Продолжаем разъяснять Лунный календарь древних Ариев. Древнерусские месяцесловы имеют различия и с современным православным календарем, поэтому в летописях мы обнаруживаем разные календарные даты одних и тех же событий. Григорианский календарь на 2024 год. Православные праздники, посты и дни памяти святых.
Публикации в рубрике Славянский Календарь
Календарь Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся. Гончарова «Обломов» Народные праздники на 2020 год Основные праздники по древнерусскому календарю и современные церковные праздники. На Руси же, как уже сказано выше, до определенного времени использовали Славянский календарь от Сотворения мира, который также некоторые называют "византийским". Народы Руси год исчисляли с 21 сентября, Пётр I своим указом, сразу перескочив с сентября 7208 года на 1 января 1700 года, ввёл новое летосчисление по Юлианскому календарю. Самый богатый материал для реконструкции календаря древних славян даёт керамика черняховской культуры, славянская принадлежность которой, при этом. Метод вруцелето – это древнерусский календарь, который использует семь букв из древнерусского алфавита.
Публикации
- У славян было 9 дней в неделе и самый логичный календарь из известных
- Как вечные календари и вруцелето могут помочь вам достичь успеха в карьере и жизни -
- Славянский календарь: месяц 40 дней, неделя 9 дней
- 7 апреля – Радогош (Дажьбог разбил яйцо Кощея) | Календарь языческих праздников
Александр Асов: Звездный календарь. Обряды Древней Руси
Вспомните фразы из неисправленных «историками» сказок: «и на первую седьмицу он поехал в Град-столицу» Конек-Горбунок , «вот осьмица уж прошла и неделя подошла» Каменная чаша. Все месяцы начинались в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц года начинается во вторник, то и все остальные нечетные месяцы будут начинаться во вторник, а четные — в седмицу. Поэтому тот календарик, который мы сегодня носим с собой и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше содержал всего две таблички: одну — для нечетных месяцев, другую — для четных. Все годы Круголета Числобога всегда начинались в строго определенные дни недели. Многие элементы Славянского Календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых, к сожалению, уже забылись. Например, Великая тризна, то есть поминовение умершего родственника, совершается через неделю 9 дней и через месяц 40 дней , то есть на девятый и сороковой день. Семь месяцев вынашивает мать чадо во чреве своем и сорок сороков сорок месяцев потом кормит его грудным молоком.
А через сорок сороков или четыре лета и четыре месяца после рождения первого ребенка у женщин наступает период жизненного совершенствования, в результате чего она становится Ведающей Матерью или ВедьМой. Через 369 недель после рождения человека начинается период его Духовного Обучения, ибо в девять лет происходит первое Великое приобщение к Древней Мудрости Богов и Предков.
День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю Александрийской пасхалии и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквами кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь , как и все связанные с ним события пасхального круга. Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю так называемому «старому стилю» и по григорианскому календарю современному гражданскому календарю, или «новому стилю». В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю , который в XX—XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года новолетие , установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.
Церковники очень быстро стали продвигать реформы во всех сферах жизни человека, в том числе и в календаре. Так им не приходилось пересчитывать дни, на которые приходятся христианские праздники. Убрали тритейник и осьмицу. Хотя в последствии тритейник превратился в среду, а седьмица и неделя слились в единый день — воскресенье.
Традиция отдыха в этот день так и осталась. Это подтверждается и тем, что в некоторых источниках говорится о том, что отдыхали на Руси в 3, 7 и 9 день недели. То есть как раз в седьмицу и неделю, которые слились в воскресенье. Некоторые умельцы до сих пор делают славянские календари с летоисчислением от СМЗХ. Сейчас, напомню, идет 7530 год. То есть на момент крещения Киева шёл 6496 год от СМЗХ, а Ледовое побоище на Чудском озере было в 6750 году от СМХЗ, хотя сейчас на уроках истории мы учим совершенно другие даты: 988 и 1242 год соответственно. Лишь указом Петра I Россия окончательно перешла на юлианский позже — григорианский календарь с летоисчислением от Рождества Христова. Новый год стал отмечаться первого января, а не 22 сентября, как раньше, в день осеннего равноденствия. Думаю, не лишним будет обратить внимание на то, что несмотря на принятие христианства и введенный позже юлианский календарь, многое по-прежнему у нас связано с тем древним календарем. Например, "ушедших" поминают на 9-ый и 40-ой дни, то есть в конце недели и в конце месяца.
Поэтому вместо этнографических экспедиций отправлялись войска, которые должны были разбить противника, а православные священники крестили новых подданных империи. А уже приняв христианство, и освоив созданную последователями Кирилла и Мефодия письменность кириллицу , славяне смогли написать и сами о том, как они вели счет времени. Расселение славян в 6-9 в. Источники знаний о календаре славян О счете времени и календаре у славян мы знаем из нескольких видов источников. К таким источникам принадлежат летописи Руси и Болгарии, которым посчастливилось не сгореть в многочисленных пожарах, узнаём как назывались месяцы, когда начинался год - весной или осенью. Об особенностях календаря сообщают и дошедшие до нас жития святых т. В них поведаны расчеты церковных праздников. Среди текстов созданных служителями церкви есть и уникальное для Руси произведение, но о нем ниже. Фольклорные источники, собранные уже в 19-20 веке, содержат информацию о церковных и не очень праздниках, и связанных с ними приметах. Считается, что в народных поверьях сохранились элементы забытого годового цикла древних славян.
Археологические источники в данном случае не очень надежны. Среди найденных узоров и украшений, специалисты пытаются найти числовые календарные значения. Но в этом случае встает вопрос интерпретации а правильно ли мы понимает, что тут нарисовано, и вопрос принадлежности керамики к славянской или же неславянской археологической культуре. Первый русский математик Пожалуй, именно среди церковных текстов находится и главный письменный источник по календарю и хронологии Древней Руси. Таким документом является сочинение Кирика Новгородца, написанного в 1136 г. Сам Антониев монастырь был примечателен тем, что был основан в 1106 г. И именно в стенах этого монастыря обучался и сам Кирик. Судя по его труду был он талантлив , имел способности к сложным вычислениям. И в память о нем остался лишь его трактат, из которого мы узнаём, что Кирику в момент создания труда было 26 лет, а на дворе стоял 1136 год.
Новолетие в Древней Руси. Сейчас 7529 год от СМЗХ.
Достоверно известно, что и языческий юлианский, и позднее григорианский календари утвердились благодаря существованию в древности Римской империи. Многие тысячи лет назад славяне уже знали, что в году 365,25 дней и их календарь не "убежал" и не "отстал" за тысячелетия ни на день (в отличие от юлианского и многих других). Григорианский календарь на 2024 год. Православные праздники, посты и дни памяти святых.
Древнейшие календари Славян
Вместо Егория первым святым Георгием назвал все тот же Пётр I. В настоящее время этот образ Святого Егория присутствует в центре Государственного герба России. Скакун сменил год Золотого Тура 2022 год. Русские люди в основном прагматиками, в сказки не верили. В чём же было дело? Ряд исследователей считают, что главную роль в этом сыграла наша родовая память — та самая «память прошлых поколений» или родовая память. Сейчас есть групповые сеансы, которые позволяют вспомнить то, что случилось в их роду задолго до их рождения. Уже все знают, что есть память генетическая, передающаяся через гены или ДНК. Например, ученые установили, что в момент смерти человек становится на несколько граммов легче.
Предположили, что в этот момент тело человека покидает душа — своего рода «программное обеспечение» личности. Древние люди точно знали больше, чем мы сейчас. Некоторые историки заявили, что русские люди много веков назад уже жили не только при социализме, но и при коммунизме. Несколько тысячелетий назад на русской земле произошла страшная битва и жители Тартарии или Руси в той битве, видимо, проиграли. Некоторые исследователи говорят, что против наших предков было применено какое-то очень сильное оружие, а ударов таким оружием по нашей древней Руси было нанесено несколько. До сих пор человечество не может восстановиться от этих ударов атомным или каким другим сильнейшим оружием.
В этих Небесных Чертогах были сосредоточены звёзды, созвездия и Солнца. А еще из Сварожьего Круга души людей попадали на землю. Вместо веков, которые длятся ровно 100 лет, славяне считали Круги жизни, которые длились 144 лета. Это был минимальный срок жизни человека. Каждое лето содержало 9 месяцев сороковников , состоящих из 40 или 41 дня, в неделе было 9 дней, а сезонов — всего три: Оусень; Зима; Весна. Такая система обоснована тем, что каждые шестнадцать лет орбита Земли Мидгарда становится длиннее из-за влияния других планет, а Лето удлиняется на четверо суток. Также цикл связан с древними событиями. Считается, что переселение Родов Великой Расы из Даарии в Рассению длилось около 15 лет, а последнее, шестнадцатое, было потрачено на освоение новых земель и восхваление богов. В честь этого события 8 апреля по современному стилю праздновался славянский аналог Пасхи — Праздник Пасхеть. После принятия христианского вероисповедания, многие языческие праздники и обряды были объявлены незаконными и оказались под церковным запретом. Но часть из них всё же до конца искоренить не удалось, поэтому их заменили на православные, например Праздник Плодородия превратился в Вербное Воскресенье. Славяне отмечали Вербохлёст в середине апреля 11-12 числа по новому стилю. А вот Новый год у предков не отмечался. Но традиционно приходился, по одной из версий, на 1 сентября, по другой, — на 21-22 сентября.
Так как дней в году не стало больше, чем есть 365 или 366 , то месяцы стали по 31, 30, 28 или 29 дней. В связи с этими перестройками месяцы и годы стали начинаться в различные дни недели. Порядок древнего летоисчисления разрушился. Количество часов в сутках увеличили до 24, изменив длительность часа и потеряв тем самым понятия о части, доле, миге, мгновении, сиге. И в довершение всего эти короткие промежутки времени стали измерять в шестидесятиричной системе счисления. Час разделили на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Но вернёмся к древнеславянскому календарю. У каждого из его 16 часов тоже было свое название 1-й час — Паобед начало нового дня — 19. Новый день начинался с 16-го часа. Древнеславянский календарь на год состоял из двух таблиц, для чётного и нечётного месяца, на обычный год и одной на святой. В каждой неделе по 9 дней. А теперь представьте, с какими проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились "просвещать" язычников Европы. Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты. Иная календарная система, не позволяла христианам-миссионерам правильно определить какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложные для понимания христиан, и к тому-же сравнительные даты постоянно "плавали". Выход был найдён только один. Запретить старый календарь и ввести новый — Юлианский. Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси. Введённый Юлианский календарь, народ не принял. Потому-что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на 3 больше. Но христиане нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий. Только в таком виде, христианам удалось назязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана таже реконструкция Юлианского календаря, и месяца получили свои славянские названия. Но даже после того, как христиане нашли выход из создавшегося положения, и в Юлианском календаре месяца получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий… древний Славянский календарь не перестал существовать. На всех славянских землях продолжали использовать два календаря. Потому-что, по новому Юлианскому календарю можно было узнать только о церковных праздниках, и о событиях прошлого произошедших далеко от славянких земель.
Степанов впервые поставил вопрос о существовании двух весенних стилей. Бережков доказал, что два весенних стиля употреблялись в период феодальной раздробленности. Было ли два весенних стиля в Древнерусском государстве, пока нельзя доказать. Ультрамартовский год не запаздывал как мартовский на два месяца по отношению к январскому году, а опережал его, начинаясь на десять месяцев раньше. В этом отношении он подобен сентябрьскому году. Общими в январском и ультрамартовском годах были январь и февраль. Следовательно, если какое-то событие произошло в пределах этих двух месяцев, для перевода даты надо вычитать 5508. Поскольку первые десять месяцев с марта по декабрь ультрамартовского года приходились еще на предыдущий январский год, для определения даты события, происшедшего с марта по декабрь включительно, надо вычитать из нее на единицу больше — 5509. Не трудно заметить, что ультрамартовский стиль исходит из того, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло не 5508, а 5509 лет. Таким образом, встречается расхождение между летописями в обозначении года на единицу. Например, одни летописи датируют смерть Андрея Боголюбского 6682 мартовским годом, другие 6683 ультрамартовским годом — это всё 1174 г. Ультрамартовский год продолжает встречаться до начала ХIV в. В ХIV в. С конца ХV в. Единственным началом года стало 1 сентября. Если в источнике нет указания на месяц событий, то установить абсолютную точную дату по январскому календарю невозможно. При переводе дат всегда следует помнить, что они определяются по Юлианскому календарю, или по старому стилю. Чтобы выразить установленную дату по новому стилю, надо ввести соответствующую поправку, то есть увеличить ее на необходимую разницу между старым и новым стилями. Эта поправка необходима для датировки событий, происшедших после введения в 1582 г. Григорианского календаря. По-видимому, такой счет сложился в римском Египте на основе периодического пересмотра налоговых списков лат. В Древнем Риме при императоре Диоклетиане каждые 15 лет в империи проводилась переоценка имущества для правильного налогообложения. Введение индиктового счета времени в Византии связывают с императором Константином, который ввел новое счисление с 23 сентября 312 г. Число месяца было избрано не случайно — это был день рождения первого римского императора Октавиана Августа. В 462 г. Исходной точкой отсчета индиктов являлось сотворение мира, в 537 г. В Священной Римской империи она употреблялась вплоть до ее распада в 1806 г. Индикт года определяется делением даты от сотворения мира на 15 по сентябрьскому стилю. Остаток от деления показывает индикт. Круги солнца. В Древней Руси существовал счет времени 28-летними циклами солнца. Его исходной точкой было сотворение мира. Одни и те же числа ежегодно приходятся на разные дни недели. Строгий порядок перемещения чисел по дням недели будет повторяться через каждые 28 лет. Этот 28-летний период называется циклом солнца, а порядковое место года в его пределах — кругом солнца данного года. Круг солнца определяется аналогично индикту — делением даты от сотворения мира на 28. Остаток от деления показывает круг солнца данного года. Круг солнца 5508 г. Следовательно, чтобы облегчить расчет круга солнца для даты от Рождества Христова, к ней надо прибавить 20 и сумму разделить на 28. Указания источников на круги солнца помогают в определении недели, а в ряде случаев имеют значение для проверки дат. Вруцелето «в руке лето» — это название воскресного дня в данном году, обозначенное одной из первых семи букв русского алфавита. С помощью вруцелета можно определить день недели для любого числа месяца. В церковных календарях исходили из предположения, что 1 марта от сотворения мира приходилось на пятницу, и ближайшее воскресенье — 3 марта обозначили первой буквой русского алфавита А. Следующие дни недели были обозначены другими шестью следующими буквами, но в обратном алфавиту порядке: понедельник — З «земля», вторник — S «зело», среда — Е «есть», четверг — Д «добро», пятница — Г «глагол», суббота — В «веди». Здесь пропущены буквы Б буки и Ж живете , которые на Руси не имели цифрового значения.
Славяно-Арийский Календарь
- Месяцеслов как система календарного датирования в летописях
- Православный календарь на 2024 год | Праздники в 2024 году
- 7 апреля – Радогош (Дажьбог разбил яйцо Кощея) | Календарь языческих праздников
- Новый год. Древнерусская версия
- Месяцы древнерусского календаря.
Новый год. Древнерусская версия
По данным Библии, датой рождения Христа был 5508 год после Сотворения мира; следовательно, дата Сотворения мира относилась к 5508 году до Рождества Христова. Год 5508 как начало истории вошёл в византийскую хронологию истории; из Византии эта дата перешла в древнерусскую хронологию. В других странах датой начала мира считались 5500 или 5506 годы. Для датировки событий на Руси к дате сотворения мира прибавляли дату от Рождества Христова. В летописях и документах стали ставить дату написания, например, 6360 год от Сотворения мира. Так появилась возможность исчислять годы от единой отправной точки. Час, как астрономический отрезок времени, определялся примерно, на глаз. Некоторые исследователи полагают, что для древнерусского жителя час означал «краткий момент», «промежуток времени».
Сутки делились на утро, день, вечер и ночь. В крестьянской семье утро начиналось с рассвета, когда семья просыпалась и начинала работу. Народное определение времени по положению солнца описано в Ипатьевской летописи середины XII века: день-ночь, восход-закат и т. В домах древнерусской знати были знакомы с византийской системой исчисления часов: дневное время делилось на 12 равных промежутков, на столько же частей делилась ночь — от захода солнца до его восхода. Продолжительность этих «частей» зависела от времени года: летом дневные части были длиннее ночных, зимой — наоборот.
Автор специального труда по хронологии древнего мира отмечает, что дополнительные месяцы вводились нерегулярно, иногда в течение одного сельскохозяйственного года, через неравные промежутки времени, иногда через год, в зависимости от практических нужд.
Трудно предположить, чтобы у древних славян интеркаляция приобрела иной, регулярный характер. По-видимому, в праславянском календаре были некоторые относительно устойчивые опоры, обозначавшие некие наиболее важные вехи в постоянно изменяющихся соотношениях между лунными месяцами и солнечным циклом. Такими «опорами» нам представляются: «просинец», указывающий на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота, и «серпень», указывающий на главное событие в жизни земледельца — жатву: особое значение имело то, чтобы традиционное название этого месяца совпадало с действительной уборкой урожая. Следовательно, интеркаляция могла производиться в первую очередь или перед «просинцем», или перед «серпнем». Этим, по-видимому, и объясняется, почему двойное название месяца приходится именно на канун этих двух сроков: в первом случае дополнительный месяц получал название «студеного», во втором — «липня». Но, вероятно, интеркаляция могла согласовываться и со сроками весеннего и осеннего равноденствий; в этом случае появлялись синонимические «травень» и «кветень», либо «рюен» и «паздерник».
Необходимость нескольких возможных вариантов интеркаляции объясняется тем, что промежуток времени между солнцестоянием и следовавшим за ним первым новолунием, которым начинался «просинец», не был постоянным: он колебался в пределах полумесяца. Если новолуние следовало тотчас же после зимнего солнцестояния, то необходимость в дополнительном месяце могла появиться уже к началу жатвы перед «серпнем» , в особенности, если лето было прохладным и созревание хлебов задерживалось. Если же, наоборот, лето было знойным и жатва начиналась раньше обычного, то необходимость дополнительного месяца становилась актуальной лишь осенью или непосредственно перед следующим «просинцем». Таким образом, не отвлеченные астрономические расчеты, а сезонные колебания погоды диктовали славянам сроки дополнительного месяца: он вставлялся в разные годы в различные места, а именно там, где оказывалась особенно заметной разница между названием очередного месяца и фактическим сезонным явлением и где соответствие между тем и другим было особенно практически необходимым» 19. Список литературы: Ахмед ибн Фадлан. Записка о путешествии на Волгу.
В переводе на современный русский язык - «минули лета Ярославовы». Слово о полку Игореве. Данилевский И. Нерешённые вопросы хронологии русского летописания. Либо, как в случае с Трояном, с промежутками времени, по каким-то причинам связываемыми с кем-либо из Богов. Слово «год» в смысле периода в 12 месяцев лишь с XVI в.
Таким образом, у летописцев мы встречаем следующие определения времени: «год обедни», «год молитвы», «год Луны», «год» в смысле «лета», «обед год» и т. Очерки истории астрономии Древней Руси. Календарь и счисление часов у наших предков. Видимо, нужно заменить на «ять». Журавель А. Месяцы «книжные» и «небесные»: их соотношение на страницах летописей.
О реконструкции праславянского календаря к проблеме этногенеза славян. Календарь наших предков. Впрочем, у древних кельтов месяц длился от полнолуния до полнолуния, хотя при этом слово «новолуние» на ирландский язык переводится словосочетанием «gealach nua», «новая луна». С другой стороны, германцы и древние римляне до введения юлианского календаря рассчитывали длину месяца от новолуния до новолуния. С принятием христианства и вместе с ним юлианского календаря, весенний месяц «сухий», начинавший собой год, был переименован в март».
Главное из них — Макошь Утка, Утиное гнездо. Оно определяло основные периоды жизни земледельца и скотовода. Изображения созвездия Плеяды широко известны на изделиях времени палеолита. Позднее оно с неизменной точностью изображалось на предметах украшения русского народа [Тюняев А. Изображения созвездия Плеяд на предметах, относящихся к палеолиту: 1, 5, 6 и 7 — на камнях, 3, 4 — на сосудах. В цветных врезках — фотография Плеяд и гнездо певчего дрозда, в котором жёлтые рты птенцов удивительно напоминают и сами звёзды Плеяд, и их расположение. В чёрно-белой врезке — названия отдельных звёзд Плеяд рис. Значение Плеяд, видимо, сугубо сакрально, поскольку даже один из кругов на злаковых полях также изображает это созвездие. Изображение созвездия Плеяды на злаковом поле, Froxfield, England,1994 г. К периоду разной палеолитической глубины источники относят тот факт, что русская народная астрономия знала не менее 30 созвездий, многие из которых имели оригинальные названия. Например, созвездия Большая и Малая Медведицы имели палеолитическое название Лось, восходящее к охотничьему периоду становления общества. Точки восхода и захода Солнца в различное время года определялись как географические ориентиры типа «зимний запад», «летний восток» и т. Суточное время определялось днём по положению Солнца, а ночью — по движению ручки ковша Большой Медведицы «дышло Телеги» [Российский словарь, 2002]. По результатам многотысячелетних наблюдений за окружающей природой в зоне лесов и лесостепей Русской равнины в условиях земледельческо-животноводческого хозяйства сложилась русская народная фенология, выстроенная на приметах. В её рамках приметы возникли как долгосрочные прогнозы сезонных явлений природных циклов и привязки к ним иногда с точностью до одного дня хозяйственных операций земледельческой, животноводческой, охотничье-собирательской и пр. А также как краткосрочные прогнозы, которые являются результатом наблюдений за конкретным состоянием атмосферы, флоры и фауны. В русском народном календаре определённым дням приписывается определённое состояние природы: на Перунов день, 2 августа обязательны грозы; морозы бывают на Корочун, 25 декабря и День Велеса, 11 февраля. По первым дням года судят о погоде всего года или отдельных его периодов. Например, если 25 марта был солнечный день, то в этом году будет хороший урожай гречихи, а если был дождь, то будет хороший урожай ржи. Краткосрочные прогнозы осуществляются по состоянию метеоусловий цвет солнца, луны, радуга, облачность и др. Индикаторами изменения погоды служат около 600 видов животных и 400 видов растений. Например, лещ плещет, когда колосится рожь; щука — когда цветёт шиповник; судак — когда цветёт липа. Резюме: путём многотысячелетних наблюдений и анализа результатов в Древнейшей Руси была сформирована календарная взаимозависимость многочисленных проявлений природы, которая в виде примет легла одним из информационных слоёв в состав структуры календарно-астрономических знаний древнерусского народа. Развитие древнерусских календарно-астрономических знаний Возникнув в 30-м тыс. Статуэтки богини Макоши с аграрно-обрядовыми знаками: слева — статуэтка Макоши из Костёнок ок 40 тыс. Во времена трипольской культуры 7 — 4 тыс. В частности, известны статуэтки Макоши, берущие своё начало с палеолитической глубины стоянок Костёнки, Авдеево, Зарайск и т. Известны сосуды с изображением календаря. Календарь, реконструированный по изображениям на славянских сосудах. Всё это говорит о той исторической глубине, с которой к нам приходят знания древних русов о календаре, геометрии, математике, астрономии, астрологии и сформированной на этих основания религиозной мифологии. При этом, как признают многие исследователи и утверждают многие источники, древнерусский календарь, построенный на астрономических принципах, намного точнее навязанного позже — христианского. Русская сказка «Курочка Ряба» — космический календарь К наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции академик РАН В. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца. Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Старик бил-бил — не разбил; старуха била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое». Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины. Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» — в русском языке обозначает древность событий, равную космической — звёздной. Поэтому star — букв. Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно. Термин «Курочка» — орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними. Термин «Ряба» — образован при помощи суффикса -б а «имён существительных, обозначающих процесс движения просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др. Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» рясть, рятать , обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. Таким образом, Ряба — это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд». Яйцо — чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира — его начала и конца. Термин «мышь» — древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён. О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. Индоевропейская основа на согласный: др. От «мышь» произведено название Млечного пути — Мышиная тропка.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:.
Славянский календарь, символы на Руси
До сих пор учёные спорят, когда же славяне отмечали Новый год: кроме январской гипотезы существуют предположения и о том, что отсчёт для наших предков начинался весной, с началом сельскохозяйственных работ. Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, уже не будет. Ясно одно — конец декабря и начало января для дохристианской общины имел примерно такое же значение, как, например, известный праздник Ивана Купала. И многие традиции, имевшие и до сих пор имеющие место быть у россиян, берут своё начало ещё с языческих времён. Нечистая сила: способы новогодней борьбы В переводе на современный календарь новогодние празднества у древних славян проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходилась кульминация. Все 12 дней в центре поселения согревал тела и души жителей священный огонь в честь верховного божества. Присутствие костра в общине можно сравнить с нынешней наряженной ёлкой, пришедшей в Россию с принятием христианства. Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян. Источник: Pinterest Особое место в обрядах дохристианских славян занимали святки, также длившиеся 12 дней.
Их смысл немного поменялся с принятием на Руси христианства. Яркий пример можно увидеть в известном произведении Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Переходный период конца декабря — начала января соотносился у славян с повышенной активностью нечистой силы. Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, и жители деревни предпринимали значительные усилия, чтобы предохранить свой дом от пагубного влияния нечисти. Обереги размещались в бане или прихожей, которые считались «воротами» в потусторонний мир. Всё хозяйство обходили вместе с «магическими вещами», чаще всего вениками или помелом, дабы защитить дом и скот от разгула нечистой силы. После этого скот выпускали на улицу, предварительно разместив во дворе кормушки.
Так, к концу VIII века до н. Воплощением Ярилы у нас почитался князь Бус Белояр, потому и первый месяц ведического года у нас носит имя Белояр — именно так сей месяц назван в «Велесовой книге». В Велесовой Книге написано: «Числобог ведет учет нашим дням», - по сути древний календарь русичей из «Велесовой книги». По старому календарю 2022 год — Рысь под Вязом, год Стрибога. Образ года: Рысь под Вязом. Птица Стратим. Цветок: гиацинт. Камень: аметист. Нередко добавляют ещё к дате весь прошлый Сварожий круг лет Платонический год , состоящий из 12-ти зодиакальных эпох, каждая из коих продолжается 2160 лет. Историческое обоснование сего летоисчисления смотрите здесь: В "Прославлении Триглава", с коего и начинается "Велесова книга", кроме прочего имеется и прославление Малых Триглавов, перечисляемых при поминовениях предков: "За теми двумя — Хорс и Велес, Стрибог. Затем — Вышень, Леля, Летеница. Затем Радогощ, Крышень и Коляда. Следом идут Сива, Яр и Дажьбог. Последние двенадцать — явно духи-покровители месяцев года и знаков зодиака: Белояр март-Овен , Ладо апрель-Телец , Купало май-Близнецы ; каждый раз с 21 числа... Ну, а далее идут духи-покровители месяцев из земледельческого народного календаря. Если сопоставить известный всем китайский "животный календарь" и русской жреческий календарь тот, что по Малым Триглавам , мы получим: китайский животный цикл является перечислением священных животных из русского календаря. Известно ведь, что составлен был сей календарь при правлении патриарха Богумира он же и китайский император Юй , когда пра-славяне и китайцы входили в единую империю. Заметим, 2020-й год был годом Крысы, а значит и Хорса. И, между прочим, это был год пандемии, которая пошла от летучих мышей... Да потому, что она наиболее близка к Тигру, хотя, конечно и Тигр в те годы был хорошо известен на Руси и жил не только на Амуре... Стрибог — бог ветров, разносящих вирусы, так что ещё покашляем, но всё уже должно кончиться. Кроме прочего, это ещё и Кресень-год в Коло Кресня. Это год начала подъёма духовности и культуры в России. Итак, попробуем создать предсказания для России на 2022 год, согласно календарю «Велесовой книги»: В традиционных славяно-ведических предсказаниях особую роль играет 532-летний цикл индиктион. Что означает число 532?
Год начинался с 1 марта и содержал 12 месяцев. Месяцы назывались по природным явлениям и хозяйственной деятельности человека в тот или иной период года. Месяц март назывался «березозол» - время распускания почек на березе. Апрель назывался «цветень», а май — «травень» - время цветения и бурного роста трав. Июнь назывался «червень» - от слова «червь» - в это время люди собирали в садах и огородах вредных гусениц. Июль назывался «липень» - время цветения липы. Август назывался «серпень» - от слова «серп» - время жатвы.
В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря. Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня.
7 апреля – Радогош (Дажьбог разбил яйцо Кощея) | Календарь языческих праздников
Березозол (март) В Древней Руси существовал лунно-солнечный календарь. О древних календарях славян есть немало литературы, но не так много артефактов. В славянской родной вере (Родноверии) в течение года существует ряд общих праздников, когда важные ритуальные мероприятия проводятся в соответствии с общими календарями. В руском календаре 9 сороковников (месяцев) по 40 и 41 дню – это одно Лето (теперь называется год). Древним Славянским Календарём называют Славяно-Арийский Календарь (Ведический), летоисчисление которого начинается с Сотворения Мира в Звёздном Храме.
Славянский календарь: месяц 40 дней, неделя 9 дней
Эти игры были достоянием холостой деревенской молодёжи и носили иногда эротический характер — безусловно, в обрядовом смысле этого слова. Молодые люди чаще всего наряжались в стариков и старух, встречались и зооморфные образы. Молодёжь пугала стариков, вламывалась к ним в дом, устраивала хаос и, довольная, уходила восвояси. После принятия христианства официальная церковь стремилась ограничить эти «бесовские» развлечения.
Особенное раздражение у церковных иерархов вызывало переодевание женщин в мужчин и наоборот. Источник: Pinterest Проводилось множество игр, связанных с ряжением. Например, два человека составляли собой «кобылку», на которую садился третий, и вся эта процессия с криком и шумом перемещалась по поселению.
Парни также переодевались в быка, который гулял по деревне и пугал девиц, пока кто-то не «оглушал» его горшком. Новый год 1 января: долгая дорога к современности С принятием в Древней Руси христианства на эти территории распространилась новая, гражданская, дата Нового года — 1 марта. Долгое время, вплоть до 14-го века, «народный» и «церковный» праздник сосуществовали.
В 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, согласно решению Никейского собора. Это, однако, не соответствовало устоявшемуся земледельческому календарю: если 1 марта ещё как-то можно было объяснить стартом работ в полях, то новая дата вызывала вопросы. Противоречие сохранялось, пока Иван III , политика которого заключалась в унификации жизни в стремительно расширявшемся государстве, окончательно не установил единую дату праздника.
Почти два века подданные Московского царства отмечали Новый год 1 сентября, пока в 1700 году Пётр I не вернулся к языческому календарю. Российская империя встречала год уже в привычном для современного человека режиме — 1 января. И именно тогда распространяется в России всеми любимая ёлка как главный атрибут праздника.
То есть, несмотря на то, что месяц у них длилися 40 или 41 день, количество недель было, как и сейчас, примерно 4,5. Таким образом славяне могли быстро и точно высчитать какой день недели был много лет назад. Дни недели у наших предков назывались намного логичнее, чем сейчас. Ну и ещё раз про понедельник. Так как последний день недели назывался "неделя" простите за каламбур , то понедельник — это день после недели, то есть по-недель-ник 69 Вот вам цитата из "Конька-Горбунка": «...
Работа и отдых Интересно то, как была устроена неделе в плане труда и отдыха. Нам сегодня, возможно, стоило бы к ней присмотреться. Первый и второй дни недели всегда были рабочими. Третий день — день отдыха. Плюс тритейник был разгрузочно-постным днём.
Оно и логично — если не работаешь, то тратишь меньше энергии, не нужно много есть. Четвертый день рабочий. Пятница была серединой 9-днейвной недели. Это тоже был рабочий день, но тяжёлый труд не поощрялся.
Археологические раскопки показывают, что с глубокой древности славянская календарная символика наносилась на бытовые предметы, в частности, на сосуды — кувшины, горшки, чаши. Многие исследователи утверждают, что астрономические познания примерно около 30 тысячелетий назад достигли такого высокого уровня, что вызывают восхищение современных ученых. То есть, даже официальная наука признает, что древнейшие календари появились на территории нашей страны на десятки тысячелетий раньше, чем египетские и шумерские! Выводы археологов подтверждают работы французского ученого Пьера Лапласа, который подвел математическую доказательную базу под утверждение, что астрономическим знаниям античности не менее 25-35 тысяч лет. Иными словами, они возникли гораздо раньше всех официально признанных цивилизаций древности. Научная статья Кришна Шастри Годболе Бомбей, Индия , анализируя астрономические данные, подводит к выводу о более чем 25-тысячной древности Вед. На эту статью в своих исследованиях еще в 1892 году ссылался английский ученый Дж. Сунгирская лошадка Изображенная на рисунке сунгирская лошадка стала достоянием мировой археологии и символом всей археологической стоянки Сунгирь. Но этот культовый предмет оказался свидетелем того, что люди в то далекое время не только знали математический счет, но и отражали это в произведениях искусства. Вот что по этому поводу писал известный русский археолог, профессор Даниил Авдусин: «… интересны вырезанные из бивня мамонта фигурки лошадей, украшенные двумя линиями орнамента, каждая из которых состоит из двадцати точек, сгруппированных по пять». Это он считает не случайностью, а подтверждением того, что позднепалеолитические люди знали счет. Профессор В. Ларичев еще в 1997 году написал, что находки Сунгиря — яркое доказательство существования «культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря». С тех пор на территории нынешней России были обнаружены десятки древнейших календарей — солнечных, лунных, комбинированных. Эти находки красноречиво свидетельствуют о том, что около 40 тысячелетий назад а по некоторым данным и раньше люди, населявшие Русскую Равнину, Сибирь и ряд других регионов, обладали довольно точными календарными системами, причем, некоторые из них современные исследователи называют совершенными. Но за счет чего в глубокой древности удавалось достичь такой точности? Ответ на этот вопрос дают обнаруженные учеными руины комплексов солнечно-звездных обсерваторий. Такие комплексы найдены на Куликовом поле, под Остряковом, под Епифанью, и даже пирамиды Кольского полуострова исследователи склонны считать древнейшими обсерваториями. Так, на знаменитом Куликовом поле у ручья со старинным названием Курцы был обнаружен сорокатонный мегалит известный под названием Цыганский Камень из белого песчаника со сквозным отверстием для наблюдения за звездным небом. Уменьшенная копия этого каменного телескопа показала, что инструмент легко поворачивается по оси как вертикальной, так и горизонтальной.
Иоанна Предтечи, собравшиеся ввечеру юноши мужеска и девическа и женска полу соплетают себе венцы от зелия некоего, и возлагают на главы и опоясуются ими. Еще же на том бесовском игралищи кладут огонь, и окрест его, вземшеся за руце, нечестиво ходят и скачут, и песни поют, сквернаго Купала часто повторяюще и чрез огонь прескачуще, самих себе тому бесу Купалу в жертву приносят». Таким образом, из этих обрядов праздника Купалы нельзя не видеть, что он был для наших предков каким-то великим днем очищения огнем и водой, но с Предтечей Иоанном, кроме времени празднования, ничего общего не имеет. Однако в представлении народном совершенно незаметно празднество древнерусского Купалы слилось с праздником христианским в честь св. Иоанна Крестителя и последний необходимо сделался представителем и покровителем всего, что прежде усваивалось языческому Купале. Поэтому-то предки наши, сохранив верования и обычаи древнего Купалы, соединили их с днем и именем св. Иоанна Крестителя. В старину верили, что Рождество Иоанна Крестителя придает нужные свойства или силы травам и цветам, и потому, согласно с народным обычаем и верованием, на Рождество Иоанна Предтечи запасались разными травами и цветами. На самом деле, в середине лета многие травы естественным образом достигают расцвета. Они бывают полезны в силу своей природы, и мистики тут никакой нет». Слова в тексте г-на иерея выделены мной. Таким образом, дело оставалось за малым. Вычислить, в каком веке на землях так называемой «Древней Руси» «языческое» празднование в честь летнего Солнцестояния «совершенно незаметно... Известно, что сейчас в XXI веке, юлианский календарь отстаёт от астрономического за астрономический можно принять известный нам григорианский календарь календаря на 13 суток. Зная, с одной стороны, принцип действия юлианского календаря, и, с другой стороны, время летнего Солнцестояния, очень легко посчитать, когда 24 июня календаря юлианского наложилось на 21 июня календаря астрономического. Узнав это, мы можем узнать, в каком веке на самом деле произошло так называемое «Крещение Руси». В XVI веке, если верить словам игумена Памфила, празднование Купалы во Пскове происходило повсеместно: «мало не весь град возмятется» Почему-то оно происходило «в навечерие Рождества св. Иоанна Предтечи», вечером 23 июня по юлианскому календарю , а не вечером 10-го июня, перед точкой Солнцестояния, как рассчитали бы славянские а также чудские и литовские жрецы, коих в те времена и в тех краях было ещё предостаточно. Жемайтия приняла христианство по официальной версии только в начале XV века. И ещё жив был Криве-Кривейто, Верховный Жрец литовцев и кривичей. Таким образом, уже в XVI веке, во времена Игумена Памфила, так красочно описавшего купальскую ночь, разница между днём Солнцестояния и 24-м июня по юлианскому календарю составляла 13 дней!