добавил, что лингвисты не предлагают какие-либо орфографические реформы, отмены существующих правил, устранения действующих языковых исключений. В статье рассматривается вопрос о допустимости использования орфографического словаря на ЕГЭ по русскому языку.
Правила пора менять
11 класс. русский язык Скачать бесплатно. это то, что должен знать каждый ученик для успешной сдачи экзаменов, которая, в свою очередь, позволяет молодым людям поступать в колледжи. 11 класс. русский язык Скачать бесплатно. Поэтому важно и в сфере орфографических правил выходить на уровень государственного консенсуса. Готовься к ОГЭ с Умскул! Пиши кодовое слово ОГОНЬ — https:// Проводит занятие — Анастасия Гласная, преподаватель по русск.
Расписание ОГЭ в 2024 году: даты экзаменов по всем предметам
Наибольший, наивысший: максимальный объем, размер, максимальное количество, напряжение, внимание. Смазанный, пропитанный маслом, запачканный маслом: масленый блин; масленая бумага, каша; масленые руки, губы; а также: льстивый, заискивающий: масленая улыбка; масленый голос: а также: чувственный, сластолюбивый: масленый взгляд. Относящийся к маслу, состоящий из масла: масляное пятно; масляный чад; а также: работающий на масле, с помощью масла: масляный насос; масляная лампа; а также: исполненный красками, растертыми на масле: масляная живопись; масляная картина. Грубый, невоспитанный человек. Малообразованный, несведущий человек. Невыносимый: нестерпимая боль, жара; нестерпимый голод, холод; нестерпимое горе.
Такой, с которым нельзя мириться: нетерпимое положение, поведение, обращение; а также: лишенный терпимости, не считающийся с чужим мнением: нетерпимый человек; нетерпим к чужому успеху. Оскорбительный, причиняющий обиду: обидное замечание; обидный совет; обидная речь; а также: досадный, неприятный разг. Легко обижающийся: обидчивый человек, характер. Подкрепить доказательствами: обосновать точку зрения, гипотезу, претензию. Настороженный, недоверчивый: опасливый человек, взгляд, жест.
Сопряженный с риском: опасное задание; опасная дорога, низина; а также: способный причинить вред: опасный враг, преступник, зверь, разговор, жест. Сделать свойственным, привычным для себя: усвоить новый обычай, взгляды, привычку, тон; а также: поняв, запомнить как следует: усвоить книгу, лекцию, теорию; а также: поглотив, переработать в себе: усвоить пищу, витамины, удобрение. Отобранный, лучший по качеству: отборный товар, лен, уголь; а также: неприличный: отборная брань, ругань. Обладающий хорошей памятью: памятливый человек, ученик. Сохранившийся в памяти, незабываемый: памятная дата, встреча, поездка; памятный год; а также: служащий для запоминания; напоминания, памятная книжка, памятный значок.
Место, где был пожар. Положить сверху: покрыть дом крышей: покрыть ребенка одеялом: покрыть голову платком. Закрыть со всех сторон, закутать: укрыть одеялом. Составляющий половину: половинная доля, цена. Лишенный цельности, последовательности, не решающий полностью: половинчатый человек; половинчатое решение; половинчатая мера.
Отдать в распоряжение, пользование: предоставить квартиру, заем, кредит, свободу, слово, возможность; а также: дать право, возможность сделать: предоставить решить дело, вести спор, определить цену. Доставить, предъявить, сообщить: представить отчет, проект, характеристику, свидетеля, соучастника; а также: познакомить: представить гостя, лектора; выдвинуть, предложить: представить к награде, к ордену, к званию, на соискание премии; а также: причинить, создать: это не представляет затруднений. Работа представляет значительный интереса; также: изобразить, показать: представить чудаком, героем; а также: воспроизвести, изобразить: представить пение птиц, походку, манеру говорить. Устройство для приема сигналов, речи, изображения и т. Наблюдательный, всё замечающий: приметливый человек, ум.
То же, что заметный: приметная внешность, вещь, манера: приметный человек, ученый. Смелость, готовность принять и осуществить решение: проявить решимость; решимость во взгляде; решимость бойца; решимость помочь: твердая решимость. Твердость, непреклонность: решительность взгляда, поступка, характера; с решительностью сказать. Избегающий откровенности, не рассказывающий о себе: скрытный человек, характер: а также: не обнаруживающий себя, тайный: скрытный образ жизни, враг, доброжелатель. Не обнаруживаемый явно, скрываемый: скрытый смысл, намек, гнев; скрытая любовь, вражда; а также: внешне незаметный: скрытый недуг, темперамент; скрытые возможности, резервы.
Имеющий своим исходом смерть: смертельная болезнь, рана; а также: крайне ожесточенный, ведущий к полному поражению: нанести смертельный удар врагу; смертельная борьба; а также: крайний, предельный: смертельный ужас, холод, враг; смертельная обида, усталость: а также: сопутствующий смерти: смертельная агония. Относящийся к смерти устар. Соответствие, единство, взаимное согласие, слаженность: согласованность вопроса, проекта, движений, усилий; согласованность в работе, в танце.
Издательства сейчас работают по-разному. В целом если брать среднюю температуру по больнице, то качество редактуры и корректуры упало, к сожалению", — констатировала она. Лингвист связала это с тем, что некоторые издательства стали жертвовать корректурой текста и редакторами ради быстрых продаж.
В письме в министерство ученые написали, что проект создали, основываясь на справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник». Но в проекте министерства, как отметила комиссия, содержание правил справочника из-за механистических сокращений и некоторых нововведений исказили. Ранее сетевое издание «Учительская газета» делилось мнением министра просвещения Сергея Кравцова о новом своде правил русского языка. Также публиковалось мнение эксперта — Михаила Осадчего — о проекте нового свода правил правописания.
В тексте нет оглавления, он не разделен на параграфы, отсутствуют и ссылки - читатель должен сам разбираться, какое именно общее правило имеется в виду, как найти его и посмотреть формулировку. Предисловие, с моей точки зрения, тоже написано наспех. В такого уровня документах, должно быть серьезное научное предисловие, которое представляет собрание правил: почему оно создано, зачем… Этого ничего нет. Максим Анисимович, проект повторяет сборник правил Лопатина? Максим Кронгауз: Да, обсуждая это с коллегами, мы пришли к выводу, что чрезвычайно похоже на то. В своде Минпросвещения сделана попытка частичной реабилитации буквы "ё". Предлагается закрепить ее, скажем, в позиции под ударением: "стажёр", "ребёнок". А вы считаете, мы правильно поступили, когда почти исключили эту букву из письма: употребляем ее только в детских книжках и в учебниках для иностранцев? Максим Кронгауз: Я лично доволен факультативным статусом буквы "ё". Это привлекает к ней внимание, мы часто возвращаемся к ней в обсуждении. Она не исчезнет никогда. Мало того, из-за того, что лингвисты ее так любят, "ё" стала символом некоей странности русской орфографии. А факультативного употребления вполне достаточно.
Что еще почитать
- Навигация по записям
- О программе повышения орфографической грамотности обучающихся 9-х классов
- Регистрация
- О проекте новых правил орфографии
- Орфографическая комиссия раскритиковала проект нового свода правил: В чем претензии лингвистов
- Орфографический минимум (для 10 и 11 классов) - Сообщество учителей русского языка и литературы
Орфографический минимум (для 10 и 11 классов)
Проект ЕГЭ-2024 по литературе уже всколыхнул общественность: педагоги возмущены тем, что в тестовой части одиннадцатиклассникам не будут задавать вопросов о творчестве Грибоедова и Пушкина, Лермонтова и Гоголя. А на ЕГЭ незначительно усложнили два задания и сделали чуть строже критерии оценивания. А с этого момента, как говорится, подробнее. Когда все рассаживались по местам и организатор зачитывал инструкцию — в общем, когда экзамен наконец-то начинался, — девятиклассникам включали аудиозапись. Ребята должны были быстро-быстро записать как можно больше из услышанного. Потом давалось пять минут на работу с черновиком; потом аудиозапись проигрывалась второй раз. В итоге каждый школьник должен был перенести на чистовик краткое содержание прослушанной записи: текст объёмом 90-100 слов, разделённый на три абзаца по количеству микротем. Или, как вариант, синоним или антоним какого-нибудь понятия. Сочинение можно было написать на любую из трёх тем: 9.
В общем, задание для тех, кто мечтает о филфаке или журфаке. Во введении сочинения следовало сформулировать тезис главную мысль , а потом доказать его, приведя два примера-иллюстрации из, опять же, попавшегося текста. И, конечно, написать заключение, в котором тезис повторялся бы, хотя и другими словами. Во введении нужно было высказать, опять же, тезис, а потом — написать ещё два абзаца.
Последние ответы Каришка86 27 апр. Определите сколько служебных частей речи в предложении : Главное не то, где мы находимся, а то, в Tmntswag 27 апр. Признак, по действию 2.
Существительных, числам, родам 3. Совершенного и несовершенного 4. Определением 5. Определяемым 6. Причастный оборот 7. Определяемого слова...
Однако, по мнению Музаева, модель поступления в 10-е классы и организации СПО среднего профессионального образования может измениться. В этом году не думаю, что какие-то изменения будут, но в ближайшем будущем модель перехода в 10-й класс, а также поступления в учреждения СПО по количеству экзаменов, по подходам изменится, потому что она не отвечает современным требованиям», — сказал он. С текущего учебного года участники ЕГЭ могут изменить ранее выбранный уровень экзамена по математике.
Так или иначе существует орфографический минимум - то, что полезно знать каждому русскоговорящему человеку.
Что это такое, для чего нужен этот минимум, и как он может пригодиться в жизни каждого из нас - вы узнаете в этой статье. Также в этом материале освещены несколько самых сложных для написания орфограмм русского языка. Партия обязала всех взрослых безграмотных людей обучаться письму и чтению, ведь ознакомление с агитацией, публикующейся в прессе, было необходимостью для совершения революции. Таким образом повышался хоть и не в полной мере уровень образованности населения. Орфографический минимум изучали в каждом населенном пункте, где безграмотных жителей было более 15 человек. Если неграмотных было больше, то в селе открывалась школа ликпункт , в которой дети и взрослые обучались в течение нескольких месяцев. С окончанием обучения получившие документ ученики могли считать себя грамотными людьми. Орфографический минимум в наши дни Для школьников в наше время вопрос о знании орфографического минимума также актуален, как и для крестьян в начале двадцатого века. Всех школьников обязуют проходить государственную аттестацию - единые экзамены в девятом и одиннадцатом классах. Орфографический минимум ЕГЭ - это то, что должен знать каждый ученик для успешной сдачи экзаменов, которая, в свою очередь, позволяет молодым людям поступать в колледжи, профессиональные технические училища, университеты и прочие учебные заведения.
Минимальные орфографические правила содержат в себе учебники, специальные сборники, которые предлагают школьникам выучить сложные слова. Технология обучения Примечательно, что к знанию орфографического минимума детей приучают с первого класса. В конце каждого учебника по русскому языку всегда есть ряд словарных слов, которые предлагаются для заучивания ученикам с первого по пятый класс. Для того чтобы основные правила русской орфографии запоминались быстрее и эффективнее, учителя регулярно проводят словарные и иные виды диктантов, проверяя, как ученики владеют накопленными знаниями. Обычно к таким диктантам прилагаются дополнительные задания. ЕГЭ: что должен знать каждый? Орфографический минимум - это набор правил, который позволяет людям грамотно писать.
Рособрнадзор сообщил об изменениях в ОГЭ и ЕГЭ-2024: берем на карандаш
Главная» Новости» Орфографический словник егэ 2024. Новости и события Статьи Монологи Интервью Лекции и подкасты Рекомендуем. 11 класс. русский язык Скачать бесплатно. В русском языке – 66 приставок, и это, не считая латинских и греческих, – обратила внимание ведущих и слушателей Дарья Ильичёва, преподаватель русского языка, автор. Три новых слова внесли в орфографический словарь русского языка Института русского языка (ИРЯ) Российской академии наук (РАН). Оппоненты использования орфографического словаря утверждают, что он искажает результаты оценки знаний учеников по русскому языку.
PADEJ.RU Занимательный русский язык
Оживленную дискуссию вызвала новость о проекте новых правил орфографии и пунктуации. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте В статье рассматривается вопрос о допустимости использования орфографического словаря на ЕГЭ по русскому языку. Орфографический минимум (правильное написание). Аббревиатура, абонемент, агрегат, агрессия, адъютант, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккумулятор, аккуратный. В итоге проект раскритиковала орфографическая комиссия РАН, которая нашла в нём «механистические сокращения и необдуманные нововведения».
PADEJ.RU Занимательный русский язык
Однако, по мнению Музаева, модель поступления в 10-е классы и организации СПО среднего профессионального образования может измениться. В этом году не думаю, что какие-то изменения будут, но в ближайшем будущем модель перехода в 10-й класс, а также поступления в учреждения СПО по количеству экзаменов, по подходам изменится, потому что она не отвечает современным требованиям», — сказал он. С текущего учебного года участники ЕГЭ могут изменить ранее выбранный уровень экзамена по математике.
Он не то что на десять минут, а и на час опоздает. Он не то чтобы груб, а несколько вспыльчив. Она не так чтобы злая, а равнодушная.
Частица не входит в состав сочетаний, близких по значению к частицам: вовсе не, вряд ли не, далеко не, едва не, едва ли не, нисколько не, ничуть не, отнюдь не, разве не, чуть не, чуть ли не; не более чем, не более как, не более и не менее как. Частицей не начинаются многие устойчивые сочетания, в том числе включающие предложные конструкции существительных: не ахти как, какой , не бог весть кто, что, какой и т. Сочетания, представляющие собой по форме придаточные предложения: во что бы то ни стало, как ни верти, как ни кинь, как ни крути, куда ни кинь, куда ни шло, откуда ни возьмись, что ни говори. Сочетания с начальным одиночным ни: ни аза, ни бельмеса, ни боже мой, ни бум-бум, ни в жизнь, ни в жисть, ни в зуб ногой , ни в какую, ни в коем разе, ни в коем случае, ни в одном глазу, ни вот столько, ни во что ставить , ни гроша, ни гугу, ни за грош погибнуть, пропасть , ни за понюх табаку погибнуть, пропасть , ни за что, ни зги, ни капельки, ни копейки, ни копья, ни крошки, ни к чему, ни к чёрту не годится , ни на волос, ни на грош, кто, что, какой ни на есть, ни на йоту, ни на минуту, ни на шаг, ни ногой, ни под каким видом, ни при чём, ни слова, ни пяди, ни с места, ни с чем остаться , ни фига, ни черта, ни шагу восклицание , ни шиша. Передача на письме согласных звуков 2.
Глухие и звонкие согласные Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с и соответствующие мягкие , к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з и соответствующие мягкие , г, ж перед парными же звонкими согласными кроме в. Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова том же корне, приставке, суффиксе проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в и соответствующими мягкими , а также перед j на письме - перед разделительными ъ и ь. Например, согласные в корнях и суффиксах: - на конце слова: дуб ср.
Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с, хотя имеются глаголы отверзать ся , отверзнуть ся и разверзать ся , разверзнуть ся. В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к хотя абстрагировать, реагировать, корригировать , в слове транскрипция пишется п хотя транскрибировать ; в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке-источнике латинском. Согласные в приставках перед глухим или парным звонким согласным, кроме в : входить, вбивать ср. Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр. Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях.
Буква к пишется в приставках экс- и экстра-: экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс. Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс; ср. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий -вш ий , -вши, -в: отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав; буква ж - в суффиксе наречий -жды: дважды, единожды, четырежды; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на -дцать, -надцать: двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать. Буква в пишется на конце форм род. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд.
В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв: - в русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд, а есть только основы на зг, зд ь ; пишутся: мозг мозга , лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. В начале корней пишутся зг, зд: ни зги не видно , здесь, здоровье, здание; исключение: сдоба, сдобный; - на конце основ преобладают буквосочетания ск, ст ь ; пишутся: пуск пуска , поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск, прилагательные с суффиксом -ск- царский, приморский, заводской ; хвост, лист, крест, куст, место, покамест, простой, чистый, месть, зависть, ненависть, слова с суффиксами -ист гитарист, футболист , -ость смелость, жадность , -ист ый холмистый, прерывистый , -аст ый глазастый, зубастый. То же сочетание ст - в суффиксах -ств о богатство, колдовство, казачество , -ственн ый женственный , -ствова ть злобствовать, бодрствовать , в приставке пост- постмодернизм, постсоветский , в окончании -ст даст, надоест. В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст, напр.
Приставки без-, вз-, воз-, из-, низ-, раз- роз- , через- чрез- пишутся по особому правилу: перед буквами, передающими глухие согласные к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ , в них пишется буква с, а в остальных случаях - буква з, напр. Буква й Буква й пишется для передачи звука [j] "йот" после гласных в середине и на конце слова или перед согласными, напр. Перед гласной буква й пишется только в следующих случаях: - если буквой й кончается первая часть сложносокращенного слова, а вторая начинается с гласной, напр. Непроизносимые согласные В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств - начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.
В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, напр. Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр. В прилагательных с тем же суффиксом, образованных от слов с основой на ст, эта основа целиком сохраняется, т. В глаголах с суффиксом -ствова ть , образованных от основ на ст, пишется только одно ст: фашиствовать от фашист , фашиствующий, анархиствующий. Буквенные сочетания тс также тьс , дс, тц, дц пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на с или ц, напр.
От прилагательных на -тский и -дский следует отличать прилагательные на цкий. Слова на -цкий образуются от основ на ц, к и ч, причем согласные к и ч чередуются с ц, а первый согласный суффикса -ск- фонетически поглощается предшествующим ц, и это передается на письме сочетанием цк, напр. Буквенные сочетания тч, дч в том числе стч, здч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на ч, напр. При этом следует иметь в виду, что в существительных после согласных т и д не пишутся суффиксы -щик, -щин а , а пишутся в соответствии с произношением -чик, -чин а : ср. Это не относится, однако, к словам, где согласной т или д предшествуют н, ль, р, й; в них пишутся в соответствии с произношением -щик, -щин а , напр.
Буквосочетания дщ, тщ встречаются также на стыке приставки и корня, напр. Не допускается на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов двойная согласная ч. Долгий согласный звук ч передается здесь сочетанием букв тч, напр. Так же пишутся слова с сочетанием тч в корне: ветчина, потчевать, притча но поручик. Двойная согласная ч встречается на письме только в заимствованных словах, в том числе в собственных именах, напр.
Буквенные сочетания сч, зч, жч, шч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на с, з или ж, ш, а последующая начинается на ч, напр. При этом следует иметь в виду, что в существительных после согласных с, з, ж не пишутся суффиксы -щик, -щин а , а пишутся -чик, -чин а : ср. Буквосочетание сщ встречается только на стыке приставки и корня, напр. Буквенные сочетания сш, сж, зш, зж пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть оканчивается на согласную с или з, а последующая начинается на ш или ж, напр. Сочетание зс пишется на стыке корня с суффиксом -ск- в таких словах, как, напр.
Буквенные сочетания жс, шс, чс, щс пишутся в соответствии с произношением на стыке корня с суффиксом -ск- в прилагательных, образованных от собственных имен личных и географических , а также от этнических наименований, напр. Однако в других суффиксальных прилагательных на -ский, образованных от нарицательных существительных, после шипящих согласных пишется в соответствии с произношением -еск-, напр. Буквы ч и ш перед н и т В словах, образованных от основ на ч, к, ц, перед суффиксами, начинающимися с согласной н суффиксами -н-, -ник, -ниц- , пишется буква ч, которой в большинстве случаев соответствует и в произношении звук ч, напр. Однако в некоторых таких словах букве ч обычно соответствует в произношении звук ш. К ним относятся: булочный, булочная сущ.
То же в слове конечно, по происхождению связанном со словом конец, и в слове нарочно. Пишется ч, а произносится обычно ш также: перед н - в женских отчествах типа Саввична, Никитична, Ильинична, Кузьминична; перед т - в слове что, в производных ничто и почто но в нечто и ничтожный произносится ч. В нескольких словах, производных от основ на к, перед суффиксальным н не только произносится ш, но и пишется буква ш: городошный, городошник от городки , дурашный дурак , раёшный, раёшник раёк. То же в словах рушник, двурушник, дотошный, где суффикс в современном языке уже не выделяется, и в понарошку хотя нарочно. Буква г в окончании -ого -его В род.
Двойные согласные Двойные согласные на стыке значимых частей слова Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр. Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, напр. Двойное н и двойное с пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н или с: - в словах с суффиксами -н ый, ой , напр. Двойное н пишется также в числительном одиннадцать от один ; двойное с - в формах муж. Двойное л пишется в слове гулливый от гулять, суффикс -лив-.
В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, напр. Но ср. Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных С двойным н пишутся суффиксы -енн ый , -ственн ый , -енн ий и -онн ый имен прилагательных, образованных от существительных, напр. От прилагательных с суффиксом -енн ый следует отличать прилагательные с суффиксом -ян ый , -ан ый ; они пишутся с одним н, напр. В трех прилагательных - деревянный, оловянный и стеклянный - выделяется суффикс -янн-, который пишется с двойным н.
С одним н пишется суффикс прилагательных -ин ый , напр. В существительных с суффиксом -енник пишется двойное н, напр. Однако одно н пишется в словах ученик от учить ся , труженик трудиться , мученик, бессребреник, сребреник название монеты , вареник. Двойное н и одно н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных Полные формы Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: -нн- и -ённ- -енн-. Соотносительные с ними по форме прилагательные пишутся в одних случаях тоже с нн в суффиксе, в других - с одним н.
Пишутся с нн причастия и прилагательные на -ованный, -ёванный, -еванный образованные от глаголов на -овать, -евать , напр. Пишутся также с нн причастия не на -ованный -ёванный, -еванный глаголов совершенного вида и соотносительные с ними прилагательные; подавляющее большинство таких глаголов содержит приставку. По этому правилу пишутся и формы двувидовых имеющих значение и совершенного, и несовершенного вида глаголов венчать, завещать, обещать, казнить, родить: венчанный, завещанный, обещанный, казнённый, рождённый. Пишутся с одним н соотносительные с причастными формами прилагательные в составе следующих устойчивых сочетаний: конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье. Причастия не на -ованный -ёванный, -еванный глаголов несовершенного вида они образуются только от бесприставочных глаголов и соотносительные с ними прилагательные пишутся по-разному: причастия с нн, прилагательные - с одним н, напр.
По этому правилу пишутся формы двувидовых глаголов контузить, крестить и ранить. В словах с приставкой не-, в сложных словах и в некоторых сочетаниях-повторах формы причастий и прилагательных пишутся так же, как в отдельном без приставки и не в составе сложного слова или сочетания-повтора употреблении. Примеры: - слова с приставкой не-: пишутся с нн: необразованный, нелинованный, непроверенный, незаконченный, некупленный, непрощённый; пишутся с н: небелёный, неглаженый, незваный, некованый, некормленый, некрашеный, немереный, немощёный, непаханый, непрошеный, несчитаный; - сложные слова: пишутся с нн: высококвалифицированный, цельноштампованный, благоприобретённый, свежеокрашенный, целенаправленный, слепорождённый, умалишённый; пишутся с н: гладкокрашеный, домотканый, мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный. В них вторая часть пишется так же, как первая с нн или н , напр. Пишутся с нн вместо н: а прилагательные желанный, жданный и в составе устойчивых сочетаний виданное ли дело?
Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать. Особые случаи: прилагательные надёванный и в составе устойчивого сочетания разливанное море; они образованы от приставочных глаголов несовершенного вида надевать, разливать, т. Вторые части этих приставочных и сложных прилагательных также соотносятся с глаголами несовершенного вида. Краткие формы Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, напр. Так же пишутся формы среднего рода в безличном употреблении, напр.
Краткие формы кроме формы мужского рода прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени глаголов совершенного вида, пишутся с нн, напр. Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени: воспитаннее, избалованнее, возвышеннее. Она избалована хорошими условиями. Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н, если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени. Некоторые прилагательные имеют в разных значениях по-разному пишущиеся краткие формы.
В первом примере преданный - такое же прилагательное, как воспитанный, избалованный, возвышенный, у него есть сравнительная степень преданнее; во втором - такое же, как привязанный, исполненный, послышанный требует зависимых слов: кому-, чему-либо. Краткие формы прилагательных, выражающих различные эмоциональные состояния, могут быть написаны с н или с нн в зависимости от передаваемых оттенков значения. В трудных случаях различения подобных кратких форм следует обращаться к академическому "Русскому орфографическому словарю". Краткие формы сложных прилагательных, вторые части которых совпадают с причастиями на -нный, пишутся с н или нн в зависимости от значения. Прилагательные, выражающие признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени, т.
Краткие формы прилагательных с качественным значением, полные формы которых передаются на письме с одним н, пишутся так же, как полные. Так же пишутся формы сравнительной степени деланее, путанее, учёнее и наречия на -о делано, путано, учёно. Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий Наречия на -о, существительные с суффиксами -ость, -ик, -иц а , образованные от прилагательных и страдательных причастий, пишутся с двойным н или одним н - в зависимости от того, как пишется соответствующее прилагательное или причастие. Примеры: - пишутся с нн: нечаянно, неслыханно от нечаянный, неслыханный , взволнованно, взволнованность взволнованный , уверенно, уверенность уверенный , воспитанность, воспитанник, воспитанница воспитанный , направленность направленный , пленник пленный , коренник коренной , утренник утренний ; - пишутся с н: путано путано рассуждает , путаник, путаница от путаный , учёно весьма учёно выражается , учёность от учёный , делано делано усмехнулся , деланость от деланый , конопляник конопляный , мшаник мшаный , серебряник серебряных дел мастер , ветреник, ветреница, ветреность, ветрено сегодня на дворе ветрено. Однако перед суффиксами -ец, -к а , -ств о , -ист ый , -е ть , -и ть двойное н не пишется, а пишется одно н, напр.
Двойные согласные в русских корнях Двойные согласные пишутся в корнях русских не заимствованных слов в следующих случаях. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр. Однако в словах, где есть чередование зг-зж, зд-зж, пишется на месте долгого согласного ж не двойное ж, а зж, напр. Двойное с пишется в слове ссора и его производных: поссориться, перессориться и др. Двойные согласные в заимствованных иноязычных корнях и суффиксах Написание двойных согласных в корнях заимствованных иноязычных слов определяется в словарном порядке, напр.
Двойные согласные пишутся также в некоторых собственных именах, напр. Двойное с пишется в заимствованном суффиксе -есс а , напр. Двойное т пишется в заимствованном суффиксе -етт а , -етто в музыкальных терминах : симфониетта от симфония , оперетта, ариетта, канцонетта, аллегретто, ларгетто, группетто; но в словах сигарета, дискета - одно т. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр. Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях: - в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом -к а , напр.
Филипкам и Филипчик ; - одиночная буква н - в любых словах с суффиксом -к а , напр. При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр. Разделительные ъ и ь Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е, передающими сочетания [j] с гласными, в следующих случаях. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры: - в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник; буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой; - в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский.
Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб-, которые в языке-источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный. В сложных словах: - после начальных частей двух-, трёх-, четырёх-, напр. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов после букв, передающих парные твердые согласные , напр: Кизилъюрт город в Дагестане , Торъял поселок в республике Марий Эл , Го Хэнъюй китайское личное имя , Хэнъян город в Китае , тазабагъябская культура археологическая , Ювясъярви озеро в Финляндии , Манъёсю антология древнеяпонской поэзии. В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и, напр.
Во всех случаях, кроме указанных выше, после согласных перед буквами я, ю, ё, е, и, передающими сочетания [j] с гласными, пишется разделительный ь. Примеры: ья: дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью: вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють междометие ; ьё: соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье: премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи: воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи. Буква ь как знак мягкости согласного Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр. Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях: - после буквы л перед любым согласным, кроме л, напр. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.
Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности перед суффиксами -чик, -щик, -щин а , напр. Буква ь в некоторых грамматических формах Не после шипящих Буква ь пишется независимо от произношения в следующих грамматических формах: - в сложных числительных перед -десят и -сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот; - в неопределенной форме глагола инфинитиве перед -ся так же, как в инфинитиве глаголов без -ся , напр. После шипящих После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах: - на конце форм им. Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц, напр. Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж, в частице аж, а также в предлоге меж.
Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм: - им. Правила употребления прописных и строчных букв 4. Общие сведения Вводные замечания. Прописная большая, заглавная буква употребляется в двух различных функциях. Во-первых, она служит для выделения начала определенных отрезков текста.
С этой целью пишется с прописной буквы первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих предложение. В традиционном русском стихе выделяется прописной буквой начало каждой стихотворной строки. Во-вторых, прописная буква служит для выделения отдельных слов независимо от строения текста. Далее рассматриваются правила, регулирующие употребление прописной буквы во второй ее функции. Среди слов, выделяемых прописной буквой, различаются: 1 имена собственные в узком смысле этого слова и 2 наименования.
К первой группе относятся имена и прозвища людей и клички животных, географические и астрономические названия. Ко второй группе относятся названия учреждений, организаций, объединений, исторических эпох и событий, праздников, массовых мероприятий, орденов, архитектурных памятников, а также выделяемые кавычками названия газет, журналов, наград, произведений искусства, обществ, предприятий, промышленных изделий и т. Выделение слов в тексте с помощью прописной буквы используется для противопоставления собственных и нарицательных имен: нарицательные имена пишутся со строчной буквы, собственные - с прописной. Все слова в составе собственных имен в узком смысле , кроме служебных слов и слов, обозначающих родовое понятие, пишутся с прописной буквы, напр. В именах собственных - наименованиях, состоящих из нескольких слов, с прописной буквы пишется только первое слово за исключением случаев, когда в состав наименования входят другие собственные имена , напр.
Пушкина, Петровская эпоха, Куликовская битва, "Московские новости" газета , "Война и мир" роман , "Ветеран труда" медаль. Имена собственные могут использоваться для обобщенного обозначения однородных предметов, становясь нарицательными; при этом прописная буква во многих случаях заменяется строчной. Являются нарицательными именами и пишутся со строчной буквы названия единиц измерения, данные по именам ученых ампер, вольт, паскаль, рентген и т. Собственные имена исторических лиц, литературных или мифологических персонажей, употребляясь обобщенно переносно как названия людей с определенными чертами характера и поведения, пишутся неединообразно - одни со строчной, другие с прописной буквы. Их написание, определяемое традицией употребления, устанавливается в словарном порядке.
Так, слова донкихот, донжуан, робинзон, держиморда, иуда, меценат, геркулес, употребляясь в нарицательном смысле, пишутся со строчной буквы, а Гамлет, Обломов, Манилов, Плюшкин, Хлестаков, Митрофанушка, Аполлон, Цицерон, Наполеон и многие другие сохраняют при этом прописную букву. Употребление в нарицательном смысле подобных имен в форме множественного числа не требует замены прописной буквы на строчную, напр. Написание личных имен со строчной буквы обычно в форме мн. Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова С прописной буквы пишутся личные имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, напр. То же при обозначении собственным именем ряда лиц, напр.
С прописной буквы пишутся также названия династий, напр. Пишется: Дюма-отец, Дюма-сын, Рокфеллер-старший, Райкин-младший и т. Служебные слова артикли, предлоги и др. В некоторых личных именах служебные слова традиционно пишутся с прописной буквы как правило, если прописная пишется в языке-источнике , напр. Составные части арабских, тюркских, персидских имен, обозначающие социальное положение, родственные отношения и т.
Учителя 5 классов могут легко увидеть необходимый минимум слов, изучаемых детьми в 1-4 классах и в адаптационный период проводить разные виды диктантов, словарную работу по коррекции знаний. В пособии даются рекомендации для родителей. Пособием могут пользоваться обучающиеся.
Орфографический минимум - это набор правил, который позволяет людям грамотно писать. А грамотное написание сочинения - важнейшая часть экзамена. Что такое орфографический минимум, полезно знать каждому иностранному гражданину, желающему получить российское гражданство. Знание базовых основ русского языка - обязательный критерий для оформления гражданства.
Согласно российскому законодательству, мигрант должен обратиться в орган государственного управления из перечня существующих для сдачи экзамена по русскому языку это могут быть и частные специализированные центры. После успешной сдачи экзамена мигрант получает сертификат. На экзамене необходимо не только знать, что такое орфографический минимум, но и владеть базовыми основами государственного строя, законодательства РФ, а также некоторыми аспектами истории страны. Итак, читаем, запоминаем, проверяем себя, вводим в активный словарь!