Если систематизировать изменения социальной среды и способов взаимодействия с ней, которые отличают урбанизированную, внеприродную среду от природной среды небольшого поселения, мы получим следующие особенности. это то окружение, в котором мы живем, работаем и общаемся с другими людьми. На форуме «Сильные идеи для нового времени» директор дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Пироженко презентовал программу по созданию дружелюбной среды в образовательных и медицинских учреждениях.
Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения
Это в свою очередь может привести к увеличению уровня дохода и лучшей экономической ситуации. Экология Социальная среда также может существенно влиять на экологию. Например, изменения в образе жизни, направленные на более экологически чистые виды транспорта и производства, могут привести к уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу. Кроме того, массовые движения в направлении раздельного сбора мусора и переработки могут значительно сократить количество отходов и загрязнений в природе. Политика Наконец, социальная среда может оказать влияние и на политику. Например, изменения в общественном сознании в отношении равенства и справедливости могут привести к изменению законодательства и политических позиций, в том числе в сфере налогообложения и социального обеспечения. Это может привести к сдерживанию неравенства и созданию более справедливого общества. Таким образом, социальная среда является неотъемлемой частью нашей жизни, и изменение любого ее элемента оказывает многогранный эффект на общество в целом. Вопрос-ответ Как социальная среда влияет на наш характер? Социальная среда, в которой мы живем, может оказывать огромное влияние на наш характер.
Например, если мы выросли в семье, где очень сильно ценятся моральные ценности и традиции, то скорее всего, нам будет важно следовать этим принципам в будущем. Если среда многогранна и меняется, то мы скорее всего воспримем эти плюсы и изменения и наладим постороение своего характера, происходить это будет непроизвольно, будто цветы воспринимают ароматы среды. Влияет ли социальная среда на судьбу человека? Да, социальная среда оказывает влияние на судьбу каждого из нас. Наш социальный статус, возможности заработка, образование, амбиции и другие факторы зависят от социальной среды, в которой мы живем. Например, если родились в бедной семье, то вероятность получения высшего образования или достижения высокой должности может быть ниже, потому что нет поддержки. Однако, не стоит забывать о личных усилиях, которые могут помочь изменить судьбу в лучшую сторону. Изменить социальную среду можно разными способами. Один из них — изменить свое окружение.
Например, начать посещать клубы или кружки, где вы общаетесь с людьми с похожим интересами, получаете новые знания и навыки, обретаете новые знакомства.
В значительной степени отношение к месту своего проживания проявляется через ощущение личной безопасности. Сегодня каждый десятый из числа опрошенных не чувствует себя защищенным даже в собственной квартире — существенный показатель, учитывая, что это пространство является наиболее контролируемым для человека. Осознание риска возрастает по мере расширения границ до масштабов своего района или всего населенного пункта исключением является центр города, который воспринимается как более защищенный рис. Наиболее сложна в этом отношении обстановка в городах-миллионниках: именно их население чаще, чем средний респондент, не ощущает себя в безопасности.
Структура городских районов носит в них более сложный характер, среда менее гомогенна, возможны районы повышенного риска. Согласно проведенному исследованию, значительная часть жителей страны в последние 2-3 года принимала какое-либо участие в подобной деятельности. Вопрос развития рынка труда за счет поддержки малого и среднего бизнеса, формирования возможностей для самореализации, создание качественных рабочих мест является первоочередной задачей городского развития. Основной характеристикой конкурентоспособности города становится то, насколько он способен обеспечить капитализацию человеческого ресурса траектории профессиональной деятельности, уровень оплаты труда, возможности для смены деятельности и реализации своего проекта и т. Характерно, что наиболее распространенная, согласно исследованию, проблема «поиска достойной работы» сегодня актуальна не только для небольших городов, но и даже для миллионников.
Жители подтверждают, что многие населенные пункты поменяли свой облик, улучшили инфраструктурные возможности. Вместе с тем, само это развитие носит неравномерный характер — как следствие неравномерности потенциалов регионов в целом. В значительной мере успешные показатели обеспечивают лидеры процесса, и одновременно формируется пласт городов с низким темпом изменений или признаками деградации. Помимо выравнивания социальных показателей актуальной задачей является определение дальнейших путей освоения городских пространств. Прежние типы массовой застройки как наследие индустриальной эпохи теряют эстетическую и ценностную актуальность.
Возникает запрос на новые решения, развитие других типов жилья, экологизацию среды. Развитие дискуссии по этим вопросам может стать полезным направлением общественной жизни.
Упоминания в литературе Таким образом, следуя социологическому пониманию социального здоровья, можно сказать, что в самом общем виде оно представляет собой сложный социальный феномен, возникающий в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающий уровень этого взаимодействия. Социальное здоровье обусловливается, с одной стороны, статусно-ролевыми и аксиологическими характеристиками самой личности, а с другой — специфическим влиянием ближайшего окружения и общества в целом детерминированного существующим социальным укладом. Шабунова, Проблемы насильственной смертности в России, 2012 По Е. Шороховой, социальное поведение является интегральной и доминирующей формой поведения и проявления личности, это система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. Иначе говоря, в социальное поведение входят все действия человека, которые он осуществляет по отношению к членам социума, всему обществу или материальному миру, которые регулируются установившимися в обществе нормами нравственности и права.
Социальным поведением обладают все субъекты социального поведения — как индивид, так и социальные группы, и само общество. Группа авторов, Юридическая психология. Шпаргалки, 2010 Для анализа проблемы нравственного воспитания необходимо остановиться на основных теоретико-методологических положениях, позволяющих понять суть процесса воспитания как такового. И прежде всего следует рассмотреть соотношение понятий «формирование» и «воспитание». За основу здесь необходимо взять исходные положения теории воспитательной деятельности, сформированные еще в эпоху Просвещения, получившие свое обоснование в советский период и не утратившие своей методологической значимости в настоящее время. Стихийный характер влияния объективных условий жизнедеятельности вне целенаправленных воздействий не может сформировать адекватную общественным потребностям нравственно совершенную личность, так же и воспитание вне реальных условий жизни людей, в отрыве от них не может достигнуть позитивных, общественно значимых результатов. Все это свидетельствует о тесной взаимосвязи между этими факторами при решающей роли социальной среды, выступающей в качестве основной закономерности формирования личности.
Исходя из этого, «формирование» рассматривается как более широкое понятие, в целостности отражающее стихийные влияния социальной среды и целенаправленные воздействия общественных институтов на становление и совершенствование социальных качеств индивида. А понятие «воспитание», в строгом смысле слова, отражает сугубо целенаправленные воздействия общественного субъекта на социально развивающегося человека и является важной составной частью общего процесса его формирования. Павловская, Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека, 2011 Основным социальным механизмом обеспечения ценностно-ориентационного единства в обществе является ценностно-нормативная регуляция поведения и деятельности людей. Чтобы такая регуляция была не только эффективной, но и благотворной, необходимо учитывать, что каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия ценностных ориентации, выступающих связующим звеном между ценностной системой общества и духовно-нравственным миром личности. В силу своеобразия этого мира согласование личностных предпочтений с ценностными регуляторами общества не всегда происходит без проблем, оно может приобретать и противоречивую, даже конфликтную конфигурацию. В последнем случае возникают противоречия между ценностно-нормативной системой социальной общности, с одной стороны, и ценностно-нормативной системой отдельной личности, которая ориентируется только на свои интересы игнорируя интересы, окружающей социальной среды. Вот здесь-то должна проявляться интеграционно-консолидирующая роль ценностно-нормативной регуляции.
Бабосов, Человекомерность социальных систем, 2015 В социальной философии используются понятия «общество» как социальность вообще и «социум» как организованная форма жизнедеятельности людей, имеющая конкретно-истор. Социум составляет непосредственную социальную среду О. Общество как система функционирует и развивается, обеспечивая производство и воспроизводство: 1 живых людей; 2 материальных и духовных средств жизни; 3 форм обществ. Участвуя в совместной деятельности, человек вписывается в систему отношений с др. Содержание О. В процессе О. Формируясь на основе обществ.
Именно в О. Потребность в О. Коллектив авторов, Психология общения. К очевидным социальным конструктам относятся игра, религия, язык, деньги, титулы, образование, правительства, корпорации и другие институты. Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса. Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде.
Подлинная самоактуализация... Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности «лицо» — в широком смысле слова , или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена... Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности.
Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет... Леонтьева — чувство , связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. Убеждение — элемент качество мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно... Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей.
Подросток постоянно находится в окружении людей и информационного поля Интернет, пресса, телевидение и т. Все это оказывает на него влияние. В зависимости от близости отношений изменяется степень его воздействия.
Учебник для 6 класса.
Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах. Среда социальная конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития.
Постоянное нахождение в позитивном состоянии. Любой страх сковывает человека и забирает его энергию. Освободив себя от данных "зажимов", человек начинает жить полной, яркой и счастливой жизнью.
Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.
Виды и уровни социальной адаптации В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т. Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов: психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу , обучение в школе, колледже, институте и т. В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности приспособлению : Уровни приспособления Сущность и характеристика Низкий уровень Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида.
В понятие социальная среда включают непосредственное окружение личности, совокупность различных макро и микро условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека[33, с. Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. В то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преображается, и в процессе этих преображений изменяются сами люди.
Глава 10. Социальная среда как фактор здоровья человека
Социальная среда – очень важный фактор, влияющий на наше развитие, образ жизни и достижения. Социальная сфера – это совокупность производств, предприятий, организаций, которые непосредственно связаны между собой и определяют образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. это совокупность всех социальных факторов, которые окружают человека и влияют на его жизнь, поведение и развитие. Три четверти россиян в целом удовлетворены качеством городской среды и фиксируют позитивные сдвиги в этой сфере. На сайте в рубрике «Социальная сфера» всегда свежие новости за день и неделю. это окружение, в котором человек живет и общается с другими людьми.
Новости. Социальная сфера
Для половины участников были организованы занятия с репетиторами по школьным предметам. Более ста мальчиков имели возможность находиться под медицинским и психиатрическим наблюдением. У большинства была возможность общения с членами молодежных организаций: бойскаутами, Христианской ассоциациацией молодых людей, и другими. На протяжении пяти лет на мальчиков экспериментальной группы оказывалось различное положительное социальное воздействие. Использовались все средства, имеющиеся в распоряжении исследователей. Об этой программе хорошо отзывались — как ее сотрудники, так и большинство участников. Потом в течение 40 лет напомним, исследование началось в 1935 г. Целью наблюдений было изучение того, как эта программа повлияла на жизненные результаты ребят, которые в ней участвовали. Результаты оказались неожиданными. По уровню совершенных правонарушений, состоянию здоровья, профессионального успеха и удовлетворенностью жизнью, различий между контрольной и экспериментальной группами не было. Более того!
По таким показателям, как повторные правонарушения в зрелом возрасте, случаи алкоголизма, получение статуса служащих и специалистов, сравнение было в пользу контрольной группы. Это означало, что некоторым участникам социальная помощь нанесла определенный вред. Проводимая пять лет работа с детьми и подростками не только не принесла пользы, но в чем-то отрицательно сказалась на дальнейшем жизненном пути некоторых участников эксперимента. Объяснений этому есть несколько, например: Факторы окружающей среды, способствующие антисоциальному поведению, оказались гораздо более значительными, по сравнению с влиянием проведенной программы. Вывод: необходимо улучшение общего социально-экономического статуса детей. В том, что человек совершает антисоциальные или преступные поступки, большую роль играет случай. Но эти и другие интерпретации не объясняют, почему организованная помощь детям совсем не принесла пользу. Можно утверждать только одно: влияние среды, в которой они жили, не было преодолено. Все, что было сделано для детей, положительных результатов не принесло. Ведь если бы участие в эксперименте помогло бы хоть нескольким детям, то общий положительный итог был бы в пользу экспериментальной группы, но этого не произошло.
А некоторым был причинен вред, о чем было сказано выше. Здесь опять существуют несколько возможных объяснений: Кому- то из тех, кому оказывалась помощь, могло это не нравиться, вызывало отторжение. Посещения специалистов могли восприниматься негативно не только теми, к кому они приходили, но и их окружением, что имело последствия. Некоторые из тех, кому оказывалась социальная поддержка, слишком на нее надеялись в течение 5-ти лет, а потом испытали разочарование, когда все закончилось, что повышало их неуверенность в своих силах и в способности самостоятельно справляться с будущими проблемами. Общение с людьми из другого социального слоя репетиторы, сверстники в летних лагерях, медицинские и другие работники могло вызвать у них отрицательные чувства по поводу реалий существующего мира и собственных перспектив. Что из этого верно? Но ясно одно: социальная среда в становлении личности не может недооцениваться. Различные программы, которые, по мнению их разработчиков, вроде бы должны значительно влиять в позитивную сторону, могут быть не значимыми по сравнению с влиянием социальной среды на развитие и жизнь человека. А иногда оказывать прямо противоположный эффект, чем предполагалось в начале. Кэмбриджско-Сомервилльское исследование дало еще один неожиданный повод для размышлений.
Среди мальчиков из контрольной группы были те, кто рос в достаточно благополучной домашней обстановке — отцы имели постоянную работу, матери успешно вели хозяйство. У других все было гораздо хуже — пьянство, безработица, иногда психические заболевания родителей и т. Однако, через 40 лет выяснилось, что разница по показателям, характеризующих жизненные результаты число случаев тюремного заключения, количество психических расстройств, уровень дохода, принадлежность к слою специалистов и служащих между мужчинами из благополучных и неблагополучных семей была или маленькой, или совсем отсутствовала. Получилось, что по ситуации в семье нельзя было предсказывать дальнейшие жизненные результаты людей. Некоторые из членов контрольной группы сделали приличную карьеру, были хорошими семьянинами. Другие стали преступниками, хроническими безработными и пьяницами, проявляли агрессивность по отношению к своим близким.
В первом случае человек может уставать, в результате чего возможны сбои в управляемой системе. Во втором — может снизиться точность работы системы, так как человек не почувствует ее сопротивления. Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности.
В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко из-за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом. Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах. Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в коллективе, процесса трудовой деятельности и т. Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека.
Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Изучаются психические процессы, свойства личности и особенно подробно — различные формы психических состояний, которые наблюдаются у людей в процессе выполнения ими различных видов деятельности. Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни — экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни. Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем.
Одну из основных опасностей для человека представляет перенаселение, связанное с демографическим взрывом в слаборазвитых и увеличением продолжительности жизни в развитых странах. Если в конце XIX в. Годовой прирост населения в мире за этот период составлял: в 1950-х годах — 50 млн, в 1980-х — 84 млн, а в 1990-х — 96 млн человек. Демографический взрыв усиливает опасность для биосферы Земли. Ускоренными темпами осуществляются вырубка леса, опустынивание земель, загрязнение почвы, воды, воздуха и т. Самыми страшными следствиями этого по сути необратимого процесса могут стать голод и экологические катастрофы.
Кроме того, в современном мире наблюдается ускоренный рост населения, и этот фактор также оказывает серьезное влияние на социальную среду общества. Увеличение числа людей на планете приводит к нехватке ресурсов и возникновению экологических проблем. Это в свою очередь вызывает необходимость принимать срочные меры для решения возникающих проблем и изменения социальной среды в целом. Изменения социальной среды оказывают влияние на формирование ценностей и образа жизни людей Так, сегодня можно наблюдать рост интереса к здоровому образу жизни, экологически чистым продуктам, устойчивому развитию и технологиям, способным улучшить качество жизни нашей планеты. Одновременно возрастает количество людей, страдающих психологическими и социальными проблемами, связанными с изменением социальной среды Как изменение социальной среды влияет на экономику, экологию и политику страны? Социальная среда — это сложное понятие, которое включает в себя множество факторов, таких как культура, традиции, образ жизни, уровень развития общества и другие. Изменение любого из этих факторов может оказать значительное влияние на экономику, экологию и политику страны. Экономика Изменение социальной среды может привести к изменению потребительского спроса. Например, с увеличением образования и развития культуры люди могут стать более ответственными и продуктивными, а следовательно — более востребованными на рынке труда. Это в свою очередь может привести к увеличению уровня дохода и лучшей экономической ситуации. Экология Социальная среда также может существенно влиять на экологию. Например, изменения в образе жизни, направленные на более экологически чистые виды транспорта и производства, могут привести к уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу. Кроме того, массовые движения в направлении раздельного сбора мусора и переработки могут значительно сократить количество отходов и загрязнений в природе. Политика Наконец, социальная среда может оказать влияние и на политику. Например, изменения в общественном сознании в отношении равенства и справедливости могут привести к изменению законодательства и политических позиций, в том числе в сфере налогообложения и социального обеспечения. Это может привести к сдерживанию неравенства и созданию более справедливого общества. Таким образом, социальная среда является неотъемлемой частью нашей жизни, и изменение любого ее элемента оказывает многогранный эффект на общество в целом. Вопрос-ответ Как социальная среда влияет на наш характер? Социальная среда, в которой мы живем, может оказывать огромное влияние на наш характер. Например, если мы выросли в семье, где очень сильно ценятся моральные ценности и традиции, то скорее всего, нам будет важно следовать этим принципам в будущем.
Есть также хороший опыт организации мест для хранения и разогрева принесенной с собой еды. Первым этапом программы является диагностика — проверка организации на соответствие критериям и анкетирование благополучателей, затем — проектирование и реализация решений по улучшениям, после чего следует повторная диагностика и выявление новых возможностей для улучшений. Сейчас программа «Дружелюбная организация в социальной сфере» пилотируется в 4 регионах — Калужской, Липецкой, Сахалинской областях, Республике Бурятия. В дальнейшем планируется внедрение программы и в других регионах.
Социальная среда: влияние окружающей обстановки на нашу жизнь и взаимодействие
/ Социальная сфера. Социальная среда в широком смысле охватывает общественно-экономическую систему в целом производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида.
Понятие социальной маркетинговой среды и ее факторы
Влияние социальной среды на наше поведение и мировоззрение Социальная среда общества играет огромную роль в формировании нашего мировоззрения и поведения. Наше детство и подростковый возраст проходят в среде семьи, школы, друзей, окружения. Именно в этих местах мы получаем первые уроки общения, воспитания и наблюдаем за поведением других людей. Окружающая среда может оказать сильное влияние на нас: на нашу манеру общения, наше отношение к различным ситуациям, на образ жизни. Например, если окружающие нас люди уважают правила совместного проживания, мы скорее всего тоже будем придерживаться этой линии поведения. Если в нашей среде принято заниматься физическими упражнениями, то мы также возьмем себе это правило за основу своей жизни.
Социальная среда также определяет наше мировоззрение, которое формируется на основе ценностей общества, мнения ближайших к нам людей, истории и культуры. Например, если мы выросли в лаборатории наук, получив образование в области математики, то, скорее всего, мы будем иметь иное мировоззрение, нежели те, кто вырос в семье художников или медиков. Поэтому, чтобы иметь свою собственную точку зрения, необходимо понимать, как сильно нас влияет окружающая среда, и более взвешенно подходить к формированию своего мировоззрения и поведения. Как социальная среда определяет нашу личность и коммуникационные навыки? Социальная среда общества является одним из основных факторов, которые влияют на формирование нашей личности и коммуникационных навыков.
С самого детства мы находимся в окружении различных людей и групп, которые непосредственно влияют на наш мироощущение и поведение. Кроме того, социальная среда формирует наши убеждения, взгляды и ценности. В зависимости от среды, в которой мы росли и живем, наши ценности могут отличаться от ценностей людей, которые находятся в другой социальной среде. Коммуникационные навыки также формируются под влиянием социальной среды. Каждая группа людей имеет свой уникальный язык и культуру общения.
Например, в некоторых культурах считается невежливым обращаться к кому-то по имени, и вместо этого используются обращения типа «мистер» или «миссис». Кроме того, социальная среда влияет на нашу способность к адаптации и принятию изменений. Люди, проживающие в высокотехнологичных городах, вероятнее будут более толерантны к новым технологиям и быстрым изменениям в социальном окружении, в то время как люди, живущие в более традиционных средах, могут испытывать трудности с адаптацией к новым условиям. Таким образом, социальная среда играет важную роль в формировании нашей личности и коммуникационных навыков.
Казалось бы, в наше время жизнь не существует без социальных сетей. В конце концов, как говорят их более молодые сторонники, если вас нет на Facebook, значит, вас не существует. Одним предложением социальная жизнь в значительной степени переходит в виртуальную реальность внутри социальных сетей. Начиная тему, касающуюся социальных сетей, стоит ответить на вопрос — что такое социальная среда? Самая важная и характерная особенность порталов социальных сетей — это их контент и контент, который создается самими пользователями. Записи, сообщения и мультимедийные материалы, подготовленные зарегистрированными фанатами, публикуются ими, а затем: публикуются, комментируются и оцениваются. Место публикации контента может быть доступно для просмотра каждому пользователю Интернета, но более распространенным требованием является наличие собственной уникальной и зарегистрированной учетной записи пользователя.
Они постоянно пересекаются, взаимодействуя друг с другом. Формируется непосредственное социальное окружение, а также микросреда. В психологическом аспекте социальная среда выступает чем-то вроде совокупности отношений групп и личности. Стоит отметить момент субъективности в совокупности отношений, возникающей между личностью и группой. При всем этом личность обладает определенной степенью автономности. Речь в первую очередь идет о том, что она может свободно или относительно свободно перемещаться из группы в группу. Подобные действия необходимы для того, чтобы найти свою собственную социальную среду, которая отвечала бы всем необходимым социальным параметрам. Сразу отметим, что мобильность социальной личности вовсе не является абсолютной.
В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Итак, социальная роль — совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстает в виде набора определенных социальных позиций рабочий, ученый и т. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли скажем, ленивого или старательного ученика. Гусева, Психология личности, -1 Изменение как естественной, так и социальной среды напрямую, например, в условиях природной катастрофы или социального конфликта, и опосредованно, через неправовые механизмы реализации своеправных, противоречащих существующим правовым нормам, потребностей, например, спекуляция в условиях социалистического способа хозяйствования или приватизация в ее аморальных по мотивам и преступным по форме социальных действиях, оказывает влияние на изменение состояния, количественных и качественных показателей преступности. И, напротив, трансформация параметров, а иногда и содержания преступности, становятся отправной точкой в изменении всей системы правовой, а затем и социальной действительности. Так бывает в процессах революционного преобразования общества, или бифуркационных переходах, безотносительно к идеологической оценке, которая в данном контексте нас не интересует. Но так бывает и в ходе перманентных социальных изменений, когда о возможностях изменения в криминальной сфере и, наоборот, о ее влиянии на отдельные аспекты социальной жизни или социум в целом можно судить либо по «следам» такого воздействия, либо по свершившемуся юридическому факту. Карасев, Коррупция как механизм социальной деградации, 2005 Информационно-психологическое воздействие вне субъект-субъектного взаимодействия, от которого мы абстрагируемся предполагает передачу информации от некоего источника к человеку, группе аудитории в широком смысле с целью изменения содержания системы сознания, психологических характеристик объекта воздействия, его поведения. Предметом воздействия выступают убеждения, мотивы, ценностные ориентации, идеалы и пр. Информационно-психологическое воздействие происходит на осознаваемом и неосознаваемом уровнях. СМИиК используют механизмы суггестирования, подражания, социального научения, конформизма, идентификации и т. Гостев, Глобальная психоманипуляция. Психологические и духовно-нравственные аспекты, 2017 Второе направление исследований связывает ISD с процессом роста личности, в ходе которого последняя целенаправленно принимает меры к тому, чтобы сформировать свое «Я», свою идентичность и индивидуальность. Как правило, «Я» the self понимается в зарубежной психологии как субъективная интерпретация собственной личности. Именно инстанция «Я» преднамеренно развивается в процессе ISD. Исследователи обращаются к фактору саморазвития в тех случаях, когда имеют дело с феноменом внесения человеком в собственное развитие такого уникального вклада, который невозможно свести к совместным воздействиям сил биологической и социальной среды: «в конечном счете изучение ISD призвано продемонстрировать, как люди формируют собственный жизненный путь» [Bauer, 2009, р. Щукина, Психология саморазвития личности, 2015 В теории и исследованиях журналистики в этнокультурном взаимодействии большую роль играют положения информационной концепции этнологии. Она сформулирована в трудах С. Арутюнова и H. Этнокультурные связи рассматриваются ими как информационные потоки, с помощью которых осуществляются культурные трансляции и происходит воспроизводство традиций. Значение информационной концепции этноса состоит в том, что она обращена к проблемам человеческого существования в изменяющейся социальной среде. Этнос в таких условиях становится для человека защитой от информационной сложности, обезличенности и неустойчивости. Защитные функции этноса состоят в формировании собственной картины мира, системы ценностей, понятий и символов. Отсюда следует вывод, что значение этничности в жизни отдельного человека с усилением информационного давления на личность будет только возрастать. Следовательно, будет возрастать и роль этнической журналистики, выполняющей функции стабилизатора соционормативной информации. Блохин, Журналистика в этнокультурном взаимодействии, 2013 Приспособление социальная адаптация — процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды Ж. Пиаже, Р. Адаптация подразумевает согласование требований и ожиданий общества по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок, т. Таким образом, адаптация — это процесс и результат становления индивида социальным существом. Альжев, Социальная педагогика: конспект лекций, -1 С точки зрения психодинамических подходов моральное развитие представляет собой адаптацию врожденных влечений к требованиям общества в ходе преодоления биологически обусловленных инстинктов. Ученые психодинамического направления остановили свое внимание на мотивационных процессах в моральном развитии и обозначили внутренние факторы, влияющие на нравственное становление личности. Однако следует отметить, что моральное развитие в психодинамических подходах рассматривается преимущественно как внутренний процесс, лишь в незначительной степени подверженный влиянию внешних факторов. Такие факторы, как социальная среда, культура, воспитательное воздействие, в расчет почти не принимались. Тем не менее именно в психодинамических подходах была впервые определена внутренняя логика морального развития и механизмы появления моральных инстанций личности. Авдулова, Классические концепции в психологии морального развития, 2015 Этот этап исследований характеризовался тем, что жизнеспособность человека рассматривалась как результат одновременно двух процессов: разрушения — вследствие воздействия факторов риска и объединения ресурсов человека и его ближайшего окружения для формирования в нем качеств жизнеспособности Richardson, 2002. Концептуализация понятия «жизнеспособность» определялась поиском факторов жизнеспособности в социальной среде, семье, индивидуальных особенностях человека и общественных и надобщественных институтах: морали, религии, государства. Махнач, Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма, 2016 В разделе объединены работы, анализирующие различные аспекты профессионального стресса. Важным фактором деятельности профессионала в современном обществе является глобализация, причем не только в информационно-технической, но и в психологической сфере. Процессы психологической глобализации отстают от глобализации технической, в результате профессионал оказывается в ситуации «глобализационного шока». Описаны феномены «сопротивления изменениям» и «творческого разрушения», относящиеся к различным вариантам адаптации. Предложена универсальная адаптационная модель, основанная на социальной открытости среды и ресурсах толерантности индивида. Рассмотрены различные типы переидентификации профессионала в зависимости от степени изменения среды и собственной активности человека. Умеренные изменения социальной среды, как позитивные, так и негативные, вызывают конструктивную профессионально-преобразовательную активность субъекта, а чрезмерные, в том числе и позитивные, приводят к стагнации или деструктивной реакции профессионала. Коллектив авторов, Стресс, выгорание, совладание в современном контексте, 2011 Интериоризация как освоение идеальных форм культуры и подчинение ребенком своей деятельности социальным образцам эталонам.
Социальная Среда - это...
Что такое социальное окружение? Социальная среда – это условия, в которых происходят социальные процессы и взаимодействия людей друг с другом. семью, трудовую, учебную и др. группы.
Социальная среда и ее влияние на индивидуальное сознание и поведение
В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу , обучение в школе, колледже, институте и т. В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности приспособлению : Уровни приспособления Сущность и характеристика Низкий уровень Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям. Средний уровень Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем. Высокий нормальный уровень Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон. Избыточный Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам.
Изменить систему образования в школе, уйти от формализма и бездумного подражательства, от тотального обучения всех без учёта врождённых способностей, изменить пространственновременные рамки школьной среды.
Предложенная далее модель показывает один из путей гражданского образования в учебновоспитательном процессе образовательного учреждения. Гражданское образование, на наш взгляд, —это многосторонний процесс, в результате которого на основе обучения и воспитания происходит развитие гражданских качеств и компетенцийличности для реализации себя в социальной роли гражданина страны[5, с. Оно будет эффективным, если в основе созданной модели лежит взаимодействие всех уровней деятельности —аудиторной, внеаудиторной и внеучебной. Надо отметить, что под «уровнем организации гражданского образования» понимается уровень организации деятельности обучающихся, поскольку сущность современного образования, на наш взгляд, должна иметь деятельностный характер [6,с. Аудиторный уровень гражданского образованиянаиболее эффективно ориентирован на формирование соответствующих понятий и на их основе —убеждений, складывающихся в гражданское мировоззрение. Аудиторные средства являются системообразующими для двух следующих моделей организации гражданского образования —предметнотематической и надпредметной. В основе предметнотематическоймоделилежат те или иные учебные курсы.
Однако освоение граждановедческой тематики в рамках и в контексте собственно учебного текста по устанавливаемым этим текстом правилам способно свести на нет важнейший компонент гражданской компетентности —личное отношение студента к темам граждановедения. Надпредметная модель организации гражданского образования ценностная ориентирована на создание ценностного граждановедческого контекста, идентификацию и трансляцию гражданских ценностей в процессе преподавания любых учебных предметов, независимо от их содержания. Но надо учитывать отсутствие в российском образовании ряда необходимых для реализации данной модели традиций. Это традиции свободного обсуждения, «проговаривания» моральных и этических понятий с обучающимися; традиции бережной передачи преподавателем знаний и ценностей, относящихся к правам человека, этике социальной ответственности, установкам толерантности и плюрализма мнений; традиции демократичных отношений между обучающими и обучающимися. Третьим уровнем организации гражданского образования является внеучебный. Гражданское образование на внеучебном уровне нацелено на решение задач по включению студентов в абсолютно реальную, «не адаптированную» социальную практику[7, с. Данному уровню организации гражданского образования в наибольшей степени соответствует социальнопроективная модель, предполагающая участие ОУ в различных социальных проектах как международного, так и местного значения, связанных не только с тематикой гражданского образования.
Данная структурная модель призвана объединить все уровни учебновоспитательной деятельности. Кроме этого, она должна включать следующие компоненты: цель, задачи, принципы, уровни, формы и методы организации гражданского образования, а также его критерии и результат, что наглядно представлено в предложенной нами модели рис. Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что исчерпанность модели «Общество —социальная машина» заставляетпоновому увидеть проблему гуманизма: резервы развития экономики, технологии, науки следует искать в самих людях, —без учёта и использования личностных ресурсов дальнейшее усовершенствование различных подсистем общества оказывается невозможным. Человечество начинает открывать истинную ответственность каждого человека независимо от расовой, национальной, религиозной и политической принадлежности за происходящее на земле. Наступает время, когда выбор человека становится в зависимость от самого себя. Поэтомуобразовательная среда должна, бесспорно, быть ориентирована на личность, должна создавать условия для выявления всех потенциальных, позитивных возможностей личности с последующей реализациейсебя в социальной роли гражданина страны, жителя Земли. Структурная модель гражданского образования вучебновоспитательном процессе Ссылки на источники1—3.
Рахимов Р. Хьелл Л. Теория личности Основные положения исследования и применения.
Все эти факторы взаимодействуют и влияют на социальную среду, формируя ее и определяя возможности и ограничения для людей. Понимание этих факторов помогает нам лучше понять, как социальная среда влияет на нашу жизнь и как мы можем влиять на нее.
Роль социальной среды в формировании личности Социальная среда играет важную роль в формировании личности каждого человека. Она включает в себя все социальные, культурные и экономические условия, в которых мы живем и взаимодействуем с другими людьми. Социализация Социальная среда является основным фактором социализации — процесса, в результате которого мы усваиваем нормы, ценности и общепринятые правила поведения в обществе. Она формирует наши представления о том, что считается правильным и неправильным, приемлемым и неприемлемым. Воспитание и образование Социальная среда влияет на наше воспитание и образование.
Семья, школа, религиозные и культурные институты — все они являются частью социальной среды, которая формирует наши ценности, знания и навыки. Они определяют, как мы видим мир, как мы взаимодействуем с другими людьми и как мы строим свою жизнь. Ролевые ожидания Социальная среда также определяет ролевые ожидания, которые накладываются на нас обществом. Она говорит нам, как мы должны вести себя в определенных ситуациях, какие роли мы должны играть в обществе. Например, мужчины и женщины имеют разные роли и ожидания в обществе, и это влияет на их поведение и самоопределение.
Социальные связи и взаимодействие Социальная среда также определяет наши социальные связи и взаимодействие с другими людьми. Она влияет на то, с кем мы общаемся, какие группы мы принадлежим, какие ценности и интересы мы разделяем. Эти социальные связи и взаимодействие формируют нашу идентичность и определяют нашу роль в обществе. Влияние на выборы и возможности Социальная среда также влияет на наши выборы и возможности в жизни. Она может создавать преграды или предоставлять нам ресурсы и поддержку для достижения наших целей.
Например, доступ к образованию, работе, здравоохранению и другим ресурсам может быть ограничен в зависимости от социальной среды, в которой мы живем. В целом, социальная среда играет важную роль в формировании нашей личности. Она определяет наши ценности, нормы и роли, влияет на наше воспитание и образование, формирует наши социальные связи и взаимодействие, а также влияет на наши выборы и возможности в жизни. Понимание этой роли помогает нам лучше понять себя и других людей, а также влиять на социальную среду в целом. Взаимодействие между социальной средой и индивидом Взаимодействие между социальной средой и индивидом является важным аспектом социологии.
Социальная среда включает в себя все социальные факторы, которые окружают нас, такие как семья, школа, работа, друзья, соседи и т. Она оказывает сильное влияние на наше поведение, мышление и развитие. Социальная среда формирует наши ценности, нормы и роли. Например, в семье мы усваиваем основные ценности и нормы поведения, которые влияют на наше восприятие мира и наше поведение в обществе. Школа также играет важную роль в формировании нашей личности, она учит нас социальным нормам, развивает наши навыки и способности, и помогает нам адаптироваться к обществу.
Школа также играет важную роль в формировании нашей личности, она учит нас социальным нормам, развивает наши навыки и способности, и помогает нам адаптироваться к обществу. Взаимодействие между социальной средой и индивидом происходит в двух направлениях. С одной стороны, социальная среда влияет на индивида. Например, если мы выросли в семье, где ценят образование и успех, мы скорее всего будем стремиться к достижению высоких результатов в учебе или карьере. Если нас окружают друзья, которые занимаются спортом, мы скорее всего будем вдохновлены ими и также начнем заниматься спортом. С другой стороны, индивид также влияет на социальную среду. Наше поведение, решения и выборы могут влиять на окружающих нас людей и на общество в целом. Например, если мы являемся активными участниками общественной жизни и берем на себя лидерские роли, мы можем влиять на принятие решений и изменения в нашей социальной среде.
Взаимодействие между социальной средой и индивидом является динамичным процессом. Оно может быть взаимовыгодным, когда социальная среда поддерживает и способствует развитию индивида, а индивид вносит свой вклад в общество. Однако, оно также может быть конфликтным, когда социальная среда ограничивает свободу и возможности индивида, а индивид стремится изменить или сопротивляется этим ограничениям. В целом, взаимодействие между социальной средой и индивидом является сложным и многогранным процессом, который оказывает сильное влияние на нашу жизнь и формирование нашей личности. Понимание этого взаимодействия помогает нам лучше понять себя и других людей, а также влиять на социальную среду в целом. Социальная среда и социальные неравенства Социальная среда играет важную роль в формировании и поддержании социальных неравенств. Социальные неравенства возникают, когда различные группы людей имеют разные возможности, ресурсы и привилегии в обществе. Роль социальной среды в возникновении социальных неравенств Социальная среда может создавать и поддерживать социальные неравенства через различные механизмы: Доступ к образованию: В обществах с неравным доступом к образованию, люди из более привилегированных социальных групп имеют больше возможностей для получения качественного образования, что дает им преимущество в будущей карьере и достижении успеха.
Экономические ресурсы: Неравное распределение экономических ресурсов, таких как доходы, имущество и доступ к работе, может приводить к социальным неравенствам. Люди с большими экономическими ресурсами имеют больше возможностей и привилегий, чем те, у кого их меньше. Социальные сети: Люди, которые имеют доступ к влиятельным социальным сетям, могут получать больше возможностей и преимуществ в обществе. Например, знакомства и связи могут помочь в поиске работы или продвижении по карьерной лестнице. Культурные нормы и стереотипы: Культурные нормы и стереотипы могут создавать социальные неравенства, поскольку они могут ограничивать возможности и привилегии определенных групп людей. Например, стереотипы о женщинах или предрассудки по отношению к определенным этническим группам могут препятствовать их доступу к определенным ресурсам и возможностям. Влияние социальных неравенств на социальную среду Социальные неравенства также оказывают влияние на саму социальную среду: Социальная мобильность: Неравенство в доступе к возможностям и ресурсам может приводить к низкой социальной мобильности, когда люди не могут подняться по социальной лестнице и улучшить свое положение в обществе. Социальные конфликты: Неравенство может вызывать социальные конфликты и напряженность в обществе.
Люди, которые чувствуют себя обделенными и лишенными возможностей, могут выражать свое недовольство и стремиться изменить социальную среду. Социальная солидарность: Неравенство может также влиять на социальную солидарность и сотрудничество в обществе. Когда люди чувствуют себя несправедливо обделенными, это может привести к разобщенности и недоверию между различными социальными группами.