4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в. Согласно действующему избирательному праву граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных.
Прокуратура Североуральска информирует - кто имеет право выбирать, и чего на выборах делать нельзя
Автобусы будут курсировать с 09:00 до 19:00 более чем по 30 маршрутам. Их список можно посмотреть на i. В Москве обустроят еще 24 современные площадки для прогулок с собаками Их оборудуют по программе Мэра Москвы «Мой район» в рамках проекта «Питомцы в Москве». До конца года современные площадки обустроят в 22 районах столицы. Лидерами станут Юго-Западный и Юго-Восточный округа - по шесть объектов в каждом. При проектировании пространств учтут пожелания жителей и рекомендации экспертов Российской кинологической федерации В перечень мер поддержки промышленных предприятий включена компенсация затрат на уплату лизинговых платежей Московскому фонду поддержки промышленности и предпринимательства на эти цели дополнительно выделено 400 миллионов рублей, что позволит привлечь около 2,5 миллиарда рублей инвестиций в техническое перевооружение городских производств.
Предприятие должно использовать и впоследствии выкупить оборудование, приобретенное по договору лизинга. Работу почти 700 маршрутов городского транспорта можно оценить с помощью QR-кодов Во всех пяти тысячах автобусов и более 1,6 тысячи электробусов Мосгортранса появились наклейки с QR-кодами. Они находятся у кабины водителя и возле накопительной площадки. Теперь каждый горожанин может оценить работу почти 700 маршрутов наземного городского транспорта. Чтобы воспользоваться QR-кодом, необходимо навести на него камеру телефона и пройти по ссылке.
Водители в Москве 1 и 9 мая смогут оформить возврат эвакуированных машин на 4 спецстоянках Получить разрешение на возврат эвакуированного авто можно будет на спецстоянках ГКУ «АМПП» по адресам: проезд Одоевского, владение 3 круглосуточно , проезд Энтузиастов, владение 3 круглосуточно , улица Вагоноремонтная, владение 4А круглосуточно , улица Дубовая Роща, владение 7А с 10:00 до 22:00. В другие дни она работает штатно. Водителей просят планировать свой маршрут заранее. Так, 26 апреля и 2 мая с 16:30 до 19:00, а также 5 мая с 05:00 до 08:00 будет закрыто движение на участках Волгоградского проспекта, Садового кольца и Таганской площади.
Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
К участию в выборах допускаются только партии, которые: Варианты ответов. Прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации Победили на региональных выборах Имеют численность не менее 100 человек Кулответ: Прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации Статья 36. Участие политических партий в выборах и референдумах 2. Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении проведении которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Избирательным правом не обладают граждане Российской Федерации: Варианты ответов.
Находящиеся в труднодоступных и отдаленных местностях Признанные судом недееспособными Находящиеся на лечении в больницах Кулответ: Признанные судом недееспособными Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Если в день голосования избиратель вследствие болезни не может явиться в помещение для голосования, он вправе: Варианты ответов.
Так, для избрания депутатом Государственной Думы или представительных законодательных органов государственной власти субъектов РФ необходимо достичь 21 года, для избрания на пост Президента РФ — 35 лет, главой исполнительных органов государственной власти субъектов РФ может быть избрано лицо, достигшее 30 лет. Избирательные права граждан обусловлены определенными цензами — установленными избирательным законодательством необходимыми условиями получения и реализации этих прав.
Принято считать, что все избирательные цензы носят дискриминационный, антидемократический характер и на практике могут существенно ограничивать И. В то же время некоторые цензы вполне оправданны. Российскому избирательному законодательству известны ценз оседлости, возрастной ценз, ценз гражданства. Указанные цензы могут применяться как порознь, так и в различных сочетаниях.
Конституцией так же установлены некоторые ограничения пассивного избирательного права. Например, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. О комиссии.
Избирательные права военнослужащих.
Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье - ТАСС | Избирателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. |
Статья 32 Конституции РФ. | Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. |
5. Избирательные права граждан | Во-вторых, не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. |
2. Избирательные права граждан
Во-вторых, не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Согласно статье 32 такое право имеют граждане России,следовательно права избираться и быть избранным не имеют иностранные граждане и лица без гражданства. Глава X. Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Министерство юстиции Российской Федерации. Активным избирательным правом по федеральному избирательному округу обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными. права быть избранными в вышеназванные органы государственной власти. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Пассивным избирательным правом называется право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2.2. Ограничения пассивного избирательного права
Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, иностранные агенты не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума.
Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных международных наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 11 декабря 2004 г.
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями уставами , законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного представительного органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Данное правило связано с ограничениями и охраной интересов несовершеннолетних людей. Политические решения принимают активные граждане, которые способны осознанно выражать свою волю на выборах. Лица с ограниченными правами Некоторые граждане РФ находятся в категории лиц, от которых были ограничены некоторые права. Лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, не могут участвовать в выборах и обладают ограниченными политическими правами. Это связано с тем, что таким гражданам необходима защита и опека, и их интересы представляют опекуны. Таким образом, не все граждане России обладают избирательными правами. Иностранные граждане, лица без гражданства, несовершеннолетние граждане и лица с ограниченными правами не имеют возможности активно участвовать в политической жизни страны и выражать свою волю на выборах. Важно знать и учитывать эти особенности и категории граждан при обсуждении политических прав и обязанностей каждого гражданина РФ. Источник: LJ Magazine Гражданам об их политических правах Граждане Российской Федерации обладают избирательными правами, которые закреплены в Конституции. Какими правами обладают граждане России и какие категории граждан находящиеся на территории России обладают этим правом? Иностранные граждане, находящиеся на территории России, обладают ли избирательным правом? Избирательное право в России принадлежит только гражданам Российской Федерации, обладающим активным и пассивным избирательным правом. Активное избирательное право дает возможность участвовать в выборах и голосовать за кандидатов на различные должности, а пассивное избирательное право дает возможность быть избранным на эти должности гражданином. Иностранные граждане, находящиеся на территории России, не обладают избирательным правом. Однако не все граждане России обладают политическими правами. Особенности их политических прав могут различаться в зависимости от возраста, места проживания и других факторов.
Обжалование решений и действий бездействия , нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации 6. Решения и действия бездействие комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: Выборы Президента Российской Федерации проводятся: Варианты ответов. По единому федеральному избирательному округу По многомандатным избирательным округам Кулответ: По единому федеральному избирательному округу Статья 4. Федеральный избирательный округ Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. К участию в выборах допускаются только партии, которые: Варианты ответов. Прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации Победили на региональных выборах Имеют численность не менее 100 человек Кулответ: Прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации Статья 36. Участие политических партий в выборах и референдумах 2.
Избирательные права граждан составляют ядро публично-политических прав граждан в том числе как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Основные характеристики избирательных прав граждан и их реализации закреплены в Конституции Российской Федерации статьях 3, 10, 11, 12, 32 ч. Общие характеристики активного избирательного права граждан: 1. Аналогичные нормы закреплены в ч. Важным условием реализации избирательных прав является наличие так называемого «чистого» гражданства Российской Федерации - то есть должно отсутствовать гражданство иностранного государства или иной документ, подтверждающий право постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства ч.
5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
Во-вторых, не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Согласно действующему избирательному праву граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных. Избирательные права обладают исключительно граждане РФ.
Статья 32 Конституции РФ.
Избирательных прав не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на общих основаниях. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, также не могут быть избирателями. Содержащиеся в период предварительного следствия под стражей не лишаются избирательного права.
Таким образом, исключительное право выдвижения соответствующих кандидатур подлежит закреплению за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны. Применительно к главам муниципальных образований ФЗ от 6 октября 2003 г. Вместе с тем Конституционный Суд неоднократно в своих решениях признавал неконституционными положения конституций и законов различных субъектов Федерации, предусматривавших назначение и освобождение от должности глав администраций муниципальных образований главами субъектов Федерации или главами вышестоящих администраций либо их избрание, но только по представлению главы субъекта Федерации например, постановления Конституционного Суда от 24 января 1997 г. N 1-П по Закону Удмуртской Республики о системе организации власти; от 15 января 1998 г.
Соблюдение принципа тайного голосования означает исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на выборах и референдуме. Гарантиями реализации данного принципа являются законоположения о личном голосовании, об условиях заполнения избирательного бюллетеня, о порядке досрочного голосования и голосования вне помещения избирательного участка и т. Защиту избирательных прав граждан осуществляют не только Конституционный Суд, но в соответствии со своей компетенцией и общие суды. В них могут быть обжалованы решения и действия бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право граждан на участие в референдуме см. Решением Верховного Суда Республики Адыгеи на 19 декабря 2004 г. Однако Определением того же суда от 4 ноября 2004 г. Кабинету Министров Республики, который ссылался на отсутствие денежных средств в республиканском бюджете для проведения выборов в указанную судом дату, была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 22 мая 2005 г.
По частной жалобе гр. При этом Судебная коллегия указала на противоречие судебного решения о предоставлении отсрочки нормам избирательного законодательства Бюллетень ВС РФ. Исходя из норм федерального избирательного законодательства, Судебная коллегия констатировала, что Центризбирком Республики был не вправе принимать решение о проведении на избирательных участках округа повторного подсчета голосов после подведения итогов голосования и результатов выборов в данном избирательном округе Бюллетень ВС РФ. Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов - от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов. Применительно к последней стадии - определению результатов выборов также возник ряд важных правовых проблем, которые были предметом оценки Конституционного Суда. Способы проведения и подведения итогов выборов зависят, как известно, от действующей в стране избирательной системы. В России при выборах депутатов Государственной Думы до последнего времени использовалась мажоритарно-пропорциональная смешанная система выборов, при которой 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а другие 225 - по единому федеральному избирательному округу по спискам избирательных объединений, блоков.
При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г. Впоследствии, не без влияния, очевидно, политических реалий, многие политики стали выступать за переход к избранию всех 450 депутатов на основе мажоритарной системы по одномандатным округам или по крайней мере к изменению пропорций в пользу избрания по таким округам. В итоге законодатель принял в 2006 г. Политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Такое решение также связывалось с целью упрочения партийной системы, представительного характера парламента. Правда, на выборах законодательных органов субъектов Федерации сохранена мажоритарно-пропорциональная система - согласно ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ.
Конституционный Суд отмечал Определение от 20 ноября 1995 г. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности Рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г. Конечно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки, но они не всегда являются проявлением неконституционности. Другой важный аспект применения пропорциональной системы избрания депутатов по спискам избирательных объединений - "заградительный барьер", то есть минимальный процент голосов избирателей, который должен получить список кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Прежде это был 5-процентный "заградительный барьер". ФЗ от 21 июля 2005 г.
N 93-ФЗ увеличил его до 7 процентов. Избирательные объединения, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов. Это еще больше осложняет положение в избирательном процессе тех партий, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. Конституционный Суд неоднозначно оценивал конституционность законоположений о "заградительном барьере". В принципе он признал его конституционным, не ограничивающим избирательные права граждан, не нарушающим равенство общественных объединений перед законом, не препятствующим проведению свободных выборов. Равенство применительно к избирательному праву не может означать равенства результатов, так как на выборах всегда есть победившие и проигравшие. Суть - в проведении выборов по правилам, одинаковым для всех объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам кандидатов.
В то же время Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П 5-процентный барьер, сделал существенную оговорку: такой барьер соответствует Конституции в той мере, в какой его применение позволяет обеспечить участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двум избирательным объединениям, которые при этом в совокупности получат более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Иначе его использование недопустимо, чтобы не нарушить принципы народовластия, демократического большинства, пропорциональных выборов, не привести к возникновению монополии на власть. Таким образом, в различных конкретных конституционно значимых юридических условиях тот или иной избирательный барьер может выступать и как допустимый, соответствующий Конституции, и как чрезмерный, подрывающий конституционные принципы. Этот вывод в еще большей степени относится к 7-процентному барьеру. Следуя приведенной правовой позиции Конституционного Суда, законодатель установил ряд гарантий против монополизации власти в представительном органе какой-либо партией. В частности, согласно ФЗ об основных гарантиях избирательных прав: выборы признаются несостоявшимися, если менее двух списков кандидатов получили право участвовать в распределении депутатских мандатов или если за допущенные к распределению депутатских мандатов списки было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при этом Законом указанный процент может быть повышен подпункты "в" и "г" п.
ФЗ от 18 мая 2005 г. В ситуации, когда, например, на выборах в Государственную Думу несколько федеральных списков кандидатов получат каждый 7 и более процентов голосов, но в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то подлежит применению "плавающий заградительный барьер", понижающийся до тех пор, пока общее число голосов, поданных за списки кандидатов, не превысит 60 процентов. Это позволяет допустить к распределению депутатских мандатов списки кандидатов, получившие и менее 7 процентов голосов. В любом случае, как подчеркивал Конституционный Суд в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П, граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Все законно избранные депутаты являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Вместе с тем, имея в виду дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г.
Новым в избирательном законодательстве является отмена Федеральным законом от 12 июля 2006 г. Конституционный Суд в предшествующий период обращался к проблеме голосования "против всех кандидатов" в ряде своих постановлений - от 10 июня 1998 г. N 17-П, от 29 ноября 2004 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. Суть правовой позиции Конституционного Суда заключалась в том, что формирование выборных органов должно основываться на воле большинства участвующих в голосовании. Каждый избиратель имеет право выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными законодателем процедурами, в том числе в форме голосования "против всех кандидатов". Однако это не означает, что Конституционный Суд считает такую форму голосования обязательным элементом избирательного права.
К ограничениям избирательного права относятся: 1. Возрастной ценз — для активного избирательного права он установлен 18 лет т. Для пассивного избирательного права т. Кроме того, Конституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ ст.
Федеральным избирательным законом запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов. Ценз гражданства.
На государственные должности категории «Б» назначение осуществляется по представлению лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц из государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. На государственные должности 1-й группы категории «В» — младшие государственные должности референты 1, 2 и 3-го класса и др. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. И только на государственные должности 2, 3, 4 и 5-й групп старшие, ведущие, главные, высшие категории «В», то есть учреждаемые самим государственным органом, назначение осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности. Конкурс в этой категории должностей проводится среди подавших заявление об участии в конкурсе, как государственных служащих, так и граждан Российской Федерации. При этом государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов на замещение вакантных государственных должностей 2-й группы — старшие государственные должности или конкурса испытания на замещение вакантных государственных должностей 3, 4 и 5-й групп — ведущие, главные и высшие государственные должности ст.
Вследствие назначения либо конкурса для государственных служащих возникают государственно-служебные отношения, на которые распространяются все принципиальные предписания КЗоТ. Наряду с наиболее общими обязанностями служащих, предусмотренными нормами трудового законодательства, для государственных служащих дополнительно установлены особые обязанности: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации; добросовестно исполнять должностные обязанности; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, своевременно рассматривать их обращения и принимать решения в порядке, установленном законодательством. Конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются должностными положениями и инструкциями. Государственные служащие осуществляют предоставленные им права в пределах, установленных по должности. К числу основных прав государственных служащих относится принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями. Среди других основных прав, впервые нормативно закрепленных, следует выделить право на: ознакомление с документами, определяющими права и обязанности государственного служащего по занимаемой государственной должности; получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации и др. Принципиальным является закрепление в Федеральном законе ст. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что государственный служащий не вправе занимать другую должность быть совместителем или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Запрет носит безусловный характер и не связан с подконтрольностью, подотчетностью государственного органа, предприятия, организации или иным образом с компетенцией государственного органа, в котором государственный служащий состоит на государственной службе.
Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности. Запрет государственному служащему занимать другую должность означает одновременно и запрет быть депутатом законодательных представительных органов Российской Федерации, законодательных представительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Федеральный закон п. Однако получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве государственного служащего запрещено п. Ибо фактически это означало бы «совмещение» с оплачиваемой деятельностью, что Законом запрещено. В Федеральном законе п. В контексте Закона под предпринимательской деятельностью понимается любая самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая на постоянной основе, как путем личного выполнения работ, так и путем вложения средств в предприятия в предусмотренных законодательством формах, направленная на получение личного дохода. На какие конкретно виды предпринимательской деятельности налагается запрет? Государственным служащим запрещено: лично или через доверенных лиц заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иным имуществом, используемым в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Им запрещено приобретать имущественные права на материальные объекты — товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау, торговые секреты, фирменные наименования и т.
Государственным служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или другого товарищества, а также входить в состав руководящих органов акционерного общества или иного субъекта предпринимательской деятельности. Им запрещается также занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта — частного, государственного, муниципального или иного предприятия, акционерного общества и иного товарищества, союза, ассоциации, концерна, межотраслевого, финансово-промышленного, регионального и другого объединения предприятий, а также иного объединения организации и учреждения, занимающегося деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров и пользующегося правами юридического лица. Как быть, если государственный служащий стал собственником акций, пая дающими право на участие в управлении в результате приватизации предприятия? Государственные служащие, имеющие обыкновенные акции, а также имущественные доли паи в уставном капитале юридических лиц, образованных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий, реорганизации совхозов, также не вправе лично или через представителей принимать участие в управлении этими предприятиями независимо от их организационно-правовых форм. Они обязаны предоставить в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения службы находящиеся в их собственности доли пакеты акций в уставном капитале субъектов предпринимательства. Условия и формы такой передачи законодательством пока не установлены. Государственный служащий не имеет права состоять членом совета либо правления хозяйствующих субъектов, быть служащим в дирекции или иной структуре, осуществляющей внутреннее руководство, или входить в его управленческий персонал. Из общего запрета для государственных служащих состоять членом органа управления коммерческой организации есть лишь одно исключение — это случаи, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в его должностные обязанности в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Для правового положения государственных служащих предусмотрены и другие ограничения. Государственному служащему запрещено: быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе либо ему непосредственно подчиненном или подконтрольном; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию.
Закон запрещает получать от физических и юридических лиц вознаграждение подарки. В качестве подарка в Законе рассматриваются материальные ценности и денежные вознаграждения. Но не только. Данное понятие включает в себя также ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. Достаточным нарушением этого запрета будут, например, предоставление в пользование квартиры, дома, дачи, автомобиля, оплата лечения, командировки и т. Аналогичным образом следует расценивать и получение подарка государственным служащим косвенным путем, например подарки членам семьи, родственникам, через подчиненных и т. К данному ограничению примыкает и другой запрет для государственных служащих, а именно: выезжать в служебную командировку за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных поездок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов и органов власти субъектов Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями. Государственный служащий органически связан с государством. Отсюда вытекают специфические требования к государственным служащим: не принимать участие в забастовках а также и в иных действиях, нарушающих функционирование государственных органов ; не принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. О какого рода забастовках идет речь?
Совершенно очевидным является запрет на участие в политических забастовках, которое следует считать тяжкой виной государственных служащих. Государственные служащие, участвующие в такой забастовке, сами объявляют себя вне государственной службы и тем самым лишаются права на дисциплинарные гарантии. Имеют ли государственные служащие право на профессиональную забастовку? Исходя из смысла п. Такой вывод неизбежно вытекает и из требований обеспечения общественного порядка в стране и непрерывности государственной службы, которые являются важными аспектами действия Конституции и законов Российской Федерации. На государственных служащих возлагается обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. В Федеральном законе не определено, распространяется ли это требование на время прохождения службы или сохраняется в течение определенного времени и после прекращения отношений государственной службы. Под государственной тайной понимаются предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых образует состав уголовного преступления в виде измены Родине. Под иной охраняемой законом тайной подразумевается служебная и профессиональная тайна. Служебную тайну образуют содержащиеся в должностных положениях сведения, за разглашение которых не предусматривается уголовной санкции, но может быть применена дисциплинарная санкция.
Содержание профессиональной тайны определяется в законодательстве, регулирующем соответствующие виды деятельности. Так, служащие Государственной налоговой службы обязаны соблюдать тайну в отношении находящихся в их распоряжении материалов, даже если эти сведения иногда достаточно известны.