Все произведения Достоевского, представленные в библиотеке. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы». Все произведения Достоевского, представленные в библиотеке. самое лучшее произведение Достоевского на мой взгляд.
Федор Михайлович Достоевский
ПРОСТО БИБЛИОБЛОГ: К 200-летию Ф. М. Достоевского | Федор Достоевский слушать (8 аудиокниг): Пушкинская речь. |
Топ-10 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского | В мире самым популярным произведением Федора Михайловича Достоевского стало «Преступление и наказание». |
Storytel: Достоевский оказался самым популярным классиком в мире
Он наивен как ребенок, но в то же время мудр и рассудителен», - сказала шеф-редактор ГК «Литрес» Екатерина Писарева. Вторым по популярности героем романов классика стал Родион Раскольников, на третьем месте — Соня Мармеладова оба — действующие лица романа «Преступление и наказание». Есть новость — поделитесь!
Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина — страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую. Достоевского можно не понять, только если не прочесть его книги. А если все равно непонятно, то лучше прочесть их еще раз. Мастер глубокой драматургии и настоящий гений пера погружает в суровый мир русского общества 19-го века. Вашему вниманию десять лучших произведений автора.
Оригинально для тогдашнего времени написанная история создана в эпистолярном жанре: роман в виде писем — яркое описание жизни двух главных героев — Макара Девушкина немолодого чиновника и Варвары Доброселовой девушки-сироты. Были среди них как лестные, так и откровенно унижающие его как писателя рецензии. Одним из первых, кто прочел рукопись Достоевского, стал известный русский критик Белинский. Он же поспособствовал публикации произведения и дал ему высочайшую оценку, разглядев редкий талант в молодом даровании. Белые ночи 1848 год Настенька решается рассказать ему свою историю: о том, как все свои ранние годы прожила со слепой бабушкой после смерти родителей. Та никогда не отпускала ее надолго и часто пришпиливала к своему платью булавкой. Жизнь Насти сложно назвать веселой или разнообразной.
Но для нее все меняется, когда к ним с бабушкой приезжает постоялец, пожалевший девушку. Настя сразу влюбляется в него, но мужчина беден и обещает вернуться через год, когда заработает денег. И вот проходит год, ее возлюбленный снова в городе, и Настенька узнает об этом. Но он не торопится к ней и не отвечает на ее письмо, а девушка самозабвенно ждет. Отчаявшись, она решается ответить на чувства мечтателя, но, случайно встретив своего возлюбленного, сбегает от мечтателя. Впоследствии она пишет ему письмо, в котором просит прощения за предательство. Но мечтатель не держит зла: он простил и продолжает любить.
Ведь Настенька — ярчайшее событие в его жизни. А он — просто опора в тяжелую минуту, и теперь он снова одинок. Суть мечтателя, которую Достоевский закладывал в своего персонажа, это не просто нерешительность или отсутствие стремлений в жизни. Сам писатель считал такой тип человека знамением своего времени: он писал, что в стране хватает характеров, жадных до деятельности, жизни, реальности, но при этом слишком женственных, слабых, чересчур нежных. Записки из мертвого дома 1860-1861 годы В центре сюжета — дворянин Александр Горянчиков, осужденный на 10 лет за убийство жены. Он сам признал вину, назвав причиной ревность, а, отбыв срок, оборвал все родственные связи и остался жить в Сибири затворником. Главный герой зарабатывает репетиторством, а единственным его развлечением являются литературные зарисовки о каторге и чтение книг.
В повести нет целостного сюжета как такового: она оформлена в виде хронологических зарисовок, в которых описывается, как Горянчиков попал в незнакомую для него крестьянскую среду, как переживает от этого шок, пытается адаптироваться, поначалу не принимаемый каторжанами, презираемый за брезгливость и непрактичность, и, вместе с тем, уважаемый за принадлежность к дворянству. Униженные и оскорбленные 1861 год Достоевскому удалось очень ярко противопоставить богатой семье людей бедных, в роли которых в романе предстает семья обнищавшего помещика Ихменёва. Несмотря на невозможность взаимодействия столь разных слоев, это происходит, когда Ихменёв нанимается к Валковскому в качестве управляющего поместьем. И, все бы ничего, но ситуация постепенно осложняется тем, что дети семейств принимают решение соединить себя узами брака, причем без родительского благословения, что по тем меркам ситуация немыслимая. Роман был довольно прохладно встречен критиками в свое время. Это можно объяснить тем, что петербуржское общество настороженно отнеслось к писателю, недавно вернувшемуся из ссылки. Тем не менее современные критики считают, что произведение было написано особенно остро, интересно и разнопланов: только настоящий мастер пера мог создать подобный психологический шедевр.
Записки из подполья 1864 год Главным героем произведения выступает государственный чиновник коллежский асессор , излагающий свою исповедь на бумаге. Проявляя недюжинное мужество, ключевой персонаж обращается к своей душе, входя в конфликт с собственным положением, ведь его политическая деятельность никак не соотносится с нравственными нормами даже по тем временам. Роман стал отправной точкой для экзистенциального направления в литературе первой половины 20-го века. Сам Ницше однажды сказал, что Достоевский стал единственным психологом, у которого ему удалось чему-нибудь научиться. Игрок 1866 год История создания романа довольно необычна и показательна. Не секрет, что Достоевский сам был долгие годы заядлым игроком и отчасти произведение можно считать автобиографическим. В 1863 году писатель приехал в немецкий Висбаден со своей подругой Полиной Сусловой.
Всего за несколько дней он проиграл в рулетку не только все свои деньги, но и деньги подруги. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил с издательством своеобразный контракт-пари, по которому должен был написать новый роман за невероятно короткий срок — всего 26 дней!
Роман "Бедные люди", 1846 Сюжетная линия проста: молодая девушка и мужчина в возрасте состоят в переписке.
Изначально из писем кажется, что связывает их только дружба, почтение и уважение к друг другу. Но чем дальше заходит эта эпистолярная дружба, тем больше в отношениях между двумя людьми проявляется заботы, теплоты, нежности, внимания, желания и любви. Роман так и остаётся "лишь на бумаге", ведь влюбленные боятся сплетен и осуждения.
С момента написания произведения прошло немало лет, но мало что изменилось с тех пор... Человек все так же зависит от чужого мнения... Произведение с разных сторон исследует тему азарта, зависимости от игры, психологического состояния игроков.
Построен роман по принципу дневниковых записей. В красках и лицах Достоевский описывает все стороны "медали" и буквально кричит о том, что за страшная штука - игромания. В книге поднимается еще одна грустная тема - ожидание наследства.
Родственники словно стервятники кружат над еще живым человеком. Роман "Униженные и оскорбленные", 1861 В романе речь и идет о судьбе небогатой помещичьей семьи Ихменевых. Так вышло, что их несправедливо засудил князь Валковский, на которого работал глава семейства.
К тому же в сына князя Алешу влюбляется дочь Ихменева Наташа.
После каторги были написаны «Записки из Мертвого дома». Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к «земному раю» — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом «Преступление и наказание» 1866 , в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии 1867 — 71. В эти годы писатель работал над романами «Идиот» 1868 и «Бесы» 1870 — 71 , который закончил уже в России.
В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей. В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину 6 июня, в день рождения великого поэта , где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев , Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием». Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Книги Достоевского бьют все рекорды по чтению и прослушиванию в 20 странах мира
«Записки из мертвого дома» входят в список самых известных произведений Достоевского. Вечерняя Москва. Произведения опубликованы полностью, без сокращений 92 книги.
Достоевский non-fiction. Произведения прозаика оценили не все современники
Достоевский Федор Михайлович | Его произведения помогают лучше понимать себя и других людей. |
Слушать все аудиокниги Федора Достоевского онлайн | Малоизвестная повесть Достоевского, ничуть не уступающая его популярным произведениям. |
Произведения Достоевского (список самых популярных)
Обзор топа самых знаменитых произведений писателя Фёдора Достоевского. Роман «Униженные и оскорблённые» – первое большое произведение Достоевского, написанное им после каторги и ссылки. «Достоевский знакомый и незнакомый», «Произведения Достоевского в восприятии читателя XXI века». Создание буктрейлера по произведению способствует более глубокому, вдумчивому его прочтению.
Федор Достоевский. Обзор произведений Достоевского
10 лучших произведений Фёдора Михайловича Достоевский. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Биография и список книг и произведений (в том числе доступны и электронные книги для онлайн чтения) Федор Михайлович Достоевский на Вышла хорошая книга Сергея Наумова о туристических маршрутах Достоевского.
Произведения Достоевского, которые читали не все
Суть этого бунта Достоевский пояснил так: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! Интересное рассуждение из повести: «Прямой плод сознания — инерция, сознательное сложа-руки-сиденье. Все непосредственные деятели потому и деятельны, что тупы и ограничены.
В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование представляет собой поток сознания главного героя. В наше время фантастичность этого приема уже не ощущается, но в свое время именно на примере «Кроткой» Достоевский обсуждал особенности своего метода как «реализма в высшем смысле», «реализма, доходящего до фантастического». Другой «фантастический рассказ», «Сон смешного человека», описывает хрупкую инопланетную утопию и ее разрушение под растлевающим влиянием попавшего туда землянина. На основе фантастического допущения — внезапного появления у главного героя его полного двойника, который постепенно занимает его место в жизни — построена повесть «Двойник». В «Хозяйке» для мотивировки сюжета использованы модные тогда идеи месмеризма и животного магнетизма. Фантастическим по своей природе также является рассказ «Бобок», посвященный переговорам покойников на кладбище.
Также фантастическое допущение лежит в основе одного из самых известных юмористических рассказов автора — «Крокодил» проглоченный крокодилом обыватель очень неплохо себя чувствует. Полуфантастические, мистические мотивы встречаются и в серьезных произведениях Достоевского, таких, как романы «Братья Карамазовы» в частности, главы «Великий Инквизитор», «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» и «Бесы». Также Достоевский использует научно-фантастическую образность, к примеру, описывая сон Раскольникова о разумных микробах, поработивших человечество, искусственный спутник Земли в разговоре Ивана Карамазова с чертом. В целом большинство исследователей признают в произведениях Ф. Достоевского наличие фантастического элемента, как лежащего в основе сюжета, так и используемого для описания мест действия «Петербург Достоевского» иногда признают неким фантастическим городом, «городом-призраком», не во всем повторяющим реальный исторический Петербург. Кроме того, Достоевский одним из первых представил русской публике Эдгара По , отметив у него искусство детали, благодаря которому даже путешествие на Луну выглядит правдоподобным, и из-за этого у По «если и есть фантастичность, то какая-то материальная». Определение фантастики, данное Ф. Достоевским в частном письме, опубликованном в 1906 г.
Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему» , стало впоследствии чрезвычайно популярным и часто приводится.
Типажи, о которых читатель узнает из книги, Достоевский привез из ссылки. Рассказанные со свойственной писателю любовью к деталям при его проницательности зарисовки действительно переоценить невозможно. Недаром эту повесть называют "прологом" к нему и считают предвестницей экзистенциализма. Проблема "подполья", в которое загоняет себя рефлексирующий петербургский чиновник, остается актуальной и понятной многим из наших современников. Рефлексия и бездействие как результат экзистенциального отчаяния провоцируют упадочничество, и здесь уже возникает опасность привычки к жестокости и полноценного морального уродства - и, что самое страшное, сам персонаж это все, разумеется, прекрасно понимает. Настоящая "достоевщина" начинается именно здесь.
Уже спустя два года появилось "Преступление и наказание". Само название является типичным для водевилей того времени. А водевиль в творчестве Достоевского можно встретить, прямо скажем, нечасто. И как такое пропустить? Не оставили рассказ без внимания и советские киноделы, которые в 1984 году сняли его экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли. Неизвестно, читал ли его сумрачный сюрреалист Франц Кафка, родившийся через два года после смерти русского писателя, но не вспомнить о нем при чтении этого рассказа просто невозможно. Как и гоголевский "Нос", в подражание которому, очевидно, "Крокодил" и написан. А действие произведения насколько причудливо, настолько и просто: чиновник, проглоченный крокодилом целиком и оставшийся необъяснимым образом в живых, нелепо рассуждает об открывающихся перед ним благодаря этому происшествию карьерных перспективах.
Здесь Федор Михайлович с особенной едкостью набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря - ехидства и желчи здесь куда больше, чем даже в другом его рассказе этой же направленности "Скверный анекдот". Биография Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 11 ноября 1821 года в Москве. Отец, Михаил Андреевич, работал в госпитале для бедных. Мать, Мария Фёдоровна в девичестве Нечаева , происходила из купеческого рода. Фёдор был вторым из 7 детей. Это имение 6 октября 1506 года за заслуги получил во владение от князя Фёдора Ивановича Ярославича Данила Иванович Ртищев. С этого времени Ртищев и его наследники стали именоваться Достоевскими. Памятник Достоевскому в Москве, рядом с местом рождения Когда Достоевскому было 15 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила впоследствии также ставшего писателем , в пансион К.
Костомарова в Петербурге. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он как и его брат зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» Бальзака 1843. Год спустя выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу становится знаменитым: В. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» наталкивается на непонимание. После публикации «Белых ночей» он был арестован 1849 в связи с «делом Петрашевского».
Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева… копию с преступного письма литератора Белинского, - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.. Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 на Семёновском плацу был обставлен как трагифарс инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги 11-20 января 1850 года писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. Муравьёвой, П.
Анненковой и Н. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил потом всю жизнь. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.
Филологический журнал» Николай Подосокорский Великий Новгород ; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра «Ф. Филологический журнал» Татьяна Магарил-Ильяева Москва ; научный сотрудник научно-исследовательского центра «Ф. Филологический журнал» Катерина Корбелла Москва. Крылова в романе Ф. От Чардынина и Куросавы до Вайды и Бортко. Достоевским» и др.
Филологические чтения «Произведения Ф.
Гений и злодеи: что в творчестве Фёдора Достоевского сегодня наиболее актуально
Отчим считал себя талантливым музыкантом, часто выпивал и предавался мечтаниям о лучшей жизни. Случилось так, что в возрасте десяти лет Неточка осталась круглой сиротой. Достоевский очень тонко, психологично описывает ее жизнь с самого детства и до зрелого возраста, ее внутреннюю борьбу, изменения в характере, ее мечты и стремление к счастью.
При этом большинство честно признавались, что читали классика в школе, но хотели бы перечитать его романы уже во взрослом возрасте. Достоевского-писателя любят за тонкое понимание человеческих пороков и за философские размышления и глубинные вопросы. Также читатели отмечают неповторимый психологизм прозы Достоевского, точную передачу духа времени и богатый, смелый и выразительный язык. Больше всего российским читателям полюбился центральный герой романа "Идиот", кроткий и вдумчивый князь Мышкин. Следом идет - Родион Раскольников, один из наиболее ярких и противоречивых персонажей в мировой литературе. На третьем месте - Соня Мармеладова, чей сложный, многогранный образ вызывает эмпатию читателя.
В Storytel проанализировали рейтинг популярности Федора Достоевского в честь 200-летнего юбилея писателя. Поэтому международный сервис аудиокниг Storytel проанализировал популярность писателя в России и во всем мире.
Достоевский занимает первое место, как самый прослушиваемый автор в 20 странах, где есть Storytel.
Он публиковался частями в 1861 г. Повествование ведется от лица начинающего литератора Вани, детали жизни которого напоминают события биографии молодого Достоевского.
Действие книги происходит на фоне улиц северной столицы, описанной с характерной для автора топографической пунктуальностью. Сюжет интригует цепью загадочных эпизодов. Образ Нелли, спасенной Ваней от опекунши, и обстоятельства ее жизни пресекаются с романом Ч.
Диккенса «Лавка древностей». Тема произведения — детальное изображение бедных людей, оставшихся в обществе без опоры и поддержки. Они обездолены и поруганы.
Большую роль в романе играет проблема эгоизма, раскрытая на примере Алексея, Наташи и князя Валковского, отплатившего злом за добро. Ей противопоставлена тема благородства и самоотверженности Ивана, готового потерять любимую девушку ради ее счастья с другим. Игрок 41 «Игрок» — одно из популярных произведений Достоевского, которое писатель создал в 1866 г.
В его основу легли собственные впечатления Достоевского и его опыт. Тема произведения — абсолютное увлечение азартной игрой, ставшей единственной целью и смыслом жизни героя. Ради казино он отказывается от увлечения юной девушкой и личного счастья.
Автор детально описывает его как поэта игры, направившего все силы на рулетку, хотя стыдится этой страсти, но не может обойтись без адреналина и риска. Постоянно проигрывая, он надеется выиграть и называет это состояние красиво: «воскреснуть». Однако финал произведения закономерен и реалистичен.
Бесы 41 Антинигилистический роман написан в 1870-1872 годах на основе реальных событий, вызвавших громкий отклик в обществе, — убийство членами революционной группы студента, пожелавшего порвать с их деятельностью. В опубликованном реальном манифесте доказывалось право на преступление ради блага революции. На Западе высоко оценили социальные и нравственные идеи Достоевского.
Созданное под впечатлением террористического движения среди русской интеллигенции произведение оказало серьезное воздействие на развитие философских концепций конца XIX столетия. Современная критика осознала риск радикальных намерений революционеров и атеистов. Руководители кружка, имеющие прототипы, изображены подлыми и бесцеремонными.
Топ-10 самых известных произведений Федора Достоевского
И только простой и добродушный слуга Герасим да маленький сынишка проникаются к нему искренним сочувствием. Духовная свобода от материализма, которой слуга обладает в силу положения, а сын - в силу несознательного возраста трогает Ивана Ильича и заставляет вспомнить о том, каким он был когда-то давно, пока в погоне за всякой ерундой не растерял простые человеческие ценности. Именно об истинном смысле «простых человеческих ценностей» в конечном счёте и пишет Толстой в этой повести. И можно конечно считать бесконечно наивными выражения вроде «относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе». Но если не оставлять после себя добро и хорошую память, то что же тогда нужно оставлять, чтобы на смертном одре не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы?.. Невероятно одухотворённая повесть, к тому же очень выразительная. Советую при прочтении обратить внимание на то, как Толстой играет с цветами и как элегантно внедряет символизм. Что ещё почитать у автора: роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат», рассказ «Бог правду видит, да не скоро скажет», также рекомендую обратить внимание на многочисленные религиозно-философские труды и антивоенные статьи. Антон Чехов «Вишневый сад» 1904 «Терпеть не могу Чехова! Его добрые, ироничные, богатые ненавязчивой моралью рассказы сотню лет влюбляют в себя миллионы читателей по всему миру.
Его пьесы - кладезь запоминающихся характеров и мизансцен, в которой искромётный юмор уместно дополняется бытовым трагизмом. Но «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» на бумаге всё-таки работают несколько бледнее, чем на сцене. А вот «Вишневый сад» - безусловный шедевр не только театрального искусства, но и литературы. Потерявшая большую часть сбережений дворянка Раневская возвращается из Парижа в родное имение под Харьковом, которое тоже находится в плачевном финансовом положении. Денег на его содержание нет, и ухаживающая за имением родня пытается убедить женщину начать сдавать территорию под дачи молодому купцу Лопахину чьи родители раньше были крепостными у Раневских. Но это место, его традиционное устройство и чудесный вишнёвый садик слишком дороги помещице как память. Отсюда и знаменитые «чеховские ружья», когда даже самые малозначительные элементы пьесы добавлены туда не просто так и в последствии «стреляют». Вот и в «Вишнёвом саде», вроде как небогатом на событийный ряд, буквально каждое предложение, каждая фраза, каждая мелочь оказывается важна даже если так не кажется при первом знакомстве с произведением. Такой подход к творчеству действительно вызывает уважение.
У каждого из нас есть вещи, места или даже люди, с которыми связаны воспоминания о беззаботном детстве или просто приятные мгновениях жизни. Но иногда обстоятельства складываются так, что с ними необходимо расстаться и идти дальше, получая новый опыт и новые воспоминания. Иначе ничего хорошего не случится ни с тотемами прошлого, ни с самим человеком. Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие! События пьесы происходят в самом начале прошлого века, в период существенных социальных изменений в стране, когда старый дворянский уклад жизни начал по-настоящему уступать место буржуазно-капиталистическому. Дачи, заменяющие собой поместья - это символ новой эпохи, к которой можно было или приспособиться, или сгинуть под её гнётом. Наступающие в обществе перемены тогда казались беспощадным топором, который срубает на корню уютный дворянский садик, оставляя после себя лишь голую землю.
Но кто же мог подумать, что всего через полтора десятка лет эту землю посыпят солью и закатают в асфальт ради построения нового мира - мира, в котором не будет место ни таким как Раневская, ни таким как Лопахин?.. Садик - это хруст французской булки на балу, самое вкусное мороженое по ГОСТу, это старый немецкий седан, на который больше не получается достать запчасти. Это слёзы по беззаботному уюту прошлого и вместе с тем напоминание о том, что ничто не вечно под Луной, что эпохи всегда меняются и что эта тоже обязательно канет в лету, как срубленные дровосеками вишни. Но как себя вести, чтобы самому не попасть под новые топоры?.. Что ещё почитать у автора: рассказы любые! Александр Куприн - «Яма» 1909-1916 Сложно сказать, почему последний великий дореволюционный прозаик Куприн недополучил должного признания и остаётся слегка недооценён по сей день. Возможно, он просто был скромным, погруженным исключительно в творчество человеком и потому не сильно заботился о пиаре хотя вроде как имел связи с ключевыми авторами эпохи. А может, классический реализм в его работах иногда слишком причудливым образом сочетался с набиравшим на рубеже веков популярность декадансом, эстетским упадком. Так или иначе, автор обладал уникальным стилем и филигранно, порой натуралистично умел передавать чувства своих персонажей, вписывая их в проработанную, живую, «дышащую» среду.
И именно в «Яме» это работает на полную. О чём книга? Короткий ответ: о проституции. Ответ чуть менее короткий: о работе, бытовых условиях и взаимосвязях обитательниц борделя с жестоким по отношению к ним окружающим миром. Вот Тамара - образованная, владеющая иностранными языкам тихоня, которая успела побывать монашкой, но теперь вынуждена заниматься отнюдь не богоугодным делом. Вот циничная и гордая Женя - её в детстве продала извращенцу родная мать, а теперь она больна сифилисом и желает заразить им как можно больше клиентов. А вот Люба!!! Жизнь каждой из этих дам полна нравственной и физической боли, общество их презирает, а будущее их беспросветно. Но они не перестают от этого быть людьми.
И так без конца, день за днем, месяцы и годы, живут они в своих публичных гаремах странной, неправдоподобной жизнью, выброшенные обществом, проклятые семьей, жертвы общественного темперамента, клоаки для избытка городского сладострастия, оберегательницы семейной чести четыреста глупых, ленивых, истеричных, бесплодных женщин. В русской литературе полным-полно персонажей с которыми хочется себя ассоциировать или, во всяком случае, с которыми ассоциировать себя комфортно. Дерзкие офицеры и прогрессивные студенты, хитрые авантюристы и бесстрашные мятежники, представители дворянства и честные труженики-крестьяне. Это даже могут быть откровенные убийцы - иногда идейные, иногда меркантильные, но всегда имеющие определённую цель, пытающиеся быть хозяевами своей жизни. Даже убийцы, как правило, не ощущаются нами как откровенные изгои. Но некоторые категории людей кажутся настолько чужеродными пятнами на теле общества, настолько мозолят нам глаза, что мы стараемся их попросту не замечать, относимся к ним в лучшем случае брезгливо и уж тем более не хотим задумываться об их чувствах и представлять себя на их месте. Проститутки, мигранты, наркоманы, трансгендеры, да даже просто инвалиды в тельняшках - мы найдём сотню причин, чтобы о них не думать например, «они сами выбрали свою судьбу, почему нам должно быть не всё равно? Она даёт возможность проникнуться чувствами персонажей, бесконечно далёких от нас, «нормальных людей», прикоснуться к табуированной обществом проблеме которая, конечно же, является порождением этого самого общества. Нетрудно догадаться, что Куприн относится к проституции отрицательно, однако пошлым морализаторством не занимается и какого-то конкретного плана решения вопроса не предоставляет.
Но сама попытка раскрытия столь сложной темы является безусловно важной и, увы, актуальной до сих пор. Ведь если о проблеме не вспоминать, всячески её замалчивать и цензурировать, никакого выхода так и не будет найдено.
Диккенса «Лавка древностей». Тема произведения — детальное изображение бедных людей, оставшихся в обществе без опоры и поддержки. Они обездолены и поруганы. Большую роль в романе играет проблема эгоизма, раскрытая на примере Алексея, Наташи и князя Валковского, отплатившего злом за добро. Ей противопоставлена тема благородства и самоотверженности Ивана, готового потерять любимую девушку ради ее счастья с другим. Игрок 41 «Игрок» — одно из популярных произведений Достоевского, которое писатель создал в 1866 г.
В его основу легли собственные впечатления Достоевского и его опыт. Тема произведения — абсолютное увлечение азартной игрой, ставшей единственной целью и смыслом жизни героя. Ради казино он отказывается от увлечения юной девушкой и личного счастья. Автор детально описывает его как поэта игры, направившего все силы на рулетку, хотя стыдится этой страсти, но не может обойтись без адреналина и риска. Постоянно проигрывая, он надеется выиграть и называет это состояние красиво: «воскреснуть». Однако финал произведения закономерен и реалистичен. Бесы 41 Антинигилистический роман написан в 1870-1872 годах на основе реальных событий, вызвавших громкий отклик в обществе, — убийство членами революционной группы студента, пожелавшего порвать с их деятельностью. В опубликованном реальном манифесте доказывалось право на преступление ради блага революции.
На Западе высоко оценили социальные и нравственные идеи Достоевского. Созданное под впечатлением террористического движения среди русской интеллигенции произведение оказало серьезное воздействие на развитие философских концепций конца XIX столетия. Современная критика осознала риск радикальных намерений революционеров и атеистов. Руководители кружка, имеющие прототипы, изображены подлыми и бесцеремонными. Петр Верховенский откровенничает, что революционная деятельность для него лишь средство добиться власти над людьми. Обладающий нужной для лидера харизмой Николай Ставрогин пуст и неинтересен. Роман «Бесы» — одно из самых политизированных произведений и устрашающее предостережение о социальной катастрофе. Записки из подполья 41 Проблематика напечатанной в 1864 г.
Герой произведения, бывший чиновник в отставке, получив наследство, закрылся в своей квартире.
В опубликованном реальном манифесте доказывалось право на преступление ради блага революции. На Западе высоко оценили социальные и нравственные идеи Достоевского. Созданное под впечатлением террористического движения среди русской интеллигенции произведение оказало серьезное воздействие на развитие философских концепций конца XIX столетия. Современная критика осознала риск радикальных намерений революционеров и атеистов.
Руководители кружка, имеющие прототипы, изображены подлыми и бесцеремонными. Петр Верховенский откровенничает, что революционная деятельность для него лишь средство добиться власти над людьми. Обладающий нужной для лидера харизмой Николай Ставрогин пуст и неинтересен. Роман «Бесы» — одно из самых политизированных произведений и устрашающее предостережение о социальной катастрофе. Записки из подполья 41 Проблематика напечатанной в 1864 г.
Герой произведения, бывший чиновник в отставке, получив наследство, закрылся в своей квартире. Сначала он от первого лица повествует о своих духовных открытиях, а затем переходит описанию своего детства, в котором у него никогда не было друзей, и о других событиях, оставивших глубокий след в его жизни, — череде воображаемых обид. Стычка с офицером, обед с давними товарищами, закончившийся оскорблением и вызовом на дуэль одного из них, глумление над проституткой привели к уходу героя от жизни. Подполье — иносказательный образ, символизирующий интеллигентскую рефлексию, безволие. Персонаж считает себя выше других людей, хотя его жизнь пуста и незначительна.
Белые ночи 41 Писатель дал повести, созданной в 1848 г. Основное название указывает на место действия и характерный признак Петербурга и одновременно представляет намек на нереальность и несбыточность происходящего. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» формулирует жанровые и сюжетные особенности произведения. Другой подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» настраивает читателей на восприятие событий от первого лица. На самом деле герой — умный и образованный человек, но он застенчив и одинок, искренне симпатизирует незнакомцам, готов прийти им на помощь.
Антипод героя — активная девушка Настя, наивная, утонченная, романтичная, готовая бороться за свое счастье. Мечтательство — болезнь времени, но участь героя печальна. Он опять остается одиноким. Бедные люди 41 Литературная слава пришла к Достоевскому в январе 1846 г.
Ведущая: режиссер и сценарист Аглая Набатникова.
Самые известные произведения Достоевского
Если вы когда-нибудь почувствуете, что в мире недостаточно доброты, то, безусловно, самое время прочитать "Идиота". Главный герой, князь Мышкин, — один из самых нежных и добрых персонажей в литературе, застрявший в несовершенном мире осуждающих и хитрых людей. Он только что вернулся после прохождения лечения в швейцарском психиатрическом учреждении. Его участие в скандальной любовной интрижке и жестокое обращение со стороны окружающих возвращают его туда, откуда он начинал, — в психиатрическую лечебницу. Этот эпистолярный роман написан как обмен письмами между двумя бедняками в Санкт-Петербурге — пожилым Макаром Девушкиным и его возлюбленной Варварой Доброселовой. Несмотря на слегка ироничный тон, произведение представляет собой важный социальный роман, который даёт возможность высказаться обездоленным людям в обществе. Любовь Девушкина к своей дальней родственнице Варваре заставляет его постоянно искать деньги, чтобы помочь содержать её, надеясь однажды жениться на ней. Но, несмотря на его надежды, её родители не одобряют его, и более богатый мужчина делает ей предложение, так что Варвара оказывается перед выбором, против которого раньше выступали многие молодые женщины. Сюжет основан на истории убийства студента по имени Иван Иванов, которое якобы было совершено членами революционного кружка.
Брат Достоевского тоже был писателем и даже сумел основать свой литературный журнал. Но мало кто знает, что у брата было такое большое количество долгов, что после его смерти родители ещё долго их выплачивали. Свои похождения Фёдор прекратил после того, как встретил девушку, на которой потом и женился. Она была младше него на 25 лет. Писатель был настолько ревнив, что даже составил свод правил для своей жены, которым она должна была обязательно следовать.
К 200-летию Ф. Достоевского В помощь библиотекарю Дорогие коллеги! За двести лет интерес к творчеству гениального писателя только усиливается, он остаётся одним из самых читаемых писателей во всём мире. Предлагаю вашему вниманию материалы в помощь работе библиотекаря. В подборку вошли: 1 Высказывания, цитаты известных людей о Ф М.
Достоевском 2 Цитаты самого Фёдора Михайловича Достоевского 3 Названия и формы мероприятий 4 Творческий зачёт по роману «Преступление и наказание» 5 «Самый трудный в мире классик»: Примерные темы для дискуссий по произведениям Ф. Достоевского для старшеклассников и студентов 6 Выставки — фотовернисаж 8 Интересные и полезные ссылки 1 Высказывания, цитаты известных людей о Ф М. Достоевском «Достоевский не просто сильно повлиял на меня, я получаю огромное удовольствие, перечитывая его, и я по-прежнему перечитываю его примерно каждый год. Его мастерство, проникновение в человеческую душу, способность к состраданию делает его писателем, к которому хотели бы приблизиться многие, если бы могли. Уильям Фолкнер Россия ему рисовалась как одна неуёмная безмерная душа, как океан необъятных противоречий. Но именно эта варварская, невежественная, плетущаяся в хвосте цивилизации страна Петров Великих и само сжигателей рисовалась ему как наиболее способная дать миру нечто новое, светлое и великое... Именно из отверженности своей, из мук своих, из цепей своих может вынести русский народ, по Достоевскому, все те необходимые высочайшие душевные качества, которых никогда не обретет омещанившийся Запад М. Горький «... Человечество, познавшее Освенцим, уже совсем не то человечество, что было до Освенцима. Можно также сказать, что человек до чтения Достоевского отличается от человека, прочитавшего его».
Сёхай Оока, японский писатель «Достоевский за четыре десятилетия литературного труда создал поэтический мир невиданной новизны и смелости, населённый бесчисленными персонажами, мир, в котором бушуют грандиозные страсти и который не только велик преступными порывами мысли и сердца, раздвигающими границы наших знаний о человеке, но и клокочет вызывающим озорством, фантастическим комизмом и весёлостью духа. Ибо, помимо прочего, этот распятый страстотерпец был и удивительным юмористом». Достоевский гениальный, но антипатичный писатель. Чем больше читаю, тем больше он тяготит меня». Пётр Чайковский «Достоевский даёт мне больше, чем любой учёный. Он вызывает у меня этический порыв такой непреодолимой силы, какой возникает от истинного произведения искусства». Альберт Эйнштейн «... Курт Воннегут «Достоевский стоит не в ряду самых великих имён мировой литературы, впереди или позади кого-то, а над ними, выше их. Это писатель другого горизонта, где ему нет равных. Были и есть таланты блестящие, яркие, сильные, смелые, мудрые и добрые, но не было и нет и не будет, на мой взгляд явления в литературе более глубокого, более центрового, необходимого, более человеко направленного и вечного, чем Достоевский.
Человеческая мысль дошла в нём, кажется, до предела и заглянула в мир запредельный... Похоже, что кто-то остановил руку великого писателя и не дал ему закончить последний роман, встревожившись его огромной провидческой силой. Это было больше того, что позволено человеку; благодаря Достоевскому человек в миру и без того узнал о себе слишком многое, к чему он, судя по всему, не был готов». Валентин Распутин «Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта.
Можно и нужно, конечно, сказать, что Достоевский писал о проблемах России именно того времени, когда жил он, то есть на стыке 19го и 20го веков.
Но не будет преувеличением сказать, что данная проблема характерна не только для времени Федора Михайловича, но и для нашего. Во-вторых, в "Униженных и оскорбленных" довольно глубоко и психологично раскрываются разные характеры. И, наконец, Достоевский хотел показать, что люди путают любовь к себе и гордость, привитую воспитанием, зачастую даже причиняющую вред человеку. Повесть "Записки из Мертвого дома", 1860 "Записки из Мертвого дома" - это своего рода сборник, объединяющий повесть и рассказы, посвященные теме каторги в Сибири. Достоевский сам побывал на каторге, поэтому писал не понаслышке. Однако повесть не является в прямом смысле биографией писателя.
Главный герой - Александр Петрович Горянчиков, а не сам автор. В книге описывается быт заключенных, их взаимоотношения, поднимаются различные нравственные вопросы. Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью", 1860 Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью" появился в результате объединения двух отдельных рассказов - "Чужая жена" и "Ревнивый муж". В итоге получилось искрометное произведение в водевильном стиле, веселое и очень смешное. В основе сюжета лежат поступки ревнивого и обманутого мужа. Рассказ полон комических ситуаций и курьезов, живых диалогов, остроумных каламбуров.
Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная.
Мировая классика, известная каждому: рейтинг лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского
самое лучшее произведение Достоевского на мой взгляд. Какие произведения написал Федор Достоевский. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист. Был ли Достоевский слишком застенчив и нелюдим, или это проявлялась внутренняя гордость, но книгу свою он для публикации сразу никому не предложил. «Демоны» — одно из самых неоднозначных произведений Федора Михайловича Достоевского, в котором критики видят разные жанры.