Стратегическая крылатая ракета Х-101 является крылатой ракетой поражения целей на больших дальностях. Ракеты Х-101 неоднократно применялись в ходе военной операции России в Сирии, ставшей первым их боевым применением. 129 - малозаметной крылатой ракета большой дальности, предназначенной для несения ядерной или обычной боеголовки. Итак, после того, как украинские источники озвучили эту информацию, можно смело утверждать, что в арсенале российских ВКС появилась новая версия крылатой ракеты Х-101, БЧ которой имеет вес (по оценкам противника) около 800 кг. Обзор стратегических крылатых ракет Х-101 и Х-102 история создания, технические характеристики, конструкция, модернизация носителей, принцип действия, боевое применение.
Стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-102, подробный обзор
Преимущества ракеты Стратегическая Х-101 позволяет самолету совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника и способна поражать цели на стратегической глубине обороны. X-50 – дозвуковая крылатая ракета, использующая ту же систему наведения, что и тактическая ракета Х-101. Российская крылатая ракета X-101 была разработана в стенах Конструкторского бюро «Радуга». Речь идет о стратегической крылатой ракете воздушного базирования Х-101. Стратегическая крылатая ракета Х-101 является крылатой ракетой поражения целей на больших дальностях.
Что известно о новейшей российской крылатой ракете Х-101?
Ракеты Х-101 неоднократно применялись в ходе военной операции России в Сирии, ставшей первым их боевым применением. Крылатая ракета большой дальности Х-101 (Х-102) – оружие возмездия. Это новое поколение высокоточных крылатых ракет большой дальности. Х-101 выполнена на обновленной технологической основе исключительно из российских комплектующих и малозаметна для радиолокации. «Наш ответ «Томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102 В России стартовало серийное производство средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты воздушного базирования.
Стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-102, подробный обзор
По просьбе законного правительства или народа Ха-ха. NRoss 14. Подозреваю, это еще легко сказано. Помнится, первые робототизированные ПКР "Гранит", по оценкам самих же военных, стоили как новенький в то время Су-27. Советы часто деньги не считали на оборонку, но такая цена за ракету была оправдана, разве что только с специальноми исполнении.
Во сколько же, интересно, встаёт эта малютка, вместе с термоядром на борту.... Амеры, например, в 90-е выдали цену 1 томагавка в более миллиона баксов, но в то время они у них были в большой серии. Не понятно только занижение точности на 102-м изделии. Вероятно, в боевых условиях приоритет инерциальной системы наведения будет выше спутникового ГЛОНАС, но в качестве пи-ара могли бы их и уровнять.
Sergey1987 14. Интересен вариант с контейнерами, за счёт части взрывчатки, РЭБ, РЭП, теле-фотоаппаратуры, он то может кружится над районами в течении нескольких часов, поговаривают до 10 часов, с высотой полёта, от минимальной, до 6 км, по другим данным до 10 км... Но ещё более интересный вариант, Х-102, он то и основной...
Боевой радиус «стратега» Ту-22М3 при полной боевой нагрузке и без дозаправки составляет около 2. Простая арифметика: при сложении цифр получается, что перекрывается всё Средиземноморье, да ещё и с «гаком». Экипажи дальних бомбардировщиков Ту-22М3, прибывших на российскую авиабазу «Хмеймим» в Сирии, сразу же приступили к выполнению задач по освоению воздушного пространства в регионе и совершили учебные полёты над акваторией Средиземного моря. По сообщению группы информационного обеспечения Воздушно-космических сил Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, после выполнения учебных задач в морской зоне дальние бомбардировщики вернутся на аэродромы постоянного базирования на территории России.
Цифровая «революция» Ракетные войска стратегического назначения РВСН полностью перешли на цифровые технологии передачи информации. Динамика поставки в войска новых образцов техники связи позволила ещё к концу 2020 году полностью перейти на современный технологический уровень. На вооружение РВСН поступили цифровые системы передачи информации для позиционных районов ракетных дивизий, обновился парк станций спутниковой связи, радиостанций КВ и УКВ диапазонов, комплексов технического обеспечения и ремонта средств связи. В рамках государственных контрактов проведено оснащение цифровым телекоммуникационным оборудованием пунктов управления РВСН до ракетной дивизии включительно. Автономная навигация для беспилотников Специалисты оборонно-промышленного комплекса России постоянно разрабатывают для войск технологии, многие из которых не имеют аналогов в мире, опережают время. Например, холдинг КРЭТ государственной корпорации Ростех в скором времени поставит для отечественных беспилотных летательных аппаратов БПЛА уникальные бесплатформенные инерциальные навигационные системы. Главное преимущество разработки заключается в высокой точности и возможности автономной работы.
Новейшая система может определять координаты и параметры движения объектов даже при отсутствии наземных, морских или космических ориентиров. Они позволяют беспилотнику не зависеть от наземных ориентиров и погодных условий». Инерциальная система навигации осуществляет общую географическую ориентировку и определение местонахождения БПЛА относительно заданной траектории или цели, в том числе движущихся объектов. Бесплатформенные инерциальные системы выгодно отличаются меньшим весом и габаритами по сравнению с платформенными, а также возможностью работать при значительных перегрузках. Навигационные системы разработки КРЭТ прошли испытания на опытных образцах российских беспилотников и доказали свою высокую эффективность. Первые образцы новейшей аппаратуры будут поставлены для использования на БПЛА уже в 2021 году. Об этом информагентствам сообщил источник в авиастроительной отрасли.
Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2021 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков. Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов. Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3. Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках располагаются внутри корпуса самолёта — до 12. А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов. Медленно и опасно Высокоточные дозвуковые крылатые ракеты большой дальности стали реальной угрозой в 1980-х годах.
Наиболее известным воплощением этой угрозы давно и прочно является американский «Томагавк» — крылатая ракета морского базирования, выпускающаяся в различных модификациях до сих пор. Все версии «Томагавка», предназначенные для поражения наземных целей, роднит следующее: относительно небольшие габариты — ракета выполнена в калибре 533 мм, что позволяет запускать ее через торпедные аппараты подлодок; относительная простота конструкции — это дозвуковой летательный аппарат с турбореактивным двигателем, не испытывающий в полете сильных перегрузок; развитая система управления, обеспечивающая полет в режиме огибания рельефа местности и высокую точность попадания, а в последних модификациях — еще и возможность перенацеливания в полете. Запуск крылатой ракеты «Томагавк» с борта американского эсминца USS Barry США произвели несколько тысяч ракет этого типа, и сотни «Томагавков» были использованы во многочисленных локальных конфликтах, начиная с войны в Персидском заливе в 1991 году и до наших дней. Однако в 1980-е годы эта ракета предполагалась в том числе и для уничтожения целей на территории СССР — считалось, что маловысотный полет и высокая точность делают ее серьезной угрозой даже для плотной советской ПВО, несмотря на относительно низкую скорость полета, а возможность применения ядерной боевой части в сочетании с высокой точностью позволяла уничтожать в том числе хорошо защищенные малоразмерные цели. Эта угроза воспринималась всерьез: американские крылатые ракеты нового поколения еще на ранних стадиях разработки в начале 1970-х стали одним из главных стимулов обновления ПВО СССР, приведшего к созданию зенитных ракетных систем семейства С-300 и истребителей-перехватчиков МиГ-31, а для обеспечения возможности перехвата маловысотных и малозаметных целей потребовался серьезный скачок в развитии отечественной военной радиоэлектроники. Читайте также: Воздушка МР-512 "Мурка" - обзор хардбольной пневматической винтовки Боевое применение Первые реальные цели были поражены при помощи Х-101 17 ноября 2015 года. В этот день 16 крылатых ракет воздушного базирования, выпущенных с бомбардировщиков Ту-160, поразили ряд ключевых объектов, принадлежавших различным террористическим группировкам, действовавшим на территории Сирии. В 2017-м году эти же бомбардировщики вновь применяли против террористов новые ракеты — 5-го июля и 26-го сентября. Наземная подготовка ракеты Х-101 Всего в ходе Сирийской кампании было использовано более пятидесяти четырех ракет Х-101.
По официальной информации Министерства обороны России, все они успешно попали по назначенным целям, в том числе и по подвижным. Террористы попытались видимо, с подачи своих тайных иностранных спонсоров принизить боевые качества российского оружия, но представленные ими «доказательства» мало кого убедили. Особенности носителей ракет, бомбардировщиков Ту-160М и Ту-95МСМ Хотя испытательные пуски прототипов Х-101 выполнялись со стратегического бомбардировщика Ту-95МС, для практического использования новых ракет он уже не подходил. Потребовалась модернизация, в ходе которой самолет был доработан следующим образом: Установлены двигатели с улучшенными характеристиками; Бомбардировщик получил современный прицельно-навигационный комплекс; Установлена новая радиолокационная станция «Новелла-НВ1. Этой модернизации были подвергнуты несколько бомбардировщиков субмодификации Ту-95МС-16. Новый вариант самолета получил обозначение Ту-95МСМ. Он может нести до восьми Х-101 под своими крыльями. Ту-95МСМ запускает ракету Х-101 Иногда ошибочно говорится о том, что количество ракет может быть доведено до 16, но это не так — в этом случае вес боекомплекта составил бы более 35 тонн, что более чем в полтора раза превышает реальную грузоподъемность самолета. Ту-95 действительно способен поднять в воздух 16 ракет, но только Х-55.
По его словам, в предыдущие годы российские учёные совершили большой прогресс в сфере защиты авиационной техники и боеприпасов от радаров западных государств. Он фактически ослепляет средства ПВО противника, делая невозможным сопровождение и уничтожение. Говоря простым языком, с экрана оператора РЛС исчезает изображение цели. Поэтому её перехват невозможен», — сказал Кнутов. По его мнению, российская промышленность продолжает совершенствовать бортовые комплексы РЭБ. В перспективе отечественные крылатые ракеты получат боевые части, которые, подлетая к цели, будут создавать мощный электромагнитный импульс. Таким образом, они смогут выводить из строя всю электронику противника в определённом радиусе. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах.
Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года. Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной осколочно-фугасной боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте.
Принцип действия и конструкция ракеты
- Что изменилось в российской ракете Х-101 (Александр Щербаков 5) / Проза.ру
- На что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102
- «Россия обладает ракетой Х-101 с недостижимой для США дальностью полета»
- Стратегическая крылатая ракета — Х-101/Х-102.
Сверхдальняя гиперзвуковая крылатая ракета ВВС даёт преимущества России перед США
Крылатая ракета Х-101 имеет такой же двигатель Р95-300, как и у ракеты Х-555, но при этом отличается лётными характеристиками. Итак, после того, как украинские источники озвучили эту информацию, можно смело утверждать, что в арсенале российских ВКС появилась новая версия крылатой ракеты Х-101, БЧ которой имеет вес (по оценкам противника) около 800 кг. Наиболее эффективной стратегической крылатой ракетой с воздушным базированием на сегодняшний день является российская Х-101. «Наш ответ «Томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102 В России стартовало серийное производство средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты воздушного базирования. Ракета Х-101 — это российская стратегическая крылатая ракета класса «воздух-земля», в которой применена технология снижения радиолокационной заметности.
Что известно о новейшей российской крылатой ракете Х-101?
Для повышения дальности пришлось увеличить запас топлива и удлинить для этого корпус, а также сделать его несущим, изменив обводы. Увеличение удлинения корпуса и крыла, которое получило стреловидность, дало свою прибавку скорости и дальности. Наконец, на новую ракету поставили усовершенствованный двухконтурный турбореактивный двигатель РД95ТМ-300. Его установка, а также конструкция складывающегося оперения были подобны ракете Х-55, а вот узел складывания крыла переделали. Теперь оно не убиралось внутрь корпуса, а складывалось поворотом консолей под него. Изменение формы планера, расширение применения композитов и специальных покрытий позволило существенно уменьшить эффективную площадь рассеивания и еще более затруднить обнаружение ракеты локатором, особенно, на предельно малых высотах — такой режим атаки цели остался основным. Х-101 имеет изменяемый профиль полета высоты от 30-70 м до 6000 м. Ракета оснащена автономной корреляционной системой «Спрут» с оптико-электронной системой коррекции траектории полёта, интегрированным приемником системы ГЛОНАСС, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета.
Наиболее совершенным видом такого оружия на сегодня являются ракеты Х 101 и Х-102, уже опробованные в ходе реальных боевых действий. История создания В 80-е годы прошлого века основным оружием российских стратегических бомбардировщиков стали крылатые ракеты Х-55, способные поражать цели на дистанции в 2500 километров. Их могли применять как новейшие в то время Ту-160, так и хорошо освоенные летчиками Ту-95МС.
Следует отметить, что первоначальная модификация Х-55 не отличалась большой точностью — круговое вероятное отклонение достигало 100 метров. При использовании ядерной боеголовки это было допустимо, однако для обычной боевой части — чрезмерно много. Она обещала стать не только более точной, чем Х-55, но и более дальнобойной — максимальная дистанция полета составляла до 3700 километров.
Предотвратить отставание от потенциального противника можно было двумя основными способами — улучшить характеристики Х-55 или же приступить к созданию какой-то иной, принципиально новой ракеты. Имела заметно меньшую дальность, чем Х-101. Из-за больших габаритов разместить её в бомбоотсеке какого-либо самолета так и не удалось Конструкторы Дубненского МКБ «Радуга» решили пойти по двум этим путям одновременно.
Х-55 прошла целый ряд модернизаций, после которых её возможности резко возросли. Одновременно начались работы по двум новым проектам, которые какое-то время конкурировали между собой. Наиболее многообещающим поначалу выглядел проект ракеты нового поколения Х-90.
В этом случае радикального увеличения дальности полета не планировалось — этот параметр должен был составить «всего лишь» 3000 километров. Упор делался на другую характеристику — скорость. Х-90 могла стать первым образцом гиперзвукового оружия.
В транспортном положении двигатель расположен внутри ракеты, крылья сложены под ракетой, хвостовое оперение также сложено. После запуска двигатель турбореактивный двухконтурный модели Р95ТМ-300 выдвигается из корпуса ракеты, оперение раскладывается по схеме « низкоплан » [4]. Ядерный вариант Х-102 несёт боеголовку мощностью, по различным сведениям, в 250 килотонн [3] или 1 мегатонну [5].
На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер передаёт изображение местности. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения ГСН.
Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3. Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до 8 крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках располагаются внутри корпуса самолёта — до 12.