Удельное княжество (удел) — территория на Руси в XII—XVI веках,образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств, возникших на месте Древнерусского государства. Старший князь в роде назывался великим, был «в отца место» (вместо отца) удельным князьям и владел стольным городом Киевом. Андрей Иванович, удельный князь старицкий — удельный князь старицкий, младший из сыновей вел. князя Ивана III, род. в 1490 г., † в 1537 г. Со своим старшим братом, в. князем Василием III, прожил в согласии. Иоанн Всеволодович, удельный князь холмский — удельный князь холмский (Тверской земли), сын Всеволода Александровича, вступил в обладание уделом, совместно с старшим братом своим, Георгием, в 1364 г., после смерти отца.
Почему происходило деление княжеств на уделы?
Все страны в той или иной форме его прошли. В конечном же итоге уделы все равно объединились и создали сильное государство, способное обеспечить собственную безопасность. Княжества Удельной Руси Период феодальной раздробленности характеризовался частой сменой принадлежности земель отдельным княжествам, а также появлением исчезновением самих княжеств. Если отталкиваться от образования удельного русского государства, то на момент второй половины 12 века в него входили следующие княжества: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Владимиро-Волынское, Турово-Пинское, Черниговское, Рязанское, Муромское, Новгород-Северское, Переяславское, Киевское, Галицкое. Политические центры феодальной раздробленности Руси и их особенности Распад Киевской Руси привел к появлению 14 самостоятельных княжеств, каждое их которых имело свою столицу, своего князя и армию. Необходимо отметить, что в Новгороде сложился уникальный на тот момент времени политический строй — республика. Киев по-прежнему оставался столицей, но с каждым годом его доминирующее положение становилось все более формальным. Особенности Владимиро-Суздальского княжества Этот удел находился в северо-восточной части страны. Его жители занимались в основном земледелием и скотоводством, чему способствовали благоприятные природные условия. Наиболее крупными городами в княжестве были Ростов, Суздаль и Владимир. Что касается последнего, то он стал главным городом страны, после того, как Батый захватил Киев.
Особенность Владимиро-Суздальского княжества заключается в том, что долгие годы оно сохраняло свое господствующее положение, и Великий князь правил из этих земель. Что касается монголов, то они также признавали власть данного центра, позволяя его правителю единолично собирать для них дань со всех уделов. Существует большое количество догадок по данному поводу, но все же с уверенностью можно говорить о том, что Владимир продолжительное время был столицей страны. Новгородское княжество Система управления в Новгородской республике Новгород это уникальный город и уникальный удел. Особый статус этого города берет свое начало вместе с образованием русского государства. Именно здесь оно зародилось, и его жители всегда были свободолюбивыми и своенравными. В результате чего они часто меняли князей, оставляя себе только достойнейших. Во времена татаро-монгольского ига именно этот город стал оплотом Руси, городом, который враг так и не смог взять. Новгородское княжество в очередной раз стало символом России и землей, которая способствовала их объединению. Крупнейшим городом этого княжества был Новгород, на охране которого находилась крепость Торжок.
Особое положение княжества привело к быстрому развитию торговли. В результате чего это был один из богатейших городов страны. По своей величине он также занимал ведущее место, уступая только Киеву, но в отличие от древней столицы Новгородское княжество свою независимость не утратило. Особенности Галицко-Волынского княжества На юго-западе от Киева располагалось Галицко-Волынское княжество , особенности которого заключались в том, что оно было одним из крупнейших в свое время. Крупнейшие города этого удела были Владимир Волынский и Галич.
Удельные княжества, в свою очередь, дробились ещё на более мелкие уделы удельные княжества. Территория удельного княжества являлась владением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества уделы находились под властью великого князя , но имели свою монету , учреждения , власть , то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия , сына Ивана IV Васильевича.
Удельные князья были важными фигурами в той временной истории. Их власть укреплялась благодаря их активной политической деятельности и их контактам с другими княжествами. Однако, их политическое влияние иногда было ограничено всплесками внутренних конфликтов и противостоянием других удельных князей. Удельные князья играли важную роль во временное историзм и были неразрывно связаны с развитием государства и формированием русской нации. Их усилия и стремления помогли создать основу для будущего единого Русского государства, которое возникло в XIV веке. Удельный князь — отличная особа Удельный князь имел различные функции, включая: управление территорией, сбор налогов, организацию судебных процессов и военное командование. Кроме того, удельные князья были ответственны за поддержание мира и защиту своей области от враждебных сил. Удельный князь был также важной фигурой в дипломатических отношениях. Он выступал в качестве представителя своего удела перед другими удельными князьями и центральной властью. Удельный князь играл ключевую роль в укреплении политических союзов и решении споров между различными территориями. Удельные княжества, управляемые удельными князьями, были важными центрами культуры и развития. Удельные князья поддерживали и развивали образование, заботились о строительстве монастырей, церквей и других культурных сооружений. Благодаря удельным князьям, города процветали, и происходило культурное и экономическое развитие. Таким образом, удельный князь играл важную роль в общественной жизни Древней Руси, как политической, так и культурной.
Чёрные земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам или целым крестьянским обществам, иногда людям и других классов, как это делали и частные землевладельцы; они, собственно, и назывались оброчными. Сложнее кажутся отношения князя к третьему разряду земель в уделе. Весь удел был наследственной собственностью его князя; но последний разделял действительное владение им с другими частными вотчинниками. В каждом значительном уделе бывало так, что первый князь, на нём садившийся, уже заставал в нём частных землевладельцев, светских или церковных, которые водворились здесь прежде, чем край стал особым княжеством. Потом первый князь или его преемники сами уступали другие земли в своём уделе в вотчину лицам и церковным учреждениям, которые были им нужны для службы или молитвы. Таким образом в вотчине великого князя являлись другие частные вотчины. При слиянии прав государя и вотчинника в лице князя такое совмещение прав нескольких владельцев было возможно юридически. Князь, конечно, отказывался от прав частного распоряжения вотчинами частных владельцев и удерживал за собою только верховные права на них. Но так как и эти верховные права считались владельческими и наравне с другими входили в юридический состав удельной княжеской собственности, то появление в уделе земли, принадлежавшей частному владельцу, не мешало князю считать себя собственником всего удела. Так под действием осложнявшихся отношений разделялись различные по природе элементы в смешанном составе удельной княжеской собственности и вырабатывалось понятие об общем верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам. Князь иногда уступал боярину, вотчиннику в его уделе, вместе с правом собственности на его вотчину и часть своих верховных на неё прав. Возникали отношения, напоминающие феодальные порядки Западной Европы. Но это - явления не сходные, а только параллельные. В отношениях бояр и вольных слуг к удельному князю многого недоставало для такого сходства, недоставало, между прочим, двух основных феодальных особенностей: 1 соединения служебных отношений с поземельными и 2 наследственности тех и других. В уделах поземельные отношения вольных слуг строго отделялись от служебных. Эта раздельность настойчиво проводится в княжеских договорах XIV в. Бояре и вольные слуги свободно переходили от одного князя на службу к другому; служа в одном уделе, могли иметь вотчины в другом; перемена места службы не касалась вотчинных прав, приобретённых в покинутом уделе; служа по договору где хотел, вольный слуга судом и данью тянул по земле и по воде, отбывал поземельные повинности по месту землевладения; князья обязывались чужих слуг, владевших землёй в их уделах, блюсти как своих. Все эти отношения сводились к одному общему условию княжеских договоров:... Феодальный момент можно заметить разве только в юридическом значении самого удельного князя, соединявшего в своём лице государя и верховного собственника земли. Этим он похож на сеньора, но его бояре и слуги вольные совсем не вассалы. Феодализм, говоря схематически, строился с двух концов, двумя встречными процессами: с одной стороны, областные правители, пользуясь слабостью центральной власти, осваивали управляемые области и становились их державными наследственными собственниками; с другой - крупные собственники, аллодиальные землевладельцы, став посредством коммендации королевскими вассалами и пользуясь той же слабостью, приобретали или присвояли себе правительственную власть в качестве наследственных уполномоченных короля. Оба процесса, дробя государственную власть географически, локализуя её, разбивали государство на крупные сеньории, в которых державные прерогативы сливались с правами земельной собственности. Эти сеньории на тех же основаниях распадались на крупные баронии со второстепенными вассалами, обязанными наследственной присяжной службой своему барону, и вся эта военно-землевладельческая иерархия держалась на неподвижной почве сельского населения вилланов, крепких земле или наследственно на ней обсидевшихся. У нас дела шли несколько иным ходом. Изменчивые временные княжения Киевской Руси сменились верхневолжскими суздальскими уделами, наследственными княжествами, которые под верховной властью далёкого нижневолжского хана стали в XIV в. Значительный удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление, во временное доходное управление, города с округами, сельские волости, отдельные сёла и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми. Некоторые бояре и слуги, сверх того, имели вотчины в уделе, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы, иммунитеты, в виде освобождения от некоторых повинностей или в виде некоторых прав, судебных и финансовых. Но округа кормленщиков никогда не становились их земельною собственностью, а державные права, пожалованные привилегированным вотчинникам, никогда не присвоялись им наследственно. Таким образом, ни из кормлений, ни из боярских вотчин не выработалось бароний. В истории Московского княжества мы увидим, что в XV в. В удельном порядке можно найти немало черт, сходных с феодальными отношениями, юридическими и экономическими, но, имея под собою иную социальную почву, подвижное сельское население, эти сходные отношения образуют иные сочетания и являются моментами совсем различных процессов. Признаки сходства ещё не говорят о тождестве порядков, и сходные элементы, особенно в начале процесса, неодинаково комбинируясь, образуют в окончательном складе совсем различные общественные формации. Научный интерес представляют не эти элементы, а условия их различных образований. При образовании феодализма видим нечто похожее и на наши кормления и на вотчинные льготы, но у нас и те и другие не складывались, как там, в устойчивые общие нормы, оставаясь более или менее случайными и временными пожалованиями личного характера. На Западе свободный человек, обеспечивая свою свободу, ограждал себя, как замковой стеной, цепью постоянных, наследственных отношений, становился средоточием низших местных общественных сил, создавал вокруг себя тесный мир, им руководимый и его поддерживающий. Вольный слуга удельных веков, не находя в подвижном местном обществе элементов для такого прочного окружения, искал опоры для своей вольности в личном договоре на время, в праве всегда разорвать его и уйти на сторону, отъехать на службу в другой удел, где у него не было упроченных давностью связей. Изложенное историческое сопоставление поможет нам представить себе, какой вид приняло общество в рамках удельного порядка. Здесь прежде всего останавливают на себе внимание бояре и слуги вольные, дружина князя. Среди удельного общества XIV в. В его общественном положении находим черты, которые совсем не шли к удельному порядку, к общему направлению удельной жизни. Строгое разграничение служебных и поземельных отношений вольных слуг, какое проводят договорные грамоты князей XIV и XV вв. Возможность для вольного слуги соединять службу в одном княжестве с. С этой стороны бояре и вольные слуги заметно выделялись из состава удельного гражданского общества. Положение остальных классов в уделе определялось более всего поземельными отношениями к князю, вотчиннику удела. Хотя землевладение теперь всё более становилось и для бояр основой общественного положения, однако они одни продолжали поддерживать чисто личные отношения к князю, вытекавшие из служебного договора с ним и сложившиеся ещё в то время, когда не на землевладении основывалось общественное значение этого класса. Самое право выбирать место службы, признаваемое в договорных грамотах князей за боярами и вольными слугами и бывшее одной из политических форм, в которых выражалось земское единство Киевской Руси, теперь стало несвоевременным: этот класс и на севере по-прежнему оставался ходячим представителем политического порядка, уже разрушенного, продолжал служить соединительной нитью между частями земли, которые уже не составляли целого. Церковное поучение XIV в. В тех же договорных княжеских грамотах, которые признают за боярами и слугами вольными право служить не в том княжестве, где у них земли, встречаем совсем иное условие, которое лучше выражало собою удельную действительность, расходившуюся с унаследованным от прежнего времени обычаем: это условие затрудняло для князей и их бояр приобретение земли в чужих уделах и запрещало им держать там закладней и оброчников, т. С другой стороны, жизнь при северных княжеских дворах XIV в. Теперь ход дел давал дружине мало случаев искать себе чести, а князю славы. Княжеские усобицы удельного времени были не меньше прежнего тяжелы для мирного населения, но не имели уже прежнего боевого характера: в них было больше варварства, чем воинственности. И внешняя оборона земли не давала прежней пищи боевому духу дружин: из-за литовской границы до второй половины XIV в. Но сила действительных условий перемогала запоздалые понятия и привычки. Мы уже знаем, что в XII в. В XIV в.
Что такое удельные князья
Сколько лет Золотая Орда держала Русь? Торговала Золотая Орда весьма активно. Например, в Индию вывозились в основном лошади и пушнина. Археологи находили индийские золотые и серебряные монеты в бассейне Волги. В Индии закупались хлопчатобумажные ткани, слоновая кость, раковины каури и кораллы.
Что вы знаете о названии Золотая Орда? Золотая Орда - одно из крупных государств, созданное на месте улуса Жошы Джучи. В период правления сына Жошы - хана Башу Батыя территория Орды простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай па западе. Что такое дань Хан и Золотая Орда?
Дань-это денежный или натуральный побор, который взимался с покорённых народов завоевателями. Хан-это титул правителя у азиатских народов. Золотая Орда-это государство на территории Азии, существовавшее в 13-15 веках, которое было основано Батыем и которое входило в состав Монгольской империи. Когда образовалась большая орда?
Олы Урда, Великая Орда — термин, используемый в средневековых источниках и современной историографии для обозначения татарского ханства, являвшегося остатком Золотой Орды улуса Джучи , после отделения от неё, в середине XV века, других ханств: Казанского 1438 год , Крымского 1441 год , Ногайской Орды 1440 год и... В каком году образовалась Ногайская Орда? В 20-х годах XV в. Что значит слово орда?
Орда — военно-административная организация у тюркских и монгольских народов. Орда — в литературе: войско тюркских или монгольских народов.
Обычно его считают сыном Давыда Константиновича. Кучкина находились в некоторой зависимости от Владимирского княжества, при этом Борис с 1313 года был назначен наместником в Пскове, князем в котором был сын Фёдора Галицкого Иван. Вторым князем в Дмитрове после 1334 стал сын Бориса Дмитрий.
Ликвидировано в 1493 году. Небольшое феодальное владение, выделившееся из Смоленского княжества в 1275 году. Досталось в управление князю Фёдору Ростиславичу Чёрному, внуку смоленского князя Мстислава Давыдовича. Московские князья, желая владеть всем течением реки Москва, стремились захватить Можайск в основном и составлявший территорию княжества , что и удалось Юрию Даниловичу в 1303 году, когда в Можайске княжил Святослав Глебович, отвезённый пленником в Москву. Дмитрий Донской выделил Можайск в удел сыну Андрею, с которого и начинается ряд более или менее независимых удельных князей Можайских.
Было самостоятельным в 1432—1486 годах; центр княжества — город Верея. Впервые упоминается в летописи XIV века. С 1389 года территория княжества входила в состав земель, отданных Дмитрием Донским своему сыну Андрею. До смерти последнего 1432 — волость в Можайском уделе, а по смерти — второстепенное княжество в том же уделе, находившееся под властью Михаила Андреевича, внука Дмитрия Донского. К Верейскому княжеству отошло тогда и бывшее Белозерское княжество, отсюда и второе название Верейского княжества; в 1450 году к княжеству были присоединены также Вышгород и некоторые волости Звенигородского княжества вскоре они, впрочем, были отданы московскому князю, будущему правителю объединённой северо-восточной Руси — Ивану III.
Сын и наследник Михаила Андреевича, Василий, бежал в Литву 1484 , и Верея после смерти Михаила в 1486 досталась великому князю московскому. В 1485 году Верейское княжество было присоединено к Москве.
Что препятствовало полному распаду?
Полному распаду Руси препятствовала церковь. Она выступала за соединение земель, при этом являясь главной идеологией страны т. Каковы положительные и отрицательные последствия распада Древнерусского государства?
Положительными последствиями раздробленности для Руси было увеличение числа городов и формирование культурных особенностей в каждом из княжеств. Отрицательным последствием было отсутствие политической консолидации для противостояния монголо-татарским набегам. Каковы последствия распада Золотой Орды?
Князья бывшей Руси перестали зависеть от Монгольского государства. Предпосылки для объединения княжеств Северо-Западной Руси, укрепление Московского государства. Что стало одним из факторов ослабления Орды?
Отсутствие сильного правителя за исключением Тохтамыша , способного удержать страну от внутренних кризисов. С конца XIV века наблюдалось разложение государства, и многие ханы поспешили образовать свои независимые улусы. Подвластные монголам территории также начинали бунтовать, почувствовав ослабление Золотой Орды.
Какое государство появилось после распада Золотой Орды? В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, в 1428 — Узбекское ханство, затем возникли Казанское 1438 , Крымское 1441 ханства, Ногайская Орда 1440-е и Казахское ханство 1465. После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда перестала существовать как единое государство.
Как происходил распад Золотой Орды? Упорная борьба завоёванных народов и прежде всего русского народа против татаро-монгольского владычества была мощным фактором, способствовавшим падению золотоордынского государства. После победы, одержанной русским народом над войсками Мамая на Куликовом поле, усилился распад Золотой Орды на отдельные ханства.
Эпоха раздробленности на Руси 2. Причины политической раздробленности 3. Особенности развития в условиях раздробленности 4. Удельный князь — это титул, который использовался в средневековой Русской Земле для обозначения василиска, занимавшего удел. Удел — это территория, состоявшая из одного или нескольких городов, а также прилегающих к ним земель.
Чем занимались удельные князья?
- Удельная Русь - период феодальной раздробленности
- Успей купить билеты на концерт Филипп Киркоров в Крокус Сити Холл +7 (499) 460-63-48.
- Удельный строй в XII-XIII веках: что это такое и как он изменил Россию
- Происхождение и значение термина
- Удельные князья в Великом княжестве Литовском
- Удельный князь: что это значит, история и роль в средневековой Руси
В Древней Руси Термин Удельный Князь Обозначал
Что значит удельный князь. Уде́льные кня́жества (уде́лы) — территории (земли, стороны, страны) на Руси в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей (удельный князь). Удельное княжество (удел) — территория на Руси в XII—XVI веках,образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств, возникших на месте Древнерусского государства. ОДИЧАНИЕ КНЯЗЕЙ. Наконец, политическому значению удельного князя соответствовал и уровень его гражданского развития. Значит, как служилой человек был военно-наемным слугой князя, так черный человек был тяглым съемщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях.
Кто такие удельные и служилые князья?
Оба процесса, дробя государственную власть географически, локализуя её, разбивали государство на крупные сеньории, в которых державные прерогативы сливались с правами земельной собственности. Эти сеньории на тех же основаниях распадались на крупные баронии со второстепенными вассалами, обязанными наследственной присяжной службой своему барону, и вся эта военно-землевладельческая иерархия держалась на неподвижной почве сельского населения вилланов, крепких земле или наследственно на ней обсидевшихся. У нас дела шли несколько иным ходом. Изменчивые временные княжения Киевской Руси сменились верхневолжскими суздальскими уделами, наследственными княжествами, которые под верховной властью далёкого нижневолжского хана стали в XIV в. Значительный удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление, во временное доходное управление, города с округами, сельские волости, отдельные сёла и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми. Некоторые бояре и слуги, сверх того, имели вотчины в уделе, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы, иммунитеты, в виде освобождения от некоторых повинностей или в виде некоторых прав, судебных и финансовых. Но округа кормленщиков никогда не становились их земельною собственностью, а державные права, пожалованные привилегированным вотчинникам, никогда не присвоялись им наследственно. Таким образом, ни из кормлений, ни из боярских вотчин не выработалось бароний. В истории Московского княжества мы увидим, что в XV в.
В удельном порядке можно найти немало черт, сходных с феодальными отношениями, юридическими и экономическими, но, имея под собою иную социальную почву, подвижное сельское население, эти сходные отношения образуют иные сочетания и являются моментами совсем различных процессов. Признаки сходства ещё не говорят о тождестве порядков, и сходные элементы, особенно в начале процесса, неодинаково комбинируясь, образуют в окончательном складе совсем различные общественные формации. Научный интерес представляют не эти элементы, а условия их различных образований. При образовании феодализма видим нечто похожее и на наши кормления и на вотчинные льготы, но у нас и те и другие не складывались, как там, в устойчивые общие нормы, оставаясь более или менее случайными и временными пожалованиями личного характера. На Западе свободный человек, обеспечивая свою свободу, ограждал себя, как замковой стеной, цепью постоянных, наследственных отношений, становился средоточием низших местных общественных сил, создавал вокруг себя тесный мир, им руководимый и его поддерживающий. Вольный слуга удельных веков, не находя в подвижном местном обществе элементов для такого прочного окружения, искал опоры для своей вольности в личном договоре на время, в праве всегда разорвать его и уйти на сторону, отъехать на службу в другой удел, где у него не было упроченных давностью связей. Служилый класс становится землевладельческим Изложенное историческое сопоставление поможет нам представить себе, какой вид приняло общество в рамках удельного порядка. Здесь прежде всего останавливают на себе внимание бояре и слуги вольные, дружина князя.
Среди удельного общества XIV в. В его общественном положении находим черты, которые совсем не шли к удельному порядку, к общему направлению удельной жизни. Строгое разграничение служебных и поземельных отношений вольных слуг, какое проводят договорные грамоты князей XIV и XV вв. Возможность для вольного слуги соединять службу в одном княжестве с. С этой стороны бояре и вольные слуги заметно выделялись из состава удельного гражданского общества. Положение остальных классов в уделе определялось более всего поземельными отношениями к князю, вотчиннику удела. Хотя землевладение теперь всё более становилось и для бояр основой общественного положения, однако они одни продолжали поддерживать чисто личные отношения к князю, вытекавшие из служебного договора с ним и сложившиеся ещё в то время, когда не на землевладении основывалось общественное значение этого класса. Самое право выбирать место службы, признаваемое в договорных грамотах князей за боярами и вольными слугами и бывшее одной из политических форм, в которых выражалось земское единство Киевской Руси, теперь стало несвоевременным: этот класс и на севере по-прежнему оставался ходячим представителем политического порядка, уже разрушенного, продолжал служить соединительной нитью между частями земли, которые уже не составляли целого.
Церковное поучение XIV в. В тех же договорных княжеских грамотах, которые признают за боярами и слугами вольными право служить не в том княжестве, где у них земли, встречаем совсем иное условие, которое лучше выражало собою удельную действительность, расходившуюся с унаследованным от прежнего времени обычаем: это условие затрудняло для князей и их бояр приобретение земли в чужих уделах и запрещало им держать там закладней и оброчников, то есть запрещало обывателям уезда входить в личную или имущественную зависимость от чужого князя или боярина. С другой стороны, жизнь при северных княжеских дворах XIV в. Теперь ход дел давал дружине мало случаев искать себе чести, а князю славы. Княжеские усобицы удельного времени были не меньше прежнего тяжелы для мирного населения, но не имели уже прежнего боевого характера: в них было больше варварства, чем воинственности. И внешняя оборона земли не давала прежней пищи боевому духу дружин: из-за литовской границы до второй половины XIV в. Но сила действительных условий перемогала запоздалые понятия и привычки. Мы уже знаем, что в XII в.
В XIV в. Изучая устройство Московского княжества в те века, мы увидим, как сложно было это управление и какому значительному числу людей давало оно хлебное занятие. Но и кормления не были достаточно надёжным источником, разделяли тогдашнее общее колебание политических и экономических отношений. В то время быстро изменялись княжеские состояния, и, за немногими исключениями, изменялись к худшему: одни удельные хозяйства едва заводились, другие уже разрушались, и ни одно не стояло на прочном основании; никакой источник княжеского дохода не казался надёжным. Эта изменчивость общественных положений заставляла служилых людей искать обеспечения в экономическом источнике, который был надёжнее других, хотя вместе с другими испытывал действие неустроенности общественного порядка, в землевладении: оно, по крайней мере, ставило положение боярина в меньшую зависимость от хозяйственных случайностей и капризов князя, нежели денежное жалованье и административное кормление. Так служилый класс на севере усвоял себе интерес, господствовавший в удельной жизни, стремление стать сельскими хозяевами, приобретать земельную собственность, населять и расчищать пустоши, а для успеха в этом деле работить и кабалить людей, заводить на своих землях посёлки земледельческих рабов-страдников, выпрашивать землевладельческие льготы и ими приманивать на землю вольных крестьян. И в Киевской Руси прежнего времени были в дружине люди, владевшие землёй; там сложился и первоначальный юридический тип боярина-землевладельца, основные черты которого долго жили на Руси и оказали сильное действие на развитие и характер позднейшего крепостного права. Но вероятно, боярское землевладение там не достигло значительных размеров или закрывалось другими интересами дружины, так что не производило заметного действия на её политическую роль.
Теперь оно получило важное политическое значение в судьбе служилого класса и с течением времени изменило его положение и при дворе князя, и в местном обществе. Слабость капитала И остальное общество Верхневолжской Руси во многом было непохоже на прежнее днепровское. Во-первых, это общество беднее прежнего, южнорусского. Капитал, который создан был и поддерживался живой и давней заграничной торговлей киевского юга, на суздальском севере в те века является столь незначительным, что перестаёт оказывать заметное действие на хозяйственную и политическую жизнь народа. Соразмерно с этим уменьшилось и то количество народного труда, которое вызывалось движением этого капитала и сообщало такое промышленное оживление городам Днепра и его притоков. Это сокращение хозяйственных оборотов, как мы видели, обнаруживалось в постепенном вздорожании денег. Земледельческое хозяйство с его отраслями, сельскими промыслами теперь оставалось если не совершенно одинокой, то более прежнего господствующей экономической силой страны; но очень долго это было подвижное, полукочевое хозяйство на нови, переходившее с одного едва насиженного места на другое, нетронутое, и ряд поколений должен был подсекать и жечь лес, работать сохой и возить навоз, чтобы создать на верхневолжском суглинке пригодную почву для прочного, оседлого земледелия. В связи с этой переменой можно, кажется, объяснить уже отмеченное мною при разборе Русской Правды явление, которое представляется неожиданным.
Можно думать, что такая дешевизна денежного капитала была следствием сильного падения спроса на него, когда возобладало натуральное хозяйство. Слабость городского класса Вместе с тем из строя общественных сил на севере выбыл класс, преимущественно работавший торговым капиталом, — тот класс, который состоял из промышленных обывателей больших волостных городов прежнего времени. В Суздальской Руси ему не посчастливилось с той самой поры, как сюда стала заметно отливать русская жизнь с днепровского юго-запада. Старые волостные города здешнего края. Ростов и Суздаль, после политического поражения, какое потерпели они в борьбе с «новыми» и «малыми» людьми, то есть с пришлым и низшим населением заокского Залесья, тотчас по смерти Андрея Боголюбского, потом не поднимались и экономически; из новых городов долго ни один не заступал их места в хозяйственной жизни страны и ни один никогда не заступил его в жизни политической, не сделался самобытным земским средоточием и руководителем местного областного мира, потому что ни в одном обыватели не сходились на вече, как на думу, и в силу старшинства своего города не постановляли решений, обязательных для младших приписных городов области.
Почти всё, что производили люди, использовалось и потреблялось на месте, поэтому разные регионы Руси мало торговали между собой. Сельское хозяйство и ремесло давали мало излишков, которые можно было бы отправлять на продажу. Отсутствие прочных рыночных связей делало разные русские земли мало зависящими друг от друга.
Каждое княжество было самодостаточным в хозяйственном плане, поэтому не стремилось к восстановлению былого единства Древнерусского государства. Теперь удельные князья стремились передать власть своему старшему сыну, а родственники по боковым линиям воспринимались как враги. Так, наиболее крупные княжества уже в XII в. Удельные князья возводили своё происхождение, как правило, к внукам или правнукам Ярослава Мудрого. Собственные династические линии Рюриковичей не сложились только в Новгородской земле и Киевском княжестве. Новгород был богатым городом, где внутренними делами управляли местные бояре и купцы. В Киеве своя династическая линия Рюриковичей не сформировалась, так как этот город по-прежнему продолжал считаться наиболее значимым, править здесь было очень почётно. Поэтому разные удельные князья часто воевали за киевский престол.
Меняя друг друга на престоле военным путём, они препятствовали закреплению Киева в руках одной семьи. Каждое русское княжество развивалось по-своему, с особыми политическими, экономическими и культурными традициями. Храмы, которые строились в Новгороде, архитектурным обликом стали отличаться от черниговских и киевских церквей. В больших стольных городах составляли собственные летописи, которые подробно описывали историю только одного княжества. Новгородская первая летопись. Несмотря на разобщённость земель, культурное единство Руси сохранялось. Так, составляемые в разных городах летописи, как правило, всегда начинались с общерусской «Повести временных лет». Народ сохранял память о былом единстве.
Очень мало отличались язык и письменность, распространённые в разных княжествах. Наиболее значимым объединяющим фактором оставалась православная вера и церковь. Все русские земли в церковных вопросах по-прежнему подчинялись митрополиту Киевскому и всея Руси, как его стали именовать. Епископы из разных княжеств собирались вместе, чтобы обсуждать общие проблемы. Духовенство зачастую обращалось к князьям с призывами к миру и единству. В числе положительных последствий можно назвать складывание новых торговых и культурных связей. Независимые русские земли стали самостоятельно торговать как между собой, так и с сопредельными государствами. Так, западные регионы Руси сблизились экономически, политически и культурно с королевствами Восточной Европы, не утратив связи с остальными русскими землями.
Сложилась тесная связь между северо-восточным и северо-западным регионами Руси. Новгородская земля активно развивала торговые отношения с Европой. В условиях широкой самостоятельности в удельных княжествах стали расти и развиваться города. Период политической раздробленности отмечен расцветом культуры — ремёсел, искусств, литературы в отдалённых от Киева землях, где прежде культура была развита слабо. К началу XIII в. До нашего времени сохранились великолепные храмы Новгорода и Владимира, построенные именно в период политической раздробленности. В условиях отсутствия единого государства местные удельные князья и бояре могли позволить себе тратить материальные ресурсы на развитие собственного региона, а не отдавать всё в столичный Киев.
Порядок княжеского владения в старой Киевской Руси держался на очереди старшинства. Распоряжение Всеволода, перенёсшего старшинство со старшего сына на младшего, показывает, что старшинство здесь, утратив свой настоящий генеалогический смысл, получило условное значение, стало не преимуществом по рождению, а простым званием по жалованию или по присвоению, захвату. Всматриваясь во владельческие отношения потомков Всеволода, мы замечаем, что в Суздальской земле утверждается новый порядок княжеского владения, непохожий на прежний. Явления, которые мы наблюдаем в Суздальской земле после этого разгрома, последовательно, без перерыва развиваются из условий, начавших действовать ещё до разгрома, в XII в. Киев, уже к концу этого века утративший значение общеземского центра, окончательно падает после татарского нашествия. Владимир на Клязьме для потомков Всеволода заступает место Киева в значении старшего великокняжеского стола и политического центра Верхневолжской Руси; за Киевом остаётся, и то лишь на короткое время, только значение центра церковно-административного. В занятии старшего владимирского стола Всеволодовичи вообще следовали прежней очереди старшинства. После того как Константин Всеволодович восстановил своё старшинство, снятое с него отцом, дети Всеволода сидели на владимирском столе по порядку старшинства: сначала Константин, потом Юрий, за ним Ярослав, наконец, Святослав. Та же очередь наблюдалась и в поколении Всеволодовых внуков. Так как в борьбе с татарами пали все сыновья старших Всеволодовичей Константина и Юрия кроме одного, младшего Константиновича , то владимирский стол по очереди перешёл к сыновьям третьего Всеволодовича, Ярослава: из них сидели во Владимире по изгнании второго Ярославича, Андрея, татарами старший Александр Невский, потом третий Ярослав тверской, за ними младший Василий костромской умер в 1276 г. Значит, до последней четверти XIII в. Рядом со старшей Владимирской областью, составлявшей общее достояние Всеволодовичей и владеемой по очереди старшинства, образовалось в Суздальской земле несколько младших волостей, которыми владели младшие Всеволодовичи. Во владении этими младшими областями и устанавливается другой порядок, который держался не на очереди старшинства. Младшие волости передаются не в порядке рождений по очереди старшинства, а в порядке поколений от отца к сыну, иначе говоря, переходят из рук в руки в прямой нисходящей, а не в ломаной линии - от старшего брата к младшему, от младшего дяди к старшему племяннику и т. Такой порядок владения изменяет юридический характер младших волостей. Прежде на юге княжества, за исключением выделенных сиротских, составляли общее достояние княжеского рода, а их князья были их временными владельцами по очереди. Теперь на севере младшее княжество - постоянная отдельная собственность известного князя, личное его достояние, которое передаётся от отца к сыну по личному распоряжению владельца или по принятому обычаю. Вместе с изменением юридического характера княжеского владения являются для него и новые названия. В старой Киевской Руси части Русской земли, достававшиеся тем или другим князьям, обыкновенно назывались волостями или наделками в смысле временного владения. Мы и будем называть этот новый порядок княжеского владения, утвердившийся на севере, удельным в отличие от очередного. Признаки этого порядка появляются уже в XIII в. Удельный порядок владения - основной и исходный факт, из которого или под действием которого развиваются все дальнейшие явления в истории Суздальской Руси, на котором стал политический быт, складывающийся здесь к половине XV в. Двумя признаками прежде всего обозначилось утверждение этого порядка. Во-первых, прекращается владельческая передвижка князей: они становятся оседлыми владельцами, постоянно живут и умирают в своих удельных городах, которых не покидают даже тогда, когда по очереди старшинства занимают великокняжеский стол. Во-вторых, изменяется порядок княжеского наследования, способ передачи волостей преемникам. В старой Киевской Руси князь не мог передавать своей волости по личному распоряжению даже своему сыну, если она не следовала ему по очереди старшинства; северный князь XIII - XIV вв. В 1249 г. В это же время князья смоленские, деля свою вотчину, обидели младшего брата Федора можайского. Последний ушёл в Ярославль, женился на княжне-сироте и вместе с её рукою получил Ярославское княжество, став таким образом родоначальником новой удельной княжеской линии. Ярослав, третий сын Всеволода III, получил в удел волость Переяславскую, которая после него преемственно переходила от отца к старшему сыну. В 1302 г. Великий князь московский Семен Гордый, умирая в 1353 г. Таковы признаки, которыми обнаружилось утверждение нового порядка княжеского владения младшими областями в Суздальской земле. Теперь попытаемся выяснить себе историческое происхождение этого порядка. Троюродные, четвероюродные Ярославичи всё ещё живо сознают себя членами одного владельческого рода, внуками единого деда, которые должны владеть своей отчиной и дединой, Русской землёй, сообща, по очереди. Такой владельческой солидарности, мысли о нераздельном владении не заметно в потомстве Всеволода и между близкими родственниками, братьями двоюродными и даже родными: несмотря на близкое родство своё, Всеволодовичи спешат разделить свою вотчину на отдельные наследственные части. Внуки Всеволода как будто скорее забыли своего деда, чем внуки Ярослава - своего. Что было причиной такого быстрого водворения раздельного владения в потомстве Всеволода? Какие условия вызвали это взаимное отчуждение северных князей по владению наперекор родственной близости владельцев? И теперь прежде всего необходимо уяснить себе сущность поставленного вопроса, как мы поступили и при решении вопроса о происхождении очередного порядка. Княжеский удел - наследственная вотчина удельного князя. Слово вотчина знакомо было и князьям юго-западной Руси прежнего времени и на их языке имело различные значения. Вся Русская земля считалась отчиной и дединой всего княжеского рода; в частности, известная область признавалась отчиной утвердившейся в ней княжеской линии; ещё частнее, князь называл своей отчиной княжение, на котором сидел его отец, хотя бы между отцом и сыном там бывали промежуточные владельцы. При всех этих значениях в понятие отчины не входило одного признака - личного и наследственного непрерывного владения по завещанию. Но мысль о таком владении не чужда была умам юго-западных князей. Князь волынский Владимир Василькович, умерший в 1289 г. Возникает вопрос: считалась ли здесь воля завещателя единственным источником владельческого права? Наследник счёл необходимым созвать в соборную церковь в городе Владимире бояр и граждан и прочесть им духовную больного брата7. Но летопись не обмолвилась ни одним словом, чтобы объяснить юридическое значение этого торжественного обнародования воли завещателя; сказано только, что духовную слышали все от мала до велика.
Из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, не только в силу личных заслуг, но и благодаря родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева. А пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне и казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах. На изображении герба мы видим: золотой щит, на котором в лавровом венце расположена золотая корона — герб древних Прусских владетелей — и два креста, под ними боярская шляпка, ниже — на полумесяце скрестились копье и меч; сам щит увенчан графской короной и шлемом дворянским; сверху между двух звезд разместился, так называемый, кумиропоклонный дуб; держателями щита являются стоящие на задних лапах два льва, которые держат во рту лавровую символ славы, победы и мира и масличную символ мира, победы, долголетия и достатка ветви, а в лапах скипетр и державу символы государственной власти. Род Лопухиных По преданию происходят от касожского черкесского князя Редеди — правителя Тмутаракани, который был убит в 1022 г. Однако этот факт не помешал сыну князя Редеди, Роману, жениться на дочери князя Мстислава Владимировича. Достоверно известно, что к началу XV в. А с конца XV в. Выдающийся род Лопухиных дал Отечеству 11 воевод, 9 генерал-губернаторов и губернаторов, управлявших 15 губерниями, 13 генералов, 2 адмиралов, служили министрами и сенаторами, возглавляли Кабинет министров и Государственный Совет. На изображении в щите, имеющем серебряное поле, изображен красный гриф, обращенный на правую сторону. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною, на поверхности которой видны семь павлиньих перьев. Намет на щите голубой и красный, подложенный серебром. Щит держат два вооруженные воина, имеющие в руках по одному копью. Правнук его, Гавриил Олексич, прославился в Невской битве 1240 и состоял боярином при великом князе Александре Невском. Его сыном в некоторых родословцах указан Акинфий Гаврилович, — переяславский боярин, перешедший потом на службу к тверскому великому князю и убитый в сражении под Переяславлем. Щит разделен на четыре части, из коих в первой части, в горностаевом поле, изображена Княжеская шапка. Во второй части, в голубом поле, рука с мечом, в золотые латы облеченная. В третьей части, в золотом поле, виден одноглавый орел голубого цвета в короне, с распростертыми крыльями, имеющий в правой лапе меч, а в левой лапе — державу. В четвертой части, в серебряном поле, птица, стоящая на зеленой траве с золотым на носу кольцом. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цветов, подложенный золотом. По сторонам щита поставлены два венгра при сабле, держащие одною рукою щит, а в другой руке имеющие старинный славянский чекан с ручкою темного цвета, в обыкновенном их одеянии: в красной шапке, мехом опушенной, в шубах куньего меха, в синем полукафтане, у которого петли по обеим сторонам вышиты золотом, подпоясаны золотым поясом, в красном исподнем платье и желтых венгерских сапогах. Во всех перечисленных гербах боярских родов есть символы, демонстрирующие служение и приближенное положение к правителям России. Вся московская торговля первоначально сосредоточивалась в Китай-городе, где в середине XVI в. В конце XVI в. К концу века насчитывалось много лавок, торговавших съестными припасами в Белом городе. О быстром росте территории Москвы свидетельствуют и воздвигнутые вокруг посада стены: так, стены Китай-города, построенные в 1534—1535 гг. Источники Wikimedia Foundation. Смотреть что такое "Удельный князь" в других словарях: Иоанн Всеволодович, удельный князь стародубский — удельный князь стародубский, прозвищем, по некоторым родословным, Каша, первый удельный князь стародубский Стародуба Кляземского , младший из сыновей В. Юрьевича Большое Гнездо , род. После смерти отца принимал участие в борьбе… … Большая биографическая энциклопедия Иоанн Всеволодович удельный князь стародубский — удельный князь стародубский, прозвищем, по некоторым родословным, Каша, первый удельный князь стародубский Стародуба Кляземского , младший из сыновей В. После смерти отца принимал участие в борьбе… … Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Иоанн Всеволодович, удельный князь холмский — удельный князь холмский Тверской земли , сын Всеволода Александровича, вступил в обладание уделом, совместно с старшим братом своим, Георгием, в 1364 г. По некоторым сказаниям, участвовал в Куликовской битве.
Что значит удельный князь
Так, в новгородских купчих XIV—XV веков покупатель пишет, что он купил у продавца «отчину», чем владел отец его — «по уделу отьча своего», то есть по разделу. Потом уделом стала называться доля, по разделу доставшаяся каждому наследнику, всё равно, состояла ли она из движимого или недвижимого имущества. Терминология русской истории. Ключевский , Сочинения: В 8 т. VI: Специальные курсы, 129—275.
По смерти отца наследовал его удел теперь с. Он упоминается лишь в родословных и может быть отмечен здесь только, как родоначальник угасших в 1685 г. Отец его… Биографический словарь Василий Андреевич удельный князь Суздальский — Василий Андреевич - удельный князь Суздальский 1264 - 1309 , потомки которого носили титул великих князей. Об этом князе говорит только "Никоновская летопись", которая известия о нем перепутывает: в одном месте она называет его сыном Михаила… Биографический словарь Василий Владимирович удельный князь Серпуховско-Перемышльский — Василий Владимирович - удельный князь Серпуховско-Перемышльский владел, пополам с братом Андреем, и Угличем , самый младший, седьмой сын В.
Андреевича Храброго, родился 9 июля 1394 г. Летописи мало сообщают о нем сведений: в 1414 г.
В XVI в.
В их ведении был суд по «земельным» и «разбойным» делам, а их даньщики собирали в удельную казну поборы и пошлины. Во внешнеполитической сфере — полное подчинение московскому великому князю. Что касается территории, управляемой служилым князем, то она становилась административно-территориальной единицей в системе общерусского управления — уездом.
В результате последовавших событий появились независимые княжества. В отечественной литературе этот период также называют раздробленностью, поскольку в основе всех событий лежало разобщение земель, каждая из которых фактически была самостоятельным государством. Конечно, сохранялось главенствующее положение Великого князя, но это была уже фигура скорее номинальная, чем действительно значимая. Период феодальной раздробленности на Руси продлился практически 4 века, в ходе которых страна претерпела сильные изменения. Русь в IX - первой половине XV вв.
Удельный князь: что это значит и какова их роль в истории России?
Удельный князь: происхождение, значение и функции в средневековой Руси. Удельные князья, также известные как князья-владимирцы, были членами княжеских династий в Древней Руси, которые правили на разделенных участках территории. Удельный князь — это термин, который использовался на Древней Руси для описания отдельного княжества, контролируемого определенным князем.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
- 1125-1157 годы – правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве
- История удельных князей
- Русь удельная
- You May Also Like
- Удел – это и судьба, и территория
- Удельные князья что значит? 🤓 [Есть ответ]
Чем занимались удельные князья?
В отличие от обычных князей, которые являлись вассалами великого князя, удельный князь имел большую самостоятельность и автономию. Удельные княжества были независимыми территориями, управляемыми удельными князьями. Они имели свои собственные законы, административную систему и судебную власть. Удельный князь был главой своего княжества и владел полной властью над его территорией и населением. Кроме того, удельный князь имел некоторые преимущества и прерогативы: Право вести собственную внешнюю политику. Удельный князь мог заключать союзы, вести переговоры и воевать с другими княжествами и государствами. Право управления экономикой княжества. Удельный князь контролировал собирание налогов, развитие торговли и ремесел, а также распределение земель и награды.
Роль удельного князя была значительной в социальной и политической жизни Древней Руси. Значение удельного князя в политической системе Удельный князь играл важную роль в политической системе Древней Руси. Удельное княжество было формой феодального правления, в которой удельные князья получали независимое земельное владение от великого князя. Эта система позволяла внутри страны распределить политическую власть между князьями и установить иерархию правления. Функции удельного князя в политической системе включали: Функции Описание Военное командование Удельный князь был ответственен за организацию и командование военными силами своего удела. Он принимал участие в войнах и защищал свою территорию от вражеских нападений. Управление земельным владением Удельный князь контролировал земли своего удела, устанавливал законы, собирал налоги, осуществлял судебную власть и решал местные вопросы и проблемы населения. Представительство великого князя Удельные князья представляли интересы великого князя на своих территориях. Они исполняли его указания, собирали дань и военные отряды для государства. Самостоятельная внешняя политика Удельные князья вели самостоятельную внешнюю политику, вступали в союзы и договоры с другими княжествами и государствами. Таким образом, удельный князь был не только правителем своего удела, но и важным элементом политической системы Древней Руси. Он выполнял важные функции, связанные с военным оборонительным делом, управлением территорией и представительством великого князя. Функции удельного князя в обществе Удельный князь в Древней Руси выполнял ряд важных функций, которые помогали ему управлять своим уделом и обеспечивать благосостояние своей родни и подданных. Основные функции удельного князя в обществе включали: Функция Описание Власть и управление Удельный князь был полновластным правителем своего удела. Он назначал и увольнял своих бояр и слуг, руководил административным аппаратом, принимал решения по важным вопросам удела.
Каждый владел землёй, полученной от отца. В рамках последней к началу XIV века появилась московская ветвь князей. Последними удельными князьями в истории России были казнённый в 1569 году Владимир Старицкий и убитый в 1591 году царевич Дмитрий князь в Угличе.
Вся Русская земля считалась отчиной и дединой всего княжеского рода; в частности, известная область признавалась отчиной утвердившейся в ней княжеской линии; ещё частнее, князь называл своей отчиной княжение, на котором сидел его отец, хотя бы между отцом и сыном там бывали промежуточные владельцы. При всех этих значениях в понятие отчины не входило одного признака - личного и наследственного непрерывного владения по завещанию. Но мысль о таком владении не чужда была умам юго-западных князей. Князь волынский Владимир Василькович, умерший в 1289 г. Возникает вопрос: считалась ли здесь воля завещателя единственным источником владельческого права? Наследник счёл необходимым созвать в соборную церковь в городе Владимире бояр и граждан и прочесть им духовную больного брата7. Но летопись не обмолвилась ни одним словом, чтобы объяснить юридическое значение этого торжественного обнародования воли завещателя; сказано только, что духовную слышали все от мала до велика. Требовалось ли согласие бояр и граждан, хотя бы молчаливое, или это было только сообщение к сведению? Город Брест не послушался своего князя Владимира, присягнул его племяннику Юрию, но наследник посмотрел на этот поступок как на крамолу, государственное преступление. Отец этого Юрия пригрозил сыну лишить его наследства, отдать своё княжество родному брату, тому же Мстиславу, если Юрий не покинет Бреста. Мысли об очереди владения по старшинству не заметно. Распоряжение Владимира скрепляется согласием обойдённого старшего Даниловича Льва; Даниловичи обращаются к Владимиру как к местному великому князю; младший двоюродный брат и племянник говорят ему, что чтут его как отца; старший Лев и его сын просят, чтобы Владимир дал ему Брест, наделил их, как прежде великие князья киевские наделяли своих родичей. Самое завещание является не односторонним актом воли завещателя, а рядом, договором его с избранным наследником, которому он посылает сказать: Брат! Всё это - остатки прежнего киевского порядка княжеских отношений. Татищев в своём летописном своде приводит из неизвестного источника циркуляр, разосланный ко всем местным князьям дедом этого князя Владимира Романом, когда он в 1202 г. Роман предлагал, между прочим, изменить порядок замещения киевского великокняжеского стола, как в других добропорядочных государствах чинится, а местным князьям не делить своих областей между детьми, но отдавать престол по себе одному старшему сыну со всем владением, меньшим же давать для прокормления по городу или волости, но оным быть под властью старейшего брата. Князья не приняли этого предложения. В начале XIII в. Но понятие о княжестве как о личной собственности князя уже тогда зарождалось в южнорусских княжеских умах, только со значением революционного притязания и большого несчастья для Русской земли. В Слове о полку Игореве есть замечательное место: Борьба князей с погаными ослабела, потому что брат сказал брату: это моё, а то - моё же, и начали князья про малое такое большое слово молвить, а сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. В западной России идея по обстоятельствам не развилась в порядок, и трудно сказать, могла ли она там получить такое развитие даже при иных обстоятельствах. Во всяком случае подчинение Литве внесло в тамошние княжеские отношения условия, давшие им совсем особое направление. Как ни успешно шла в Литовско-Русском государстве децентрализация, она не достигла степени удельного дробления. Великий князь держался поверх местных князей, а не входил в их ряды, не был только старшим из удельных, что составляет одну из существенных особенностей удельного порядка в другой половине Руси. Великие князья литовские жаловали княжения в вотчину вечно или только до своей господарской воли, во временное владение. Первый акт уничтожал очередное владение или предполагал его отсутствие, второй отрицал самую основу удельного порядка, и оба низводили жалуемого владельца в положение служилого князя, соединяясь с обязательством:... Но и князь родич-совладелец, и удельный князь по своему юридическому существу не были ничьими слугами. В этом государстве был уголок, который исключительными условиями своей жизни даёт нам возможность догадываться, как бы устроились князья юго-западной Руси, если бы в те века они были предоставлены самим себе. Это - область верхней Оки, где правили потомки св. Михаила черниговского, князья Белевские, Одоевские, Воротынские, Мезецкие и другие. С половины XIV в. Спасаемые своей незначительностью от стороннего вмешательства, они на своих отцовских и дедовских гнёздах до конца XV в. Следовательно, и обладание уделами, младшими княжениями, определялось не наследственным правом, а договором, устанавливавшим родовую очередь, естественную или условную, как это делалось и в XII в. Очевидно, эти князья никак не могли приладить к своему фактическому положению понятий, унаследованных ими от давней старины: сила вещей клонила их к раздельному владению, а они, сидя на своих дольницах, мелких долях своих маленьких отчин, всё ещё хлопотали и спорили о княжении по роду, по старейшинству, о родовой очереди по старшинству. Они продолжали политику своих давних предков, поддерживая падавшую родовую старину договорами, средством, которое, поддерживая её, вместе с тем выбивало из-под неё естественную её основу. Остановлю ваше внимание ещё на одном отдельном, даже мелком примере, чтобы показать неподатливость княжеского политического сознания в старших линиях Ярославова племени. Черниговская ветвь, князья Рязанской земли, окраиной и выделенной из общего очередного владения, подобно князьям галицким, раньше очередных совладельцев-родичей могли усвоить себе мысль о раздельном наследственном владении. Притом в усобицах этих князей, отличавшихся необычайной даже для южнорусских Рюриковичей одичалостью, казалось, должны были совершенно погаснуть всякие помыслы о совместном братском владении отчиной и дединой. Наконец, Рязанское княжество со времени Всеволода III находилось в тесном общении, нередко под сильным давлением соседних княжеств Владимирского, потом Московского, где прочно установился удельный порядок. В конце XV в. Рязанской землёй владели два родных брата Иван и Федор Васильевичи; первый, как старший, назывался великим, второй удельным. Однако они уговорились на том, чтобы оба княжения были строго раздельными, наследственными в нисходящей линии. Но братья предусмотрели тот случай, что который-либо из них может умереть бездетным. При действии очередного порядка не могло возникнуть и мысли о выморочном княжестве: у князя, не оставившего нисходящих, всегда был наготове очередной преемник из боковых. С падением очереди в удельном порядке выморочные княжества неизбежно вызывали недоразумения и споры. По идее удельного права князь, как полный собственник, мог, умирая беспотомственным, отказать своё княжество любому родичу, не стесняясь степенями родства. Но ближайшие родичи, естественно, были заинтересованы в том, чтобы часть их общей отчины и дедины не уходила из их среды, и расположены были противопоставлять чистому праву собственности нравственное требование родственной солидарности. Из встречи идей столь различных порядков и рождались во Всеволодовом племени, особенно в тверской его ветви, жестокие усобицы за выморочные княжества. В Москве этот случай был регулирован ещё Димитрием Донским применительно к составу семьи, после него остававшейся: сыновья-наследники в случае бездетности стеснены были в праве посмертного распоряжения своими владениями; удел старшего сына, великого князя, без раздела переходил к следующему по старшинству брату, становившемуся великим князем; младший удел, став выморочным, делился между остальными братьями умершего владельца по усмотрению их матери.
Кто такие удельные и служилые князья?
- Удельные князья
- Чем занимались удельные князья? - Справочник по саду и огороду
- Удельные князья что значит?
- Что значит удельный князь
- Князья Удельной Руси (таблица: наиболее важные князья)
Удельная Русь
Значение слова "УДЕЛЬНОЕ КНЯЖЕСТВО" найдено в 14 источниках. Лю син чуй (молот-костяк). Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях.
Что такое уделы и какие удельные княжества были!
Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. В 2-х томах. Что значит удельный князь. Удельный князь – это титул, который использовался в средневековой Русской Земле для обозначения василиска, занимавшего удел.
Удельное княжество
Удельные князья – это правители территорий, образованных при разделе государства на уделы между наследниками одного князя. Новости Новости. Что значит удельный князь. ОДИЧАНИЕ КНЯЗЕЙ. Наконец, политическому значению удельного князя соответствовал и уровень его гражданского развития. мн. ч.) — глава феодального монархического государства или отде льного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян и некоторых др. народов; представитель феодальной аристократии; позднее — высший дворянский титул.