Новости когда проводится соборование

Соборованием называется потому что изначально для этого дела собирались 7 священников. Когда Соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о исповéдании, затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн. В храме Воскресения Христова (подворье Троице-Сергиевой Лавры) Таинство Соборования совершается с понедельника по пятницу в 12:00, кроме праздничных дней. Чинопоследование Таинства Соборования. Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви, или в дому. А соборованием ритуал называется потому, что изначально для этого дела собирались 7 священников — собор.

Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования

Во время Великого поста православная церковь проводит таинство соборования. Для того чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует также разобраться с вопросом о том, кто может пройти этот ритуал. — В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)? узнать расписание в вашем храме вы можете просто подойдя туда. Таинство Соборования проводится в храме или у кровати больного, немощный упадок которого не дает ему силы посетить службу самостоятельно. Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом).

Навигация по записям

  • Что такое Соборование? Что такое Соборование? | Аргументы и Факты
  • Таинство Соборования в вопросах и ответах
  • Соборование. Таинство для болящих и не только
  • Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится

Соборование: для чего оно и что нужно для таинства?

В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека. Соборование не гарантирует исцеления Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот. Александр Шмеман , вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Над кем совершается таинство? Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности с IV века известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме.

Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие. До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса». Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг.

Общее соборование известно и в Греческой Церкви , откуда оно проникло на Русь. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина. Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию.

Настоятель храма св. А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни?

Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими: Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу. Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование.

Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику. Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение — это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств? Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение — это два совершенно различных таинства.

Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.

Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования — это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения соборования хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении.

Повторим, оно не является таинством церковным. Максим Козлов Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих? Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными— не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.

Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться.

Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Протоиерей Валентин Асмус Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться? Юлия Ответ: Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных.

Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Прощаются ли при Соборовании грехи? Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви таких как убийство, в т.

И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека. Соборование не гарантирует исцеления Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот.

Нужно подумать, для чего Он нас посетил. Возможно, этой болезнью Господь удерживает нас от каких-то еще более страшных жизненных ситуаций и грехов. Думаю, что бывают болезни, которые являются следствием явных грехов - пьянства, наркомании и т. Бывают болезни для проявления славы и милости Божией. Например, Господь иногда попускает болезни и исцеляет от них для того, чтобы человек уверовал или укрепился в вере. Для чего человеку дается недуг - это Тайна между Богом и этим человеком. Мы должны попытаться сами проанализировать свою болезнь и сделать какие-то выводы. А если не можем, то надо обратиться к Богу, чтобы Он открыл нам ее причину и помог правильно вести себя в болезни. Нужно ли приходить натощак? Есть традиционные правила, которые мы стараемся соблюсти перед каждым Таинством - это пост и молитва по мере сил. Если человек болен, то поститься телесно, я считаю, неправильно. На Соборование приходить натощак не нужно. Но в зависимости от обычаев на том или другом приходе она может изменяться. В древности елей древесное масло использовался для помазания больных. Обычно люди берут его, чтобы дома мазать больные места или пить. Рис и вино не указаны в веществах Таинства и над ними не произносится никаких молитв, но они тоже считаются освященными после Соборования. Брать рис и вино - это народная традиция, которая объясняется тем, что при домашнем Соборовании в рис втыкали свечи, а вино в древние времена использовали в качестве лекарства. Молитвы освящения произносятся только над елеем. Если мы откроем продукты, то, наоборот, можем их разлить или просыпать, поэтому открывать продукты нет необходимости. Я считаю, что это суеверие. Если кто-то в храме упорствует, чтобы вы открыли продукты, можете их открыть, дабы не смущать людей, ведь главное - это мир и любовь. Как и во всех Таинствах, любая молитва произносится от имени всех присутствующих, поэтому необходимо внимательно слушать слова молитв, Священнго Писания и песнопения хора. Если мы молимся на общем богослужении, то мы молимся не своей личной молитвой, а общей, не своими словами, а общими.

Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Прощаются ли при Соборовании грехи? Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви таких как убийство, в т. И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека. Соборование не гарантирует исцеления Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным.

Чинопоследование Таинства Соборования

Чинопоследование Таинства Соборования. Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви, или в дому. Когда проводится Соборование в церкви. Обычно общие Соборования в храмах проводят в период Великого поста.

Соборование. Таинство для болящих и не только

Вообще, все Таинства Церкви, молитвы и чины совершаются во здравие души и тела человека, но Соборование имеет особую направленность — оно, как правило, совершается над болящими людьми. Мы верим: где двое или трое собраны во имя Господне, там и Он посреди них, поэтому самые усиленные молитвы в Церкви совершаются собором священников и мирян. Но даже один священник может совершить это Таинство, и оно будет действительным. А вообще, я считаю, что сейчас нет здоровых людей, как говорится, есть недообследованные, поэтому в Великом посту принято собороваться всем верующим. Если человек болен, то не нужно дожидаться Великого поста, можно подойти к священнику и договориться о Соборовании.

Для относительно здоровых достаточно собороваться раз в году. Что бывает в случае, если человек утаил грехи и пришел на Соборование? Например, во время Исповеди Бог может простить все грехи. В Соборовании они также могут проститься человеку, если он искренне подходит к Таинству и раскаивается в своих грехах.

Но если человек сознательно утаил какой-то грех, то это будет лукавством с его стороны. Где есть лукавство, там нет веры и доверия Господу, и мы не имеем права расчитывать на Его милость. Милость Божия не имеет границ, она может совершиться даже там, где не хватает нашей веры, но считать, что мы что-то специально не исповедуем и пойдем с этим грехом на Соборование, где грехи не произносят вслух, будет какой-то магией и лукавством. Так ли это?

Поэтому если родные видят, что человек уже близок к тому, чтобы перейти в мир иной, конечно, нужно позвать священника для того, чтобы пока человек в сознании, священник мог бы с ним поговорить и принять его покаяние. Это самое главное. Если человек хотел исповедоваться, но по каким-то причинам не успел, священник должен рассудить и, возможно, совершить над ним Таинство Соборования, помолившись о прощении его грехов, которые он сейчас уже в силу тяжелого состояния не может осознать и в которых не может раскаяться. Я не считаю, что каждый человек перед смертью должен обязательно пособороваться.

Соборование — это не Таинство смерти, это Таинство жизни, потому что все молитвы в Соборовании имеют следующий смысл: Господи, даруй этому человеку здоровье, чтобы он мог послужить Тебе еще. Это Таинство во исцеление. И уж тем более оно не ускоряет уход человека из этой жизни. Это суеверия.

В таком случае им стоит молиться Господу о прощении его грехов и уповать на милосердие Божие. В Евангелии от Матфея Мф.

В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души… и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше». В «молитве елея» звучат прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление». Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти…, соблазнов избави, обстояние отжени, скорби потреби…».

Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступлении…» Соборование. Художник Клавдий Лебедев Освящение елея для помазания Возглашается ектенья: «Миром Господу помолимся», в которой звучит прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа». Елей для освящения вливается в пустой сосуд кандило , стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают их лжицей. Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие.

Первенствующий иерей начинает читать «молитву елея», а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву. В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. После молитвы поются тропари — Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Помазание елеем Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук. Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов.

Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения Иак. Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие Лк. Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием. После этого произносится сугубая ектенья, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем.

Это делает иерей, читавший первое Евангелие. При этом читается тайносовершительная молитва. Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде.

Второе чтение. Читается следующее зачало из Апостола, и затем — Евангелия. Апостольское чтение Рим. Во втором Евангелии Лк. Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного.

Третье чтение 1 Кор. Третье Евангелие Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и третье помазание больного. Четвертое чтение 2 Кор. А в четвертом евангельском чтении Мф.

Далее следует молитва «Отче святый…» и четвертое помазание больного. Пятое чтение 2 Кор. В пятом евангельском чтении Мф. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Далее следует молитва «Отче святый…» и пятое помазание больного.

Шестое чтение Гал. В шестом Евангелии Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и шестое помазание больного. Соборование на Валаамском подворье Седьмое, заключительное, чтение 1 Фес. Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь.

Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Оно призвано избавить человека от телесных и духовных недугов. В первом случае имеются в виду болезни, во втором — грехи и неправедные поступки. Два названия одного таинства Соборованием это таинство называется потому, что его совершают семь священников собор. Елеосвящение, второе название, связано с освящённым елеем оливковым маслом.

Им совершают помазание тела больного или умирающего человека, читая при этом молитвы и отрывки из богослужебных книг Апостола и Евангелия. Отпевание по православному обряду Вызов ритуального агента городской ритуальной службы Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Кому необходимо соборование В принципе соборование показано всем крещёным, ведь никому не нужны болезни, недуги и хвори; никому не помешает перед уходом в мир иной раскаяться в больших и малых грехах. В православии раз в год во всех церквях совершается общее соборование. Это происходит в Великий четверг Страстной недели последний четверг перед Пасхой. В 2022 году общее соборование пройдёт 21 апреля. На нём, как и на частном соборовании отдельного человека, обращаются к Господу с просьбой избавить от болезни, отпустить грехи.

Верующие люди говорят, что соборование, если и не избавляет от болезни, то облегчает её течение, а вера в отпущение прегрешений помогает исправиться, не совершать ошибок, очищает совесть.

Когда проходит соборование в церкви? Соборование в церкви назначает священник, в основном, в Великий пост Соборование есть 2 видов: На дому для больного человека В церкви — для всех, кто хочет собороваться, и может прийти в церковь В церкви соборование священник может назначить в Великий пост перед Пасхой или в Рождественский перед Рождеством. Собороваться можно 1 раз на год, если человек чувствует большую необходимость в очищении души или тяжело болен. До соборования желательно исповедаться в содеянных грехах. Соборование должны проводить 7 священников, но если стольких нет, и даже один, если проводит соборование, оно считается действенным. Как подготовиться к соборованию: нужно ли поститься, можно ли кушать, вступать в интимные отношения с мужем перед соборованием? Если в Великий пост, в церкви назначено соборование, на него могут прийти верующие люди, которые ходят или ходили раньше в храм, придерживаются поста, едят только постную еду, и в интимные отношения во время поста не вступают. Если собороваться желает тяжело больной человек, и в храм он прийти не может, тогда к батюшке должен обратиться его родственник или друг, и пригласить священника на дом. Больным людям церковь разрешает не держать пост — это не считается грехом.

Какие молитвы читать перед соборованием и причастием? Перед соборованием нужно читать каждодневные молитвы и каноны Перед принятием Святого Причастия и соборованием нужно пройти Таинство Покаяния. Если в это время пост, то его нужно соблюдать. Помимо утренней молитвы нужно читать каждый день каноны. Как проходит соборование в церкви, как вести себя: правила При соборовании на столике должен быть большой сосуд с зерном, на нем маленький — с елеем, и зажжены 7 свечей Собороваться могут верующие, которым исполнилось 16 лет, но можно прийти на соборование уже с 8 лет, а маленьким детям до 7 лет Бог все грехи отпускает и без соборования. В народе бытуют разные мнения по поводу соборования: одни считают, что такое таинство обязательно поможет вылечиться, и немного приболев, идут в церковь собороваться.

ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА СОБОРОВАНИЯ

  • Что такое Соборование?
  • Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост
  • Обряд соборования. Его предназначение
  • Таинство соборования: главный смысл, правила подготовки, как проходит - Толк 18.03.2021
  • СОБОРОВАНИЕ. Кому нельзя. Как готовиться

Соборование: как, где, когда и для чего? Статья Правмира и видео митрополита Илариона

Воспринимать соборование как волшебное лекарство неправильно. Церковное Таинство — это встреча с Богом, и она в любом случае будет поддержкой и помощью, если человек идёт на нее с открытым сердцем и глубокой верой. Но только Господу известно, что будет полезнее — скорейшее выздоровление, облегчение состояния или смирение и принятие своих скорбей. Особое значение приобретает Соборование, когда христианин находится при смерти. Через него он получает прощение забытых грехов. Соборование может быть совершено, когда состояние верующего таково, что ему сложно полноценно исповедаться, но он пребывает в сознании и желает участия в Таинстве. Неверно воспринимать Соборование как «последнее помазание». Самим Христом было дано указание апостолам помазывать верующих елеем именно для их исцеления. Пособороваться может и человек вполне здоровый, так как у каждого найдутся раны, если не на теле, то в душе, залечить которые способно только Божье прикосновение.

Поэтому в Русской Православной Церкви стало традицией, всем верующим по желанию участвовать в Таинстве раз в год. Как часто нужно соборование? Соборование не нужно совершать часто. Если человек не страдает явными телесными или духовными недугами, то ему нужно собороваться не чаще раза в год. Если же человек страдает от тяжелых болезней, то необходимость более частого соборования должна определяться его духовником, исходя из состояния болящего — физического и духовного. Раньше считалось, что на протяжении одной болезни можно собороваться один раз, а многократное приобщение к этому таинству расценивалось как недоверие к Богу. Сейчас нет запрета на неоднократное соборование в течение одного заболевания, ведь речь идет не о насморке, а о недугах, которыми человек может страдать в течение многих лет или даже всю жизнь. Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю.

Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового.

Избавил от различных хворей душевных и телесных. Восставил в нас дух мира, бодрости, радости, крепости. Соделал наши тела инструментом созидающей воли Божией. Освятил наше сознание, умирил наши сердца. Невозможно перечислить тех духовных благодеяний, которые как из рога изобилия льются в ответ сердцу христианина, если он еще и призывает во время Соборования святых, имена которых слышатся в молитве: святого великомученика и целителя Пантелеимона, Фотия и Аникиту, Косму и Домиана и прочих бессребреников-врачей, не задавленных пошлой коммерцией, но служивших от избытка любви к страждущим людям.

И всякий раз, когда завершается это Таинство, — а в его конце паства становится на колени, и священники, раскрыв Книгу Книг — Святое Евангелие, читают принявшим благодать Елеосвящения разрешительную молитву, — мы, принявшие Елеосвящение, чувствуем, что с нас как будто спал великий груз. Мы словно узники, освободившиеся от уз. Находясь в широте сердечной, чувствуем необыкновенное просветление в мыслях, а главное — глубокий мир, покой, радость, счастье. Царство Небесное внутри нас есть, когда, собранные под сводами храма, под знаком вечности, в единомыслии наших сердец устами воспеваем хвалу Врачевателю недугов Господу. Мы целуем Святое Евангелие, если соблюден чин Соборования, трижды совершаем поясной поклон пред священнослужителями, которые напоминают в данном случае апостолов — учеников Христовых. Действительно, в Новом Завете мы находим свидетельства о том, что ученики получили от Христа полномочия, благодатную власть и силу врачевать в людях всякую немощь и всякий недуг и что они помазывали страждущих маслом.

Тайны богоучрежденного Елеосвящения настолько радостны и благодатны, что моего устного рассказа недостаточно, чтобы их передать. И хотелось бы, чтобы все вы, дорогие друзья, пожелали бы этим Великим постом и успели бы в одном из монастырей или приходских храмов поучаствовать в этом светлом Таинстве. Но даю вам один совет: не приводите «с улицы» ваших шапочных знакомых, коллег, которые еще никогда не имели случая очистить совесть Таинством Исповеди. Соборование, как одно из светоносных Таинств, может послужить в осуждение человеку, находящемуся в блудной связи, или грешащему прелюбодейством, или до сих пор не осмыслившему, почему матерная брань несовместима со статусом культурного человека, говорящего на русском литературном языке.

Неверно воспринимать Соборование как «последнее помазание». Самим Христом было дано указание апостолам помазывать верующих елеем именно для их исцеления. Пособороваться может и человек вполне здоровый, так как у каждого найдутся раны, если не на теле, то в душе, залечить которые способно только Божье прикосновение. Поэтому в Русской Православной Церкви стало традицией, всем верующим по желанию участвовать в Таинстве раз в год.

Как часто нужно соборование? Соборование не нужно совершать часто. Если человек не страдает явными телесными или духовными недугами, то ему нужно собороваться не чаще раза в год. Если же человек страдает от тяжелых болезней, то необходимость более частого соборования должна определяться его духовником, исходя из состояния болящего — физического и духовного. Раньше считалось, что на протяжении одной болезни можно собороваться один раз, а многократное приобщение к этому таинству расценивалось как недоверие к Богу. Сейчас нет запрета на неоднократное соборование в течение одного заболевания, ведь речь идет не о насморке, а о недугах, которыми человек может страдать в течение многих лет или даже всю жизнь. Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового.

Соборование — это Таинство, и часто результат его может быть не так очевиден. Оно не может и не должно заменять лечение, но может стать поддержкой телесных и душевных сил в болезни и невзгодах. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий. Когда причащаться после соборования? Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет. Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения.

Им они вручили всю свою власть, которую получили сами от Иисуса Христа. Так, они заповедали им учить других, крестить, разрешать от грехов и прочее.

Вручили апостолы пастырям Церкви и власть исцелять больных при отпущении им грехов. Для этого они установили Таинство Елеосвящения, которое часто у нас называется соборованием. Апостол Иаков об этом Таинстве говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и если он сделал грехи, простятся ему» Иак. С тех пор у христиан и совершается Таинство Елеосвящения. Первоначально оно совершалось через возложение рук совершителя см. Воспоминание о таком образе совершения Таинства сохранилось и в нашем Требнике — в молитве, читаемой по совершении Таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. Уже в апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием и право совершать Таинства было предоставлено и пресвитерам.

Такая практика совершения Таинства в апостольское время со всей ясностью представляется в послании апостола Иакова 5, 14 — 16. О совершении Таинства Елеосвящения мы имеем и свидетельства святых отцов последующих веков. Из Византии Таинство Соборования перешло к нам в Русскую Церковь уже почти в таком виде, как оно совершается в наши дни. Под влиянием протестантского рационализма и западной схоластики, наложивших отпечаток на нашу богословскую школу, Таинство Соборования стали понимать если не полностью по западному учению, как предсмертное «последнее помазание», то, во всяком случае, как Таинство, преподаваемое при тяжких заболеваниях, а тот древний обычай преподавать его раз в год в Великий Четверток или в Великую Субботу всем христианам стали или совсем отрицать как никогда не существовавший, или разрешать его раз в год и только при кафедральных соборах, причем непременно в совершении самих архиереев. Подпав под влияние западных богословских школ, мы невольно восприняли и их образ мышления, и их эмоциональное ощущение. На Западе веками рассматривали Соборование как «последнее помазание», которое одно время откровенно называлось «таинством смерти», а в средние века принимавших его лишали права делать завещания как уже умерших. Такое отношение к этому Таинству наложило. Нам же должно быть стыдно держаться средневековых заблуждений о этом Таинстве.

Мы должны вернуться к святоотеческой мысли о Соборовании как Таинстве исцеления в грехах своих, являющихся источником всех болезней — телесных и душевных. Необходимо вернуться к освященной Преданием древней практике соборования всех в период постов. Со всех сторон нас соблазняют враги нашего спасения, и эти соблазны принимают иногда невероятные, замысловатые формы, и мы, по грубости своеro сердца и невниманию, попадаем в капканы врага рода человеческого. Перед таким сильным натиском наших страстей, нашего внутреннего и внешнего врага нужны силы, которые даруются человеку при соборовнаии. Число совершителей Таинства По заповеди апостола Иакова, Таинство Елеосвящения совершается собором пресвитеров, из чего объясняется и наименование Таинства соборованием. Обыкновенно этот собор составляется из семи пресвитеров, к каковому числу приспособлено последование Таинства и в нашем Служебнике, Число семь в данном случае, по мнению святого Симеона Солунского, имеет соотношение с числом даров Святого Духа, упоминаемым у преподобного Исаии, или с числом хождений архиерейских вокруг Иерихона, или с числом молитв преподобного Илии, которыми небо отверзто было и пролило дождь см. Историческое же основание седмеричного числа можно полагать в обычае древних христиан, в частности пресвитеров, посещать больных в продолжение семи дней сряду, каковое число составляло, таким образом, полный круг благодатного врачевания. Однако Таинство может быть совершено двумя и тремя пресвитерами.

В случае крайней надобности его совершает один священник, однако от лица собора пресвитеров. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой. В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время.

Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых. Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения Как видно из слов апостола Иакова 5, 14 — 15 , в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное.

Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф. При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов.

Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Мф. В сообществе больше 60 000 подписчиков. Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь.

Ангела Хранителя Вам! Мы пребываем внутри периода названого никак иначе как Великий пост, который содержит в себе свои традиции, особенности и обычаи. В особенности можно выделить такое правило, как таинство соборования, а узнать более подробно о том, что такое соборование в церкви и на дому, в чем его суть и многое другое вы сможете из этой статьи. Обряд соборования: что это такое и в каких случаях проводится Сам обряд соборования представляет собой одно из имеющихся семи Таинств Христианской Церкви, которое проводят для излечения не только духовных, но и физических недугов, а само соборование больного можно проводить не более чем раз в год. Следует отметить, что православный человек, находящийся в состоянии отчаяния, уныния или скорби подходит под определение духовной немощи, причинами которой как считает Церковь, является нераскаянность в грехах. Особенно важно то, что в процессе проведения этого таинства верующему отпускаются давно забытые им греховные деяния по причине их не столь значимости. Еще одной интересной особенностью этой процессии является, то, что детей можно не соборовать, ведь им Всевышний и так прощает их грехи, если таковые имеются, а вот для взрослых прохождение обряда желательно. Соборование, как готовиться Перед тем как приступить к проведению этого обряда, верующему необходимо выполнить определенную процедуру, которая заключается в следующем: Естественно каких-либо особых соблюдений здесь не требуется, однако предварительно рекомендуется прочесть в молитвослове покаянный канон, для исповедания тех грехов, пред которыми человек еще не покаялся; Также очень важно перед началом проведения обряда придерживаться поста, однако если при этом нет никаких сложных заболеваний; Соборование в Успенский пост предполагает перед его началом полностью отказаться от совершения каких-либо злодеяний и больше стараться приумножить добрые дела по отношению к другим людям; После соблюдения всего выше перечисленного человек может приступать к обряду соборования; В том случае если православный перед проведением таинства не исповедался, то он может сделать это по его завершению, а после на ближайшей Литургии причаститься.

Как проходит соборование В большинстве случаев выполняется соборование на дому перед кроватью одного больного, а в Великий пост процессию проводят в стенах церквей и храмов, где можно выполнить обряд пред всеми, кто изъявляет желание присоединиться к таинству и кому также позволяет состояние здоровья прийти в церковь. Лучшая статья для Вас, переходите: Что такое сплошная седмица Сама суть соборования заключается в том, что тот, кто действительно нуждается, получил исцеление от нависших над ним будь-то телесных или душевных недугов, что особенно популярно в день Великого поста, когда прихожане также получают и благословение от священнослужителя. Для этого обряда используется растительное жидкое масло называемое «елей», но, как правило, в большинстве случаев применяют все же оливковое масло. Елей же согласно Ветхозаветного обычая являет собой символ спасения, исцеления и воссоединения с Сыном Божьим. Он олицетворял братские узы, радость и дружбу, а в Новозаветном обычае елей стал символизировать не то иное, как исцеление духа. Сам процесс таинства выполняется крестообразным семикратным промазыванием рук, груди, лба, щек, губ и ноздрей православного человека елеем, в процессе чего произносится молебень Евангелия и Апостола, семью священниками, однако если это трудновыполнимо, то обряд может провести и один священнослужитель. В случае если после совершения таинства осталось это масло, то его вполне можно использовать для промазываний тех мест, где человек испытывает болезненные ощущения, но вместе с тем он также подойдет и для применения его в пище, к примеру, в супе или любом другом блюде. Елеем можно и благословить себя, начертив им на лбу крест, однако главное при его использовании не забывать с благоговением к нему относиться, читая во время этого молебень.

При этом такое целебное масло вполне поддается хранения нужно всего лишь с таким же особым благоговением к нему относиться, выделить подходящее для хранение место и не в коем случае про него не забывая, что к сожаления иногда может случаться. Господь всегда с Вами! Соборование Во время Великого поста почти во всех храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей. Хочется рассказать о практической стороне Таинства. В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Есть разные мнения. У нас даже в Духовной Семинарии преподаватели высказывались по этому поводу по-разному.

Одни говорили, что Таинство Елеосвящения должно совершаться только над болящими и здоровым людям нет смысла собороваться. Другие говорили, что абсолютно здоровых людей нет и нужно собороваться всем, но не чаще чем раз в год, например, в Великом Посту. Дело в том, что такие вопросы лучше всего обсуждать лично со своим духовником. А зачем на самом деле нужно собороваться? Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер Александр Шмеман: «Но мы знаем, — пишет он, — что всякое таинство есть всегда переход и преложение Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его.

Прощаются ли забытые грехи? Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все проститься». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются. Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи? Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи обычно называются от последней исповеди? Иногда трудно удержать все в своей памяти.

В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь. Тогда что же происходит с неназванными грехами? Митрополит Иларион Алфеев рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи».

Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди. Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов». Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду? Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди.

Священник — только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас.

Соборование в 2024 году

Конечно, нужно покаяться в грехах, а затем уже со спокойной совестью к соборованию приступить, и причаститься, так будет больше пользы для души человека. Кто может собороваться? Люди, ведущие церковную жизнь, а не случайные захожане на «огонек» — все идут, и я пойду, авось что поможет. Также можно соборовать на дому или в больнице тяжело болеющих людей, которые сами прийти в храм не могут. Близким нужно прийти в храм и договориться со священником на определенное время, когда батюшка сможет, испросить у него, как подготовить болеющего человека может, это просто старенькая бабулька, не больная, но по немощам своим не может прийти в храм. Можно ли женщине при месячных идти на соборование? Нельзя, точно также как и принимать участие в других Таинствах при ежемесячных немощах не разрешено. Куда девать елей после соборования? Вообще-то пшеница и елей после завершения Таинства никому не раздаются, а сжигаются.

Но по просьбам участников Таинства могут отдаваться на руки. Елеем можно мазать больные места, но просто так выливать куда попало нельзя, потому если мазать не будете, лучше не просить вам их отдать. Как готовиться к соборованию, что брать с собой в храм? Готовиться также, как перед Причастием, если идете, как положено, на службу, на Исповедь, Причастие и Соборование, в такой очередности. То есть — пост, чтение канонов, покаяние. В храм брать с собой искреннее покаяние и горячие молитвы. Смотря, сколько людей собирается на Таинство, может по несколько часов длиться, так что будьте готовы.

Свидетельство этого встречаем у Виктора, пресвитера Антиохийского V в. И все это творит молитва, елей же — символ сего». А в исповедании Митрофана Критопуло есть такие строки: «Называется же это Молитвомаслие не последним помазанием; ибо мы ожидаем не смерти болящего и не ради этого приходим, но имея благие надежды на выздоровление его, пользуемся этим Таинством и таинственным священнодействием, прося Бога об исцелении его и ради скорого отгнания болезни.

И посему не однажды, но часто в жизни приходится пользоваться им: и сколь часто болеем, столь часто пользуемся им». Здоровым физически. Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Помимо «попутного» помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему».

Эти части тела символизируют ум, слово, чувство, дело. Как подготовиться к соборованию?

Верующие стараются исповедаться в грехах перед тем, как приступить к соборованию. Чтобы участвовать в таинстве, нужно записаться на него в храме, назвать свое имя и купить свечу. Обычно за соборование берут оплату — жертву для храма, однако, если средств нет, в церкви не откажут и проведут обряд бесплатно. Лучше прийти на соборование в одежде с открытым воротом и с коротким рукавом. Желательно захватить с собой салфетку, чтобы убрать излишек масла после таинства.

Она стала настолько широко используемой и часто используемой фразой, что ее используют даже не католические христиане.

Термин «последние обряды» используется для описания таинств, через которые проходит перед смертью католик. Соборование также является одним из них. Венчание в церкви в России Католическая церковь верит и учит, что христиане-католики должны жить в Таинствах всех семи на протяжении всей своей жизни, так как это лучшая помощь для их спасения во Христе, потому что Он Сам установил таинства именно для этой цели. Таким образом, подобно тому, как таинства крещения, конфирмации и евхаристии образуют единство, называемое «таинствами христианского посвящения», так и можно сказать, что покаяние, соборование больного и евхаристия составляют в конце христианской жизни «таинства, которые готовят для нашей небесной родины» или таинства, которые завершают земное паломничество ». Катехизис католической церкви; номер 1525. Однако у этих трёх таинств соборование, покаяние и евхаристия есть и более глубокое значение и цель — они предназначены прежде всего для исцеления и благодати больного.

В катехизисе говорится в числе 1520: » Первая благодать этого причастия [соборование больного] — это укрепление, мир и мужество, чтобы преодолеть трудности, связанные с состоянием тяжелой болезни…». Поэтому первая и главная вера католика в Таинство о силе и возможности выздоровления. Катехизис в том же параграфе гласит: «Эта помощь Господа силой Его Духа предназначена для того, чтобы привести больного к исцелению как души, так и тела, если такова воля Бога». Наша цель — не страх смерти, но стремление к исцелению, выздоровлению и жизни. Когда следует принимать таинства исцеления и выздоровления?

Соборование-что это, для чего проводится, как готовится

Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников — собор. О том, как происходит таинство соборования и как к нему подготовиться, рассказывает православный священник, протоиерей, проповедник и миссионер отец Олег (Стеняев). Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. О Таинстве Елеосвящения (Соборования), о том, как оно проходит, что врачуется этим Таинством, кому и как часто можно и должно собороваться. О том, как происходит таинство соборования и как к нему подготовиться, рассказывает православный священник, протоиерей, проповедник и миссионер отец Олег (Стеняев).

Как проходит Соборование?

  • Что такое соборование и как оно проводится?
  • СОБОРОВАНИЯ Великим постом будут проходить по следующим дням: |
  • Telegram: Contact @irina_hram_moskva
  • Соборование-что это, для чего проводится, как готовится

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий