Митинг в Душанбе, февраль 1990 года/ © Массовые беспорядки в Душанбе, случившиеся после армянского погрома в Баку, принято считать прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая по самым скромным подсчетам унесла жизни 80 тысяч человек.
«Чемодан — вокзал — Воронеж!»: русская уроженка Душанбе рассказала о погромах 1990 года
В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Новости Центральной Азии. Тогда по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова в Душанбе были введены войска. они колонизаторы, у. Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости. Митинг в Душанбе, февраль 1990 года/ © Массовые беспорядки в Душанбе, случившиеся после армянского погрома в Баку, принято считать прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая по самым скромным подсчетам унесла жизни 80 тысяч человек. РИА Новости, 12.02.2020. Конфликт в Душанбе массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. 12 февраля 1990 года акции переросли в массовые беспорядки и погромы, спровоцированные нарушением данного ранее Махкамовым обещания выйти к толпе и дать разъяснения по поводу слухов.
Кровавый февраль 1990 года в Душанбе
Следствие закончено, забудьте | Главная» Новости» Февраль 1990 душанбе что было с русскими. |
Таджикистан: неизвестная революция | В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. |
Следствие закончено, забудьте | Тридцать лет прошло после февральских погромов в Душанбе, ставших своеобразной прелюдией к началу гражданской войны в Таджикистане – самом кровавом ко. |
Сокрушимая "дружба народов". Душанбе-1990
Клановая и региональная идентичность становилась определяющей в вопросе выбора стороны. С начала 1920-х годов доминирующую роль в политической жизни играли выходцы из Ленинабадской области — ленинабадцы, занимавшие высшие административные посты, с которыми активно сотрудничали выходцы из Куляба — кулябцы, занимавшие высшие посты в силовых структурах. Ленинабад правит, Гарм торгует, Куляб охраняет, Памир танцует таджикская пословица времен позднего СССР После провозглашения независимости Таджикистана другие клановые группы — бадахшанцы, гиссарцы и гармцы — попытались изменить распределение ролей в управлении страной. Они упрощали диалект, обычаи и отношение к религии, принятые в том или ином регионе, и в большей степени определяли сторону, которую занимало население. Бои за столицу и другие крупные города, начавшиеся уже в 1992 году, сопровождались этническими чистками с обеих сторон. Как вспоминал Игорь Ротарь, корреспондент «Ленты. К началу осени, на пике сражений, исламской оппозиции удалось нанести ряд серьезных поражений сторонникам конституционного строя. Заняв Курган-Тюбе, радикалы устроили резню в узбекском квартале.
Нападениям подверглись также русские жители города. Однако вовремя вмешалась 201-я дивизия Вооруженных сил России. Соседи снабжали сторонников конституции оружием, деньгами, оказывали дипломатическую поддержку. Параллельно звучали и призывы к мирному урегулированию. Но к началу 1993 года у сторонников исламского Таджикистана появились влиятельные союзники за рубежом.
Не душанбинской, нет. Это были так называемые «кишлачники» — диковатые молодые люди, которые неожиданно появились в городе всего за одну ночь.
То, что митинг 12 февраля был хорошо спланирован, не отрицал позже никто. И таджикская оппозиция, и исламисты, и пострадавшие от погромов русские, татары, евреи, армяне — все рассказывали одно. Про черную толпу, которая колыхалась на площади, про грузовики с камнями и одинаковой длины заостренные арматурины. Горящая машина на улицах Душанбе Экономические лозунги сменились националистическими. Выступавшие призывали прекратить раздачу квартир армянам, а заодно выселить их из Душанбе. И другие национальности вместе с ними. Представители власти опять не вышли к собравшимся и распалившаяся толпа двинулась в сторону микрорайона с новостройками, чтобы на месте «восстановить справедливость».
По одному из центральных проспектов девятым валом катилась толпа, полностью закрывшая собой улицу. Они крушили все на своем пути. Шли, наклонив головы чуть вперед, руки или в карманах, или держат арматуру. Любые препятствия, которые попадались на пути, сметались бешеным напором. Они раскачивали и переворачивали машины, роняли на бок автобусы, крушили витрины, избивали и убивали встречных. Погромщики на улицах Душанбе, 12 февраля 1990 года Таджиков в основном не трогали если только это был не «цивилизованный» таджик — в костюме, без обязательной тюбетейки или женщина с крашеными волосами. Под раздачу попадали все, кто отличался от коренной нации.
Интернет хранит много воспоминаний очевидцев тех трагических событий. В сети полно рассказов о подожженных автобусах, изнасилованных женщинах, зверски убитых мужчинах. В дома и квартиры, как это происходило месяцем ранее в Баку, они не врывались. Толпе хватало пойманных на улице людей. И смерть их была ужасной.
Сегодня Русский Петербург публикует истории, рассказанные русскоязычными жителями Душанбе. Это взгляд пострадавшей стороны.
Сразу оговорим: русские очевидцы, которых мы расспрашивали, подумав, не разрешили публиковать свои имена. За этой анонимностью стоит многое. И благоразумие — потому что они до сих пор живут в Душанбе или часто бывают в Таджикистане по делам. И нежелание объявлять во всеуслышание о перенесенном насилии, унижении и страхе. И свидетельство того, что националистические и экстремистские настроения, о которых говорили нам русские очевидцы, до сих пор живы в Таджикистане. Банды исламских фундаменталистов блокировали шоссе. Из прибывающих с двух сторон автобусов и троллейбусов они вытаскивали русских женщин и насиловали здесь же на остановках и на футбольном поле у дороги, мужчин жестоко избивали.
Антирусские погромы прокатились по всему городу. Русских грабили, насиловали и убивали даже в их собственных квартирах. Hе щадили и детей. Такого изуверства Таджикистан еще не знал... Городские и республиканские власти растерялись... На центральной площади были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки. Можно много рассказывать обо всех ужасах, которые там происходили,… но не хочу тут разжигать ничего, тем более во многое просто трудно поверить.
Нашу семью тоже затронула трагедия… Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджика… - Русский? Казнь была демонстрационной… на площади… чтоб боялись… вообще когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта… потом лишь следствие и опрос свидетелей установило что его пронзали заточенными арматуринами. Тело рвали мастерски… он умирал в течении двадцати минут. Дядя был в молодости спортсменом и был достаточно крепок, и когда его растерзанного и изуродованного оставили истекать кровью, он нашёл в себе силы доползи до ближайшего дома… умер в подъезде. Тем русским кто бежал из Таджикистана на поезде, в том числе семья моей жены, тогда ей было 11 лет , на прощание по вагону запросто давали очередь из АК, либо запирали все двери и кидали горящую смоляную тряпку в начале вагона на скорости ветер раздувал огонь и целые семьи сгорали за пару минут …» Бывший душанбинец. А в марте, как только начала работать железная дорога, первая волна отъезжающих русских хлынула на товарную станцию за контейнерами, на вокзал и аэропорт за билетами.
Из семисот тысяч жителей тогдашнего Душанбе триста тысяч составляли россияне. Вскоре стала ощущаться нехватка врачей и учителей в русских классах. У моей дочери в восьмом классе в течение полугода отсутствовал учитель физики, что вынудило нас перевести ее в другую школу. Именно в эти дни родился знаменитый лозунг: «Русские, не уезжайте - нам нужны рабы! Он украшал заборы города до дня отъезда нашей семьи из Таджикистана.
Итак, причин войны было много, а поводом стал простой слух. После землетрясения в Спитаке в Таджикистан привезли армян-беженцев. Говорили о том, что их тысячи, и им вне очереди будут давать квартиры.
На самом деле, их было всего 47 человек. Лидеры преступных группировок наводнили город. В город из кишлаков свозили молодеж, вооружали арматурами и бутылками с зажигательной смесью. К середине дня митинг перерос в массовые беспорядки. Штурмовали здания ЦК и Минводхоза, громили магазины. Здесь тоже есть своя странность — совсем не пострадали магазин «Березка» и бар «Восточный». Наверняка действиями толпы управляли заинтересованные люди.
Кровавый февраль 1990 года в Душанбе
РИА Новости, 12.02.2020. В итоге, февраль 1990 года остался в истории Душанбе как период, когда распределение судебных решений было существенно нарушено, что стало одной из главных причин массового оттока русского населения из города и республики в целом. РИА Новости, 12.02.2020. Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости.
Сокрушимая "дружба народов". Душанбе-1990
Вообще, Душанбе 1990 года представлял собой довольно пестрый в национальном отношении город. Из шестисот тысяч его населения двести тысяч составляли русские, чуть больше — таджики, третей по численности диаспорой были узбеки, а за ними расположились татары, евреи, армяне — все примерно в равных количествах. Притеснения по национальному признаку если и случались, то не выходили за местные рамки. Да и за что притеснять — все находились в одинаковых условиях. В городе не было каких-то обособленных «русских», «еврейских» или «армянских» кварталов — в каждом многоквартирном доме жили представители всех национальностей. Собственно, именно это самое жилье и стало причиной случившегося конфликта.
Дело в том, что с ним в Душанбе было особенно тяжело. Новых домов строилось мало, и в очереди на получение квартиры стояли десятки тысяч жителей. Люди возмущались, а с 1989 года, когда влияние Центра и местной власти существенно ослабло, стали выходить на митинги. Требовали не только улучшения жилищных условий, возмущались качеством жизни, отсутствием продуктов в магазинах, задержками зарплаты. Два разных митинга Душанбе, 12 февраля 1990 года И вот в ходе одного из таких митингов по толпе кто-то пустил слух, что в город прибывают армянские беженцы из Баку, а власти им вне очереди дают квартиры в новом микрорайоне.
Да, беженцы в Душанбе действительно приезжали — всего в Таджикистан переселилось около двух тысяч человек не одномоментно, а с 1988 по 1990 год. Армянская диаспора им помогала — кого-то приютили родственники, кому-то выделяли деньги. Но власти никакого участия в процессе релокации не принимали. Горисполком лишь выделял денежные средства прибывшим — далеко не всем и лишь по 50 рублей на семью меньше половины среднемесячной зарплаты. Однако народная молва увеличила число беженцев в разы.
Говорили о «богатых армянах», которые «скупили все начальство» и пропихивают своих земляков в начало списков на получение жилья. Слухи дошли до того, что утверждалось: мол, в душанбинском аэропорту приземлилось несколько самолетов с армянами из Баку, и те якобы отказались выходить из них, пока им не принесут ордера на новые квартиры. Митингующие на площади Ленина в Душанбе Эти слова падали на благодатную почву, и собравшиеся на очередной митинг 11 февраля 1990 года на площади Ленина перед зданием ЦК стали требовать выхода к народу первого секретаря ЦК Махкамова, чтобы он официально опроверг или подтвердил информацию. Но чиновник посчитал требование собравшихся очередным малозначительным всплеском народного гнева — пошумят и разойдутся. И зря.
Те несколько семей армян, приехавших в Душанбе, заявив, что не хотят стать причиной бед таджикского народа, покинули республику [4]. Уже на следующий день выкрики в толпе «Долой армян! Демонстранты прорвались в здание и подожгли его.
Между населением двух советских республик возник территориальный спор. В том же 1989 году произошел территориально-этнический конфликт между таджиками и тюрками-барласами Ганчинского района Таджикистана — не поделили пастбища. Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе. Местных возмутили слухи о выделении нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартир в городе. На самом деле из Баку в Душанбе бежали 47 человек и ни о каком предоставлении жилья речи не шло, но… Так работают слухи: если людям не предоставляют информацию, то они верят в то, что рассказывают. И даже если информация — всего лишь слух, то она имеет реальные последствия, если в эту неофициальную информацию поверили. Под влиянием слухов о несуществующих в Душанбе тысячах армян и выдумках о предоставлении дефицитного для города жилья, в столице Таджикской ССР начались акции протеста. На следующий день у здания Центрального комитета Коммунистической партии ЦК КП Таджикистана прошел митинг, участники которого требовали депортировать армян из страны под угрозой расправы. Первые лозунги: «Долой армян!
Казнь была демонстрационной… на площади… чтоб боялись… вообще когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта… потом лишь следствие и опрос свидетелей установило что его пронзали заточенными арматуринами. Тело рвали мастерски… он умирал в течении двадцати минут. Дядя был в молодости спортсменом и был достаточно крепок, и когда его растерзанного и изуродованного оставили истекать кровью, он нашёл в себе силы доползи до ближайшего дома… умер в подъезде. Тем русским кто бежал из Таджикистана на поезде, в том числе семья моей жены, тогда ей было 11 лет , на прощание по вагону запросто давали очередь из АК, либо запирали все двери и кидали горящую смоляную тряпку в начале вагона на скорости ветер раздувал огонь и целые семьи сгорали за пару минут …» Бывший душанбинец. А в марте, как только начала работать железная дорога, первая волна отъезжающих русских хлынула на товарную станцию за контейнерами, на вокзал и аэропорт за билетами. Из семисот тысяч жителей тогдашнего Душанбе триста тысяч составляли россияне. Вскоре стала ощущаться нехватка врачей и учителей в русских классах. У моей дочери в восьмом классе в течение полугода отсутствовал учитель физики, что вынудило нас перевести ее в другую школу. Именно в эти дни родился знаменитый лозунг: «Русские, не уезжайте - нам нужны рабы! Он украшал заборы города до дня отъезда нашей семьи из Таджикистана. После распада СССР поток отъезжающих усилился. Вирус исламизма, посеянный в феврале 90-го, дал всходы. И не только в этой южной стране, но и во всей Средней Азии и остальных государствах ближнего зарубежья. Владимир Стариков. Все это вместе взятое четко подпадает под определение геноцида. Геноцида русской диаспоры в Таджикистане в 1990-х годах». Пётр Чернов. В Душанбе проходят многотысячные митинги исламистов... В пригороде Душанбе неизвестными лицами были расстреляны пассажиры автобуса - 12 человек, ставшие первыми, страшными в своей бессмысленной жестокости жертвами надвигающейся гражданской войны. Автобус сожгли. В тот же день один из лидеров оппозиции, выступая по национальному телевидению, объявляет всех русских, проживающих в Таджикистане, заложниками... Гражданская война в условиях «нейтралитета» государственных силовых структур, после заявления руководителей МВД и КНБ комитета национальной безопасности республики Таджикистан о нейтралитете подчиненных им ведомств, полностью охватила центральные, юго-западные и южные районы республики. Октябрь 92-го. Душанбе, столица Таджикистана, в руках ваххабитов. В русской школе в центре города исламисты захватили в заложники школьников, и т. В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. В 20 лет она вступила в КПСС, возглавила сектор печати таджикского комсомола, в 24 года получила членский билет Союза писателей Таджикистана и ещё через 10 лет стала секретарём правления. Во время Перестройки Сафиева из убеждённой коммунистки обратилась в пламенную националистку и правоверную мусульманку.
Массовые беспорядки в Душанбе (1990)
Таджикистан: неизвестная революция (Грузия online, Грузия) | 18.01.2022, ИноСМИ | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
В этот день - 12 февраля 1990 г. в Душанбе начались массовые беспорядки | Тридцать лет прошло после февральских погромов в Душанбе, ставших своеобразной прелюдией к началу гражданской войны в Таджикистане – самом кровавом ко. |
Кровавый февраль 1990 года в Душанбе
Рассказывали, что была произведена расправа над работниками станции скорой помощи, были вырублены телефонная связь и Первый канал телевидения. К вечеру вещала только «вторая кнопка», по которой Михаил Сергеевич Горбачев почти что с умилением врал всем жителям советского государства: «В настоящее время в Таджикистане побеждает демократия». Ох, сколько русскоязычных, да и не только людей сказали ему тогда «спасибо» и до последних его дней не могли простить такой «победы демократии», а по сути предательства своего, русского народа! Ну да ладно, о покойниках плохо не говорят. Отец мой вернулся в ту ночь домой синий... Коллеги уговаривали заночевать на заводе, но он беспокоился о нас и спешил домой пешком через пылающий город... Его избивала толпа, человек десять, одного 57-летнего русского мужчину. Возможно, и убили бы, но спас пожилой дедушка-таджик. Воззвал к чувствам съехавших с катушек юнцов: «Он же вам в отцы годится! А дедушка тот нагнулся над моим лежащим на мосту отцом и говорит: «Вставай, брат, постарайся побыстрей уйти отсюда, они ведь могут вернуться! Больницы не работали.
Спасибо соседке-таджичке — врачу от Бога, которая научила его с усилием дышать в кулак, так постепенно восстанавливалось дыхание... Сегодня эта женщина живет с семьей в России, мы по-прежнему дружим как сестры, хоть и относимся к разным национальностям. Но вернемся к той варфоломеевской ночи, когда нас обещали вырезать в собственных квартирах. В середине каждого микрорайона были развешены рельсы, и в случае нападения преступных банд по ним били арматурой что есть силы, созывая подкрепление. Уже стемнело, в дверь раздается звонок: открываю через цепочку, вижу — мальчишки-подростки дворовые: «Мы всем соседям смеси зажигательные сделали на случай, если в квартиру "башибузуки" будут ломиться, возьмете? Я не взяла — чего доброго с непривычки сама себя подожжешь. Мальчишки, среди которых, кстати, были и таджики, убежали охранять дома вместе с остальными мужчинами. Наш единственный защитник семьи лежал навытяжку, раненый. Оставалось только забаррикадировать входную дверь и, холодея от ужаса, ждать своей судьбы. Лишь на следующий день мы увидели в городе танки, военные вертолеты — воины 201-й российской дивизии, получившие приказ стрелять в преступников на поражение, быстро навели порядок в Душанбе.
В городе было введено чрезвычайное положение. Позже, в 1991—1992 годах, началась уже гражданская война между разными таджикскими кланами, боровшимися за власть в республике.
Слухи о том, что власти хотят предоставить беженцам-армянам квартиры распространялись распространялись спецслужбами и будоражили людей, ждавших очередь на жилье. Одновременно в городе начались погромы. Я был свидетелем странной схемы, по которой грабились магазины в центре города — выборочно и по принадлежности к разным криминальным группировкам. В один из дней говорил и с двумя известными рэкетирами, чьи группировки и грабили магазины, которыми владели конкурентами. Через два года оба — Якуб Салимов и Гаффор Мирзоев надели форму и стали - один министром внутренних дел, второй командующим президентской гвардией. Спустя несколько лет оба оказались в тюрьме — так пророссийским властям Таджикистана было легче контролировать людей, обладающих конфиденциальной информацией. Город замер — в течении недели не работали предприятия и школы, не выходили газеты, многие магазины были закрыты.
Панику усиливали слухи среди русскоязычного население, которое по призыву Каххора Махкамова начало создавать отряды самообороны. Спустя годы мне стыдно читать статьи людей, которые пишут о том, как «резали русских», «насиловали русских девочек». Русские, бежавшие из Таджикистана в те дни, до сих пор пытается разжалобить российские власти сказками об антирусском восстании. В те дни КГБ необходимо было оправдать ситуация и взять под контроль тех, кто приходил на митинги. Против создателей «комитета 17-ти», представителей интеллигенции и депутатов парламента, которые предлагали себя в качестве переговорщиков с властью, были возбуждены уголовные дела. В одном из своих интервью Михаил Горбачев сказал, что стрельба по демонстрантам у здания ЦК в Душанбе не могла быть стихийной, необходим был приказ высокопоставленного чиновника. Именно по приказу Крючкова в Душанбе было отправлено 790 бойцов группы «Альфа» и «З», которыми командовали генералы Галаватов и Воротников. Они распространяли слухи вокруг «армянского» вопроса, сложность общественно-политической обстановки и социальные проблемы республики, умело использовали недовольных людей, реакционную часть духовенства, а также преступные элементы», - рассказывал Джураев. Спустя 23 года я прочел много разных версий о случившемся, большинство из них имеют выгодную для советского руководства оценку.
Однако цепочка событий — Сухуми, Тбилиси, Баку, а раньше - события в Оше и Фергане преследовали определенную цель — сохранить Советский Союз во что бы то ни стало. У каждого из событий был свой повод. В Фергане, в Оше, а Баку и Сухуми использовали межнациональные противоречия, в Тбилиси и Душанбе — политическое и социальное напряжение. И если в Грузии уже были традиции политической культуры, то в Таджикистане только зарождался интерес. В 1989 году в Таджикистане была создана Демократическая партия, академическая интеллигенция объединилась в народное движение «Растохез» Возрождение , в подполье давно действовала Исламская партия. В Таджикистане период перестройки люди восприняли буквально, как возможность открыто говорить о возрождении Таджикистана, культуры и языка, нелегально в Вильнюсе печаталась газета «Растохез», которую распространяли подпольно, опасаясь преследования КГБ. За годы советской власти Таджикистан пережил все «прелести» большевизма — гражданскую войну, которую в СССР называли войной с басмачами, коллективизацию, уничтожение письменности, репрессии, тотальную борьбу с религией. Одна из беднейших советских республик перенесла советизацию с огромными потерями — еще 20-х года, в годы интервенции Красной армии, по свидетельству историков, в Афганистан было выдавлено сотни тысяч человек, не принявших советскую власть. Я встречал в Афганистане потомков тех беженцев, которые до сих пор сохраняют любовь к родной земле.
Во многом настроение таджикской интеллигенции к советской власти резко обострилось в период оккупации Афганистана советскими войсками 1979-1989 , когда десятки тысяч таджиков были направлены переводчиками. Многие мои друзья вернулись поседевшими и замкнутыми — они увидели «советский интернационализм» своими глазами.
Казнь была демонстрационной, на площади, чтоб боялись. Вообще, когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений, что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта. Потом лишь следствие и опрос свидетелей установило, что его пронзали заточенными арматуринами. Никто не пытался остановить эту кровавую вакханалию. Милиционеры, по свидетельству очевидцев, разбежались по домам, где скидывали форму и переодевались в гражданскую одежду с непременной тюбетейкой, как знаком принадлежности к народу. А военные так же как и в Баку, не вмешивались, а лишь охраняли здание ЦК и несколько правительственных учреждений. Остановился транспорт, люди не вышли на работу, начались перебои с водой и электричеством.
И в этом не было ничего странного — на ключевых инженерных должностях работали русские, а они в этот день охраняли свои семьи. Причем, в Душанбе возник феномен, которого не было в аналогичных событиях, прокатившихся по стране. Люди организовывались в отряды самообороны, чтобы охранять от погромщиков свои дома и целые микрорайоны. В них входили таджики, русские, армяне, узбеки. Те, кто до этого веками жил в мире и не потерял человеческое лицо, когда в город пришла беда. Плечом к плечу взрослые мужчины разных национальностей с белыми повязками на рукавах охраняли входы в подъезды, дежурили на улицах, перекрывали въезды в микрорайоны. Такие отряды просуществовали в столице республики 10 дней, даже несмотря на то, что уже вечером 13 февраля в Душанбе ввели войска. Так это или нет, неизвестно. Но у погромщиков не было единой и направляющей силы, да и национальный окрас погромов на следующий день сместился в сторону просто беспорядочного разбоя.
Били и крушили витрины магазинов особенно ювелирных , переворачивали машины, хаотично избивали всех подряд. Обуздать эту толпу не составило особого труда, и уже к 14 февраля 1990 года погромы в Душанбе прекратились. Город, зализывая раны, стал возвращаться к нормальной жизни. Но Душанбе уже не был прежним. Как только в городе навели порядок, на товарную станцию за контейнерами хлынуло русское населения города. Начался массовый отток некоренных жителей.
Мирные жители столицы, при полном отсутствии помощи со стороны властей и правоохранительных органов, спасая себя и свои семьи, создавали отряды самообороны. Это был опыт самоорганизации мирного гражданского населения — отряды охраняли от погромщиков входы в подъезды, подходы в свой микрорайон, организовывали самодельную сигнализацию [11]. Для наведения порядка в город пришлось перебросить около 5000 военнослужащих Минобороны и МВД с приказом открывать огонь на поражение, был введён комендантский час. В результате беспорядков было убито 25 и ранено 565 человек [8].
Февральские беспорядки в Душанбе 1990 года: предвестник гражданской войны
Мир перевернулся почти в одночасье. Еще вчера представители дружественного нам народа словно превратились в оборотней. Фото: ru. Много было избиений, убийств, изнасилований.
Морги не справлялись с количеством трупов. Не все бесчинствовали — большинство таджиков и в первую очередь городская интеллигенция нам сочувствовали, но защитить от обезумевшей толпы разъяренных националистов не могли. Впоследствии все, кто мог, сорвались с насиженных мест и подались на историческую родину...
Мне очень не хотелось вспоминать то время, но нынешняя ситуация того требует, потому что страшные события в «Крокус Сити Холле» — это, на мой взгляд, продолжение того, что начиналось в нашей стране 34 года назад, во время так называемой горбачевской перестройки. В середине 50-х мои родители приехали в Таджикистан из Калининской области не по своей воле — по распределению. Надо было поднимать культурный уровень и экономику молодой советской республики.
Таким образом оказались в Таджикистане многие: русские, украинцы, белорусы, армяне, татары, евреи... Обживались, обзаводились друзьями, семьями. Я вспоминаю детство, проведенное в Душанбе, как счастливейшее время моей жизни!
Спокойствие, умиротворение, уверенность в будущем, культурный взаимообмен. Именно взаимообмен, а не как сейчас — обилие культур, которые наглухо изолированы друг от друга. Когда в конце 80-х годов в СССР заговорили о самоопределении республик, мы вместе с нашими советскими друзьями-таджиками только посмеивались: «Бред какой-то!
Нам и так хорошо». Честное слово, когда заполыхали более националистические Прибалтика и Закавказье, мы были на 200 процентов уверены, что нас эта чаша минует: нам нечего было делить. Ведь русские никогда не претендовали на первенство в республике, никогда не поднимались по должности выше замдиректора фабрики или больницы — директорские места заведомо принадлежали только представителям титульной нации.
И, по большому счету, всех все устраивало, царило взаимоуважение. И не верьте тому, кто скажет, что русские угнетали «бедные» нацменьшинства. Наоборот: нацменьшинствами там были мы.
Сколько труда вложили братские советские республики в Таджикистан!
Это были так называемые "кишлачники" — диковатые молодые люди, которые неожиданно появились в городе всего за одну ночь. То, что митинг 12 февраля был хорошо спланирован, не отрицал позже никто. И таджикская оппозиция, и исламисты, и пострадавшие от погромов русские, татары, евреи, армяне — все рассказывали одно. Про черную толпу, которая колыхалась на площади, про грузовики с камнями и одинаковой длины заостренные арматурины.
Выступавшие призывали прекратить раздачу квартир армянам, а заодно выселить их из Душанбе. И другие национальности вместе с ними. Представители власти опять не вышли к собравшимся и распалившаяся толпа двинулась в сторону микрорайона с новостройками, чтобы на месте "восстановить справедливость". По одному из центральных проспектов девятым валом катилась толпа, полностью закрывшая собой улицу. Они крушили все на своем пути.
Шли, наклонив головы чуть вперед, руки или в карманах, или держат арматуру. Любые препятствия, которые попадались на пути, сметались бешеным напором. Они раскачивали и переворачивали машины, роняли на бок автобусы, крушили витрины, избивали и убивали встречных. Под раздачу попадали все, кто отличался от коренной нации. Интернет хранит много воспоминаний очевидцев тех трагических событий.
В сети полно рассказов о подожженных автобусах, изнасилованных женщинах, зверски убитых мужчинах. В дома и квартиры, как это происходило месяцем ранее в Баку, они не врывались. Толпе хватало пойманных на улице людей. И смерть их была ужасной. Вот свидетельство душанбинца Вячеслава Зыкова: Нашу семью тоже затронула трагедия.
Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков. Казнь была демонстрационной, на площади, чтоб боялись.
В те дни КГБ необходимо было оправдать ситуация и взять под контроль тех, кто приходил на митинги. Против создателей «комитета 17-ти», представителей интеллигенции и депутатов парламента, которые предлагали себя в качестве переговорщиков с властью, были возбуждены уголовные дела. В одном из своих интервью Михаил Горбачев сказал, что стрельба по демонстрантам у здания ЦК в Душанбе не могла быть стихийной, необходим был приказ высокопоставленного чиновника. Именно по приказу Крючкова в Душанбе было отправлено 790 бойцов группы «Альфа» и «З», которыми командовали генералы Галаватов и Воротников. Они распространяли слухи вокруг «армянского» вопроса, сложность общественно-политической обстановки и социальные проблемы республики, умело использовали недовольных людей, реакционную часть духовенства, а также преступные элементы», - рассказывал Джураев. Спустя 23 года я прочел много разных версий о случившемся, большинство из них имеют выгодную для советского руководства оценку. Однако цепочка событий — Сухуми, Тбилиси, Баку, а раньше - события в Оше и Фергане преследовали определенную цель — сохранить Советский Союз во что бы то ни стало.
У каждого из событий был свой повод. В Фергане, в Оше, а Баку и Сухуми использовали межнациональные противоречия, в Тбилиси и Душанбе — политическое и социальное напряжение. И если в Грузии уже были традиции политической культуры, то в Таджикистане только зарождался интерес. В 1989 году в Таджикистане была создана Демократическая партия, академическая интеллигенция объединилась в народное движение «Растохез» Возрождение , в подполье давно действовала Исламская партия. В Таджикистане период перестройки люди восприняли буквально, как возможность открыто говорить о возрождении Таджикистана, культуры и языка, нелегально в Вильнюсе печаталась газета «Растохез», которую распространяли подпольно, опасаясь преследования КГБ. За годы советской власти Таджикистан пережил все «прелести» большевизма — гражданскую войну, которую в СССР называли войной с басмачами, коллективизацию, уничтожение письменности, репрессии, тотальную борьбу с религией. Одна из беднейших советских республик перенесла советизацию с огромными потерями — еще 20-х года, в годы интервенции Красной армии, по свидетельству историков, в Афганистан было выдавлено сотни тысяч человек, не принявших советскую власть. Я встречал в Афганистане потомков тех беженцев, которые до сих пор сохраняют любовь к родной земле. Во многом настроение таджикской интеллигенции к советской власти резко обострилось в период оккупации Афганистана советскими войсками 1979-1989 , когда десятки тысяч таджиков были направлены переводчиками. Многие мои друзья вернулись поседевшими и замкнутыми — они увидели «советский интернационализм» своими глазами.
Но в 1990 году была еще не революция, ее никто не готовил и не координировал. Цель КГБ на короткое время была достигнута: формирующаяся оппозиция была дискредитирована, из Таджикистана уехали несколько сот тысяч русскоязычных жителей, перепуганных слухами о том, что в феврале было выступление против русских. Исламскую угрозу КГБ еще не использовал, понимая абсурдность «исламского фундаментализма» в стране «развитого социализма». Важно было подавить лбую попытку обсуждать независимость Таджикистана. Конец Ленина, 1991 Путч в Москве в августе 1991 года Таджикистан пережил спокойно. Руководство республики поддержало путчистов, и первый президент, Кахор Махкамов был вынужден уйти в отставку из-за обвинений в поддержке ГКЧП. Верховный Совет принял закон об общественных организациях, и в первые же недели были зарегистрированы 16 партий. В стране уже выходили 32 независимые газеты, уровню плюрализма могли позавидовать многие другие бывшие советские республики. Таджикские коммунисты не захотели мириться с потерей власти, и назначенные на ноябрь президентские выборы могли превратиться в очередное шоу. Чтобы предотвратить советский реванш 21 сентября на площади Ленина у здания Верховного совета собралось несколько тысяч человек, сторонников трех ведущих оппозиционных партий.
Уже вовсю откалывалась Прибалтика, закипал по нарастающей карабахский конфликт, в Баку произошел «кровавый январь», «ночь саперных лопаток» сделала Звиада Гамсахурдия главой грузинского парламента, а из Ферганской долины, спасаясь от погромов, продолжали бежать турки-месхетинцы. Огромная страна буквально трещала по швам, не успевая гасить возникающие очаги разложения, число коих неуклонно росло в условиях паралича центральной власти, которая погрузилась в самоубийственный анабиоз бесконечных дискуссий по поводу собственного «человеческого лица». Одним из таких новых мест, подключившихся к центробежному развалу СССР, в начале 1990 года стал Таджикистан.
К этому времени в республике уже вовсю развернуло свою деятельность оппозиционное движение «Растохез», сформированное в сентябре 1989 года, которое своими главными целями объявило «независимость страны и возрождение национальных ценностей». Лидеры новой таджикской оппозиции, среди которых преобладали представители местной интеллигенции, начали активно «пробуждать национальное самосознание народа», при этом, как всегда, слабо себе представляя, что именно проснётся в результате. Зато они надеялись, что разбуженный хаос поможет прийти им к власти — на конец февраля в Таджикистане как раз были намечены выборы в парламент.
Участники тогдашних событий вспоминают их очень по-разному. Одни говорят о революционном подъеме таджикского народа, который поднялся на борьбу за демократию против КПСС.
Таджикистан: неизвестная революция
Двадцать лет назад, в феврале 1990 года, в Душанбе произошли волнения, ставшие прологом гражданской войны. В феврале 1990 года в Душанбе, столице Таджикистана, произошли события, которые существенно повлияли на судьбу русского населения. 12, 14 февраля 1990 г. в Душанбе произошли беспорядки приведшие к кровавым столкновениям. Акции протеста на улицах Душанбе, 1 февраля 1990 года. Днем 12 февраля 1990 года в городе начались беспорядки: запылали ограбленные магазины, прозвучали первые выстрелы — подвергшиеся нападениям милиционеры пытались отогнать нападавших выстрелами в воздух.
Следствие закончено, забудьте
Кровавый февраль 1990 года в Душанбе | Главная» Новости» Февраль 1990 душанбе что было с русскими. |
Геноцид русских в Таджикистане 90-х. Свидетельства очевидцев и документальная хроника | Главная» Новости» Душанбе события в феврале 1990. |
Антисоветский блог: Кровавый февраль 1990 года в Душанбе | 12, 14 февраля 1990 г. в Душанбе произошли беспорядки приведшие к кровавым столкновениям. |
Сокрушимая "дружба народов". Душанбе-1990 | Жорик – историк | Дзен | В феврале 1990 года в Душанбе произошли массовые беспорядки, вызванные националистическими и религиозными протестами против присутствия армянских беженцев из Азербайджана. |